ПРОПОВЕДЬ

Архиеп. ФЕОФАН Полтавский

О вере

Великое благо есть вера. Ею мы спасаемся от вечной погибели. Через нее мы получаем исцеление от немощей душевных и телесных. Она, наконец, дарует нам избавление от разного рода житейских бед. Чем же объясняется такая чудодейственность веры? Тем, что чрез посредство веры душа наша привлекает к себе благодать Божию и соединяется с нею. И все чудодейственное в нас совершает не сама по себе вера, а благодать Божия, нисходящая в душу нашу по мере веры. Душа без веры есть сосуд, закрытый для благодати, а душа верующая — открытый. Вера открывает душу для принятия благодати. Чтобы увериться в таком действии веры Божией, посмотрим на действие веры человеческой. В сношении с человеком, к которому не имеем ни доверенности, ни преданности, не примечаем ли, что душа наша закрыта для него; что его действие на нас скользит, так сказать, по поверхности сердца нашего, не проникая внутрь его; что рассуждения его нас не убеждают, и чувствования не трогают, хотя оне и не без силы? Напротив, кому мы доверяем и преданы, того и легкая мысль, и простое слово, преклоняют наш ум, проникают сердце, движут душу. И такое общение душ бывает иногда столь тесным, что мы находим для него приличным наименование единства. Примените это земное явление к небесному, это человеческое к Божественному, и вы отчасти возможете уразуметь, как вера отверзает душу для принятия благодати.— Как христиане мы охотно называем себя все верующими, и в этом наименовании полагаем надежду спасения. И напротив наименование неверного представляем себе и ненавистным и погибельным. И справедливо. Этот образ мыслей есть евангельский и апостольский. «Кая часть верну с неверным?» — говорит Апостол (2 Кор. VI, 15). И нам часть верного есть спасение, по слову самого Иисуса Христа: иже веру имет и крестится, спасен будет (Мк. XVI, 16); то противоположная часть неверного должна быть погибель. Но, чтобы нам не обмануть самих себя, нужно со вниманием рассмотреть вопрос: кто имеет полное право назваться верным, и потому имеем ли мы это право? Скажет ли кто: я имею полное право называться верным, потому что верю христианскому учению о Боге? Боюсь, что такому не сделал сильного возражения Апостол: «ты веруешь, яко Бог един есть, добре твориши; и беси веруют и трепещут» (Иак. II, 19). Однако, их никто не называет верными. В полное понятие истинной веры входят три частные и составные понятия: уверенность, доверенность и верность. Когда Апостол говорит, что без веры не возможно угодить Богу; «веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть и взыскающим его Мздовоздаятель бывает» (Евр. XI, 6): он указывает сим особенно на начальную часть веры, на уверенность в истинах Богопознания, на веру ума. Но когда тот же Апостол в другом месте говорит о Аврааме, что «он верова Богу, животворящему мертвые, и нарицающу не сущая, яко сущая; что он паче упования во упование верова» (Рим. IV, 17—18): здесь представляется уже не простая вера ума, но более глубокая и более сильная вера сердца; это безусловная преданность человека Богу, неограниченная доверенность к обетованиям благодати, не имеющая нужды ни в каком ручательстве доводов и удостоверений; это решительное направление души к Божественному, как бы естественно встречающееся с благодатию Божиею. Сюда принадлежит вера приемлющая спасительную силу таинств, и, в особенных случаях, ознаменуемая дарами чудодейственными. Но что и сего рода вера, даже чудодейственная, может иногда быть неполною, неоправдательною и неспасительною, в том не позволяет сомневаться грозное, поистине, изречение Христово: мнози рекут Мне в он день: не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом; и тогда исповем им, яко николиже знах вас; отъидите от Мене делающие беззаконие (Мф. VII, 22—23). Итак, необходимым дополнением веры, чтобы она оправдывающею и спасительною была, должна быть верность. На сие дополнение веры указует Апостол, когда говорит: праведный от веры жив будет, и аще обинется, не благоволит душа Моя о нем. Мы же, братия, несмы обиновения в погибель, но веры в снабдение души (Евр. X, 38—39). Вера противоположная погибельному обиновению, колеблемости, отступлению вспять, непостоянству, измене, есть верность, верность Богу и Христу в неизменном исповедании православной веры, верность в отношении к заповедям Божиим, состоящая в неленостном их исполнении, верность в отношении к таинствам, дарованиям, служениям, в тщательном употреблении оных по намерению Божию, во славу Божию.

Теперь, кажется, открылось, что полное право на спасительное наименование верных не так легко приобресть, как легко мы присвояем себе сие наименование, не думая о праве сего присвоения. Если хочешь действительно принадлежать к числу верных, над которыми должно исполниться предуставление Христово: «иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мк. XVI, 16); то не только мысленно веруй, что Бог есть, что Он ищущих Его награждает, что, по неизреченному человеколюбию, Он послал Единородного Сына Своего на землю, дабы открыть нам путь спасения, и Духа Своего Святого, чтобы нас облагодатствовать и освятить; не только без пытливости разума, с доверенностию принимай неизъяснимые таинства веры, но предайся вере всею душою твоею, и всею жизнию твоею, так, чтобы вера была главною мыслию твоей жизни, и вся твоя жизнь выражением веры; наконец, будь верен Царю Небесному, которому, кроме того, что принадлежишь по праву естественному, как Творцу и Тосподу всего, сверх того добровольно вписался ты в службу, когда вступил в христианство; будь же неизменно и постоянно верен Его имени, Его повелениям, Его службе, Его дарованиям и талантам, которые Он вверяет нам комуждо противу силы его. (Мф. XXV, 15).

Во всем хождении нашем пред Богом потщимне, братия, быть верными пред Ним в употреблении даров природы, да ниспослет нам высшие природы дары благодати; верно сохраним начатки благодати, да сподобимся дарований больших.

Тебе, верный Христианин, говорит Господь: «буди верен — в верности твоей — даже до смерти, и дам ти венец живота» (Апокал. II, 10)!


Другие статьи автора: