ПРОПОВЕДЬ

К 100-летию со дня рождения и 15-летию со дня преставления

Прп. ИУСТИН (Попович)

Блаженны миротворцы: яко тии сынове Божий нарекутся       

Толкование на Евангелие от Матфея (5,9)

Где грех, там нет мира, ибо грех по природе своей, это — война с Богом или война с людьми и остальной тварью Божией. Только Безгрешный, т. е. Всесвятой, является единым владельцем, единым носителем, единым раздаятелем истинного мира, и дает его людям в меру их святости. И то Он его дает Духом Святым, в чьем царстве нет греховной иемирности и бунтарского беззакония. Поэтому и сказано: Царствiе Божiе не пища и питье, но праведность и миръ и радость въ Святомъ Духѣ (Рим. 14, 17). Это тот «вышний мир», о котором мы молимся несколько раз в день в мирной и сугубой ектениях. Он живет в Царстве Божием между божественной правдой и божественной радостью, почему в нем и содержится так много божественного. Царство Божие — это мир в правде и радости, царство дьяволово — это немирность в неправде и скорби. Мир Христов — это мир Духа Святого, всегда единосущный с благодатью, почему мир и благодать неразделимы в ощущении и сознании Церкви (ср. 1 Кор. 1. 3; 2 Кор. 1, 2; Гал. 1, 3; Еф. 1, 2; Фил. 1, 2; Кол, 1, 2; 1 Сол. 1, 1; 2 Сол. 1, 2; 1 Тм. 1, 2; 2 Тим 1, 2. Тит, 1, 4; Филимону 3; 1 Петр. 1,2; 2 Петр. 1, 2; 2 Иоан. 3; Откр. 1, 4). Это причина, по которой мир — дар Духа Святого: он и возникает, и растет, и развивается, и совершенствуется только в теснейшем единении и общении со всеми остальными евангельскими добродетелями, со всеми остальными дарами Духа Святого (ср. Гал. 5, 22—23; 2 Тим. 2, 22; Иуда 2; 2 Иоан. 3).

Нет сомнения, что исключительное блаженство для человека — быть сыном Божиим, но как можно стать сыном Божиим? — Рождаясь от Бога. Только Христос есть Сын Божий по природе, люди же становятся сынами Божиими по благодати. И то становятся, рождаясь от Бога, через святые добродетели (Иоан. 1,12—13). Исполнением святых евангельских добродетелей люди становятся сынами Божиими по благодати (Мф. 5, 45—48). По этому пути их ведет Благий Утешитель (Рим. 8,14), который исполняет их сердца Собою: святыми мыслями, святыми чувствами, святыми расположениями (ср. Гал 4, 6—7). За все это они воздают Богу безграничной, безусловной, непоколебимой верой (ср. Гал. 3, 26), живя в евангельской чистоте с помощью святых евангельских добродетелей (ср. 2 Кор. 6, 17).

Чистиiи сердцемъ видятъ Бога. Это — великое блаженство. Блаженство же от миротворчества большее; оно более глубокое, ибо тут человек рождается от Бога, становится сыном Божиим: и мысли его рождаются от Бога, и чувства, и желания и дела. И все, что в нем — бессмертно и вечно, и блаженно, ибо оно от Бога Живого и истинного. Рождаясь от Бога, становясь сынами Божиими, люди на деле становятся братьями Единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа, изрекшего такую благую весть: Кто будетъ исполнять волю Отца Моего Небеснаго, тотъ Мнѣ братъ и сестра и матерь (Мф. 12, 50). Воля Отца Небесного выражена во Христе и в Его Евангелии (ср. Еф. 1, 7—10). Кто исполняет Христово Евангелие, тот рождается от Него духовно, становится Его братом по благодати. Миротворцы — это и сыновья Божий, и братья Христовы, почему их блаженству нет предела.

В вещественном мире, мир несомненно есть первая космическая реальность: все и вся находятся в беспредельной гармонии и всеединстве. Вторжением греха в мир нарушены эта гармония и это всеединство. Оттуда как бы сдвинуто все это со своей основы, сдвинуто в хаос и беспорядок, и немирность. Очевидно: источник немирности и беспорядка это — грех, а источник мира и порядка это — логосность и святость. Логосное всеединство существ и твари и есть залог мира, порядка и гармонии; греховная разбитость существ и твари — это причина немирности, беспорядка, дисгармонии.— В Царстве жизни и существования Бог — главный и первый миротворец, дьявол главный и первый войнотворец, ибо он главный грехотворец. Грех, прежде всего, отделяет от Бога, Который есть стержень всякого существа и всякой твари; и тогда начинается стремительное падение в хаос, в беспорядок, в немирность. «Откуда у васъ вражды и распри? Не отсюда ли, отъ вожделѣнiй вашихъ, воюющихъ въ членахъ вашихъ?» (Иак. 4, 1). Каждый, даже и наименьший грех есть закваска немирности и непорядка, прежде всего немирности и непорядка в отношении к Богу и перед Богом, а потом уже к людям и перед людьми. Грех — это первый и единый нарушитель космического и человеческого всеединства. Поэтому вся тварь разбита, разъединена, также как и природа человеческого рода: тут грехом все воюет против всего, каждый против всех и все против каждого. Воплощенный Бог-Логос — единое лекарство от этой всеобщей войны греха. Поэтому-то Он единый и лечит эту судьбоносную разбитость и разъединенность твари и человеческой природы. Единородный Сын Божий исцеляет заболевшую грехом природу через сынов Божиих по благодати (ср. Рим. 8, 18—22), и вносит в нее тот предгреховный и догреховный божественный мир, который означает блаженство во всеединстве и всеединство в блаженстве. Как глава вещественного космоса и освященного космоса, Церкви, воплощенный Бог-Логос разливает Свой божественный мир по всему существу Церкви, освящая членов Церкви, а через них и всю тварь (ср. Кол. 1, 16—22). Это миръ Божiй — въ единомъ тѣлѣ (ср. Кол. 3, 15) в одном организме — богочеловеческом. Это тот всеобъединяющий мир, о котором Православная Церковь, денно-нощно вопия, молится чудесному и всемилостивому Творцу светов: «о мирѣ всего Mipa», «миръ мipoви даровати», «даровати миръ вселеннѣй», «даровати миръ и велiю милость»...

Блаженны миротворцы. Здесь Христос не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собою, но требует еще более,— именно того, чтобы мы примиряли несогласия и других; и опять представляет также духовную награду. Какую же? Ибо они будутъ наречены сынами Божiими, так как и дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее. Под миротворцами разумеются,— говорит блаженный Феофилакт,— не только те, которые сами живут со всеми в мире, но и те, которые мирят ссорящихся между собой. Миротворцы и те, кто своим учением обращают к истине врагов Божиих, Такие люди — сыны Божий, ибо нас Единородный Сын Божий примирил с Богом.

По поводу этого блаженства блаженный Августин говорит: Сыны Божий — это миротворцы в себе, поскольку они, приводя в порядок все страсти своей души и подчиняя их разуму,— т. е. уму и духу — совершенно подчиняют телесные желания: тем самым они становятся Царством Божиим, в коем все вещи упорядочены так, что главный и верховный элемент в человеке владеет без сопротивления другими, теми, которые у нас общие с животными; и что сам этот верховный элемент в человеке, т. е. ум и разум, подчинен чему-то еще лучшему: самой истине, Единородному Сыну Божию. Ибо человек не в состоянии владеть низшим, пока он не подчиняет себя высшему. И это тот мир, который дан на землю людям доброй воли (Лк. 2, 14); это — полная и совершенная жизнь. Из такого царства, в котором заведен совершенный мир и порядок, изгоняется князь мира сего, который владеет там, где испорченность и беспорядок.

Духовенство, прибывшее в монастырь Келлии (Челие) по случаю дня памяти прп. Иустина Поповича, совершает по сербской традиции чин резания колача на могиле Преподобного.

Богомудрая мысль св. Григория Нисского открывает нам новые глубины в божественной добродетели миротворчества. «Все прежде указанные нам на горе сей блаженства,— говорит святитель,— таковы, что каждое священно и свято, но предлагаемое теперь в полном смысле есть святилище и святое святых. Ибо, если нет в благах выше сего — видеть Бога; то соделаться сыном Божиим, без сомнения, выше всякого благополучия». Богом, «столько могущественным и великим, что невозможно ни видеть Его, ни слышать, ни мыслью постигнуть, присвояется в ничто между существами вменяемый человек,— этот пепел, это сено, эта суета: он-то приемлется в сына Богом всяческих. Что можно найти достойного к благодарению за сию милость? Человек выходит из пределов своего естества, делается из смертного бессмертным, из скоро-гибнущего неизменно-пребывающим, из однодневного вечным, одним словом из человека Богом; потому что сподобившийся стать сыном Божиим, без сомнения будет иметь в себе достоинство Отца, соделавшись наследником всех отеческих благ».

«Такова награда, какой же это подвиг? — если будешь миротворцем. Мне кажется, что и дело, за которое обещана такая награда, есть новый дар. Ибо в наслаждении вожделенным для нас в этом мире, что сладостнее для людей мирной жизни? О какой ни заговоришь приятности в этой жизни, чтобы ей быть приятною нужен мир».

Блаженны миротворцы. «Писание в кратком выражении предлагает в дар врачевание от многих недугов. Что такое мир? Не иное что, как исполненное любви расположение к соплеменнику. Посему что же разумеется под противоположным любви? Ненависть, гнев, раздражение, зависть, злопамятство, лицемерие, бедствие войны. Видишь ли, от скольких и от каких недугов предохранительным врачеством служит одно речение? Ибо мир равно противится всему исчисленному, и присутствием своим приводит зло в уничтожение. Как по возвращении здравия уничтожается болезнь, и по появлении света не остается тьмы, так с появлением мира исчезают все страсти, возбужденные сопротивным».

Кто такую болезнь искореняет из человеческой жизни, благорасположением и миром связует единоплеменных, в дружеское согласие приводит людей, тот не божеского ли, подлинно, могущества совершает дело, в роде человеческом истребляя худое, и на место сего вводя общение благ? Посему-то Господь именует миротворца сыном Божиим: ибо, даруя это человеческой жизни, делается подражателем истинного Бога.

Итак, блаженны миротворцы, ибо они будутъ наречены сынами Божiими. Кто же именно? Подражатели Божию человеколюбию, что свойственно Божией деятельности, то самое показывающие в жизни своей. Благодеющий Податель благ и Господь совершенно истребляет и в ничто обращает все, что не сродно с добром и чуждо ему, и тебе узаконяет сей образ действования, изгонять ненависть, прекращать войну, уничтожать зависть, не допускать до битв, истреблять лицемерие, угашать в сердце пожигающее внутренность злопамятство, вводить же на место сего, что восстановляется истреблением противоположного. Как с удалением тьмы наступает свет: так вместо исчисленного выше появляются плоды духа: любовь, радость, миръ, благость, долготерпѣн, и все собранное Апостолом число благ (Гал. 5,22). Посему как же не блажен раздаятель божественных даров, Богу уподобляющийся дарованиями, благотворения свои уподобляющий Божией великодаровитости? Но, может быть, ублажение имеет в виду не только благо, доставляемое другим, но, как думаю, в собственном смысле миротворцем называется, кто мятеж плоти и духа и междоусобную брань естества в себе самом приводит в мирное согласие, когда в бездействие уже приходит закон телесный, противоборствующiй закону духа (Рим. 7, 23) у и, подчинившись лучшему царству, делается служителем божественных заповедей. Лучше же сказать, будем держаться той мысли, что слово Божие советует не это, то есть не в двойственности представляет себе жизнь преуспевающих, но в том, чтобы, когда разорена в нас стоявшая посреди преграда (Ефес. 2,14) порока, срастворением с лучшим оба соделались совокупившимися во едино. Итак, поелику веруем, что Божество просто, несложно и неописуемо, то, когда и человеческое естество за таковое умиротворение делается чуждым сложения из двойственного, в точности возвращается во благо, становясь простым, неописуемым, и как бы в подлинном смысле единым, так что и нем одно и то же есть и видимое с тайным и сокровенное с видимым; тогда действительно подтверждается ублажение, и таковые в подлинном смысле называются сынами Божиими, соделавшись блаженными по обетованию Господа нашего Иисуса Христа».


Другие статьи автора: