Послания
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
Письмо Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ИОАННА протоиерею Льву Лебедеву
Дорогой о. Лев!
Получил Ваше письмо, благодарю сердечно. С удовольствием продолжу нашу беседу по очень актуальным вопросам.
Могут ли члены Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) и члены той же Церкви за рубежом объединиться в таинстве св. Евхаристии?
Не только могут, но и нравственно обязаны это сделать. Следует только разрушить ложное обвинение Русской Православной Церкви в ереси «сергианства», возводимой Зарубежной Церковью.
Поверь мне, дорогой о. Лев, как историку, как канонисту и как православному иерарху, что «сергианство» это не ересь. Если бы она была таковой, то она обязательно получила бы осуждение хотя бы на архиерейском православном соборе. «Сергианство», если хотите, есть сугубо личная церковная политика самого тогда митр. Сергия. Она многими осуждалась, но и признавалась допустимой. «Мы, — пишут соловецкие епископы, — одобряем самый факт обращения Высшего Церковного Учреждения к Правительству с заявлением о лояльности Церкви в отношении Советской власти во всем, что касается гражданского законодательства и управления. Подобные заверения, неоднократно высказанные Церковью в лице почившего Патриарха Тихона, не рассеяли подозрительного отношения к ней правительства, поэтому повторение таких заверений нам представляется целесообразным. Мы вполне искренно принимаем чисто политическую часть послания...» (Послание от 14/27 декабря 1927 г.).
В своем суждении соловецкий епископат вынес общее заключение: «...декларацию считать необходимым актом, свидетельствующим лояльное отношение к государственной власти и не нарушающим ни догматического, ни канонического учения, а потому приемлемой для нас». (Письмо прот. И. Шастова от 16 февраля 1928 г.)
Великий архиеп. Иларион (Троицкий) заявил: «Никакого раскола, будем хранить верность Православной Церкви в лице митр. Сергия». (Сведения еп. Мануила.)
Итак, «сергианство» — это политика, а не ересь. Если же не так, дорогой о. Лев, то мы должны согласно Вашему мышлению о причастности всего организма Церковного ереси (раз грешен Патриарх, то грешны и все входящие с ним в общение), подвергнуть себя строгому наказанию.. А как же иначе?! С момента появления «сергианства» или ереси Церковь Русская лишилась Божией благодати и поэтому все рукоположения во епископа, иерея и диакона, все Таинства не имеют действительности. Следовательно, и моя хиротония во епископа, и Ваше рукоположение во священника безблагодатны. И я, и Вы в таком случае не имеем благодати священства. Мы просто являемся мирянами. Согласитесь со мной, ведь нельзя же получить того, что Церковь «еретичест- вующая» не имеет. Если нет благодати, то откуда же мы с Вами ее получили? Епископы, священники и диаконы, получившие рукоположение от еретиков, перерукополагаются в Православной Церкви (Ап. 68; 1 Вс. п. 19). Ни я, ни Вы такого пере рукоположения не имеем. Зачем же мы священнодействуем? Священнодействие же мирянина — кощунство. Оно подлежит вечному осуждению.
Я убежден в том, что мое рукоположение совершено благодатными епископами, принадлежавшими и принадлежащими Московской Патриархии. Равно и Ваше рукоположение во священники истинное, благодатное. Поэтому не следует нам отходить от тех, через которых мы получили благодать священства.
Вследствие того, что все части Русской Православной Церкви (в России и за рубежом) благодатны, то отвергнув ложное обвинение в ереси «сергианства», войти через истинную любовь в единение в таинстве Евхаристии и, неся друг друга немощи, совершать непорочно путь спасения, сохраняя в чистоте церковные каноны.
Теперешнее наше разъединение ослабляет силы Православия и содействует врагу в его нападках на Христову истину. Как необходима нам в настоящее время созидательная любовь!
Церковь осуждает и левые уклоны, и правые (сильно православные). Необходима золотая середина. Благодарю за добрые пожелания.
С любовью о Христе митр. ИОАНН
25.XI.1992 г.
Другие статьи автора:
-
Архипастырское послание пастырям и верным чадам Ленинградской митрополии
№1 ( 1990 г. ) -
Архипастырское Рождественское послание
№4 ( 05.11.1991 1991 г. ) -
Архипастырское Пасхальное приветствие
№5 ( 26.12.1991 1991 г. ) -
Архипастырское послание митрополита Иоанна по случаю 50-й годовщины начала блокады
№8 ( 02.06.1992 1992 г. ) -
Архипастырское рождественское послание
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
Архипастырское пасхальное приветствие
№10 ( 02.07.1993 1993 г. ) -
О новых еретических переводах Священного Писания и извратительных толкованиях его «невеждами и неутвержденными»
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Архипастырское пасхальное приветствие
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
О грехе пьянства и о традиции избавления от него в Русской православной церкви
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Грех празднословия
№13 ( 22.03.1995 1995 г. ) -
Приветствие Митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна в праздник свв. Апостолов Петра и Павла
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Обращение к учителям Санкт-Петербурга
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
В память святого благоверного великого князя Александра Невского
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
О едином пути спасения
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Самодержавие и Россия
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Архипастырское Рождественское послание
№14 ( 21.09.1995 1995 г. ) -
Архипастырское Пасхальное приветствие
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Отечество — понятие священное
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Обращение к российским военнослужащим, защищающим таджико-афганскую границу
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
Смотрите, не ужасайтесь
№15 ( 27.03.1996 1996 г. ) -
О Великом посте
№15 ( 27.03.1996 1996 г. )