ДОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Чудотворные иконы Божией Матери

И. В. Попов

Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери, являющаяся одной из величайших святынь Православия и русского народа, была, по преданию, написана святым Евангелистом Лукой, но когда и кем принесена в Россию, неизвестно. С начала XII века эта чтимая в народе древняя икона Божией Матери находилась в часовне, стоявшей вблизи города Китежа. Святой великий князь Георгий Всеволодович († 4 марта 1238 г.)1, устрояя Китеж, по желанию жителей хотел перенести в город и этот образ, но несмотря на все усилия не мог сдвинуть его с места. Тогда он решил устроить на этом месте обитель, назвав ее Городецкою, по расположению ее недалеко от г. Городца (ныне — в Нижегородской области). В 1154 году святую икону Божией Матери торжественно перенесли в храм новосозданной обители.

Во время нашествия Батыя в 1238 году монастырь был превращен в руины, сгорев в пламени пожара, но икона Божией Матери сохранилась невредимой и вскоре была чудесным образом обретена удельным князем Костромским и Галическим Василием Квашней (1218—1276), мизинным (младшим) сыном князя Ярослава Всеволодовича и братом св. благ. князя Александра Невского. 16 августа, заблудившись на охоте, преследуя какого-то зверя, он вдруг увидел пред собой на сосне икону Божией Матери. Князь хотел взять ее, но едва прикоснулся, как она поднялась на воздух. Повергшись на землю, долго молился князь перед чудотворной иконой, а затем, вернувшись в Кострому, рассказал о случившемся духовенству и народу. Отправившись вторично на место явления иконы, ее опять нашли на сосне. Все с умилением пали на колени и старший иерей вознес молитву Божией Матери: «О, Премилостивая Богородице, Небесная Царице! Зрим телесный образ Твой, написанный на иконе сей с держимым на руке Твоей Предвечным Младенцем; радуемся грешные рабы Твои и с умилением препадаем к чудотворному образу Твоему. Услыши молитвы нас грешных, яви милость Твою людям Твоим, ибо Ты, Госпоже, Надежда и Заступница всех, уповающих на Тебя и просящих Твоей святой помощи».

Совершив молитву, священники благоговейно приняли на руки святую икону, принесли ее в город и поставили в соборном храме. На следующий день весть о явлении и перенесении в Кострому чудотворной иконы облетела город, и на поклонение ей стали стекаться многочисленные толпы народа. Утром в храме жители сказали князю, что до отбытия его на охоту некоторые люди видели, как эту самую икону нес по городу человек в богатой воинской одежде, внешне очень похожий на св. великомученика Феодора Стратилата, как его изображают на иконах...

Это чудесное явление св. Феодора Стратилата и то, что икона была помещена в соборе памяти того же святого, дали ей название Феодоровской. На месте явления иконы, на берегу речки Запрудни, князем был основан монастырь во имя Спаса Нерукотворного Образа, и ежегодно 16 августа в тот монастырь (позднее — Спасо-Запрудненскую церковь) бывал вплоть до 1920-х годов крестный ход в воспоминание явления Феодоровской иконы Божией Матери.

Спустя некоторое время после обретения иконы князем Василием Ярославичем в Кострому пришли люди из разоренного татарами Городца и узнали святой образ, который много лет охранял их город. По их просьбе князь дозволил снять с иконы Феодоровской Божией Матери точный список, который был возвращен в Городецкий монастырь. 14 ноября 1263 года им перед своей кончиной был благословлен преставившийся в Городецком Феодоровском монастыре схимонах Алексий — святой благоверный князь Александр Невский,— принявший здесь иноческое пострижение с именем Алексия, а затем и схиму.

Однажды костромская соборная церковь, где стояла икона, сгорела от пожара, но сам образ был найден на пепелище неповрежденным. На месте сгоревшего храма был возведен новый, а икона была украшена золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом и помещена в киоте за престолом.

Около 1260 года к Костроме подступили татары, угрожая городу полным разорением. Не надеясь на свои силы, князь и народ возложили всю надежду на Пресвятую Богородицу. Князь молил Ее, став пред чудотворным образом: «Мольбы Твоих рабов приими, Богородице, Заступнице и прибежище наше; и к кому прибегнем мы грешнии, кроме Тебя, Владычице? Ты — Покров наш и Заступление; и ныне не оставь нас погибнуть до конца, избави град сей и людей Твоих, и всякую страну христианскую от нашествия иноплеменных. Помяни рабов своих, не призри слез и воздыхания нашего, да утешимся радостию, имея в Тебе помощницу нашу». Князь, памятуя о том, что кн. Андрей Боголюбский, выступая на брань, брал с собой образ Владимирской Божией Матери, и, благодаря Ее заступничеству, победил волжских болгар, приказал поднять из собора чудотворную икону Феодоровской Божией Матери, и с упованием на Ее Небесное заступничество повел свое войско против татар. Священники шли за войсками, несли образ Божией Матери и служили молебны. Когда русские и татарские войска сблизились, от чудотворного образа внезапно воссияли лучи светлее солнечных и устремились на татар, попаляя их. В ужасе и смятении бежал неприятель с поля битвы, не причинив русским никакого вреда. В память о дарованной победе над врагом князь повелел на том месте, где стояла икона во время битвы, поставить крест; само место это стало называться в народе Святым, близлежащее озеро получило также название Святого, а основанное впоследствии на его берегах селение — Святой Веси. Позднее на том месте была поставлена деревянная часовня во имя Феодоровской Божией Матери, замененная в начале XVIII века каменной. Стены и своды ее изнутри расписаны на тему чудес от Феодоровской чудотворной иконы; сама же часовня и поныне сохраняется в окрестностях Костромы.

Некоторое время спустя после описанных событий в Костромской соборной церкви вновь случился пожар. Бросившись спасать от огня чудотворную икону, народ вдруг увидел, что она стоит на воздухе над пламенем пожара. Люди, думая, что она хочет оставить город за грехи жителей, со слезами стали приносить раскаяние во своих грехах, умоляя Пречистую Богородицу не лишать град величайшей святыни. Тогда чудотворная икона опустилась на землю и стала посреди площади на земле, поддерживаемая невидимою силою. Вскоре для временного помещения иконы была построена небольшая деревянная церковь, а позже каменная, в которой и была поставлена икона подле царских врат, у правого клироса.

В тяжелейшее для России Смутное время, сразу же после изгнания из Москвы поляков силами Русского народного ополчения, возглавляемого Козьмой Мининым и кн. Дмитрием Пожарским, из Москвы в Кострому отправилось посольство, посланное Земским Собором от лица всей Русской Земли, к жившему там со своею матерью юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство. Состояло посольство из Рязанского архиепископа Феодорита, Чудовского архимандрита Авраамия, Новоспасского архимандрита Иосифа, Троицкого келаря Авраамия Палицына, настоятелей Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, боярина Ф. И. Шереметева, окольничих, стольников, дворян, детей боярских, атаманов, казаков и множества людей всякого рода. Посланные несли с собой образа Владимирской Божией Матери и Чудотворцев Московских Петра, Алексия, Филиппа и Ионы.

В Костроме посольство было встречено городским духовенством, вышедшим к нему крестным ходом с чудотворным образом Божией Матери Феодоровской. Вместе уже они направились в расположенный на берегу Волги Троицкий Ипатьевский монастырь, где в то время жил Михаил Феодорович. Юный боярин долго отказывался принять на себя тяжкое бремя управления государством, и его мать, инокиня Марфа Иоанновна, страшась за судьбу юного сына, не хотела отпускать его на Царский престол. Долго молил ее архиепископ Феодорит со всем собором, но она оставалась непреклонна. Наконец, архиепископ, взяв образ Владимирской Богородицы, а Авраамий Палицын — образ Чудотворцев Московских, поднесли их старице и твердым голосом сказали: «Пречистая и чудотворная икона Пресвятыя Богородицы и великие святители Христовы шествовали с нами в отдаленный путь, если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери и ради великих святителей, не преслушайтесь, и сотворите поведенное вам от Бога: ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех. Владыку и Бога». После этих слов Марфа Иоанновна не могла более противиться. Проливая слезы умиления, она поверглась ниц пред Феодоровскою иконою Божией Матери, и затем, подведя к иконе сына, благословила его и, стоя пред образом, произнесла: «Да будет святая воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего. Наставь его на путь истины, на благо себе и Отечеству». Михаилу, просившему мать не соглашаться, она отвечала: «Се — дело Божие, а не человеческое: не смею противиться». Тогда он, обращаясь к послам, сказал: «Когда есть на то воля Божия и воля Государыни матери моей,— буди тако».

После этих слов он преклонил главу свою для принятия благословения от архиепископа, который тотчас же возложил на плечи его царские бармы, а боярин Шереметев вручил ему скипетр. Избранный государь тогда же был возведен на престол, приготовленный для него посреди Троицкого собора Ипатьевского монастыря, и провозглашен Царем и Самодержцем Всея России. Так после Смутного времени была восстановлена русская государственность, свершен поворот к окончательному изгнанию из страны иноземных захватчиков, долгие годы попиравших православные русские святыни, к собиранию воедино расхищенного Смутой государства Российского и избавлению его от бед и скорбей. Когда один из польских отрядов, еще остававшихся на русской земле, узнал об избрании Михаила Феодоровича Романова на царство и хотел устранить его, юный Царь был спасен благодаря самопожертвованию костромского крестьянина Ивана Сусанина.

В день восшествия Царя Михаила Феодоровича на престол, 14 марта 1613 года, было установлено ежегодное празднование Феодоровской иконы Божией Матери. Список с чудотворной иконы был взят Марфой Иоанновной в Москву, где поставлен в Кремле, в церкви Рождества Божией Матери, что на Сенях.

Царь Михаил Феодорович имел особенное благоговение и усердие к иконе Феодоровской Божией Матери. В 1636 году он обновил на ней живопись и богато украсил ее. 4 мая того же года во время торжественного освящения иконы после обновления перед нею был исцелен юноша Моисей, одержимый падучей болезнью, по осенении его крестом и окроплении святой водой. В 1745 году чудотворная Феодоровская икона Божией Матери была поновлена вторично и украшена золотом.

После пожара 1773 года, почти полностью уничтожившего Кострому, в бывшем Кремле, на Молочной горе, был построен величественный Успенский собор на месте старого с высокой четырехъярусной колокольней, ставший кафедральным. Туда и был перенесен чудотворный образ. Находясь в Успенском кафедральном соборе, Феодоровская икона Божией Матери не переставала источать исцеления. Позже она была украшена богатой ризой с драгоценными камнями.

В 1834 году приезжал в Кострому поклониться чудотворной иконе генерал-лейтенант Иловайский и рассказал, что его дед, казацкий атаман, попал однажды в плен к горцам. Во сне ему было открыто, что он получит помощь от Феодоровской иконы Божией Матери, и велено бежать из плена, не сомневаясь в успехе, что тот и исполнил. Скрываясь в дубе во время погони, а затем пройдя 600 верст пешком, постоянно читая тропарь Феодоровской Божией Матери, он благополучно достиг города Черкасска. Оттуда пешком ходил он в Кострому, поклониться чудотворному образу и заказал здесь с него список, с которым вернулся домой.

С Феодоровской чудотворной иконой, кроме крестного хода в Спасо-Запрудненскую церковь, два раза в год ходили в Ипатьевский монастырь, а 14 марта местом праздника становился сам Успенский собор.

В 1913 году Кострома стала центром торжеств, связанных с 300-летием Дома Романовых и восстановления Русской государственности. К этому же юбилею были выстроены храмы во имя Феодоровской Божией Матери в С.-Петербурге и Царском Селе. Петербургский Феодоровский собор был выстроен неподалеку от Невского проспекта, на углу Полтавской и Миргородской улиц, на месте подворья Феодоровского Городецкого монастыря. Величественный двухэтажный храм-памятник, построенный на народные пожертвования в стиле ростовских храмов эпохи воцарения Михаила Феодоровича Романова, был хранилищем многих православных святынь и замечательным по внутренней отделке (закрыт в 1932 году, ныне в храме — молокозавод).

Собор Феодоровской Божией Матери в Царском Селе («Государев собор») был выстроен неподалеку от Александровского дворца для Собственного Его Величества Сводного пехотного полка и Императорского конвоя, здесь часто молилась Императорская Семья. Рядом с собором, также в русском стиле начала XVII века был выстроен городок в виде крепости с палатами, тоже получивший наименование Феодоровского.

В годы Первой мировой войны в нем располагался лазарет Императрицы Александры Феодо-ровны для призрения увечных воинов. В обоих этих храмах находились списки с Феодоровской иконы Божией Матери.

Сам чудотворный образ, хранившийся в Костроме, в 1923 году был перенесен из Успенского кафедрального собора (разрушенного десять лет спустя) в храм Воскресения Христова-на-Дебре, нынешний кафедральный собор Костромы, где пребывает и поныне в центральном приделе собора в киоте под резной сенью, напротив правого клироса. Где находятся ныне петербургские списки с иконы Феодоровской Божией Матери — неизвестно.

Около восьмисот лет русской истории, преемственность государственного бремени от Рюриковичей к Романовым, торжество Православия и восстановление независимой Русской Державы после Смутного времени, нерушимость нашего Отечества,— все это для всякого православного и всякого русского воплощено в прекрасном лике Феодоровской Божией Матери.


ТРОПАРЬ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, об радованный днесь Богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту Завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившегося от Тебе Бога нашего, да Твоим Матерним к Нему предстательством присно ходат айствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость.


1 Все даты приведены по старому стилю.


Другие статьи автора:


← Предыдущая статья   |   Выпуск 5 (26.12.1991 г.) . Содержание   |   Следующая статья →
  |   Следующая статья в этой рубрике →