Святые Отцы Церкви

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

Cлово предогласительное, или предисловие к словам огласительным 

1. Благоухание блаженства пред вами уже, просвещаемые; собираете уже мысленные цветы, чтобы соплести из них небесные венцы; повеяло уже благоухание Духа Святого. Вступили уже вы в преддверие царских чертогов; о, если бы ввел вас к себе Царь! Появился цвет на древах; о, если бы видеть на них и совершенный плод! Между тем имена ваши вписаны, призвание в воинство было, брачные светильники в руках, изъявлены и желание небесного жития, и благое изволение, и сопровождающая оное надежда. Ибо не лжив сказавший: «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Но хотя Бог и щедр в благотворении, однакоже от каждого ожидает искреннего произволения. Почему Апостол присовокупил: «призванным по Его изволению». Изволение, когда оно искреннее, делает тебя «призванным». Но если телом ты здесь, но не здесь мыслию, то нет в этом пользы.

2. И Симон-волхв приступал некогда к купели сей. И крестился, но не просветился; омыл тело водою, но не просветил сердца Духом; погружалось в воду и вышло из воды тело, а душа не погреблась со Христом и не воскресла с Ним. Представляю примеры падения, чтобы тебе не пасть. С теми было сие прознаменовательно, написано же в научение и доныне приступающим, чтобы из вас кто-либо не оказался искушающим благодать; «чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда» (Евр. 12, 15), чтобы из вас кто не вышел, говоря: «позволь посмотреть, что делают верные. Пойду посмотрю и узнаю, что у них». Чаешь увидеть, а не чаешь, что и тебя увидят; думаешь, тебе любопытно знать, что бывает у верных, а Бог не полюбопытствует видеть сердце твое.

3. Однажды полюбопытствовал некто войти на брак, упоминаемый в Евангелии и, облекшись в неприличную одежду, вошел он, возлег и ел. Жених дозволил это. Но самому надлежало видеть, что все в белых одеждах и на себя возложить такую же одежду. Напротив того, он вкушал одинаковые со всеми яства, но не одинаковые имел и одеяние и произволение. А жених был, хотя и щедр, однакоже не неразборчив. Обходит и осматривает каждого из возлежащих (ему желательно знать не то, как едят, но благоприлично ли ведут себя) и, увидев человека пришлого, не имеющего на себе брачного одеяния, говорит ему: «Друг! как ты вошел сюда?» (Мф. 22, 12). В каком виде? С какою совестию? Положим, что не остановил тебя придверник по щедрости приглашавшего; положим, что был ты в неведении, в какой одежде должно приходить на пиршество. Но ты вошел и видел, как светлы одежды у возлежащих; не надлежало ли вразумиться тебе видимым? Не надлежало ли тебе благовременно войти, чтобы благовременно и выйдти? Теперь и вошел ты не во-время, и не ко времени будешь изгнан. И приказывает слугам: «свяжите ему ноги, дерзко вошедшему, свяжите ему руки, не умевшие возложить светлого одеяния, и вверзите его во тьму кромешную» (ст. 13); потому что не достоин он брачных светильников». Видишь, что было тогда с ним? Поберегись и ты.

4. Мы, служители Христовы, приемлем всякого и, как бы исправляя должность придверников, оставляем двери не запертыми. Нет запрещения войти тебе, если у тебя и душа осквернена грехами, и намерение нечисто. И ты вошел, принят, имя твое вписано. Видишь ли досточетное это благоустройство Церкви? Примечаешь ли порядок и знание дела, чтение писаний, присутствие клира, последование учения? Почти место и вразумись видимым. Выходи ныне благовременно, и на утро входи еще благовременнее. Если одеянием души твоей служит сребролюбие, входи в другой одежде; скинь с себя ту одежду, какая на тебе, а не прикрывай ее. Совлекись любодеяния и нечистоты и облекись в светлую ризу целомудрия. Предваряю тебя о сем, прежде нежели пришел Жених душ Иисус и усмотрел одежды. Долговременный дается тебе срок. Сорок дней имеешь на покаяние. Много у тебя удобного времени и совлечься, и омыться, и облечься, и войти. Если же останешься при злом произволении: предваряющий тебя не виновен, но ты не ожидай приять благодать. Примет тебя вода, но не воспримет дух. Если кто знает у себя язву, пусть возьмет пластырь; если кто пал, пусть восстанет. Да не будет среди нас Симона, да не будет в вас ни лицемерия, ни праздной пытливости.

5. Можно войти тебе и по другому побуждению. Возможно и то, что муж хочет сделать приятное жене и потому приходит сюда. Тоже слово можно обратить и к женщинам. Нередко и раб желает угодить господину, и друг — другу своему. Оставляю приманку на уде и уловляю тебя, который приходишь с худым произволением, но можешь быть спасен благою надеждою. Может быть, и не знаешь ты, куда идешь и какая тебя мрежа приемлет в себя. Ты в сетях церковных; отдайся в плен живой, не беги. Тебя уловляет Иисус не для того, чтобы умертвить, но чтобы, умертвив, оживотворить. Должно тебе умереть и воскреснуть. Слышал ты, что говорит Апостол: мертвы греху, живы же правде (Рим, 6, 11). Умри грехам и живи правде, живи с нынешнего дня.

6. Смотри, какое достоинство дарует тебе Иисус. Назывался ты оглашенным, потому что возглашали тебе от вне; слышал ты о надежде и не знал ее; слышал о таинствах и не разумел; слушал писание и не знал глубины его. Теперь не от вне возглашают тебе, но внутри себя слышишь глас, потому что живущий в тебе дух соделывает ум твой Божественным жилищем. Когда услышишь написанное о таинствах, тогда уразумеешь, чего не знал. И не подумай, что приемлешь нечто малое. Ты, достойный сожаления человек, приемлешь именование Божие. Слушай, что говорит Павел: «верен Бог» (1 Кор. 1,9); слушай, что говорит другое Писание: «Бог верен и праведен» (Втор. 32, 4). Псалмопевец, провидя сие, что люди приимут наименование Божие, сказал от лица Божия: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышняго все вы» (Пс. 81, 6). Но смотри, чтобы не было у тебя наименование верного, а произволение неверного. Вступил ты в состязание, продолжай течение. Другого подобного времени не будешь иметь. Если бы предстояли тебе дни брачные, не всем ли бы ты пренебрег, и не занялся ли бы уготовлением пиршества? Намереваясь же душу посвятить небесному Жениху, ужели не оставишь телесного, чтобы приять духовное?

7. Крещение нельзя принять дважды или трижды, рассуждая так: «не удалось однажды, поправлю дело в другой раз». Если однажды не получил ты успеха, то дело неисправимо. Ибо «один Господь, одна вера, одно крещенье» (Еф. 4, 5). Только еретиков некоторых перекрещивают, потому что первое их крещение не было крещение.

8. Бог не требует от нас ничего, кроме доброго произволения. Не спрашивай: «как изгладятся грехи мои?» Сказываю тебе: изволением, верою. Что сего короче? Но если уста твои скажут, что желаешь, а сердце не скажет сего, то судит тебя Сердцеведец. С нынешнего дня оставь всякое негодное дело. Пусть язык твой не произносит непристойных слов, не погрешает взор твой, и мысль твоя не крежится над тем, что бесполезно.

9. Да поспешают ноги твои на оглашения. Тщательно принимай заклинания: сделано ля на тебя дуновение, произнесено ли заклинание,— это для тебя спасительно. Неочищенным и поддельным почитай золото, которое смешано с разными веществами: с медью, с оловом, с железом, с свинцом. Нам нужно иметь у себя одно золото, а золото не может быть очищено от примесей без огня. Так и душа не может быть очищена без заклинаний. Они Божественны, собраны из Божественных писаний. Покрывало на лице у тебя, чтобы ничем не развлекался ум, чтобы блуждающий всюду взор не приводил в волнение сердце. Но когда покрыты очи, не препятствует это ушам принимать в себя спасительное. Как опытные в мастерстве золотых дел, тонкими орудиями поддувая в огонь и направляя оный на сокрытое в плавильном сосуде золото, чрез усиление окружающего пламени достигают желаемого, так когда заклинатели Божественным Духом внушают страх, и в теле, как в горниле, разжигают душу,— убегает враг демон, остается же спасение, остается надежда вечной жизни, и душа, очистившись от грехов, приемлет, наконец, спасение. Посему пребудем, братия, в уповании, предадим себя самих и будем надеяться, чтобы Бог всяческих, видя наше произволение, очистил нас от грехов, подал нам благие надежды в деле нашем, и даровал нам спасительное покаяние. Бог призвал, и ты призван.

10. Неисходно пребывай во время оглашений. Если и надолго прострем слово, да не ослабевает ум твой. Ибо приемлешь оружия на сопротивные силы; приемлешь оружие на ереси, на иудеев, на самарян, на язычников. Много у тебя врагов, бери много и стрел, потому что должен стрелять во многих и потребно тебе научиться, как устрелить еллина, как бороться с еретиком, с идуеем, с самарянином. Оружие готово, приуготован меч Духа. Но должно и тебе добрым произволением напрягать десницу, чтобы вести брань Господню, победить сопротивные силы, остаться непобедимым во всяком еретическом деле.

11. Но вот тебе приказание: заучай, что сказано, и соблюдай на век. Не почитай сего обыкновенными беседами. И те много полезны и достойны веры, но если о чем с нерадением выслушаем сегодня, то научимся сему на утро. Если же из учения, какое, по порядку, преподается о бане пакибытия, выслушано что сегодня с нерадением, то когда сие будет исправлено? Представь, что теперь время насаждения дерев; если не вскопаем землю и не углубим в нее посаженного, то когда же в другое время может быть хорошо Насаждено, что однажды посажено худо? Представь, что оглашение есть здание; если не углубимся в землю и не положим основания, если не будем скреплять дома одна за другою полагаемыми в здании связями, чтобы не оказалось что-либо нетвердым, и здание не стало непрочным, то нет ни малой пользы в прежнем труде. Напротив того, должно, чтобы по порядку был камень прилажен к камню и угол связан с углом, чтобы по отсечении нами излишнего, здание возводилось, наконец, стройно. Так и тебе предлагаем, как бы камни ведения. Должно тебе выслушать о Боге живом; должно выслушать о суде; должно выслушать о Христе, должно выслушать о воскресении. Многое надобно сказать тебе одно за другим, о чем говорено теперь не в связи, но что будет предложено в стройном порядке. Но если не совокупишь сего воедино, не будешь помнить первого и второго, то хотя созидающий и созидает, но здание у тебя будет непрочно.

12. Поэтому, когда произносится огласительное учение, если будет допытываться у тебя оглашаемый: «что говорили учащие?» — ничего не пересказывай стоящему вне. Ибо преподаем тебе тайну и надежду будущего века. Соблюдай тайну Мздовоздаятелю. Да не скажет тебе кто-либо: «что за вред, если узнаю и я?» И больные просят вина, но если дано безвременно, производит оно помешательство ума и бывают два худые последствия: и больной гибнет, и на врача клевещут. Так, если и оглашаемый услышит что от верного, то и оглашаемый впадет в помешательство ума (ибо не знает того, что выслушал, и осуждает дело, осмеивает сказанное), и верный осуждается, как предатель. Вот, ты стоишь уже на самом пределе, смотри, не разглашай произносимого, не потому, что оно не достойно пересказа, но потому, что слух недостоин принять эта И ты был некогда оглашаемым, и я не сообщал тебе предлагаемого теперь. Когда опытом изведаешь высоту преподаваемого, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышать это.

13. Единой матери сынами и дщерями соделались вы, вписанные. Когда войдете до начатия заклинаний, пусть каждый из вас беседует о благочестии. И если кто из вас не явится, отыщите его. Если позван ты на обед, не будешь ли дожидаться званного вместе с тобою? Если ты имеешь брата, не поищешь ли добра брату? Не любопытствуй, наконец, о том, что бесполезно: о том, что делал город, что делала весь, что делал царь, что делал епископ, что делал пресвитер. Взирай горе! В этом имеет потребность самое твое положение. «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Пс. 45, 11). Если видишь, что верные служат и не заботятся, то они уже в безопасности; знают, что прияли, имеют уже благодать. А ты стоишь еще на перевесе, можешь быть принятым или не принятым. Не подражай тем, у которых нет заботы, но взыщи страха.

14. И когда бывает заклинание, пока не соберутся другие заклинаемые, пусть будут мужи с мужами и жены с женами. Теперь потребен мне Ноев ковчег, в котором были Ной и сыновья его, также жена Ноя и жены сынов его. Ибо, хотя ковчег был один, и дверь затворена, однако же в нем все было в порядке. Хотя и церковь затворена, и все вы внутри ее, но пусть все будет на своем месте — мужи с мужами, жены с женами, чтобы преднамерение спасения не превратилось в повод к гибели. Хотя прекрасно преднамерение — сидеть близко друг ко другу, но пусть далеки будут страсти. Притом сидящие вместе мужи пусть имеют у себя полезную книгу, и пусть один читает, а другой слушает. Если же книги нет, то пусть один молится, другой беседует о чем-либо полезном. Да соединится также вкупе девственное собание, и да безмолствует, занимаясь или пением, или чтением, чтобы говорили уста, но не слышали посторонние уши. Жене говорить в церкви «не повелеваю» (1 Тим. 2, 12). Подобно сему да поступает и замужняя. Пусть молится и уста ее движутся, а глас ее не слышится. (1 Цар. 1, 13), да произойдет Самуил, и бесплодная душа твоя породит спасение услышавшаго Бога. Ибо таково истолкование имени «Самуил».

15. Посмотрю на рачительность каждого, посмотрю на благоговение каждой. Пусть до благоговения разжигается ум, расплавляется душа, умягчается под млатом жестокосердие неверия, спадает с железа излишняя изгарь, и останется чистое; спадет с железа ржа, и останется неповрежденное. Некогда и вам покажет Бог оную ночь, ту светозарную тьму, о которой сказано: «Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 138, 12). Тогда каждому и каждой из вас отверзется райская дверь; тогда насладитесь благоухающими Христоносными водами; тогда примите на себя Христово имя и действенность Божественного. Воззрите теперь оком ума, представьте мысленно Ангельские лики, восседающего Владыку всяческих Бога, и одесную соседящего Единородного Сына, и соприсущаго Духа, и служащие Престолы и Господства, каждого же и каждую из вас спасаемого и спасаемую. Как оглашен уже слух ваш, так пожелай огласиться оным добрым гласом, когда по спасении вашем возгласят Ангелы: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты» (Пс. 31, 1), когда, подобно звездам, в церкви войдете чистые телом и светоносные душею.

16. Великое дело — предстоящее крещение, оно — искупление пленным, оставление прегрешений, смерть греха, пакибытие души, светлое одеяние, святая нерушимая печать, колесница на небо, райское наслаждение, предуготование царствия, дарование всыновления. Но змий при пути наблюдает за проходящими, смотри, чтобы не угрыз неверием. Видит он многих спасаемых, «ища кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Ты входишь к Отцу духов, но должен пройти мимо этого змия. Как же минуешь его? — «Обувши ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6, 15), чтобы если и угрызет, не причинил тебе вреда. Запасись живущею в тебе верою, твердою надеждою, этою крепкою обувью, чтобы пройти мимо врага и войти к Владыке. Уготовь сердце твое к принятию учения, к общению в Святых Тайнах. Чаще молись, чтобы сподобил тебя Бог небесных и бессмертных Тайн. Не проводи без молитвы ни дня, ни ночи, но как скоро сон отпадает от очей твоих, ум да упражняется в молитве. Если увидишь, что срамный помысл входит тебе на ум, берись за эту спасительную мысль, за воспоминание о суде. Упражняй ум изучением, чтобы забыть тебе худое. Если увидишь, что скажет кто-нибудь: «Для того ли приходишь, чтобы сойти в воду? Разве нет бань в городе?» — то знай, что внушает тебе это змий из моря. Внимай не устам говорящего, но действующему Богу. Храни душу свою, чтобы соделаться неуловимым и, пребыв в надежде, стать наследником вечного спасения.

17. Повелеваем вам это и учим вас этому, как человеки: не делайте же, чтобы здание наше было «сено, тростие и солома», и чтобы, когда «дело сгорит», понесли мы ущерб, но сделайте, чтобы «дело наше было «злато, сребро, камение честное» (1 Кор. 3. 12, 15). Мое дело — сказать; твое — согласиться на это, а Божие — совершить. Напряжем ум, устремим душу, уготовим сердце. Мы подвизаемся о душе, надеемся вечных благ. Бог, ведущий сердца наши, знает, кто искренен, кто лицемерен, и Он силен сохранить искреннего и лицемера соделать верным. Ибо может соделать верным и неверного, если только отдаст ему сердце. Он да истребит «бывшее» на вас «рукописание» (Кол. 2, 14). Дарует вам прощение прежних грехопадений, насадит вас в церкви, приимет вас в свое воинство, облекши в оружие правды, исполнит небесными благами Нового Завета, и даст неизгладимую во веки печать Святаго Духа о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава во веки веков! Аминь.

Сии оглашения просвещаемых, предлагая для чтения приступающим к крещению и верным, приявшим уже крещение, вовсе не давай ни оглашенным, ни другому кому, не соделавшемуся еще христианином, иначе дашь ответ Господу. И если с сих оглашений сделаешь список, то как пред Господем, пропиши и это.


Другие статьи автора: