МЕСЯЦЕСЛОВ
О. В. Губарева
Великомученик Георгий Победоносец
Память 6 мая (23 апреля)
«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.» (Апок. 3, 5)
Святой Георгий Победоносец — пресветлый юноша на белом коне, поражающий змия,— один из самых любимых героев у православных народов. Сколько построено Георгиевских монастырей и храмов, существует книг, канонических и апокрифов, вплоть до самых невероятных поверий!
Для русской земли святой великомученик Георгий (в старину — Егорий, Юрий) стал небесным покровителем воинства и защитником Православной державы. Щит с изображением белого всадника, налетающего на адского змия, охранял грудь двуглавого орла — герб нашего Отечества. Георгиевским крестом награждались русские солдаты и офицеры за особый подвиг и личное мужество... Охранение Святой Руси от нечестивых захватчиков было частью той «невидимой брани», брани Господней с дьяволом, образ которой заключен в житии и посмертных чудесах святого великомученика Георгия Победоносца.
Жил сей воин Христов при Императоре Диоклетиане, в конце III века. Он родился в Каппадокии, одной из провинций Римской империи, в христианской семье. Отец его принял мученическую смерть, когда св. Георгий был еще совсем маленьким, и мать переселилась с ним в Палестину, откуда была родом. Юноша вырос храбрым, красивым и сильным. Поступив на военную службу, он быстро сделал карьеру и уже к двадцати годам был крупным военноначальником в римских войсках. Однажды св. Георгия вызвали на совет к Императору, где он узнал о готовящемся страшном злодеянии.
Диоклетиан поклонялся богу Апполону и по всякому поводу обращался за предсказаниями к его волшебным треногам. Но треноги стали лгать, и виновниками жрецы указали христиан. Император созвал совет, постановивший истребить всех последователей Христа, населявших империю.
Св. Георгий раздал все свое имущество, явился во дворец и, оставив всякий человеческий страх, обратился к нечестивому совету с такой речью: «Доколе вместо добрых судов и законов вы будете вымещать ярость вашу на невинных и никого не обижавших людях? Или сами познайте истину и научитесь благочестию, или придерживающихся истины и благочестия не смущайте безумием своим. Идолы ваши не боги, не прельщайтесь ложью. Христос есть единый Бог!»
Долго Император пребывал в тяжелом молчании: ему жаль было терять одного из лучших своих воинов. Наконец, он решил образумить его, рисуя радости земной жизни. Но праведник Божий, не боясь «убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28), призвал самого Диоклетиана покаяться и сподобиться Царствия бессмертного. «Ведь то царство, которым ты сейчас наслаждаешься,— сказал он,— есть царство непостоянное, суетное и скоро погибающее.»
Император приказал копьями гнать мученика в темницу, где его заковали в колодки и на грудь привалили тяжелый камень. Всю ночь св. Георгий провел в молитвах. Наутро он предстал перед судом с трудом дыша, но непоколебимый духом и пообещал Императору, что тот первый изнеможет его мучить. Так, с Божьей помощью, и случилось.
Св. Георгия колесовали. Его тело было истерзано ножами, и он потерял сознание. Но внезапно поднялся туман и среди грома послышался голос: «Не бойся, Георгий, я с тобой». Рядом с колесом явился светоносный Ангел и исцелил мученика от ран. В этот час уверовала жена Диоклетиана Царица Александра, а два претора, Анатолий и Протолеон, готовившиеся к крещению, громко исповедовали свою веру и приняли мученическую смерть.
Святого бросили в ров с негашеной известью, но и там, по молитве, он остался невредим. Тогда его обули в раскаленные железные сапоги с гвоздями и погнали в темницу. Диоклетиан же стал гадать о колдовстве, которым исцелялся св. Георгий.
На следующий день он призвал своего искусного волхва Афанасия и велел испытать мученика. Афанасий предложил св. Георгию две чаши: одну — с ядом, другую — с зельем, убивающим волю. Святой помолился и выпил отраву как простую воду. Изумленный Диоклетиан стал допытываться, что за Бог у св. Георгия, и какие Он творит дела. «Слепых просвещает, прокаженных очищает,— начал рассказывать святой,— хромым хождение, глухим слух возвращает, бесов изгоняет, мертвых воскрешает...» «Нет,— прервал его Афанасий,— нельзя воскресить мертвых!» «Что ж,— отвечал св. Георгий,— можете проверить истину моих слов.» Стражники созвали народ, и процессия во главе с Императором направилась на кладбище.
Там как раз хоронили покойника. «Боже веков, Боже милостивый, Боже всех сил и всемогущий,— взмолился св. Георгий.— Не посрами уповающих на Тебя, Господи Иисусе Христе, услышь меня, смиренного раба Твоего в час сей, дай роду сему лукавому знамение просимое и воскреси мертвеца, лежащего во гробе!» Свет померк, началось землетрясение и среди грохота мертвец восстал из гроба.
Сраженный чудом, волхв Афанасий припал к ногам святого и исповедовал Христа. Диоклетиан пришел в неописуемую ярость. Он велел казнить и воскресшего, и волхва, а св. Георгия бросить в темницу.
Много дней мученик находился в заточении, где не переставал творить чудеса. Христиане подкупали стражников и ходили к нему со своими нуждами. Однажды пришел язычник, бедняк по имени Гликерий. У него только что пал единственный вол, которого он просил воскресить. «Иди, Гликерий,— ласково молвил святой,— твой вол жив». Обнаружив свою скотину действительно невредимой, потрясенный крестьянин стал во весь голос славить христианского Бога. Его тотчас схватили и поволокли на казнь. Но до самой смерти Гликерий не переставал славить Бога и только молил, чтобы излияние крови ему вменено было как крещение.
Однажды ночью св. Георгий сподобился видения Самого Христа. Господь одел ему на голову венец и возвестил скорый конец земным мучениям. Наутро узник попросил впустить к себе своего верного слугу. Он заповедовал ему записать о всех своих страданиях, а тело отнести в Палестину. Распростившись со слугою, св. Георгий велел стражникам передать Диоклетиану, что он хочет войти внутрь храма и видеть языческих богов. Входить в жилище богов, кому-нибудь, кроме жрецов, было запрещено обычаем. Но Диоклетиан решился его нарушить, радуясь отречению святого от Христа, и задумал исполнить просьбу мученика принародно.
Войдя в храм, св. Георгий духовными очами сразу распознал бесов, которые прятались в идолах. Усмехнувшись, он обратился к одному из них: «И ты хочешь, чтобы я тебе жертву принес как Богу? Да как вы здесь пребывать дерзаете,— возвысил он голос,— когда пришел служитель истинного Бога?» Бесы бросились вон из храма, уронив всех идолов на пол.
При виде такого зрелища народ толпой устремился к св. Георгию, желая дотронуться хотя бы до одежд чудотворца. Не могла скрывать больше свою веру и Царица Александра. Не имея возможности пробиться сквозь толпу, она взмолилась Богу, чтобы Диоклетиан призвал св. Георгия к себе. Милосердный Господь исполнил ее просьбу, и Царица со слезами пала к ногам мученика. Немыслимая злоба охватила Императора, и он приказал немедля отрубить голову жене и св. Георгию.
Их повели за город. Дорогою Царица утомилась, присела, приклонила голову к стене и предала дух свой Богу. Увидев это, св. Георгий прославил Господа, дающего каждому испытание в меру сил его, и радостно продолжал свой путь.
После мученической кончины в 303 году святой Георгий совершил множество чудес. Он был скорым помощником всем несчастным и обиженным, но самым прославленным его чудом стало избавление языческой принцессы от змия.
Около сирофиникийского города Вирита в озере поселился змий, который пожирал жителей и отравлял воздух своим ядовитым дыханием. Люди не могли его победить и по совету своих идолов договорились по очереди отдавать чудовищу детей. Настал черед дочери царя. Ее одели в лучшие одежды и послали к озеру на съедение. Горько плакала принцесса, ожидая страшной смерти. Но в этот час ей явился святой великомученик Георгий в образе воина на белом коне с копьем в руках. «Зачем стоишь здесь? Кого ожидаешь?» — спросил ее св. Георгий. Девушка ответила, и воин Христов пообещал спасти ее. Когда чудовище приблизилось, св. Георгий перекрестился и со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»,— устремился на змия, пронзил его гортань копьем и прижал к земле, а конь попрал его ногами. Потом он велел принцессе связать чудище поясом и вести в город. Жители испугались и хотели попрятаться, но святой сказал им: «Не бойтесь ничего, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него. Он послал меня к вам избавить вас от змия.» Змий был обезглавлен и сожжен за городом. Царь же и весь народ уверовали в Христа и приняли святое крещение.
С древних времен Православная Церковь указывала на символическое значение этого чуда, раскрывая его как образ неизбежной победы Бога над силами ада. Все в повествовании имеет внутренний духовный смысл. Озеро и змий означают ад и его хозяина дьявола, этого невидимого змия, от которого предостерегает Слово Божие: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (7 Петр. 5, 8). Язычники — это несчастные грешники, послушные бесам и добровольно предающие свои души дьяволу. Принцесса в царских одеждах — душа человеческая, столь же прекрасная и высокородная, ибо создана она по образу и подобию Божию.
К ней, плачущей грешной душе, и обращается св. Георгий: «Зачем стоишь здесь на краю погибели? Зачем покорно ожидаешь вечных мук? Борись и ничего не бойся, но уповай на Господа Иисуса Христа и веруй в Него!»
Воин Небесный, получивший в Православной Церкви второе имя — Победоносец, указывает путь к победе: обращение к Источнику и Свершителю ее, Иисусу Христу. Сам он — Его посланник на «невидимую брань» с врагом рода человеческого, облеченный по Писанию «во всеоружие Божие, чтобы ... можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6, 11). Здесь бронею является праведность, щитом — вера, а мечом — Слово Божие.
«Мученик Твой, Господи, Георгий, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощные дерзости. Того молитвами спаси души наша» (Тропарь, гл. 4-ый).
Другие статьи автора:
-
Почитание святых икон
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Священномученик Патриарх Гермоген
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Свт. Иона, митрополит Московский и всея Руси Чудотворец
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Икона Божией Матери, именуемая «Нечаянная Радость»
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть»
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Благоверные князья Петр и Феврония муромские
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Св. великомученник и целитель Пантелеймон
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Тихвинская икона Божией Матери
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Владимирская икона Божией Матери
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Иверская икона Божией Матери
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Икона Знамение Божией Матери
№13 ( 22.03.1995 1995 г. )