НАШИ ХРАМЫ

И.В. Попов

Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове

Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове

На обширном острове Невской дельты — Гутуевском, лежащем в западной части Петербурга и омываемом Большой Невой и ее рукавом, рекой Екатерингофкой, на правом ее берегу возвышается, отражаясь в водах реки, церковь Богоявления Господня.

Величественный, с мощною главою над почерневшими от времени темно-красными стенами, украшенными чудом уцелевшими золотистыми иконами-мозаиками, храм ныне возрождается к жизни: вокруг стен его поднялись леса, купол вновь венчает осьмиконечный православный крест, и вместо мерзости запустения во святом храме сем вновь приносится Бескровная Жертва.

Остров, на котором стоит храм Богоявления Господня, упоминаемый еще в начале XVIII века как Незаселенный, позже — как остров Св. Екатерины и Новосильцов, в середине века получает свое современное название — Гутуевский, по имени своего владельца, олонецкого купца-судостроителя Конона Гутуева, бывшего позднее ратманом (советником) департамента гражданских дел Петербургского магистрата. Более полутора веков с момента основания С.-Петербурга остров остается пустынным. Лишь в последней четверти прошлого века, с сооружением в 1877—1885 гг. 26-верстного Петербургского Морского канала (открыт 15 мая 1885 г.), и переводом сюда из Кронштадта Петербургского Торгового порта, здесь ожила торговля и остров стал постепенно застраиваться. К устроенной при входе в Неву гавани «Новый Порт», где швартовались морские и океанские суда, была проложена Портовая-Путиловская ветвь Николаевской железной дороги, рядом с портом разместились Сельдяной буян (склад заграничных сельдей) и пакгаузы переведенной сюда с Васильевского острова Портовой Таможни, что привело к существенному росту числа служащих и живущих в этой части города.

Мысль о сооружении храма на острове зародилась не сразу. Первоначально служащие чины Портовой таможни предполагали выстроить на собранные между собой пожертвования небольшую часовню. Возвести на острове не часовню, а храм предложил впервые в 1891 году настоятель расположенной неподалеку Александро-Невской церкви Петербургского Морского Госпиталя о. Василий Евдокимович Альбицкий (он же был инициатором постройки храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной Гавани). Его идею поддержал, а затем и дал обильные средства к ее осуществлению владелец бумаго-прядильных и ситценабивных фабрик Иван Агапович Воронин, известный своей благотворительностью (вместе с о. Василием Альбицким он возглавлял благотворительное общество при церкви Морского Госпиталя). Значительными суммами строительство нового храма поддержало также Министерство Финансов.

По желанию И. А. Воронина вновь сооружаемый на Гутуевском острове храм решено было посвятить памяти чудесного спасения Наследника Цесаревича Николая Александровича (будущего Императора Николая И) от угрожавшей опасности при покушении на него 29 апреля 1891 года в г. Отсу, во время его путешествия по Японии.

В октябре 1890 года, окончив 14-летний учебный курс и сдав экзамены Императору Александру 111, 22-летний Цесаревич по решению Августейшего отца предпринял на крейсере «Память Азова» продолжительное путешествие на Восток, с целью ознакомления с обычаями разных народов и обучения морскому делу. В Греции к Наследнику присоединился его племянник, Греческий Принц Георгий Георгиевич, вместе с которым они и продолжили дальнейшее путешествие.

После посещения Египта, Индии, Сиама и Китая последней страной перед возвращением Цесаревича в Россию, была Япония, где Наследник намеревался осмотреть 15 губерний и область Мацмая (остров Хоккайдо). 15 (27) апреля Их Высочества прибыли в японский порт Нагасаки. Шла Страстная седмица Великого поста, и поэтому всю неделю Цесаревич Николай говел и не съезжал на берег. Лишь 22 апреля, на Пасху, Наследник и Принц Георг в сопровождении личного посланника Японского императора вел. кн. Такихито Арисугава предприняли путешествие по японской земле. После посещения ряда городов и древней столицы Японии — Киото, в воскресенье Светлой седмицы Наследник Цесаревич осматривал г. Отсу в Сигской губернии. «В городе был точно большой праздник —народ гулял радостный и одетый по-праздничному... дома были украшены русскими, греческими и японскими флагами и красными фонариками, а собрание народа было так велико, как редко бывает в большие праздники»1. Посетив в этот день храм Мидера буддийской секты Шендай, встретившись с архиереем Ямашииа Ючиоку и священниками из различных храмов г. Отсу и совершив прогулку по озеру Бива. Цесаревич Николай и Принц Георг возвращались уже в Киото, когда на жизнь Наследника Цесаревича было совершено покушение. При движении Их Высочеств в колясках-джинрикшах по одной из улиц города, один из 135 полицейских, призванных охранять гостей от возможных недоразумений при огромном скоплении народа, сделал шаг вперед, вынул саблю и ударил ею по голове Наследника, обрезав ударом поля его шляпы и ранив в голову выше уха до виска, и сейчас же повторил удар. Цесаревич, схватившись рукою за рану, из которой лилась кровь, выскочил из джинрикши, а полицейский бросился за ним. Спас положение Принц Георг, ударив с огромной силой злоумышленника бамбуковой палкой, после чего нападавший был связан. Хотя Наследник потерял много крови, рана была не очень глубокой, и после оказанной медицинской помощи Цесаревич Николай отбыл поездом в Киото.

Что побудило нападавшего Санцо Цуда совершить покушение на жизнь будущего Российского Императора,— неизвестно,— по одной версии, им двигали личные мотивы японского самурая-фанатика, недовольного пребыванием европейцев на японской земле и его подозрение прибывших в Японию гостей в каких-то секретных (разведывательных) целях их визита. По другой, он, возможно, принадлежа к партии Сошеи (анархистов), стремился создать внешнеполитические затруднения своему правительству. Указом Японского императора Мутсу-Хито, для того, чтобы «не портить дружбу, существующую у Нас с наилучшим соседом, и успокоить Нашу душу», он был отрешен от должности и сослан на север Японии, в г. Хакодате, где умер на каторжных работах в ноябре 1891 года. 31 апреля Наследник Цесаревич Николай в сопровождении Японского императора отбыл на крейсере «Память Азова» в Кобэ, а в день св. прав. Иова Многострадального, свой 23-й день рождения, будущий Царь-Мученик Николай, прервав свое путешествие по Японии, направился в Россию.

В память чудесного спасения Наследника от угрожавшей в Отсу опасности и решено было выстоить храм в Петербурге, на Гутуевском острове. Необходимая для постройки церкви земля с местом для сада вокруг нее, была безвозмездно уступлена городов в количестве 1000 квадратных саженей, на углу Динабургской (Двинской) улицы и набережной Екатерингофки, у Гутуевского моста. Проект храма был составлен гражданским инженером (впоследствии директором института гражданских инженеров) Василием Андреевичем Косяковым. Для исполнения проекта была образована Высочайше утвержденная комиссия под председательством члена Совета Министра Финансов Н. П. Забугина, включавшая в себя членов: о. Василия Альбицкого, И. А. Воронина, тайн. сов. В. Ф. Никонова, купца П. Л. Журавлева и гражд. инженеров Б. К. Правдзика, В. А. Лучинского и В. А. Косякова. Последний досматривал и за ходом строительства церкви. К работам было пр иступлено в том же 189J году, благодаря чему постройка (подрядчик Р. С. Грабов) была вчерне закончена к весне 1893 года. В первую годовщину покушения в Отсу, 29 апреля 1892 года, по благословению Митрополита Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского), состоялась закладка храма. Перед началом чина закладки управляющий Министерством Финансов,— оно принимало живейшее и активное участие в финансировании и строительстве церкви Богоявления,— Ф. Г. Тернер огласил телеграмму, присланную Наследником Цесаревичем: «С глубоким благоговением к милосердному Промыслу Божию, радуюсь, что в годовщину избавления моего, благостию Господнею от опасности, совершается закладка храма во имя Богоявления Господня. Сердечно благодарю жертвователя на сооружение храма и всех содействующих исполнению этого дела. Николай».

Ровно через семь лет, 29 апреля 1899 года последовало освящение храма. Постройка его обошлась в 300 тысяч рублей. К началу освящения в церкви собрались св. прав. Иоанн Кронштадтский, благочинный протоиерей Казанского собора о. Николай Головин, архимандриты Владимир, Гедеон (ризничий Александро-Невской Лавры) и Феогност, настоятель Гутуевской церкви о. Евтихий Баланович и второй священник храма о. Павел Лебединский, а также два хора певчих: Александро-Невской Лавры под управлением И. Я. Тернова и хор диаконов Исаакиевского собора во главе с придворным протодиаконом Громовым.

По прибытии в храм Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Антония 11 (Вадковского), духовенство совершило сооружение престола, после чего он был обмыт и помазан на четырех углах миром. По облачении престола миром были помазаны все четыре стены храма, и под колокольный благовест вокруг него совершен крестный ход, в котором Мнтрополит Антоний нес на своей главе частицу святых мощей. По возвращении в храм Владыка Митрополит в сося ужении сонма духовенства свершил первую Божественную литургию. Два хора певчих дивно спели молитву Честному Кресту «Да воскреснет Бог», после литургии было совершено благодарственное молебствие с возглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому.

Интерьер

В числе молившихся при освящении храма были: министр финансов С. Ю. Витте, товарищ министра (позже премьер-министр) В. Н. Коковцев, члены совета министра Н. П. Забугин и Д. К. Ган, директора департаментов и иные высшие чины Министерства Финансов, сенатор В. И. Лихачев, генерал-лейтенант А. И. Глуховской, помощник петербургского градоначальника И. Н. Турчанинов, военные чины, члены строительной комиссии, гласные городской думы и другие лица. От имени собравшихся Государю была послана телеграмма, извещавшая его об освящении церкви Богоявления и выражавшая их верноподданнические чувства. Император Николай Второй откликнулся на нее словами: «С удовольствием узнал о состоявшемся освящении нового храма на Гутуевском острове, искренне благодарю вас и всех присутствующих за выражение чувства. Николай.» Вскоре был освящен второй, левый придел храма, во имя Святителя Николая Чудотворца, а 18 июля 1899 года, в канун престольного праздника, последовало освящение третьего (правого) придела в честь преп. Иоанна Спостника (память 21 июля).

Величественный, высотою более 42 метров с крестом, внешне Гутуевский Богоявленский храм копирует известный храм Христа Спасителя (с 1889 г. — Спасов мужской монастырь) близ станции Борки Курско-Харьковской железной дороги, в Змиевском уезде Харьковской губернии, выстроенный в 1889— 1894 годах архитектором Р. Р. Марфельдом на месте крушения Императорского поезда 17 октября 1888 года в память избавления Царской Семьи от опасности. Высоко возвышающийся над островом и окружающей местностью, храм Богоявления был выстроен так, чтобы еще издали быть видным вступающим в Петербургский порт со стороны Финского Залива иностранным судам. (Сейчас окружающая жилая застройка заслонила храм со стороны моря). Громадный купол с рельефным золоченым поясом по кровле, увенчанный большим резным крестом, красиво высился среди молодой зелени окружающего сада. Облицованный красным лекальным кирпичом, с кованными железными решетками на окнах, храм сразу же обращал на себя внимание изяществом отделки и обилием наружных украшений: фасад его богато убран мозаичными орнаментами, поливными изразцами и иконами из мозаики. Две из них,— Спасителя и Св. Иоанна Крестителя помещены над западным входом в храм, а остальные четыре: свт. Николая Чудотворца, преп. Сергия Радонежского, преп. Иоанна Спостника и св. Анны Пророчицы (две последние до наших дней не сохранились),— по углам основания барабана купола. Небольшая шатровая колокольня, выстроенная в связи с храмом, имела большой звон в 10 колоколов, отлитых в Москве на заводе А. Д. Самгина и побывавших на всемирной выставке в Чикаго. Общий вес их составил 755 пудов, главный колокол весил 525 пудов 31 фунт. За алтарем храма была устроена часовня, под которой помещалась усыпальница жертвователей Воронихиных, однако никто из них до 1917 года не был здесь погребен. Вечный покой под стенами храма обрели погребенные здесь еще до освящения церкви ее создатели и благотворители о. Василий Альбицкий и Николай Павлович Забугин.

Трехпрестольная и достаточно обширная церковь Богоявления Господня вмещает до 1200 молящихся, в западной части ее устроены двухъярусные хоры (верхний ярус предназначен для певчих), что позволяло иконостасам быть ничем не загороженными от взоров прихожан. Белый резной одноярусный иконостас храма, выполненный из майолики в византийском стиле «под слоновую кость» был создан на знаменитой фарфоровой фабрике М. С. Кузнецова в Новгородской губернии и отмечен наградой на всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Все стены храма были покрыты настенной живописью и огромными написанными «альфреско» иконами. Образа на стенах были исполнены академиком А. С. Славцевым, в иконостас — им же и А. М. Постниковым, фрески — художником К. М. Бутаковым. В алтаре центрального придела за невысоким иконостасом взору молящихся открывалась «Тайная вечеря» и над нею — дивный образ Крещения Господня. Изображенные на нем берега Иордана и окружающий пейзаж А. С. Славцев писал с натуры, для чего специально ездил в Палестину. Своды и стены храма покрыты орнаментом по золотому фону и сценами картин Ветхого и Нового Заветов. В алтаре левого Никольского придела написаны образа Божией Матери и Рождества Христова, в алтаре правого, во имя преп. Иоанна Спостника,— Спасителя и Воскресения Христова. В главном куполе на высоте 24 метров помещается образ благословляющего Спасителя. Особенно эффектно алтарные и подкупольные изображения смотрелись за вечерним богослужением, подсвеченные мягким светом особого освещения,— 450-ю скрытыми электрическими лампочками с рефлекторами. Освещали храм также три бронзовых паникадила, высокохудожественной работы. Всего священных изображений в храме было около двухсот. Особо удачными были картины «Христос на Геннисаретском озере» и «Беседа Христа во храме» соответственно на северной и южной стенах боковых приделов, а также отдельные изображения святителей на восточной стене хоров и картины в крестовом своде над хорами. Большинство росписей со значительными повреждениями и утратами сохранились до сего дня.

Цинковые купола и шатры храма, а также кровельные работы были выполнены Г. И. Миттенбергером, художественно-слесарные — 3. А. Гераном, резные и позолотные — П. С. Абросимовым. Резьба по мрамору скульптора Г. О. Ботто. Рядом с храмом было устроено особое здание для его отопления и вентиляции, осуществленных по проекту гр. инж. Правдзика. Здание это сохранилось до наших дней и используется ныне в качестве диспетчерской автобусной станции.

Первые десять лет по освящении храма приходская жизнь его протекала достаточно спокойно. Церковь не требовала ремонтов и не испытывала нужды ни в утвари, ни в облачениях. Попечением директора департамента таможенных сборов Н. И. Белюстина из Портовой таможни бесплатно отпускалось потребное храму топливо и давались сторожа для его охраны.

Приход храма, достаточно удаленный от центра Петербурга, включал отрезанные друг от друга острова с небольшим и небогатым населением и отдаленную Волынкину деревню. На северной границе прихода церкви Богоявления, в устье реки Невы, располагался небольшой Лоцманский остров, пожалуй, самый живописный уголок этой части города, с которого открывался прекрасный вид на взморье. На острове со своими семьями в маленьких деревянных домиках жили лоцманы петербургского порта. В южной части острова, на Подзорной улице в 1890-х годах была выстроена крохотная деревянная часовенка во имя Свят. Николая Чудотворца2, покровителя моряков. После революции она так же, как и сама Лоцманская слобода, была уничтожена. Теперь на этом месте высятся корпуса Адмиралтейского объединения.

Первым настоятелем Богоявленского храма с 1899 по 1901 годы был свящ. Евтихий Яковлевич Баланович. В 1902 году его сменил свящ. Иоанн Троицкий, служивший здесь до 1910 года. Отличавшийся либеральными взглядами, 11 мая 1905 года он зарегистрировал в Богоявленской церкви брак тайно обвенчавшихся в этот день, в другом храме ученого-химика С. В. Лебедева и А. П. Остроумовой-Лебедевой. Законами Российской Империи лицам, состоящим в 1-й и 2-й степени родства брак был воспрещен, и за кровосмешение полагалось тюремное заключение; всего два месяца, прошедшие с момента формального развода С. В. Лебедева с первой женой также склонили Лебедевых к тайному венчанию...

С 1911 по 1922 гг. настоятелем церкви служил много потрудившийся над благоукрашением храма и обустройством его приходской жизни свящ. Павел Лебединский, автор книги «Иоанн Креститель» и брошюры об истории Богоявленской церкви, бывший также сочинителем «Школьного гимна» на музыку М. А. Балакирева, исполнявшегося в гимназиях и других заведениях Петербурга в торжественных случаях. В бытность его настоятелем, Великим постом, 9 апреля 1910 года перед всенощной о. Павлом было совершено торжественное освящение сооруженной на собранные прихожанами средства художественной Голгофы с предстоящими и видом Иерусалима. В феврале 1911 года причт и прихожане храма вознамерились учредить при церкви Богоявления Господня церковно-приходское попечительство, которое, руководствуясь Высочайше утвержденным уставом под председательством щедрого попечителя купца В. К. Карелина и было открыто 29 мая года по благословению Митрополита С.-Петербургского Антония. В октябре 1911 при храме был создан усердием молодого регента Н. П. Башкирова приходской хор любителей церковного пения. В 21-ю годовщину чудесного спасения Государя от опасности в Японии, 29 апреля 1912 года, по благословению Митрополита Антония впервые в пределах Гутуевского острова и сопредельных островов был совершен торжественный крестный ход, который по установлению с этого дня совершался ежегодно в первый воскресный день после 29 апреля или в самый день, если он приходился на воскресенье. 9 декабря года на средства, завещанные прихожанином храма Стефаном Лавриновичем, при Богоявленской церкви открылось первое на Гутуевском острове просветительское учреждение — бесплатная библиотека религиозно-нравственной литературы с разделом противосектантских книг.

В праздник Входа Господня в Иерусалим, 7 апреля 1913 состоялось торжественное освящение мраморных риз престола и жертвенника в главном алтаре. Исполненные гранильным мастером Зиновьевым, мраморные облачения по сторонам престола и жертвенника имели пять живописных картин кисти А. С. Славцева и были пожертвованы в храм вдовой и дочерью покойного устроителя, а позже свыше четырех трехлетий бессменного старосты храма, 2-й гильдии купца Петра Леонтьевича Журавлева (†13.11.1912 г.). После о. Павла Лебединского, в 1930-е годы, настоятелем храма, вплоть до его закрытия вскоре после Пасхи 1935 года служил свящ. Александр Медведский. 5 мая н. ст. 1935 года постановлением ВЦИК. с указанием использовать впредь под архиуправление, храм Богоявления был закрыт. В конце 1930-х годов он использовался уже как склад продовольствия, в блокаду здесь размещался морг. Во время одного из налетов немецкой авиации произошло прямое попадание снаряда в храм, внутри здания возник пожар» в результате которого храм сгорел. Снаружи все здание покрылось черной копотью, а интерьер погиб почти полностью в огне пожара.

После войны храм долгое время пустовал, затем вновь стал использоваться под склад, для чего в 1960-х годах был произведен ремонт: над барабаном был установлен новый купол, по формам отдаленно напоминающий прежний, поновлена кровля. В 1970—71 гг. в церкви планировалось произвести реставрационные работы, однако далее составления проекта реставрации дело не двинулось. С этого времени по сентябрь 1991 года в храме размещался склад Фрунзенского универмага.

4 января 1991 г. была зарегистрирована община церкви Богоявления. После пожара торговой фирмы «Фрунзенская» под давлением общины универмаг освободил здание храма. 9 января 1992 года после долгого перерыва в храм был назначен настоятель: рукоположенный незадолго до того во иерея о. Александр Захаров, служивший прежде диаконом Александро-Невской Шуваловской церкви. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна в праздник Богоявления Господня, 19 января 1992 года в храме было совершено великое освящение воды, а в воскресенье, 2 февраля с. г. состоялось малое освящение храма и была совершена первая Божественная литургия. С этого дня богослужения совершаются в храме по субботним (всенощное бдение), воскресным (Божественная литургия) и праздничным дням.

Весной 1992 года в центральном приделе храма был установлен временный иконостас, изготовленный в столярной мастерской Балтийского Морского Пароходства, оказывающего посильную материальную и финансовую помощь в восстановлении храма. Образа в него написал прихожанин церкви А. В. Стрелец. В начале мая, в канун 100-летия закладки церкви Богоявления православным религиозно-просветительским обществом «Радонеж» храму были пожертвованы три новые отлитые в Москве колокола, освященные и поднятые на колокольню 22 августа 1992 года, в канун Успения.

Летом 1992 года вокруг храма поднялись леса, под руководством архитектора К. П. Ворпулёва начата реставрация и восстановление в прежнем величии поруганной православной святыни. Под его авторским надзором на Адмиралтейском объединении идет изготовление крестов на храм (по проекту С. В. Кравец-Кравчевского). Очистку кованных оконных переплетов от ржавчины и остекление окон храма осуществляет малое государственное предприятие «Око» при Канонерском заводе. Восстановление кованных декоративных решеток на окнах и в усыпальнице храма ведет малое государственное предприятие «Светоч» при том же заводе. Производство восстановительных работ в храме курирует архитектор С. И. Чуруксаев.

С сентября 1992 года при храме начала работать воскресная школа для детей 7—15 лет. Обучение в ней совместное, занятия ведет семинарист 2-го класса Петербургской Духовной семинарии Андрей Заярный.

Престольными праздниками в церкви Богоявления Господня на Гутуевском острове являются дни:

6 (19) января — Крещение (Богоявление) Господне.
9 (22) мая перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град.
21 июля (3 августа н. ст.) — Преподобного Иоанна Спостника.
6 (19) декабря — Святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.


Н. Беклемишев. Описание покушения на жизнь Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в г. Отсу. СПб б. г
Была приписана к церкви св. Екатерины в Екатерингофе.


Другие статьи автора: