МЕСЯЦЕСЛОВ

В. Антонов

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

Перед иконой Богоматери

Царица неба и земли,
Скорбящих утешение
Молитве грешников внемли —
В Тебе — надежда и спасенье.

Погрязли мы во зле страстей
Блуждаем в тьме порока.
Но... наша Родина. О, к ней
Склони всевидящее око.

Святая Русь, твой светлый дом
Почти что погибает.
К Тебе, Заступница, зовем —
Иной никто из нас не знает.

О, не оставь Своих детей,
Скорбящих упованье.
Не отврати Своих очей
От нашей скорби и страданья.

Великая княжна Ольга Николаевна.

До недавнего времени не было, к сожалению, в нашем городе Успенской церкви и потому многие верующие, особенно чтущие праздник Успения, ездили праздновать его в Пюхтицкий или Печерский монастыри. Лишь в этом году можно было придти помолиться в Успенское подворье Оптиной пустыни, в величественное здание на невской набережной, которое однако не имеет еще внутреннего убранства, ибо совсем недавно возвращено православным.

Успение — последний великий праздник церковного года. Он завершает его и лето, завершает определенный отрезок человеческой жизни, подводит некий её итог.

Итогом жизни Божией Матери явилась Ее праведная кончина, которая, как и вся жизнь Ее, была исключительной и единственной в своем роде. Богоматерь была подвластна закону смерти, но Она, подобно Сыну Своему, восторжествовала над нею, хотя и не так славно и самостоятельно, как Он. Воскресение Ее произошло сокровенно, в тайне, и долго не было даже общим предметом веры в Церкви.

По преданию, после воскресения Своего Сына Божия Матерь жила в Иерусалиме до начала гонений Ирода на Церковь. Затем Она переселилась с апостолом Иоанном Богословом, которому была поручена Спасителем, в Эфес, откуда ездила на Кипр, чтобы повидать праведного четверодневного Лазаря, бывшего там епископом, и на Афонскую гору, которую Сама благословила. «Для всех Она была единственною опорою и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому» (св. ГригорийПалама).

В Иерусалим Богоматерь возвратилась незадолго до Своей кончины. Здесь Она часто молилась в местах, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлееме, Голгофе, Гефсимании, Елеоне, у гроба Христа.

Во время молитвы на горе Елеонской Архангел Гавриил явился Ей, вручил райскую светящуюся ветвь, символ победы над смертью, и возвестил о кончине через три дня. Об этом дне апостол Иоанн тотчас сообщил апостолу Иакову, брату Господню, тогдашнему епископу Иерусалимской Церкви, а тот оповестил всех местных христиан. Приготовляясь к смерти, Богоматерь завещала двум бедным вдовам свое скудное имущество, состоявшее из двух хитонов, и завещала похоронить Себя в Гефсимании, между Своими родителями и праведным Иосифом Обручником.

Когда Божия Матерь отдавала последние предсмертные распоряжения, послышался громоподобный шум, и в дом внезапно ворвался сильный вихрь. Это, по Божьему повелению, Ангелы восхитили и перенесли на облаках святых апостолов, проповедовавших Благую весть в разных отдаленных краях. Собраны вместе были не только 12, но и все 70 апостолов, которые изрядно изумились, увидев себя в Иерусалиме. Позже других явился апостол Павел. «Итак, прибыли самовидцы и служители Слова, дабы по долгу послужить и Его Матери и получить от Нее, как пречестное и дорогое наследие, благословение» (св. Иоанн Дамаскин).

15 августа, Пресвятая Дева лежала на ложе в окружении апостолов, ожидая пришествия Своего Сына. Вдруг вспыхнул необычно яркий свет, кровля горницы раскрылась, и сошел Сам Христос с Ангелами, святыми праотцами и пророками. Божия Матерь обратилась к Нему со словами псалма: «Величит душа моя...» и просила благословить всех чтущих Ее память, а также уберечь от темной силы, т. е. от воздушных мытарств. Затем Она безболезненно предала душу в руки Господа, Который под ангельское пение вознесся с нею на небо. Присутствующие апостолы взорами провожали уносимую Господом душу Богородицы.

Началось перенесение Ее тела апостолами из Иерусалима в Гефсиманию при пении псалмов и молитв. Над процессией по жарким улочкам древнего города, до самого места погребения плыл облачный венец и разносилось неумолчное пение Ангелов. Узнав обо всем случившемся, иудейские архиереи и книжники пришли в ярость и послали воинов и вооруженных слуг с решительным приказом: разогнать шествие, убить учеников Христа и сжечь тело Богоматери. Но едва преследователи приблизились, как облачный венец опустился и невидимой стеной окружил шедших в Гефсиманию, а Ангелы поразили злодеев слепотой. Безуспешной оказалась и попытка иудейского священника Афонии опрокинуть носилки, на которых возлежала почившая Богородица — его руки были чудесным образом отсечены и восстановились только после раскаяния.

Положивши тело во гроб, апостолы оставались три дня при нем. На земле звучало их пение, в воздухе — небесных сил. Затем гробница была открыта для опоздавшего апостола Фомы, но — о чудо! — тела Пресвятой Девы там не оказалось. «Ибо его преставил Христос, родившийся из Нее без семени по плоти, как Он один знает» (Синаксарь IX века). В тот же день собравшиеся на вечерю апостолы увидели на воздухе Богородицу, окруженную Ангелами, и, увидев, вместо: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» невольно воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» после чего на облаках были возвращены в места, откуда были взяты.

В сказании о кончине Божией Матери немало чудесного элемента, который ничуть не противоречит духу христианства и соответствует достоинству и славе Той, Которая «боголепна, богоподобна и сияющи чудесы». В сказании ясно описана телесная смерть Богоматери и, хотя в нем допускается оживление Ее тела, но лишь такое, как в случае воскрешения мертвых. Тем самым проводится четкая граница между воскресением Спасителя и Его Матери.

Вера в восшествие на небеса Божией Матери с пречистою Ее плотью имеет в Церкви очень древнюю традицию и подкрепляется тем интересным обстоятельством, что нигде в христианском мире нет ни малейшей частицы Ее мощей. Когда византийская императрица Пульхерия искала пречистое тело Пресвятой Девы, то Иерусалимский Патриарх ответил, ссылаясь на церковное предание, что его нет, и прислал погребальные пелены, которые и были положены во Влахернском храме Царьграда. «Как могло быть не вознесено от земли на небо тело, не только приявшее в себя...Единородного и Предвечного Сына Божия, неиссякаемый источник благодати, но и родившее и явившее Его» (св. Григорий Палама).

После вознесения на небо Богородица стала нашей вечной заступницей перед престолом Господним. Зная наши грехи, слабости и соблазны, беспорочная Сама, Она постоянно молит Своего Сына помочь нам, даровать покаяние и спасение, укрепить веру. И это великое заступничество не отнимется от рода христианского до конца мира, и потому воспеваем мы в храме: «Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость».

В богослужебном календаре праздник Успения упоминается с достоверностью лишь с конца VI века, хотя существуют косвенные указания, что он возник гораздо раньше, но был местным, а не общецерковным. Канон на Успение, который, правда, не привился, составил св. Андрей Критский, автор известного покаянного канона. Успенский пост вошел в церковную практику гораздо позднее самого праздника и документально неизвестен до X века.

Особенно торжественно празднуется Успение в Гефсиманском монастыре в Иерусалиме, а в России — тоже в монашеских обителях. Наибольшей любовью у богомольцев пользуется чин погребения, во время которого все с умилением повторяют: «Благословенная еси, Пречестная, даруй нам всем спасение!», веруя в благодатную помощь Заступницы усердной рода человеческого и православной России.


Другие статьи автора: