Послания Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ИОАННА клирикам и мирянам Санкт-Петербургской епархии

Грех празднословия

К празднословию мы относимся равнодушно, повседневно допускаем его в своей жизни. А ведь это — великий грех. Господь говорил: «От слов своих человек осудится и от слов своих оправдается». И еще: «За каждое праздное слово даст человек ответ». Не стоит спорить с Господом. Нужно признать, что празднословие — воистину тяжкий грех, потому что им уничтожается благоговение. В тот самый миг, когда мы начинаем празднословить, разрушаются наши духовные добродетели. И мы уподобляемся тем людям, которые начинают строить здание, кладут несколько кирпичей, а потом сбрасывают их.

Созидаем, созидаем мы свой духовный дом и даже приходим в умиление сердечное, но увы! Как только открываем уста и даем свободу языку — тут же умиление, достигнутое молитвой и трудами благочестия, уничтожается.

Празднословие часто несет людям скорби. Кто из нас не сталкивался с тем, что одно праздное слово нарушало душевное устроение наших ближних, удаляло их от истины Божией? Разве не часто мы, озлобясь, изрекали клевету и тем разрушали дружбу? То доброе, что скрепляет близких людей, разрушается порой сказанным в праздности словом, тем более со злобой и пристрастием.

Возлюбленные братья и сестры! Посмотрите вокруг — и вы увидите, как часто празднословие приносит зло. Слышим мы, например, о том или ином человеке доброе слово и располагаемся к нему, благоговеем пред ним, прислушиваемся к его доброму совету. А затем кто-то приходит к нам и начинает говорить о том человеке плохо. И мы, не проверив, соответствуют ли слова действительности, изменяем доброе мнение на злое. Вот как велик грех празднословия! Поэтому духоносные подвижники Христовой Церкви старались упразднить этот грех, очистить от него сердце и уста.

Преподобный Иоанн Лествичник поведал об одном монастыре и его игумене, который применял суровые наказания к празднословившим в храме. Он не считался ни с юностью, ни со старостью, ни с саном. Если игумен замечал, что на клиросе разговоры, он вызывал провинившихся чтецов или певцов и заставлял перед всем народом класть поклоны. Он поступал так потому, что заботился о благонравии и благоговении своих пасомых, хотел, чтобы они не допускали никакой праздности ни в храме, ни за его пределами.

А теперь посмотрим на себя — сколько мы причиняем вреда собственным душам, когда ведем в храме праздные разговоры. Это касается не только прихожан, но и служащих алтаря, и меня, вашего архипастыря. Иногда идешь в храм Божий на великий праздник и говоришь себе: «Положи на уста свои хранило молчания, вознеси свой ум и сердце горе и в благоговении славь Господа своего и Творца». Но, увы, враг подступает с разными делами, нужными и ненужными. Нет-нет да и откроешь свои уста и что-нибудь да скажешь.

Кто из нас свободен от греха празднословия? Едва только мы входим в храм, еще до службы, как начинаем потихоньку разговаривать. О чем же? Обо всем, что происходит в мире. А когда после службы идем домой, опять празднословим. И то, что с трудом приобретали, теряем в миг.

Грех празднословия часто возмущает меня. Заходишь в храм и вдруг слышишь у панихидного стола разговоры, порой громкие. Своим громогласием эти люди вводят в возмущение своего архиерея перед совершением Божественной литургии. А разве не приходится во время священнодействия наблюдать, как люди ходят по храму туда-сюда и празднословят.

Видите ли, сколько пагубности причиняем мы себе этим грехом? Вот поэтому у нас нет созидания. Будем молиться Владыке жизни, чтобы Он не дал нам духа празднословия, молиться крепко и усердно, положив в своем сердце твердое намерение избавиться от этого греха. Закроем вход и в уши, и в сердце всякой греховной нечистоте. А то доброе, что мы воспринимаем сердцем в храме и за его пределами, пусть войдет глубоко в нашу душу, укоренится в ней и принесет плоды Духа. Дабы мы, укрепляясь благодатью Духа Святого, смогли восходить по ступеням духовного совершенства и достигать вечной блаженной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

Смиренный ИОАНН, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский


Другие статьи автора: