СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

9-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
на слова: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»

Чтение из книги Иова: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла» (Иов. 38, 2).

1. Невозможно узреть Бога плотскими очами, потому что бесплотное не может подлежать плотскому зрению. И сие засвидетельствовал Сам Единородный Сын Божий, говоря: «Бога не видел никто никогда» (Иоан. 1, 18). Если из написанного у Иезекииля заключит кто, что видел Бога Иезекииль, то как говорит Писание? Видел он «подобие славы Господни» (Иезек. 2, 1), а не Самого Господа; даже подобие славы, а не самую славу, какова она действительно. И увидев только подобие славы, а не самую славу, пал на землю от страха. Если же видимое подобие славы приводило в страх и трепет пророков, то если бы покусился кто узреть Самого Бога, без сомнения, лишился бы он и жизни, по сказанному: «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20). Поэтому-то Бог, по весьма великому Своему человеколюбию, простер небо, как завесу, сокрывающую Его Божество, чтобы мы не погибли. Не мое это слово, но Пророк сказал: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего» (Ис. 64, 1). И чему дивишься, если Иезекииль, узрев подобие славы, пал ниц? Когда Даниилу явился Гавриил, служитель Господень, немедленно пришел он в ужас, и пал на лице (Дан. 8, 17); и пока Ангел не принял на себя «подобие сына человеча», Пророк не осмеливался ему ответствовать (10, 16. 17). Если же Гавриил, когда был видим, приводил в трепет пророков, то не погибли ли бы все мы, если бы явился Бог, каким Он Сам в Себе?

2. Поэтому, невозможно видеть естество Божие плотскими очами, но можно от дел Божиих выходить до представления силы Божией, по словам Соломона, который говорит: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13, 5). Не просто сказал: «от созданий познается Виновник», но присовокупил: «сравнительно». Ибо тем величественнее представляется Бог каждому, чем выше воззрение на тварей, приобретенное человеком. И когда при высшем воззрении возвысится он сердцем, тогда получает высшее представление о Боге.

3. И хочешь ли узнать, что естество Божие постигнуть невозможно? Три отрока, исповедуя Бога в пещи огненной, говорят: «Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на херувимах» (Дан. 3, 54). Скажи мне, какое естество у херувимов? Пророк Иезекииль, по возможности, сделал им описание, сказав, что «у каждого — четыре лица» (Иез. 1, 6): лице человеческое, лице львиное, лице орлиное и лице тельчее (10), что шесть крыл у единого, и очи у них повсюду, и повсюду, и под каждым из них четырехчастное колесо; однако же, хотя пророк и сделал описание, мы, читая, не можем еще постигнуть оного. Если же не можем постигнуть престола, им изображенного, то как можем постигнуть седящего на престоле, невидимого и неисповедимого Бога? Но, хотя естество Божие невозможно исследовать пытливо, однако же можно воссылать Ему славословия за видимые Его создания.

4. Сказуется же сие вам по порядку Символа веры, потому что говорим мы: «веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым», напоминая тем себе, что Он есть Отец Господа нашего Иисуса Христа, и Он же сотворил небо и землю, и охраняя себя от совращений с безбожными еретиками, которые осмелились худо отзываться о Всепремудром художнике целого этого мира, и хотя видят плотскими глазами, но слепотствуют очами ума.

5. Ибо что могут порицать в великом создании Божием? Изумляться надлежало им, взирая на свод небесный, поклоняться надлежало им Поставившему «небеса, как тонкую ткань» (Ис. 40, 22), и из текучего естества вод Сотворившему незыблемый состав неба. Ибо «сказал Бог: да будет твердь посреди воды» (Быт. 1,6). Однажды изрек Бог — твердь стала и не падает. Небо — вода, на нем солнце, луна и звезды огненные. Как же огненное совершает течение в воде? Если же кто сомневается в этом, потому что свойства огня и воды противоположны, то пусть приведет себе на память при Моисее в Египте «и был град и огонь между градом» (Исх. 9, 24), и взирает на сие всемудрое мироздание Божие. Поскольку настояла потребность в водах для будущего возделывания земли, то Бог уготовил над землею водоносное небо, чтобы, когда какой-либо земной стране потребно будет орошение дождем, по природе своей готово было к тому небо.

6. Что же? Не должно ли с удивлением взирать и на устройство солнца? Ибо, представляясь в виде малого сосуда, заключает в себе великую силу, являясь на востоке и разливая свет до запада. Псалмопевец, описывая утреннее его восхождение, сказал: «и оно выходит как жених из брачного чертога» (Пс. 18, 6). Сим Пророк изображает ту светозарность и соразмерность в солнце, с какими сперва является оно людям, потому что когда совершает оно полдневное свое течение, тогда часто скрываемся по причине зноя, при восхождении же для всех оно приятно, как появившийся жених. И вникни в распорядительность его, лучше же сказать не его самого, но Того, Кто повелением Своим определил солнцу течение, а именно в том, что летом, став выше, производит должайшие дни, давая людям более времени для дел, а зимой сокращает течение, чтобы не продолжалось время стужи, ночи же, став длиннее, способствовали людям к отдохновению и содействовали земле к плодородию произведений. Смотри, как чинно дни уступают один другому, летом возрастая, а зимой сокращаясь; весною же и осенью друг другу даруя равенство в продолжительности; тоже самое совершают также и ночи. Посему Псалмопевец и говорит о них: «День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание» (Пс. 18, 3). Ибо едва не вопиют не имеющим слуха еретикам, и едва не говорят стройным своим порядком, что нет иного Бога, кроме Зиждителя, положившего всему предел и приведшего все в устройство.

7. Никто да не позволит утверждать некоторым, будто бы иной Творец света, и иной Творец тьмы. Пусть помнит, что говорит Исаия: «Я образую свет и творю тьму» (Ис. 45, 7). За что, человек, негодуешь на тьму? Почему обременяешься временем, данным для твоего упокоения? Рабу не иметь бы покоя от господ, если бы тьма не приносила с собою необходимой отсрочки. Как часто, утрудившись днем, обновляемся в силах ночью. И кто вчера был утомлен, тот утром, по ночно упокоении, становится крепким. И что полезнее ночи для мудрости? Ибо ночью нередко размышляем о Боге; ночью занимаемся чтением и рассмотрением Божественных словес. Когда лучше настроен бывает ум наш к псалмопению и молитве? Не ночью ли? Когда чаще приходим к воспоминанию о грехах своих? Не ночью? Поэтому не допустим той худой мысли, будто бы иной есть творец тьмы; ибо опыт показывает, что и тьма есть нечто доброе и весьма полезное.

8. Еретикам надлежало бы изумляться и дивиться не только устройству солнца и луны, но и благоустроенным сонмам звезд, беспрепятственному течению и благовременному восхождению каждой из них: как одни служат знамением лета, а другие — зимы; как одни показывают время сеяния, а другие означают начало плавания; и человек, сидя на корабле и плавая по беспредельным волнам, взирает на звезды, и направляет корабль. О сем-то прекрасно говорит Писание: «и для знамений и времен, и дней и годов» (Быт. 1, 14), а не для составления астрологических басней о рождении. Смотри, в какой прекрасной постепенности даровал нам Бог и дневной свет: не вдруг видим восходящее солнце, но предваряет его малый некий свет, чтобы зеница ока, приобучившись, могла взирать на светейшее озарение луча. Но как и ночную тьму умерил Бог лунным сиянием?

9.  «Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?» (Иов. 38, 28). Кто сгустил воздух в облака, и повелел им носить дождевые воды? Кто иногда ведет «от севера облацы златозарни»? (Иов. 37, 22), иногда превращает их в одинокий вид, и опять изменяет в различные круги и другие очертания? Кто в премудрости своей может исчислить облака? О ком сказано у Иова: «Разумеешь ли равновесие облаков» (Иов. 37, 16); «и кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба» (38, 37); «и облако не расторгается под нею» (26,8), т. е. столько вод на облаках, и вода не проторгается, но совершенно чинно нисходит на землю? «Кто изводит ветер из хранилищ своих» (Пс. 134, 7)?Кто же есть, по сказанному наши выше, «рождает капли росы»? «Из чьего чрева выходит лед?» (Иов. 38, 29). Состав его из воды, а действие подобно камню. Вода обращается иногда в снег подобный волне, а иногда делается служебною Посылающему мглу (иней), как пепел (Пс. 147, 5); иногда превращается в подобный камню состав, потому что Бог дает воде такое направление, какое Ему угодно. И естество ее однородно, но сила действия многоразлична. Вода в винограде делается вином, веселящем сердце человека, в маслинах — елеем, умащающим лице человека; она превращается и в хлеб, укрепляющий сердце человека, и во всякие произведения плодов.

10. Что же должно делать при всем этом: хулить ли Создателя, или паче поклоняться Ему? И пока не говорю еще о неявных делах Его премудрости. Посмотри на весну и на цветы всякого рода, различные при самом их сходстве; на червленность розы на белизну лилии; все это от одного дождя и из одной земли. Кто же дает им различие? Кто созидает их? Посмотри, какая строгая во всем бережливость: из одного древесного состава одно идет на одеяние дерева, а другое — на разные плоды. Художник же один. В одной виноградной лозе иное годно на сожжение, иное идет в росток, иное в листья, иное в плети, иное в грозды. Подивись на тростнике этим частым обводам колен, какие сделал Художник. Из одной земли происходят пресмыкающиеся, звери, скоты, дерева, годное в пищу, золото, серебро, медь, железо, камень. Одно естество водное, но из него состав и животных плавающих и птиц, чтобы как те плавают в водах, так и птицы летали в воздухе.

11. «Это море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа» (Пс. 103, 25). Кто в состоянии изобразить красоту рыб в море? Кто может описать величину китов и состав животных земноводных, приспособленный к тому, чтобы жить им на суше и в водах? Кто в состоянии описать глубину и широту моря, или стремление огромных волн? Но оно стоит в своих пределах, по слову Изрекшего: «Доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов. 38, 11). Оно и показывает, как страшно для него слово повеления, когда при отливе оставляет на берегах ясно проведенную волнами черту, как бы давая тем видеть, что не преступает назначенных пределов.

12. Кто может изучить естество летающих в воздухе птиц? Почему у одних музыкальный язык, у других перья испещрены всякого рода живописью; иные, поднявшись высоко, могут неподвижно стоять в воздухе, подобно ястребу? Ибо по Божиему повелению «летает ястреб и направляет крылья свои на полдень» (Иов. 39, 26). Кто из людей может усмотреть поднявшегося вверх орла? Если же непонятна для тебя поднявшаяся в высоту неразумная птица, то как же хочешь постигнуть Творца всяческих?

13. Кто из людей знает хотя имена всех зверей? Или кто в состоянии изучить естествословие каждого зверя? Если же не знаем даже имен зверям, то как постигнем Творца их? Одно Божие повеление изглаголало: «да произведет земля скотов и гадов и зверей земных по роду их» (Быт. 1, 24, 25), и по одному повелению из одного источника произошли различные породы: и кроткая овца, и плотоядный лев. И различные движения бессловесных животных имеют в себе нечто уподобляющееся человеческим произволениям: лисица показывает в себе людское коварство; змея — ядоносных друзей; ржущий конь — сластолюбивых юношей; деятельный муравей служит к тому, чтобы возбудить ленивого и нерадивого. Ибо, когда человек в праздности проводит юность, тогда вразумляется он бессловесными животными, обличаемый Божественным Писанием, которое говорит: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (Притч. 6, 6). Смотря, как он заблаговременно заготовляет себе пищу, подражай и ты, и собирай себе плоды добрых дел на будущие веки. И еще: «пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива» (Притч. 6, 8), и как она, облетая всякого рода цветы, на пользу себе составляет мед, чтобы и тебе, проходя Божественные Писания, собрать рукояти своего спасения и, насытившись, сказать: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс. 118, 103).

14. Поэтому, не прославления ли паче достоин Художник? Что же? Если не знаешь ты состава всякой вещи, то ужели они напрасно и сотворены? Не в состоянии ты познать действенность всякого былия; не можешь дознать всю пользу, доставляемую каждым животным. Но из самых ядоносных ехидн извлечены противоядия во спасение людям. Ты скажешь: змея ужасна. Но бойся Господа, и не возможет она повредить тебе. Язвителен скорпион. Но бойся Господа, и не уязвит тебя. Кровожаден лев. Но бойся Господа, и он сядет у ног твоих, как у ног Данииловых. Удивляться, подлинно, должно и деятельности животных; почему у одних деятельность их в жалах, как у скорпиона; у других сила в зубах; иные одолевают когтями; у василиска сила во взоре. И из разнообразия созданий уразумевай силу Создателя.

15. Но, может быть, и не знаешь сего: нет тебе дела до животных, которые вне тебя. Войди, наконец, в себя самого и по своему существу уразумей Художника. Что в твоем теле по устройству своему заслуживает порицания? Владей собою, и из всех членов ни один не окажется негодным. В начале Адам и Ева в раю были наги, но не по причине членов они отвержены. Причиною греха не члены, но те, которые делают худое употребление членов. Творец же членов премудр. Кто устроил ложесна для чадородия? Кто одушевил неодушевленное? Кто сшил нас жилами и костьми, «облек кожею и плотию» {Иов. 10, 11), и вместе с рождением младенца изводит из сосцев источники млека? Как младенец возрастает в отрока, отрок в юношу, а потом в мужа, и муж также пременяется в старца? Между тем никто не примечает строгой ежедневной последовательности перемен. Как из пищи иное обращается в кровь, иное отделяется на извержение, иное прелагается в плоть? Кто приводит сердце в непрестанное движение? Кто нежное око премудро обезопасил покровом вежд? Многосложное и дивное устроение глаза едва объясняют несколько пространные книги врачей. Кто в целое тело вложил единое дыхание? Видишь ли, человек, Художника? Видишь ли премудрого Создателя?

16. О сем распространился я теперь в слове, не коснувшись многих тысяч иных существ, особенно же бесплотных и невидимых, чтобы ты возненавидел хулящих благого и премудрого Художника, и за то, что тебе сказано и прочитано, и что сам ты в состоянии отыскать или уразуметь, то есть «от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13, 5) и, благочестно преклоняя колена пред Творцом всяческих, разумею же Творца всего чувственного и духовного, видимого и невидимого, благодарным и хвалебным языком, неумолкающими устами и сердцем песнословил ты Бога, говоря: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» (Пс. 103, 24). Тебе подобает честь, слава и величие, ныне и во веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: