Православное вероучение

Архиеп. Феофан Полтавский

О неодолимости Церкви*

И Азъ же тебе глаголю: яко ты еси Петръ, и на семъ камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеютъ ея».

(Мф. XVI, 18).

Каждый раз, когда освящается храм, и о нем приносится молитва: «Да сотворит Бог до века непоколебимым», провозглашаются слова Христовы, обещающие непоколебимость Церкви Христовой.

Что помышляли богомудрые Отцы наши, когда предписали нам соединять таким образом с молитвою о непоколебимости храма обетование о непоколебимости Церкви? — Без сомнения, они думали, что это обетование может подкрепить молитву. Храм освящается и бывает богохранимым не ради себя, но ради собирающейся в нем Церкви, то есть, большого или малого собора Православных Христиан с их Священноначалием; потому храм и называется также церковию. Следовательно, чтобы с надеждою молиться о непоколебимости храма, для этого нужно иметь основание в надежде видеть непоколебимою Церковь, и этого-то основания, этого утверждения надежды, ищем в обетовании, которое дал Господь Церкви Своей, что и «врата адова не одолеют ея».

Но когда имеем непреложное обетование Господне о непоколебимости Церкви, то нужна ли уже молитва об этом? Однако мы молимся об этом, и кроме настоящего случая, как например, когда поем: «утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь». И что не излишня эта молитва, в том печальную уверенность доставляет нам действительно случившееся падение некоторых даже великих Церквей. Где, например, Церковь Африканская, в которой некогда так светло сиял Священномученик Киприан, и которая сообщила Вселенской Церкви немало достопамятных Соборных правил? Она разрушена так, что и останков ее не видно. Если же самый опыт свидетельствует, что и великая Церковь не безопасна от падения и разрушения; то куда относится обетование: врата адова не одолеют ей? И на чем утверждаться может безопасность чад Церкви? Эти вопросы не могут быть посторонними ни для кого из нас; потому что мы в Церкви, как в Ноевом ковчеге; если ковчег сокрушится и погрузится в бездну, что может удержать нас над бездною?

Неохотно вхожу в рассуждение о предмете спорном. Знаю совет св. Павла: «не словопретися ни на куюже потребу, на разорение слышащих» (2 Тим.11, 14). Но знаю и то, что этот мирный увещатель иногда сам принужден был входить в спор не на разорение, но для назидания слышащих, когда видел, что молчание было бы хуже спора. Случилось, что и Первоверховному Апостолу Петру, впрочем, конечно, без нарушения единства веры и любви, воспрекосло- вил Первоверховный Апостол Павел. В лице, говорит, ему противустах, яко зазорен бе (Гал. II, 11). Желательно употреблять слово Господне преимущественно как светильник для путей познания и для путей жизни, как пищу для думы; но не напрасно представляется оно и под образом меча духовного (Еф. VI, 17), необходимо иногда употреблять его на рассечение хитросплетений, которые угрожают опутывать души сетями не Апостольскими.

На вопрос: каким образом Церковь Христова непоколебима и неразрушима, когда некоторые Церкви очевидно поколебались и разрушились? — Православная Восточная Кафолическая Церковь ответствует: Церковь Христова непоколебима, во- первых, в самом Иисусе Христе, на Котором, как на вечном основании, на веки утверждена, и с Которым, как тело с главою, соединена союзом бессмертной жизни; во-вторых, она непоколебима в своем вселенском единстве, не так, чтобы никакая часть, большая или малая, не могла отпасть от этого единства, но так, что, несмотря на отпадение иногда некоторых частей, всегда остается единая, святая, соборная и апостольская Церковь, сохраняющая чистое исповедание веры и учение жизни, неповрежденное Священное Писание и Священное Предание, и непрерывное преемство Священноначалия и Таинств.

Это разрешение вопроса так прямо и близко выводится из Св. Писания, что для удостоверения довольно почти только повторить слова Христовы, и прочитать некоторые свидетельства Священных писателей.

«Созижду, — глаголет Господь, — Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ея» (Мф. XVI, 18). Апостол Павел Церкви Коринфской об основании Церкви пишет: «основания инаго никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (I Кор. III, 11). Заметьте, что Апостол не только признает Иисуса Христа первоначальным и незыблемым основанием Церкви, но и отрицает возможность другого подобного основания; и как он пишет, между прочим, против тех, которые говорили: «аз же Кифин», то в общем изречении его заключается и эта частная мысль, что Кифа, то есть Апостол Петр, не может быть признаваем первоначальным и незыблемым основанием Церкви, хотя, впрочем, он и может, и должен быть признаваем вторичным, на Христе утвержденным, и во Христе только не поколебимым основанием, но в этом положении уже не один, а со всеми Апостолами и Пророками, по другому изречению св. Павла: «наздани на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» (Ефес. II, 20).

К христианам Ефесским тот же Апостол о Церкви и о Христе пишет: «и Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова, — да возрастим в Него всяческая, иже есть глава Христос, из Негоже все тело составляемо и счиневаемо приличие, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию» (Ефес. IV, 11, 12, 15, 16). Изображение Церкви сколько живое, столько же глубокое и знаменательное! Если Церковь должна быть телом Христовым; то этим должна быть, без сомнения, едина Вселенская Церковь; потому что никто никогда не приписывал Христу многих тел. Если Вселенская Церковь есть тело Христа, Сына Божия, то это тело, без сомнения, есть всегда чистое, всегда здравое, никогда неразрушимое; потому что противное сему было бы недостойно Сына Божия. Если из Него «все тело Церкви Вселенския, составляемо и счиневаемо приличие всяцем осязанием подаяния, возвращение творит»; то, без сомнения, от Него исполняется оно не иным чем, как только жизнью, силою, светом, чистотою, нетлением. Если в созидание этого тела Христова даны Апостолы, Пророки, благовестники, пастыри, учители; то пастыри и учители, иначе Священноначалие Церковное, должны сохраняться в Церкви непрерывно, так как непрерывно должно продолжаться созидание тела Христова. Как телу, растущему и продолжающему жить, некоторые вещества принадлежат только временно, и по времени, даже во множестве, отделяются от него, не препятствуя тем его возрастанию и совершенству: так возрастанию и совершенству тела Церкви не препятствуют, хотя бы и многочисленны были, люди, которые во время веруют, и во время напасти, или другого рода искушений, отпадают (Лук. VIII, 13), которые «от нас изыдоша, но не беша от нас» (1 Ин. II, 19).

Это учение о непоколебимости Церкви имеет то преимущество очевидной истины, что его большею частью не отвергают и размышляющие с нами; а усиливаются только прибавить к нему то, чего мы не говорим, и чего не говорили Евангелисты и Апостолы.

Говорят на Западе: Церковь непоколебима, во- первых, во Христе, во-вторых, определительно и почти единственно, в Апостоле Петре, в-третьих, в его преемнике, которого еще называют видимою главою ее; и к этому присовокупляют, что единственно на этих опорах может безопасно быть утверждено спасение Христиан.

Что думать о двух последних прибавочных частях учения? Нужны ли они? Согласны ли с учением Апостолов и Апостольской Церкви, которое мы перед этим изложили?

Божественный Петре! первоначальный чистый исповедник единого Имени, о Немже подобает спастися нам! Благослови нас единое спасительное имя Христа, Сына Бога живого, единые главы единого тела Церкви превозносить, согласно с тобою, над всяким именем человеческим.

Если, по строгому суждению Апостола Павла, «основания инаго никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1 Кор. III, 11); то каким образом думают приложить еще другое и третье основание?

Если, по дальнейшему изъяснению того же Апостола, «мы наздани на основании Апостол и Пророк, суще краеугольну самому Иисусу Христу» (Еф. II, 20); то для чего хотят извергнуть из этого основания одиннадцать Апостолов, и вместо них положить не принадлежащего к лику Апостольскому?

Если, по Апостольскому же слову, к совершению святых, в созидание тела Христова, даны, между прочим, Апостолы, многие — для множества призываемых к вере, все купно и непосредственно приявшие благодать от Христа и от Духа Святаго; то какая разность в том, что из их преемников одному преподал освящение Петр Первоверховный, другому Иаков или Иоанн, наравне с Петром «мнимии столпи быти» (Гал. II, 9), «иному не разнствующий» (Гал. 11, 6) от сих Павел, по древнему признанию Церкви, купно с Петром Первоверховным, иному Андрей Первозванный, и так далее? Чтобы поставить Тимофея Епископом в Ефесе, Павел не требовал Петра, подобно как и Петр Павла, чтобы поставить Марка Епископом в Александрии. Тимофей и его преемники так же твердо назданы были на основании Апостола Павла, как Марк и его преемники на основании Апостола Петра. Когда же Петр сделался единственною опорою непоколебимости Церковной? Когда, кто и где, в таком же смысле, сделался преемником Петровым? Священное Писание не показывает нам этого. Напротив того, Писание и Предание показывают, что, после мученической кончины Св. Петра, долго еще пребывали и своим Апостольским достоинством первоначальствовали в Церкви — великий таинник Христов Иоанн Богослов, и Симон сродник Господень, Епископ Иерусалимский. И сколь верно то, что они не имели нужды в Римском Епископском престоле, столь же несомнительно и то, что Римский Епископский престол вместе с прочими преклонял свое достоинство перед их Апостольским первоначалием. И далее, в течение времени предание Церковное представляет нам не одного и единственного преемника Петрова, но трех, в трех разных местах. Доказательство на это можем взять из сокровищ древности у тех самых, которые этому ныне прекословят. Св. Григорий Двоеслов занимавший в священноначалии место, которое ныне хотят представить единственным престолом Ап. Петра, в послании к Евлогию, Патриарху Александрийскому, пишет: «хотя многие суть Апостолы, однако в отношении к начальствованию единый престол Первоверховного Апостола возымел силу в общем уважении, — единый в трех местах». Ибо он возвысил престол, на котором и почил и настоящую жизнь окончить благоволил,—то есть престол Римский. Он украсил престол, на который послал ученика Евангелиста, — то есть, престол Александрийский. Он укрепил престол, на котором семь лет восседал, хотя после и отошел от него, — то есть, престол Антиохийский. Единого, — продолжает св. Григорий, — и единый есть престол, на котором, по власти Божественной, три Епископа ныне председательствуют? — Услышав о наименовании вселенского Патриарха (впрочем для почести только употребленном на Востоке), тот же св. Папа устрашился обширности знаменования сего имени и возревновал за честь всех патриархов, а не одного западного. Он писал к патриархам — Евлогию Александрийскому и Анастасию Антиохийскому так: «если попускают сие говорить невозбранно, то сим честь всех патриархов отрицают». Вот учение Восточной Церкви в устах патриарха Западной Церкви! Потому что в его время Восток и Запад были едино, как повелел им Вечный Восток свыше.

Если слово Божие знает единую токмо Главу Церкви —Христа, то по какому праву человеческое мудрование хочет, сверх этой Божественной главы, дать этому бессмертному телу еще другую главу — смертную?

Если Вселенская Церковь, по слову Господню, должна быть такова, что и врата адова не одолеют ей; сообразно ли с сим давать ей такую главу, при которой врата адовы могли бы обезглавить Церковь?

К чему послужило Монофелитской ереси, вопрошает ученый богослов и Епископ нового Запада (Боссюет. «Слово о единстве Церкви») то, что она по нечаянности похитила Папу? На это древний и новый Восток ответствует: да, не много приобрела Монофелитская ересь, похитив Папу Гонория, потому что не есть глава Церкви, потому что, при впадении его в ересь, Православная Церковь сохранила, на защиту истины, не зависящих от его власти, других патриархов и Соборы. Но если бы ересь похитила действительно главу Вселенской Церкви, если бы ересь приобрела себе вселенскую главу и ее власть: что было бы тогда с достоинством и непоколебимостью Церкви?

Благословен Пребожественный Основатель Церкви, Который не вверил ее безопасности одному человеку, смертному и, кто бы он ни был, не безгрешному. Не сказал Он Петру, следовательно не сказал и никакому его преемнику: «врата адова не одолеют тебя». Но сказал о Своей Церкви: «врата адова не одолеют ея», хотя бы многократно одолели того или другого человека, хотя бы одолели долженствовавшего быть опорою для многих, только не для всей Церкви.

Кто приемлет в особенное замечание то, что слово Господне об основании Церкви обращено к Апостолу Петру, и к одному ему; тот пусть вникнет в обстоятельства, в каких это произошло. Петр один, предваряя прочих Апостолов, исповедал Христа новым исповеданием Христианским: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», и потому один, преимущественно пред другими Апостолами, услышал новое слово Христа о Церкви: «и Аз же тебе глаголю», и, на первоначальном всеобщем камне основания, — Христе положен первым из последующих, меньших камней основания, то есть, Апостолов, и притом не столько он сам, сколько его вера и его исповедание. Так слово Христово толкует Св. Златоуст: «на сем камне созижду Церковь Мою», это есть на вере исповедания (На Мф. Беседа 54).

Те, которые ревнуют о св. Петре более, нежели он того от них желает, пусть послушают этого Перво- верховнаго Апостола более, нежели своего или постороннего мудрования. Св. Петр не на Петре, но на Христе основать и утвердить вас желает. «К Не- муже, — говорит, — приходяще, Камени живу, от человек убо уничижену, от Бога же избрану, честну, и сами, яко камение живо, зиждитеся в храм духовен» (1 Петр, II, 4–5). Св. Петр знает одно только имя, без которого нельзя спастися, — имя Христа, а не три имени — Христа, Петра и преемника Петрова. «Несть бо, — говорит, — иного имени под небе- сем, даннаго в человецех, и о немже подобает спастися нам» (Деян. Апост. IV, 12).

Христос, Камень живый, — вот, братие, первоначальное, глубочайшее, единое, всеобщее, вечно неколебимое, все на Себе носящее, Основание, на котором должны мы утверждать наши сердца, нашу веру, нашу жизнь, нашу надежду спасения, назидаясь последовательно на основании Апостолов, Пророков, Пастырей и Учителей Православной Вселенской Церкви! В этом основании наша непоколебимость; в этом наша безопасность. Если же не тщимся на этом Основании утверждать нашу веру и нашу жизнь; то никакие мнимые столпы, никакие опоры человеческого мудрования и силы не могут поддержать нашей храмины, зиждимой на песке мнений, предубеждений, страстей, угрожаемой неизбежно разрушением великим.

Если дивимся тому, какая великая благодать и сила дана Петру в слове Господнем: «ты еси Петр и на сем камени созижду Церковь Мою», то помыслим о том, как эта благодать приобретена. Она приобретена не от плоти и крови заимствованным, но от Отца Небесного, внутренно явленным, от полной души происшедшим, искренним, несомненным, безбоязненным, исповеданием веры: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». Дело созидания Церкви Вселенской превыше наших усилий и забот, хотя, впрочем, не должно быть чуждо для наших молитв; но есть часть дела этого, ближе касающаяся до каждого из нас, и требующая полной заботливости нашей; это — дело созидания той церкви, о которой написал Апостол: «вы есте церкви Бога Жива» (2 Кор. IV, 16), — дело духовного созидания нашей душевной храмины, устроение спасения души нашей. Велик благодатию Петр для Церкви великой; для этой малой церкви надобно, чтобы каждый из нас был хотя малым, — но и не слишком малым, — подражателем Петру и преемником его благодати. Надобно, чтобы и ты был учеником Христовым, то есть употреблял все возможные для тебя средства приобре тать верное познание Бога и Христа. Надобно, чтобы и ты молитвою испрашивал от Отца Небесного явления этого познания в живом ощущении сердца. Надобно, чтоб и твоя душа исполнялась верою во Христа, Сына Бога Живого. Надобно, чтоб и ты искренно, несомненно, безбоязненно исповедовал Христа, Сына Бога Живого, когда нужно, словом, а всегда жизнию, как твоего Учителя и Спасителя; чтоб и ты старался во всем поступать по Его учению и по Его заповедям. И если когда, по немощи, или неосторожности, будешь погружаться в искушение, как Петр в волны, надобно, чтоб и ты, как он, немедленно к Христу же простирал руки с покаянием, молитвою и надеждою. Только при таковых расположениях и делах веры и тебе принадлежать будет участие в данном Петру обетовании: «созижду в тебе Церковь Мою, и врата адова не одолеют ея!»


* Из книги «О благодати Божией», глава VI.


Другие статьи автора: