СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

6-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
о единоначалии Божием, на слова: «верую во Единого Бога»
и об ересях

Чтение из Исаии: «Умолкните предо Мною, острова. Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков»
(Ис. 41,1;  45,17).

1.«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (Кор. 1, 3). Благословен и единородный Сын Его. Вместе с представлением о Боге соединяй представление и об Отце, чтобы славословие Отца и Сына со Святым Духом совершалось нераздельно, потому что не иная слава у Отца, и не иная у Сына, но одна и та же со Святым Духом. Поскольку Отчий есть единородный Сын, то когда прославляется Отец, приемлет славу и Сын, потому что слава сыну — честь отца его; и взаимно, когда прославляется Сын, тогда чествуется Отец столь близкого Сына.

2. Весьма быстро постигает мысль, но язык требует речений и длинного объяснения посредствующих понятий. Глаз вдруг объемлет великий сонм звезд, но если захочет кто объяснить подробно, что такое денница, что такое вечерняя звезда, и что такое каждая звезда порознь, то потребуется ему много слов. Подобно этому также землю, и море, и все пределы мира в самое краткое мгновение времени объемлет мысль, но что постигает так мгновенно, объясняет то во многих словах. Высок и представленный мною пример, но все еще он слаб и недостаточен. Ибо о Боге сказуем не все то, что должно сказать (сие ведомо Ему единому), но только то, что вмещает человеческая природа, и что может перенести наша немощь. Что такое Бог, сего объяснить не можем; благознательно же исповедуем, что не имеем точного о Нем познания. В отношении к Богу высокое для нас ведение — признаться в своем неведении. Поэтому «величайте Господа со мною и превознесем имя Его вместе» (Пс. 33, 4).— все сообща, потому что один не имеет достаточных к тому сил, лучше же сказать, если и все вместе соединимся, то не исполним сего, как должно. Говорю это не о вас одних, предстоящих здесь, но если соберутся и все овцы целой Вселенской Церкви, и настоящей и будущей, то не возмогут достойно воспеть своего Пастыря.

3. Велик и честен был Авраам, но велик пред людьми, когда же предстал пред Бога, благосознательно изрекает истину: «я прах и пепел» (Быт. 18, 27 ). Не умолк, сказав «прах», чтобы не наименовать себя великою стихиею, но присовокупил «и пепел», чтобы изобразить свою бренность и тленность. Что, говорит, мельче и тоньше пепла? Сравни же пылинку пепла с домом, дом с городом, город с областью, область с Римскою державою, Римскую державу с целою землею, и целую землю с объемлющим ее небом (а земля — то же в сравнении с небом, что средоточие колеса в сравнении с целою его окружностию, ибо действительно таково отношение земли к небу), и представь еще, что это первое видимое небо меньше неба второго, второе меньше третьего (ибо три только неба наименовало нам Писание, не потому, что столько их и действительно, но потому, что такое их число полезно знать нам); и когда представишь умом все небеса, то и самые небеса, если бы и велегласнее грома звучали, не в состоянии будут восхвалить Бога соответственно тому, каков Он Сам в Себе. А если и такая необъятность небес не может достойно восхвалить Бога, то земля и пепел, самое малое и последнее из существ, возможет ли воздать Богу достойную хвалу, или достойным образом сказать что о Боге, «Он восседает над кругом земли и живущие на ней, как саранча пред Ним» (Ис. 40, 22)}

4. Если предприемлет кто сказать что о Боге, то пусть изобразит сперва пределы земли. На земле ты живешь и конца своего жилища — земли не знаешь; как же можешь достойным образом представить в уме Уготовавшего землю? Видишь ты звезды, Творца же не видишь. Исчезли видимые звезды, и тогда описывай Невидимого, исчитающего «множество звезд и всем им имена» нарицающего (Пс. 146, 4). Недавно излившиеся на нас капли стремительных дождей едва не погубили нас; исчисли же все капли, сколько упало на этот один город; даже не говорю о городе,— исчисли, если можешь, сколько капель упало один только час и на один твой дом. Но это невозможно. Познай свою немощь и из сего уразумей Божию силу. Ибо «Он собирает капли воды» (Иов. 36, 27), не теперь только излившиеся в целой вселенной, но и всегда изливаемые. Создание Божие — солнце велико, но весьма мало в сравнении с целым небом. Утверди сперва взор свой на солнце и тогда доведывайся пытливо о Владыке. «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй» (Сир. 3. 21, 22).

5. Но скажет кто-нибудь: «если существо Божие непостижимо, то для чего же рассуждаешь о сем?» — Ужели потому, что не могу выпить целой реки, не брать мне из нее и в меру полезного для меня? Ужели потому, что не могу вместить солнца в моем глазе, по его устройству, не смотреть мне на солнце, сколько сие достаточно для моей потребности? Или потому, что, вошедши в большой сад, не могу съесть в нем всех плодов, захочешь, чтобы вышел я из сада совершенно голодным? Хвалю и прославляю Сотворшего нас. Ибо есть на то и Божественное повеление, в котором сказано: «Все дышущее да хвалит Господа» (Пс. 150, 6). Прославлять Владыку, а не изобразить Его словом, предприемлю теперь. Хотя знаю, что не достанет у меня сил прославлять Его по достоинству, однако же и одно покушение на это почитаю делом благочестия. Ибо в немощи моей утешает меня Господь Иисус, говоря: «Бога не видел никто никогда» (Иоан. 1, 18).

6. Что же, скажет иной, не написано ли: «Ангелы» малых «всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10)?Но Ангелы видят Бога не какой Он Сам в Себе есть, но сколько они вмещают. Ибо Сам Иисус говорит: «Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца» (Иоан. 6, 46). Поэтому Ангелы видят поскольку вмещают, и Архангелы, сколько в состоянии видеть; Престолы же и Господства видят больше в сравнении с первыми, но меньше в сравнении с достоинством Божиим. Видеть же, как надлежит, может только с Сыном Дух Святый, потому что Он «вся испытует», ведает, ведает и «глубины» Божий (7 Кор. 2, 10); равно как и единородный Сын вместе с Духом Святым ведает Отца, сколько должно. Ибо сказано: «И Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11. 27). Он видит Бога сколько должно, и вместе с Духом и чрез Духа открывает его каждому, сколько кто вмещает, потому что единородный Сын, как и Дух Святый, имеют общение в Божестве Отца. Прежде «лет вечных» (2 Тим. 1, 9) Рожденный бесстрастно ведает Рождша-го, и Рождший ведает Рожденного. А потому, так как не знают Ангелы (ибо, по сказанному, Единородный вместе с Духом и чрез Духа Святого открывает каждому по мере его сил ); никто из человеков да не стыдится исповедать свое неведение. Говорю теперь я, и всякий говорит в свою очередь, но, как говорим мы, объяснить сего не можем. Как же буду в состоянии изобразить Того, Кто дал дар слова? Имея душу и не умея выразить отличительных ее свойств, возмогу ли как изобразить словом Давшего мне душу?

7. Для благочестия достаточно нам сего одного — знать, что есть Бог, Бог Единый, Бог Сый и Сый вечно, всегда Себе Самому подобный, Бог, Которому никто иной не отец, Которого никто не могущественнее, Которого никакой преемник не лишит царства; Бог мно-гоименный и всемогущий, не имеющий в существе Своем ничего разнородного. Ибо, если именуется благим, праведным, Вседержителем, Саваофом, то не бывает посему различен и инаков, но, будучи один и тот же, обнаруживает многочисленные силы Божества, не преизбыточествуя в одном и не оскудевая в другом, но во всем пребывая Сам Себе подобен, не человеколюбием только велик, а мал премудростию, но имеет равные и премудрость и человеколюбие. Не частию только видит, а другою частию лишен способности видеть, но весь — око; весь — слух; весь — ум. Не частию только постигает, как мы, а частию не познает. Богохульно такое понятие и недостойно существа Божий. Бог предведец сущаго, Он Свят, Он Вседержитель, всех превосходит благостию, всех больше, всех премудрее. Мы не в состоянии изобразить ни начала, ни образа, ни вида Его. «А вы ни гласа Его никогда ни слышали, ни лица Его не видели» (Иоан. 5, 37 ), говорит Писание. Поэтому и израильтянам говорит Моисей: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа» (Втор. 4,15). Если не возможно представить себе и подобия, то как приблизится мысль к существу?

8. Много и многими составляемо было понятий о Боге, и все неудачны. Одни думали, что Бог есть огнь, другие, что Он крылат и подобен человеку, заключая так из прекрасно написанных, но худо понятых слов: «в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16, 8). Забыли они, что единородный Господь наш Иисус Христос подобно сему и о Себе говорит Иерусалиму: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23, 17). Не поняв, что под крыльями разумеется охранительная Божия сила, унизились они до человекообразного, и о Неисследимом стали судить по-человечески. Иные осмелились говорить, что у Бога семь очей, так как написано: «те семь это очи Господа, которыми объемлет взором всю землю» (Зах. 4, 10). Но если семь очей у Бога отдельно в одной части, то зрение Его будет частное, а не всецелое. Говорить же так о Боге, значит говорить хулу. Ибо должно веровать, что Бог во всем совершен, по слову Спасителя: «совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48). Совершен в зрении, совершен в силе, совершен в величии, совершен в предведении, совершен в благости, совершен в правде, совершен в человеколюбии; неограничен Он местом, но Творец и самого места: Он во всем и ничем не описуем. Престол Его — небо, но Седящий на престоле превыше неба. «Земля подножие» (Ис. 66, 1 ), но сила простирается до преисподней.

9. Он один повсюду, все видит, все разумеет и все устрояет чрез Христа, ибо «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин. 1, 3). Он есть обильнейший и неоскудевающий источник всякого блага, река благодеяний, вечный неистощимо сияющий свет, непреоборимая сила, применяющаяся к нашим немощам. Для нас трудно слышать даже имя Его. «Можешь ли ты исследованием найти Бога?» — говорит Иов, или «можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов. 11, 7). Если и последние из тварей непостижимы, то будет ли постигнут Создавший все? «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Если уготованное Богом непостижимо для наших разумений, то можем ли постигнуть умом самого Уготовавшего? «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11, 33),— говорит Апостол. Если непостижимы судьбы и пути, то как будет постижим Сам?

10. Когда же таково и еще превыше сего Божие величие (ибо если все существо мое обращу в язык, и тогда не в состоянии буду сказать о Нем что-либо достойное Его; или паче, если бы собрались все Ангелы, то и им не изречь ничего достойного), когда говорю, таковы и благость и величие Божие: человек, обтесав камень, осмелился камню сказать: «Бог мой еси ты» (Ис. 44,17). Какое ослепление — от такого величия снизойти до такой низости! Дерево, которое насадил Бог, возрастил дождь и впоследствии сожигает огонь и обращает в пепел, провозглашается Богом, а Бог истинный пренебрежен! Но лукавое идолослужение имело много видов: вместо Бога стали поклоняться и коту, и псу, и волку; вместо человеколюбивейшего Бога поклонились пожирающему людей льву; воздано поклонение змею и дракону — сим подобиям изринувшего нас из рая, а Насадитель рая пренебрежен. Стыжусь говорить, однако же скажу: иные поклонялись даже луку. Вино дано веселить сердце человеку, и Дионису поклонялись вместо Бога. Бог произвел пшеницу, сказав: «да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее» (Быт. 1, 11), чтобы хлеб укреплял сердце человека (Пс. 103, 15). Откуда же взято поклонение Деметре? Доныне от удара камнем о камень выходит огонь; откуда же взят Гефест, творец огня?

11. Откуда же это заблуждение еллинов — много божие? Бог бесплотен. Почему же приписываются, так называемым у них богам, прелюбодеяния? Умолчу о превращениях Зевса в лебедя, стыжусь говорить превращениях его в вола. Недостойно Богу мычать, как волу. У еллинов нашелся бог прелюбодей, и не стыдятся они. Если прелюбодей, то пусть не называется богом. Они рассказывают и о смерти, и о падениях, и о поражении громом богов своих. Видишь ли с какого величия и до чего низошли? Не напрасно же снишел с неба Сын Божий, чтобы уврачевать такую язву. Не напрасно пришел Сын, чтобы познан был Отец. Познай, теперь, что подвигло Единородного снизойти с престола одесную. В пренебрежении был Отец; Сыну должно было исправить такое заблуждение. Тот, «имже вся быша» (Иоан. 1, 3), и должен был принести все Владыке всяческих. Ему надлежало уврачевать язву. Ибо что хуже этого недуга — камню поклоняться вместо Бога?

Об ересях

12. Не язычников только поборал сим диавол, но уже и многие из лжеименных христиан, недостойно носящих на себе благоуханное имя Христово, осмелились нечестиво отчуждать Бога от Его собственных тварей. Разумею злоименных и безбожных еретиков, притворяющихся христолюбцами и совершенно христоненавистников. Ибо кто хулит Отца Христова, тот враг и Сыну. Еретики сии осмелились утверждать, что два Божества: одно доброе, а другое злое. Какое великое ослепление! Если Божество, то, без сомнения, доброе; если же не доброе, то почему называется Божеством? Богу свойственна благость. А поскольку Богу приличествует человеколюбие, благотворность, всемогущество, то остается одно из двух: или пусть наименуют Бога, имеющего как именование, так и действенную силу. А если лишить Его действенных сил, то пусть не дают Ему даже и одного именования.

13. Еретики осмелились наименовать двух богов, два источника добра и зла, и утверждать, что оба нерожденны. Если оба нерожденны, то, без сомнения, потому, что равны и оба могущественны. Поэтому как же свет истребляет тьму? И бывают ли они когда в совокупности или отделены? В совокупности быть не могут. Ибо «что общего у света со тьмою?» (2 Кор. 6, 14),— говорит Апостол. Если же отделены один oт другого, то, конечно, имеют особенные свои места. А если у них особенные места, то, без сомнения, мы где-нибудь на месте которого-либо одного бога, и, конечно, одному из них поклоняемся. А, таким образом, неоспоримо, что если и согласиться на их буйную мысль, то поклоняться должно единому Богу. Допросим же их, что говорят они о Боге добром? Силен Он или бессилен? Если силен, то как произошло зло против воли Его? И как вторглось лукавое существо без Его соизволения? Ибо, если знает сие и не может воспрепятствовать, то еретики обвиняют Его в бессилии. Если же и может, но не препятствует, то обвиняют Его в предательстве. И заметь нерассудительность еретиков: иногда говорят, что лукавый в создании мира не имеет ничего общего с добрым Богом; иногда же говорят, что имеет Он во власти своей только четвертую часть. И о добром Боге утверждают, что Он Отец Христу, а Христом называют сие солнце. Итак, если мир, по словам их, получил бытие от лукавого, а солнце в мире, то как же Сын доброго Бога против воли служит в принадлежащем лукавому? Оскверняем сами себя, говоря это, но говорим для того, чтобы кто-либо из предстоящих, по неведению, не впал в еретическую тину. Знаю, что оскверняю и уста свои и слух меня слушающих, но это полезно. Гораздо лучше слышать нелепость при обличении других, нежели впасть в оную по незнанию. Гораздо лучше узнать тебе нечистоту и возненавидеть ее, нежели впасть в нее не зная. Но учение еретического безбожия делится на многие толки. Как скоро совратился кто с единого прямого пути, неоднократно уже падет со стремнин.

14. Изобретатель всех ересей, Симон волхв, тот Симон, который, по сказанию Апостольских Деяний, на серебро надеялся купить непродаваемую благодать Духа, и которому сказано: «нет тебе в сем части и жребия» (Деян. 8, 21 ). О нем-то написано: «Они вышли от нас, но не были наши, ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (Иоан. 2, 19). Он-то после того, как отвергнут был апостолами, пришедши в Рим, и водя за собою какую-то непотребную Елену, первый хульными своими устами осмелился говорить о себе, что он на горе Синае явился, как Отец, а впоследствии у иудеев, не во плоти, но в призраке, явился, как Христос Иисус, после же сего явился и как Дух Святый, Которого Христос обетовал послать Утешителем. И Симон столько обольстил Рим, что Клавдий поставил ему название с надписью на латинском языке: «Симону — богу святому».

Святая Земля. Вифлеем. С гравюры XIX века

Святая Земля. Вифлеем. С гравюры XIX века

15. По распространении же сего заблуждения исправляют это зло прибывшая в Рим добрая чета Петр и Павел, предстоятели Церкви, и кичащегося мнимого бога Симона вскоре поражают смертию. Ибо, когда Симон обещался вознестись на небеса, и носим был по воздуху на демонской колеснице, рабы Божии, преклонив колена и показав в себе то единодушие, о котором сказал Иисус: «что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им» (Мф. 18. 19), с помощью молитвы пускают в волхва стрелу единомыслия, и низринули на землю. И не должно тому дивиться, сколько сие ни удивительно, потому что был здесь Петр, имеющий у себя ключи неба; не дивись тому, потому что здесь был Павел, восхищенный «до третьяго небесе, в рай», и слышавший «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2. 4). Они-то с воздушной высоты низвели на землю мнимого бога, чтобы низринуться ему в преисподнюю. Это был первый змий злобы, но по усечении одной главы, корень злобы снова оказался многоглавым.

16. Ибо вред Церкви наносили Коринф, Менандр, Карпократ, евионеи и Маркион — сии уста безбожные, потому что, возвещая различных богов, одного благого, другого праведного, прекословят они Сыну, Который говорит: «Отче праведный» (Иоан. 17,25). И также, именуя иного Отца и иного Творца мира, противоречат Сыну, Который говорит: «Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает» (Лук. 12, 28); и «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Сей Маркион был еще и вторично изобретатель иного зла. Ибо, обличаемый свидетельствами, представленными в Новом Завете из Ветхого, первый осмелился отсечь сии свидетельства и, оставив Бога, без свидетельств оставить возвещаемое слово веры и, как бы уничтожив проповедников, хотел соделать и веру Церкви удобоколеблемою.

17. Преемником его был еще иный, злоименный Василид, ужасный нравом, провозгласитель непотребства. Поборол злобе и Валентин, проповедник тридцати богов. Язычники насчитывают меньшее число богов, а именующийся христианином, лучше же сказать, вовсе не бывший христианином, простер свое заблуждение до целого числа тридцати и говорит, что Глубина (ибо сей подлинной глубине злобы прилично начать учение свое глубиною) родила Молчание, и от Молчания произвела на свет Слово, став, таким образом, хуже признаваемого язычниками Зевса, кровосмесника с сестрою, потому что Молчание названо порождением Глубины. Видишь ли нелепость, облекаемую наружностию христианства? Подожди немного и возненавидишь нечестие. Ибо Валентин говорит, что от Глубины родилось восемь Эонов, а от восьми — десять, а от десяти — двенадцать иных Эонов мужеского и женского пола. И на чем утверждено это? Видишь ли пустословие в самих вымыслах? Откуда берет доказательство сих тридцати Эонов? Написано, говорит он, что Иисус крестился, быв тридцати лет. Что же это за доказательство, основанное на тридцати годах, если Иисус и тридцати лет крестился? Почему же не пять богов на том основании, что пять хлебов преломил Он для пяти тысяч? Или почему не двенадцать богов на том основании, что двенадцать было у Него учеников?

18. И это еще малое в сравнении с нечестием остального. Валентин говорит, что последний из богов есть жено-муж, как осмеливается он выразиться, и это есть Премудрость. Какое безбожие! Ибо Христос-Божия Премудрость, Единородный Сын, а Валентин в учении своем Божию Премудрость низводит до женского пола, до тридцатой стихии, до последнего из своих вымыслов и говорит, что Премудрость предприяла видеть первого бога и, не стерпев сияния его, ниспала с неба и исключена из числа тридцати, потом воздохнув, из воздыханий родила диавола и, проливая слезы о своем падении, произвела море. Видишь ли нечестие? Ибо каким образом от Премудрости рождается диавол, от благоразумия — порок; от света — тьма? Валентин говорит еще, что диавол породил других диаволов, из которых некоторые устроили мир, и что Христос пришел убедить людей, чтобы отступили от Мироздателя.

19. Но выслушай, Кто, по словам их, Христос Иисус, чтобы еще больше тебе возненавидеть их. Они учат, что по отпадении Премудрости, чтобы не было оскудения в числе тридцати, каждый из двадцати девяти Эонов уделил от себя нечто малое и, таким образом, произведен ими Христос; и Христа также называют они жено-мужем. Что сего нечестивее? Что этого презреннее? Описываю тебе заблуждение, чтобы паче тебе возненавидеть их. Поэтому убегай сего нечестия, «радоватися» таковому «не глаголи» (2 Иоан. 11), чтобы не приобщиться тебе «к делам неплодным тьмы» (Еф. 5,11); не любопытствуй и не желай вступать с сими еретиками в разговор.

20. Имей отвращение ко всем еретикам, преимущественно же к тому, кто соименен беснованию и появился недавно при царе Прове, ибо заблуждению сему семьдесят лет, и доныне еще есть своими глазами видевшие еретика. Но питай к нему отвращение не потому, что был он недавно, а за догматы злочестивые возненавидеть сего делателя злобы, это вместилище всякой нечистоты, принявшее в себя тину всех ересей. Ибо, вменяя себе в честь преимуществовать во зле, у всех занял худое, и составил одну ересь, исполненную хулы и всякого беззакония, как лев, ходя и пожирая, губит Церковь, лучше сказать тех, которые вне Церкви. Не обращай внимания на их благовидные речи, на их мнимое смиренномудрие — это змеи, «порождения ехидны» (Мф. 3, 7). Иуда сказал: «радуйся, Равви» (Мф. 26, 49), и предал; не смотри на их лобзания, но остерегайся яда.

21. Но чтобы не показалось, что обвиняем его напрасно, скажем мимоходом, кто такой этот Манес и чему отчасти учит. Ибо целого века не достанет описать, как должно, всю эту тину его учения. А ты, чтобы при случае иметь тебе в этом для себя пособие, содержи в памяти и что сказано было прежде, и что сказано будет теперь в научении незнающим и в напоминание знающим. Манес не из числа христиан, да не будет сего! Не из Церкви изринуты, подобно Симону, и он сам, и те, которые учили прежде него, потому что он похититель и присвоитель себе чужих зловредных учений, а почему и как, об этом должно тебе выслушать.

22. В Египте был некто Скифиан, родом сарацин, не имеющий ничего общего ни с иудейством, ни с христианством. Он, живя в Александрии и подражая Аристотельской жизни, сочинил четыре книги: одну, называемую Евангелием, не потому что содержит в себе деяния Христовы, но просто так наименованную; и еще другую под именем книги Главизн, и третию книгу Таинств, и четвертую, ныне находящуюся в обращении, называемую Сокровище. У него же был ученик по имени Теревинф. Но упомянутого выше Скифиана, когда пришел он в Иудею и стал развращать сию страну, Господь наслал на него болезнь, предал смерти, прекратив тем сию заразу.

23. Ученик же злобы Теревинф, сделавшись наследником золота, книг и ереси, пришедши в Палестину и быв узнан и осужден в Иудее, рассудил удалиться в Персию, а чтобы там не быть узнанным по имени, переименовал себя Вуддою. Но там были у него и противники, служители Митры, и после многих прений и состязаний он был обличен и, наконец, изгнанный, находит прибежище у одной вдовы. Потом, взошедши на верх дома и призвав воздушных демонов, которых и доныне призывают манихеи под проклятою своею смоковницею, пораженный Божиим гневом и сброшенный с кровли, испустил дух. И, таким образом, истреблен второй зверь.

24. Но остались памятники нечестия — книги, а наследницею книг и денег была вдова. Не имея же ни родственника, ни другого кого, рассудила она на деньги купить отрока, по имени Куврика, и усыновив его себе, как сына, обучила персидским наукам и изострила сию зловредную для человечества стрелу. Злой домочадец Куврик возрастал среди философов, а по смерти вдовы наследовал и книги и имущество. Потом, чтобы имя рабства не служило ему укоризною, из Куврика наименовал себя Манесом, что на персидском языке означает беседу. Поскольку оказался сильным в слове, то назвал себя Манесом, как бы превосходным каким собеседником. Но он домогался приобрести себе добрую славу по значению имени на языке персидском, по Божию же смотрению сделал, что имя сие, против воли его, сделалось обвинителем его и, думая почтить себя в Персии, у еллинов провозгласил себя соименным беснованию.

25. Дерзнул же говорить о себе, что он Утешитель. Написано: «но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения» (Марк. 3,29), а он хулит Его, себя называя Духом Святым. Кто в общении с ними, тот пусть видит, с кем включает себя в один список. Этот раб поколебал вселенную, потому что «от трех трясется земля, четырех же она не может носить: раба, когда он делается царем» (Притч. 30, 21. 21 ). Исшедши же на среду, Манес обещает сделать нечто превышающее человеческие силы. У персидского царя болен был сын; явилось множество врачей. Но Манес, как человек благочестивый, обещал исцелить его молитвою. Врачи удалились, и жизнь оставила отрока. Манесово нечестие обличилось, философ заключен в узы и ввергнут в темницу не за то, что, защищал истину, обличал царя, и не за то, что сокрушил идолов, но за то, что обещал спасти больного и солгал, паче же, если сказать правду, за то, что убил его. Кто мог быть спасен попечительностию врачей, того Манес, отдалив врачей, убил, умертвив нерадением.

26. Из много худого, сказанного о нем тебе мною, помни, во-первых, его хулу, во-вторых, рабство (не потому, что рабство — стыд, но потому, что худо рабу ложно присвоять себе свободу), в-третьих, лживость обещания, в-четвертых, убийство отрока, в-пятых, позор заключения в темницу; к стыду же служило не заключение только в темницу, но и бегство из оной. Ибо именующий себя Утешителем и поборником истины предался бегству. Не преемник он был Иисусу, с готовностию грядущего на крест, напротив того, противник Его был этот беглец. Потом царь персов повелел предать казни темничных стражей. И Манес, по гордости соделавшийся виновным в смерти отрока, чрез свое бегство делается виновным в смерти темничных стражей. Ужели же достоин поклонения сей виновник смерти других? Не должен ли он подражать Иисусу и сказать: «итак, если Меня ищите, оставьте их, пусть идут» (Иоан. 18, 8)?Не надлежало ли ему сказать подобно Ионе: «Возьмите меня и бросьте в море, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» (Ион. 1, 12).

27. Бежит Манес из темницы и приходит в Месопотамию, но с оружием правды встречает его епископ Архелай и, обличив при судиях философах, приглашает в собрание язычников, чтобы, если судиями будут христиане, не показался суд пристрастным. И говорит Архелай Манесу: «Скажи, что проповедуешь?» А он, имея уста, как «гроб отверст» (Пс. 5,11), прежде всего начинает свою хулу на Творца всяческих, говоря: «Бог ветхозаветный изобретатель зла, потому что говорит о Себе: «Я — огонь поядающий» (Втор. 4, 24). Но мудрый Архелай в ничто обратил хулу сию, сказав: «Если Бог ветхозаветный, по словам твоим, именует Себя огнем, то чей же Сын Тот, Кто говорит: «огонь Я пришел низвесть на землю» (Лук. 12,49)?Если порицаешь того, кто говорит: Господь мертвит и живит (1 Цар. 2, 6), то за что же чтишь Петра, который воскресил Тавифу и предал смерти Сапфиру? Если порицаешь за то, что уготовал огонь, то почему не порицаешь глаголющего: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25,41)} Если порицаешь Того, Кто говорит: «Я Бог делаю мир и произвожу бедствия» (Ис. 45. 7 ), то объясни в каком смысле говорит Иисус: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34)? Поскольку Тот и Другой говорят одно и то же, то необходимо одно из двух: или оба, по причине подобного образа речи, благи, или, если Иисус, сказав это, не подлежит обвинению, за что порицаешь подобное сему сказавшего в Ветхом Завете?»

28. Потом Манес говорит Архелаю: «Какой Бог ослепляет? Ибо Павел сказует: «у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования» (2 Кор. 4,4)». Архелай же, прекрасно отразив сие, говорит: «прочти написанное несколько выше: «если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих» (2 Кор. 4, 3). Видишь ли, что оно закрыто только для погибающих? Ибо не должно давать «святыни псам» (Мф. 7, 6). Притом, один ли ветхозаветный Бог ослеплял разумы неверных? Не сказал ли Сам Иисус: «поэтому говорю им притчами, что они видя не видят» (Мф. 13, 13)?По ненависти ли к ним хотел, чобы не видели? Или по недостоинству их, потому что «очи свои сомкнули» (15)?Ибо где самопроизвольное лукавство, там отъятие благодати. «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющегося отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29).

29. Но должно сказать и то, как еще толкуют некоторые, потому что толкование не худо. Если и ослепил ум, то ослепил с хорошею целью, чтобы обратили взор на доброе. Не сказал: ослепил душу их, но ум. И сказанное имеет такой смысл: у блудника ослепи блудные помышления, и человек будет спасен. У разбойника ослепи хищнический и разбойнический разум, и человек будет спасен. Но не хочешь так понимать? Есть и другое толкование. И солнце ослепляет имеющих слабое зрение, и страждущие воспалением на глазах слепнут, терпя вред от света не потому, что солнце ослепительно, но потому, что состояние глаз не позволяет смотреть на свет. Так и неверующие, болезнуя сердцем, не могут взирать на лучи Божества. Не сказал Апостол «ослепи ум», чтобы не слышать им благовествования, но «чтобы не воссиял для них свет благовествования Господа нашего Иисуса Христа. Ибо слышать Евангелие всем дозволяется, но слава благовествования предоставлена только присным Христовым. Поэтому, неспособным слушать Господь говорил в притчах, ученикам же объяснял притчи наедине. Ибо сияние славы — просвещенным, ослепление — неверным. Сии тайны, которые ныне Церковь излагает тебе, выходящему уже из оглашенных, нет обычая излагать язычнику. Ибо не излагается язычнику таинственное учение об Отце, Сыне и о Святом Духе, да и оглашенным о тайнах не говорим ясно, но о многом часто выражаемся прикровенно, чтобы знающие верные разумели, а не знающие не терпели от того вреда».

30. Этим и многим другим низлагаем был змий. В таких состязаниях поборол Манеса Архелай. И отсюда опять убегает бежавший из темницы и, скрывшись от противоборца, приходит в одно весьма незначительное селение, уподобляясь змию, который в раю, оставив Адама, приступил к Еве. Но добрый пастырь Архелай, промышляя об овцах, как скоро услышал о бегстве, немедленно, со всею скоростию, поспешил в след за этим волком, чтобы отыскать его. Манес, нечаянно увидев своего противника, стремительно предался бегству. Но это было последнее его бегство, потому что беглеца поймали оруженосцы персидского царя, всюду о нем доведывающиеся. И какое о себе решение надлежало ему принять от Архелая, такое произносят о нем царские оруженосцы. Манес, которому поклоняются ученики его, взят и приведен к царю. Царь упрекнул его за ложь и бегство, осмеял его рабство, наказал за убийство отрока, осудил и за убийство темничных стражей, повелевает, по персидскому закону, снять кожу с Манеса, и тело бросить на съедение зверям.

Эта кожа, вместилище злобной мысли, наподобие мешка повешена была при градских вратах. Именовавший себя Утешетелем и хвалившийся, что знает будущее, не предузнал своего бегства и задержания.

31. Три было ученика у Манеса: Фома, Валда и Ерма. Никто да не читает евангелия от Фомы. Оно писано не одним из двенадцати апостолов, но одним из трех злых манесовых учеников. Никто да не входит в сношения с душегубцами манихеями, которые притворно выказывают суровость поста употреблением воды с соломою, клевещут на Творца снедей, и поглощают самые лучшие снеди, учат, что если вырвет кто былинку, сам обращается в нее. Но если кто вырывает былинку или что-либо из овощей, тот обращается в это, во сколько былинок обратятся земледельцы и садовники? очень велико число былинок, на которые, как видим, садовник налагает свой серп; в которые же из них превратится он? Вот подлинно учения, исполненные смеха, достойные осуждения и позора! Один и тот же пастух овец и овцу принес в жертву и волка убил, в кого же из них превратился он? Многие из людей ловили сетями рыб, ходили на охоту за птицами, в которую же из них превратятся они?

32. Пусть же отвечают эти порождения праздности — манихеи, которые сами ничего не делают и пожирают достояние делающих. С улыбающимся лицем принимают приносящих им снеди и вместо благословений воздают им проклятиями. Ибо если неразумный какой человек принесет им что-нибудь, манихей говорит ему: «постой немного за дверью, я благословлю тебя». Потом, взяв в руки хлеб (в этом признавались покаявшиеся из них), говорит он хлебу: «не я тебя сотворил» и изрыгает проклятия на Всевышнего, клянет Сотворившего и потом уже ест сотворенное. Если ненавидишь ты снеди, то почему с улыбающимся лицем взираешь на принесшего? Если благодарен ты принесшему, то почему изрыгаешь хулу на уготовавшего и создавшего Бога? И еще говорит манихей: «не я тебя сеял, да рассеется посеявший тебя! Не я пожал тебя серпом, да пожнется пожавший тебя. Не я испек тебя на огне; да испечется испекший тебя!» Прекрасное воздаяние благодарности!

33. Велико зло, но мало еще в сравнении с прочим. Не осмеливаюсь при мужах и женах описывать их омовения. Не осмеливаюсь выговорить, во что омокают они смокву и дают жалким людям. Пусть сделан только намек. Стоит только представить, что бывает у мужей во время сна и у жен во время очищений. Подлинно, оскверняем уста, говоря это. Ненавистнее ли их еллины? Бледнее ли их самаряне? Нечестивее ли их иудеи? Больше ли их нечисты любодеи? Любодей на один час по похоти впадает в блуд и, осуждая свой поступок, знает, что ему, как оскверненному, нужно омовение, сознает гнусность своего поступка. А манихей это самое возлагает среди мнимого своего жертвенника и сквернит уста и язык. Из таких ли уст, человек, примешь ты учение? И встретившись с манихеем станешь, конечно, приветствовать его лобзанием? Не говоря же о прочем нечестии, не побежишь ли от оскверненного — от людей, которые хуже всякого непотребного, гнуснее всякой блудницы?

34. Об этом извещает тебя Церковь, и учит, и сама прикасается к этой тине, чтобы ты не погряз в ней, описывает язвы, чтобы тебе не быть уязвленным. Для тебя же достаточно только знать, но удерживайся от того, чтобы изведать опытом. Бог посылает гром; все трепещем, а они хулят. Бог посылает молнию; все преклоняемся до земли, а они против небес изощряют злоречивый язык. Иисус говорит об Отце Своем: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45); они же говорят, что дожди бывают от любострастного неистовства, смеливаются говорить, что на небе есть какая-то благообразная дева с благообразным юношею, что в одно время с верблюдами или волками и у них бывает срамная похоть, и во время зимы юноша с неистовством гоняется за девою; дева, как говорят они, бежит, а юноша старается догнать и, догоняя, проливает пот, из сего-то пота происходит дождь. Так написано в манихейских книгах. Мы сами читали это, не поверив пересказывающий,— для вашей безопасности полюбопытствовали мы узнать эту их пагубу.

35. Но да избавит нас Господь от такого заблуждения! А вам да дарует вражду против змия, чтобы, как они блюдут вашу пяту, так и вам бы попирать их главу! Содержите в памяти сказанное: какое согласие между нашим учением и учением их? Какое сравнение света с тьмою? Какое сравнение между благочинием Церкви и срамотою манихеев? Здесь порядок, здесь знание дела, здесь благочиние, здесь непорочность, здесь и воззреть на жену с вожделением предосудительно, здесь брак честен, здесь постоянное воздержание, здесь равноангельное достоинство девства, здесь вкушение пищи с благодарением, здесь благопризнательность к Создателю всяческих, здесь поклоняются Отцу Христа, здесь учат страху и трепету пред Тем, Кто дает дождь, здесь воссылают славословие Тому, Кто производит громы и молнии.

36. Присоединись к овцам и беги от волков. Не удаляйся от Церкви. Отвращайся и тех, которые когда-либо были подозреваемы в чем-либо подобном. Если время не покажет тебе их покаяния, не вверяйся им опрометчиво. Сообщена тебе истина единоначалия Божия. Распознавай былия учений. Будь искусным торжником, доброе содержи, «удерживайся от всякого рода зла» (Фес. 5, 25). А если был ты когда и таковым, то, познав заблуждение, возненавидь оное. И тебе есть путь спасения, если изблюешь достойное изблевания, если возненавидишь их от сердца, если отступишь от них не устами, но душою, если будешь поклоняться Отцу Христа, Богу Закона и Пророков, если познаешь благого и праведного, единого и того же сущаго Бога, Который да соблюдет вас всех, храня неколебимыми, неблазненными и утвержденными в вере о Христе Иисусе Господе нашем! Ему слава во веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: