ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ

Свят. Иоанн Златоуст

Согрешившему не должно отчаиваться в своем спасении

Кто из людей без греха, скажи мне? Но для того и существует жертва и Церковь, для того молитвы и посты, что есть много ран душевных; поэтому и найдено много врачебных средств против них, и против каждой раны душевной приготовлено соответствующее врачевство. Ты имеешь Церковь, приносящую жертвы, молитвы отцев, руководство Святаго Духа, службы в память мучеников, сонм святых и многое такое, что может обращать тебя от греха к праведности. Или ты не знаешь, что и сами предстоящие пред жертвенником подвержены грехам? И они облечены плотию, наполнены кровию и составлены из костей, и мы сами, которые сидим на седалище и учим, подвержены грехам; но не отчаиваемся в человеколюбии Божием и не приписываем Ему жестокости; ибо все мы — люди, составленные из одного и того же; и не перестаем учить, взирая на бездну человеколюбия Божия. И мы чем больше имеем преимущества по сану, тем большему подлежим обвинению; ибо иное дело — грешить учащемуся, а иное — учащему; и однако мы не отказываемся от этого, чтобы под предлогом смирения не предаться беспечности. И это произошло по распоряжению Божию, что и сами священники подвержены грехам. А как это, послушай. Если бы сами учители и священники не грешили и не были причастны страстям житейским, то они были бы безчеловечны и жестоки в отношении к другим; посему Бог устроил, что и сами священники и начальники подвержены страстям, дабы в том, чем сами страждут, они оказывали снисхождение другим. И всегда, не только ныне, но и в древности, Бог устроил так, что тем, которым Он благоволил вверить Церковь и народ, Он попускал подвергаться грехам, дабы они от своих падений делались человеколюбивыми к другим. Ибо, если бы сами они не грешили, то не стали бы оказывать никакого снисхождения к грешникам, но сделавшись безчеловечными, отлучали бы всех от Церкви. А что это действительно так, и я говорю это не по догадке, постараюсь объяснить очевидным примером. Петру имели быть вверены ключи Церкви, или лучше, вверены ключи неба, и имело быть вверено множество народа. Ибо что говорил ему Господь? Еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех, и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех (Мф. 16, 19). Петр был иногда слишком строг; а если бы он был и безгрешным, то какое снисхождение могли бы получить от него поучаемые им? Поэтому Божественная благодать попустила и ему впасть в грех, дабы в том, чем он страдал, он был снисходителен к другим. И посмотри, кому она попускает впасть в грех: этому Петру, верховному из Апостолов, непоколебимому столпу. Тот Петр, который говорил Христу: аще ми есть и умрети с тобою, не отвергуся тебе (Мф. 26, 35), Петр, который по Божественному откровению исповедал истину: ты еси Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16, 16), и он в ту ночь, когда был предан Христос, вошедши и став у костра, чтобы греться, и услышав от одной рабыни, подошедшей к нему и сказавшей: и ты вчера был еси с этим человеком,— отвечал: не знаю человека (Мф. 26, 6972). И во второй и в третий раз отрекся. Тогда наконец Иисус, взглянув, напомнил ему сказанное; и он, уразумев, начал плакать и каяться в грехе: ибо знал, что он, как человек, подвергался человеческому; но, как я выше сказал, это устроено, и попущено было Петру согрешить потому, что ему имело быть вверено множество народа, чтобы он, оставаясь строгим и безгрешным, не был жесток к своим братиям. Он впал в грех, чтобы помня собственное прегрешение и прощение Господа, оказывал другим милость человеколюбия, по Божественному устроению, согласно с волею Божией. Таким образом попущено было согрешить тому, кому имела быть вверена Церковь, столпу Церквей, пристанищу веры: Петру, учителю вселенной, попущено было согрешить, чтобы это допущение послужило поводом человеколюбия к другим. Но для чего я сказал это? Для объяснения того, что и мы, священники, седящие на седалище и поучающие — подвержены грехам. Потому и не вверено священство ни Ангелу, ни Архангелу,— ибо они безгрешны,— дабы по строгости они внезапно не поражали молниею грешников из народа; но человеку, рожденному от человека, вверено это седалище, и он сам подвержен страсти и греху, чтоб, встретив какого-нибудь грешника, он вследствие собственных прегрешений был более человеколюбивым к грешнику. Подлинно, если бы священником был Ангел, то он, встретив какого-нибудь прелюбодея, тотчас осудил бы его на смерть, не быв сам подвержен такой же страсти. Посему, если бы Ангел получил власть священства, то он не учил бы, но тотчас осуждал бы на смерть; ибо, не быв сам таким, он воспламенялся бы гневом против такого человека. Потому она вверена человеку, чтоб он, сознавая свои грехи и научаясь опытом, был снисходителен к грешникам и не раздражался гневом, и чтобы Церковь не оскудела чрез такой образ действий.

И Илия Пророк, заключивший небо, остановивший дождь, низводивший огонь с неба, услышав слово Иезавели, хотевшей убить его, обратился в бегство и бежал сорок дней. Две твердыни были поколеблены женщиною: Петр устрашился рабыни, а Илия — Иезавели, оба впали в одинаковые грехи. Он много думал о себе, как безгрешный; а теперь сам оказался впадшим в грех, так как Бог попустил это с намерением, чтобы он, получив сам снисхождение, не был жестоким к другим. И бежал Илия четыредесят дней. Где же те слова, которыя говорил он пятидесятникам, и которыми низводил огонь и сожигал их? Так Бог хотел показать, что и в то время, когда Илия совершал чудеса, не он сам собою действовал, но сила Божия; и потому, смотри, что происходит. Когда действовал Бог, тогда падали и цари, и начальники, и народ; а когда Бог отступил, то и женщина показалась страшною; Бог отступил, и природа человеческая оказалась бессильною. Видишь ли, как попущено было ему впасть в малый грех, чтобы облечься в целую одежду человеколюбия? Видишь ли, как Бог попустил впасть в малый грех столпам, оплотам и твердыням? Это для того, чтобы они в случае собственной безгрешности не отлучали всех от Церкви, чтобы они, когда увидят какого-нибудь грешника и захотят поступить с ним не снисходительно, вспомнили о собственной греховности, и оказали ему такое же человеколюбие, какого сами удостоились от Господа. Это сказали Мы не для осуждения праведников, но желая облегчить вам путь ко спасению, дабы вы, когда согрешите, не отчаивались в своем спасении, припоминая праведников согрешивших, но при помощи покаяния не лишившихся своея чести.


Собрание поучений избранных из творений Святого отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского Златоустого Стефаном Дерябиным. Том II. М., 1882.