Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Ленинградский и Ладожский.
Биография

Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Ленинградский и Ладожский

С избранием Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в наш город из Самары прибыл новый архипастырь, Высокопреосвященнейший Иоанн (Снычев). В связи с отделением Новгородской и Олонецкой епархий Владыка Иоанн получил титул Митрополита Ленинградского и Ладожского. В отличие от прежних архиереев нашей епархии, Владыка Иоанн производит впечатление старца, глубокого подвижника веры, многоопытного пастыря.

Родился Митрополит Иоанн 9 октября 1927 года в селе Ново-Маячка Каховского района Херсонской (тогда — Николаевской) области в семье крестьянина. Родители его не отличались особой религиозностью, и, хотя по возможности ходили в храм Божий, детей своих не воспитывали в вере и благочестии. Безрелигиозным рос и будущий архипастырь. Еще в детские годы у него была тяга к вере, однако она не получила своего закрепления, и отрок Иоанн оставался вне Церкви. В 15 лет юноша глубоко задумался над конечной целью жизни человека, и страшно было ему смириться с мыслью, что человек по смерти исчезает бесследно и превращается в небытие, и горько плакал он по этой причине.

Господь, взирая на тяжкие переживания юноши Иоанна, особым Промыслом повел его к вере. Ранней весной 1943 года, в частных домах места, где жил Иоанн, стали собираться богомольные старушки, чтобы вместе помолиться. На одно из таких молитвенных собраний пришел и юноша Иоанн. Здесь он впервые услышал слово Божие и в его сердце были посеяны семена веры.

Окончательное же восприятие веры Божиим Промыслом произошло вечером 1 августа 1943 года, в день памяти преп. Серафима Саровского и в канун праздника пророка Божия Илии, на танцплощадке. Иоанн внезапно увидел всю мерзость суетного мира. С этого момента сердце его загорелось огнем веры и стал он на путь благочестия. Слово Божие разрешило мучавший его вопрос и приоткрыло тайну человеческой жизни.

Человек по смерти своей не исчезает, а переходит из сей жизни в жизнь будущего века.

В помощь ему Господь послал подвижницу благочестивую матушку Хевронию, которая стала его духовной матерью. Вскоре Божий Промысел приводит его к священнику о. Леониду Смирнову, который первый раз напутствует юношу св. Тайнами. Так начиналась его духовная жизнь.

В конце ноября 1944 года Иоанн был призван в ряды Советской Армии, но через несколько месяцев, по болезни, его освобождают от несения воинской повинности и он становится пономарем храма святых апостолов Петра и Павла г. Бузулука Оренбургской области. И снова действует Промысел Божий. В это время вновь назначенный на Оренбургскую кафедру епископ Мануил (Лемешевский; впоследствии — митрополит) ищет себе келейника и послушника. В храме города Бузу лука он обращает внимание на молодого пономаря и берет его в келейники. Так в августе 1945 года началась духовная жизнь юноши Иоанна под руководством опытного архиерея.

Келейник нес послушание в келье Владыки и в храме в качестве иподиакона. Епископ поручил ему почти ежедневно после литургии пересказывать в храме народу Жития святых, подготавливаясь к проповеднической деятельности.

9 июня 1946 года послушник Иоанн, после пострига в рясофор, рукоположен был своим старцем-архиереем во диакона, а 14 янв. 1948 года — во иерея.

Святитель возлагал на него и чисто епархиальные дела, ибо не везде в приходах было спокойно, временами возникали внутренние нестроения. Туда и посылал Владыка своего совсем юного келейника укрощать человеческие страсти.

Но недолго продолжалась совместная жизнь священника Иоанна со святителем-старцем. В сентябре 1948 года, когда архиепископа Манунла сослали в Потьму, о. Иоанн поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду.

В 1951 году он становится студентом Ленинградской Духовной Академии, заканчивая ее через 4 года со степенью кандидата богословия. Его оставляют профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.

В декабре 1955 года состоялась радостная встреча с вернувшимся из ссылки архиепископом Мануилом, которого назначили временно на Чебоксарскую кафедру. Зимой 1956 года о. Иоанн в свободное от стипендиатской работы время помогал своему архипастырю составлять «Чин архиерейского отпевания», а осенью был определен преподавателем Минской духовной семинарии и пострижен в мантию. Он преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей, одновременно заведуя семинарской библиотекой.

В сентябре 1957 года, по ходатайству архиепископа Чебоксарского и Чувашского Мануила, иеромонах Иоанн был освобожден от преподавательской деятельности и вернулся к старцу-святителю в Чебоксары, где в течение двух лет помогал ему работать над капитальными трудами: 1) «Каталог русских православных архиереев периода с 1893 по 1956 годы», 2) «Топография архиерейских кафедр и викариатств того же периода» и 3) «Фотоальбом православных архиереев от начала крещения Руси до 1958 года».

За участие в их написании иеромонах Иоанн в марте 1959 года был награжден Святейшим Патриархом Алексием крестом с украшениями.

В сентябре 1959 года он был определен помощником инспектора и преподавателем Саратовской духовной семинарии, где преподавал гомилетику, сравнительное богословие и Св. Писание Ветхого Завета. Трудился иеромонах Иоанн в семинарии всего год, и в сентябре 1960 года был направлен в распоряжение Преосвященного Мануила, архиепископа Куйбышевского и Сызранского, определен священником ключарем Покровского кафедрального собора г. Куйбышева (Самары). Совершая священническое служение в соборе, иеромонах Иоанн одновременно помогает своему старцу-архиепископу в его литературных трудах и в то же время готовил свою магистрскую диссертацию. Трудясь долгие годы под омофором архиепископа Мануила, ученик унаследовал от своего наставника любовь к исследовательской и литературной деятельности, собрав богатый архив по церковной истории.

В апреле 1961 года иеромонах Иоанн возводится в сан игумена, а к Пасхе 1964 года — в сан архимандрита. 12 декабря 1965 года состоялась его хиротония во епископа Сызранского. В феврале 1966 года епископ Иоанн защитил в Московской духовной академии магистерскую диссертацию и был удостоин ученой степени магистра богословия. В 1969 году епископ Иоанн утверждается епископом Куйбышевским и Сызранским, а с сентября 1972 года ему поручается временное управление Чебоксарской епархией.

В сентябре 1976 года епископ Иоанн возведен а сан архиепископа. В июне 1987 года он посетил св. Землю и Иерусалим. За чтение в 1988 году в Ленинградской духовной академии лекций по новейшей церковной истории Владыка Иоанн получил звание доктора церковной истории.

С августа 1990 года Высокопреосвященнейший Митрополит Иоанн возглавляет Ленинградскую епархию.