СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Свт. Григорий Палама

О православной вере

(произнесена, в соответствии с традицией, Святителем Григорием Фессалонитским Паламой при его архиерейской хиротонии).

Бог есть Един, прежде всех, над всеми, во всех, и выше всех (Рим. 9, 5; Еф. 4, 6), Которому мы и поклоняемся и в Которого веруем, как в Отца и Сына и Святаго Духа. Един — в Троице, Троица — соединенная неслитно, и неразделимо различаемая (по Ипостасям). Тот же всемогущий Бог есть и Единица и Троица.

Отец — безначален, не только по той причине, что Он выше времени, но и потому, что Он никого не имеет причиной Своего бытия. Он Единый является Началом, Корнем и Источником Божества, каковые черты видим у Него в отношении Сына и Духа Святаго. Он Единый является начальной Причиной существ, не только в том смысле, что Он — Творец, но и как Единый Отец Единаго Сына, и Единый Изводитель Единаго Святаго Духа. Он — вечно, и Он Единый вечно является вместе Отцем и Изводителем. Он — больший Сына и Духа, но только в том смысле, что Он — Начало; потому что во всех иных отношениях Он — Одно с Ними и равный с Ними.

Сын — Един, безначален, потому что Он выше времени; но Он не безначален в том отношении, что Отца имеет Своим Началом, Корнем и Источником. Он произошел от Единаго Отца прежде всех веков бестелесно, не путем истечения, бесстрастно, и рожденно; но будучи Богом от Бога, пребыл неразлучно со Отцем. Как Бог, Он (Своим Божественным существом) не различен от Отца, но как Сын Он (Своею Ипостасию) различен от Него, ибо Он — вечный и вечно является Сыном и притом — Единым Сыном. Неслитно Он вечно с Отцем. Он не есть Начало и Причина Божества, созерцаемого в Троице, поскольку Он имеет Свое Начало и причину (бытия) во Отце; но по той причине, что все сотворено чрез Сына, Он является Причиной и Началом всего существующего (в мире). Будучи образом Божиим, Он не почитал хищением быть равным Богу (Фил. 2, 6), но истощил Себя во исполнение времени, приняв наш образ от Приснодевы Марии, и благоволением Отца и содействием Святаго Духа, был зачат не по закону естества, и был рожден, будучи вместе и Богом, и Человеком. Истинно став Человеком, Он во всем уподобился нам, за исключением греха (7 Пет. 2, 22). Будучи истинно Бог, Он пребыл Тем, что Он был, соединяя в Себе неслитно и неизменно две природы и две воли и два действия (божественные и человеческие). И Он пребывал быть Единым Сыном в Одном Лице также и после того, как стал Человеком, совершая все божественные действия, как Бог, и все человеческие действия, как Человек, и покоряясь обычным человеческим немощам. Как Бог, Он пребывал бесстрастным и бессмертным, и как Человек, Он добровольно страдал во плоти, был распят, умер, был погребен, и воскрес в третий день. По Воскресении Он явился также Ученикам и возвестил им силу свыше. Он заповедал им научить все народы и крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и соблюдать и учить всему тому, что Он повелел (Мф. 28, 19, 20). Он вознесся на Небо, воссел одесную Отца, и сотворил наше естество равным в славе, сопрестольным и обожествленным; в этом же естестве Он снова приидет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Когда Он взошел к Своему Отцу, Он послал Святаго Духа, исходящего от Отца, Своим святым ученикам и Апостолам.

Свитый Дух также — выше времени, безначален вместе с Отцем и Сыном; но Он не безначален в том отношении, что Отца имеет Своим Корнем, Источником и Началом, и (происходит от Отца) не путем рождения. Он — безначален, как Исходящий от Отца, потому что Он произошел от Отца прежде всех веков не истечно и страстно, или путем рождения, но — путем исхождения. Он не разделим от Отца и Сына по той причине, что Он исходит от Отца и почивает на Сыне. Он имеет сие единение с Ними неслитно, и различие — нераздельно. Он — Бог и от Бога; это надо понимать не в том смысле, что иное — то, что Он есть Бог, и иное — что Он является Утешителем, но Он явЛяется имеющим Свое Лицо Ипостасным Духом, исходящим от Отца и посылаемым чрез Сына, то есть: являемым чрез Сына, будучи и Сам Началом всего существующего в мире. Он является Началом всего существующего в том смысле, что в Нем все приведено в совершенство свое. Тот же Дух равен также Отцу и Сыну, за исключением личных свойств, именно, что Он не нерожден (как Отец) и не рожден (как Сын). Он был послан Сыном Его ученикам, т. е. Он явил Себя им. Потому что, каким образом иначе понимать, что Тот, Кто — вездесущ, мог бы «придти» ко мне? Каким образом иначе понимать, что Тот, Кто не разделим с Ним, мог быть послан Им? Поэтому Он «посылается» не только Сыном, но и Отцем чрез Сына, и Сам приходит, чтобы явить Себя. Потому что действие послания является общим делом (Лиц Святой Троицы) , и особенно в отношении явления Духа. Он являет Себя не Своим (Божественным) естеством,— потому что никто никогда не видел и не возвестил естество Божие (Ин. 1, 18),— но бывает являем, так сказать, в действии благодати, силы и в действии, которое обще — Отцу и Сыну и Духу. Потому что, с одной стороны, в Святой Троице созерцаем Три Лица, Которым принадлежат личные Им свойства, принадлежащие каждой Ипостаси в отдельности. С другой же стороны, не только сверхъестественная сущность Троицы является общим свойством Лиц,— которая превосходит всякое наименование, показание и участие,— но также общи для Них и благодать, сила, действие, сияние, норма и бессмертие, и кратко сказать, все то, согласно чему Бог общается и соединяется по благодати со святыми Ангелами и с людьми. Не лишается Дух Святый Своей Простоты по причине раздаяния и в силу различия Лиц в Троице, или в силу различия сил и действий в сем раздаянии. Таким образом, Всемогущий Бог — Един, в Едином Божестве нас ради. Потому что сложение (нечто составное) из Совершенных Лиц никогда не могло бы произойти (т. к. сложное составляется из несовершенного); а также не могли бы мы говорить о Самовластном, если бы Он давал Себя во множественность, как обладающий силою и силами.

В добавлении к сему, мы почитаем образ Сына Божия, Который тем, что стал ради нас Человеком, стал описуем (во плоти),— вознося наше почитание образа к Первообразу. Мы почитаем также святое Крестное Древо и все символы Его Страданий, как божественные трофеи против общего врага нашего рода. Но мы почитаем также и спасительное знамение святаго Креста, священные храмы и места, священные сосуды и словеса, изреченные Богом, потому что в них обитает Бог. Подобным же образом, мы почитаем также иконы всех Святых по причине нашей любви к ним и к Богу, Которого они истинно возлюбили и Которому послужили; в этом почитании вознося наш ум к тем, которые изображены на этих иконах.

Мы почитаем также мощи Святых, видя, что освящающая благодать их священнейших костей не оскудела, как и Божество не отступило от Владычнего Тела в течение Его тридневной смерти.

Мы ведаем, что по своей природе ничто не является дурным, ни начало зла не является чем-либо иным, как заблуждением от правого пути одаренных разумом людей, которые злоупотребили свободой воли, данной им Богом. Мы любим все церковные предания, как писанные, так и неписанные, и больше всего — таинственнейшее и всесвятейшее Служение (Божественной Литургии), Причастие и собрание в Церкви, в котором (служении) и все другие службы приводятся к божественной цели. Эти священнейшие действия совершаются в священных и божественных чинопоследованиях, согласно Его божественной заповеди и действию, совершенному Им Самим, в память Того, Кто смирил Себя, не истощив, восприял плоть и пострадал за нас. Мы отвергаем и анафематствуем всех тех, которые не исповедовают и не веруют в то, что Святый Дух говорил через Пророков; которые отрицают (все) то, что Господь, являя Себя во плоти, возвестил нам; что Апостолы, посланные Им, проповедовали; и что наши Отцы и наследовавшие им научили нас; но которые вместо этого веруют или в принципы своих собственных ересей, или до конца следуют тем, которые пошли злым путем.

Мы с любовью принимаем Святые Вселенские Соборы: Никейский Собор, составленный 318 богобоязненными Отцами, собравшимися против богоборца Ария, нечестиво хулившего Сына Божия, сводя Его на тварь, и рассекавшего Божество, Которое поклоняемо во Отце, Сыне и Святом Духе,— на тварное и несотворенное; также (мы принимаем) Константинопольский Собор, составленный из 150 святых Отцев, собравшихся против Македония, хулившего Святаго Духа, не признавая Его Божество, и против учения Аполлинария, нечестиво учившего относительно воплощения Сына Божия; также — Ефесский Собор, состоявший из 200 Отцев, собравшихся против Нестория, патриарха Константинопольского, который неправильно понимал ипостасное единение Божества и Человечества во Христе, и никак не желал именовать Деву, истинно родившую Бога, «Богородицею»; также — Четвертый Собор в Халкидоне, где 630 Отцев собрались против Евтихия и Диоскора, которые проводили учение, что во Христе — одна природа; также Собор в Константинополе, где 165 Отцев собрались против Феодора и Диодора, которые в своих писаниях держались того мнения, что и Несторий, и были соучастниками его ереси, и против Оригена, Дидима, и некоего Евагрия, живших до них, и пытавшихся ввести некие басни (языческие вымыслы) в Церковь; также и Собор, бывший после сего Константинопольского Собора, и собранный в том же городе, состоявший из 170 Отцев, собравшихся против Сергия Пирра и Павла, имевших Константинопольский престол, которые отрицали, что во Христе имеют место два действия и две воли, отвечающие двум природам Богочеловека; наконец — и второй Собор в Никеи, где 367 Отцев собрались против иконоборцев.

Еще мы приемлем все те святые Соборы, которые были собраны в великом Граде (Константинополе) в знаменитом храме Святой Премудрости Божией, против Варлаама Калабрийца и вместе с ним Акиндина, согласующего с учением того и спешащего путем обмана отомстить за него. Они проводят учение, говорящее, что благодать, которой обладают сообща Отец, Сын и Святой Дух, является сотворенной, и (говорят так о благодати, которая) является тем светом будущего века, силою которого и праведники также воссияют как солнце, что и Христос явил нам наперед, когда исполнился светом на (Фаворской) горе,— и что вообще вся сила и действие (энергия) Триипостасного Божества являются сотворенными, как и все иные свойства Божественного естества, которое само в себе является иным (т. е. несотворенным). Эти люди этим нечестиво рассекают единое Божество на сотворенное и несотворенное, и при этом они клеймят, как двубожников и многобожников тех, которые благочестиво почитают тот божественный (Фаворский) Свет, как несотворенный, и всю силу и действие (энергию) Божества, как — божественные; они же клеймят таким образом православно верующих, на том основании, что, как они говорят, ни об одном из свойств Божиих не говорится, как об относящемся к Его природе. Но мы отвергаем как тех (последователей Варлаама), так и других (последователей Акиндина), как являющихся вместе и безбожниками, и многобожниками; мы же, верующие в единое и вместе триипостасное и всемогущее Божество, Которое никоим образом не лишается Своего единства и простоты (естества) вследствие сил или Лиц,— совершенно отсекаем тех от полноты (собрания) православно-верующих, как именно и поступила Святая, Соборная и Апостольская Христова Церковь...

К сему, мы ожидаем воскресения мертвых и нескончаемой жизни будущего века. Аминь.