СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Е. Поселянин
Идеалы христианской жизни
(продолжение)
Глава II
СЕМЬЯ
Люди зрелого возраста являются в большинстве семейными людьми.
В прежнее время люди холостые встречались реже, чем теперь. Отчасти дороговизна жизни, отчасти разнузданность, желание сорвать в жизни цветы удовольствия, а не брать на себя тяжесть обязанностей, является причиной того, что число браков не растет пропорционально с ростом населения, и, что ужасно, количество рождений в семьях падает.
Говоря о браках, было уже описано, с какою непро- думанностью, с каким легкомыслием заключаются у нас браки, по мгновенно вспыхнувшей чувственности вместо того, чтобы являться результатом глубокой душевной склонности.
Очень жаль, что современная жизнь построена так, что в среднем быту два молодых существа, чувствующих друг к другу сильное тяготение, лишены возможности, в большинстве случаев, вступить в брак. И вместо того, чтобы положить начало здоровой семье, в которой дети, происходя от здоровых родителей, соединяющихся по взаимной любви, будут крепки и здоровы — мужчина ищет привязанности на стороне, в то время, как любимая им девушка вянет, не соединившись с ним. И часто, когда он получает возможность содержать семью, судьба уже развела их в разные стороны. Он, усвоив привычки неправильной жизни, уклоняется от брака, а женится, может быть, впоследствии, более из выгоды, чем из склонности; образуется семья не нормальная, в которой и дети не могут быть так удачны, как дети от здорового брака молодых, свежих и любящих друг друга родителей.
В высшей степени желательно, чтоб общество, сознав, какая заключается опасность в таком положении дела, объединилось для того, чтобы оказывать помощь бракам мало обеспеченной молодежи. Теперь учатся, например, студенты-специалисты до 30 лет — самая лучшая брачная пора. И как же никто не пожалеет эту молодежь, которая лишена возможности жить нормальной жизнью, и не придут к ней на помощь!
Часто какой-нибудь студент или курсистка, или другая какая-нибудь образованная барышня имеют почти достаточно для того, чтобы обвенчаться. Но им не на что приобрести всей нужной для семьи обстановки, трудно будет справляться со всеми расходами, которые повлечет рождение ребенка. Но ведь сила страны в его народонаселении. Всякий, собирающийся зажить нормальным образом и образовать нормальную семью с большим количеством детей, что совершенно соответствует и заповеди, данной Богом, при создании мира — размножаться и населять землю, — должен вызывать сочувствие государства и общества. Он должен видеть не только душевное себе сочувствие, но и мудрую о себе заботливость. Должна быть учреждена при широкой поддержке государства вспомогательная касса для студенчества и молодого чиновничества, желающего вступить в брак, а также для служащих в разных предприятиях, которые имеют ту же цель и не имеют достаточного обзаведения для первого раза. Должны быть облегчены роды для их жен, и, в случае невозможности содержать их детей, эти дети должны воспитываться государством, пока родители не будут в состоянии сами о них заботиться.
В последнее время, по мысли Государыни Императрицы Александры Феодоровны, возникло драгоценное движение в пользу материнства и детства.
Страшные обстоятельства современной жизни не позволяют многим лицам вступать в брак и являются началом многих внебрачных сожительств, где дети часто являются помехой. На этой почве происходит убийство детей, которых матерям некуда деть. Охрана материнства и детства имеет в виду отвратить этот ужас и говорит матерям-девушкам и всем матерям, не имеющим достаточного благоденствия, чтобы рождать и выращивать своего ребенка дома; «иди ко мне, я уважаю твое материнство, ценю твоего ребенка и окажу вам обоим помощь и содействие».
Это дело святое, важное и нужное, Дай Бог ему полного успеха и широкого распространения.
Очень сложен и широк вопрос о семье, являющийся великим вопросом общественности. Тут часто приходится сравнивать, как жили люди прежде и как живут теперь
Казалось бы, если у родителей есть квартира и достаточное помещение, то детям их облегчено вступление в брак. Была в отцовской квартире у молодого человека отдельная комната. Прекрасно, год-два, может три до окончания курса ему можно прожить в ней со своей женой, а также и с будущим ребенком. И сколько такая совместная жизнь сэкономит расходов против того, как если бы молодые жили отдельно. Но нет, ждут возможности зажить отдельным хозяйством, «потому что родители стесняют».
Вспомним окончание «Войны и мира» Льва Толстого...
«Как великолепен этот уют большого деревенского жилья, где живет разом несколько семей. Тут и Николай Ростов со своим семейством и маленьким племенником Николенькой Волконским, тут и сестра его графиня Безухова с семьей, и родственница их Соня. Все ужинают под одной крышей». И как редко вы встретите теперь, чтобы в зажиточных семьях, как бы ни были у них обширны квартиры, помещались одновременно родители с их женатыми детьми и замужними дочерьми, чтобы за обеденный стол садилось несколько лиц, чтобы это был оживленный, многолюдный, сильный и дружный семейный улей.
И все это происходит оттого, что молодежь не хочет подчиниться старшим, и лучше будет прозябать в каких-нибудь неуютных меблированных комнатах, чем пользоваться домашним уютом, но с наложением некоторых обязанностей относительно главы семьи.
Не научась почитать старших, такие супруги тем менее научатся уважать друг друга.
Любви и взаимного тяготения еще мало для согласия в семейной жизни, нужно взаимное уважение. У людей различного характера едва ли может быть во всем сходный взгляд. И как нужна тут та драгоценная терпимость, отсутствие которой явится причиной постоянных недоразумений, столкновений, ссор, в изрядном количестве образующих совершенно невыносимую семейную атмосферу.
В наше время какую-то трещину получили отношения родителей и детей.
Замечают, что заповеди о почтении к родителям Господь придает столь исключительное значение, что за исполнение этой заповеди людьми устанавливаются награды еще здесь на земле, а за нарушение ее Господь карает еще тоже на земле. Слова Писания: «благословение отчее утверждает домы чад, клятва же материя искореняет до основания» — эти слова сбываются над детьми самым разительным, несомненным образом. Есть замечательный рассказ о родительском благословении.
«Одному деревенскому мальчику плохо жилось дома из-за постоянных несправедливостей к нему со стороны матери. Она его всячески преследовала, постоянно за все корила, хотя он был мальчик трудолюбивый и ей ни в чем не прекословил. Жизнь его была так тяжела, что он решил идти из дому на заработки. Собравшись совсем в путь-дорогу, он попросил у матери благословить его. Злая женщина не смягчилась и в минуту расставания с сыном, который видел от нее так мало сладкого, — вместо того, чтобы благословить его образом, в сердцах крикнула: «вот, тебе мое благословение» и при этом швырнула в сына поленом.
И тот не осудил своей матери. Добрый мальчик поклонился ей в ноги и произнес: «Спасибо, матушка, на твоем благословении» и потихоньку вышел из родительского дома».
Это был человек большой веры; напрягая душевные свои силы, он заставлял себя не осуждать свою мать. Полено, которое она в сердцах в него бросила, он считал за ее благословение. Определившись в мастерство, он старался скопить достаточно, чтобы заказать иконописцу написать простой образ на части принесенного с собою из дома полена. Этот образ принес ему счастье: хороший работник, он быстро выучился ремеслу, был оценен хозяином и в зрелые годы стал сам хозяином большого заведения.
Вот, как по вере этого гонимого и великодушного сына просияло над ним исполнение великого завета слова о родительском благословении. Известны, с другой стороны, случаи страшного оправдания в жизни детей и потомков вообще родительской клятвы.
В Москве была богатая, знатная семья, в которой состоялся один брак против воли родителей. Когда молодые приехали к родителям, чтоб броситься им в ноги и просить прощения, родители вышли к ним навстречу с образами в руках и торжественно их прокляли. Можно проследить на нескольких поколениях судьбу потомства этого брака.
Всюду, куда они вступали, они приносили с собой несчастье. Мне довелось знать судьбу одного поколения, — двух сестер и брата.
Одна сестра вышла замуж за богатого человека, но в скором времени он стал быстро разоряться, двое из детей ее были сумасшедшими, один застрелился. Дочь вышла замуж и жила сперва счастливо, но в нестарые еще годы муж ее, осматривая производившуюся в усадьбе постройку, по неосторожности упал с лесов и на месте расшибся на смерть. Детей у них не было и с этой стороны потомство прекратилось.
Другая сестра вышла за человека, который, происходя тоже из очень богатой, видной семьи, провел жизнь несчастно, взялся за предприятия, которые лопнули и был отдан под суд. Сын его сделал блестящую партию, но жена его убежала с другим, оставив ему на руках сына; сам он теперь умер, а сын этот, как я слышал, тоже несчастлив.
Дочь его была помолвлена за богатого молодого помещика и через 8 дней после свадьбы — дело было в апреле — катаясь с мужем в деревне, упала вместе с экипажем в разлившуюся реку и потонула.
Наконец, потомство брата этих двух сестер тоже находилось под влиянием какого-то злого рока. Жена его, несмотря на то, что у них было человек шесть детей, оставила его и обвенчалась с другим. Дети его не заняли того положения, на которое могли рассчитывать по состоянию и блеску их семьи. Несколько из них погибло на войне, состояние их таяло. Дочь его вышла за человека из очень богатой семьи, которая, с вступлением к ним этой девушки, стала разоряться и теперь состояние свелось совсем на нет.
Вот еще случай... Одна мать, оскорбленная дочерью — дело было более ста лет назад — прокляла ее и предсказала, что в течение нескольких поколений все женщины в их роде будут несчастны в замужестве, и всякая старшая дочь старшей дочери будет умирать в родах... И что же: страшное предсказание сбылось слово в слово.
Дурное отношение к родителям — есть верх неблагодарности.
Сколько терпит мать, рождая детей, — какие невыносимые страдания, угрожающие жизни и нередко на весь остальной век в конец расстраивающие здоровье дотоле цветущей и сильной матери. Если перечислить все те бессонные ночи, которые она проводила над ребенком, постоянную тревогу, отстаивание грудь грудью ребенка от смерти в разных болезнях, приходящих столь внезапно, столь непонятно, несмотря на самый заботливый уход, волнения за судьбу ребенка из-за дурных сторон его характера и обозначающихся в нем пороков, глухое беспокойство, когда мать чувствует за подрастающими детьми чье-нибудь вредное постороннее влияние, не может его еще объяснить и открыть, но чует его духом; такие страшные терзания, как объявление сына в богатой семье о значительных, в короткое время наделанных долгах, как связь его с дурной женщиной, тяжкое падение дочери; как все это ужасно, какая во всем этом несомненная голгофа матерей!
Человек, у которого срывается грубое, резкое слово против родителей, пусть вспомнит о том, как его мать просиживала ночи у его изголовья, как не было минуты в ее жизни, чтоб она не думала о нем, не старалась его чем-нибудь утешить и порадовать, не готова была за него распяться.
О, эта безграничность всепрощающей материнской любви! В одном фантастическом образе, неотразимо действующем, несмотря на омерзительность происходившего, французский поэт выставляет всю силу бескорыстной всепрощающей материнской любви.
Одному парню, влюбленному в недостойную девушку, девушка эта, желая получить от него необыкновенный знак его привязанности, говорит ему: «вырежь сердце твоей матери и принеси мне...» Сын исполняет злодейское дело, и бежит к своей возлюбленной с этим страшным даром. По дороге он спотыкается и роняет сердце, и это материнское сердце, вырезанное для удовлетворения страшной прихоти, вдруг затрепетало и говорит: «Дитя мое, не ушибся ли ты!».
И после того, как родители, ценою подчас непосильных жертв, выращивают своих детей, и дети станут на ноги: чаще всего дети откалываются от родителей, устраивают свой новый очаг и отдают свою привязанность другой женщине, — избранной им жене и своим детям. Печально, но естественно и соответствует словам Писания: «да оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей».
После всех пережитых за детей тревог и волнений, какая новая тревога и новое волнение, думать о том, найдет ли любимый ребенок счастье в браке, друга ли встретит она в своем муже или он в своей жене, или она найдет в нем изверга и тирана, а он вздорное себялюбивое существо, которое будет думать обо всем, кроме счастья мужа. И часто родительские страдания ожесточаются тем сильнее, чем дальше идет время, и смерть родителей омрачена сознанием, что детей впереди не ждет ничего, кроме горя.
А что сказать о том ужасе, когда родители, люди прекрасные и добродетельные, видят, что дети их нравственно гибнут, что исключительные способности, данные им Богом, пущены ими по ветру, что нет более никакой надежды на их спасение, и падение совершается все более глубоко и стремительно?
Что делать, если родители отдалены от детей большим пространством и не могут до них добраться, а слухи о детях доходят все более и более ужасные и терзающие? Что делать, если родители слышат, что дети изменили последним правилам чести и совершают такие дела, что родителям было бы слаще схоронить своего ребенка, чем оставлять его таким, каким он стал?
Эти осложнения жизни были бы совершенно беспросветны, если бы у родителей, как у всякого страдающего, не было одного великого орудия — молитвы.
Пусть в таком горьком положении родители вопиют к Богу, как некогда вопияла ко Христу о спасении своей злобесновавшей дочери и добилась того, что была услышана, жена хананеянка. Быть может, Господь попускает потому искушаться детям, чтобы сделать их дважды детьми своих родителей, детьми по плоти и детьми по духу. Так, Бог повторяет в повести их жизни чудную повесть блаженного Августина и матери его Моники. Воспитав сына в вере и благочестии и зная, как знает одна мать, все великие дарования Августина, Моника принуждена была видеть, как сын ее через дурное товарщество развратился и стал еретиком. Не дни, не недели и не месяцы, а долгие годы Моника вопияла к Богу, и вопль ее был, наконец, услышан. Он был ею дважды рожден, ее Августин: рожден в муках рождения, рожден в слезах молитвы. И, быть может, для того так страдала великая душа Моники, и для того попустил Бог искуситься славному учителю Церкви, чтобы воздвигнуть в лице Моники пример и образец для будущих веков и поколений того, чем должны быть мактеринская молитва, и как матери могут спасать своих детей.
Пусть матери, лишенные даже возможности непосредственно действовать на детей, просят Бога заменить их присутствие Своим святым, животворящим и возрождающим присутствием. Пусть они с дерзновением скажут: «Я от него удалена, я не могу ему ничего говорить; так Ты внушай ему те глаголы, которые мне хотелось бы ему передать и еще большие и лучшие глаголы... За мою муку дай мне упование, что он будет спасен... Неужели я одна отойду от Тебя не услышанной, и Ты откажешь мне в том единственном, для чего я живу, — в спокойствии за судьбу сына моего».
В наше время и в крестьянской среде, и в других сословиях — замечается возрастание чувства неуважения к родителям. В деревнях среди населения безобразно пьянствующего, озверелого происходят такие явления, о которых страшно вспоминать и еще страшней говорить, так как есть слова, которые жгут произносящие их уста.
Возможно ли, например, спокойно думать о том, что нередки случаи, когда дети бьют своих родителей, а взрослые сильные сыновья таскают за бороды слабеющих стариков. Помимо кротости и увешания здесь должно применить к озверевшим детям самые жестокие смирительные наказания. Они заслуживают того, чтобы их выставлять на позор перед всем селом, перед всей волостью, в назначенные дни выставлять их со скованными ногами и руками у позорного столба, где всякий мог бы в них плевать и их ударять.
Неуважение к родителям есть вещь, которая должна быть вырвана с корнем, так как оно совершенно нетерпимо и подтачивает самые основы жизни. Приходилось великому Саровскому старцу Серафиму слушать, как дети осуждают родителей. Он проникался ужасом пред этим явлением, что немедленно закрывал говорившему рот рукой.
Как часто при жизни дети недостаточно почтительны к своим родителям, недовольно заботливы, хотя родители неприхотливы и довольствуются малым, не получая от детей и этого малого. Не ценят дети любви и заботы родителей, часто грубо отвечают им, когда родители ласково их о чем-нибудь спрашивают.
Между тем, в действительности, нет у детей лучших друзей, помощников, покровителей, как родители, и едва ли когда встретят они эту мало требующую, все прощающую, все дающую любовью. Только, когда сырая земля скроет родителей, замолкнет навсегда этот голос, умевший для детей быть столь нежным и ласковым, закроются глаза, всматривавшиеся с такой любовью и так пристально в родную жизнь детей, только тогда, когда человек, лишенный любви, которою он пренебрегал, почувствует свое сиротство и ее незаменимость, — только тогда поздно и бесплодно оценивают дети эту любовь, которой они лишились навсегда, и шепчет тогда им роковой голос: «поздно, поздно, поздно». Что сделали вы над собой, бедные заблуждающиеся дети? Зачем нарушили ту заповедь, которую исполнять, казалось, так легко и сладостно, зачем отвратились от наших лучших и вернейших друзей, зачем за все то бесценное, чем вы им обязаны, отплатили черною неблагодарностью? Если в вас есть хоть и позднее раскаяние, то загладьте заботой о их памяти ваши непоправимые пред ними вины. Поминайте их в молитвах, призывайте их к себе на помощь, ибо они не перестают смотреть на вас и думать о вас так же; только стали теперь, в новом виде бытия своего, сильней и прозорливей. Это дело любви будет им мило и утешительно, и вы восстановите то, что так легкомысленно нарушили раньше.
У кого родители еще живы — пусть тот помнит этот завет Божий о почитании родителей и пусть знает, что вне верности, послушании и почтении родителям счастья нет.
Люди не должны смущаться тем, что иногда с ними у родителей нет желаемого духовного общения, что они во многом смотрят на вещи врозь, что они часто разномыслят в самых существенных вопросах религии.
Один серьезный человек жаловался некоему великому старцу на то, что он не чувствует нравственной близости к родителям и боится осуждения за это.
Старец сказал этому вопрошающему:
- Прочтите пятую заповедь.- Чти отца твоего и матерь твою, — читает тот
- Остановитесь, — сказал старец, — прочтите первые слова.
- Чти отца твоего.
- Повторите первое слово, — сказал старец.
- Чти.
- Поняли? — спросил тогда старец.
- Да, понял, — отвечал тот.
Он понял, что Бог требует почтительного, заботливого и уважительного отношения к родителям, независимо от того, есть ли у человека с родителями душевная близость, и не осуждает человека за отсутствие этой духовной близости с родителями.
Есть государственный закон, который обязывает детей содержать своих беспомощных родителей.
Таким образом, отец, оставленный детьми без всякой помощи, может искать с них содержание судом. Но что сказать о таких детях, которые иначе, как по определению суда, не хотят кормить своих родителей?
Известны случаи, когда вполне обеспеченные и богатые дети выгоняли родителей из своего дома. Такие дела относятся к мерзостнейшим делам, о которых когда-либо было слышано. Мне рассказывали, что в одной из польских губерний есть большое имение, в котором доселе хозяева видят маленькую разгневанную старуху, внезапно появляющуюся и так же внезапно исчезающую. Эта несчастная душа — блуждающая душа прогнанной и оскорбленной матери. После смерти своего отца, получив в наследство имение, дети, приказали своей матери, у которой не было другого приюта, оставить усадьбу. Мать подчинилась решению; но, дойдя до пригорка, с которого открывался вид на усадьбу, она обернулась к дому и прокляла своих детей, а также и тех, кто будет владеть этим имением... Действительно, владение этим имением приносит несчастье; разгневанную старуху видела там моя знакомая польская дама, которая мне об этом явлении рассказывала.
Как отрадно, с другой стороны, смотреть на детей, которые окружают родителей своих величайшим уважением, не знают, как говорится, как и чем их почтить.
Мне пришлось быть в доме одного богатейшего промышленника, состояние которого насчитывалось десятками миллионов. Начало этому состоянию положил его отец, простой крестьянин. Сын был женат на дворянке старой семьи, говорил на европейских языках, дочери его были замужем за титулованными гвардейцами. Но на первом месте в доме сидела его мать, носившая простонародное имя, женщина едва ли не безграмотная, но с большим достоинством. И какие бы высокопоставленные гости в этом доме не были, хозяин неизменно подводил их к своей матери и почтительно их ей представлял. И со своим простым русским смыслом, спокойными движениями, высокая кряжистая здоровая еще старуха не казалась среди этого избранного общества не на своем месте, и, конечно, уважение к ней ее сына только поднимало его в глазах общества.
Мне рассказывали еще о том, как трогательно было видеть знаменитого русского поэта и публициста Ивана Сергеевича Аксакова в церкви с его престарелою матерью. Приведя под руку эту вдову знаменитого автора «Детства Багрова внука» в храм, сын всегда добывал стул для старушки, заботливо снимал с нее верхнее платье, все время наблюдал за тем, чтобы ей удобно было стоять — одним словом, как говорится, дрожал за нее.
Более того, люди, привязанные к своим родителям, с особым уважением относятся к старикам и старухам, так как представляют себе, что вот, может быть, мой отец или моя мать сейчас тоже нуждаются в чьей- нибудь помощи и поддержке, и какой-нибудь встречный человек оказывает им ту же заботу, какую я теперь оказываю этому старику или старухе.
Необходимо отметить тут большую неправильность, которая почти всегда существует в семьях между матерью мужа и молодой женой.
Редко, редко, когда эти отношения бывают естественны, проникнуты с одной стороны доброжелательством, с другой — уважением.
Вышедши замуж, молодая должна помнить, что мать есть всегда мать, и, если она любит своего мужа, то как не быть ей благодарной тем людям, которые этого мужа ее вырастили и поставили на ноги. Она должна помнить, что женитьба сына, с одной стороны, представляющая для матери и отца радость и надежду на продолжение рода, с другой стороны, всегда болезненна, ибо сын отдаляется от семьи и образует свою семью, которая для него станет ближе и дороже его родителей.
(продолжение следует)
Другие статьи автора:
-
Идеалы христианской жизни
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Идеалы христианской жизни
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Идеалы христианской жизни
№6 ( 03.03.1992 1992 г. ) -
Идеалы христианской жизни
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Прп. Серафим Саровский как Чудотворец
№7 ( 07.04.1992 1992 г. ) -
Идеалы христианской жизни
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Идеалы христианской жизни
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Идеалы христианской жизни
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Идеалы христианской жизни
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Идеалы христианской жизни
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Идеалы христианской жизни
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Иеросхимонах Иоанн, первоначальник Саровский
№16 ( 29.07.1996 1996 г. ) -
Идеалы христианской жизни
№17 ( 14.07.1997 1997 г. )