СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

7-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
на слова: «Бога Отца»

Чтение из Послания к Ефесянам: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле»
(Ефес. 3, 14. 15).

1. Вчерашний день достаточно сказано вам о единоначалии Божием. Говорю: достаточно не в отношении к достоинству сказанного (потому что смертному естеству совершенно невозможно достигнуть сего), но в отношении к той мере, в какой доступно сие нашей немощи. Говорил я и об уклонениях на многие толки разделившегося заблуждения безбожных еретиков. Теперь, отвергнув что у них есть нечистого и душевредного и удержав в памяти их мнения, не для того, чтобы потерпеть вред, но чтобы больше их возненавидеть,— возвратимся к себе самим и примем спасительное учение истинной веры, с достоинством единоначалия сочетавая в Боге и отечество, и веруя «во единого Бога Отца». Ибо не только во единого Бога должно нам веровать, но благочестно приемлем, что сей единый Бог есть Отец Единородного Господа нашего Иисуса Христа.

2. Чрез это в образе мыслей станем мы выше иудеев, которые, хотя и включают в число своих догматов, что Бог един (впрочем и сего многократно отрицаются, вдаваясь в идолослужение), однако же не приемлют того, что Он есть Отец Господа нашего Иисуса Христа, мудрствуя вопреки собственным своим пророкам, которые говорят в Божественных Писаниях: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2, 7 ). Иудеи доныне шатаются и собираются «вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс. 2, 1), думают, что можно угодить Отцу без благочестивой веры в Сына, не знают того, что «никто не приходит к Отцу, как только Сыном» (Иоан. 14, 6), Который говорит: «Я — дверь» (Иоан. 10,7), и «Я есмь путь» (Иоан. 14, 6). Поэтому, кто отказывается от пути, приводящего ко Отцу, и отрекается от двери, тот сподобится ли вшествия к Богу? Противореча же написанному в Псалме 88: «Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего, и я сделаю его первенцем, превыше царей земли» (Пс. 88, 27. 28), и если хотят они настоять в том, что сказано это о Давиде, или о Соломоне, или о ком из последующих за ними, пусть объяснят, почему престол сего, изображенного у них в пророчестве, «как дни неба» (30), «как солнце предо Мною» (37); «во-век будет тверд как луна» (38)} И как не уважать написанного: «из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс. 109, 3); и еще: «доколе пребудет солнце и луна, в роды родов» (Пс. 71,5)?Относить сие к человеку — вполне и до крайности неблагомысленно.

3. Но пусть иудеи, когда угодно им это, в рассуждении сих и сим подобных изречений, болезнуют обычным для них неверием, а мы приемлем благочестивое учение веры, поклоняясь единому Богу, Отцу Христа (ибо Того, Кто дарует всем силу рождать, нечестиво лишать такого преимущества), и «веруем во единого Бога Отца», чтобы прежде, нежели преподадим учение о Христе, тем самым, что говорится об Отце, в душу слушающих влагалась, нимало не отделяемая от учения об Отце, вера во Христа.

4. Имя Отца, вместе с произношением сего именования, дает разуметь и о Сыне, подобно как наименовавший Сына тотчас представляет в мысли и Отца. Ибо, если Отец, то, конечно, Отец Сыну; и если Сын, то, конечно, Отчий Сын. Поэтому, чтобы когда скажем так: «во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым», и присовокупим потом: «и во единого Господа Иисуса Христа», не сделал иный нечестивого предположения, будто бы Единородный имеет второе по порядку место после неба и земли,— прежде наименования неба и земли наименовали мы Бога Отцем, чтобы вместе с представлением об Отце представлять нам в мысли и Сына, потому что между Отцем и Сыном нет ничего разделяющего их.

5. Поэтому Бог в несобственном смысле есть Отец многих, по естеству же и в действительности — Отец одного только Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Не по времени приобрел сие, чтобы Ему быть Отцем, но всегда Он — Отец Единородного; не был Он до сего бесчадным, и не впоследствии придумав, стал Отцем; но прежде всякой Ипостаси, прежде всякого ощущения, прежде времен и всех веков Отец имеет отеческое достоинство, украшаясь им паче всех прочих достоинств, и соделался Отцем не по старости, не по совокуплению, не в неведении; не потому, что потерпел истечение, умалился, изменился. Ибо «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17). Совершенный Отец родил совершенного Сына; все предал Рожденному, ибо говорит Он, «все Мне предано Отцем Моим» (Мф. 11,27). И Отца чтит Единородный: «Я чту Отца», говорит Сын (Иоан. 8,49) и еще: «как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15, 10). Поэтому и мы говорим, подобно Апостолу: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» (2 Кор. 1, 3). И преклоняем «колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земли» (Ефес. 3, 14. 15), прославляя Его вместе с Единородным (ибо кто отметается Отца, тот отметается и Сына), и еще: «исповедующий Сына имеет Отца» (1 Ин. 2, 23), и зная, «что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 11).

6. Итак, поклоняемся Отцу Христа, Творцу неба и земли, Богу Авраамову, Исаакову и Иаковлеву, в честь Которого сооружен был и прежний здесь перед нами храм. Ибо не потерпим еретиков, которые ветхий завет отсекают от нового, но будем веровать во Христа, Который говорит о святилище: «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук. 2, 49); и еще: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоан. 2, 16). А этим всего яснее подтверждает, что прежний храм во Иерусалиме был дом Отца Его. Если же кто, по неверию, хочет иметь еще большее доказательство на то, что Отец Христов есть вместе и Творец мира, то пусть слышит, что еще говорит Христос: «не две ли малые птицы продаются за ассарий (мелкая монета), и ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10. 29), Который на небесах. Также: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их» (Мф. 6, 26); и: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5,17).

7. Но чтобы кто по простоте или и из хитрости не предположил, будто бы Христос равночестен праведным людям, потому что Сам говорит: «восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин. 20,17), всего лучше наперед объяснить, что, хотя имя Отца одно, но сила значения сего имени различна. И зная, что «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лук. 2, 49) и «Отцу вашему» Не говорит: ко Отцу нашему, но разделяет и именует сперва Отца Своего: «ко Отцу Моему», т. е. ко отцу по естеству, потом присовокупляет: «и Отцу вашему», т. е. Отцу по присвоению. Ибо хотя преимущественно сподобились мы говорить в молитвах: «Отце наш, Сущий на небесех» (Мф. 6, 9 ), но это — даяние человеколюбия. Не как по естеству родившиеся от небесного Отца, именуем Его Отцем, но сподоблены говорить сие неизреченным человеколюбием, как благодатию Отчею чрез Сына и Святого Духа приведенные из рабства в сыноположение.

8. Если же кто хочет дознать, в каком смысле именуем мы Бога Отцем, то пусть послушает превосходного наставника Моисея, который говорит: «Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя» (Втор. 3, 26); и еще пророка Исаию: «но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей» (Ис. 64, 8). Благодать пророчественная весьма ясно изобразила, что именуем Бога Отцем не по естеству, но по благодати Божией и по присвоению.

9. А чтобы точнее узнать нам, что в Божественных Писаниях именуется отцем не один непременно отец по естеству, послушай, что говорит Павел: «Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4, 15). Павел же был отцем коринфян не потому, что родил их по плоти, но потому, что научил и возродил их духовно. Послушай и Иова, который говорит: «отцом я был для нищих» (Иов. 29, 16). Он наименовал себя отцом не в том смысле, что всех родил, но в том, что имел о них попечение. И Сам Единородный Сын Божий, во время крестного страдания пригвожденный плотию к древу, увидев Марию, матерь Свою по плоти, и возлюбленнейшего из учеников, Иоанна, сказал ученику: «се, Мати твоя», а Марии: «се сын Твой» (Иоан. 19, 26. 27 ), поучая тем должной любви, а косвенным образом разрешая и сказанное у Луки: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» (Лук. 2, 33), за что хватаются еретики, говоря, что Христос родился от мужа и жены. Ибо как Мария — матерь Иоанну по любви, а не по тому, что родила его, так и Иосиф назван отцом Христу не за то, что родил Его (ибо, по словам Евангелия, «не знал Ее, как, наконец, Она родила Сын Своего первенца» (Мф. 1,25), но за попечительность при воспитании.

10. Сие пусть будет сказано теперь вам мимоходом, как бы для памяти. Но присовокупим и другое свидетельство в доказательство того, что Бог называется отцом человеков не в собственном смысле. Когда у Исаии обращается речь к Богу: «Только Ты — Отец наш, ибо Авраам не узнает нас» (Ис. 63, 16 ) и Сарра не рождала нас; нужно ли входить еще в разыскание о сем? И если Псалмопевец говорит: «да смятутся от лица Его, Отца сирых и Судии вдовиц» (Пс. 67, 6), то не очевидно ли для всякого, что Бог, называемый отцом сирот, которые недавно лишились отцов своих, наименован так не потому, что Сам их родил, но потому, что печется о них и защищает их? Но, как сказано, Отец Он человеков не в собственном смысле, единого же Христа Он Отец по естеству, а не по присвоению; и Отец человеков — во времени, а Отец Христу прежде времен, как Сам Он говорит: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан. 17, 5).

11. Итак, веруем во единого Бога Отца, неисследимого и неисповедимого. Его никто из людей не видел, но один Единородный исповедал (Иоан. 1, 18). «Кто есть от Бога, он видел Бога» (Иоан. 6, 46). Его лице видят непрестанно Ангелы, но видят каждый по мере собственного своего чина; полнота же лицезерения Отчего во всей ясности соблюдена Сыну со Святым Духом.

12. Простершись до сего словом и приведя себе на память, о чем говорено было незадолго пред сим, а именно, что Бог наименовался Отцем человеков, весьма дивлюсь неблагодарности человеческой. По неизреченному человеколюбию благоволил именоваться Отцем человеков Бог; Небесный — земных; Творец веков — сущих во времени; Объемлющий землю горстию — подобных на земле пругам; но человек, оставив небесного Отца, сказал древу: «Ты мой отец и камню: ты родил меня» (Иер. 2, 27). И мне кажется, что поэтому-то Псалмопевец говорит человечеству: «и забудь народ твой и дом отца твоего» (Пс. 44, 11), которого избрал ты в отца, и приобрел себе не погибель.

13. Но не только дерева и камни, иные даже и сатану душегубца избрали себе в отца; и им-то в обличение сказал Господь: «вы делаете дела отца вашего» (Иоан. 8, 41), отца людям не по естеству, но по обольщению. Ибо в каком смысле Павел именовал себя отцом коринфян ради преподанного им благочестивого учения, в таком же и диавол называется отцом добровольно соглашающихся с ним. Но не потерпим тех, которые сказанное, что из сего познаются «дети Божий и дети диавола» (Иоан. 3, 10), толкуют худо, и именно, будто бы иные из людей по естеству суть спасаемые и погибающие. Не по необходимости, но по произволению вступаем мы в это святое сыноположение. И Иуда, предатель не по естеству, был сыном диавола и погибели, а иначе и в самом начале не изгонял бы он бесов именем Христовым, потому что сатана сатану не изгоняет. А также и Павел не сделался бы из гонителя проповедником. Напротив того, сыноположение есть дело свободное, как говорит Иоанн: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1, 12); потому что чадами Божиими сподобились стать не прежде веры, но вследствие веры по свободе.

14. Посему, зная это, будем вести себя духовно, чтобы сподобиться всыновления Богу, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8, 14). Никакой нет пользы нам приобрести наименование христиан, если не будет сие сопровождаться делами. Да не будет и нам сказано: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Иоан. 8, 39). Ибо «если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1 Петр. 1, 17), не любя мира, «ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоан. 2, 15). Поэтому, возлюбленные чада, делами воздадим славу Отцу небесному, «яко да видят» наши «добрыя дела, и прославят Отца» нашего, «Иже на небесех» (Мф. 5, 16). Всю печаль нашу «возвергнем на Него» (1 Петр. 5, 7); «ибо знает Отец ваш небесный, в чем вы имеет нужду» (Мф. 6,8).

15. Но, чтя Отца небесного, будем почитать и отцев наших по плоти, потому что в Законе и у Пророков, Сам Господь ясно постановил, говоря: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20, 12). Сей заповеди да внимают наипаче те, из предстоящих, которые имеют отцов и матерей. «Чада, послушайте своих родителей» во всем, ибо сие благоугодно Господу (Ефес. 6, 1 ). Не сказал Господь просто: «иже любит отца или мать, несть Мене достоин» (Мф. 10, 37 ), чтобы по неведению не понял худо того, что написано хорошо; но присовокупил: «иже любит паче Мене». Когда земные отцы мудрствуют противно Отцу небесному, тогда должно сообразоваться с сим изречением Господним. Когда же они нимало не препятствуют нам в благочестии, а мы по неблагодарности, не помня их благодеяний, пренебрегаем ими, тогда будет иметь место другое изречение: «злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф. 15,4).

Первое доблестное дело христианского благочестия — почитать родителей, вознаграждать труды родивших нас и всеми силами доставлять им успокоение. Сколько бы ни воздавали мы им, не можем, однако же, рождением воздать за рождение. И они, успокоенные нами, да подкрепят нас благословениями, подобными тому, какое благоразумно восхитил запинатель Иаков: а Отец небесный, приняв доброе наше произволение, да сподобит нас вместе с праведными «подобно солнцу просветиться в царствии Отца нашего» (Мф. 13, 43). Ему слава с Единородным и Спасителем Иисусом Христом и со Святым и Животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: