Святые Отцы Церкви

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский.

1-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме
и заключающее в себе первоначальное учение приступающим ко крещению

Чтение из Исаии: «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих» и пр. (Ис. 1, 16)

1. Теперь по призванию, а вскоре и по благодати, ученики Нового Завета и общники Тайн Христовых! «Сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иезек. 18, 31), да будет веселие небесным. Ибо, если, по Евангелию, бывает «радость о едином грешнице кающемся» (Лук. 15, 7), то кольми паче подвигнет небесных к веселию спасение стольких душ. Вступив на добрый и превосходный путь, благоговейно теките поприщем благочестия. Ибо готовый к избавлению вашему Единородный Сын Божий предстоит и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Вы, покрытые тяжестию грехопадений и связанные пленицами собственных грехов, слышите сей пророческий глас: «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих» (Ис. 1, 16), чтобы воззвал вам Ангельский лик: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты» (Пс. 31, 1). Вы, которые теперь только возжгли светильники веры, соблюдайте их в руках своих неугасимыми, чтобы Тот, Кто тогда, на этой всесвятой Голгофе, разбойнику за веру отверз рай, и вам даровал воспеть брачную песнь.

2. Если кто здесь раб греха, да уготовится верою к свободному возрождению сыноположения и, сложив с себя бедственнейшее рабство греху, прияв же блаженнейшее рабство Господу, да сподобится наследовать небесное царство. Посредством исповеди совлекитесь, «отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Ефес. 4, 22), чтобы облечься «в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 10). Приобретите верою «залог Духа Святаго» (2 Кор. 5, 5), чтобы могли вы быть принятыми в вечные обители. Приступите к таинственной печати, чтобы соделаться удобоведомыми Владыке. Сопричислитесь к святому и словесному стаду Христову, назначенному стоять одесную Его и наследовать уготованную вам жизнь. Ибо те, на ком лежит еще греховная чешуя, поставляются ошую, потому что не приступают к благодати Божией, даруемой Христом при возрождении крещением. Разумею же не возрождение тел, но духовное возрождение души, потому что тела рождаются от видимых родителей, а души возрождаются верою. Ибо «дух дышат, где хочет» (Ин. 3, 8). И тогда, если будешь достоин, услышишь: «добре, благий рабе и верный» (Мф. 25, 21), только сделалось бы явным, что не имеешь в совести никакой нечистоты лицемерия.

3. Ибо, если кто из предстоящих здесь думает искусить благодать, то себя обольщает, и не знает силы. Нелицемерную душу имей, человек, ради испытующего «сердца и утробы» (Пс. 7, 10). Как приступающие к набору воинов входят в исследование о возрасте и телесном сложении набираемых, так и Господь, вписуя в воинство Свое души, испытует произволения. И если кто имеет сокрытое лицемерие, отвергает сего человека, как неспособного к истинному служению в воинстве. А если найдет достойного,— с готовностию дает ему благодать. Не дают же «святыни псам» (Мф. 7, 6). Где видит добрую совесть, там дает чудную спасительную печать, которой трепещут демоны, и которую знают Ангелы, дает, чтобы одни гонимые бежали от запечатленного, другие — с любовию прияли его, как своего. Посему приемлющим духовную сию и спасительную печать потребно и собственное произволение. Ибо как писчая трость или стрела имеют нужду в действующем, так и благодать имеет потребность в верующих.

4. Приемлешь на себя оружие нетленное, но духовное. Насаждаешься уже в мысленном раю. Получаешь новое имя, которого прежде не имел. До сего времени ты был оглашенным, теперь будешь именоваться верным. Пересаждаешься уже к маслинам духовным, от маслины дикой привитой к маслине доброй (Рим. 11, 24), от грехов к правде, от скверн к чистоте. Приобщись к святой Лозе. Но если пребудешь на Лозе, то возрастешь, как ветвь плодовитая. А если не пребудешь, истреблен будешь огнем (Иоан. 15, 46). Поэтому принесем достойные плоды. Да не будет с нами того же, что было с оною бесплодною смоковницею; иначе Иисус и ныне, пришедши, проклянет за бесплодие. Напротив того, пусть всякому можно будет сказать о себе: «А я как зеленеющая маслина в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс. 51, 10). Я — маслина не чувственная, но духовная, светоносная. Посему, Божие дело — насаждать и напоевать, а твое — приносить плод. Божие дело — даровать, а твое — принять и соблюсти. Не пренебрегай благодатию, потому что дается туне; напротив того, прияв, соблюдай благоговейно.

5. Настоящее время дано тебе для исповеди. Исповедуйся во всем, что тобою сделано, словом и делом, во дни и в ночи. Исповедуйся «во время благоприятное, и в день спасения» (2 Кор. 6, 2). Приими небесное сокровище. Будь внимателен к заклинаниям, присутствуй при оглашениях, помни, что будет сказано. Ибо говорится не для того только, чтобы слышать тебе, но чтобы верою запечатлеть сказанное. Истреби в себе всякое человеческое попечение, потому что подвизаешься о душе, а мирское оставляешь совершенно. И оставляемое тобою маловажно, а даруемое Господом велико. Оставь настоящее, и веруй в будущее. Столько лет провел ты в суетном занятии миром, ужели для души своей сорока дней не употребишь на молитву? «Остановитесь: и познайте, что Я — Бог» (Пс. 45, 11), говорит Писание. Избегай праздного многоглаголания, не осуждай других и осуждающего не слушай с удовольствием, но паче готов будь к молитвам. Подвижничеством докажи неослабность сердца своего. Очисти сосуд свой, чтобы приять в него большую благодать. Оставление грехов дается всем равно, но причастие Святого Духа даруется по мере веры каждого. Если мало трудишься, то мало и приемлешь. А если сделаешь много, то велика и награда. Ради себя самого подвизаешься, имей в виду полезное.

6. Если имеешь что на кого, оставь. Приходишь сюда получить оставление грехов, необходимо и тебе простить согрешившего. Иначе с каким лицом скажешь Господу: «оставь мне многие грехи мои», когда сам ты и немногих не простил такому же, как ты рабу? Будь прилежен к службам Божиим, не только теперь, когда служители церкви требуют от тебя прилежания, но и по принятии благодати. Если хорошо это, пока ты не приял, ужели перестанешь быть хорошим и после даяния? Если, пока не был ты привит, полезно было для тебя орошение и возделывание, то не гораздо ли полезнее будет по насаждении. Подвизайся о душе своей, а наипаче в таковые дни. Питай свою душу божественными чтениями. Ибо Господь уготовал тебе трапезу духовную. Скажи, подобно Псалмопевцу: «Господь — Пастырь мой! Я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. Подкрепляет душу мою» (Пс. 22, 13), да возвеселятся Ангелы, и Сам Христос, великий Архиерей, прияв произволение ваше, принося всех вас к Отцу, скажет: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис. 8, 11). Он да соблюдет всех вас благоугодными Ему. Ему слава и держава в бесконечные веки веков! Аминь.

Святая Земля. Собор на месте Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм на месте Рождества Христова

Святая Земля.
 Собор на месте Благовещения Пресвятой Богородицы (снимок слева).
Вифлеем. Храм на месте Рождества Христова.

Другие статьи автора: