МЕСЯЦЕСЛОВ

В. Антонов

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

 «Лучшее и драгоценнейшее из сокровищ по всей справедливости есть, по мнению моему, Крест, на котором воздвигнуто здание нашего спасения. Если бы не было Креста, то и Христос не был бы распят, не отверзся бы рай... Если бы не было Креста, смерть не была бы попрана, ад не был бы опустошен, и враждебный змий не был бы умерщвлен...» Так в своей «Похвале Кресту» знаменитый св. Андрей Критский, творец Великого покаянного канона, вкратце объясняет значение Креста Господня для спасения человечества.

Крест — это символ христианства. В разных видах он присутствует везде, где живут христиане, т. е. практически во всем мире. Крест венчает христинские храмы, запечатлен на наших священных книгах, носим нами на груди, стоит на могилах наших усопших. Следовательно, крест сопровождает христианина с колыбели до могилы; он всегда с нами и перед нами, напоминая о Голгофском Кресте нашего Искупителя и Спасителя. Без креста немыслима жизнь христианина в прямом и переносном смысле, ибо крест — это действительно орудие нашего спасения, без которого закрыта для нас вечная жизнь.

Для общения со Христом, понесшим Крест, нет иного пути кроме того, как взять на себя свой собственный крест, который состоит в распятии своих страстей, прежде всего — гордости и самолюбия. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и по хотями» (Гал. 5, 24). А распятие своих страстей, самораспинание — действие болезненное, мучительное и скорбное, но в нем состоит начало и основание нашей духовной жизни. Чем сильнее и решительнее распинаем мы грех, тем больше оживает наш дух, тем успешнее и быстрее поднимаемся мы вверх по ступеням, ведущим в Царство Небесное. И крест делается для нас не источником печали и страдания, а источником утешения, силы и радости, потому что, неся крест, мы идем вслед за Христом, у Которого за Распятием стоит Воскресение с его всеобъемлющей радостью и всенаполняющей надеждой.

Сегодня, в дни скорби и уныния, когда враждебные России силы разрушают ее по всем направлениям, на каждого из нас возложен Божьим провидением крест дополнительный к тому кресту, который мы постоянно несем за самих себя. Это — крест страдания за Отечество, распинаемое его ненавистниками в новое «Смутное время», когда торжествует ложь, выдаваемая за правду, ширится скверна, подносимая как добродетель, прославляется предательство, восхваляемое как мудрость. Крест сей возложен на плечи народа, обманутого и растерянного, дабы очнулся он наконец-то от пагубных наваждений, внушаемых новыми утопистами, задумался над своей жизнью, еще протекающей во многом без Бога и мимо Бога, и от ложных идеалов обратился бы к вечным заповедям и ценностям православной веры, отрекшись от которых значительная часть нашего народа пришла к безысходности, пустоте и нравственному упадку.

Тяжко нести, конечно, этот двойной крест, особенно если не сознаешь, для чего он дан и почему спасителен. И ропщет наш современник и соотечественник, бежит от креста на чужбину, кажущуюся ему беспечальной, пытается переложить свой крест на другого, обманывая или обирая его с официального одобрения, или старается разными дурманящими способами забыть о нем. Но никуда и никогда не уйти нам от креста своего и России и надо смиренно нести его, моля Спасителя помочь уразуметь его смысл и уготовленное благо — искупить страданиями свои прегрешения как личные, так и народные. И при этом всегда помнить, что Господь дает крест соразмерно нашим силам и не более их, и что за Распятием последует Воскресение, что крест несет нам жизнь, а не смерть, радость, а не горе. Недаром он называется Животворящим.

Эта животворность Креста Господня обнаружилась с того времени, как он был чудесным образом найден византийской императрицей Еленою под фундаментом языческого храма Венеры, возведенного римлянами на Голгофе. Почти три века прошло с того дня, как на Лобном месте был распят Господь. К 326 году изменилось само место, и уже мало кто мог указать Елене, где стоял Крест, и куда его дели. Царице пришлось провести настоящее расследование, прежде чем она выяснила истину. Один престарелый иудей, по имени Иуда, наконец показал, где были закопаны три креста, на которых распяли Христа и разбойников, но оказалось, что дощечка с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» лежала отдельно от крестов. Для определения Креста Господня нужно было высшее свидетельство.

Крест Господен должен был обладать особой животворящей, чудодейственной силой и ею отличаться от двух остальных крестов. Зная об этом, патриарх Макарий велел принести найденные кресты к одной больной женщине и возложить их на нее в присутствии царицы Елены и толпы народа. Один из трех крестов принес облегчение больной. Возвращаясь из ее дома, патриарх встретил погребальное шествие и решил еще раз проверить, какой же крест — Христов. И произошло новое чудо. Крест,, исцеливший больную, воскресил умершего на глазах собравшихся. Удивлению и восторгу народа не было предела. Когда же Крест снова принесли на Голгофу, каждый стремился облобызать его, но из-за тесноты и давки было трудно сделать не только это, но и просто увидеть Животворящее Древо.

Тогда патриарх поднял этот Крест и показал его стоящим в отдалении — «они же взываху: Господи, помилуй!». В 335 году был установлен сам праздник Воздвижения, который быстро распространился по всему христианскому миру, так что этот праздник принадлежит к числу древнейших в церковном календаре. Вслед за Рождеством Богородицы Воздвижение открывает церковный год и знаменует сущностную глубинную связь Рождения Божией Матери и Голгофского Креста.

С историей Честного Креста Господня связано предание, исполненное великого смысла. Когда в 628 году Крест был возвращен из персидского плена, византийский император Ираклий решил торжественно пронести его через Судные врата в Иерусалиме обратно в храм, где он раньше находился. Однако неведомая сила не давала ему идти. «Если хочешь понести крест Его, последуй нищете Его»,— сказал царю патриарх Захария. Сняв с себя царские одежды, босиком, Ираклий смог донести Крест до храма.

Так и мы, только со смирением и подражая во всем Спасителю, сможем донести свой крест до спасающей нас Церкви. Иного пути просто нет. «Сие же жизнь процвете»,— поется поэтому при целовании Честного и Животворящего Креста Господня.


Другие статьи автора: