НАША ПОЧТА

Дорогие братья во Христе, трудящиеся в редакции «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей»!

Православные верующие в моем приходском храме не раз говорили мне, что в нашей Церкви издавна существует чин анафематствования, направленный против врагов Православия, Церкви, разных еретиков, расколоучителей и сектантов. Но я никогда не слышал анафемы в моем храме.

Мне рассказали, что анафема должна провозглашаться в кафедральном соборе, раз в год, в Неделю Торжества Православия. Содержания анафем мне в точности никто передать не сумел. Может быть, Ваш журнал поможет узнать об этом?

Павел Игнатьев, прихожанин Серафимовской церкви в Петербурге
10.09.94 г.

Ответ на письмо П. Игнатьева

Прилагаем имеющийся в архиве редакции журнала текст анафематствований.

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывают — Анафема!
  2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосердна, премудра, все ведуща, и подобная хуления произносящим — Анафема!
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающих Отца и Сына и Святаго Духа не единого быти Бога — Анафема!
  4. Безумие глаголющим, не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение — Анафема!
  5. Не приемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства — Анафема!
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева — Анафема!
  7. Не верующим яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину — Анафема!
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесах, а за грехи осуждение — Анафема!
  9. Отмещущим вся таинства святая, Церковию Христовою содержимая — Анафема!
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания божественному откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковию благочестно хранимая — Анафема!
  11. Ругающим и хулящим святыя иконы ихже святая Церковь к воспоминанию дел Божих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя к благочестию, и к оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы — Анафема!
  12. Теософам, еретикам, дерзающим глаголати и пребезумне учити, яко Господь наш Иисус Христос не единожды на землю сниде и воплотися, но множицею воплощашеся, такожде и отрицающим, яко истинная премудрость Отчая есть Сын Его Единородный и вопреки Божественному Писанию и учению святых Отец ищущим иныя премудрости — Анафема!
  13. Масонам, оккультистам, спиритам, чародеям и всем, иже не Единому Богу веруют, но бесов почитают и не Богу смиренно жизнь свою предают, но чародейным бесов призыванием грядущее ведети тщатся — Анафема!
  14. Отступающим от Православныя веры и приемлющим иные исповедания на соблазн братиям нашим и отпадающим в раскол — Анафема!
  15. Богопротивным человеком злым, дерзнувшим даже и на убиение Помазанника Божия святаго Царя-мученика — Анафема!
  16. Гонителем Христовыя Церкве, нечестивым отступником, подъявшим руки на священнослужителей Божиих, поправшим святыни, разрушившим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше — Анафема!
  17. Помышляющим, что не но благоволению Божию царствуют православные государи и не приемлют, при помазании на Царство даров Духа Святаго, но дерзающим против них на бунт и из мену — Анафема!
  18. Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверии соединитися имать во едино тело: и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкве от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеют для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики или пособствуют им, или защищают их новую ересь икуменизма, мнящею братскую любовь и единение разрозненных христиан быти — Анафема!

Обращение клириков и мирян С.-Петербургской епархии
к архиерейскому собору

Досточтимые Архипастыри!

Мы крайне обеспокоены теми плодами, которые принес экуменический «диалог» с восточными сообществами, не признающими IV Халкидонский и последующие Вселенские Соборы. Как известно, без обсуждения с церковным народом, втихомолку, в 1993 г. Комиссия по диалогу в Шамбези подписала документ, в котором от имени поместных Церквей — участниц диалога принимается обязательство снять все анафемы, когда-либо наложенные на монофизитов, и установить с ними общение в таинствах.

Ранее в постановлениях 1989 г. в Анба Бишой и 1991 г. в Шамбези было предложено общее исповедание веры — православных и еретиков-антихалкидонитов.

В силу принятия этих постановлений Русская Церковь оказывается сегодня перед необходимостью выразить общецерковное мнение по поводу этих решений, и либо одобрить действия ее представителей в Комиссии по диалогу, либо дезавуировать их.

Публикации в прессе (например, ЖМП №4, 1994 г.) и ныне доходящие до верующих сведения позволяют заключить, что исподтишка подготавли вается официальное одобрение результатов диалога с монофизитами.

Этим и вызваны опасения, ставшие поводом настоящего письма. Ибо совершенно очевидно, что: предлагаемый проект унии с монофизитами есть ересь.

Действительно, основная догматическая идея «объединения» заключается в п. 5 соглашения, принятого в Шамбези: «Обе семьи (т. е. православные и монофизиты) согласны, что Тот, Кто волит и действует, есть всегда одна Ипостась воплощенного Логоса».

А ведь согласно св. Максиму Исповеднику, именно представление о «ипостасном действии» составляет суть еретического заблуждения монофелитов (см. его «Прение с Пирром» и в его Житии диспут с еп. Феодором). Православная вера учит, что ипостаси принадлежит не само действие (оно принадлежит природе), а решение, насколько это действие в себе допустить.

Здесь же Ипостаси Христа (Логоса) приписывается «воление» каждой из тех «воль», которых в Нем две, соответствкенно двум природам (именно в таком смысле термин «воля» вводится в п. 4 документа). Волей и именуется любое действие (энергия) разумной природы. Это означает, что, например, голод, страх смерти или человеческое неведение в Иисусе Христе испытывало не человеческое естество (природа), а Ипостась Сына.— Что помышлять хульно и нечестиво: во-первых, потому, что этим Личность Христа отделяется от нашего естества (как будто во Христе голод и т. п. не человеческий, а какой-то особенный — «христов», то есть будто бы Он по плоти не единосущен нам).

А во-вторых, потому, что тем самым и Сын отделяется от Святыя Троицы — в Нем появляется воля, не тождественная с общей и единой волей-энергией Отца и Сына и Святаго Духа. Например, Сыну Божию оказывается свойственно неведение дня Суда, чуждое Отцу и Духу: надо отметить, что именно такому пониманию следуют, например, современные новые ариане — иеговисты, отвергающие равночестность Сына Отцу.

Разделение Троицы и отделение Христа по плоти от нашего естества, прикровенно содержащееся в монофелитской ереси, более явно выражают монофизиты в своем представлении о «единой природе» Христа, не тождественной ни природе человечества, ни природе Божества.

Именно такой монофизитской концепции соответствует выражение «ипостась воплощенного логоса», как оно употребляется в документе.

Ипостаси воплощенного Логоса действительно принадлежит решение (gnome), насколько следовать воле немощного человеческого естества. Но эта способность выбора, решения у каждой ипостаси (личности) одна, поэтому она не может именоваться «волей» в п. 5, раз в п. 4 документа утверждалось, что воли во Христе две.

Итак, как по букве, так и по содержанию «шамбезийская вера» является монофелитской ересью — неоднократно осужденной Святыми Отцами и Соборами.

Не менее богохульной, и притом более откровенной является попытка обоснования нынешней унии тем, что прежде бывшие осуждения монофизитов были ошибочными и ныне подлежат отмене. Мало сказать, что здесь вменяется ни во что кровь мучеников и исповедников, противостоявших подобным униям прежде. Отмена решений сразу четырех Вселенских Соборов, осуждавших монофизитов, предлагается с такой наивной прямотой, что остается спросить: кто эти 21 богослов, подписавшие «шамбезийское исповедание» — несчастные и больные люди, возомнившие, что получили откровение, чтобы исправить 1332 Святых Отцов (считая только бывших на четырех Вселенских Соборах)? Или, может быть, люди, исповедающие какую-то свою веру, не имеющую ничего общего с Православием?

Возникает также вопрос — кто избрал и направил двоих таких «богословов» для подписания документа от лица нашей поместной Церкви?

Православная вера — вера отеческая, утвержденная богооткровенными догматами и огражденная богодухновенными анафемагизмами. «Сия вера вселенную утверди». На чем же утверждаются те, кто хочет переделывать основание Церкви и самой вселенной?

Сама идея «поправить» Вселенские Соборы, которая лежит в основе переговоров, высказываемая без всякого нажима, как нечто само собой разумеющееся, — звонкое и публичное заушение, которым князь нынешней секулярной цивилизации, наконец-то, отомстил всем Святым Отцам сразу за заушение одного своего служителя на I Вселенском Соборе.

Отрицание же соборных анафематизмов означает, по самому их смыслу, принятие на себя всех отрицаемых анафем. Особо тяготеет над авторами унии проклятие монофелитской ереси.

Таким образом, речь идет о ереси, прежде осужденной Святыми Соборами и Отцами, и притом проповедуемой всенародно (подписание решения международной комиссии отвечает этому условию). В этом случае 15 правило Двукратного Собора вменяет в обязанность православным ограждать себя от общения с глаголемыми епископами и вообще бывшими христианами, впавшими в эту ересь. То есть необходимо немедленное (прежде соборного рассмотрения) отложение от иерархии, в случае принятия ею унии с монофизитами.

Обращаясь к Архиерейскому собору, мы хотели бы, прежде всего, не допустить превратного представления о документах, принятых в Шамбези (только такое представление пока что публикуется Московской Патриархией).

Кроме того, мы надеемся, что священноначалие Русской Церкви способно остановить принятие нечестивой унии во всем православном мире, т. к. согласно постановлению в Шамбези 1993 г., принять ее должны все поместные Церкви одновременно. У Русской Церкви есть право вето.

Досточтимые Архипастыри! Мы, увы, по теплохладности привыкли не реагировать на унижение Православной веры, происходящее на различных экуменических сборищах, считая это личным грехом непосредственных их участников. Но принятие унии с еретиками, хулящими святые догматы и Святые Соборы, ставит перед каждым членом Русской Православной Церкви Московского Патриархата вопрос о том, согласно ли с учением Церкви оставаться в юрисдикции епископата, порвавшего со Христом и сочетавшегося с велиаром. Ведь согласие архипастырей с ересью навлекает анафему не только на них самих, но, в силу органического единства Церкви, и на их пасомых.

Время изменилось, и скрыть или завуалировать унию с еретиками не удастся.

Просим вас уклониться от зла — мнимого единения с еретиками, и сотворить благо — подтвердить верность, если надо, то и до крови, Святой Вселенской Православной Церкви.

 

Священник церкви вмч. Димитрия Солунского о. Вениамин Горшков

Настоятель церкви прп. Серафима Саровского, в Графской (пос. Песочный) — о. Игорь Филин

Настоятель церкви св. вмч. Пантелеймона в Удельной — о. Алексий Масюк

Председатель казачьего Крестовоздвиженского православного братства о. Владимир Сергиенко

Священник Иоанновского подворья в пос. Вартемяки — о. Александр Сухарский

Зам. председателя Общества Русской Православной мысли им. И. А. Ильина — Н. П. Ильин

Диакон церкви св. прп. Серафима Саровского — Александр Стенинг

Председатель братства иконы Державной Божией Матери Н. К. Симаков

Вице-председатель Санкт-Петербургского Центра Православного просвещения Н. Д. Недашковская

Член синклита Всероссийской партии Монархического центра и редколлегии «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» В. В. Антонов


 

Глубокоуважаемый Владыко Иоанн!

Вот уже 5 лет я веду борьбу за судьбу своей дочери Ильиной Любови Юрьевны 1963 года рождения, попавшей в грязные лапы религиозной секты «Свидетели Иеговы», которая под видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов причиняет тяжкий вред здоровью дочери, воспитывает ее в духе ненависти к своей стране, ко всему русскому.

К кому бы я не обращалась за эти долгие годы: в прокуратуру города, горсовет, мэрию и т. д. все относились к моим материнским просьбам о принятии к секте должных мер просто наплевательски, не вникая в существо дела, ибо видимо боятся связываться с этими страшными людьми.

Я и моя дочь были крещены в православной вере, поэтому я позволила себе обратиться за помощью к Вам в надежде получить защиту и спасти свою дочь, вернуть ее семье.

Все началось в марте 1988 года. Люба под предлогом чтения Библии была вовлечена в религиозную секту «Свидетели Иеговы» тремя неизвестными мне женщинами. После сборищ она стала приходить домой в невменяемом состоянии, отдалилась от родных, подруг, перестала интересоваться окружающим, стала говорить о своей ненависти к русскому народу, православной вере. У нее появились и ряд других странностей в поведении. Вследствии запугивания, моральной и психологической обработки дочери сектантами в мае 1988 года Люба была помещена в отделение неврозов больницы ВМА им. Кирова. После лечения ее самочувствие улучшилось, она выписалась, но вновь была выслежена членами секты и опять подверглась психологической обработке, приведшей ее на излечение в психиатрическую больницу № 2. В феврале 1989 ее выписали оттуда со 2-ой группой инвалидности по психическому заболеванию. Я пыталась оградить Любу от дальнейшего воздействия сектантов, но они вновь разыскали ее и продолжили свое отрицательное воздействие, не давая возможности осуществлять лечение от психического заболевания,. Сектанты внушили Любе, что она грешница, внушили ей во искупление грехов унести из дома золотые серьги с рубинами, золотой перстень, янтарное ожерелье и другие вещи, продать их, а деньги отдать в секту.

Самое страшное, что психиатры впоследствии из боязни мести сектантов стали утверждать об отсутствии связи между действиями секты и заболеванием дочери, потом поставили под сомнение само заболевание, хотя на этот счет уже имелось квалифицированное заключение. Мне стали отказывать в лечении, в квалифицированной медицинской помощи. Я добивалась помещения дочери в институт им. Бехтерева, но сектанты и там не оставляли ее в покое, поддерживали связь по телефону, старались не допустить ослабления своего влияния, что им и удавалось благодаря попустительству врачей. Они искалечили ей душу и полностью подчинили своему влиянию. Сейчас Люба уже не человек в полном смысле этого слова, она как робот, покорно исполняющий преступную волю сектантов.

В настоящее время Люба вновь находится в психиатрической больнице на Пряжке и сектанты опять не оставляют ее в покое, ибо до этого она исчезла на полгода и я не знала, где она находится.

Они ждут ее выхода из больницы, надеясь теперь уже окончательно завладеть ее душой, исковеркать жизнь.

Владыко! Мне известно Ваше отношение к сектантам и я убедительно прошу Вас помощи в спасении моей дочери, что только подтвердит последовательность Вашей позиции в борьбе с этой преступной нечистью. Помогите.

Т. А. Ильина


Дорогая редакция!

Решила написать Вам, так как недавно узнала, что в нашей стране готовится восстановление конституционной монархии. В последнее время по телевидению и другим средствам массовой информации очень часто стали об этом говорить, называя даже конкретных претендентов на Русский престол: Марию Владимировну, дочь покойного кн. Владимира Кирилловича и ее сына Георгия, который сейчас, кстати, учится в нашем училище. Многих православных людей сегодня волнует вопрос, будет ли такая поспешная реставрация монархии на пользу России и Церкви, не окажется ли она лжемонархией, навязанной нам со стороны тех сил, которые стремятся обмануть и поработить наш народ? Как относится к этому Православная церковь? Напишите, пожалуйста об этом в Вашем журнале.

С уважением Логинова Нина Дмитриевна, библиотекарь

 

Уважаемая Нина Дмитриевна!

Ваша обеспокоенность судьбой России нам понятна и близка. Вопрос о будущем России волнует многих православных христиан. Что же касается возрождения монархии в нашей стране, то совершенно очевидно, что сегодня еще нет главных условий для этого. Прежде всего, в нашем обществе пока не доминирует Христианский идеал Богоустановленной власти, нет духовно-нравственного единства народа с Церковью. Вся многовековая история нашего Отечества свидетельствует о том, что Россия призвана быть православной и самодержавной монархией. Однако попытка политически реставрировать монархию без соборного единства и согласия народа, без воли Божией означает, конечно, желание навязать стране новую выдуманную «конституционную» псевдомонархию западного образца, которая по сути явилась бы замаскированной формой западного парламентаризма и демократии.

Более полный и развернутый ответ на этот вопрос, который многие задают нам, Вы сможете получить на страницах следующего выпуска нашего журнала.

Редакция