ПРОПОВЕДЬ

Прп. Иустин (Попович)

Прп. Иустин (Попович)

Прп. Иустин, снискавший имя одного из самых выдающихся богословов Сербской Православной Церкви, родился 25 марта/7 апреля 1894 года в многодетной и патриархальной семье Спиридона и Анастасии Попович в г. Вранье (Южная Сербия) и был наречен именем Благое, ибо он родился в день Благовещения. Семь поколений в его семье были священниками. Неизгладимое впечатление на мальчика произвело паломничество в монастырь св. Прохора Врачанского, где он увидел чудо исцеления своей матери от тяжкого недуга.

Окончив школу, Благое поступил в Духовную семинарию в Белграде, в которой его наставником был свят. Николай Велимирович, известный богослов и проповедник. Началась 1 Мировая война и юноша санитаром пережил трагедию отступления сербской армии в Албанию. В это время решилась его судьба — по благословению митрополита (будущего Патриарха) Благое принимал монашеский постриг с именем Иустина. С группой сверстников он должен был поехать учиться в Петроград, в Духовную Академию, но война и начавшаяся в России смута помешали этому.

Иустину пришлось учиться богословию в Оксфорде. Вернувшись в 1919 году на родину, молодой богослов стал преподавателем в семинарии свят. Саввы в Сремских Карловцах. Здесь он познакомился с митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким), под его влиянием в 1923 году вышла книга «Философия и религия Достоевского».

Вскоре о. Иустин снова уехал заграницу — в Грецию, где в 1926 году защитил в Афинском университете свою докторскую диссертацию «Проблема личности по прп. Макарию Египетскому». Потом он снова вернулся в Карловцы, продолжил преподавание и стал редактором журнала «Хришчански живот». Одновременно он много пишет по богословию, усердно переводит с иностранных языков. В 1931 году о. Иустину вновь пришлось покинуть на время Сербию — его вместе с сербским митрополитом Иосифом (Цвийовичем) послали в Прикарпатскую Русь устраивать церковную жизнь вернувшихся в Православие карпатороссов. Духовником о. Иустина был в эти месяцы иером. Аверкий (Таушев), будущий архиепископ, из русского монастыря прп. Иова Почаевского.

Вернувшись на родину, молодой богослов с августа 1932 года начал преподавать в семинарии г. Битола и вскоре опубликовал первый том своего основного труда — «Догматики» («Православной философии истины»). В 1934 году его избрали доцентом догматики и сравнительного богословия Богословского факультета Белградского университета (в Сербии это факультет равен Духовной академии) и на этом месте он оставался до конца Второй мировой войны. Велика была известность о. Иустина и среди светской интеллигенции — в 1938 году он принял участие в основании Сербского философского общества.

Когда власть в Югославии захватили коммунисты, о. Иустин был уволен из Университета. Начался период скитаний — известный богослов и праведник переезжает из одного сербского монастыря в другой, пока в 1948 году не находит себе пристанище в монастыре Челие близ г. Валево. Более трети своей жизни он провел в этом монастыре, занимаясь углубленно богословскими изысканиями, переводческой и издательской деятельностью при помощи своих замечательных помощников — будущих архиереев Амфилохия, Афанасия (Евтича) и Артемия.

В этом уединенном монастыре, предаваясь молитвенному и аскетическому подвигу, о. Иустин находил время работать над своими трудами, многие из которых стали событием в православном богословии. Кроме трехтомной «Догматики» надо назвать также «Свято-Саввие как философия жизни», «Путь Богопознания», двенадцать томов житий святых, пять томов толкований Посланий св. Апостола Павла. Всем этим работам присуща одна особенность — они опираются на учение великих святых отцов Православной Церкви.

Отошел ко Господу архим. Иустин в день своего рождения, на Благовещение, в том же монастыре Челие. На Благовещение падает и день его памяти, так как в 1993 году Сербская Православная Церковь причислила его к лику святых. В родном Вранье благоговейно хранится память о прп. Иустине: при соборе действует хор его имени, имеется Общество «Святой отец Иустин», его имя носит одна из улиц. Предполагается восстановить снесенный дом святого и устроить в нем памятный музей. Монастырь Челие по-своему чтит память о своем великом подвижнике — каждый год в нем проходят встречи духовных чад и почитателей прп. Иустина, которые съезжаются со всей Сербии, Греции и сербского рассеяния. Начинают узнавать труды знаменитого богослова и в России.

Слово на освящение храма

Это наше место тоже имеет свое собственное небо. Им является этот святой храм. Ибо каждый святой храм является также частицей неба на земле. И как только вы в храме, заметьте, вы уже пребываете на небе. И когда мир досаждает вам своим адом, спешите в храм, войдите в него, и вы увидите, что вступили в рай. Если злоумышленники преследуют вас, ищите убежище в храме, падите ниц пред Богом, и Он примет вас под Свою благую и всемогущую защиту. Случится, что вас одолевают целые легионы бесов, спасайтесь в церкви — среди ангелов; ибо церковь всегда полна ангелов, и ангелы Божии защитят вас от всех злых духов мира сего. И ничто не сможет повредить вам. Не забывайте, возлюбленные, что мы, христиане, сильны в Боге. Кто же тогда может быть сильнее нас? Никто, вообще никто! Никто из людей, никто из бесов! А без Бога — что мы представляем из себя как люди в этом мире? Игрушку греха, игрушку зла, игрушку в руках бесов. О, брат мой, человече, дьявол смеется над тобой после каждого греха, в который он вовлек тебя. И если он заставляет тебя впадать во многие грехи, ликование множества бесов эхом отражается вокруг тебя со всех сторон.

Когда человек не с Богом, он всегда игрушка дьявола. И дьявол играет с ним: то он заполняет его душу грязными помыслами, то он побуждает его язык к сквернословию, то приводит его к злословию, клевете, воровству, распущенности и к прочим дурным поступкам. И так продолжается до тех пор, пока человек не вспомнит о Боге, не найдет прибежище в храме Божием и не падет ниц пред Богом. Только тогда он всецело на небесах, и ни мирские человеческие козни, ни грехи, ни демоны не могут коснуться его. В момент тот он пребывает в крепости, защищенной ангелами, святыми Божиими, и горячим пламенем своих молитв они поджигают всякое зло, которое исходит к нему от людей, из мира, от бесов, из ада.

Знаете ли, возлюбленные, какое у людей самое сильное оружие на земле, непобедимое и всепобеждающее оружие, — знаете? Молитва! Да, молитва! Именно, молитва! Потому что посредством молитвы человек вверяет всю свою душу, все свое сердце и всю свою жизнь Богу; и Бог становится его защитником и покровителем. Что тогда могут люди, что тогда могут демоны причинить ему? Ничего! Абсолютно ничего!

Поэтому Господь повелевает нам в Евангелии: «Непрестанно молитесь».

Почему так много зла в мире сегодня? Потому что люди выбросили свое самое надежное оружие, всепобеждающее оружие, с которым всякое зло, всякий грех и любой бес, наверняка, побеждаются на всех полях сражения. И этим оружием является молитва, молитва и пост. Это самое надежное оружие, потому что оно Божье оружие; самое прочное, всепобеждающее оружие, потому что это Христово оружие — оружие единственного, истинного Бога где бы то ни было. А Он? Он дал это оружие нам, христианам; оно сохраняется в Церкви и дается в Церкви. Божественные уста Спасителя открыли всем живущим на земле эту истину, эту абсолютную истину: через молитву и пост всякая нечистота, всякий грех, всякое зло и всякий злой дух изгоняются из человеков.

Когда люди отбрасывают это оружие Христово они легко становятся жертвой всякого зла и греха. Увы! Они становятся жертвою дьявола. Почему, почему современный мир впал в столь великое зло, в столь неизбежное зло? Потому что он отказался от Христа, отказался от Его Святого Евангелия, отказался от Его всепобеждающего оружия: молитвы и поста. Он отбросил все это и хочет решить свои проблемы без Христа и не только без Христа, но и вопреки Христу. А всякий вступающий в борьбу со Христом, Богом нашим, связывает себя с бесами. И что остается от такого человека в этой борьбе? Труп, и ничего, кроме трупа!

А мы сербы, что мы сделали с этим основным оружием Христа, что? Большей частью мы отказались от него и слепо устремились вслед за современным миром, и мы потерялись в джунглях современных мирских страстей и планов, противопоставленных Христу, и мы увязаем в трясине его зол и грехов. А наша сербская душа погибает на пустыре противостоящего Христу атеизма современного общества, ибо сербская душа покинула Христово Евангелие, завещанное нам св. Саввой: она покинула молитву и пост. И пока мы придерживались молитвы и поста, пока мы были вооружены этим всепобеждающим Христовым оружием, мы, сербы, побеждали во всех сражениях на всех полях духовной брани. Мы были победителями — всегда наставляемые и ведомые, кем? Самым великим сербским молитвенником и постником всех времен — св. Саввой. Ибо у сербов св. Савва был и навсегда остался непобедимым, всепобеждающим победителем на всех нолях сражений сербских. А как? Вооружившись всепобеждающим оружием Христовым — молитвою и постом. Он бежал из королевского дворца к св. Горе Афон, и там через молитву и пост он сделался праведником, светильником, Христоносцем, и Богоносцем. И таким образом, он стал величайшим героем, первым бессмертным героем сербского народа в истории Сербии. И этим всепобеждающим оружием он вооружил своего отца, правителя, своего отца, правителя, своего брата, короля, и весь сербский народ того времени и всех своих славных потомков, которые жили и положили свои жизни за честный крест и златую свободу.

А мы, нынешние сербы? Мы оставили это оружие св. Саввы; а души наши уловлены этими «культурными» недугами современного общества. И отсюда началось истребление сербских душ, подобного которому никогда не знала сербская история. Истребление душ? Да! Так как душа погибает без поста и молитвы. Ибо всякий грех, всякое зло легко овладевает душой, которая живет, а молитвою и постом не защищается. И когда многие грехи и пороки объединяются, вместе они ведут ко всем формам нашей, сербов, гибели и пытаются уничтожить нашу душу, отрешить нас от Бога, убить наше сознание и повернуть нас от рая в ад. О, возлюбленные мои, евангельская истина, основная евангельская истина в том, что, как только человек оставляет молитву и пост, он оставляет врата души своей широко распростертыми всякому злу, всякому греху и всякой погибели. Это относится не только к отдельной личности, но и к народу в целом.

Сегодня, слава Богу, мы освятили этот храм. А храм, для чего он предназначен? Для молитвы к Богу, для служения Богу по справедливости и в свете истины. В храме, церкви Христовой, мы вверяем себя Богу через молитву: и Он научает нас Своей извечной божественной справедливости, Своей вечной божественной истине, Своей вечной божественной добродетели. И, таким образом, мы вооружаемся основным оружием Христа: и Его божественной справедливостью мы покоряем всякую земную неправду; а Его божественной истиной мы защищаем себя от мирской лжи; и Его же божественной добродетелью мы сокрушаем всякое земное зло. И чем больше человек молится Богу, тем он чувствует себя сильнее всякого зла, сильнее всякого греха, сильнее всякого беса. Это происходит потому, что через молитву человек все более и более возрастает во всякой божественной добродетели, во всякой божественной истине и справедливости, и в каждой духовной радости. И этой его радости, его блаженства никто не может отнять у него ни в этом мире, ни в том. Помните сказанное и написанной св. Саввой: «Для меня молитва есть величайшее в мире благо». Вот почему он и вся святые из династии Немани, как при нем, так и после него строили дома молитвы: святые храмы, святые монастыри по всей Сербской земле. И в этих святых стенах они завещали нам все, что является непреходящим, вечным, и божественным в нашей истории, у нашего народа. И посмотрите как теперь перед всем миром мы гордимся этим как нашим неизменным сокровищем. Следовательно, наследство св. Саввы также относится и к нам, нынешним сербам: поэтому мы должны строить храмы, служить истинному Богу, а также жить и умирать ради Его вечной истины и справедливости. И в самом деле, что за сербы без Христа, нашего Бога, без Православия? Ничего, кроме ужасной процессии трупов, и еще раз трупов и трупов!

А кто такие сербы со Христом, Богом нашим? — Бессмертная нация, бессмертный народ, народ Божий, народ, который сильнее всякой смерти; так как он сильнее какого-либо греха или какого демона. И кто же тот, кто направляет и ведет нас ко Христу, нашему Богу? Св. Савва и святая Церковь, завещанная нам св. Саввой. Вот происхождение и предназначение всего того, что вечно, неизменно и божественно у потомков сербов, в сербском народе. А вы, возлюбленные соотечественники, хотите ли быть достойными потомками св. Саввы? Тогда, оставайтесь верными этому святом храму, прилепитесь всей душой к этой его святой церкви. Когда несчастье и горе постигнут вас — вот вам крепость св. Саввы, открытая для вас: укройтесь в ней, и ваша душа сохранится в тишине и безопасности как для этого, так и для иного мира. Когда лживость мира сего преследует ваш разум — здесь святая школа св. Саввы: войди в нее и в ней познай святую истину Божию, святую, неизменную и вечную жизнь. Так как в этом земном мире только Христова Церковь учит нас и дает нам вечную жизнь через посредство вечной истины и справедливости. Только Церковь владеет этим; следовательно, только Церковь может дать это. А все остальное в этом мире ведет и приводит душу в пучину, в пучину погибели и растления — все переходящее.

Когда услышите звон колоколов из вашего святого храма, скажите себе: благовестом Господь созывает нас к Себе, научает Господь нас быть добрыми, праведными, святыми, бессмертными и вечными! Звоном колоколов Господь призывает нас к молитве, чтобы с помощью молитвы мы смогли бы очиститься от греха и зла и вооружиться вечнбй истиной и вечной справедливостью, чтобы мы могли стоять твердо и выжить, когда несчастья, горе и несправедливость мира сего обрушатся на нас. Что? Вы сомневаетесь в этом? Разве Господь Иисус Христос когда-нибудь обманывал вас? Разве когда-нибудь Он вводил в заблуждение? Внимайте тому, что ваши святые предки говорят вам, что св. Савва и святые сербские сподвижники, которые столетиями повсюду полагали жизни свои за крест честный и прекрасную свободу, говорят вам. Вот послание, которое вам посылает один из почти что наших современников, юный поборник евангельской Христовой справедливости, священноинок и диакон св. Аввакум: посмотрите на него, как он идет по улицам Белграда, неся кол, на который турки чуть было не посадили его, идет среди турок, кричащих повсюду вокруг него «Аллах», как он радосто поет: «Серб принадлежит Христу — он радуется смерти! Нет веры лучше, чем христианская вера».

А вы? Вы боитесь смерти? Если да, то вы боитесь исповедовать свою веру в Господа Иисуса Христа! А это значит, что не сильна ваша вера, не сильна ваша молитва, что ваша душа усыплена маловерием вашим, теплохладностью вашей веры или отсутствием у вас веры. Восстань, спящий в душе своей; очнись от смерти, и Христос дарует тебе свет и вечную справедливость, а через них и вечную жизнь. И потом, подобно бессмертному доблестному герою, ринешься в бой со всеми смертями, которые в этом мире тревожат твою душу, и навсегда полностью победишь их. А посему да пребудет вечная честь и слава Господу нашему Иисусу Христу, единственно истинному Богу всего сущего, и Его вечное благословение да будет со всеми вами, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Другие статьи автора: