СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

5-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
о вере

Чтение из Послания к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние» (Евр. 11. 1, 2).

 1. Какое достоинство дает вам Господь, из чина оглашенных вводя вас в чин верных, сие изображает апостол Павел, говоря: «верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа» (1 Кор. 1, 9). Как Бог называется верным, так и ты приемлешь то же наименование, приемля с тем и высокое достоинство. Ибо именуется Бог как благим и праведным, и Вседержителем, и Творцом всяческих, так и верным. Суди же по этому, в какое восходишь достоинство, готовясь принять на себя одинаковое с Богом именование.

2. Посему здесь «требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 3, 2) по совести. Ибо «правдивого человека кто находит?» (Притч. 20, 6). Ищется же не для того, чтобы мне открыл ты совесть свою, «не как судят о мне люди» (1 Кор. 4, 3) будешь судим, но чтобы нелживость веры открыл ты Богу, испытующему «сердца и утробы» (Пс. 7, 10), и знающему помышления человеческие. Муж верный есть нечто великое, он богатее всякого богатства. «У верного целый мир богатства» (Притч. 17, 6), потому что презирает и попирает он это. Богатеющие видимым и приобретающие много — нищи душевно; чем больше собирают, тем паче снедаются желанием недостающего им. А муж верный (что всего удивительнее), богат и в нищете. Ибо, зная, что должно иметь только пищу и одеяние, и сим оставаясь доволен (1 Тим. 6, 8), попирает богатство.

3. И не у нас только одних, носящих на себе имя Христово, достоинство веры велико, но и все, что совершается в мире даже теми, которые чужды Церкви, совершается верою. Верою законы супружества соче тавают воедино далеких между собою, и по вере в брачные обязательства человек чужой делается участником в обладании рабами и имением другого. Верою держится и земледелие. Кто не верит, что получит плод, тот не станет переносить труды. По вере люди пускаются в море, вверив себя малому древу; самую твердую из стихий землю меняют на непостоянное стремление волн, неизвестным предаваясь надеждам и имея только веру, которая для них надежнее всякого якоря. Поэтому верою держится большая часть дел человеческих, и в этом, как сказано, уверены не мы одни, но и те, которые вне Церкви. Ибо хотя не принимают они Писаний, выдают же свои какие-то учения, но и эти учения принимают верою.

4. К истинной вере призывает вас и сегодня бывшее чтение, указывая вам путь, как и вы должны благоугождать Богу. Ибо сказано, что «без веры невозможно угодити Богу» (Евр. 11, 6). Решится ли когда человек служить Богу, если не верует, что Он «Мздовоздаятель бывает»? Будут ли хранить отроковица девство и юноша — целомудрие, если не веруют, что непорочности есть неувядаемый венец? Вера есть око, которое просвещает всякую совесть и сообщает разумение, ибо Пророк говорит: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Ис. 7. 9). Вера «заграждает уста львов» (Евр. 11, 33), подобно Даниилу; ибо Писание говорит о нем: «и поднят был Даниил изо рва и никакого повреждения не оказалось в нем, потому что он веровал в Бога своего» (Дан. 6, 23). Что страшнее диавола? Но и против него не имеем другого оружия, кроме веры — этого невещественного щита против невидимого врага. Диавол мечет в нас разными стрелами, «чтобы во тьме стрелять» (Пс. 10, 2) не трезвящихся. Но когда враг невидим, имеем у себя крепкую оборону — веру, по слову Апостола: «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить се раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6, 16). Диавол часто бросает разжженную стрелу похотения срамных удовольствий, но вера, напоминая суд и охлаждая ум, угашает стрелу сию.

5. Длинно слово о вере, и продолжения целого дня не достанет нам на то, чтобы передать оное. Но достаточно нам пока из Ветхого Завета указать в пример одного Авраама, потому что мы стали сынами его по вере. Он оправдался не делами только, но и верою. Много было заслуг его, но не за них наречен другом Божиим, а когда уверовал (Иак. 2, 23). И всякое дело свое совершал он по вере. По вере оставил родителей, по вере оставил отечество, и страну, и дом. Посему, как он оправдался, так и ты оправдайся. Мертв уже был он телом для чадородия, потому что сам был стар и престарелую имел супругу — Сарру, и не оставалось уже никакой надежды иметь детей. Бог обещает старцу рождение сына. И «не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело» (Рим. 4, 19); взирая не на телесную немощь, но на силу Дающего обетование, «ибо знал, что верен Обещающий» (Евр. 11,11) от тел как бы омертвевших сверх чаяния приобре сына. И по приобретении, когда получил повеление принести сына в жертву, хотя слышал сказанное: «в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21, 12), приносит Богу единородного, веруя, «что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11, 19). Связав сына и возложив на дрова, приносит его произволением, и только по благости Бога, Который вместо чада дает овна, приемлет сына живым. И сверх сего, будучи верным, запечатлен в правду, приял обрезание «чрез веру, которую имел в необрезании» (Рим. 4, 11), прияв вместе обетование, что будет отцом многих народов.

6. Посмотрим же, как Авраам — отец многих народов! Нет спора, что он отец иудеев по плотскому преемству. Но если будем обращать внимание на плотское преемство, то принуждены будем изречение сие признать ложным, потому что Авраам не всем нам отец по плоти; напротив того, пример веры его делает всех нас сынами Авраамовыми. Почему же и как это? Для людей невероятное дело воскреснуть кому-либо из мертвых, как невероятное таже дело от омертвевших старцев ожидать чадородия. Но мы веруем во Христа, о Котором возвещается, что Он распят на древе, умер и воскрес. Таким образом, уподоблением в вере усыновляемся мы Аврааму, и тогда в наследие веры, подобно ему, приемлем духовную печать, обрезываемые в крещении Духом Святым, краеобрезанием не тела, но сердца, как говорит Иеремия: «обрежьте Богу» обрезание сердца вашего (Иер. 4,4), и по слову Апостола: «обрезанием Христовым бывши погребены с Ним в крещении» и проч. (Кол. 2,11. 12).

7. Если соблюдаем веру сию, то будем неосуждены, а украсимся добродетелями всякого рода. Ибо вера так сильна, что делает людей легкими, и могут они ходить по морю. Петр был подобный нам из плоти и крови человек, поддерживавший жизнь такою же, как и мы, пищею, но сказал Иисус: «иди», и он, уверовав, «пошел по воде» (Мф. 14, 29), потому что для него вера была на водах надежнее всякой опоры, тяжелое тело возносилось вверх легкостью веры. Но пока он веровал, дотоле безопасно шел по водам, а как скоро поколебался в вере, начал утопать. С постепенным изнеможением веры увлекалось в воду и тело его. И, видя немощь его, Целитель душевных немощей Иисус сказал ему «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф. 14,31). И опять, подкрепляемый Державшим его за руку, как снова уверовал, руководимый Владыкою, вновь приемлет ту же силу ходить по водам. Ибо о сем не прямо упомянуло Евангелие, сказав: «и влезшим им в корабль» (32). Не говорит, что Петр плыл, а потом взошел на корабль, но дает разуметь, что, какое расстояние прошел Петр, идя к Иисусу, такое же про-шедши и обратно, взошел на корабль.

8. Вера же имеет столько силы, что спасается не один только верующий, но по вере одних спаслись и другие. Капернаумский расслабленный не имел веры, но веровали те, которые принесли и свесили его с кровли. Ибо в больном вместе с телом болела и душа. И не подумай, что обвиняю его напрасно; само евангелие сказало: «и видя Иисус веру их», не его веру, но «веру их», говорит «расслабленному: встань» (Мф. 2, 6). Веровали принесшие, а исцелением воспользовался расслабленный.

9. Желаешь ли достовернее узнать, что верою одних спасаются другие? Скончался Лазарь. Прошел день, два, три; телесные связи распались, и гнилость начала уже поядать тело его. Как же мог уверовать и умолить за себя Избавителя четверодневный мертвец? Но чего недоставало умершему, то восполнено родными ео сестрами. Ибо сестра припала к ногам пришедшего Господа и когда на вопрос: «где вы положили его», отвечала: «Господи, уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе»; Господь говорит: «если будешь веровать, увидишь славу Божию» (Иоан. 11, 34. 39. 40), как бы выражая сим: «недостаток веры умершего ты восполни». И столько превозмогла вера сестер, что из врат адовых вызвала мертвого. Так другие, уверовав за других возмогли воскрешать мертвых; не тем ли паче приобретешь пользу ты, если искренно будешь веровать сам за себя? Но если ты и неверен, или маловерен, то Господь человеколюбив и преклоняется к тебе, кающемуся. Скажи только и ты благопризнательно: «верую, Господи, помози моему неверию» (Марк. 9, 24). Если же почитаешь себя верующим, но не имеешь еще совершенства веры, то и тебе, подобно, как апостолам, потребно сказать: Господи, «умножь в нас веру» (Лук. 17, 5). Ибо имеешь то, что от тебя, гораздо же больше приемлешь того, что от Него.

10. Понятие веры по именованию одно, но делится на два вида: один вид веры — вера догматическая, соглашение души на что-либо. И она полезна душе, как говорит Господь: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную и на суд не приходит» (Иоан. 5, 24) и еще: «но перешел от смерти в жизнь». Великое подлинно Божие человеколюбие! Праведники угождали Богу многие годы, но что приобрели они, преспевая в многолетнем благоугождении, то ныне Иисус дает тебе за один час. Ибо, если ты уверуешь, что Иисус Христос есть Господь и «что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10,9), и Тем, Кто ввел разбойника в рай, и ты переселен будешь в рай. И, не колеблясь, веруй, что сие возможно. Ибо уверовавшего разбойника в один час Спасший на сей святой Голгофе, Сам спасет и тебя, уверовавшего.

11. Другой же вид веры есть вера, даруемая Христом, как дарование благодати. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, иному вера тем же Духом, иному дары исцелений» (7 Кор. 12, 8. 9). Сия по благодати Духом даруемая вера есть не только догматическая, но и превыше человеческих сил действенная. Если имеет кто веру сию, то скажет «горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет» (Мф. 17, 20). Ибо как скоро по вере кто скажет сие, веруя, что действительно так будет «и не усомнится в сердце своем» (Марк. 11. 23), то приемлет он тогда благодать. О сей-то вере сказано: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно» (Мф. 17. 20). Как горчичное зерно по величине своей мало, а по действию сильно, и посеянное на малом пространстве, раскидывает вокруг большие ветви, а когда вырастет, может укрывать и птиц, так и вера в самое краткое мгновение производит в душе много доброго, потому что душа представляет себе Бога и, будучи озарена верою, сколько возможно ей, созерцает Бога, также обтекает пределы мира; и прежде скончания века сего видит уже суд и мздовоздаяние по обетованиям. Посему имей ты веру в Бога, которая от тебя самого, чтобы приять и от Него ту, которая превыше человеческих сил действенна.

12. А что касается до веры изучаемой и исповедуемой, то приобрети и блюди одну ту, которая предается тебе ныне Церковью и подтверждается всем Писанием. Поскольку же не все могут читать Писания, но одним простота, а другим какое-либо занятие препятствуют в приобретении знания, то, чтобы не погибла какая душа от неведения, все учение веры заключаем в немногих стихах. И мне желательно, чтобы вы помнили его слово в слово, и со всякою рачительностю повторяли между собою, не записывая его на бумагу, но начертав памятию в сердце; остерегались, чтобы во время занятия вашего сим учением, никто из оглашенных не услышал преданного вам; желательно также, чтобы сие исповедание веры во всякое время жизни служило для вас напутствием, и вы, кроме него, не принимали другого исповедания, даже если бы мы переменили мысли, и стали говорить противное тому, чему учим теперь, или если бы захотел обольстить вас ангел сопротивный, преобразовавшись в ангела светлого. Ибо, «если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1.8,9). И пока запомни самые речения сего исповедания, какие слышишь, а в свое время выслушивай и подтверждение из Свящ. Писания, на каждое заключающееся в нем речение. Ибо изложение веры не по человеческому рассуждению составлено, но из всего Писания выбрано самое существенное, и составляется из сего одно учение веры. Как горчичное семя в малом зерне содержит много ветвей, так и сие изложение веры в немногих словах объясняет все ведение благочестия, заключающееся в Ветхом и Новом Завете.

Итак, видите, братия, «храните предания» (2 Фес. 2, 15), какие приемлете теперь, и напишите их на «скрижали сердца» вашего (Прит. 7, 3).

13. Соблюдайте с благоговением, чтобы иных, когда обленятся, не расхитил враг, и чтобы какой еретик не извратил преданного вам. Ибо вера есть вдание «купцам» серебра, какое мы ныне приобрели (Лук. 19,32), и Бог у вас потребует отчета в этом залоге. «Засвидетельствую», как говорит Апостол, «пред Богом все животворящим и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание соблюсти» сию преданную вам веру «не скверну, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа» (7 Тим. 5, 21; 6, 13, 14). Теперь вверено тебе сокровище жизни, и Владыка потребует залога сего в явление Свое, «которое в свое время откроет блаженный и единый Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может» (7 Тим. 6, 5. 16). Ему слава, честь и держава во веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: