ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ

Е.Ионова

Православие и оккультизм

Оккультизм (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее наименование различных систем взглядов, объединенных верой в «таинственные силы» и «сверхъестественные свойства» природы, которые якобы доступны для некоторых «избранных», «посвященных» людей. Термин этот поздний, хотя оккультное мировоззрение в различных религиях и философиях, а также оккультная практика в форме магии, колдовства, астрологии, гаданий и т. п. — существуют со времен грехопадения.

В странах, просвещенных светом Евангелия, колдовство и гадание понималось всегда как отступление от Христа для общения с бесами. Вступающие на этот погибельный путь, правда, иногда обманывались суеверными языческими представлениями, однако они имели возможность и осознать, что в действительности совершают. Наряду с этим известны были и случаи невольного общения с бесами (и порабощения ими) по причине впадения в прелесть, в самообольщение. О колдовстве и о прелести писали многие Святые Отцы на протяжении всей церковной истории, задолго до появления термина «оккультизм».

Ключевой составляющей оккультного мировоззрения и практики является таинственность (что отражено и в названии). Это особенно характерно для оккультизма, распространяемого в христианском мире. Ведь мало кто решится впрямую предпочесть погибель, тьму, бесовскую злобу — вечной благодатной жизни во Христе. Тайна прикрывает внутреннюю пустоту учений, единственная цель которых — уничтожить свидетельство Евангелия, помрачить светильник, обличающий дела тьмы. К тому же притягательность «тайных учений» состоит в том, что они обещают силы и знания, доступные лишь немногим, а значит и определенную власть, которая при отсутствии тайны теряет смысл.

Ореол таинственности создается с помощью многочисленных экзотических слов и понятий, заимствованных из языческих религий, в особенности восточных. Часто повествования Нового и Ветхого Завета выборочно перетолковываются в иносказательном и туманном смысле, а также дополняются своими измышлениями, с целью смешать их с языческими баснями. Привлекают оккультисты и языческую философию с целью переосмысления и уничтожения сути христианского учения.

В первые века существования Церкви такими оккультистами, пытавшимися «присоединить» к себе Евангелие, были гностики. Церковь Христова, претерпевавшая в то время жесточайшие гонения, вела непримиримую борьбу с гностицизмом и победила его. Она отсекла от себя гностические «евангелия» и другие апокрифические, подложные книги, предала анафеме внедрявшиеся в христианство языческие представления и тем самым сохранила для мира Евангельское благовестие.

Однако по мере впадения бывших христианских обществ в безверие происходило размывание здравых христианских понятий. В первую очередь это касается стран, уклонившихся от Православия и потерявших благодатный дар хранения Истины. Поэтому и стало возможным распространение в них оккультизма, как некоторого неопределенного, замаскированного, кривого пути от Христа к велиару.

Собственно «оккультизмом» называются учения нового времени, окончательно и открыто явившиеся в Европе в конце прошлого века. Их характерной чертой является псевдонаучность. Запутанная терминология, ссылки на научные открытия и новые теории (особенно эволюционизм, электричество и всякие «поля») часто соединяются в них с обычным шарлатанством.

Оккультизм чрезвычайно многообразен, так как не представляет из себя какой-то религии, не имеет положительного «богословского» содержания. Правда, такие оккультисты, как древние гностики или в наше время, например, Даниил Андреев (автор «Розы мира» ) предлагают какие-то якобы «открытые им» системы устройства «Космических иерархий», а также объясняют происхождение мира или судьбы людей и т. п. Но все эти внушенные бесами воздушные замки служат только для большей убедительности и прочности бесовского прельщения — как тех, через кого эти «откровения» давались, так и тех, кто их по легкомыслию принимает. Характерным для систем гностического типа является то, что все они различны, и все претендуют на особенно полную и совершенную картину реальности, на особенно высокую степень постижения каких-то тайн. С одной стороны, бесы очевидно смеются таким образом над теми, кто им служит, а с другой стороны, они, видимо, и неспособны к сколько-нибудь устойчивому единомыслию даже для большого правдоподобия.

Поэтому бесовские «тайные знания» привлекают не осмысленностью (которой в них нет) и не правдоподобием (которого часто не хватает), а масштабностью измышлений, внешним, напыщенным эффектом, а также обещанием (и обманчивым осуществлением) различных «чудес». Подробнее можно прочесть о характерных особенностях бесовских обольщений в беседе свт. Игнатия Брянчанинова «О чудесах и знамениях» (т. IV, с. 296).

Основой для введения человека в оккультную практику являются человеческие страсти. Как действует этот соблазн, изъясняет нам повествование Священного Писания о грехопадении.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ

Грехопадение

Враг рода человеческого подсказал нашим прародителям мысль «быть яко бози»; а это есть не что иное, как отрицание Единого Истинного Бога. Сам дьявол изобрел и усвоил эту мысль исключительно по гордыне, а не по неведению, и этой же ложью отравил первых людей. Отсюда явилась в них надежда получить (с помощью какого-то сокрытого знания) некоторые новые возможности. То есть получить нечто помимо Бога, с помощью внешнего, вещественного средства — запретного плода. Это и было, по сути дела, первое оккультное действие, катастрофические последствия которого испытало на себе все человечество и весь вещественный мир.

Под влиянием страсти, всеянной дьяволом, запретный плод обманчиво показался Еве хорошим в пищу, прекрасным на вид и вожделенным, как дающий знание. Такому же обольщению людей впоследствии стали служить всевозможные языческие религии и философии, также как и псевдонаука нашего времени. Все они разными путями внушают людям веру в таинственные и привлекательные свойства видимой и невидимой природы и, конечно же, самого человека. Именно так — через игнорирование Единого Истинного Бога и через действие какой-либо страсти — происходит уловление людей в общение в падшими духами.

Многие современные оккультисты, ссылаясь на языческие традиции, утверждают, будто бы владеют «тайными знаниями», доставшимися им через цепь «посвященных» еще от Адама. В основе здесь лежит, во-первых, богохульная мысль, будто дьявол с помощью запретного плода действительно посвятил Адама и Еву в некие тайны, сообщил какое-то знание. А во-вторых, будто Адам передал эти тайны своим потомкам. Но Священное Писание свидетельствует, что наши прародители, послушавшись змия, получили только стыд и ослепление, в силу которого безумно попытались укрыться среди деревьев от Всевидящего Бога.

Нужно твердо помнить, что «украсть» у Бога знания или какие-то силы невозможно. Сама эта мысль является богохульством. Невозможно что-либо узнать или сохранить какое-то ведение помимо воли Божией. К тому же, хотя падшие духи и знают нечто о сотворенном мире, но ничему не могут положительно научить — и потому, что неспособны к положительным действиям, и потому, что Бог не благоволит, чтобы человек что-то узнавал от бесов. Как сообщения, так и действия бесовские всегда содержат обман, представляются не тем, что они есть на самом деле; об этом засвидетельствовал Сам Господь, сказав: «Тать не приходит, разве да украдет, и убиет, и погубит» (Ин. 10, 10).

Вспомним также, что Адам, испытавший на себе самом всю горечь падения, имея перед духовными очами утраченный рай, дальнейшую свою 930-летнюю жизнь проводил в покаянии, оплакивая свой грех. Поэтому, конечно, не стал бы он передавать своим потомкам погубившую его бесовскую отраву — какие-то мнимые «знания» — если бы даже они у него и были».

Всемирный потоп

Оккультисты ссылаются также на древние источники, например, вавилонские, из которых явствует, будто жрецы унаследовали свои знания по астрологии, алхимии и прочим колдовским наукам от неких гигантских людей, уцелевших после катастрофы. На этом основании современные единомышленники древних халдеев часто уверяют, что оккультные знания были каким-то образом «спасены» во время всемирного потопа. (Излюбленными являются также ссылки на сохранившуюся премудрость погибшей Атлантиды).

Поскольку оккультисты приплетают к своим измышлениям Ветхозаветных праведников, то нелишне будет вспомнить библейское повествование о первых людях, живших до потопа. Известно, что в потомстве первого убийцы — Каина — очень быстро явились основы безбожной цивилизации, с ее стремлением развивать всевозможные орудия и инструменты для достижения наибольшего удобства и удовольствия в этой жизни вместо потерянной радости райского бого- общения. Потомки же Сифа хранили истинную веру и призывали имя Божие, поэтому они и названы в Священном Писании «сынами Божиими».

Когда же они смешались с потомками Каина, то за этим последовало крайнее развращение почти всего человечества. После 120 лет долготерпения Божия, по причине неисправимости людей и опасности конечного исчезновения истинного Богопочитания, Господь уничтожил потопом погрязшее во зле человечество, кроме спасшихся в ковчеге восьми душ — семьи праведного Ноя.

Это возвышенное повествование донесено до нас не халдеями или другими язычниками, а святым Пророком Божиим Моисеем — тем самым, с которым, единственным из пророков, Господь беседовал «усты ко устом», назвав его верным рабом Своим (Числ. 12, 6-8). Ковчег праведного Ноя есть живой прообраз Церкви, спасающей человечество от потопления грехом. Мы видим, что ради сохранения душ человеческих от вечной погибели Господь уничтожил не только развратившихся людей, но и все живое на земле. Наведенное Богом невиданное бедствие было прообразом грядущего разорения мира в конце времен.

Поэтому было бы безумием, унижая всемогущество Божие, утверждать, что Господь не сумел во время потопа уничтожить какие-то губительные тайные чародейские знания. Не мог быть хранителем их и праведный Ной, целомудрие и верность которого засвидетельствованы Самим Богом.

Конечно, все здесь сказанное, ничего не значит для настоящих оккультистов, не верящих в Единого Истинного и Всесовершенного Бога и считающих свидетельство Библии не более значительным, чем языческие мифы. Тайна Божественной любви, открытая Богочеловеком Христом всякому, кто имеет уши, чтобы слышать, совершенно недоступна любителям «оккультного знания».

Ссылки оккультистов на древность их учений призваны подтвердить их истинность и действенность. Однако ясно, что хотя оккультные заблуждения существуют со времен грехопадения, но с течением веков и тысячелетий не превращаются в истину, так как имеют своим источником не Адама или Ноя, а «начало злобного змия», отца лжи и человекоубийцы искони -диавола. Древность магии и чародейства доказывает только то, что во все времена. отступая от Бога, человек делался легкой добычей бесов.

Вавилон

Священное Писание, как и Церковное Предание, ничего не говорит о допотопном оккультизме: можно предположить, что в то время человечество еще не успело дойти до «глубин сатанинских» — чародеяний, гаданий и т. п., хотя и погрузилось в пучину плотских грехов. Начало собственно язычеству, а следовательно, и оккультизму было положено при Вавилонском столпотворении. Не случайно именно Вавилон — место безумной попытки людей возвыситься до небес — оставался крупнейшим центром магии, астрологии и всяческих волхвований вплоть до своего окончательного исчезновения с лица земли, предсказанного пророками Божиими Исайей, Иеремией и Даниилом.

Силою Господней после Вавилонского столпотворения народы были рассеяны по лицу земли, и Божественным Промыслом строились дальнейшие их судьбы в ожидании прихода Спасителя мира.

Ветхозаветное законодательство

Так как хранение Богопочитания было вручено потомкам Авраама — народу Израиля, то в его истории водительство Божие было совершенно явным, о чем и повествует Священное Писание Ветхого Завета. В Законе, данном через Моисея, строжайше запрещалось всякое гадание и волхвование; наказанием за них полагалась смерть — так велика была опасность погибели всего народа вследствие впадения в общение с бесами.

«Аще же внидеши (и когда войдешь) в землю, юже (которую) Господь Бог твой дает тебе, да не навыкнеши творити по мерзостем языков (народов) тех;

да не обрящется в тебе очищая сына своего и дщерь свою огнем (т. е. «очищающий» своих детей с помощью магических действий), волхвуя волхвованием (прорицатель) и чаруяй и птицеволшебствуяй (т. е. гадающий с помощью птиц);

чародей обаваяй обаванием (обаятель, т. е. заклинатель, производящий колдовские действия с помощью заклинаний или заговоров, ворожея), утробо- волхвуяй (гадающий по внутренностям животных) и знаменосмотритель (предсказывающий будущее по небесным знамениям, астролог) и вопрошаяй мертвых (вызывающий души умерших, «спирит» );

есть бо (ибо) мерзость Господеви Богу твоему всяк творяй сия (творящий это): сих бо ради мерзостей потребит я (истребит их) Господь Бог твой от лица твоего...

языцы бо сии, ихже ты наследиши (ибо эти народы, землю которых ты занимаешь), сии чарований и волхвований послушают (слушают гадателей и прорицателей); тебе же не тако даде (не это дал) Господь Бог твой» (Вторзаконие, 18, 9-14).

«Не вражите и не сряща смотрите от птиц (не ворожите и гадайте по птичьему полету)...

Не последуйте утробным баснем и к волхвом не прилепитеся, осквернитися от них (так, что осквернитесь от них): Аз Господь Бог ваш...

И душа яже аще (и если какая душа) последует утробным баснем или волхвом.., погублю ю (ее) от людей ея (от народа ее).

И муж или жена иже аще будет от них чревобасник (прорицающий из чрева) или волшебник, смертию да умрут оба: камением да побиете их, повинни бо суть» (Левит, 19, 26, 31; 20, 6, 27).

Господь не раз являл народу Израиля бессилие языческих волхвов. Так, при исходе из Египта, волхвы Ианний и Иамврий пытались подражать чудесам Божиим, совершавшимся через Моисея, но были вынуждены признать свое поражение и засвидетельствовать силу Божию перед фараоном: «перст Божий есть сие», — сказали они (2 Тим. 3, 8; Исх. 7 и 8 гл.). Праведный Иосиф и пророк Даниил силою Божией открывали смысл пророческих снов, посланных царям от Бога, чего не могли сделать все волхвы и чародеи Египта и Вавилона (Быт. 41; Дан. 2).

Многие оккультисты последуют дерзкой клевете на царя и пророка Соломона, будто бы являющегося источником их бесовских «традиций». Однако Священное Писание, в том числе книги, написанные самим праведным Соломоном, свидетельствует, что мудрость, которая прославила его более всех царей на земле, ничего общего не имела с мнимой мудростью магов и волхвов. Эту «премудрость, свыше сходящую» (Иак. 3, 15), он получил от Бога по смиренной молитве, не ради земных выгод или превозношения ума, не из стремления к многим знаниям или могуществу, а ради того, чтобы, исполняя царское служение, праведно судить народ Божий (4 Цар. 2). Хотя на склоне дней премудрый царь и явил греховную слабость, склонившись к идолослужению, но эта слабость не прибавила ему мудрости или каких-то знаний, которых он, естественно, от идолов и не искал.

Язычество

О языческих народах Апостол Павел свидетельствует, что они «осуетились помышлениями своими и омрачилось неразумное их сердце», почему и «предел их Бог в похотех сердец их в нечистоту» (Рим. 1, 21, 24). Попущением Божиим языческие народы погрузились в беззакония и чародеяния, хотя часто по Промыслу Божию суетность их «тайных наук» обличалась при столкновении с истинной верой.

Так, Господь долготерпел о языческом Вавилонском царстве, с его неотъемлемыми принадлежностями — идолопоклонством и чародейством, пока не пришло время падения Вавилона. В царствование Навуходоносора пророк Даниил даже избавил от смерти вавилонских обаятелей, волхвов, чародеев и халдеев (т. е. астрологов) и был поставлен начальствовать над всеми вавилонскими мудрецами (Дан. 1 гл.).

В то же время Даниил свидетельствовал перед всеми царями силу Божию, так что они принуждены были прославлять Бога. Он обличил царя Валтасара, дерзнувшего осквернить сосуды Храма Господня, и предсказал разделение его царства между Мидами и Персами (Дан. 5).

И когда время пришло, сбылись слова пророка Исайи, обращенные к дщери Вавилонской (т. е. к вавилонскому народу):

«Стани с волхвы твоими и со многими чары твоими, которым научилась ты от юности твоея; возмогут ли они помочь тебе? Утрудилась ты в советах твоих; да станут ныне и спасут тебя звездочетцы небес, наблюдатели звезд, да возвестят тебе, что должно приидти на тебя. Вот, все они как хворост огнем сгорят... и тебе не будет спасения» (Ис. 47, 12-15).

Многочисленные пророчества Даниила, например, о Мидо-Персидском и Еллинском царстве (Дан. 8), являются ярким свидетельством того, что Божественный Промысел о народах может открываться только Самим Богом, а все человеческие и бесовские ухищрения бессильны сообщить ведение судеб Божиих.

Явление в мир Спасителя

Все племена и народы, потерявшие истинное Богопочитание, попали в ловушку бесопоклонства. Поэтому и все языческие религии и цивилизации непременно включали в себя бесовские «искусства»; в практике жизни языческие народы постоянно руководствовались астрологией и гаданиями, во всех нуждах прибегали за помощью ко всевозможным волхвам.

Однако есть определенное различие в степенях помрачения, в которое попали языческие народы. К тому же разной степени сохранялись в них и некоторые остатки ведения Истинного Бога. Это ведение поддерживалось естественным Откровением — свидетельством о Боге, запечатленном в сотворенном мире и, особенно, в самом человеке, созданным по образу Божию.

Не случайно Промыслом Божиим явление в мир Богочеловека Христа совершилось не просто в среде израильского народа, но в окружении эллинистического мира — среди языческих стран, в целом еще не дошедших до восприятия оккультных «глубин», свойственных религиям Востока. Римской империи была чужда буддийская идея безличного «Абсолюта» и стремление к растворению личности; учение о переселении душ оставалось философской модой, которой последовали всерьез только отдельные гностические секты; несмотря на языческие верования в судьбу, все живое государственное строительство стояло на твердом убеждении в существовании свободной воли человечества.

Все это и многое другое послужило основой благодатного преображения жизни многих народов верой Христовой. По свидетельству древних церковных писателей, повсеместно смолкли языческие прорицатели и оракулы, прекратились бесовские «чудеса», когда дьявол был связан силою Божией. Святые Апостолы запрещали бесам и изгоняли их (Деян. 16, 18), обличали и наказывали чародеев, противящихся Богу (Деян. 13, 18). Многие волхвы отвергали прежние свои заблуждения и сжигали колдовские книги (Деян. 19, 19). В житиях святых (например, Апостола Иоанна Богослова, Святителей Василия Великого и Льва Катанского) мы можем увидеть торжество правой веры апостолов, мучеников, святителей, преподобных над идольскими жрецами, волхвами и чародеями.

Надо отметить, что несмотря на древние, постоянные и прочные связи с Индией и Китаем, Европа удивительно долго сохраняла свой, христианский в основе, образ мыслей независимым от влияния восточных религий. Вплоть до XIX века в Европе восточные оккультные идеи оставались тщательно скрываемым «достоянием» тайных сообществ. Произошедший затем прорыв, а также продолжающееся и сейчас увлечение Востоком, наводнение Европы и Америки модернизированными и частично замаскированными под христианство оккультными течениями на восточной основе — все это признаки нового вавилонского столпотворения, конец которому положит второе и славное пришествие Христово.

Церковные правила об оккультизме

Святая Церковь в канонических правилах Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отцов засвидетельствовала, что чародеяния и гадания относятся к смертным грехам, несовместимым с верой во Христа. По правилам 65 и 72 Свт. Василия Великого, покаявшийся в волшебстве или в предании себя вол- хвователям должен быть подвергнут епитимии (отлучению от причащения) на такой же срок, как и убийца.

Правило 61 Шестого Вселенского Собора гласит: «Предающиеся волшебникам, дабы узнать от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями (т. е. с древнейшими церковными канонами), да подлежат правилу шестилетняя епитимии. Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые... соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей (зак-линателей погоды), обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих жен в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо кое общение свету ко тьме (якоже глаголет Апостол)? или кое сложение Церкви Божией со идолы? или кая часть верному и неверным? кое же согласие Христа с велиаром (2 Кор. 6, 14-16)» . То же подверждает и 83 правило Свт. Василия Великого.

Обратившиеся в скорбях за помощью к волхвам и гадателям часто бывали принуждены ими отречься от Христа: поэтому правило 3 Свт. Григория Нисского подвергает таковых епитимии наравне с отступниками. А это значит, в зависимости от намерения и обстоятельств падения — вплоть до пожизненного отлучения с правом приобщения только при смерти; для клириков же — извержение из сана.

Так Церковь вразумляет и ограждает своих чад от погибельного общения с бесами.

«МЕХАНИЗМ» ОККУЛЬТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существует огромное количество разнообразных оккультных систем, «наук» и методик, указывающих, как достичь того или иного таинственного «знания», совершить какое-либо магическое действие — исцелить или погубить, приворожить, предсказать судьбу и тому подобное. Но нужно хорошо понимать, что суть оккультных методов всегда одна и та же — общение с бесами. Способ вступления в это пагубное общение может быть самым разным: необязательно это открытое призывание их, необязательно ясное и недвусмысленное похуление и отвержение Христа, к чему не все способны. Часто человек входит в оккультную практику, совершенно не осознавая, что в действительности он делает.

Многообразие методик и теорий служит именно тому, чтобы было легче поверить, будто сами эти методы и средства дают нужный результат, будто человек действительно овладевает какими-то механизмами, получает власть над таинственными силами, развивает в себе особые способности (резервные или экстрасенсорные, как теперь принято говорить). Предлагаемое объяснение действенности заговора или любого другого магического приема может быть любым, в том числе «религиозным» или «научным». А может его и вообще не быть.

Практика показывает, что развитие страстей — особенно тщеславия — в результате получения оккультных «способностей» быстро делает неосторожного человека зависимым от оккультной сферы, с которой он соприкоснулся. В результате он оказывается уже не в состоянии оценивать суть происходящего, отвергает все, что может обличить бесовские козни, с готовностью принимает любое, сколь угодно нелепое и неубедительное объяснение своих мнимых «способностей». Бесы поддерживают в таком человеке впечатление, что он чем-то овладел, может быть, даже получил власть над ними. (Правда, обычно, они не могут удержаться, чтобы не навредить своему служителю и не посмеяться над ним; однако мало кто из любителей оккультных тайн отрезвляется этим.)

Хотя падшие духи и притворяются во многих случаях послушными заклинаниям, но на самом деле никто и ничто, кроме Самого Бога, не имеет над ними власти. Поэтому, в частности, действительно изгонять их возможно только Божественной силой, и может совершать это только тот, кому это дано от Бога. А случаи ложного изгнания бесов, которые совершают маги и колдуны, — широко известны из житий святых; бесы в этих случаях только притворяются изгнанными или отходят на время.

Добровольно отдающий свое внимание бесовским действиям по легкомыслию и самонадеянности, тем самым отвергается помощи Божией, и в силу этого делается легкой добычей бесовских обольщений. Следует напомнить, что даже простое смотрение телевизионных передач с участием всякого рода целителей, чтение из любопытства магической литературы, разговоры (в том числе и споры) с оккультистами могут быть причиной тяжелого поражения — как физического, так и духовного. К сожалению, многие, даже уже получив существенный урон, продолжают общаться с этой темной областью, испытывая к ней какое-то иррациональное, необъяснимое для них самих влечение. Это уже разновидность одержимости бесами, проявляющаяся в виде наркотической зависимости от оккультного воздействия. Ярким примером является т. н. «синдром Кашпировского», хорошо известный психиатрам.

ОККУЛЬТИЗМ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ НАУКИ

В основе оккультного мировоззрения (как мы видели из истории грехопадения) лежит отрицание Единого Истинного Бога. Нас не должно обманывать упоминание о «божестве» в оккультных системах. Теософия, например, дословно означает «богомудрие», а дипломированный «белый» маг А. Сквирский заявляет в интервью, что «главным догматом» белой магии является «идея Божества». На самом же деле словосочетание «идея Божества», конечно, никак не может быть названо догматом, так как ничего особенного не обозначает. «Божество» в оккультном смысле слова — это не Всесовершенное, Единственное, Личное Существо, а просто «что-то божественное» — какие-то силы, свойства или энергии, свойственные космосу или человеку, или что-то такое «у меня в душе» — короче говоря, все что угодно и ничего в особенности. Практически эти слова служат только для привлечения древним соблазном: «будете яко бози» .

Следствием безбожия, атеизма закономерно является вера в самобытность материи, т. е. материализм. Поэтому неудивительно, что именно в наше время развития безбожия и материализма оккультизм все более распространяется, в том числе в виде старых и новых религиозных культов. Правда, некоторым может показаться странным, как может это совмещаться с научностью нашего «просвещенного» века.

Однако вспомним, откуда взялись науки в том виде, как мы их сейчас знаем. Они формировались в недрах христианского общества, на основе потери истинной веры, имея основным своим двигателем — мистицизм, то есть именно стремление к тайному знанию. Как известно, современная химия начиналась с алхимии, физика — с алфизики, астрономия — с астрологии.

Сейчас часто представляют дело так, будто суеверно-мистический характер наук позднего средневековья и эпохи Возрождения был связан с «темнотой и невежеством» христианского общества. На самом же деле эти науки создавались именно людьми, сознательно ушедшими от Света Евангелия во тьму суеверий. Им хотелось верить, что с помощью «философского камня» можно раскрыть тайны бытия, а заодно и обращать различные вещества в золото; что можно химически (и с помощью заклинаний) получить эликсир вечной молодости; что можно прочесть судьбы людей по звездам.

Церковь же всегда знала, что все это — невозможно, и что подобные попытки приводят только к союзу с падшими духами и к вечной гибели души. Но это истинное и трезвое знание было не нужно и неприятно предтечам эпохи «Просвещения».

В дальнейшем своем развитии материалистические науки частично отошли от мистицизма, и прошли период скепсиса и отрицания всего «таинственного». (Хотя и существовали такие сомнительные вещи, как увлечение «животным магнетизмом» и тому подобное). Постепенно практически и мировоззренчески сформировался и утвердился эмпирический подход к изучению действительности.

Именно принципиальный эмпиризм положен в основу известного определения материи, сформулированного В. И. Ульяновым (Лениным) в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Очень важно, что здесь эмпиризм защищается именно с целью покончить с верой в Бога, почему и вся аргументация работы строится на той мысли, что критика эмпиризма приводит к «поповщине». Материя, по Ленину, есть «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями независимо от них».

По этому определению (которому практически следует не только советская, но и мировая наука) выходит, что все «копируемое» нашими чувствами независимо от них, т. е. все то, что мы вынуждены считать объективно существующими, — материально.

Поэтому и все разоблачения оккультных явлений (магии, спиритизма и т. п.) в таком случае строятся на обвинении в шарлатанстве и на поиске «материалистического объяснения».

Такой подход и сделал «скептическую» науку уязвимой для сползания в оккультную область. Сталкиваясь с реальными оккультными феноменами и не имея критериев для правильной их оценки, эмпирики- материалисты начинают бессмысленно расширять область материального, пытаясь скорректировать известные законы материального мира на основе пресловутого «копирования» и «фотографирования» .

К сожалению, и многие искренне верующие люди (ученые и церковные деятели) приложили руку к такому смешению понятий. Особенно это характерно для начала XX века, когда казалось, что главное — бороться с грубым атеизмом, «научно» доказывая реальность «таинственных явлений». При этом проявления духовного мира сводились к чисто материалистическим категориям, без духовного рассмотрения, так что смешивались воедино Божественные чудеса, спиритические и магические бесовские действия и явления природы. (Как пример можно привести книгу прот. Григория Дьяченко, которая так и называется: «Область таинственного».)

Сейчас науки в значительной степени возвращаются к своим оккультным истокам. В нашей стране, по-видимому, с 70-х годов уже многие лаборатории потихоньку перешли к изучению оккультных феноменов — под именем «аномальных явлений» и т. п. Под влиянием таких увлечений в науку быстро вошли многочисленные понятия и термины неопределенного значения — такие как «биополе» , «биоритмы» , «матрицы», «энергии», «каналы», «информация», «аура» и т. п. Частично это старые научные термины, употребляемые по-новому, частично же — прямые заимствования из традиционных оккультных систем, в частности, из восточных религий. (Терминологическая туманность и запутанность, соединенная с кажущимся глубокомыслием — характерная особенность оккультизма, которую мы уже отмечали.)

В область прикладных наук, и особенно в медицину, вторглись т. н. «нетрадиционные методы» — на самом деле традиционно оккультные: распространились лозоходцы, хилеры, кодировщики и многие другие. Естественно, им «научность» , как правило, нужна только для отвода глаз, но показательно, что современные науки оказались беззащитны перед таким вторжением.

Плачевный пример в этом смысле представляет известная лаборатория академика А. Г. Спиркина, занимающаяся, например, измерением частот биополей колдуньи Джуны и других экстрасенсов, а также заговоренной воды. На основе этих «исследований» делаются выводы о том, что целители-экстрасенсы способствуют перекачке энергии от здоровых органов к больным, а также, что эта энергия несет всю информацию своего владельца. Какие же приборы позволяют устанавливать такие вещи?

Вообще-то, когда речь идет о бесовских действиях, то никакие измерения не могут быть достоверными, так как бесам, конечно, ничего не стоит влиять как угодно на стрелки приборов, как и на фотопленку и т. п. На этом пути экспериментатор практически вступает в общение с падшими духами (как обычный спирит) и верит той информации, которую они ему сообщают. Однако Святые Отцы предупреждают, что даже когда бесовские известия подтверждаются, принимать их ни в коем случае нельзя, потому что нечто верное сообщают они только чтобы вызвать к себе интерес и доверие. (Исключение составляют случаи, встречающиеся в житиях некоторых святых, когда Божественная сила вынуждала демонов говорить правду.)

Но поскольку, как мы уже говорили, общение с оккультной областью привязывает и порабощает человека, то закономерно, что многие (в том числе и лаборатория А. Г. Спиркина) пользуются уже не приборами, а свидетельствами «сенситивов», т. е. экстрасенсов — прельщенных бесами людей. Всякие подробности о частоте и форме биополей, а также о личной «информации», которую несет энергия целителя, почерпнуты, в основном, именно от них.

Отсутствие твердых вероучительных, а значит, и нравственных критериев не позволяет такого рода экспериментаторам верно оценить не только истинную природу оккультных феноменов, но и свое собственное состояние. Наука является одним из кумиров современного общества; поэтому стремление к знанию полагается всегда оправданным. При этом не просто игнорируется действие страстей в «исследователе», но честолюбие, гордость, самоуверенность — как основные двигатели светской культуры — прямо считаются добродетелями.

ОККУЛЬТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Православие и религия будущего» указывает, что обольщение, в особенности современных людей, опирается на привычный для многих прагматический подход: «попробуйте — убедитесь». Человек пробует какой-то метод и получает тот результат, который был ему обещан. Из этого делается вывод о доброкачественности методики (даже при полном отсутствии объяснений, почему, собственно, она действует).

Слепая вера в науку, в прогресс человечества (на общем фоне искажения и забвения христианства) сделала людей конца XIX — начала XX века особенно уязвимыми для этих новых веяний. К этому прибавились трагические события XX века, которые многих привели к пессимизму, а вместе с этим и к отрицанию всех традиционных для христианских стран ценностей. Наконец, нынешней цивилизации свойственно стремление к увеличению комфорта и изоляции человека от скорбной стороны жизни, от всякой мысли о смерти. Такая «пластмассовая», иллюзорная цивилизация, оснащенная многочисленными средствами массового «промывания мозгов» — есть сильнейшее средство насаждения оккультного мировоззрения в немыслимых прежде масштабах.

Современный оккультизм включает следующие направления, часто перемешанные и не всегда отделимые друг от друга:

- просто колдовство или магия, без специальной теоретической базы (снятие порчи, привораживание и

т. п.);

- традиционные языческие религии, частью модернизированные (в основном восточные — типа буддизма, но не только они);

- «классический» оккультизм гностического типа (теософия, антропософия, рерихианство и более поздние);

- постоянно возникающие новые секты (типа «Белого братства»);

- «научный» оккультизм (выдающий бесовские действия за природные феномены);

- практический оккультизм (спиритизм, астрология, нумерология, «нетрадиционная» медицина, системы саморегуляции, саморазвития и т. п., пересекаются с любыми другими разновидностями оккультизма);

- бытовой оккультизм (всякие суеверия, а также бессознательное или полусознательное использование оккультных приемов в быту и в сфере общения);

- «христианский» оккультизм (выдающий все те же бесовские действия за «благодать», хотя часть склоняется и к «научным» объяснениям).

(Разумеется, что классификация не претендует на полноту.) О «научном» оккультизме мы уже говорили. Некоторые примеры «классических» оккультных учений и сект тоже приводятся в данном издании. О внедрении язычества в бывшие некогда христианскими страны можно прочесть в упомянутой книге иеромонаха Серафима (Роуза); там же можно найти примеры как «христианского» оккультизма, так и «научного» — в виде исследований НЛО. Ценность этой работы, основанной на глубоком восприятии автором Святоотеческого опыта Православной Церкви, заключается в раскрытии внутренней связи между разнородными явлениями, готовящими мир к приходу антихриста.

Рассмотрим характерные признаки обычного колдовства и практического оккультизма в медицине, а также отдельно — астрологию, как пример соединения древних и новых оккультных веяний.

«Простое» колдовство

В обезбоженном современном мире исчез обычный, естественный страх и неприязнь по отношению к этой откровенной погибели, так что обычным стала беззастенчивая реклама, например, снятие порчи или привораживания по фотографии. Очень многие, действительно, не понимают, что тот, кто обещает снять порчу, занимается и ее наведением.

Некоторые маги называют себя «белыми» и уверяют, что в отличие от «черных» они делают добро. На самом деле никакой принципиальной разницы здесь нет — ни по существу «методов», ни по нравственной основе. Правда, деление своих коллег на «светлых» и «темных», характерное для всех оккультистов, не является чисто рекламным трюком. Действительно, многие из них обольщаются, считая свою деятельность «доброй», а духов или «силы», которыми они действуют — «светлыми», так как вне глубокого восприятия истин Христианской веры критерии «доброго» и «злого» являются совершенно условными. (Например, упомянутый выше «белый маг» А. Сквирский относит к добрым делам привораживание по фотографии.)

Сюда относятся и «бабки», заговаривающие грыжи детям, сводящие бородавки, дающие предохранительные амулеты и т. п. Среди нынешних медиков стало считаться модным и передовым посылать к ним своих пациентов. Для тех, кто с уважением относится к Христу и к Церкви, у «бабок» есть соответствующий антураж: иконы, молитвы (вспомним заодно афиши типа «Пророчица Анна»: старушка на фоне иконы — конечно, обычная колдунья). Однако обличает бабок вместе с другими чародеями Святитель Иоанн Златоуст, говоря, что даже если и святых они будут призывать или совершать крестное знамение — бежать надо от таковых.

Все эти атрибуты церковности используются не только для отвода глаз, но и с целью кощунства, поругания святыни, чего ждет от своих служителей дьявол. Именно поэтому «бабки» обычно берутся лечить только крещеных: ведь погубить их и поругаться над величайшим таинством, над драгоценной Кровию Христовой, которой мы искуплены от вечной смерти, конечно, особенно желательно для врага.

Кроме того, многократно бывало, что после крещения у заговоренных прежде детей сразу же вновь появлялись все признаки болезни. Это показывает, что болезнь при заговоре вовсе не исчезает, а только бесовским наваждением становится не видна. (В житиях известны случаи таких обманов, наведенных бесами, вплоть до мнимого превращения человека в животное и воскрешения мертвых; притом часто обличить их могли силой Божией только великие святые.)

(окончание следует)


Другие статьи автора: