СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Прп. Симеон Новый Богослов

СЛОВА

Слово девятое

О причастии Святого Духа. О том, что дела добродетели иначе не могут быть несомненными, как только через пришествие Духа, без Которого никто не совершает добродетелей и не может назидать других, или принимать открываемые ему помыслы. Каков должен быть наставник и иерей, принявший свыше власть вязать и решить? О равности во всем и тождестве Триипостасного Божества.

 Как светильник, хотя бы он был со светильнею и полон елея, или иного удобовозжигаемого вещества, однако если не прикоснется к огню и не зажжется, будет темень: так и душа. Бог есть Огонь (Евр. 12, 29), и так именуется во всем Богодухновенном Писании. Душа же каждого из нас — светильник. И так, хотя бы она, по нашему мнению, украшалась и всеми добродетелями, но если не прикоснулась к сему Огню, то есть не сделалась причастницею Божественного существа и света, то она еще не возжена и темна, и дела ее сомнительны: ибо необходимо, чтобы Свет сей все обличил и сделал явным. У кого же светильник души еще не таков, то есть не причастен Божественному Огню, тот нуждается в наставнике, или лучше светильнике, который бы освещал, а вместе и разсуждал о действиях его, и чрез исповедание сострадал ему в открываемых согрешениях его и исправлял то, в чем он повсечасно согрешает. Ибо как невозможно, чтобы ходящий ночью не претыкался, так невозможно не согрешать тому, кто еще не взирает на Божественный Свет, как говорит Христос: «аще кто ходит во дни, не поткнется, яко свет мира сего видит; аще же кто ходит в нощи, поткнется, яко света не имат в себе» (Ин. 11, 910); сказав же «в себе», Господь указал на Божественный и невещественный Свет, ибо чувственного никто не может иметь в себе.

И как ходящий во тьме никакой не получает пользы, хотя бы он и держал много прекрасных, но потухших свечей, ибо он ни самого себя ни другого кого либо не видит: так и полагающий, что имеет в себе — если бы это было возможно, и все добродетели, но не имеющий света Святого Духа не может хорошо видеть своих дел, ни быть совершенно уверен, угодны ли они Богу, а также и других не может наставить, или научить воле Божией, ни принять чужие помыслы, пока не стяжет освящающего в нем света, хотя бы от людей поставлен был и Патриархом. Ибо Христос говорит: «ходите, дондеже свет имате, да тма вас не имет, и ходяй во тме, не весть, камо идет» (Ин. 12, 35). И так если он не знает, куда сам идет, как он другим покажет путь? И какая польза, если на подсвечнике поставят светильник потухший, лишенный огня, который бы горел и светил? Не так подобает делать: но как же? Как сказал Сам Высший над всеми Бог: «никто же, светильника вжег, в скрове полагает, ни под спудом, но на свещнице, да входящий свет видят». (Лк. 11, 33). Сказав сие, Он присовокупляет и признаки того, кто уже сделался светильником и имеет в себе свет, говоря так: «светильник телу есть око» (Лк. 11, 34). Какое око Он под сим разумеет? Конечно — ум, который никогда не будет прост, пока не увидит простой свет. Свет же простой есть Христос.

А кто постоянно имеет Свет Его, сияющий в его мысли, об том говорится, что он имеет ум Христов. И так когда сие твое око будет просто, то и все безтелесное тело души твоей будет светло; когда же ум будет лукав, то есть помрачен и погашен, то и сие твое тело будет темно. «Блюди убо, еда свет, иже в тебе, тма есть» (Лк. 11, 35). Смотри, говорит, не думаешь ли иметь то, чего не приобрел. Видите ли, как и Сам Владыка беседует к Вам вместе с нами, рабами Своими? Смотри, говорит, чтобы ты не ошибся, полагая, что в тебе свет, когда это не свет, но тьма. Видите ли, что и мы вещаем к Вам, братиям нашим, тоже самое, что и Владыка, и не говорим ничего извращенного или худого? Ибо мы говорим: смотрите, братья, чтобы, когда-нибудь думая быть в Боге и полагая иметь сообщение с Ним, вы не оказались вне Его и отлученными от Него за то, что еще здесь не видите Света Его. Ибо если бы Он коснулся светильников ваших, то есть ваших душ, то ясно возсиял бы в вас, как сказал Сам Бог и Господь наш Иисус Христос: «Аще убо тело твое все светло, не имый некия части темны, будет светло все, яко же егда светильник блистанием просвещает тя» (Лк. 11, 36). Какое другое свидетельство большее сего привести к удостоверению вашему? Если же не поверишь Владыке, то как, скажи, будешь иметь веру мне, подобному тебе рабу?

Но что сказать тем, которые любят быть важными лицами и хотят быть поставленными в Иереи, Архиереи и Игумны и воспринимать чужие помыслы, и говорят, что они достойны власти вязать и решить; когда вижу, что они не знают ничего из необходимых и Божественных предметов, не учат сему других и не вводят в свет разума? Что иное, как не то, что говорит Христос Фарисеям и Законникам: «яко взясте ключ разумения, сами не внидосте, и внити хотящим возбранисте» (Лк. 11, 52). А что иное есть ключ разумения, как не благодать Святого Духа через веру даруемая, которая через просвящение открывает в нас истинный разум и познание и отверзает затворенный и покровенный наш ум, как я часто многими притчами и гаданиями (иногда) же ясными словами говорил вам и теперь опять скажу.

Не будем обольщать самих себя и не соблудим в делах наших, ходя в след похотей плоти нашей, поставляя самих себя учителями и восходя на Игуменство, Священство и Архиерейство с презрением Бога и своего спасения. Ибо когда Иисус сказал Никодиму: «Аще кто не родится свыше, не может царствия видети Божия», а Никодим отвечал ему: «како может человек родиться стар сый? Еда может второе внити во утробу матери своея и родиться?» то Иисус укорил его и сказал: «ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси?» (Ин. 3, 3.410). Хотя он еще вовсе не веровал и не знал благодати. Сколь же великого осуждения достойны мы, учители по благодати и не ведущие благодати, столько насладившиеся учения и всякий день поучаемые Апостолами, (Пророками) Учителями, Самим Господом и слышащие свидетельства их? Ибо если мы не знаем, каким образом нам должно проводить жизнь и в каких добродетелях прежде всего воспитывать себя, чтобы представлять самих себя рабами правде, как перед Господом, а не перед людьми предстоящих, и обещавшимися служить непорочно Богу (живому) не ведаем и того, какими и каковыми мы сперва должны быть, чтобы начальствовать над другими: то как, скажи мне, вручена нам будет стража Владычного стада и попечение о нем?

Как оное упасем по воле Архипастыря Иисуса Христа и изведем на пажити вечно живые? Но о нечувствие наше и презрение Бога и всего Божественного! Ибо, заткнувши уши, как аспид, как будто оглохши, и онемевши подобно мертвым, и ослепшие душевными чувствами, ни чувством не ощущаем того, что говорится, ни того, что есть Христианство, не понимаем, ни тайны промысла Божия, не разумеем и не знаем в точности таинств Христиан, а других поучаем о свете разума, даже еще более,— безстыдно покушаемся показывать прочим и самый свет разума. Разум сей не есть свет; но Свет сей есть разум, ибо «из Того, и Тьма и в Нем всяческая» (Рим. 11, 36). Отрицаясь же Его зрения, мы явно показываем, что мы ни рождены, ни произошли в свете, сходящий свыше, но еще в чреве носимые младенцы; или, лучше сказать, выкидыши, а домагаемся священных мест, и восходим на Апостольские престолы. А что всего хуже, не страшась Бога, большею частью деньгами покупаем священство; и никогда не бывши овцами, желаем, подобно Пастырям, пасти царское стадо, и это для того только, чтобы, на подобие зверей, наполнить чрево свое и совершить все, чего требует порочное желание и похотение и вожделение дольняго. Таковы ли, братия, были сначала Апостолы? Таковы ли преемники Апостолов? Таковы ли наши отцы и учителя? Увы, какая страшная дерзость таковых! Они, взирая к одному ковчежцу, не только через тленные деньги становятся предателями и святотатцами, но еще осмеливаются прикасаться и к самому Божественному богатству, и потому не стыдятся говорить: наше есть вязать и решить, и сию власть мы приняли в настоящей жизни свыше. О безстыдство, чтобы не сказать, крайнее безумие! От кого, скажи мне, и за что получил ты свыше власть сию? За то ли, что оставив все последовал Христу? За толи, что презрел земную славу? За то ли, что стал смирен духом? за то ли, что продав все, роздал бедным? За то ли, что погубил душу твою, то есть умертвил ее для мира и не обрел ее ни в одной плотской похоти? Или и ты, как древле ученики Христовы, слышал от Него, дунувшего на тебя и сказавшего: «приими Дух Свят, имже отпустиши грехи, отпустятся им, и имже удержиши удержатся» (Ин. 20, 2223)? Но ты говоришь, что власть эта принадлежит Иереям. Знаю и я, что это подлинно так. Но не всем равно так называемым Иереям, а тем, которые, согласно с волею Божиею, священнодействуют Евангелие в духе смирения, проводят непорочную жизнь, которые сперва себя представили Господу, и внутри храма тела своего духовно приносят жертву совершенную, святую, благоугодную, чистое служение свое (Рим. 12, 1), которые приняты и поставлена на горнем жертвеннике, и Архиереем Христом принесены, как совершенное приношение, Богу и Отцу и искуплены (и силою Духа Святого претворены и изменены) и преображены во Христа, нас ради умершего и воскресшего во славе Божества; которые в совершенном смирении ночь и день каются и плачут и молятся со слезами не только о себе, но и о вверенной им пастве и о всех в мире Святых Божиих Церквах. И не это только, но горько плачут пред Богом и о чужих грехах; ничего сверх необходимости не употребляют, телу нисколько не угождают и о наслаждении телесном ни мало не пекутся, но как писано: «Духом ходят и похоти не совершают плотския» (Гал. 5, 16); кроме сего в деле правды и заповедей Божиих не оказывают предпочтения ни нищему, ни богатому, ни начальнику, не подчиненному, ни даже тому, кто увенчан диадемою; и ни под предлогом милости, ни ради даров, ни из страха, или любви, ни ради другой какой-либо вещи или побуждения не уступают и не нарушают заповеди Превышнего Бога. Таковым принадлежит власть вязать и решить, священнодействовать и учить, а не тем, которые только от людей получают избрание и рукоположение. «Никто же бо сам о себе приемлет честь, но званный от Бога» (Евр. 5, 4). Не сказал святый Апостол: получивший избрание от «людей», но «от Бога» на сие предуставленный и рукоположенный. Ибо (поставляемые) от людей и людьми суть тати и разбойники, как сказал Господь: «Аз есмь дверь. Вси, елико их прииде, и приходят не Мною, но прелазяще инуд, татие суть и разбойницы» (Ин. 10, 9, 8, 1).

Не обольщайтесь, братия, пребывающий во тьме находится вне двери; кто и думает, что вошел, но если не светом вошел, и тот находится вне ограды. Ибо если Христос есть свет мира и дверь (Ин. 10, 9, 8, 12), то всячески дверь световидная (а не просто только дверь), и вошедший в нее, вошел в свете мира. Ключ же сей двери есть Святой Дух. «Приимите,— говорит Господь,— Дух свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, а имже держите, держатся» (Ин. 20, 22, 23). «Дом же есть Отец, ибо в дому Отца моего многи обители суть» (Ин. 14, 2). Вникни же внимательно в смысл этих слов. И так если ключ сей не отверзет,— «сему сказано, дверник отверзает» (Ин, 10, 3) — то дверь сия не отверзается. Если же дверь сия не отверзается, то никто не войдет в дом Отца, как говорит Христос: «никто же приидет ко Отцу токмо Мною» (Ин. 14, 6). А что Дух Святой сперва отверзает ум наш, научая нас об Отце и Сыне, Он опять сказал: «егда же приидет Он, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне, и наставит вы на всяку истину» (Ин. 16, 13; 15, 26). Видишь ли, как Духом, или точнее в Духе Отец и Сын познаются нераздельно. И опять «Аще бо Аз не иду, Утешитель, говорит, не приидет к вам. Егда же приидет Он, воспомянет вам вся» (Ин. 16, 7; 16, 13; 14, 26). И опять «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во веки Дух Истины» (Ин. 14, 15, 16). И немного спустя: «в той день, то есть когда Дух Святый приидет к вам, уразумеете вы, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне и Аз в вас» (Ин. 14, 20). И опять: «Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым» (Деян. 1, 5); и справедливо. Ибо если кто Духом Святым не крестится, то он не может быть ни сыном Божиим, ни сонаследником Христовым. Но и Петру говорит Господь: «Дам ти ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19), по истине не медные или железные ключи, но ключи, соответственные одному дому. Каков же оный дом, услышь от Павла в послании к Тимофею: «Завещаю ти пред Богом оживляющим всяческая и Христом Иисусом»; и немного спустя: «Блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь Господствующих, Един имеяй безсмертие, и во свете живый неприступным» (7 Тим. 6, 13, 1516). Ибо если сей дом есть неприступный свет, то очевидно, что и дверь сего дома также есть свет неприступный. Если же ты скажешь, что одно приступно, а другое неприступно, то неприступное истребит приступное, и ключ тот никогда не мог бы отворить, если бы и он не был неприступен и того же естества; иначе он будет сожжен дверью, или дверь домом, и дом будет равно для всех неприступен; паче же если Святая Троица разделится на приступное и неприступное и большее и меньшее, то и вера наша разорится.

Смотрите же, чтобы слыша сие и принимая уподобления от чувственных домов и дверей, вы не составили в уме своем какой-либо телесный образ и чтобы душа ваша не впала в недоумение и в хулу; но все Благолепно и добро разсматривая в себе, если можете, по слову разума и закону, найдете, что объяснено все правильно; если же уразуметь сие так Боголепно не можете, то примите сие одною верою и отнюдь не пожелайте много испытывать. Ибо ключем называем Духа Святого, потому что от Него и в Нем сперва осияваемя в уме и, будучи очищаемы, просвящаемя светом разума, крещаемся светом разума, крещаемся свыше, возраждаемся и становимся чадами Божиими, как говорит Павел: «Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголаными» (Рим. 8, 26); и опять: «Даде Бог Духа Своего в сердца наша вопиюща Авва Отче» (Гал. 4, 6). И так Он (Дух Святый) показывает нам дверь, потому Он есть свет; дверь же сия, (Сын Божий) показывает нам, что и Живущий внутри дома также есть Свет неприступный. Не иной же есть Бог живущий (в доме) и иной Свет — Дом Его, также как не иной есть Бог и иной Свет — Божества Его: но Он Единый есть Дом Живущий в Доме, также как Он же есть и Свет и Бог. Богословски же и Сын называется Домом, как и Отец, ибо Он говорит: «Ты Отче во Мне, и Аз в них, и тии во Мне, И аз Отче в Тебе, да Едино будем» (Ин. 17, 21, 23). И Дух таким же образом; ибо сказано: «вселюся в них, и похожду» (2 Кор. 6, 16). «Аз и Отец приидем и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23), то есть чрез Св. Духа, как Павел говорит, Дух есть Господь (1 Кор. 12, 4, 5). Не то что Святой Дух есть Сын: отступи от хулы сей; но то сие значит, что Сын Божий зрится и усматривается в Святом Духе. И так если Св. Дух есть Господь, и Отец в Нем, и Он в нас, то также опять мы в Нем, и Он с Богом Отцем и Бог в Нем.

Если нужно сказать что-либо с большею точностью, то выходит: где что-либо говорится об одном лице в том же усматривается и два; ибо сии Три (Лица) суть в тождестве, и познаются в едином существе и естестве и царстве. И так что говорится об Одном, сие по естеству усматривается и в прочих, кроме сего: Отец и Сын и Святый Дух, то есть кроме того: рождать и рождаться и исходить; ибо одни сии (свойства) безпрекословно последуют Св. Троице ипостасно и по естеству. Изменения же или переставления или перемены в Них имен не возможно нам помыслить, или сказать. Ибо в сих именах познаются Три Лица, и в этом ни Сына нельзя поставить прежде Отца, ни Духа Святого прежде Сына; но говори совокупно так: Отец, Сын и Святой Дух, не допуская в Них какого-либо разсечения относительно времени, даже до малейшего мгновения, потому что вместе с Отцом есть и Сын рожденный и Дух исходящий. Во всем же другом одно и тоже название или уподобление усматривается и в каждом из Трех. Например: если скажешь Свет, то и каждое из Них есть Свет, и Три суть единый Свет. Равным образом каждое из сих (Лиц) — Сын и Дух и Отец есть вечная Жизнь, и Три сии единая Жизнь. Также Бог и Отец есть Дух, и Господь есть Дух, и Дух Святой есть Бог. Каждое из сих (Лиц) есть Дух, и вместе Три сии (Лица) суть единый Дух. И Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог; каждое из сих (Лиц) есть Бог, и вместе Три Сии Единый Бог. Каждое (из Трех Лиц) есть Господь, и Три Сии единый Господь, сущий над всеми Бог. Бог есть Создатель всего. Каждое (из Трех Лиц) есть Создатель всего, и Сие (Три) единый Бог Творец всех. Говорит же и Ветхое Писание: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1.3). Это слово должно разуметь об Отце. И Давид говорит: «Словом Господним небеса утвердишася» (Псал. 32, 6): сие, как мы познали, сказано о Сыне. «И духом уст Его вся сила их» (там же); а это мы относим к Святому Духу. И Иоанн, Сын Громов говорит в Евангелии: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу», т. е. Отцу, «и Бог бе Слово», т. е. Сын, «Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1, 1; 3).

Итак научитесь всему этому, именующиеся чадами Божиими, молю вас, считающие себя Христианами, учащие иных пустым словам и думающие начальствовать,— но ложно. Священники и иноки, вопросите старце и Архиереев ваших, соберитесь вкупе, и с любовью Божиею, и постарайтесь сперва делом научиться сему и испытать сие, а потом возжелайте еще когда-либо и увидеть (сие) и на самом деле быть Богоподобными; а не только об одном внешнем образе и одежде пекитесь; и тогда уже принимайте Апостольский сан, чтобы не услышать вам, еще не разумеющим тайн Божиих и безрассудно устремляющимся на начальство над другими: «горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни; горе полагающим свет тму, и тму свет» (Ис. 5, 21, 20). И так молю вас, братия о Христе, в созидании добродетелей положите сперва основанием благо смирения, потом чрез подвиги благочестия воздвигайте дом разумения тайн Божиих и освещайтесь Божественным светом, и очищенным оком сердца узрите Бога, сколь возможно нам, человекам, и чрез сие тайно научитесь совершеннейшим тайнам Царствия Небесного; и тогда уже, от сего разума, даруемого свыше Отцом светов, выходите на слово учительства, и научайте ближних наших, «что есть воля Божия благая и совершенная и угодная» (Рим. 12, 2), да учением нашим приведем «люди избранныя» (Тит. 2, 14) Богу, рукоположившему нас Духом Своим Святым во учители Церкви Своей, чтобы нам не быть изверженными из чертога Христова, как презрителям и неимеющим брачной одежды, но напротив как мудрым домоправителям право правящим слово учения к братиям нашим, а прежде сего хорошо устроившим собственную нашу жизнь, невозбранно войдти туда со светлостию жития и разума небесного, световидные и исполненные Святого Духа, и чтобы нам царствовать вместе со Христом, наследуя с Ним Царство Бога и Отца в Святом Духе, вечно живом и безсмертном Источнике и Жизни, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.


Другие статьи автора: