ПРОПОВЕДЬ

 Архиепископ Серафим (Соболев)

Слово на день праздника Преображения Господня

О преображении людей силою благодати Св. Духа.

В кондаке в честь настоящего великого праздника Преображения Господня говорится: «На горе преобразился еси.., да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ти еси воистину Отчее Сияние». Здесь св. Церковь указывает нам цель Преображения Господа. Ученикам Его предстояло страшное испытание в вере. Их ожидало ужасное унижение, оплевание, заушение, бичевание Христа и Его позорное распятие и смерть на кресте. Надо было укрепить их веру в Сына Божия и показать, что Он добровольно, свободною Своею волею отдается на этот позор, на эти страдания. Сие и сделал Господь, когда преобразился пред Своими учениками на Фаворе и явился пред ними во всей Своей Божественной славе. Этой славы они не могли вынести и упали ниц, причем испытали от нее невыразимое райское блаженство, и ощутили всем своим существом, что Христос есть истинный Сын Божий, есть источник вечного райского блаженства верующих.

Однако, св. Церковь указывает и другую цель Преображения Господня. Об этой цели она говорит в следующих словах настоящего праздничного тропаря: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, ...Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный...» Господь все делал для нас, учил, страдал и умер для нас, воскрес и вознесся для нас и преобразился для нас, чтобы мы этим светом из грешных делались чистыми и святыми, из немощных сильными, из печальных радостными.

Этим светом для нашего преображения является ничто иное, как благодать Св. Духа, которая низошла на Апостолов и которая с тех пор обильно изливается на нас через св. Церковь, через ее таинства.

И св. Церковь указывает нам великое множество примеров, которые показывают, как дивно сия Божественная благодать, сей божественный свет преобразует нас грешных и делает новыми, благодатными людьми. Так сею благодатью некогда просветился благоразумный разбойник, распятый со Христом на кресте. Евангелисты Матфей и Марк повествуют, что сначала оба разбойника хулили Господа. А евангелист Лука говорит, что хулил Христа один из разбойников. Ясно, что Господь коснулся сердца другого разбойника Своею благодатью.

Господь помянул его великую милость, которую по свидетельству церковного предания, он оказал Ему, как младенцу, бежавшему со Своею Пречистой Матерью и праведным Иосифом во Египет от Ирода, не причинивши Святой семье никакого зла. Сей разбойник на Кресте уверовал во Христа, и первый из Его последователей был введен в рай для вечного райского блаженства.

Этот благодатный свет некогда озарил Савла, который направлялся в Дамаск, преследовать и предавать на смерть христиан. И он из гонителя преобразился в величайшего Апостола Христова.

Так сею благодатью, ее Божественным светом Мария Египетская, Евдокия и Таисия из великих блудниц преобразились в Ангелов по чистоте и любви ко Христу.

Из жизнеописания прп. Моисея Мурина видно, что он был атаманом разбойников, запятнал себя убийствами и всевозможными тяжкими преступлениями. Но озаренный благодатью и укрепляемый силою ее он приводил всех в изумление своей кротостью, своею ангелоподобною жизнью, почему св. Церковь и поставила его в один ряд с Арсением Великим и другими дивными св. отцами.

Св. Церковь указывает нам много примеров поразительного действия благодати, когда хулители Христа, мучители и палачи христиан вдруг становились верующими и принимали мученические венцы.

Великий из св. отцов Церкви Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, любил молиться такими словами своей краткой молитвы: «Господи, просвети тьму мою». И Господь настолько просветил его светом Своей благодати, что когда он совершал литургию, божественный свет блистал от лица его и был виден многими благочестивыми людьми в храме.

Будем, мои возлюбленные о Христе чада, всегда молиться, чтобы и нам преобразиться и стать из плотских духовными, из страстных бесстрастными светом благодати, которая живет в нас с момента крещения и которая тлеет, как божественная искра, под пеплом наших страстей и грехов. Будем путем исполнения божественных заповедей стремиться, как к главной цели всей нашей жизни, чтобы быть нам светом, согласно со словами Христа «Вы свет мира» (Мф. 5, 14); «Так да светит свет Ваш пред людьми, чтобы они видели Ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5, 16). Пусть исполнятся над нами после нашей смерти слова Господа: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца их» (Мф. 13, 43).

Для этого будем умолять Пречистую Божию Матерь, нашу первую заступницу и Ходатаицу перед Богом, да осуществятся над нами во всей силе слова тропаря в честь настоящего праздника: «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Аминь.


Сказано в Русской Никольской Церкви в Софии, 6/19 августа 1947 г.


Другие статьи автора: