Архипастырское послание пастырям и верным чадам Ленинградской митрополии

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ ПАСТЫРИ И ВЕРНЫЕ ЧАДА СВЯТОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, ЖИВУЩИЕ В ПРЕДЕЛАХ МИТРОПОЛИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ!

Постановление Священного Синода от 20 июля 1990 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ я назначен быть Митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

Со смирением и послушанием воле Божией приступил я к исполнению этого ответственного служения в надежде на всесильную помощь Божию и на молитвенную поддержку вверенной моему окормлению паствы Ленинградской.

Кратко скажу о себе и о моем предшествующем служении Церкви Божией. В клир Русской Православной Церкви я вступил в возрасте около 18 лет. В священный сан был рукоположен, по совершении надо мной иноческого пострига, в 1946 году.

Рукоположение меня во иеродиакона, а затем во иеромонаха совершил мой незабвенный наставник Архиепископ (впоследствии Митрополит) МАНУИЛ, имя которого было хорошо известно в Петрограде в двадцатые годы, когда, после мученической кончины Митрополита Петроградского и Гдовского ВЕНИАМИНА, здесь бушевал обновленческий раскол. Для противодействия ему Святейший Патриарх ТИХОН, совместно с другими архиереями, рукоположил иеромонаха МАНУИЛА в сан Епископа Лужского, викария Петроградской епархии. Выполняя поручение Святейшего и прибыв в Петроград, Епископ МАНУИЛ повел здесь решительную борьбу с раскольниками и, несмотря на крайне трудные для Церкви обстоятельства того времени, сумел вернуть в лоно Православия 83 прихода из общего числа захваченных обновленцами 115 приходов. С целью поддержания и укрепления церковного единства Епископ МАНУИЛ посещал Петроград и в последующие годы.

Прослужив в иерейском сане около 18 лет, я был удостоен возведения в сан епископа 12 декабря 1965 года. С тех пор, почти 25 лет, я совершал свое архиерейское служение в Куйбышевской епархии, вплоть до вступления на Ленинградскую кафедру.

Ленинградская паства, которую ныне призван я возглавлять, за минувшие десятилетия прошла трудный исторический путь. Вместе со всеми жителями города и области она испытала тяжкие бедствия войны, блокады и оккупации, явив при этом яркие примеры христианской жертвенности и патриотизма.

На долю Церкви Ленинградской выпали и иные трудные испытания. Долгие годы, как довоенные так и послевоенные, она вместе со всей Русской Православной Церковью вынуждена была терпеливо нести крест почти полного молчания перед лицом разного рода стеснений и унижений связанных с проводившейся тогда антицерковной и антирелигиозной политикой.

Молчание это не было, однако, как ошибочно полагали, да и теперь еще полагают некоторые малоцерковные и вовсе нецерковные люди, признаком внутренней слабости Церкви. Скорее напротив, оно свидетельствовало ярче всяких слов о ее непоколебимом убеждении, что «оружия воинствования ее не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» (2 Кор. 10,4), — говорило о ясном сознании, что защищать себя Церковь должна не протестами и возмущениями, а неуклонным следованием примеру Того, Кто, придя на землю, чтобы спасти мир, «будучи злословим, не злословил взаимно, страдая не угрожал, но предавал от Судии Праведному (1 Петр. 2,23).

Помня, что, согласно предречению Апостола языков, «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, гонимы будут» (2 Тим. 3,12), ведала Церковь Христова своих мучеников, исповедников, верных Христу даже до смерти, чтила их «болезни и труды» и верила, что «Бог не попустит верным Своим быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение» (1 Кор. 10,13).

Ныне, по милости Божией, мы вступили в эпоху, когда многие наши соотечественники, под влиянием пережитого, стали обращаться к духовным сокровищам Православия, которое питало жизнь нашего народа на протяжении тысячи лет, протекших со времени Крещения Руси. В обществе стали ослабевать былые предубеждения против существа и деятельности Церкви и для многих открылся путь к пониманию ее природы как Носительницы мира Христова, желающей своему народу блага и духовного возрождения.

И Господь наш возглаголал благая о Церкви Своей в сердцах власть имущих, оживив и укрепив тем самым в среде верующих надежду на то, что со временем отпадут все препятствия для свободного осуществления Ею своей заповеданной Богом жизнедеятельности.

С более легким сердцем, чем это было ранее, можем мы теперь возносить наши молитвы о «властех» нашего Богохранимого Отечества, «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочествии и чистоте» (7 Тим. 2,2). Мы и раньше исполняли в наших храмах этот апостольский завет, однако немалое число верующих, искренне ревновавших о благочестии, смущались, опасались или даже избегали выполнять этот нравственный долг, подчеркивая богоборческий характер «властей», а тех, кто совершали эти моления, подозревали в соглашательстве с гонителями и в предательстве по отношению к Православию.

Церковь не разделяла такого рода опасений, хорошо зная, что древние христиане с чистой совестью следовали апостольскому наставлению: молиться о всех, «иже во власти суть», хотя бы они и были преследователями и жестокими гонителями веры Христовой. Но она скорбела и возникавших на этой почве разномыслиях и разделениях, и насколько это было в ее возможностях, старалась эти разделения смягчить.

Оглядываясь на пройденный Петроградской, а затем Ленинградской епархией путь за минувшие 70 лет, молитвенно, с благодарностью вспоминая труды и подвиги ее святителей и прежде всего приснопамятного мученика и исповедника Митрополита ВЕНИАМИНА, а также всех священнослужителей и благочистивых мирян, душу свою полагавших за веру и Церковь Христову, разве не видим мы во всем этом действие благодеющей нам Десницы Божией!? Ведь все, пережитое за эти десятилетия, было процессом очищений наших душ, испытанием нашей верности Господу и вместе с тем приготовлением к будущему служению в условиях более благоприятных!

Разве не убеждает нас в этом то явное благословение Божие, которым увенчались эти труды и подвиги, молитвы и упования наших предшественников,— благословение, так ярко обнаружившее себя в годы святительства в Ленинграде моего непосредственного предшественника Митрополита (а ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) АЛЕКСИЯ!

Вновь открыты и постепенно благоукрашаются многие храмы, находившиеся в запустении и уничижении. Возвращены Церкви священные останки святого благоверного великого князя АЛЕКСАНДРА Невского, святых Соловецких чудотворцев. Прославлены всенародно молитвенники и покровители нашего города: святая блаженная КСЕНИЯ и святой праведный ИОАНН Кронштадтский чудотворец.

Нас вдохновляет эта великая милость Божия! Но она же возлагает на нас и большую ответственность в условиях нынешнего времени, когда по-прежнему народ наш испытывает «голод и жажду слышания слова Господня» (Амос. 8,11), когда многие вокруг нас нуждаются в помощи, милосердии и сострадании, когда оскудение любви порождает в стране нашей межнациональные и межконфессиональные конфликты, создает напряженность во взаимоотношениях даже в среде православных, вызванную нецерковными факторами.

На каждом из нас в той или иной мере лежит долг благовествования о Христе, если не словом проповеди, то достойной нашего христианского звания жизнью. Многие ждут от нас усиления просветительной деятельности в виде бесед на религиозные темы, в виде преподавания основ веры и религиозно-нравственного воспитания детей и взрослых, издания духовной литературы. И мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы не подвергнуться осуждению в соответствии со словами Апостола: «горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9,16).

Исполняя священный долг благовествования, мы не должны однако упускать из виду, что наряду с подлинно церковной православной проповедью о Христе в наши дни все сильнее начинают распространяться личные мнения людей, которые охотно называют себя «православными», хотя их понятия и учение бывают далеки от евангельской истины, или, во всяком случае, содержат в себе много ошибочного и идущего вразрез с апостольской традицией Церкви.

Не питая враждебных чувств по отношению к таким непризванным проповедникам и не вступая с ними в бесполезные споры, мы должны однако и сами «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию» (2 фес. 3.6), и предостерегать других, помня слова Господа: «берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение» (Лук. 21,8).

Приветствуя всякое доброе намерение поднять нравственный уровень общества, с уважением относясь к искренним попыткам направить мысли и поступки людей к возможно более высоким целям, мы не должны однако растворять свое благовестие и исповедание в слишком широком и неопределенном понимании «духовности». Это понимание у людей далеких от веры может легко подменяться такими понятиями как «общекультурные ценности», «общечеловеческие нормы нравственности» и им подобными. Понятно, что отождествление или слишком рискованное сближение Благодати и Истины Христовой (Ин. 1,17) с такого рода «духовностью» низводило бы Церковь на уровень чисто человеческой гуманистической организации, деятельность которой некоторые желали бы использовать исключительно в качестве подсобного средства для общегражданской борьбы с слишком развившимися пороками и антисоциальными явлениями. С сожалением приходится констатировать, что слово «духовность» стало ныне малозначащим модным словом, которым прикрывается или отсутствие ясного представления о подлинных ценностях человеческой жизни, или даже нечто весьма далекое от тех духовных сокровищ, которые приобретены для нас искупительным подвигом и крестными страданиями Господа нашего Иисуса Христа.

Благотворительность — это и священный долг и неотъемлемая характеристика Церкви Христовой, которая всегда помнит оказанное Господом: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был болен, и вы посетили Меня... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25,35—36,40).

Общество наше признало значимость таких, в сущности религиозных, понятий как «благотворительность» и «милосердие». Но многими по-прежнему благотворительность мыслится как категория почти исключительно социальная, а основной или даже единственной формой благотворительности признается денежный взнос в какой-нибудь общественный «благотворительный фонд». Для христианина же благотворительность непременно включает в себя искреннее личное сострадание к ближнему, милосердие и любовь к нему, без чего не может быть последования Христу, Который «весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5,11) и явил в Себе высочайший образ любви (Ин. 15,12 -13).

Не могу не предупредить вас, возлюбленные, о том, что в последнее время среди верующих появились некоторые неразумные и фанатичные люди, которые пытаются опорочить нашу Отечественную многострадальную Церковь и призывают к отделению от нее якобы ради сохранения истинной Христовой веры. Объявляя себя единственными подлинными ревнителями чистоты Православия, они злоупотребляют свободой, которую даровал нам Христос, превращают ее в соблазн для немощных (1 Кор. 8,9) и злословят то, чего не знают (Иуд. 1,10).

Не стану обличать этих ревнителей не по разуму и повторю лишь следующие слова, сказанные Священным Синодом Русской Православной Церкви в его заявлении, сделанном в апреле этого года: «Взирая на прошедшие десятилетия, на трагический опыт жизни и свидетельства наших отцов и матерей, братьев и сестер, мы можем утверждать, что Церковь выжила не силой или мудростью человеческой, но силой Духа Святого, даром Божественной благодати, «всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей». Этот дар благодати укреплял немощные силы иерархов, клира и всего верующего народа, помогая сохранять верность Христу и идти своим крестным путем. Некоторым сегодня кажется, что кто-то шел этим путем не так, как следовало бы идти. С удивительной легкостью выносится суд над теми, кто был предметом насмешек, открытых притеснений или скрытого давления, кто в трудные годы в меру разумения и сил своих стремился сохранить верность своему призванию... Только Бог сердцеведец знает «сокрытое во мраке», только Он «обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4,5). Именно поэтому оценка новейшей истории нашей Церкви должна быть настолько же беспристрастна, насколько и нравственна. Она должна служить духовному обновлению всех нас, соединять, а не разделять чад церковных, быть христианской по духу и смыслу» (ЖМП, 1990, № 7, стр. 10—11). Церковь Христова — это не просто общество верующих, живущее по своему земному разумению и устроящее свою внутреннюю жизнь по каким-либо мирским принципам. Церковь — это ТЕЛО ХРИСТОВО (Еф. 1,23) или благодатный богочеловеческий организм, возглавляемый Господом Иисусом Христом и одушевляемый Духом Святым. Глава тела Церкви и его члены соединены между собою тесным общением в таинствах и особенно в святой Евхаристии. В этом благодатном теле не должно быть разделений (1 Кор. 1,13) Будучи соединены союзом мира, любви и единомыслия, его члены призваны нерушимо хранить дарованное во Христе единство Церкви. Отделение от Церкви, отпадение от ее единства, согласно учению святых Отцов, является тяжким нравственным преступлением, ведущим к утрате возможности получить спасение. «Пусть не обольщают себя некоторые, говорит святой Киприан, епископ Карфагенский, словами, сказанными Господом: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). Как могут собираться во имя Христово те, о которых известно, что они отделяются от Христа?.. Неужели, собираясь, они думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой? Да хотя бы таковые претерпели и смерть за исповедание имени, пятно их не омоется и самой кровью. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием» (Твор. св. Киприана Карфагенского. «О единстве Церкви» в русск. переводе, изд. 2-е, Киев, 1891, ч. 2-я, стр. 186—188).

Для сохранения в Церкви вверенной ей Истины евангельского учения и для осуществления в ней высшего пастырского служения Господь поставил Своих Апостолов, а они, в свою очередь, поставили для будущих поколений верующих епископов в качестве своих преемников. Без возглавляемой епископами священной иерархии, утверждает св. Игнатий Богоносец, нет Церкви» (Послание к Траллийцам, 3,1).

Признаком истинной Церкви является непрерывное преемственное от апостолов епископство, соединенное между собой единою верою и любовию и оживотворяемое Духом Святым.

Нравственный долг православного христианина состоит поэтому в том, чтобы не противопоставлять себя иерархии, критикуя или порицая ошибки и немощи ее преставителей, а поддерживать их в ответственном и многотрудном их служении своими усердными за них молитвами, помня слова Апостола: «Повинуйтесь наставникам вашим, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших..., чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая» (Евр. 13,17).

Усердно прошу вас, боголюбивые пастыри, от Господа данные соработники мои на ниве Христовой, работайте Господу неленостно, со вяким смиренномудрием, «пасите Божие стадо, какое у вас, охотно и богоугодно, подавая пример стаду... И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (7 Петр. 5, 2—4).

Вас же всех, возлюбленные чада о Господе, умоляю именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1,10).

Приветствую вас в Господе (Рим. 16,22) и всеусердно желаю всем вам быть стойкими и мужественными, не колебаться, увлекаясь всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4, 14), пребывать в единомыслии с богоучрежденной церковной иерархией, «со страхом и трепетом совершать свое спасение» (Фил. 2,12), прославляя Бога вашей чистой и добродетельной жизнью.

Ко всем вам обращаю полное любви апостольское уведание: «Радуйтесь, усовершайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13,11).

27 сентября 1990 г.
г. Ленинград
ИОАНН, Митрополит Ленинградский и Ладожский


Другие статьи автора: