ПРОПОВЕДЬ

Архиеп. ФЕОФАН Полтавский

О молитве

«Взыде на гору Иисус помолитися. И бысть, когда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся» (Лк. 9,28).

Еще задолго до создания мира во времени, в предвечном совете Божественном было предвидено грехопадение рода человеческого. А потому вместе с сотворением мира и человека было предопределено и спасение человека посредством искупительных страданий Богочеловека. Когда же наступила предопределенная полнота времен, Сын Божий действительно и воплотился, и пострадал за род человеческий. Но чтобы эти страдания не только были совершены, но и должным образом восприняты, сначала избранными учениками, а затем и всем человечеством,— Спаситель, во время земной Своей жизни, постепенно приготовляет Своих избранных учеников, а чрез них и все человечество, к должному восприятию сих страданий. Для сего Он многократно молится о Своих страданиях Своему Отцу Небесному и для сего многократно беседует о них со Своими учениками. Для сего и ныне восходит Он на гору Фаворскую. Восходит для того, чтобы помолиться и во время молитвы явить ученикам Своим славу Свою, да егда узрят Его распинаема уразумеют, что страдание Его есть страдание вольное и Сам Он, хотя и страждет по человечеству, но по Божественной природе Своей есть Отчее Сияние.

И смотрите, как сильна и действенна Его молитва! Он молится о Своих страданиях, и во время молитвы Его человечество озаряется славою Его Божества! И это есть естественное последствие Его молитвы, Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполняет светом душу Иисуса. Преизбыток сего света, не удерживаясь в душе, проливается на тело, и просиявает в лице. Не вмещаясь и здесь, осиявает и преображает самую одежду. Расширяясь еще далее, объемлет душу апостолов, и отражается в восклицании Петровом: добро есть нам зде быти (Мф. XVII,4). Проходит в область невидимого Mipa, привлекает оттуда Моисея и Илию; достигает самых недр Отца Небесного и подвигает любовь Его к торжественному свидетельству о возлюбленном: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. XV 11,5).

О чудо молитвы, единым действием объемлющей небо, и землю, и самое Божество!

Подлинно величественный пример, о братие, представляет нам сия молитва Богочеловека, пример призывающий и нас к тому, чтобы мы последовали ему и сделали его постоянным правилом своей жизни. Да не подумает никто из вас, что сей пример до нас не относится, как дело Богочеловека. Нет. Он относится и до нас. Ибо в нас, хотя и не в той степени, однако должно совершаться то же, что и во Христе. «Сие да мудрствуется в вас,— учит Апостол,— еже и во Христе Иисусе» (Фил. II, 5).

Спаситель Богочеловек имел нужду в молитве: неужели ты, человек, не имеешь нужды в ней? Если рассматривать тебя как тварь, как создание Божие, что значишь ты вне Божия сотворения и хранения? Ничто. Как твое ничтожество не имеет никакого права на бытие, так и твое бытие не имеет никакого права на блаженство. Только по благости Божией ты существуешь; и только по милосердию Божию можешь быть ты блажен. Но сего мало. Ты не просто сын первозданного Адама. Ты сын Адама согрешившего и за это осужденного Божественным Правосудием. Ты один из потомков его, которые все рождаются во грехах и, по слову праведного Иова, «никтоже из них чист от скверны греха, аще и един день жития его на земле» (Иов. XIV,4—5). А потому ты имеешь нужду не только в милости Божией, как Его создание, но и в помиловании Его, как грешное создание Его!

Знаю это,— скажешь ты; да не могу принудить себя к молитве, так как не имею для сего необходимого настроения. Правду говоришь ты, человек; но только из своей правды делаешь неправильный вывод. Подлинно, есть в природе человеческой странная двойственность и противоречие направлений. С одной стороны, чувство нужды в Божественном и желание общения с Богом. А с другой — какая-то тайная неохота заниматься Божественным, и наклонность убегать от собеседования с Богом. И не трудно понять, отчего это так. Первое из сих направлений принадлежит природе первозданной, а последнее природе, поврежденной грехом. Это есть продолжение доныне того движения, которое оказалось в прародителях по первом нарушении ими заповеди Божией. «Услышаста глас Господа Бога ходяща в рай по полудни, и скрыстася Адам же и жена его от лица Господа Бога» (Быт. 111,8). Если и ты, подобно прародителям твоим, хочешь бежать от Господа, беги. Но знай, что за это бегство от Господа будешь изгнан огненным Херувимом из чертогов райского блаженства. А если хочешь блаженствовать, прибегай к Нему, поборая в себе греховное отчуждение от Него.

«Я молюсь,— скажешь ты.— «Но молитва моя бездейственна и бесплодна». Действительно бывает и такою молитва наша, но не по существу своему, а по немощи нашей. Молитва твоя бывает бездейственна и бесплодна потому, что ты или молишься не о том, о чем следует молиться, или молишься не так, как следует.— Будь мудр в молитве твоей,— говорит св. Исаак Сириянин. Не проси в ней ничего тленного и суетного, помня заповедь Спасителя: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся, то есть, все потребности для временной жизни, приложатся вам (Мф. VI, 33).— А если желаешь молиться и о земном, проси себе того, что считаешь себе нужным и полезным. Но исполнение и неисполнение твоего прошения предоставляй Божией воле в вере и уповании на всемогущество, премудрость и благость воли Божией. Этот превосходный образ моления даровал нам Тот, Кто молился в саду Гефсиманском: да мимо идет определенная Ему чаша. «Обаче не Моя воля,— заключил Он молитву Свою ко Отцу,— но Твоя — да будет (Лк. XXII, 42).— Не употребляй в молитве премудрых выражений. Небесному Отцу простой и неухищренный лепет детей благоугоднее красноречия мудрых века сего. Избегай в молитве многословия, памятуя, что одно слово мытаря умилостивило Бога и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника на кресте; и блудный сын одним словом умилостивил отца своего. Не будь дерзновен в молитве, хотя бы ты стяжал чистоту. Напротив, приступай к Богу с глубочайшим смиренномудрием. Хотя бы ты взошел на вершину лествицы добродетелей, однако и тогда молись как грешник. Ибо все мы грешники, хотя и в различной степени.— Молись с верою; ибо вера воскриляет молитву; а без веры молитва не может возлететь на небо.— Наконец, долго пребывая в молитве, и не видя плода от нее, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, чтобы прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним? (Лествица, Сл. 28, паргрф. 9.10.12.13.26.29).

Если так будешь молиться, не отринет тебя Господь. Молись сначала, как можешь, молитвой несовершенной, и Господь подаст тебе молитву совершенную. А сия последняя не только вознесет тебя на Фавор, но и на самое небо. Аминь.


Другие статьи автора: