Православие и судьба России

Царский путь, ведущий в жизнь вечную

«...ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма:»

(Иоан. 12. 35)

I. Выбор пути

Святая Православная Церковь содержит святоотеческое учение о Царском пути. Еще во Второзаконии говорится: «Смотрите поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш...» (1).

Впоследствии сие учение было развито многими отцами Церкви, ибо оно удобно применимо почти во всех областях и сферах церковной жизни, как внутренней, так и внешней. Современный нам поборник Святого Православия иеромонах Серафим (Роуз), подвизавшийся в Американских штатах, приложив это учение к современной ему западной действительности конца 70-х — начала 80-х годов, прозорливо увещевал: «Царский путь истинного православия сегодня — это середина между крайностями экуменизма и реформации с одной стороны и „ревностью... не по разуму" (Рим. 10; 2) с другой. Истинное православие не идет „в ногу со временем" с одной стороны, но и не делает „строгость", или „правильность", или „каноничность" (хорошие сами по себе) извинением фарисейского самодовольства, исключительности или недоверия с другой...» (2).

Прошли годы, но, увы, заграничные сторонники этих двух крайностей, так и не вняв зову истинного православия и не обретя царского пути, всем разношерстным скопом хлынули в открывшую «железный занавес» Россию. Естественно, сразу оживились немногочисленные, но крикливые отечественные новообновленцы и самозванные псевдоревнители. И сейчас все они наперебой вербуют себе сторонников, буквально разрывая и без того истерзанную российскую паству.

Как тут не вспомнить предостережений Святого епископа Феофана Затворника и многих других прозорливцев о нездоровом и вредном влиянии Запада на Россию? Но соблазн Запада — это, к сожалению, первейшая и глубоко укоренившаяся страсть нашего народа. Это излюбленная нить, за которую постоянно дергают русский народ его враги.

И вот вновь мы гостеприимно принимаем «оттуда» и модернистов — экуменистов, и фарисействующих раскольников, не говоря уже о инославных и иноверных. Доколе будет продолжаться сие беззаконие? Ведь итог этого — духовная гибель сотен христианских душ. Воистину «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (3). Давайте же с Божьей помощью рассмотрим те основные пути, которые предлагаются на выбор христианину сегодня, не оставляя надежды, что Сам Господь, видя немощи наши, выведет всех верных Ему на Свой неложный путь спасения.

II. Путь вселенского «новообновления»

«Отче, скажи мне, что это за страшный храм?» — «Это вселенские люди, еретики, которые оставили святую Соборную Церковь и признали новообновленческую, в которой нет благодати Божией: в ней нельзя говеть и приобщаться!» — так пояснял поистине ужасное видение Святой Преподобный Серафим Саровский Святому Праведному Отцу Иоанну Кронштадтскому в его сонном откровении (4).

Итак, что же это за вселенская ересь новообновления? Последние Валаамские старцы, исповедники и хранители чистого православия говорили, что «новый стиль» — это не просто календарь, это — образ жизни. И действительно, все внешние процессы нашей жизни имеют скрытую внутреннюю подоплеку. Не забудем и то, что «тайна беззакония уже в действии» (5) на протяжении многих веков. Но как непросто было иудейским первосвященникам, руководимым сатаной, распять Спасителя, также непросто их сегодняшним последователям воевать против Церкви воскресшего Христа. На протяжении всего существования Святой Христианской Церкви тьмы ересей были воздвигнуты диаволом и слугами его с целью отравить «воду живую», питающую правоверие, но безуспешно. И вот ныне, на закате времен, вступила в действие ересь всех ересей — вселенское новообновление. Несколько предшествующих веков масоны, эти опричники сатаны, во всем мире и особенно в России, как оплоте православия, готовили почву для этой архиереси. Их цель была в том, чтобы сам образ жизни людей стал как бы естественным фоном, удобной рамой для новой ереси. Новый стиль, новообновление, как образ жизни, включает в себя и курение табака, и ношение одежды противоположного пола, и манеры поведения, например, сидение нога на ногу в позе блудного беса, целование руки женщине и пр., здесь же «новая» философия богоотступничества или подновленного язычества (атеизм, внехристианский и псевдохристи- анский мистицизм). Наконец, как закономерный и уже как бы неудивительный итог — реформация или новообновление Церкви: изменение календаря, пасхалии, богослужения и даже вероучения, в частности, признание возможности церковного соединения с неправославно верующими.

Отдельно следует сказать об экуменизме, так как это — стержень всего новообновления. Прилагательное «экуменический» означает вселенский. Поражает точность предсказания в откровении Отца Иоанна Кронштадтского. Вернемся к нему: «...что это за страшный храм?» — «Это вселенские люди, еретики...». Вселенской православной Церкви в последние времена противопоставляется вселенская ересь. Ересь, поистине ранее неслыханная и невиданная по своим масштабам и дерзости. План ересеположников прост: под предлогом объединения всех, якобы почитающих Бога, и ради всечеловеческого единения втянуть Святое православие в бушующую пучину всееретического моря и потопить там. Напрасно новообновленцы утверждают, что «по требованию православных Церквей был основан Всемирный совет Церквей», а значит, и заложен фундамент для всего экуменического движения. Это — ложь, ибо ясно, что для Святого православия сие равно самоубийству. Инспирировано это беззаконие, прикрывающееся личиной добродетели, было врагами Православной Церкви, отчасти действительно использовавшими и до сего дня использующими как марионеток некоторых несчастных православных архипастырей.

Экуменизм, подобно многоглавой гидре, имеет десятки псевдобогословских оттенков. Но условно его можно разделить на крайний и умеренный. Первый говорит о том, что Церковь Христова, якобы разделенная на множество инославных «церквей», должна быть вновь объединена, следует также искать объединения с иноверцами, которые, якобы, почитают того же Бога, что и мы. Фактически этим отрицается существование сегодня на земле истинной единой Христовой Церкви и отождествляется Триединый Бог христиан — Пресвятая Троица с сатаной и бесами, почитаемыми иноверцами. Но против этого грубого лжеучения в последнее время было высказано столько православной критики, что ныне на наших глазах оформилась новая, более замаскированная экуменическая доктрина, из числа умеренных. Она как бы признает существование единой Христовой Церкви, но также заявляет о существовании некой внецерковной традиции истинной веры, и далее делается вывод: «...так как вера вне церкви существует», то «в связи с этим встает новым образом понятая задача: „прийти в единство веры"» (6). Здесь великая и заповеданная на все века задача единения православных в Любви на основе единоверия в лоне Святой Христовой Церкви понимается экуменистами, видите ли, «новым образом». А именно, как задача объединения православных христиан с верующими всех исповеданий, что и будет по плану масонов созданием сверхрелигии антихриста. Безусловно, утверждение о существовании истинной канонической Церкви вне Ее мистического тела и главы — Христа есть явная ересь.

Непонятно после этого, на чем основано упорное нежелание некоторых православных архиереев соборно осудить экуменизм, как ересь всех ересей. Дело зашло уже так далеко, что сегодня новообновленцы, чувствуя свою полную безнаказанность, распаленные легкими победами, заявляют: «Внешние сношения, конечно, всегда важны, но теперь они — вовсе не самые важные. Сношения с кем бы то ни было (и с сатанистами тоже? — Авт.) можно поддерживать, они уже установлены», то есть дело окончательного торжества вселенской архиереси уже не за горами, но!... «теперь для нас самое важное — быть или не быть — вопрос о жизни и смерти, вопрос о возрождении и обновлении, вопрос о том, сумеем ли мы провести христианизацию нашего нового общества...» (7).

Что же сказать господам обновленцам на это? К горю нашего многострадального русского народа, по попущению Господню, отчасти они сумеют сделать свое черное дело, которое, не стыдясь, называют «христианизацией». «Смотри!» — сказал старец. Вижу, идет большая толпа народа, гонимая страшными бесами, которые били их кольями, вилами и крюками. Я спросил старца: «Что это за люди?» Старец ответил: «Это которые отреклись от святой веры и от Соборной Апостольской Церкви и приняли новообновленческую», — так сказано в «Откровении...» Праведного Иоанна Кронштадтского. (Вообще следует отметить поразительную точность терминов и понятий, указанных в «Откровении». Ведь оно было записано в 1903 году, когда еще ни о новообновленцах, ни о вселенской (экуменической) ереси не было и речи.) Действительно, вопрос стоит о жизни и смерти, об участи душ в вечности. Невольно вспомнишь слова, написанные на транспаранте, вывешенном в наши дни Афонскими ревнителями благочестия над своим монастырем: «Православие или смерть».

Итак, разлагающими экуменическими действиями извне почва подготовлена. Начинается новая яростная атака на Святую православную Церковь изнутри, удар в сердце. И здесь новообновленцы ловко ткут свои сети на основе следующих лукавых рас- суждений. Заявляется, что на уклад церковного благочестия, основанный на верности апостольскому и святоотеческому преданию, они не посягают. А далее ставится коварный вопрос: «Но исторические элементы, которые вошли потом, подлежат обновлению или нет?» Сюда относится, по их словам, и вопрос о понимании богослужения верующими, т. е. вопрос о понятном языке, о календаре, об усилении миссионерского воздействия красоты и благолепия нашего богослужения не только на верующих, но и на приходящих в храм иногда, просто интереса ради (8). Конечно же, задача новообновленческой ереси состоит в том, чтобы все вышеуказанные вопросы решить в «новом» свете. Точнее сказать, в ином свете, ибо, очевидно, что это будет уже не Свет Христов, а прелестный свет, мерцающий в преисподней и в сердцах тех, кто в гордом ослеплении именует себя «просвященными православными» (9).

Истинно православный никогда не согласится с вышеприведенным новообновленцами доводом о том, что церковно-славянский язык, связующий славян — христиан воедино, или древний Юлианский календарь, позволяющий наилучшим и единственно возможным образом выявить всю полноту жизни Святой православной Церкви, и прочее — суть лишь несущественные «исторические элементы», подлежащие по плану отступников не просто обновлению, а, прямо скажем, отмене. Как человек без плоти — не человек, так и Святой Дух, действующий в Церкви, должен во что-то облекаться. Мистическое тело Церкви, лишенное своего веками складывавшегося и благодатью освященного костяка, подвергнется смертельной опасности. Мы не ставим обряд выше всего, но церковно-славянский язык, старый календарный стиль, православная пасхалия, богослужебный чин и многое другое есть именно тот святоотеческий уклад, то Священное Предание нашей Церкви, которое не подлежит изменению. Что же касается модернизма, навязываемого под предлогом завлечения приходящих в храм Божий «иногда, просто интереса ради», то да будет ведомо, что храмы — это частички Неба, и пастыри поставлены там, чтобы чрез церковное покаяние и другие таинства возводить в Град Небесный пасомых, а не развлекать и не завлекать их, подобно комедиантам. Перед нами множество примеров обращения ко Христу и Его православной Церкви в современной России. Они свидетельствуют, что весь ныне существующий церковный строй с его неподдельной духовностью, располагающей к познанию таин древнего Православия только способствует обращению души к Церкви. Поиск какой-то «новой красоты», следование «духу времени» говорит лишь все о том же печальном состоянии бесовской прелести и ведет к какому-то иному спасителю, лучше же сказать к близгрядущему антихристу. Доказывает это пример обновленцев послереволюционного периода в России, которые, якобы, из-за боязни отстать от жизни, с рвением пытались подогнать христианство под социалистические идеи. К счастью, вожди большевизма недооценили значение этих попыток, так как в душе люто ненавидели все, что было связано с религией.

Но иначе будет действовать антихрист, научаемый живущим в нем диаволом. Он, очевидно, сразу же сделает такую, подстраивающуюся под мирскую моду, лжецерковь своим оплотом, опираясь на который, утвердит во всем мире «религию сатаны», богом которой будет, конечно, он сам. Именно эту «религию» и создают сейчас в поте лица «просвященные», а вернее сказать «посвященные» в масонские планы новообновленцы. Поэтому тех, кто попал в их лапы случайно, мы умоляем вернуться. «Просвященные православные», где вы? Куда вы ушли? Вы оторвались от Церкви и в авангарде модного «богословия» устремились вперед на Восток, но попали на Запад. Увы, вы заблудились!.. В Церкви Христа остались презираемые вами старушки. «Немощное мира» сохранило чистоту нашей веры. В Церкви остались немудрствующие лукаво простые люди, остались великие духом Старцы. Это и есть по- вашему отсталое, консервативное, «кандовое» православие? Как страшно вы заблуждаетесь!

Завершая краткий обзор ереси вселенского новообновления, посмотрим, как же сами эти псевдохристиане, «просвященные» воистину сатанинским огнем гордыни, оценивают сегодняшнее положение в России и в Русской православной Церкви. Они говорят: «...конечно, объективно время против них (Здесь имеются в виду все противники новообновления и экуменизма.— Авт.), общество развернулось к либерализму, к Западу, к свободе. Как бы мы это не оценивали, но это факт. И «просвещенное христианство», конечно, будет торжествовать, потому что власть, общество, общее настроение, конечно, «за» (10). Господа новообновленцы, вы взяли себе в союзники «власть, общество, общее настроение», но вы забыли упомянуть о Боге. Мы же свято веруем, что как прежде, так и ныне, и всегда С НАМИ БОГ, а Он «поругаем не бывает» (Гал. 6, 7).

Вот что говорит о себе Праведный Иоанн Кронштадтский после того, как Святой Серафим Саровский показал ему в сонном откровении мерзкое лицо вселенских еретиков: «Я испугался и сказал: „Господи, горе нам окаянным — смерть!“ Старец, успокаивая меня, сказал: „Не скорби, а только молись!" Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

III. Путь раскола

«Русь Святая, храни веру православную, в ней же твое утверждение» (11). Идею сию издревле исповедовал свято-русский православный народ. Святое Православие есть то семя Божие, которое, попав на русскую землю, не погибло, но дало обильные всходы. Русское православное самосознание видит высшую цель своего бытия в исполнении воли Божией и сохранении истинного света Христовой веры. Господь любит и милует Святую Русь именно за это «стояние в Православии». Судьбы мира во многом зависят от живительного дыхания Святой Руси. Поэтому взоры человечества устремлены на Россию: одни смотрят с теплой надеждой, другие с ненавистью и желанием расправы. Эти последние много преуспели в разрушении Российского Православного Царства, служившего оплотом и защитой для Русской Церкви. Они расправились даже с самим Помазанником Божиим — Царем, чтобы не было больше в мире «удерживающего» совершение «тайны беззакония» (12). Конечно, все сие произошло не без воли Божией. За наши нераскаянные грехи попустил Господь действовать врагам христианства. Всеобщее народное ослепление дурманом «псевдосвободы» повлекло за собой страшную катастрофу Великой России в 1917 году. Но, слава Богу, Русь Святая еще жива! Сильно умалилась она в последние десятилетия, стала почти не видна внешним взором, но зато свет ее ярче разгорелся в сердцах людских. Однако враг рода человеческого, видя, что не достиг в полной мере своей цели — физического уничтожения Православия, стал внушать людям иные лукавые мысли, дабы отколоть многих от хотя и терпящей бедствие, но непобедимой Христовой Церкви... С горечью приходится признать, что пламя нового раскола уже пожирает многих чад Русской Православной Церкви. Образуют раскол все «ревнующие не по разуму», гордо мнящие только себя истинно православными. Это прежде всего так называемые «катакомбники» всех мастей. К сожалению, и Зарубежная Русская Православная Церковь тоже уже одной ногой стоит на раскольническом плоту. Козырем раскольников стало лжеучение, осуждающее Святую Русскую Церковь, как не свободную или «сергианскую». Раскольники слепо отождествляют некоторых заблуждающихся архипастырей со всей нашей Церковью. Чтобы показать идейную несостоятельность раскола здесь, нам придется рассмотреть учение Святой Церкви о взаимоотношениях христиан и общественной власти.

В чем же состоит так презираемое ныне многими «сергианство»? Оно, в основном, состоит в признании богоданности любой мирской государственной власти. Утверждается это на основании многочисленных свидетельств Священного Писания и Предания. Например, на основании следующих слов Святых Апостолов: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» (13). Возникают вопросы: а как быть с богоборческой властью? От Бога ли она? И как можно ей покоряться? Святая Церковь учит, что и богоборческая власть попускается Самим Господом, ибо нет у богопротивника диавола такой силы, чтобы иметь власть без Божьей на то воли. Если даже сатанинская власть самого богомерзского антихриста по свято-отеческому учению будет Богом попущена, то что говорить о его предшественниках? Святой Ефрем Сирин так писал об этом: «Попущением Святаго Бога получит он (змий) власть обольщать мир; потому что исполнилось нечестие мира, и повсюду совершаются всякого рода ужасы. Посему-то Пречистый Владыка за нечестие людей попустил, чтобы мир был искушен духом льсти, потому что так восхотели человеки - отступить от Бога и возлюбить лукавого» (14). Пример отношения к богоборческой власти явил нам Сам Божественный Спаситель. Обратимся мысленным взором в преторию правителя Иудеи Понтия Пилата, который в ходе допроса, учиненного им арестованному Христу, спрашивает: «Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Иисус отвечал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше...» (15). Здесь Сын Божий Иисус Христос засвидетельствовал богоданность власти Пилата, будущего соучастника Своего убийства. И Господь не противится ей в правовом и политическом аспекте, исключая, конечно, духовный аспект. О гражданской покорности Спасителя засвидетельствовал и Святой Апостол, обличавший убийц Христа следующими словами: «Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам» (16).

Что касается духовной стороны вопроса об отношении к богоборческой власти, то здесь мы всегда должны быть готовы всякому спрашивающему дать ответ о нашем уповании (1 Петр. 3, 15). Другими словами, не взирая на лица, не страшась самой смерти, засвидетельствовать свое Православие. Встать на путь компромисса и уступок в исповедании веры ради сохранения мнимого мира или внешней церковной организации — это значит, вновь распять Христа и предать Церковь. Вот как об этом в 1926 году открыто высказался собор православных епископов — исповедников, находящихся в заключении на Соловках: «Православная Церковь никогда не станет на этот недостойный путь и никогда не откажется ни в целом, ни в частях от Своего, обвеянного святыней прошлых веков, вероучения в угоду одному из вечно сменяющихся общественных настроений» (17). Наглядным примером неприятия духовного насилия над Святой верой является ответ Апостолов начальникам иудейским: «Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога?»

Все христиане в своих отношениях к власти должны следовать двуединым путем: гражданскую лояльность сочетать с духовным исповедничеством, если их к этому вынудят. И если даже Патриарх Сергий (Старгородский) и некоторые его последователи переусердствовали в выражении гражданской лояльности правительству, все-таки в целом они исходили из православного учения об отношениях Церкви и земной власти. И уж никак не могут их перегибы служить поводом для обвинения всей Русской Церкви в прислуживании большевикам. Первым же в 1925 году высказался о лояльности Церкви и невмешательстве Ее в политические дела государства Святейший Патриарх Тихон, ныне канонизированный, поэтому сам термин «сергианство» — неоснователен (18).

Вот уж кто действительно ради земных благ скатился от гражданского непротивления до заискивания и духовной зависимости перед богоборческой властью, так это обновленческое сборище, именовавшее себя «церковью» и возглавлявшееся митрополитом А. И. Введенским, духовные предшественники современных новообновленцев. Удивительно, что, обрушивая свой гнев на «сергианцев», то есть на Русскую православную Церковь новые раскольники об обновленцах и новообновленцах говорят мало и вяло. Не есть ли это «игра в одни ворота» тех темных сил, которые в истории не значатся?

Пойдем далее. Господь Иисус Христос пришедшим искушать Его фарисеям однозначно ответил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу». И дивились Ему (19). Фарисеи дивились Ему потому, что сами гордо мнили себя несправедливо терпящими различные неудобства от власти, попущенной им Богом. Недалеко от них ушли и современные фарисеи, которые в порыве псевдоблагочестия не желают иметь единства с Матерью Церковью, вычеркивая себя из Единой Святой Православной Церкви и повисая в воздухе. Конечно, не только иудейские фарисеи, но и Апостолы, томясь под властью иноверцев-римлян, по неведению ожидали наступления некоего земного царства правды и даже спрашивали об этом Божественного Спасителя. Он же учил их, что «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Нет и не может быть на земле какого-то идеального царства или государства. Даже в Православном Царстве, вожделенном для каждого русского христианина нет полной Правды, кроме как в Церкви Христовой, гармонично соединенной, но неслиянной с царством. В противном случае такое идеальное царство было бы Царством Божиим на земле, чего быть по учению Святых Отцов не может. Идея создания земного царства правды есть древняя ересь и ловушка, в которую многих уловляет сатана. В будущем царем подобного всемирного царства станет антихрист.

Интересно, что неправильное понимание вопроса об отношении Церкви к мирской власти, было скрытой, но основной причиной старообрядческого раскола в России. К такому выводу пришли в последнее время некоторые православные историки и богословы. Вот характерное высказывание: «Соблазн старообрядческого раскола в том, что, поняв ценность симфонии (власти Царя и Патриарха.— Авт.) и правильно полюбив Православное Царство, он так полюбил его, что оно стало казаться спасительным „Царствием", и он забыл Церковь» (20). Вот и новые раскольники явно преувеличивают значение Православного Царства. Они настолько полюбили свою земную преходящую правду, что готовы забыть и Мать Церковь, ради хотя и благородных, но явно политических амбиций. Вспомним слова страдальца за «старый стиль» схимонаха Михаила, одного из последних Валаамских старцев. Он говорил: «Не ищи правды на земле, ищи ее в своем сердце». Вспомним, что мы — Христовы, что мы — «не от мира сего». Блаженная прозорливица Матрона, предсказывая в середине этого века события наших дней, коротко и ясно определила отношение христиан к власти. Вот как передает эти слова ее духовная дочь: «Начнутся смуты.., распри.., пойдут одна партия на другую, будут ходить по домам, спрашивать, за кого? Будет резня». Я спрашиваю: «А что нам отвечать?» — Отвечайте: «Мы — люди верующие, кого Господь даст, тот и будет» (21).

Посмотрим теперь на нескольких примерах из истории, как складывались отношения между Церковью и мирской властью. В 311 году в Римской империи был издан знаменитый эдикт о прекращении гонения на христиан. Там, между прочим, говорилось: «Позволяем христианам оставаться христианами и строить домы для своих обычных собраний; за такое наше снисхождение христиане должны молить своего Бога о нашем здравии (т. е. Римского правительства) о благосостоянии общественном и своем собственном» (22) Но христиане и до обнародования эдикта молились за «всякое человеческое начальство». Это видно из послания Св. Апостола Павла, написанного во времена фанатичного гонителя христиан римского императора Нерона. «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим. 2, 1–3). Поэтому злобные и высокомерные «молитвы против безбожной власти», составленные современными раскольниками, противоречат духу истинного христианства и являются неправославными.

Обратимся к житию Святого Иоанна Дамаскина, бывшего одновременно истинно-православным христианином и первым министром в магометанском государстве, преданно и честно служившим сарацинскому князю. Перед дотошным судом современных «ревнителей не по разуму» ему, конечно, нечем было бы оправдаться. Вообще в древнем обществе здравомыслящие правители смотрели на христиан без предубеждения, уважали их за твердость в вере, основательно предполагая, что они также твердо должны быть преданы правителю. Но даже и тем, кто жестоко гнал их, многие христиане смиренно отвечали: «Мы не сделали вам ничего плохого, за что вы гоните нас?» А по учению современных раскольников, конечно, следовало бы сделать что-нибудь плохое безбожной власти... Нужно понять, что нельзя обвинять людей за то, что они добровольно нe шли на муки, ибо это дело совести каждого. Это — подвиг, доступный избранникам Божиим. Принуждение же к нему и самочинное искание мучений было известно древней Церкви, как ересь.

Теперь рассмотрим эпизод из истории Русской Церкви. Когда к Преподобному Сергию Радонежскому пришел за благословением на войну против нехристей-татар Святой Димитрий Донской, то Святой старец советовал ему почтить дарами и честью злочестивого Мамая, приведя в пример Святого Василия Великого, утолявшего дарами мерзкого язычника Юлиана Отступника. Святой Сергий говорит: «Отдай им честь и злато, и серебро, и Бог не попустит им одолеть нас. Он вознесет тебя, видя твое смирение, и низложит их непреклонную гордыню». Вот пример удивительного упования на праведную волю Божию. С этим упованием Русская Церковь почти триста лет несла скорбное татарское иго и омывала себя от грехов слезами покаяния и смирения... Святой Димитрий ответил Преподобному Сергию: «Все это я уже сделал. Но враг мой возносится еще более». Здесь, очевидно, чаша Господнего долготерпения была уже переполнена, и Русь разрешена от грехов. Преподобный Сергий, прозорливо узрев час суда Божия над нечестивыми врагами, благословил Святого воина на борьбу. Ибо уже Сам Господь (а не сила человеческая), по словам Преподобного Сергия, помогал Святому князю на безбожных врагов (23).

Не тоже ли происходит ныне у нас в России, когда до края умножились беззакония, стала пре- изобиловать благодать. Господь — Судия верный, и Он, лишив народ русский Православного Царства, волен «во мгновение ока» воздвигнуть его; все зависит от покаяния всех и каждого. Позиция же, которую заняли новые раскольники, — чистейшей воды фарисейство, состоящее в нежелании каяться во всеобщей нашей вине перед Господом и Его Помазанником. Человеческие заслуги, кажущаяся невиновность, на которую так уповают новые фарисеи, есть мерзость пред Господом. Царь, который воссядет на таком основании будет только один - антихрист. Если признать правыми раскольников, то следует считать «сергианцами» сиречь, по их учению, неправославными и Святого Василия Великого, и Преподобного Сергия Радонежского, и даже Святого Димитрия Донского, который до известного срока ублажал дарами безбожного Мамая, а также множество других истинных христиан. Это, конечно, нелепейшая глупость. Из сего видим весь злохитрый замысел врага, раздувающего раскольническую «противосергианскую» кампанию.

Безусловно, русским православным людям, почти тысячу лет жившим в условиях православной государственности, очень трудно было смириться с сожительством и признанием административной власти государства с материалистической, а на деле даже атеистической идеологией. Такая власть многими однозначно и преждевременно определялась, как власть воцаряющегося антихриста. И действительно, признаки почти совпадали. Достаточно прочитать планы «безбожной пятилетки», принятые в 1932 году. По ним к 1937 году имя Бога не должно больше употребляться на всей территории государства, не должно было остаться ни одного храма, ни одной священной книги и ни одного священнослужителя. Несмотря на то, что воинствующие атеисты были близки к цели, Господь не попустил сим злодеяниям совершиться, хотя и не было какой-то видимой борьбы со стороны Церкви. Почти такое же чудо повторилось при Хрущевских гонениях, когда планы по борьбе с Церковью были самые серьезные...

Святой Ефрем Сирин пишет: «...что имеющим ведение без труда сделается известным пришествие антихриста» (24). Но, увы, не все архипастыри того тяжкого времени имели это божественное ведение, и, в результате, стали огульно призывать всю Церковь уйти в «катакомбы». Страшно подумать, что было бы сегодня с нашей Церковью, если бы тогда все ушли в «катакомбы», а не пошли Царским путем истинного исповедничества, смирения и послушания. Понятно, что многие крайне настроенные люди того времени руководствовались в своих опрометчивых действиях благородным патриотическим чувством, но христианское смиренномудрие - это все-таки не политическая борьба. К сожалению, многие русские церковные деятели, оказавшиеся вне России, не оценив всей мистической глубины происходящего, тут же втянулись в политическую борьбу, подставляя под удар незащищенную Церковь в России. Конечно, все, происходившее тогда, было величайшей трагедией русского народа и Русской Церкви. Сами основания прежней жизни, казалось бы, рухнули. А потому и не мудрено было искренне ошибаться некоторым честнейшим и благочестивейшим людям эпохи, большинство из которых, к тому же, собственной кровью омыли впоследствии Святое тело нашей Церкви-мученицы, став залогом нынешнего возрождения Православия. Другое дело — сегодня упорствовать в неоправдавшихся и провоцирующих раскол мнениях, заражая всех манией подозрительности, недоверия и фарисейского высокомерия.

Видимо, начиная с трагических событий 1917 года и по сей день Господь ждет от России и русского народа нечто другое, чем многим думается. Не восстановления монархии любой ценой и не возвращения Церкви статуса государственной ждет от нас Господь. Иной жертвы, видимо, хочет Он. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», а все остальное приложится нам (25). Но вот личного покаяния каждого, а, значит, и всенародного покаяния в вероотступничестве, цареубийстве и бесчисленных наших грехах мы как раз и не приносим на Божий жертвенник. Как бы не прельститься нам монархией и государственным статусом Церкви, но уже без Христа...

Чтобы более полно показать святоотеческое учение об отношении Христовой Церкви и власти, следует осветить его особенность во время всеобщего вероотступничества, во времена грядущего антихриста. Несмотря на всю скорбь и муки этого времени принцип отношений христиан и земной власти не изменяется. Памятуя о том, что власть антихриста будет попущена Богом, христиане не должны уповать на силу своего материального оружия, не должны готовить заговоры и перевороты хотя бы потому, что этим не сократишь установленный срок антихристова правления. О политическом противодействии лучше и не помышлять, ибо политическая борьба даже против безбожной власти — в сущности, признак маловерия и, фактически, есть признание за такой властью самостоятельной силы, чего православные признать никак не могут и всецело уповают на Милостивого Господа, вольного давать и отбирать чью-либо власть по CBI му недоступному нам разумению.

Особенность «последнего времени» состоит в том, что антихрист с живущим в нем духом злобы злохитро создаст такие условия, что для выживания в его обществе уже мало будет политического непротивления власти. Он коварно потребует от всех именно духовного подчинения. Οн потребует духовного служения себе. Наружно это выразится в принятии антихристовой печати и поклонении ему, как Спасителю. На это Святая Церковь ответит ему словами Христа, отвергнувшего подобное искушение во время сорокодневного поста в пустыне: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и ему одному служи» (26).

Разумеется, в условиях «последнего времени», по толкованию на Апокалипсис Святого Андрея Кесарийского, Церковь Христова сможет укрыться только в чувственной пустыне; горах, пропастях и пещерах, или в мысленной пустыне мученичества. Самыми немногочисленными из спасающихся в это лютое время будут те христиане, о которых Святой Андрей Кесарийский говорит так: «Когда лучшие и избранные церковные учителя и презревшие землю удалятся по причине бедствий в пустыню, тогда антихрист... воздвигнет брань против воинствующих Христом в мире.., найдя легко уловляемыми их, как бы посыпанных земным прахом и увлеченных житейскими делами. Но и из сих многие победят его, ибо искренно возлюбили Христа» (27). Чем же будет побеждаем антихрист? Все тем же Христовым оружием смирения и любви. По свидетельству Святого Андрея Кесарийского враг будет побеждаем «смиренномудрием святых, которые, говоря от сердца: „аз есмь земля и пепел (Быт. 18, 27)“, тем самым расторгают все диавольские сети» (28).

Естественно, что все официальные церковные организации в то страшное время либо будут сметены и уничтожены антихристом, либо признают его духовную власть и божественное достоинство, влившись вместе с инославными и иноверными в торжествующую тогда религию сатаны, предвестником которой является современный экуменизм. Основываясь на понимании неизбежности падения внешних церковных структур, благовестник «последних времен» иеромонах Серафим (Роуз) сделал поразительные по глубине выводы. Он говорит о том, что в «последнее время» раздирающая ныне «хитон Христов» междуусобная борьба православных юрисдикций отступит на второй план (а значит, и все провоцирующие и тяготеющие к расколу останутся у разбитого корыта). «Те, кто вкусит истинного Христианства.., соберутся вместе не на основе внешних юрисдикционных табличек, но на основе того, что находится в их сердцах». То есть все как бы вернется к первым светлым дням христианства. Пелена узкогруппового зрения развеется и мы, наконец, поймем, что главное — это все же Любовь, не имеющие же Любви падут.

В свете вышеприведенных доводов одну из основных целей царского пути Православия сегодня Серафим (Роуз) видит в том, что уже сейчас «мы должны подняться над юрисдикционными различиями — не для того, чтобы стать обновленцами и изменниками, а для того, чтобы спасти как можно больше душ тех, кто ищет „аромат истинного Христианства"» (29).

Теперь обратимся к следующему обвинению современных раскольников. Они упорно не желают входить в церковное единение с Русской православной Церковью по той причине, что Она, якобы, запятнала себя экуменизмом и обновленчеством. Но кто дал им право оскорблять Российскую Церковь — мученицу, унижать весь православный русский люд? На каком основании из-за нескольких заблудших архипастырей, даже если среди них были Первоиерархи, бросается тень на всю Святую Русь? Простые русские православные люди, миряне, пастыри, да и многие архипастыри ничего общего с ересью экуменизма и обновленчества никогда не имели. Пусть не архиерейским собором, но собором русского православного народа, Богоносными старцами и духоносными пастырями экуменизм и обновленчество уже давно преданы анафеме.

Однако лукавый застилает раскольникам глаза, и они всех гребут под одну гребенку, одинаково отвергая сослужение с кем-либо из клира, порой и общую молитву с мирянами. Они сами вычеркивают себя из Русской православной Церкви, учиняя раскол.

Даже в самые трудные годы владычества в России безбожной власти в нашей Церкви благоухал целый сонм блаженных, прозорливых старцев и стариц. Через них жил и действовал в Церкви Сам Спаситель Христос. Может быть неофарисеи и Его обвинят в приспособленчестве, обзывая всю нашу Церковь служанкой большевиков? Весь сонм новомучеников принадлежит к Святой Русской Православной церкви. Как же смеют оскорблять их память те, кто огульно хает Великую Русскую Церковь, презрительно называя Ее «Московской Патриархией»? И потом, мы ведь не католики, и не содержим учения о непогрешимости Первоиерарха или архипастырей. Они — люди, им свойственно порой ошибаться. Но наша Святая Церковь не имеет к их ошибкам никакого отношения. Да, были, к сожалению, в истории Русской Церкви Первоиерархи - отступники и даже еретики, как например, Московский митрополит Зосима в XV веке был тайно жидов- ствующим (30). Но от этого Святая Русская Православная Церковь не теряла своей Святости. А среди сегодняшних архипастырей есть, по Божьей милости, и верим, до конца дней будут, люди святой жизни, истинные ревнители Православия и Святой Руси, которые никогда не были членами компартии или сотрудниками органов. Так что нет повода отчаиваться. Напротив, нужно быть готовыми понести скорбь «последних времен», когда по слову Преподобного Отца Анатолия Оптинского «появятся в церквах ереси и расколы.., не будет... на престолах святительских ... людей опытных и искусных в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью...». Что же это означает крах Святой Церкви и конец веры правой? Никак нет. Наоборот, говорит Богоносный старец: «Если доживешь до этого времени, сын мой, то ты радуйся, ибо тогда верующим, не пожавшим других добродетелей, будут уготованы венцы за одно только стояние в вере...» (31). Будем же помнить сей мудрый завет и верить в то, что предающие Святое Православие убивают свои души, но не в силах бросить ни малейшей тени на пресветлое и преблагословенное тело Христовой Церкви.

Вернитесь же, чада Христовы, к Матери-Церкви. Будьте на деле ревнителями единого правоверия, а не ревнителями раскола. Давайте, оставаясь в лоне Матери-Церкви, утверждать истину Православия. Ибо самое хорошее учение само по себе, вне таинств и благодати Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, лишено жизни. Вернитесь же на путь царский.

IV. Из тьмы к Свету

Рассмотрев в основных чертах два крайних пути современного мнимого «православия», попробуем сделать некоторые выводы.

Одна из уловок лукавого заключается в том, что он всегда предлагает два, якобы противоположных внешне, пути, но единых в своем еретическом корне. Например, не успели Отцы Церкви опровергнуть лживое учение о том, что Господь Иисус Христос, будто бы просто человек, как на смену ему выходит ересь о сугубой Божественности Спасителя, отрицающая Его человеческое естество. И таким образом уловляются чрезмерно пылкие борцы с предшествующей ересью. Так и ныне раскол, грозящий со стороны «катакомбной» и Зарубежной церквей уловляет безрассудных борцов с новообновлением, которые оружием за истину в Церкви делают выход из этой Церкви.

В то же время сама новообновленческо-экуменическая ересь представляет намного более серьезную угрозу, чем кажется ныне многим поверхностным наблюдателям. Дело в том, что целью вселенского новообновления является оформление и утверждение на земле религии сатаны. Достижение сего мыслится двумя путями. Во-первых, путем разложения и подмены истинного благочестия его суррогатом, и, во-вторых, путем растворения Святого Православия в некоей сверхрелигии вкупе со всеми существующими ложными верованиями. Вот почему носителей сей ереси Святой Серафим Саровский называл «вселенскими еретиками». И хотя по слову Христа «врата адовы не одолеют» Святой Православной Церкви, все-таки истинные христиане не могут быть спокойны, доколе змий вселенского новообновления не будет поражен в голову, пока не будет оно анафематство- вано соборами всех поместных церквей. Конечно, предреченное отступление от правоверия, присущее «последним временам», полностью не предотвратить, но смягчить его удар можно, спасая этим для блаженной вечности тысячи православных душ. Сейчас пробил час реформаторства и модернизма, натиск экуменизма несколько ослаб, но он с удвоенной силой распустит свои ядовитые цветы, как только масоны сочтут Церковь Христову окончательно расшатанной изнутри и готовой к самоубийственному прыжку в пасть сатаны, то есть к слиянию с «религией антихриста». Поэтому воины Христовы должны бодрствовать в готовности отражать неожиданные удары врага, защищая Церковь Божию и правую веру.

Древний противник Бога всегда толковал свободу, как безбожие, и оправдывал стремлением к свободе свою бешеную гордыню. Этому же он научает ересиархов всех времен, в частности и нашего времени. Вот свидетельство Праведного Иоанна Кронштадтского из его сонного откровения: «И вот идем дальше и заходим в большой храм. Я хотел перекреститься, но старец сказал мне: „Не надо! Здесь мерзость запустения!" Церковь была очень мрачна.., перед престолом стоит священник, лицо как смола, а под престолом — женщина, вся красная со звездой во лбу, во весь храм кричала: „Я свободна"». И вот удивительное дело — „красные" обновленцы начала этого века, упорно твердившие, что их „церковь" свободна вдруг обретают своих продолжателей в лице сегодняшних псевдоревнителей веры, называющих свои раскольнические приходы в России, на чужой канонической территории, не иначе, как „свободною церковью". Вспомним новейшую доктрину экуменистов-новообновленцев о внецерковном, внеканоническом существовании истинной веры. А вот уродливая иллюстрация этой теории воплощена новыми раскольниками. Оказывается, что самочинные приходы на чужой канонической территории — свободны! Ну чем не новые „вольные каменщики"? Итак, круг замкнулся. Причем и крайние „слева" и крайние „справа" одинаково мало уповают на Бога, больше расчитывают на свои силы, на свою „святость" или на помощь „свыше" от тайных хозяев. Раскольники при этом жаждут оторвать в нашей Церкви паству от пастырей, а новообновленцы вообще ни во что не ставят простой православный люд. Конечно, он темный народ-то, а они „просвященные". А о том, что „Свет Христов просвящает всех", эти господа „посвященные" забывают.

И все-таки как в наше лукавое время выйти на царский путь спасения? Да просто не нужно русскому православному христианину искать ничего „нового". Надо твердо „стоять в вере", бдительно храня Святое Православие, преданное нам во спасение, и с непрестанной молитвой шествовать за Христом Иисусом, Господом нашим, не уклоняясь во тьму ересей и раскола. Только нужно понять и запомнить, что быть истинно православным — это не значит обвинять весь мир в нечестии или, наоборот, подстраиваться под „мир сей". Это значит жить Любовью, которая превыше всего».

Так не будем унывать и печалиться, вспомним прощальные слова Батюшки Серафима, сказанные в откровении Святому Иоанну Кронштадтскому: «Не скорби, скоро, скоро конец миру! Молись Господу, Бог милостив к рабам Своим!»

И последнее. Все уклоняющиеся с царского пути во тьму неведения ополчаются на действительно животрепещущую ныне, во времена всеобщего веро- отступления и охлаждения Любви, святую цель, указанную Апостолом: «приидти в единство веры» (32). Мы видели, что экуменисты пытаются подменить ее лукавой задачей объединения благочестия с нечестием, а раскольники прямо борются против единения православных людей и поместных православных церквей в их общей вере и уповании. Мы же повторим, что сегодня стремиться «приидти в единство веры» — это значит соединяться в светлой Любви со Христом и со всеми верными Ему. Это значит жить со всей Святой Церковью, этой человеческо-ангельской Божественной семьей, единой надеждой на Свет правоверия. Это значит веровать в Свет, который не объяла тьма, и ходить во Свете... (33). Аминь.

Валаамские иноки

о. Валаам. 1995 год от P. X.