ПРОПОВЕДЬ

Архимандрит Виталий

Вера и провидение

Отец Виталий родился в 1857 году, умер в глубокой старости в 1948 году.
Он отличался в жизни такими чертами, как уравновешенность, скромность и чрезвычайная требовательность к себе с постоянным стремлением к совершенству. Достижение святости представлялось ему естественной целью христианской жизни.

Сын мой, ты хорошо знаешь, что «праведный верою жив будет» (Рим. 1, 17), и, чтобы возвыситься до совершенной самоотдачи, ему надо проникнуться живой и глубокой верой. Вера его просвещается по мере очищения души и возрастания ее в добродетелях. Но особенно просветленной и всепроникающей делается она, когда человек достигает той степени совершенства, на которой душа, уже очищенная и обогащенная добродетелями, живет главным образом любовью, пребывая во внутреннем единении с Богом. Тогда уже тени — менее густы; покров становится прозрачнее; Бог, хотя и неизменно сокрытый, дает душе воспринимать Свое присутствие, а временами ощущать очень живо Свою любовь и Свою благость. Подобно Моисею, человек общается с Невидимым, как бы видя Его (Евр. 11, 27). При наличии такой живой веры, самоотдача становится легкой; но если вера отсутствует, человеку невозможно возвыситься до постоянной самоотдачи.

Сын мой, тебе ведомо, что в этом мире ничто не происходит иначе, как согласно велению или соизволению Божию. Все в мире существует только о Нем. Всё сотворенное Им Он блюдет, всем управляет, чтобы привести к назначенной цели. Он управляет вращением небесных светил и определяет исход земных переворотов; Он помогает муравью в работе его, Он приводит в движение бесчисленных мошек, кишащих в воздухе, и миллионы атомов, заключенных в капле воды. Без Бога не шелохнется и листик на дереве, не увянет и былинка, и ветер не унесет песчинку. Он печется и о птицах небесных, и о лилиях в поле; и так как мы стоим больше, чем целая стая воробьев, то Ему не забыть и Своих детей на земле. Даже от отца семейства, даже от внимательнейшей изо всех матерей множество мелочей всегда ускользает. Но в Своей безграничной Премудрости, Господь владеет тайной без труда проявлять Свою заботу о нас как в самых незначительных происшествиях, так и в важнейших событиях. Как сказано в Писании, все волосы на голове нашей сочтены, и ни один из них не упадет без соизволения Отца нашего Небесного (Лк. 12, 7). А может ли быть что-либо незначительнее, чем выпадение одного нашего волоска? Но, тем не менее, и это не бывает Богом забыто. Обо всем думает Он, обо всем печется: когда ты голоден или страдаешь от жажды, берешься за работу, выбираешь свой жизненный путь, когда встречаешь на нем затруднения, когда ты подвергаешься искушению или, исполняя возложенное на тебя поручение, нуждаешься в помощи благодати Божией — обо всем этом Господь думает неизменно. Нужен ли тебе, на твоем пути к вечности, хлеб твой насущный для души и для тела, потребны ли тебе особые силы для скончания дней твоих в мире и помощь на смертном одре, всегда о тебе печется Господь. И таким образом, ты — незначительная частица вселенной — непрестанно и всюду занимаешь мысли и сердце Отца твоего. Сын мой, как умилительна и радостна истина, заключенная в этой вере!

Но если Провидение само замышляет свои предначертания в отношении тебя, то исполнение их Оно доверяет, по крайней мере в значительной части, вторичным причинам. Оно пользуется солнцем, ветром, дождем, приводит в движение небо и землю, и безжизненные тела, и одушевленные твари. Но так как все тварное может действовать на тебя лишь в той мере, в какой Господь это допускает, то во всем тварном ты должен видеть как бы сосуд божественной воли и орудие для исполнения намерений Божиих. Окостенит ли тебя мороз или растомит жара, подует ли ветер и угонит твой челн далеко от гавани или, наоборот, прибьет его к желанному берегу,— в успехе, который тебя окрыляет, в препятствиях, с которыми ты борешься, в том, что тебя огорчает и в том, что тебя радует, в тяжкой болезни и в возвращении к жизни после нее, в том обороте, который принимают твои дела, в гонениях или в высоких почестях, ставших уделом твоим,— во всем и всегда ты должен усматривать Провидение. Видеть Господа надлежит всегда и во всем. Какой покой приносит нам этот навык духовный, как освящает он душу!

Отец наш Небесный — воистину Бог сокрытый. Подобно тому, как Он скрыл Свое слово за буквой Священного Писания и Свое присутствие за видимыми Святыми Дарами, Он скрывает Свое действие под делами тварей, дабы мы были блаженны, веруя, но не видя. Сын мой, возьми для примера хотя бы болезнь, которая теперь тебя постигла. Какова ее причина? Может, конечно, оказаться, что вызвана она простудой, что ты не выдержал в ту или иную минуту сурового климата. Но, в действительности, причина заключается в том, что Господь повелел силам природы вызвать эту болезнь. Однако, при этом Он Сам оставался в тени, и знака Его ты не видел. А болезнь, между тем, пойдет своим ходом: она может усилиться или поддаться лечению. Но кто вызовет это ухудшение? Кому ты будешь обязан выздоровлением своим? Мы говорим: причиной тому будет врач, его искусство или его неосмотрительность. Может быть, так и будет на самом деле! Но подлинная истина заключается в том, что за всеми этими вторичными причинами стоит Сам Господь, и в конечном итоге лишь по Его воле люди поправляются или умирают. Да, это так, хотя мы этого и не видим: Господь остается сокрытым... И открыть Его верховное действие тем более трудно, что часто вторичные причины проявляют себя явственнее, чем Он Сам.

Но, если ты имеешь живую веру, то ты различаешь первопричину всех явлений, не смущаясь их кажущейся самобытностью. Ты угадываешь, как Господь движет всем, направляя все, сквозь игру противоречий, к единой цели. Ты смутно узнаешь, как Дух Святой пользуется людьми и вещами, чтобы писать живое Евангелие в душах людей. Но до конца эта книга будет понята лишь тогда, когда наступит великий день Вечности. Тогда нас восхитит то, что ныне кажется запутанным; но и теперь, в полной уверенности, что в этом творении Божием все обосновано, соразмерено и увязано, нельзя не склоняться благоговейно перед этой таинственной книгой, как перед Священным Писанием, не преклоняться перед сокрытым Господом нашим и не отдавать себя целиком Провидению.

Если же вера твоя слаба, как тогда ты узришь Господа в бедах, которые тебя постигают, и, особенно, за злобой людской? Все тогда ты припишешь случаю, злой судьбе и будешь роптать.

Но, сын мой, слово «случай» лишено вообще всякого смысла. Как выразился один писатель, это лишь «псевдоним Провидения», лишь светское имя, даваемое Провидению неверующими людьми. В действительности, ничто в жизни не происходит случайно. Все, что совершается против нашей воли,— и это надо твердо усвоить! — происходит только по воле Божией, согласно Его предвидению, по Его допущению, согласно порядку, Им созданному, и законам, Им установленным. Вот, что говорит об этом блаженный Августин: «Бывают, конечно, непредвиденные случаи, внезапные происшествия, но они непредвидены и внезапны только для нас... В действительности же в них проявляется замысел всемогущего Провидения, всем располагающего и все направляющего с тем, чтобы все служило Ему». Господь ведет всякую тварь Своим путем и Своих намерений ей не открывает. Лишь постепенно, шаг за шагом, по Его усмотрению, намерения Его приоткрываются человеку. Можно видеть рок в том, что одному представляется случай разбогатеть, а другому разориться. Да, это может показаться волей слепого рока, но только человеку, замечающему лишь внешнюю сторону явлений и непосвященному в намерения Господни. Но для Господа, вызвавшего все эти внешние обстоятельства и сочетавшего их согласно Своим намерениям, все было предусмотрено заранее, все было согласно Его Провидению.

В несчастьях, тебя постигающих, надо, сын мой, узнавать Господа. «Я — Господь»,— говорит Он тебе устами Пророка Исаии: «Я — Господь и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и бедствия» (Ис.45, 7). «Это Я»,— сказал Он еще раньше Моисею.— «Я умерщвляю и оживляю. Я поражаю и исцеляю» (Втор. 32, 39). «Господь умерщвляет и оживляет» говорится также в молитве Анны, матери Самуила, «Он низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (7 Цар. 2, 67).

Сын мой, ты, может быть, скажешь: «Ну, хорошо, я согласен с тем, что касается болезни или смерти, холода или жары и еще тысячи других подобных явлений, вызываемых причинами, в которых личная свобода не играет никакой роли: ибо ясно, что все такие причины повинуются Господу. Но ведь человек противится Богу; если, скажем, кто-нибудь дурно обо мне отзывается, разоряет меня, бьет, преследует, то как могу я в таких злых делах усматривать руку Божию? Нет, я могу приписывать такие дела только воле человека, его неведению или злому умыслу». Сын мой, тщетно было бы прибегать к таким рассуждениям, как к предлогу не отдаваться целиком Провидению. Ибо Сам Господь поведал нам — и мы должны верить его непреложному слову — что именно Он действует во всех происшествиях такого рода, точно так же, как и во всех остальных, и что в них также ничто не происходит иначе, как по Его Святой воле.

Если Он хочет покарать виновных, то он выбирает для этого по Своему усмотрению — или людей, или злую силу. Когда Давид согрешил, Господь воздвиг на него зло из дома его и взял его жен перед глазами его и отдал их ближнему его (2 Цар. 12, 13). Всякий раз, как Израильтяне показывали себя закоренелыми во зле, Господь возвещал им, что отдает их в руки то одного, то другого соседнего народа, чтобы страшным возмездием вернуть их на путь послушания. В частности, про Ассура, Господь говорит: «Он — жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование!» (Ис. 10, 5). Господь предсказал разрушение Иерусалима, безбожного и нераскаянного; Тит оказался оружием Божиим, чтобы разорить Иерусалим и не оставить в нем камня на камне (Лк. 19, 4144). Позже, Атила мог с полным основанием сказать о себе, что он — бич Божий. А когда Саул намеренно согрешил, Дух Господень отступил от него, и возмущал его злой дух от Бога (2 Пар. 16, 14—23).

Чтобы испытывать праведных, Господь пользуется кознями демонов и развращенностью нечестивых. Иов потерял детей своих и все свое состояние, из изобилия впал в нищету, но все-таки воскликнул: «Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» (Иов, 1, 21). Блаженный Августин обращает внимание на то, что Иов не говорит «Господь дал, а дьявол взял», но: «Господь дал и Господь взял», т. е. все произошло так, как было угодно Господу, а не дьяволу. «Поэтому»,—заключает он,—«приписывайте Господу все удары, которые вас поражают: ибо сам дьявол не может ничего против вас, без соизволения свыше» (Бл. Авг. О Пс. 32). Братья Иосифа, продав его, совершили самое ужасное беззаконие, но сам он приписал все Провидению и неоднократно пояснял это: «Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни... Вы умышляли против меня зло; итак, не вы послали меня сюда, но Бог, который поставил меня господином над всем Египтом» (Быт. 45, 59; 50, 1920). Когда Семей злословил бежавшего Давида и бросал в него камнями, святой царь усмотрел в этом руку Провидения и успокоил своих возмущенных слуг, сказав им: «Пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида» (2 Цар. 16, 10), давая понять, что Господь избрал Семея, чтобы покарать царя.

Иудеи, обвинявшие Спасителя, Иуда, Его предавший, Пилат, присудивший Его к смерти, палачи, Его истязавшие, демоны, подстрекавшие этих ослепленных людей, были, конечно, виновны в этом ужасном преступлении. Но они не ведали, что все было согласовано Господом и что они были лишь исполнителями предначертанного Им. Господь Сам объяснил, что чашу сию послал Ему Отец, и что Пилат не имел бы над ним никакой власти, если бы она не была дана ему свыше (Ин. 18, 11 и 19, 11; Л к. 22, 53). И святой Апостол Петр, вслед за своим Учителем, утверждал то же самое: «Собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса... Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, что предопределила рука Твоя и совет Твой» (Д. An. 4, 2728). Таким образом, Страсти Господни были делом Божиим, величайшим делом Господа.

Сын мой, это неоспоримо: на то была воля Божия. Эта праведная, благая, любвеобильная воля таилась в недрах самого чудовищного беззакония! В этой вере мы живем и в то же время мы отказываемся признавать волю Божию не в страданиях Церкви и общественных бедствиях (тут мы готовы ее признать), но в личных бедах, в унижениях, разочарованиях, неудачах, во всех тех пустяках, которые мы называем нашей крестной ношей, и которые являются всего-навсего нашими повседневными испытаниями.

Но почему бы и в них не быть руке Божией? Ведь в грехе можно различать его внешнюю сторону и его суть. Внешнее проявление греха есть следствие наших поступков. Бог способствует им, как всякому нашему действию. Откажи Он нам в этом, мы были бы совершенно беспомощны, и Господь, даровавший нам свободу, на деле лишал бы нас таковой. Но как всякое доброе дело, так и грех определяются тем, что является сутью всякого поступка. В грехе эту суть составляет преднамеренное вольное нежелание человека сообразовать свой поступок с божественной волей. Это отсутствующее в данном поступке сообразование — не есть действие, а наоборот, отсутствие действия. Бог никак не участвует в нем; напротив, Он начертал Свои заповеди, обещает награду за соблюдение их, а за неисполнение их — угрожает наказанием. Он дарует нам благодать и внушениями свыше склоняет душу к исполнению долга; таким образом, Он делает все, чтобы помешать греху, исключая лишь насилия над нашей свободой: прибегать к силе Ему неугодно. Однако, несмотря на все, что делает в этом смысле Господь, человек злоупотребляет данной ему способностью самоопределения. Таким образом, Господь способствует лишь внешним проявлениям нашей воли. В грехе, как таковом, Он не участвует. Он допускает его лишь постольку, поскольку Он не прибегает к силе, чтобы ему воспрепятствовать; но допуская грех, Он не разрешает его, ибо грех Ему ненавистен, и воздает за него в свое время.

Однако, Ему угодно обращать содеянное другими зло во благо Своим избранным; так Он использует слабость и злой умысел людей, вплоть до самых тяжких грехов. Он поступает как отец, берущий в руку первую попавшуюся розгу, чтобы наказать провинившегося сына, а потом бросает ее в огонь. Так действует и врач, когда прописывает больному пиявки: они стремятся насосаться крови, но больной переносит это, доверяя врачу, ограничившему их действие.

Итак, сын мой, да будет тебе ясно, что вера в Провидение требует от нас, чтобы мы во всех, без исключения, случаях обращали наш взор ввысь — к Богу. Поэтому, если ты увидишь, что преследуют праведника, знай, что того хочет Господь. Если увидишь христианина, разорившегося благодаря своей вере, и безбожника, обогатившегося благодаря своему неверию, также знай, что того желает Господь. Ты, может быть, спросишь: а что будет со мной, если я останусь верен долгу? Знай твердо: с тобой будет только то, что угодно будет Богу. Никогда не приписывай ни потери, ни скорби, ни унижения — злой силе, но всегда только Богу, как подлинному источнику, из которого они исходят. Непосредственной причиной их могут быть люди, пусть даже тяжко грешащие. Господу их грех ненавистен, но испытание, из него для тебя проистекающее, угодно Ему.

Если бы во всех испытаниях, которыми преизобилует жизнь, мы всегда распознавали волю Божию, то нашим Ангелам-Хранителям не приходилось бы так часто созерцать, как испытание застает нас врасплох, вызывает наш ропот, повергает нас в гнев, как мы оскорбляем Бога своим унынием и, увы, впадаем даже в отчаяние, приводящее нас порой на край гибели.