Жизнь епархии

Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн. Некролог

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.

(Ин. I, 6–7)

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в Отечестве своем и у сродников в доме своем.

(Мк. 6, 4)

Вечером 2 ноября 1995 года на 69-м году жизни окончился земной путь выдающегося Русского архипастыря, Высокопреосвященнейшего ИОАННА, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Владыка последнее время чувствовал себя хорошо, ибо многие телесные недуги, от которых архиерей долгие годы страдал, оставили его. Внезапная кончина святителя наступила от инфаркта — остановилось сердце.

Постоянный член Священного Синода, магистр богословия, доктор церковной истории, замечательный проповедник, Владыка Иоанн всего себя отдавал служению Христу, Правде Божией, Святой Православной Церкви, Русскому народу — своей многомиллионной пастве и конкретным людям.

В лице Митрополита Иоанна страждущая на Голгофском кресте Россия и израненная, но все же сохранившаяся душа ее — Русская Православная Церковь, вынужденная безбожной властью молчать столько десятилетий, обрели свой голос. Безбоязненно и твердо звучал он, и хотя был негромок, его слышала вся Россия.

«Все беды и скорби, столь обильно излившиеся на наше многострадальное Отечество в нынешнем столетии, являются лишь следствиями забвения нами Заповедей Господних», — неустанно повторял Владыка. Он считал себя прежде всего пастырем и все свои труды направлял на духовные нужды современной России, которая обязательно должна вернуться к Богу.

Архипастырем всея Руси называл Владыку Иоанна народ, ставя имя его в ряду с именами священномученика Патриарха Гермогена и святителя и исповедника Патриарха Тихона. Слова Митрополита Иоанна врачевали раны народной души. Они наполнили смыслом жизнь многих русских людей, отлученных лихолетием безбожия от Бога и Веры, утративших духовные ориентиры, указали им путь спасения, пробуждая совесть, прогоняя окамененное нечувствие, предостерегая от опасностей, грозящих пагубой для души православного христианина и нашего земного Отечества.

Сердцевина спасения души человека, — учил Владыка, — в несении своего Креста, в подвиге духовном, совлечении с себя человека ветхого, греховного, «сораспятии себя Христу со своими страстьми и похотьми». Лишь подвигом личным, крепкой верой и добрыми делами, считал святитель, можно стяжать то некрадомое богатство, которое послужит залогом спасения. И в личной жизни сам неизменно следовал этому.

Неустанные архипастырские труды Владыки Иоанна, видные многим людям, приуготовляла потаенная внутренняя молитвенная жизнь святителя. Он считал, что только возвращением в личной и общественной жизни к вере и благочестию спасется Россия, и сам, своим собственным примером, в эпоху великих искушений утверждал это. Знавшие Владыку лично поражались его кротости и незлобию, смиренномудрию и любвеобилию.

Любовь его к Богу и людям была действенной и всеобъемлющей и распространялась как на близких его, духовных чад — пастырей и мирян, так и на врагов. Всей жизнью и праведной кончиной своей Владыка исполнил до конца евангельскую заповедь, положив душу свою за други своя (Ин. 15, 13) и за овцы своя и молясь, даже и на смертном одре, за врагов своих: «Отпусти им, Отче, не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). При этом, по слову свт. Филарета, Митрополита Московского, архипастырь никогда не путал личных врагов с врагами Отечества и врагами Божиими.

Святитель глубоко осознавал происходящее в современном, лежащем во зле и отступившем от Христа и забывшем Его мipe, но при этом ради спасения душ людских шел в мip, проповедуя, и словом, и делом, и примером своим, обличая нечестие и показывая путь спасения, защищая святыни Веры и свое земное Отечество, и до смерти остался верен Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Святой Православной Церкви и заветам Святой Руси.

20 июля/9 августа 1990 г. Николо-Богоявленский собор. Первая встреча с петербургской паствой

20 июля/9 августа 1990 г. Николо-Богоявленский собор. Первая встреча с петербургской паствой

Сегодня, когда главный вопрос нашей жизни, нашей судьбы, нашего спасения вечного (и земного будущего наших детей) это вопрос: «Воскреснет ли Россия?» — равнодушие и промедление недопустимы.

Россия ждет нашей помощи. Ждет, что ей укажут путь, на котором она обретет покой и мир, достойную жизнь и великую цель. С каждым шагом по мрачному бездорожью тают жизненные силы Руси. Каждое движение в направлении истинном, благотворном — обновляет ее волю и державную мощь.

Найдется ли проводник?

Первая встреча с паствой

Первая встреча с паствой

24 августа/7 сентября 1990 г. На выставке «Оптина пустынь»

24 августа/7 сентября 1990 г. На выставке «Оптина пустынь»

Родился Высокопреосвященнейший Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) 9 октября 1927 года в Новороссии, в селе Ново-Маячка Каховского района Херсонской (тогда — Николаевской) области в крестьянской семье Матфея и Матроны. Родители его не отличались особой религиозностью, и, хотя по возможности ходили в храм Божий, детей своих не воспитывали в вере и благочестии. Безрелигиозным рос и будущий архипастырь. Еще в детские годы у него была тяга к вере, однако она не получила своего закрепления, и отрок Иоанн оставался вне Церкви.

В 1930-х годах, спасаясь от голода, устроенного большевиками на Украине, семья Снычевых переезжает на южный Урал, в г. Соро- чинск Оренбургской области. Здесь происходит обращение отрока Иоанна к Богу и он делает свои первые шаги в вере. В 15 лет он глубоко задумывается над конечной целью жизни человека, и страшно было ему смириться с мыслью, что человек по смерти исчезает бесследно и превращается в небытие, и горько плакал он по этой причине.

Господь, взирая на тяжкие переживания юноши Иоанна, особым Промыслом повел его к вере. Ранней весной 1943 года в частных домах Сорочинска стали собираться богомольные старушки, чтобы вместе помолиться. На одно из таких молитвенных собраний пришел и юноша Иоанн. Здесь он впервые услышал слово Божие и в его сердце были посеяны семена веры.

Окончательное же восприятие веры Божиим Промыслом произошло вечером 1 августа 1943 года, в день памяти преп. Серафима Саровского и в канун праздника пророка Божия Илии, на танцплощадке. Иоанн внезапно увидел всю мерзость суетного мира. С этого момента сердце его загорелось огнем веры, и он стал на путь благочестия. Слово Божие разрешило мучившие его вопросы и приоткрыло тайну человеческой жизни — человек после смерти своей не исчезает, а переходит из сей жизни в жизнь будущего века.

В помощь 16-летнему Иоанну Господь послал благочестивую подвижницу инокиню мать Февронию, которая стала его духовной матерью. Вскоре Божий Промысел привел его к священнику о. Леониду Смирнову, который первый раз напутствовал юношу Свв. Таинами. Так началась его духовная жизнь.

В конце ноября 1944 года Иоанн был призван в ряды советской Армии, но через несколько месяцев, по болезни, его освободили от несения воинской повинности, и он стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в г. Бузулуке Оренбургской области. И снова действует Промысел Божий. В это время вновь назначенный на Оренбургскую кафедру епископ Мануил (Лемешевский), впоследствии — митрополит, искал себе келейника и послушника. Будучи в канун праздника Тихвинской иконы Божией Матери в храме города Бузулука, он обратил внимание на молодого пономаря и взял его в келейники. Так в июле 1945 года началась духовная жизнь Иоанна под руководством опытного архиерея.

В праздник вмч. целителя Пантелеимона, 9 августа 1945 года Владыка Мануил посвятил его в стихарь, а 9 сентября того же года — в иподиакона. В конце сентября, переехав вместе со святителем в Оренбург, келейник стал нести послушание в келье Владыки и в храме в качестве иподиакона. Епископ поручил ему почти ежедневно после литургии пересказывать в храме народу Жития святых, подготавливаясь к проповеднической деятельности. 9 июня 1946 года послушник Иоанн, после пострига в рясофор, был рукоположен своим старцем-архиереем во диакона, а 14 января 1948 года — во иерея.

О. Иоанн сопровождал своего старца-архиерея в его поездках по епархии, что в то время было сопряжено со многими трудностями. Пешком и на лошадях, в переполненных ночных поездах — в жару, дождь и мороз вместе с епископом юный келейник посещал отдаленные храмы епархии, где служил Владыка.

Святитель возлагал на него и чисто епархиальные дела, ибо не везде в приходах было спокойно, временами возникали внутренние нестроения. Туда и посылал Владыка своего совсем юного келейника укрощать человеческие страсти. 9 августа 1948 года иеромонах Иоанн был награжден архиепископом Мануилом набедренником.

Но недолго продолжалась совместная жизнь отца Иоанна со святителем-старцем. В сентябре 1948 года, когда архиепископа Мануила сослали в Потьму (Мордовские лагеря), осиротевший о. Иоанн поступил в Саратовскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду.

В 1951 году он стал студентом Ленинградской Духовной академии, закончив ее через четыре года со степенью кандидата богословия. Его оставляют профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.

В декабре 1955 года произошла радостная встреча с вернувшимся из ссылки архиепископом Мануилом, которого временно назначили на Чебоксарскую кафедру. Зимой 1956 года о. Иоанн, в свободное от стипендиатской работы время, помогал своему архипастырю составлять «Чин архиерейского отпевания», а осенью он был определен преподавателем Минской Духовной семинарии и пострижен в мантию. Иеромонах Иоанн преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей, одновременно заведуя семинарской библиотекой.

В сентябре 1957 года, по ходатайству архиепископа Чебоксарского и Чувашского Мануила, о. Иоанн был освобожден от преподавательской деятельности и вернулся к старцу-святителю в Чебоксары, где в течение двух лет помогал ему работать над капитальными трудами. «Каталог русских православных архиереев периода с 1893 по 1956 годы», «Топография архиерейских кафедр и викариатств того же периода» и «Фотоальбом православных архиереев от начала крещения Руси до 1958 года». За участие в их написании иеромонах Иоанн в марте 1959 года был награжден Святейшим Патриархом Алексием I крестом с украшениями.

В сентябре 1959 года о. Иоанн был определен помощником инспектора и преподавателем Саратовской Духовной семинарии, где преподавал гомилетику, сравнительное богословие и Священное Писание Ветхого Завета. Трудился иеромонах Иоанн в семинарии всего год, и в сентябре 1960 года снова был направлен в распоряжение Высокопреосвященного Мануила, архиепископа Куйбышевского и Сызранского, определен священником ключарем Покровского кафедрального собора г. Куйбышева (Самары).

18 августа/1 сентября 1991 г. Торжественный акт перед началом нового учебного года

18 августа/1 сентября 1991 г. Торжественный акт перед началом нового учебного года

26 сентября/9 октября 1991 г. Праздник св. Апостола Иоанна Богослова. День Ангела Владыки

26 сентября/9 октября 1991 г. Праздник св. Апостола Иоанна Богослова. День Ангела Владыки

Нам, пастырям Церкви, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается — малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге. А если, сверх того молчаливость пастыря, его некасательность к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод, то это будет прямой изменой Родине и своему пастырскому долгу (...)

Что же касается гибели России, то пророчества русских святых говорят не о ней, а о грядущем воскресении Святой Руси во всей своей силе и славе (...) Поэтому Церковь всех русских людей призывает к духовной бдительности, ведь именно потеря духовного стержня привела Россию к трагедии в XX веке.

1991 г. Свято-Троицкий собор Александро- Невской Лавры. Перед Великим Входом. Литургия

1991 г. Свято-Троицкий собор Александро- Невской Лавры. Перед Великим Входом. Литургия

14/27 апреля 1992 г. Светлая Пасха Христова

14/27 апреля 1992 г. Светлая Пасха Христова

6/19 августа 1992 г. Перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Чудотворцев из С -Петербурга в Соловецкий монастырь

6/19 августа 1992 г. Перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Чудотворцев из С -Петербурга в Соловецкий монастырь

Итак, чада мои, будьте бдительны и тверды во истине Церкви Христовой. Церковь Бога Живого — столп и утверждение истины», — свидетельствует нам апостол (I Тим. 3; 15). Знайте и помните, что именно Церковь есть больница для исстрадавшейся души человеческой. Принесите сюда груз своих недоумений и соблазнов, грехов и печалей — здесь излечивается любая болезнь греховная, ибо врачует не человек, но Врач Всемогущий.

16/29 августа 1992 г. Парголово

16/29 августа 1992 г. Парголово

Совершая священническое служение в соборе, иеромонах Иоанн в то же самое время помогал своему старцу-архиепископу в его литературных трудах и готовил свою магистерскую диссертацию. Трудясь долгие годы под омофором архиепископа Мануила, ученик унаследовал от своего наставника любовь к исследовательской и литературной деятельности, собрав богатый архив по церковной истории.

В апреле 1961 года иеромонах Иоанн был возведен в сан игумена, а к Пасхе 1964 года — в сан архимандрита. 12 декабря 1965 года состоялась его хиротония во епископа Сызранского. В исполненные скорбей годы гонений на Церковь Христову он отстаивает от закрытия и разорения многие приходы своей епархии, и даже добивается расширения и благоукрашения действующих, а позднее и открытия новых храмов.

В феврале 1966 года епископ Иоанн защитил в Московской Духовной академии магистерскую диссертацию и был удостоен ученой степени магистра богословия.

Владыка Иоанн был неутомим в служении Богу. Когда позволяли силы, он совершал Божественную литургию ежедневно. На Пасху и Рождество после служб в кафедральном соборе Епископ Иоанн неизменно объезжал села епархии и служил там, дабы не оставить без утешения и радости прихожан удаленных от Самары местностей. После кончины матери в 1967 и старца Митрополита Мануила в 1968 гг. Епископ Иоанн ежедневно в течение 40 дней совершал Божественную литургию по почившим.

В 1969 году Епископ Иоанн утверждается Епископом Куйбышевским и Сызранским, а с сентября 1972 года ему поручается временное управление Чебоксарской епархией. В сентябре 1976 года Епископ Иоанн был возведен в сан архиепископа.

Возглавляя Самарскую кафедру, Владыка Иоанн не оставлял своей юношеской привязанности к церковному пению, хорошо разбираясь в нем. Он сам любил петь, и всегда радовался народному пению в храме и тому молитвенному настрою, который оно давало. Будучи сам художником, Владыка хорошо знал живопись и иконопись, часто собственноручно составлял рисунки для священнических облачений, митр. В Самаре он организовывает единственную в своем роде мастерскую по пошиву облачений для духовенства. (С 1992 г. такая же мастерская по инициативе и благословению Владыки Иоанна была создана и в С.-Петербурге.) Любил он и столярное дело, находя отдохновение в физическом труде. Архиерей сам изготавливал аналои и иконные полки, различную мебель.

От своего учителя Митрополита Мануила Владыка Иоанн унаследовал великую любовь к книгам, сам умел и учил своих духовных чад переплетать их. Еще в Самаре он собрал богатую духовную библиотеку и архив. Любимым чтением Владыки до последних дней оставались труды святых отцов Церкви, хорошо знал он также и русскую классическую литературу. Владыка Иоанн продолжил труд Митрополита Мануила по составлению Каталога Русских Православных архиереев, собирая новые сведения и дополнения к нему и доведя хронологию до 1985 года. С целью духовного просвещения православных христиан, святитель подготовил и отредактировал для доступного восприятия современным читателем работы особо почитаемого им святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», «Ключи разумения», труды прпп. Ефрема Сирина, Иоанна и Варсануфия, других свв. отцов.

В июне 1987 года Владыка Иоанн посетил Святую Землю и Иерусалим. За чтение в 1988 году в Ленинградской Духовной академии курса лекций по новейшей церковной истории архипастырь получил звание доктора церковной истории. После 1000-летия крещения Руси, ознаменовавшегося оживлением церковной жизни Владыка положил начало восстановлению старых оскверненных и строительству новых храмов в Самаре, Мелекессе, г. Тольятти (Ставрополь-на-Волге) и других местах епархии.

20 июля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви, проходивший под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II определил Высокопреосвященному Иоанну быть Митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Священного Синода.

С августа 1990 по ноябрь 1995 гг. Высокопреосвященнейший Митрополит Иоанн возглавлял С.-Петербургскую епархию. При нем второй по значимости кафедре России возвращается ее историческое имя — Санкт-Петербургская, позже — 9 сентября 1991 года оно было возвращено и самому центру Митрополии — С.-Петербургу. Воистину, если не духовной пустыней был Петербург (именовавшийся тогда Ленинградом) к моменту вступления Владыки на петербургскую кафедру, то о положении Православия в граде Св. Петра, бывшей столицы России, красноречиво свидетельствует тот факт, что в год 1000-летия крещения Руси в городе с 5 миллионами жителей действовало всего 12 приходских православных храмов, половину из них составляли кладбищенские церкви. Лишь на кладбищах и в немногочисленных городских приходах дозволяла власть молиться православным христианам. В епархии не было ни одной обители, благодаря оживлению церковной жизни число действующих храмов возросло к 1990 г. до 59 (22 в городе и пригородах, 37 — в области).

За пять лет и три месяца, которые Владыка Митрополит управлял епархией, ему много пришлось потрудиться в связи с возвращением Русской Православной Церкви храмов, их восстановлением и ремонтом. Усердием и трудами Митрополита Иоанна были возобновлены пять мужских монастырей, среди которых — некогда одна из крупнейших русских обителей — Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, древние Коневский Рождество-Богородичный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Большой Тихвинский Успенский монастыри и Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельне. Незадолго до кончины Владыка благословил возобновление Свято-Троицкого Александро- Свирского мужского монастыря.

По благословению Владыки снова стал действующим Введено- Оятский монастырь (ныне — женский) и учреждены две женские монашеские общины на северо-востоке епархии: Свято-Введенская Корнилиево-Паданская и Свято-Покровская Тервеническая.

Число действующих храмов в епархии увеличилось за это время более, чем в три раза. Возобновились богослужения в Казанском, Андреевском, Троице-Измайловском, Петергофском Петропавловском и Царскосельском Феодоровском соборах, старинных церквах свв. правв. Симеона и Анны, св. Пантелеимона, Благовещенской, Спасо-Конюшенной, храмах Богоявления Господня на Гутуевском острове и Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала и многих других не только в С.-Петербурге, но и в разных местах обширной епархии. При участии и всемерном содействии Владыки открылись храмы во многих городах, не имевших ни одного действующего храма (Колпино, Шлиссельбург, Кингисепп (Ямбург), Приозерск (Кексгольм), Павловск, Любань, Лодейное Поле, Кронштадт, Сестрорецк, Ивангород), церкви при больницах и тюрьмах, выстроены новые храмы в основанных после 1917 года городах: Волхове, Киришах, Сосновом Бору, Пикалеве. В самом Петербурге выстроены первые после лихолетья советской власти новые храмы: свт. Петра митрополита Московского в Ульянке, свт. Николая Чудотворца на Северном кладбище, вмч. Георгия Победоносца на Средней Рогатке, часовня свт. Патриарха Тихона на Южном кладбище.

Несмотря на телесные недуги, ослабившие здоровье Владыки, он, не щадя себя, каждый воскресный день и накануне его, а также во дни двунадесятых, великих и престольных праздников совершал Божественную литургию в храмах С.-Петербурга и области. За пять лет Владыка побывал и служил почти во всех городских приходах, и неоднократно в области: в Луге — на родине Митрополита Мануила, в Гатчине, Выборге, Новой Ладоге, Ямбурге, Мурине, Зелено- горске, в Коневском монастыре и других местах. За это время им было рукоположено во священный сан более двухсот священников и диаконов, совершено 266 хиротоний (за 25 лет служения в Самаре — еще 175 хиротоний, всего — 445 хиротоний над более, чем тремястами иереями и диаконами). Таким образом, число духовенства в С.-Петербургской епархии возросло в три рада.

Освящение домовой церкви Рождества Пресвятой Богородицы при клинике института акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта

Освящение домовой церкви Рождества Пресвятой Богородицы при клинике института акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта

1993 г. Дни Православия. У Петропавловского собора

1993 г. Дни Православия. У Петропавловского собора

11/24 июня 1993 г. Коневский монастырь. Литургия в нижнем храме собора

11/24 июня 1993 г. Коневский монастырь. Литургия в нижнем храме собора

1993 г. Освящение православного детского сада

1993 г. Освящение православного детского сада

Проповедуя за каждым богослужением, Митрополит Иоанн находил время встречаться с горожанами на вероучительных беседах, регулярно проходивших в С.-Петербурге, выступать в телепрограмме «Храм» и радиопередаче «Колокола». Часто мнение Владыки по самым разным и важным вопросам современной жизни можно было прочесть в газетах, журналах и отдельно издаваемых брошюрах.

В эти годы отдельными книгами вышли печатные труды Владыки, посвященные истории Русской Православной Церкви XX века, его учителю Митрополиту Мануилу, сборники проповедей и статей, многие из которых имели большой общественный резонанс, сделав имя Высокопреосвященнейшего Митрополита Иоанна широко известным в России и за рубежом.

Ставя целью духовное просвещение народа, огромное значение Владыка придавал издательской деятельности Церкви: в Самаре по его благословению был впервые в России переиздан Закон Божий о. Серафима Слободского, творения свв. отцов Церкви. В С.-Петербурге по его инициативе в 1990 году возродились «С.-Петербургские Епархиальные ведомости», — журнал, в котором наряду с жизнью епархии освещаются многие богословские и церковные проблемы. В 1994 году Владыка Иоанн благословил основать издательство С.-Петербургской Митрополии «Православная Русь». При нем в епархии стали выходить и другие православные издания: газеты «Собеседник православных христиан», «Православный С.-Петербург», «Соборная весть», в том числе приходские: «Архангельский глас» (Ораниенбаум), «Софийский собор» (Царское Село), «Воскресение» (Тихвин), «Воскресенский листок» (С.-Петербург, церковь Воскресения Христова).

Духовно-нравственное просвещение народа выражалось также в том, что Владыка всемерно поддерживал и благословлял создание приходских воскресных школ, неоднократно посещая таковые при действующих храмах епархии, приветствовал открытие православных детских садов, школ и гимназий, преподавание Закона Божия в общеобразовательных средних и высших учебных заведениях. По инициативе Владыки в С.-Петербурге были учреждены Епархиальные курсы катехизаторов и псаломщиков, переросшие в воссозданное по его благословению Епархиальное Духовное училище; стали действовать Православное педагогическое общество и Епархиальные курсы по изучению основ православного вероучения для учителей и медицинских работников.

Ревнуя по Бозе и болезнуя о Святой Соборной и Апостольской Церкви, подвергаемой со всех сторон натиску всевозможных ересей и сект, и о душах своих пасомых, Архипастырь первым из иерархов Русской Православной Церкви после десятилетий молчания возвысил свой голос в защиту православной святоотеческой веры, единой спасительной и истинной. Предупреждая своих чад, Владыка многократно обличал зло в проповедях и посланиях и отдельно издававшихся книгах, выступая против раскола, обновленчества и ереси ересей — экуменизма. С целью защиты Православной веры и чистоты христианской нравственности, духовного просвещения, поддержания и восстановления православных храмов, ухода за престарелыми и больными, по благословению Митрополита Иоанна в Петербурге создаются православные братства, сестричества и общества, вос-станавливается традиция совершения крестных ходов по городу, был возобновлен самый многолюдный крестный ход по Невскому проспекту.

1994 г. Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери

1994 г. Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери

20 октября/2 ноября 1994 г. Панихида по Императору Александру III

20 октября/2 ноября 1994 г. Панихида по Императору Александру III

10/23 апреля 1995 г. Светлая Пасхальная заутреня

10/23 апреля 1995 г. Светлая Пасхальная заутреня

Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10; 45), — засвидетельствовал Христос, проходя Свой крестный путь. Жертвенность и самоотверженность стали основополагающими заповедями христианской нравственности.

1995 г. В церкви Смоленской иконы Божией Матери

1995 г. В церкви Смоленской иконы Божией Матери

...Мнимая победа сил зла есть лишь предвестница их тяжелейшего поражения, окончательный итог которого будет подведен в день Страшного Суда. Однако и здесь, на земле, в многострадальной России, они не имеют будущего. Ибо сгорая в очистительном огне страданий и скорбей, Святая Русь одновременно очищалась и крепла. И ныне в среде народа русского она жива, живы и верные хранители ее — истинно верующие православные люди, которым некогда предрек Сам Господь: «Не бойся, малое стадо...» (Лк. 12; 32).

(Из проповедей Митр. Иоанна)

Июль 1995 г. В резиденции Владыки

Июль 1995 г. В резиденции Владыки

С именем Владыки Иоанна связаны радостные события чудесного обретения в С.-Петербурге мощей великих русских святых: прп. Серафима Саровского (29.12.1990/11.01.1991) и свт. Иоасафа Белгородского (28.02./13.03.1991 г.), перенесения из С.-Петербурга на Соловки мощей препп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких Чудотворцев. Принимал участие Владыка и в обретении мощей свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, исповедника, в Донском монастыре в Москве (19.02./4.03.1992) и свт. Филарета, Митрополита Московского в Троице-Сергиевой Лавре (ноябрь 1994) Святителя Филарета Владыка очень чтил и приложил немало трудов к его прославлению. Возглавляя Богослужебную комиссию Священного Синода и принимая участие в работе комиссии по канонизации святых, Митрополит Иоанн всемерно способствовал прославлению подвизавшихся в пределах С.-Петербургской епархии свв. новомучеников и исповедников Российских: сщмчч. Вениамина, Митрополита Петроградского, архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (1992) и сщмч. Иоанна Кочурова, пресвитера Царскосельского (1994) и составлению служб им.

По благословению Владыки Иоанна были восстановлены кресты над могилами новомученика протоиерея Петра Скипетрова († 1918), старицы-странницы Матренушки-Босоножки († 1911), обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева († 1907); крестами отмечены места алтарей многих разрушенных храмов и часовен в С.-Петербурге и области.

За годы возглавления Митрополитом Иоанном петербургской кафедры из прикровенного стало открытым почитание в С.-Петербургской епархии Царственных мучеников и страстотерпцев.

Владыка Иоанн редко покидал свою епархию. Из С.-Петербурга он ездил в основном в Москву, на заседания Священного Синода и в Самару, где старался бывать каждый год в день памяти Митрополита Мануила. В декабре 1994 года он снова был паломником в Святой Земле и молился у ее христианских святынь.

Евангельскую жертву принес Владыка служением своей пастве, ибо «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Он молился неустанно за своих чад, клириков и мирян С.-Петербургской и Самарской епархий, часто по много часов принимая народ в своих покоях в здании Епархиального управления или в резиденции на Каменном острове. Оттуда, из скромного архиерейского дома, расходились по всей России послания Владыки, его заветы русским людям, молодому поколению, призывавшие обратиться ко Христу, встать на защиту Веры и Отечества. Всем сердцем переживал Митрополит Иоанн за земную Отчизну нашу — многострадальную Матушку-Русь, как он сам часто ласково ее называл.

И со всех концов необъятной России, откликаясь на его призыв любви, стремились в Петербург люди, порой жаждавшие лишь увидеть Владыку, услышать его, получить его благословение. За духовной поддержкой и мудрым отеческим советом обращались к поистине Всероссийскому Архипастырю монашествующие, духовенство и миряне, книжники и простецы, верующие и люди малоцерковные, известные политики, деятели науки, культуры и искусства.

Митрополит Иоанн стремился воздействовать на свою паству исключительно нравственным образом, полностью отказываясь от какого-либо внешнего давления. Такому подходу способствовала его истинно монашеская настроенность души, обращенность к внутреннему человеку, стремление пробудить совесть человеческую.

В тяжкое время безначалия и отступления от Бога Владыка воодушевлял остаток верных словами Спасителя: «Да не смущается сердце Ваше и да не устрашается» (Ин. 14, 27).

Похоронен Высокопреосвященнейший Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн на Никольском кладбище Александро- Невской Лавры.

Вечная память незабвенному нашему Архипастырю!

Да упокоит Господь душу почившего в обителях небесных

С глубокой скорбью воспринял известие о скоропостижной кончине Высокопреосвященного Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Выражаю глубокое соболезнование от лица Священного Синода и от себя Преосвященному викарию, духовенству, монашествующим, пастве Санкт-Петербургской епархии и близким покойного. Молюсь: «Да упокоит Господь душу почившего в обителях небесных».

Покойного собрата нашего и сослужители знал почти пять десятилетий, начиная с семинарских лет. Почивший Владыка много потрудился на самарской земле, помогая митрополиту Мануилу в управлении епархией, а затем и сам воспринял архипастырские труды на самарской кафедре.

Почти тридцать лет покойный святитель нес свое ревностное архипастырское служение, из которых пять последних лет на Санкт-Петербургской кафедре. В эти же годы он нес труды как постоянный член Священного Синода, возглавлял богослужебную комиссию, был членом Синодальной комиссии по канонизации святых.

Господь посетил покойного архипастыря тяжелой болезнью, которая не всегда давала ему возможность совершать службу Божию, благоговейным совершителем которой он всегда был. Мысленно даю возлюбленному сослужителю нашему последнее целование и разделяю молитву о душе почившего архипастыря с теми, кто провожает его в путь всея земли.

Вечная память почившему и упокоение в обителях небесных.

АЛЕКСИЙ II
Патриарх Московский и всея Руси

Из слова митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия:

«...Сегодня мы разделяем вместе с вами глубокую скорбь о безвременной кончине митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Наша сегодняшняя молитва полна духовной веры и силы. Потому что мы знаем, что нет смерти — есть вечная жизнь. И особенно нас вдохновляет жизнь владыки Иоанна, который и ко Христу-то пришел в юношеские годы путем размышления о смысле жизни. Он сам, своим пытливым умом понял, что не может со смертью человека его бессмертная душа прийти в небытие.

И святое Евангелие, наставления духовных отцов вдохновили его не только на веру в вечную жизнь, но поставили его на стезю служения Церкви Христовой. И он все свои лучшие годы отдал служению святой Церкви. В этом году у него был бы юбилейный праздник — 12 декабря исполнится 30 лет архиерейского служения владыки митрополита Иоанна. Но волей Божией суждено быть так, что накануне этого дня мы будем отмечать сороковой день по его кончине. И если говорить о духовных связях, то с кончиной владыки увеличился сонм предстателей пред Богом блаженно почивших архипастырей этой великой митрополии. Потому что мы знаем, что не прерываются духовные узы со смертью пастыря и архипастыря, но он приобретает большее дерзновение перед престолом Божиим. И если он при жизни был молитвенным предстателем за паству свою, то теперь его дерзновение увеличилось и он никогда не оставит своих духовных детей, молясь о них предвечному Богу.

И, говоря о сонме молитвенников наших, хочется сегодня вспомнить, что именно в этот день исполнилось сорок лет со дня кончины владыки митрополита Григория — великого архипастыря, исповедника, того, кто способствовал возрождению этой священной митрополии в трудные годы жизни Церкви. Все они теперь предстоят перед престолом Божиим и облегчают наше служение и нашу жизнь на этой грешной земле...»

Из слова епископа Тихвинского Симона, викария Санкт-Петербургской епархии:

«...Пройдут годы, наступит час, и многие люди скажут добрые слова о нашем Владыке Иоанне, добром учителе и духовном наставнике, о преданном друге. Многие люди скажут добрые слова о его преданном служении святой Церкви православной и народу Божиему. Во все годы своей жизни он старался подражать таким святителям нашей Русской Православной Церкви, как митрополит Филарет (Дроздов), как митрополит Филипп. Будут жить труды нашего почившего Владыки, преисполненные призывом его любви хранить в чистоте веру православную. Он ушел от нас в тот вечер, в ту ночь, когда над нашим городом падал первый снег, делая светлым и чистым все вокруг. Эта чистота природная, как и чистота всей нашей христианской жизни, чистота наших человеческих душ, наших помыслов, является последним заветом нашего дорогого Владыки, оставшимся в земной юдоли детям его.

Все мы осиротели... И те, кто знает Владыку недавно, и те, кто знает его и прошел с ним вместе под его окормлением долгий путь церковного послушания, долгий путь служения святой Христовой Церкви.

Спасибо тебе, наш дорогой отец, наш дорогой учитель, за твое долготерпение и сострадание к нам, ученикам и чадам твоим. Прости нас за то, что мы не успели сказать тебе всех наших добрых слов, которые имели и имеем в сердце своем. Прости нас, неразумных и непослушных, и будь нам добрым молитвенником у престола славы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь».

СЛОВО

настоятеля С.-Петербургского Спасо-Преображенского собора протоиерея Николая Гундяева, произнесенное при отпевании Высокопреосвященнейшего Митрополита Санкт-Петербургского Ладожского ИОАННА,
23 октября/5 ноября 1995 года,
в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры

Ваше Высокопреосвященство,

Дорогой Владыко Митрополит Иоанн!

По благословению своих собратий, священников, я приношу Вам ныне это прощальное слово со скорбью в сердце нашем.

Апостол Павел писал коринфянам: «Когда настанет совершенное — то, что мы знаем отчасти, приостановится. Ныне мы видим как бы через замутненное стекло, гадательно. Тогда же — лицом к лицу». И вот, 2 ноября вечером закрылись Ваши телесные очи навсегда и открылись очи духовные, когда уже Вы не как сквозь туманное стекло, а лицом к лицу увидели Того, тот мир, куда Вы стремились душой своей, во имя лицезрения которого Вы прилагали многие усилия в жизни своей. Да, действительно, Владыка Митрополит Ювеналий сказал совершенно правильно о том, что размышление об этом последнем часе и о судьбе человека было отправной точкой Вашего духовного странствования по земле. Но мы знаем также множество примеров, когда люди не сомневаются в том, что со смертью их материального тела не прекращается их жизнь. И какие же выводы они делают? А никаких выводов не делают, не делают до тех пор, пока не оказываются, Владыко Дорогой, в Вашем положении, на Вашем месте... И уходят туда пустыми, не принеся в светильниках душ своих ничего, того масла одного, тех даров, которых ожидает Господь от человека.

Значит, одно только осознание конечности бытия человеческого еще не означает спасительности жизни человека.

Вы же были последовательны в этом своем движении к Богу, в последующем монашестве, в последующем служении, и всегда не только в сердце Вашем, но и на устах, была мысль о преодолении самого себя, о спасении, об очищении и преображении внутреннем, о созидании в себе духовного начала, по милости Божией.

Много было митрополитов и до Вас, Владыко, и не Вами закончится этот список митрополитов Русской Православной Церкви. Были люди, обладавшие мощными голосами, были люди, внешне производившие сильное впечатление на видевших их. У Вас — особый дар, особая харизма. При всей скромности своей, которая была присуща Вам всегда, Вы отличались этим внутренним спокойствием, внутренним доброжелательным к людям величием. Вы отличались этой духовной составляющей в Вас и выделялись среди многих людей этим именно...

Вспоминается, какими благодатными были дни Вашего архипастырского служения, когда Вы приходили в храм Божий, — ведь архиерейский приезд связан порой с некоторой суетой, — но здесь Вы вносили в эту среду умиротворение, дух мира, дух спокойствия... И если Вы делали замечание, Вы делали их в конце службы ровным и спокойным голосом, с любовью взирая на человека. И сегодня, когда мы часто слышим очень резкие обличения одного человека другим, — иногда нам это нравится, иногда не нравится, — нам нравится, когда мы резко говорим сами и не нравится, когда резко и справедливо говорят о нас. А вот говорить так, как говорили Вы, умеют очень немногие: тихим голосом, спокойным, с любовью обращаясь к человеку. И я об этом свидетельствую, ибо сам был одним из таких «человеков».

В Вашей последней проповеди, которую Вы произнесли в прошлое воскресенье, Вы говорили о сеятеле и семени. Семя — это слово Божие. И всю жизнь Вы были неутомимым сеятелем слова Божия. Вы, зная эту притчу, и зная, что из четырех семян, брошенных в землю, только одно попадает на добрую почву, знали, что нужно иметь доброе и любящее сердце и терпение, с которыми человек приносит слово. Вы, зная, что сердце человеческое часто затмевается тернием и падает при дороге, либо попадает на каменистую почву, стремились словом своим, и не только словом, но всем своим обликом, всем своим внутренним содержанием, разрыхлить эту затвердевшую почву сердец человеческих, растопить лед, который нередко застилает человеческое сердце. Более того, — лед еще прозрачен; есть еще совершенно непрозрачная, часто и непреодолимая стена, которая отторгает от себя действие Божественной благодати, добровольно закрывает от себя эти лучи, а потом сама же и страдает...

Вы были добрым пастырем, Владыко Дорогой, который неизменно, как бы трудно ему не было, как бы из последних сил ни держали его ноги, неизменно и после долгой вечерней службы, всегда назидает. Ваши назидания были преисполнены примером из жизни подвижников благочестия, и Вы понимали, и люди понимали, что так жить, как жили они, трудно, но Вы, давая этот пример, указывали, на что должен ориентироваться человек в жизни своей. Что он должен видеть — вот это нескончаемое несметное приобретение земных благ, это неутолимое чувство жажды, как при вкушении соленой пищи? Или пользоваться, брать все, что можешь, от этой жизни, пока не ляжешь вот так, и ничего уже не будет тебе нужно.

Да, действительно. Вы давали эти примеры, и люди слышали Вас, и та скорбь, которая была вчера, особенно в этом храме, когда мы читали Евангелие, когда многие со слезами подходили прощаться к Вам, свидетельствуют о том, что для многих ушел отец. И неизвестно, о каком отце действительно горюют люди больше, — о тех отце и матери, которые произвели на свет, или об отце духовном, с которым ныне не посоветуешься, не услышишь ласковый, может быть, укоризненный иногда голос, который вселяет надежду в сердце твое.

Да, сегодня мы находимся у гроба светлого человека, который всю жизнь свою посвятил Господу Иисусу Христу. Многие соглашались, многие не соглашались с его словами, это неудивительно, — в жизни могут быть разные мнения, — не может быть разных мнений только в области догматов — основных вероучительных истин. Но время покажет, кто был прав. Вы любили свою страну и болели ее болями, — и за то прошлое, что с ней происходило, и за то трудное, что переживает она сейчас, и, быть может, это тоже укоротило Вашу жизнь. Но Вы, внушая своим чадам любовь к Отечеству земному и к народу своему, никогда никому не проповедовали, чтобы ненавидеть другие отечества и ненавидеть другие народы, и чтобы на зло воздавать зло. Вот это — основное, что многие исключали из Вашей проповеди, а это было чрезвычайно важным. Ибо слабость эту — «око за око и зуб за зуб» мы уже видели и знаем об этом. Это — мораль Ветхого Завета, в Новом Завете не может это преобразовать людей. И если внутреннее преображение, к которому Вы призывали каждого человека, не придет в его сердце, то тогда внешние усилия будут недостаточны... Можно гнилой сруб покрасить великолепной и дорогостоящей краской, и потом эта гниль будет прорывать эту чудесную и дорогостоящую краску.

И Вы обращались к нам, к сердцам нашим, чтобы не были они холодными, черствыми, грязными, гнилыми... Чтобы мы пытались идти за нашим Господом, совершая свое служение, ибо призыв ко спасению был в каждом Вашем слове.

Сегодня мы имеем малую возможность, чтобы сказать все о Вас. Сегодня мы только молитвой нашей сердечной, сердечной молитвой каждого из стоящих здесь, священников епархии, и, мне кажется, я в первую очередь, должны, как призывал и Владыка Симон, попросить у нашего Владыки прощения за, может быть, невольные прегрешения, и какие-то оплошности, может быть, за грехи подлинные, может быть за то, что кто-то осуждал его в сердце своем, потому, что судить всегда проще, чем что-то делать.

Да будет Вам вечная память, вечная молитвенная память в сердцах наших, Дорогой Владыко! Аминь.

ПЕТЕРБУРГ ПРОЩАЕТСЯ С МИТРОПОЛИТОМ С.-ПЕТЕРБУРГСКИМ И ЛАДОЖСКИМ ИОАННОМ