Святый Кирилл,
Архиепископ Иерусалимский

4-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
о десяти догматах

Чтение их Послания к колоссянам: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией» и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира» и проч. (Кол. 2,8).

1. Порок подражает добродетели, и плевелы домогаются, чтобы именоваться пшеницею. И видом уподобляются они пшенице, но по вкушении изобличаются теми, которые умеют различать. И диавол преобразуется в светлого Ангела, не для того, чтобы возвратиться туда, где был прежде (потому что, приобретши наковальне непреклонное сердце, имеет уже нераскаянное произволение), но, чтобы проводящих жизнь равноангельную, обложить мраком слепоты, привести в заразительное состояние неверия. Много волков ходят в одеждах овчих, и одежды у них овчие, а не копыта и зубы. Напротив же того, прикрывшись кожею животных кротких и наружностию обольщая незлобивых, точат они из зубов тлетворный яд нечестия. Поэтому потребны нам Божественная благодать и трезвенный ум, и зоркие очи, чтобы вкушая плевелы за пшеницу, не потерпеть по неведению вреда, и волка приняв за овцу, не сделаться его добычею, и губительного диавола приняв за благотворного Ангела, не быть им поглощенными. Ибо, по Писанию, «ходит как рыкающий лев он, ища кого поглотить» (1 Петр. 5,8). Для сего-то делает напоминание Церковь, для сего-то предлагаются настоящие поучения, для сего-то бывают и чтения.

2. Для жизни благочестивой необходимо то и другое: и благочестивые догматы и добрые дела. И догматы без добрых дел не благоугодны Богу; и дела, совершаемые без благочестивых догматов, не приемлются Богом. Что пользы хорошо знать догматы о Боге и срамно любодействовать? И также, что пользы быть вполне целомудренным и нечестиво хулить? Посему — великое приобретение — изучение догматов, и потребна для сего трезвенная душа, потому что много прельщающих философиею и тщетною лестию. Язычники увлекают сладкоречием: «ибо мед источают уста чужой жены» (Прит. 5,3). Это те, которые от обрезания, от детства до старости, поучаясь Божественным Писаниям и состареваясь в невежестве, обольщают приходящих неправым толкованием сих Писаний. Еретики же сердца людей простых вводят в обман добрыми и сладкими речами, Христовым именем, как медом, прикрывая яд злочестивых учений. О всех них в совокупности говорит Господь: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24,4). Для сего-то и преподается учение веры и изъяснение оной.

3. Но, по моему мнению, хорошо будет, прежде нежели начнем преподавать учение о вере, в кратком виде представить теперь обзор нужнейших догматов, чтобы множество предметов, о которых будем говорить, и самое расстояние между днями всей святой четыредесятницы, не произвели забвения в тех из вас, которые не столько крепки духом, да и нам, вкратце положив теперь начало посеву, не опустить чего впоследствии, когда будем возделывать в обширнейшем виде. А те из предстоящих, которые совершеннее по способностям и имеют уже «чувства, навыком приученные к различению добра и зла» (Евр. 5,14), с терпением да выслушают детские уроки и млеку подобное руководство, чтобы вместе и имеющим нужду в оглашении получить от сего пользу, и приобретшим ведение оживить в памяти, о чем предварительно уже знали.

О БОГЕ

4. Посему прежде всего в душе вашей да будет положен в основание догмат о Боге, именно что Бог только един, не рожден, безначален, не преложен, не изменяем, не рожден от другого, и не имеет другого преемником жизни, не во времени начал жить и не скончается когда-либо; и еще — что Он благ и правдив. И как скоро услышишь еретика, который говорит, что Иной есть правдивый, и Иной благий, немедленно вспомнив это, познай ядовитость ереси; ибо некоторые осмелились нечестиво разделять в понятии единого Бога, а некоторые, уча вместе немысленно и злочестиво, говорили, что Иной зиждитель и владыка души, и Иной — тел. Как же одному человеку быть рабом двух господ, когда Господь говорит в Евангелии: «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6,24). Поэтому, един есть только Бог, один Создатель неба и земли, Творец Ангелов и Архангелов. Создатель Он многих, но Единого только предвечный Отец — единого только Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Которым все сотворил видимое и невидимое.

5. Сей Отец Господа нашего Иисуса Христа не описуется каким-либо местом и не меньше неба; но «дела перст Его суть небеса» (Пс. 8,4), и всю землю содержит Он горстию Своею (Пс. 40,12). Он во всем и вне всего. Не думай, что солнце светлее Его, или равно Ему. Ибо устроивший первоначальное солнце, тем паче больше Н светлее солнца. Он предвидец будущего и всего могущественнее, все знает и творит, как Ему угодно; не подлежит последовательности вещей, ни рождению, ни случаю, ни судьбе. Во всем совершен и добродетелию всякого рода обладает в равной мере, не умаляется, не возрастает, но всегда имеет одно и то же, и притом одинаково. Он уготовал наказание грешным и венец праведным.

6. Многие, уклоняясь от единого Бога, вдались в различные заблуждения. Одни обоготворили солнце, чтобы по захождении солнца, во время ночи, оставаться им безбожными; другие — обоготворили луну, чтобы не иметь Бога днем; иные же обоготворили прочие части мира, даже произведения искусства, снеди и наслаждения. Женонеистовые, поставив на возвышенном месте изваяние нагой женщины и назвав Афродитою, в сем видимом образе стали поклоняться страсти, а другие, поражаясь блеском золота, обоготворили золото и прочие вещества. Но кто в сердце своем положит в основание всего учения о единоначалии Божием и убедится в оном, тот вдруг пресечет всякое зловредное стремление идолопоклонства и еретического заблуждения. Посему с помощью веры, положи основанием в душе своей сей первый догмат благочестия.

О ХРИСТЕ

7. Веруй же и в Сына Божия, единого и единственного, Господа нашего Иисуса Христа, Бога, рожденного от Бога, жизнь, рожденную от жизни, свет, рожденный от света, по всему подобного Родшему, не во времени получившего бытие, но рожденного от Отца прежде всех веков и непостижимо, Божию премудрость и силу, ипостасную правду, прежде всех веков седящего одесную Отца. Ибо не по страдании, как бы увенчанный, от Бога (так думают некоторые), за терпение получил престол одесную, но с самым бытием (а рожден Он превечно) имеет царственное достоинство, совосседая со Отцом, так как, по сказанному, Он Бог и премудрость и сила. Со Отцом Он царствует, и через Отца зиждитель всего; но не имеет недостатка в достоинстве Божества, и знает Рождшего, как Сам познается Родшим. И скажу короче: помни написанное в Евангелии: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф. 11,27).

8. Не отчуждай Сына от Отца и не производи смешения, веря в сыноотечество, но веруй, что единого Бога един есть Единородный Сын, прежде всех веков Бог — Слово, слово не произносимое, разливающееся в воздухе, не уподобляющееся словам неосуществленным, но Слово — Сын, Творец словесных существ, Слово, слушающее Отца и Само глаголющее. И о сем со временем, если даст Бог, сказано будет нами пространнее; ибо не забыли мы о своем намерении предложить теперь сокращенное руководство к вере.

О РОЖДЕНИИ ОТ ДЕВЫ

9. Веруй же, что сей Единородный Божий Сын, по причине грехов наших, снисшел с небес
на землю, восприняв на Себя сие подобострастное нам человечество, и родился от Святой Девы и Святого Духа. И вочеловечение совершилось не в призраке, не мечтательно, но в действительности: не как чрез трубу прошел он чрез Деву, но истинно от нее воплотился, истинно питался от нее млеком, действительно, подобно нам, ел и действительно, подобно нам, пил. Ибо, если вочеловечение было мечта, то и спасение — мечта. Во Христе два естества. По видимому Он — человек, а по невидимому — Бог. Подобно нам действительно вкушал, как человек, потому что имел подобострастную на шей плоть; напитал же пятью хлебами пять тысяч, как Бог. Действительно умер, как человек, но четверодневного мертвеца воскресил, как Бог. Действительно спал на корабле, как человек, и ходил по водам, как Бог.

О КРЕСТЕ

10. Он действительно был распят за наши грехи. Если вознамеришься отрицать сие, обличит тебя видимое нами место, сия блаженная Голгофа, на которой собрались мы теперь ради Распятого на ней. И древом крестным по частям уже наполнена вся вселенная. Распят же Он был не за свои грехи, но чтобы мы освободились от наших грехов. И хотя пренебрежен был тогда людьми, и заушен, как человек, но познан тварию, как Бог. Ибо солнце, видя поруганного Владыку и не терпя сего зрелища, с трепетом затмилось.

О ПОГРЕБЕНИИ

11. Он действительно положен был в каменном гробе, как человек; но камни расселись в страхе от Него. Снисшел Он в преисподнюю, чтобы набавить оттуда праведных. Ибо, скажи, хотел ли бы ты, чтобы живые, притом по большей части не святые, насладились благодатию, а все, начиная с Адама, столь долгое время бывшие в заключении, не получили, наконец, свободы? Пророк Исайя так много проповедал о Нем велигласно: ужели же не пожелал бы ты, чтоб Царь снисшел и избавил проповедника? Там были Давид и Самуил, и все Пророки, и сам Иоанн, вопрошавший чрез посланных: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого» (Мф. 11,3)? Ужели не пожелал бы ты, чтобы Он сошел и избавил таковых?

О ВОСКРЕСЕНИИ

12. Но снисшедший в преисподнюю снова восшел, и погребенный Иисус снова действительно в третий день воскрес. Если когда будут смущать тебя иудеи, немедленно встречай их таким вопросом: тридневный Иона вышел из кита, почему же тридневному Христу не быть воздвигнуту из земли? Мертвец, коснувшись костей Елисеевых, восстает: не гораздо ли больше удобства восстать силою Отчею Творцу человеков? Итак, воистину воскрес Он и, воскресши, снова явился ученикам. Свидетелями Его воскресения — двенадцать учеников, не увлекательными словами засвидетельствовавшие, но до мучений и смерти подвизавшиеся за истину воскресения. Притом, по Писанию, «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18,16).; воскресения же Христова — двенадцать свидетелей. Ужели будешь еще не верить воскресению?

О ВОЗНЕСЕНИИ

13. Совершив же поприще терпения и избавив людей от грехов, Иисус снова восшел на небеса на подъявшем Его облаке. При восхождении Его предстояли Ему Ангелы и взирали на Него Апостолы. А если кто не верит тому, что говорим, то пусть поверит самой силе видимого ныне. Все цари, скончавшись, вместе с жизнию теряют и могущество, а распятому Христу поклоняется целая вселенная. Возвещаем Распятого, и демоны трепещут. Много было в разные времена распинаемых, но призывание другого какого распятого изгоняло ли когда демонов?

14. Посему, не устыдимся Креста Христова. Но если иной и скрывается, ты явно напечатлевай знамение на челе, чтобы демоны, видя царское знамение, в трепете бежали далеко прочь. Твори же знамение сие, когда ешь, пьешь, садишься, ложишься, встаешь, говоришь, ходишь, одним словом, при всяком деле. Ибо, Кто распят здесь, Тот горе, на небесах. Если бы распятый и погребенный остался во гробе, то имели бы мы причину стыдиться. Но теперь Распятый на этой Голгофе восшел на небо с Елеонской горы, которая на востоке. Здесь, сошедши во ад и снова возшедши к нам, снова восшел от нас на небо, и Отец возглашает и говорит Ему: «Седи одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109,1).

О БУДУЩЕМ СУДЕ

15. Сей восшедший Иисус Христос придет паки с небес, а не от земли. Говорю: не от земли, потому что ныне многие антихристы будут приходить от земли. Ибо многие уже, как видел ты, начинали говорить: «Аз есмь Христос» (Мф. 24,5); и, наконец, придет мерзость запустения, лживо присвоив себе Христово имя. Но ты ожидай истинного Христа, Сына Божия Единородного, не от земли, наконец, но с небес грядущего, Который, дориносимый Ангелами, всем будет виден светлее всякой молнии и сияния света, и придет судить живых и мертвых и царствовать в небесном, вечном и нескончаемом царстве. Будь тверд и в этом, ибо многие говорят, что царству Христову будет конец.

О СВЯТОМ ДУХЕ

16. Веруй и в Духа Святого, и имей о Нем ту же мысль, какую внушено тебе иметь об Отце и Сыне, а не одинаковую с учащими о Нем хульно. Тебе же должно знать, что сей Дух Святый есть единый, не раздельный, имеет много сил, и много производит действий, но сам не делится на части, знает тайны, «все проницает и глубины Божий» (1 Кор. 2,10), нисшел на Господа Иисуса Христа «в виде голубине», действовал в Законе и Пророках, и ныне во время крещения запечатлевает твою душу. Всякое разумное естество имеет потребность в Его святости. Если дерзнет кто изречь на него хулу, то не получит он отпущения ни в сей, «ни в будущий век» (Мф. 12,32). Духу Святому с Отцем и Сыном принадлежит слава Божества; в Нем имеют потребность и Престолы и Господства, Начала и Власти. Ибо един Бог Отец Христа, и един Господь Иисус Христос, единого Бога Единородный Сын; един и Дух Святый, всем подающий освящение и обожение, глаголавший в Законе и в Пророках, в Ветхом и Новом Завете.

17. Всегда запечатленным имей в мысли своей, что теперь сказано тебе слегка в кратком обзоре, а если даст Бог, будет, по возможности, изложено с доказательствами из Писаний. Ибо о Божественных и святых тайнах веры должно преподавать не как ни есть без Божественных Писаний и не увлекаться простою вероятностию и доводами разума. Даже не просто верь и мне, который говорю тебе, если на то, о чем возвещаю, не получишь доказательства из Божественных Писаний. Ибо самая спасительность веры нашей не на изысканных словах основана, но на доказательствах из Божественных Писаний.

О ДУШЕ

18. Приобретя ведение о сей, достоуважаемой, славной и всесвятой вере, познай, наконец, и себя самого, кто ты, а именно познай, что человек двойствен, состоит из души и тела, и что Сам Бог, как недавно было говорено о сем, есть Творец души и тела. Знай также, что душа твоя свободна, и есть превосходное Божие дело, созданное по образу Сотворшего, что она бессмертна по милости Бога, дающего ей бессмертие, и есть существо живое, разумное, нетленное, по милости Даровавшего ей это; имеет власть делать, что хочет. Ибо грешишь ты не потому, что так рожден, и не по случаю впадаешь в блуд, и не стечением звезд, как пустословят иные, бываешь вынужден предаваться непотребству. Почему, избегая сознания в худых своих делах, причину их приписываешь невиновным звездам? Не слушай звездочетов. Ибо о них говорит Божественное Писание: «Пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты, вот они, как солома: огонь сожег их — не избавили души своей от пламени» (Ис. 47,13. 14).

19. Знай же и то, что душа, прежде нежели приходит в мир сей, ни в чем не согрешила ; но входя несогрешившими, согрешаем теперь по произволению. Не слушай того, кто неправо толкует сказанное: «если же делаю, чего не хочу» (Рим. 7,16); но помни Сказавшего: «Если захотите и послушаете, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1,19.20) и т. д. И еще: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистот и беззаконию на деле беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6,19). Помни также, что говорит Писание: «и как они не заботились иметь Бога в разуме» (Рим. 1,28), и «что можно сказать о Боге, явно для них» (Рим. 1,19); и «глаза свои сомкнули» (Мф. 13, 15). И еще Сам Бог обвиняет и говорит: «Я насадил тебя, как благородную лозу — самое чистое семя, как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы» (Иер. 2,21)?

20. Душа бессмертная, и все души у мужей и жен подобны, различны же только телесные члены. Нет особенного чина душ, по природе согрешающих, чина душ, по природе творящих правду: но то и другое зависит от произволения, потому что души всех в существе своем однородны .и подобны. Знаю, что много мною сказано, и времени уже много, но что предпочтительнее спасения? Не хочешь разве потрудиться, чтобы получить напутствие против еретиков? Не желательно разве тебе узнать уклонения с пути, чтобы, по неведению, не пасть во стремнины? Если учащие немалым для себя приобретение почитают научить тебя этому, то ужели ты, учащийся, не должен с удовольствием взирать на множество тебе преподаваемого?

Душа свободна, и диавол, хотя может подучать, но не имеет власти принуждать против произволения. Представляет тебе блудный помысл: если хочешь, примешь оный, а если не хочешь, не примешь. Если бы по необходимости жил ты блудно, то для чего было уготовлять Богу геенну? Если бы по естеству, а не по произволению творил ты правду, то для чего уготовал бы Бог несказанные венцы? В овце есть кротость, но никогда не увенчается она за кротость, потому что кротка не по произволению, а по природе.

О ТЕЛЕ

22. Познавал пока, возлюбленный, что только возможно было познать о душе, выслушай, по возможности, учение и о теле твоем. Не позволяй никому говорить, что тело сие чуждо Богу. Кто верит, что тело есть нечто чуждое Богу, и что душа живет в нем как в чуждом сосуде, тот с готовностию предает оное и блуду. За что же осудили это достойное удивления тело? Чего не достает в нем для благолепия? Что не отличается художеством в его устройстве? Не надлежало ли им представить в уме и этот светлый состав глаза, и то, что уши помещены на стороне, беспрепятственно принимают в себя слух, что обояние различает испарения и ощущает благовония, что язык исправляет двоякое служение способностию распознавать вкус и силою слова, что легкие, помещенные в сокровенности, непрестанно вдыхают в себя воздух? Кто сообщил сердцу непрерывное биение? Кто разделил столько кровеносных и биющихся жил? Кто так премудро связал кости жилами? Кто часть пищи обращает в существо тела, а часть назначил для приличного отделения, и неблагообразные члены сокрыл в сокровенных местах? Кто сделал, что человеческое естество, которое могло бы оскудеть, сохраняется непресекающимся чрез это низкое (плотское) общение?

23. Не говори, что тело виною греха. Ибо, если тело причина греха, то почему же не грешит мертвый? Вложи меч в десницу только что умершего — убийства не будет. Мимо юноши, только что умершего, пусть проходит всякая красота,— блудного вожделения не будет. Почему же это? Потому грешит не тело само по себе, но душа посредством тела. Тело есть орудие, как бы одежда и риза души. И если душа предана блуду, то делается оно нечистым, если же в сожительстве оно с душ ею святою, то бывает храмом Святого Духа. Не я говорю сие, но Павел апостол сказал: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6,19). Поэтому береги тело, как храм Святого Духа. Не оскверняй своей плоти любодеяниями, не очерняй этой прекрасной ризы своей. Если же и очернил, то омой теперь покаянием, омой, пока есть время.

24. И слово о целомудрии да выслушает предварительно чин монашествующих и дев, ведущих в мире жизнь равноангельскую, а после них и весь церковный сонм. Великий венец уготован вам, братия; не обменивайте высокого достоинства на малое услаждение. Послушайте Апостола, который говорит: «чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12,16). За преднамерение целомудрия ты вписан уже в ангельские книги; смотри, чтобы опять не изгладили тебя за блудное дело.

25. Преспевая же в целомудрии, не надмевайся также пред теми, которые ведут брачную жизнь. Ибо, «брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13,4), как говорит Апостол. И ты, сохраняющий непорочность, разве рожден не от сочетавшихся браком? Не отымай цены у серебра, потому что имеешь золото. Да не теряют благой надежды и те, которые в супружестве законно пользуются супружеством, вступили в брак дозволенный, а не в этот непотребный, заключенный по необузданному своеволию; знают время упокоения, чтобы пребывать в молитве; в церковь во время Божиих служб с чистыми одеждами вносят в чистые тела, и вступили в брак для чадородия, не по сладострастию.

26. Сочетавшиеся первым браком да не унижают вступивших во второй брак. Воздержание — дело прекрасное и достойное удивления, но извинительно вступить и во второй брак, чтобы немощным не жить блудно. «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я,— говорит Апостол,— но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак. Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (7 Кор. 7.89). Все же прочее: блуд, прелюбодейство и всякий род непотребства, да будет отгнано от вас далеко прочь. Да соблюдается тело чистым Господу, чтобы и Господь презрел на тело. И яствами да питается тело, чтобы ему быть живым и беспрепятственно служить, а не для того, чтобы предаваться роскоши.

О ЯСТВАХ

27. И касательно снедей пусть будут у вас поставлены следующие правила, потому что многие погрешают и в рассуждении яств. Иные безразлично приступают к идоложертвенному, другие сами к себе строги, но осуждают ядущих; у иных же в рассуждении яств душа оскверняется различным образом, по незнанию полезных причин, что-либо есть или не есть. Мы постимся, воздерживаясь от вина и от мяс, не потому, что ненавидим это, как мерзость, но ожидаем воздаяния, за презрение чувственного надеясь насладиться духовною и мысленною трапезою, надеясь, что, посеяв ныне слезами, пожнем радостию в будущем веке. Поэтому не пренебрегай ядущими и вкушающими по немощи тела; не порицай употребляющих немного и вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5,23), и не осуждай их, как грешных, не отвращайся от мяс, как чего-то чуждого. Апостол знал таковых, когда говорит и о «запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1 Тим. 4,3). Посему, воздерживаясь от сего, воздерживайся не как от мерзости, в таком случае не имеешь за сие и воздаяния, но, признавая и это добрым, пренебрегай сим ради подлежащих лучших духовных благ.

28. Оберегай душу свою, чтобы не вкусить когда чего-либо принесенного идолом. Ибо о сих яствах не теперь только у меня забота, но и у Апостолов, у Иакова, епископа сей Церкви, было уже попечение. «Апостолы и старцы» всем народам пишут соборное послание, преимущественно «воздерживаться от идоложертвенного и крови и удавленины» (Деян. 15.28,29). Ибо много людей столько зверонравных и живущих подобно псам, что, подражая диким зверям, пьют кровь и нещадно пожирают удавленину. Но ты, раб Христов, и вкушая, вкушая с благоговением. И сего достаточно о яствах.

ОБ ОДЕЖДЕ

29. Одежда да возлагается на тебя простая, служащая не для убранства, а для необходимого покрова, не для того, чтобы тебе нежиться» но чтобы согреться зимою и прикрыть телесную срамоту. Под предлогом прикрытия срамоты, не впади в другую срамоту употребления излишних риз.

О ВОСКРЕСЕНИИ

30. Умоляю тебя, береги тело сие, и знай, что будешь воздвигнут из мертвых, чтобы с телом сим предстать на суд. Если же приходит тебе на мысль какое основание к неверию о сем, как о деле невозможном, то, обратив внимание на себя самого, заключай о невидимом. Ибо рассуди и скажи мне, где был сам ты сто или более лет? Из какой малости, из какого незначительного существа возрос до такой меры и достиг такой высокой красоты? При том Кто тебя несуществовавшего привел в бытие, Тот ужели не может снова восстановить уже существующего и падшего? Кто пшеничное зерно, для нас сеемое и умирающее ежегодно, воскрешает, Тому трудно ли воскресить и нас самих, ради которых и Он воскрес? Видишь, что дерева столько месяцев стоят теперь без плодов и без листьев, но, по прошествии зимы, все, как бы восстав из мертвых, снова оживут; не тем ли паче гораздо удобнее ожить нам? Жезл Моисеев, по воле Божей, преложен в несходное с ним естество змия; ужели же человек, подвергшись смерти, не будет снова восстановлен в самого себя?

31. Не слушай тех, которые говорят, что не восстанет тело сие. Оно восстанет, свидетель тому Исайя, который говорит: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» (Ис. 26,19). И по слову Даниила: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12,2). Воскреснуть предлежит всем человекам: воскресение же не для всех одинаково. Все получим вечные тела, но не все одинаковые. Ибо праведные получат, чтобы вечно ликовать с Ангелами, а грешные, чтобы во веки терпеть мучение за грехи.

О КРЕЩЕНИИ

32. Посему Господь, по человеколюбию предваряя, дал нам баню покаяния, чтобы, свергнув в себя множество грехов, лучше же сказать все бремя, и, приняв печать от Духа Святого,
соделаться нам наследниками вечной жизни. Но о крещении, достаточно сказав уже прежде, перейдем, наконец, к изложению прочих предварительных познаний.

О БОЖЕСТВЕННЫХ ПИСАНИЯХ

33. Учат нас сему Богодухновенные Писания ветхого и нового завета. Ибо един есть Бог обоих заветов, в ветхом предвозвестивший Христа, явившегося в новом, чрез Закон и Пророков, руководивший ко Христу. «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3,23—24). И если когда услышишь, что какой-либо еретик хулит Закон и Пророков, то возрази ему спасительным словом: Иисус не пришел «разорити, ио исполнити» закон (Мф. 5, 17), С любознательностию, и притом от Церкви, приобрети сведение, какие книги ветхого, и какие нового завета, а книг, непризнаваемых Церквию, не читай! Ибо, не зиая того, что всеми признано, для чего напрасно томишь себя сомнительным? Читай божественные Писания, сии двадцать две книги ветхого завета, переведенный семьюдесятью двумя толковниками,

34. Ибо, по кончине македонского царя Александра, и по разделении Царства на четыре державы — Вавилонию, Македонию, Азию и Египет, один из царствующих во Египте, Птолемей Филадельф, как царь весьма любивший ученость, собирая отовсюду книги, когда от блюстителя книгохранилища Димитрия Фалерийского услышал о Божественных Писаниях, заключающих в себе закон и пророчества, и рассудил, что гораздо лучше приобретать книги не принуждением у нежелающих дать оные, но благосклонность имеющих у себя книги снискивать дарами и дружбою (ибо знал, что в вынужденном, так как отдается оно непроизвольно, часто бывает подлог, а добровольно уступаемое приносится в дар по всей правде); к тогдашнему архиерею Елеазару послал весьма многие дары в здешний Иерусалимский храм, и домогся, что присланы были к нему для перевода из двенадцати израильских колен по шести человек от каждого колена. Потом, чтобы испытать, точно ли книги Божественны, и в предотвращение того, чтобы присланные не сговорились между собою, в так называемом Фаросе, находившемся близ Александрии, каждому из прибывших толковников отвел особенный дом, и потребовал, чтобы каждый перевел все Писания. Когда же они в семьдесят два дня кончили сие дело, собрав воедино переводы всех, какие сделали они в различных домах, не сходясь между собою, нашел оные согласными, не только в мыслях, но и в речениях. Ибо это было не следствием изысканности слов, но и делом человеческих мудрований, напротив того, Божественных Писаний, изглаголанных Святым Духом, и перевод совершен от Духа же Святого.

35. Двадцать две книги сих Писаний читай, но не знакомься с писаниями, непризнанными в Церкви. Те одни книги изучай, которые свободно читаем и в церкви. Гораздо благоразумнее тебя были апостолы и древние епископы, предстоятели Церкви, которые передали книги сии. А ты, будучи чадом Церкви, не пременяй постановлений. И как сказано, изучай двадцать две книги ветхого завета, которые, если ты любознателен, постарайся, как скажу тебе, упомнить поименно. Книги Закона суть первые пять книг Моисеевых: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; после них — Иисус сын Навин и книга Судей с книгой Руфь, считаемая седьмою. Из прочих же книг исторических первая и вторая Царств у евреев составляют одну книгу; также — третья и четвертая Царств — одну же книгу, а равно в одной у них книге первая и вторая книги Ездры. Двенадцатая книга— Есфирь. И это книги исторические. Стихами же писанных книг пять: Иов, книга Псалмов, Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней, семнадцатая книга. Сверх сего пять книг пророческих: одна книга двенадцати пророков, одна Исаки, одна Иеремии вместе с Варухом, Плачем и Посланием, потом Иезекииль, и книга Даниилова, двадцать вторая книга ветхого Завета.

36. В Новом же Завете: Евангелий только четыре, а прочие надписуются ложно и вредны. И манихеи написали Евангелие от Фомы, которое, будучи прикрашено благоуханием евангельского наименования, растлевает души людей простых. Принимай и Деяния двенадцати апостолов; сверх того семь соборных посланий Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, печать же всего и окончательное дело учеников — четырнадцать посланий Павловых. А все прочее да будет положено вне, на втором месте. Что не читается в церкви, того не читай и наедине, как уже слышал о сем. Вот что должно знать тебе о сем.

37. Бегай же всякого дьявольского на тебя влияния, и не доверяй отступнику змию, который из доброго существа самопроизвольно сделался инаковым. Он может убеждать желающих, но никого не может принуждать. Не обращай внимания на звездочетство, на птицегадание, на предзнаменования и баснословные языческие прорицания, а чародейства, волшебства и пребеззаконного вызывания мертвых не допускай и до слуха. Удали от себя непотребство всякого рода, не будь чревоугодником и сластолюбцем; стань выше всякого сребролюбия и лихоимства. Не ходи на языческие торжественные собрания; в болезнях не употребляй никогда опоясаний. Отвращайся всякой низости и кормчества. Не впадай в самаританство или иудейство, потому что избавил уже тебя Иисус Христос. Оставь всякое Соблюдение суббот, и какой-либо безразличной снеди не называй низкою и нечистою.

38. Преимущественно же всего возненавидь все еретические сходбища, и всемерно ограждай душу свою постами, милостынями и чтением Божественных словес, чтобы в целомудрии и благочестивых догматах изжив остальное во плоти время, насладиться тебе единым спасением, обретаемых в крещении, и, таким образом, став вписанным в небесные воинства у Отца и Бога, сподобиться небесных венцев о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему слава во веки веков! Аминь.

(Продолжение следует)

Святая Земля. Река Иордан. Место крещения Господа Иисуса Христа. 
На снимке справа — Иерусалим. Елеонская Гора с русским монастырем на ней.

Святая Земля. Река Иордан. Место крещения Господа Иисуса Христа.
На снимке справа — Иерусалим. Елеонская Гора с русским монастырем на ней.

1 Сии слова св. Кирилла направлены против мнения о предсуществовании душ. По словам Климента Александрийского и бл. Августина, некоторые еретики думали, что души человеческие посылаются в тела, как в темницу, в наказание за произвольные грехи, совершенные ими прежде соединения с телами. Подобных мыслей не чужд был и Ориген.


Другие статьи автора: