СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

11-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
на слова: «Сына Божия Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Им же вся быша».

Чтение из Послания к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне»...
(Евр. 1, 12).

1. О том, что мы уповаем на Иисуса Христа, достаточно, по мере сил, сказано нами в преподанном вам вчера. Не просто же должно веровать во Христа Иисуса, и принимать сие надобно не как об одном из многих несобственно именуемых Христом: ибо те были христами прообразовательно, а Сей есть Христос истинный; и Он не человек, чрез преспеяние достигший до священства, но от Отца имеет всегда священническое достоинство. И посему-то Символ Веры, предостерегая нас от предположения, будто бы и Он есть един из именуемых только Христом, присовокупляет к исповеданию веры, что веруем ВО ЕДИНОГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ, ЕДИНОРОДНОГО.

2. И еще, слыша именование СЫН, разумей не сына по присвоению, но сына по естеству, Сына Единородного, у Которого нет другого брата. Ибо называется Единородным, потому что в достоинстве Божества и по рождению от Отца, не имеет у себя брата. Сыном же Божиим именуем Его не сами от себя, но потому, что Сам Отец наименовал сего Христа Сыном. А наименование, какое дают детям отцы, есть истинное.

3. Вочеловечился тогда Господь наш Иисус Христос, но многим был недоведом. Желая же научить недоведомому, собирает учеников и вопрошает: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16, 13). Вопрошает же не по тщеславию, но желая показать им истину, чтобы, сопребывая с Богом, Единородным Сыном Божиим, не пренебрегали Им, как простым каким-либо человеком. Когда же ученики сказали: «Инии Илию, друзии же — Иеремию» (14); тогда отвечал им: Тем извинительно не знать, а вы, Апостолы, Моим именем очищающие прокаженных, изгоняющие бесов и воскрешающие мертвых, не должны не знать Того, Кем совершаете чудеса? Когда же все безмолствовали (ибо преподанное превышало разумение человеческое); тогда первенствующий из апостолов и верховный проповедник Церкви Петр, не прибегая к изысканным словам, и не человеческим убедившись рассудком, но имея ум, просвещенный от Отца, говорит Ему: «Ты еси Христос», и не просто Христос, но: «Сын Бога Живаго» (16). И за изречением сим (оно было подлинно выше разумения человеческого) последует ублажение, и печатию изреченному служит то, что явил это Отец. Ибо Спаситель говорит: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесех» (Мф. 16, 17). Поэтому, кто исповедует Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, тот причастник блаженства, а кто отрицает Сына Божия, тот беден и жалок.

4. И опять, слыша именование СЫН, не принимай слышимого в несобственном смысле, но разумей Сына действительно, Сына по естеству, безначального, не из рабства постепенно достигшего до всыновления, но Сына от вечности, рожденного неведомым и непостижимым рождением. А подобно сему, слыша именование «первородный» (Евр. 1,6), не думай, что первороден человеку; ибо у людей первородные имеют и других братьев, и негде написано: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4, 22). Но Израиль, как и первенец Рувим, лишился первородства. Но Рувим восшел на ложе отца (Быт. 49, 4), а Израиль, изгнав вон из винограда (Мф. 21, 39), распял Отчего Сына. И к другим Писание говорит: «Вы — сыны Господа Бога вашего» (Втор. 14,1). И в другом месте написано: «я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего все вы» (Пс. 81, 6),— «сказал», но не родил. Они, по слову Божию, прияли всыновление, которого не имели. Сей не иным чем был, и иным соделался, но из начала рожден Отчий Сын, сущий «выше всякого начальства» (Ефес. 1, 21 ) и веков. Сын Отчий во всем подобный Родшему, Вечный родшийся от Вечного, Жизнь от Жизни, Свет от Света, Истина от Истины, Премудрость от Премудрости, Царь от Царя, Бог от Бога, Сила от Силы.

5. Поэтому, когда слышишь, что говорит Евангелие: «книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1,1), разумей рождение по плоти. Ибо сын Давидов — при скончании веков, а Сын Божий — прежде всех веков, безначально. И одно восприял, прежде же сего не имел, а другое имеет, и имеет вечно, родившись от Отца. Двух имеет отцов; Давида — по плоти, и Бога Отца — по Божеству. Но рождение по Давиду подлежит времени, и разыскивается и производится по родословию; рождение же по Божеству не подлежит ни времени, ни месту, не имеет родословия. «Но род Его кто изъяснит» (Ис. 53, 8)} «Дух есть Бог» (Ин. 4, 24). И поскольку Он — Дух, то духовно родил, как Бесплотный, рождением недоведомым и непостижимым. Сам Сын говорит об Отце: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2, 7). Слово «ныне» означает не мгновенное, но вечное «ныне», довременное — то, что прежде всех веков. «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс.109,3).

6. Поэтому, веруй во Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, и Сына Единородного, по сказанному в Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 16). И еще «верующий в Него не судится» (18), «но перешел oт смерти в жизнь» (Иоан. 5, 24); «а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3, 36); потому что не уверовал в Сына Божия Единородного (18). О Нем-то свидетельствуя, Иоанн сказал: «и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Иоан. 1, 14). Трепещущие демоны говорили: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус» (Лук. 4, 34), «Сыне Бога Всевышнего» (Марк. 5, 7)?

7.  Поэтому, Рожденный от Отца есть Божий Сын по естеству, а не по присвоению. «Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (7 Иоан. 5, 1); а уничижающий Рожденного наносит оскорбление Рождшему. Когда же слышишь о рождающем Боге, не унижайся до понятий плотских, и не предполагай рождения телесного, чтобы не впасть в нечестие. Бог — Дух, и рождение духовно.

От тел всегда и рождаются тела, и рождающим телам потребно посредство времени; в рождении же Сына от Отца не посредствует время. Здесь рождаемое рождается несовершенным, а Сын Божий родился совершенным. Что Он теперь, тоже и в начале, родившись безначально. Мы, родившись из младенческого неведения, переходим в состояние разумности. Рождение твое, человек, несовершенно, по мере преспеяния бывает и приобретение. Не так представляй себе рождение Сына Божия, и Рождшего не обвиняй в немощи. Ибо, если родил несовершенного, и Сын со временем приобрел совершенство, то Рождшего обвиняешь в немощи. Как скоро время даровало что-либо впоследствии, то, по словам твоим, не даровал сего Родитель в начале.

8. Поэтому не полагай, что рождение Сына Божия есть человеческое, и Отец родил Его, как Авраам Исаака. Ибо Авраам родил Исаака, но родил его, не каким сам восхотел, а каким даровал Иный. Когда же рождает Бог Отец, нет места ни неведению, ни рассуждению. Сказать, что не знал Он Рождаемого — величайшее нечестие; и сказать, что долгое время рассуждал и впоследствии соделался Он Отцом — столь же нечестиво. Бог не был прежде бесчаден, и не впоследствии, со временем, стал Отцом, но всегда имеет Сына, родив Его не как человек рождает человека, но как ведомо Ему Одному, прежде всех веков Рождшему истинного Бога.

9. Ибо Отец, как истинный Бог, родил и Сына, подобного Себе, истинного Бога, не как учители рождают учеников, не как Павел говорит некоторым: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4, 15). Здесь тот, кто не сын по естеству, стал сыном по обучению, а там Сын естественный, Сын истинный, не такой, как вы, просвещаемые, которые делаетесь теперь сынами Божиими. Ибо и вы делаетесь сынами, но присвоительно, по благодати, как написано: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан. 1, 12, 13). И мы рождаемся водою и Духом, но не так родился Христос от Отца. И Отец во время крещения провозглашая и изрекая: «Сей есть Сын Мой» (Мф. 3, 17), не сказал: теперь соделался Он Сыном Моим, но говорит: «Сей есть Сын Мой», давая тем знать, что был Он Сыном и до действенности крещения.

10. Отец родил Сына не как у людей ум рождает слово, потому что у нас слово, будучи произнесено и разлившись в воздухе, исчезает. Мы же знаем, что рожденный Христос есть не слово произносимое, но Слово Ипостасное и живое, не устами изглаголанное и рассеявшееся, но вечно неизреченное и во Ипостаси рожденное. Ибо «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1, 1), седящее одесную, Слово, разумеющее волю Отца, и по Его мановению все зиждущее, Слово, низшедшее и восшедшее (а слово, произносимое и изрекаемое не исходит и не восходит),— Слово глаголющее и изрекающее: «Я говорю то, что видел у Отца Моего» (Иоан. 8, 38); — Слово властное и над всем царствующее, потому что Отец все предал Сыну (Мф. 11, 17).

11. Поэтому, родил Его Отец не как мог бы представить себе кто-либо из людей, но как ведает Он один. И мы не обещаем сказать, как он родил, а только утверждаем, что родил не так. И не мы только не знаем рождения Сына от Отца, не знает и всякое созданное естество. «Побеседуй с землею и наставит тебя» (Иов. 12, 8). Если допросишь все существующее на земле, не возможет тебе сказать, потому что земля не может сказать о существе своего Скудельника и Изваятеля. Да и не земля только не может, но и солнце, потому что солнце создано в четвертый день и не знало совершившегося в три дня прежде него, а, не зная того, что было в сии три дня прежде него, не возможет поведать о Самом Творце. Не поведает сего и небо: «ибо небеса», по мановению Отца, силою Христовою, «исчезнут, как дым» (Ис. 51, 6). Не поведают «и небеса небес», не поведают сего и «воды, которые превыше небес» (Пс. 148, 4). Для чего же унываешь, человек, если не знаешь, чего не знают и небеса? И не небеса только не знают сего рождения, но не знает и все Ангельское естество. Ибо, если бы возможно было кому взойти на первое небо и, ознакомившись с состоянием тамошних Ангелов, приступить и спросить: «как Бог родил Сына Своего?» то они равно скажут: «над нами есть большие, высшие, их вопроси. Взойди на второе и на третие небо, прострись, если можешь, до Престолов, до Господств, до Начал, до Властей». Но если бы и до них кто простерся,— что невозможно,— и они откажутся поведать, потому что не знают.

12. И дивился я всегда пытливости дерзновенных, из мнимого благоговения впадающих в нечестие. Ибо, не ведая Престолов, Господств, Начал и Властей, сих созданий Христовых, предприемлют пытливо доведываться о Самом Творце их. Скажи мне прежде, дерзновеннейший, чем отличается Престол от Господства? и потом уже пытливо доведывайся о Христе. Скажи мне, что такое Начало? что — Власть? что — сила, что — Ангел? И тогда пытливо доведывайся о Творце. Ибо «все чрез Него начало быть» (Иоан. 1, 3). Но ты не хочешь или не можешь вопрошать Престолы и Господства. Кто другой знает глубины Божий (1 Кор. 11, 10), кроме единого Духа Святого, изглаголавшего Божественные Писания? Но и Сам Дух Святый не изглаголал в Писаниях о рождении Сына от Отца. Почему же доведываешься о том, чего и Дух Святый не начертал в Писаниях? Не зная написанного, пытливо доведываешься о ненаписанном. Много вопросов в Божественных Писаниях, не постигаем и написанного; к чему же доведываться о ненаписанном? Достаточно для нас знать, что Бог родил единого Сына.

13. Не стыдись сознаться в незнании, потому что не знаешь вместе с Ангелами. Один Рождший ведает Рожденного, и Рожденный Им знает Рождшего. Рождший ведает, Кого Он родил, и Святый Божий Дух свидетельствует в Писаниях, что Рожденный — Бог безначальный. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11). «Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан. 5, 26). И: «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (23). И: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет» (21). И Рождший не терпит утраты, и Рожденный не имеет ни в чем недостатка. Знаю, что неоднократно говорил я вам это, но говорил о сем часто для вашего утверждения. И Рождший не имеет Отца, и Рожденный не имеет брата. И Рождший не пременился в Сына, и Рожденный не соделался Отцом. От единого только Отца один Единородный Сын. Не два нерожденные, и не два Единородные, но один Отец не рожден. Ибо не рожден, кто не имеет отца. И один Сын превечно рожден от Отца — не во времени рождается, но рожден прежде веков, не преспевая возрастал, но таким и рожден, каков Он теперь.

14. Поэтому веруем в СЫНА БОЖИЯ ЕДИНОРОДНОГО, ОТ ОТЦА РОЖДЕННАГО, БОГА ИСТИННАГО Ибо истинный Бог, как сказано, не рождает лживого. Не рассудив сперва, потом уже родил, но родил превечно, родил гораздо скорее, нежели исходит наше слово, или наша мысль. Ибо мы, произнося слово во времени, тратим на сие время, а для Божественной силы рождение не временно. И как неоднократно было сказано, не из небытия привел в бытие, и не всыновил небывшего прежде сыном, но, как вечный Отец, превечно и неизреченно родил единого Сына, у Которого нет брата. Не два начала, но глава Сыну Отец — единое Начало. Ибо Отец родил Сына, истинного Бога, именуемого Эммануилом. А Эммануил толкуется: «с нами Бог» (Мф. 1,23).

15. И желаешь ли знать, что Рожденный от Отца, и впоследствии вочеловечившийся, есть Бог? Слушай, что говорит Пророк: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним, Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3, 3638). Видишь ли Бога, вочеловечившегося после Моисеева законодательства? Имеешь и другое свидетельство о Божестве Христовом, теперь только читанное: «престол Твой, Боже, во век» (Пс. 44, 7). Чтобы по причине бывшего здесь явления во плоти, не подумать тебе, будто бы Христос после сего преуспел и достиг Божества, ясно говорит Пророк: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44, 8). Видишь ли Христа Бога, помазуемого Своим Отцом?

16. Желаешь ли иметь и третье свидетельство о Божестве Христовом? Слушай, что говорит Исаия: «Труды египтян и торговля ефиоплян»; и чрез несколько слов: «и будут умолять Тебя, говоря: у тебя только Бог и нет иного Бога. Истинно, Ты — Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» (Ис. 43, 14. 15). Видишь ли Бога — Сына, Который имеет в Себе Бога Отца, и говорит почти тоже самое в Евангелиях: «Отец во Мне, и Я во Отце» (Иоан. 14, 10)?Не сказал: Я — Отец, но «Отец во Мне». Не сказал также: Я и Отец — одно и тоже, но: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10, 30), чтобы не отчуждали мы Сына от Отца, и не производили слитности понятием о сыноотечестве. Отец и Сын едино по Божескому достоинству, потому что Бог родил Бога: «едино» по царственной власти, потому что не над иными царствует Отец, а над иными Сын, подобно Авессалому, возмутившемуся против отца; но над кем царствует Отец, над теми царствует и Сын; «едино» потому что нет между Ними никакого разногласия и разделения; не иные изволения у Отца, а иные — у Сына; «едино» потому, что не иные создания Христовы, а иные — Отчие, но одно создание всяческих, все говорил Отец чрез Сына. «Ибо Он сказал — и они сделались, повеле — и сотворились» (Пс. 148, 5), говорит Псалмопевец. А изрекающий изрекает внемлющему, и повелевающий повелевает соприсущему.

17. Поэтому Сын есть истинный Бог, в Себе имеет Отца, а не преложился в Отца. Ибо вочеловечился не Отец, но Сын. Свободно да изрекается истина. Не Отец пострадал за нас, но Отец послал Пострадавшего за нас. Не скажем: было, когда не было Сына, не примем и сыноотечества, но пойдем путем царским: «не своротим ни направо, ни налево» (Числ. 20, 17). Как, думая почтить Сына, не наименуем Сына Отцом, так думая почтить Отца, не станем предполагать, что Сын есть единое из созданий. Но да будет поклоняем единый Отец чрез единого Сына, и да не разделяется поклонение. Да возвещается единый Сын, прежде веков седящий одесную Отца, и сие соседение не со временем приявший по страдании за преспеяние, но имеющий вечно.

18. «Видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14, 9), потому что Сын во всем подобен Рождшему, родившись Жизнию от Жизни, Светом от Света, Силою от Силы, Богом от Бога; и отличительные свойства Божества не пременимы и в Сыне. Кто сподобился видеть Божество Сына, тот наслаждается созерцанием Рождшего. Не мое это слово, но Единородного Сына: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп; видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14, 9). И скажу короче; не будем ни разделять, ни сливать. Не говори, что Сын чужд иногда Отцу, не соглашайся с утверждающими, что Отец иногда Отец, а иногда Сын. Такие учения чужды, нечестивы и не принадлежат Церкви. Напротив того, Отец, родив Сына, пребыл Отцем и не изменяется. Родил Премудрость, но не соделался Сам непремудрым; родив Силу, не изнемог; родив Бога, Сам не лишился Божества. И Он ничего не утратил, умалившись или изменившись, и Рожденный не имеет никакого недостатка. Совершен Рождший, совершен и Рожденный: и Рождший Бог, и Рожденный — Бог. Он — Бог всяческих, от Отца именуем Своим Богом, ибо не стыдится сказать: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17).

19. Но чтобы не подумать тебе, будто бы одинаков Отец и Сыну по тварям, разделяет далее. Ибо не сказал: «восхожу ко Отцу» нашему, чтобы у тварей не было чего общего с Единородным, говорит же: «ко Отцу Моему и Отцу вашему»; иначе Он Мой Отец, по естеству, и иначе ваш, по присвоению. И также: «к Богу Моему, и Богу вашему». Иначе Бог Мне, как преискреннему и Единородному Сыну, а иначе — вам, как созданиям. Поэтому, Сын Божий есть истинный Бог, прежде веков неисповедимо рожденный. Многократно говорю вам одно и то же, чтобы напечатлелось это в уме вашем. И что Бог имеет Сына, веруй сему, а как имеет, не допытывайся узнать; потому что доискиваясь сего, не найдешь. «Не возноси себя, чтобы не упасть» (Сир. 1, 30). «Что заповедано тебе, о том размышляй» (3, 22). Скажи мне прежде, кто есть Родший, и тогда доведывайся о Рожденном. Если же не можешь уразуметь естество Рождшего, то не любопытствуй о способе рождения.

20. Для благочестия, как сказали мы, достаточно тебе знать, что Бог имеет Единого Сына, Единого рожденного естественно, не тогда начавшего бытие, как родился в Вифлееме, но Сущего прежде всех веков. Послушай, что говорит пророк Михей: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала дней вечных» (Mux. 5, 2). Поэтому, не Того имей во внимании, Кто из Вифлеема ныне, но поклоняйся превечно Рожденному от Отца. Не соглашайся с тем, кто приписывает Сыну временное начало, но познай Отца, начало довременное, потому что начало Сына довременно, непостижимо, безначально именно — Отец, источник реки правды — Единородного, Отец родший Его, как Он один ведает. И желаешь ли знать, что Господь наш Иисус Христос есть вечный Царь? Слушай опять, что говорит Сам Он: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день мой, и увидел, и возрадовался» (Ин. 8, 56). Потом, когда иудеи затруднялись, как принять это, говорит, что было для них более затруднительно: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (58). И также говорит ко Отцу: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17, 5). Этим ясно сказал: еще прежде бытия мира Я имел у Тебя славу. И еще говоря: «потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (24), ясно выражает: Я имею у Тебя вечную славу.

21. Поэтому веруем ВО ЕДИНАГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ ЕДИНОРОДНАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА РОЖДЕННАГО, БОГА ИСТИННАГО ПРЕЖДЕ ВСЕХ ВЕК, ИМ ЖЕ ВСЯ БЫША. «Престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол. 1, 16), «все чрез Него начало быть» (Ин. 1, 3), и ничто сотворенное не изъято из-под власти Его. Да умолкнет всякая ересь, вводящая различных творцов и мироздателей. Да умолкнет язык, изрекающий хулу на Христа Сына Божия. Да умолкнут утверждающие, что солнце есть Христос, ибо Он создатель солнца, а не солнце видимое. Да умолкнут утверждающие, что мир есть создание Ангелов, и намеревающиеся похитить достоинство у Единородного. Ибо видимое ли, невидимое ли, Престолы ли, Господства ли, или иное что именуемое, все приведено в бытие Христом. Он царствует над сотворенными Им, не чуждый восхитив плен, но царствуя над Своими созданиями, как сказал Евангелист Иоанн: «все чрез Него начало быть», потому что Отец делает чрез Сына.

22. Намереваюсь представить тебе пример в объяснение сказанного, но знаю, что он слаб. Ибо что видимое может служить примером Божественной и не видимой силы? Впрочем, мною, немощным, для вас, немощных, пусть будет сказано нечто и немощное. Представь, что какой-либо царь, имея сына царя и намереваясь построить город, построение сего города возлагает на соцарствующего сына, и он, взяв предначертание города, замышленное приводит к концу. Так, когда Отцу угодно было устроить все, по мановению Отца создал все Сын, чтобы мановение сие соблюдало полномочную власть Отцу, и Сын также имел власть над собственными Своими созданиями; и Отец не чужд был владычества над Своими созданиями, и Сын царствовал над тем, что создано, не иным кем, но Им Самим, потому что, как сказано, мир сей не Ангелы создали, но создал рожденный прежде всех веков Единородный Сын, по сказанному: ИМ ЖЕ ВСЯ БЫША, так что творчество Его простирается на всех без изъятия. И сие пока да будет, по благодати Христовой, сказано нами.

23. Возвращаясь же к изложению веры, прекратим на сей раз слово. Наименуешь ли Ангелов, или Архангелов, или Господства, или Престолы,— все сотворил Христос,— не потому, что Отец не был в состоянии создать Сам Собою, но потому, что благоволил Он, чтобы Сын царствовал над тем, что сотворено Им, Сам дав Ему предначертание устрояемого. Ибо Единородный, чтя Отца Своего, говорит: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5, 19). И еще: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (11). И при этом нет противоречия в делаемом, «ибо все Мое Твое, и Твое Мое» (17, 10), говорит Господь в Евангелии. Сие ясно можно дознать из Ветхого и из Нового Завета. Ибо Изрекший: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), без сомнения, беседовал с кем-либо Соприсущим. Гораздо же яснее сказал Псалмопевец: «ибо Он сказал — и сделалось; Он повелел — и явилось» (Пс. 32, 9); так как Отец повелевает и глаголет, а Сын по мановению Его, все созидает. И таинственно выразил Иов: «Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря» (Иов. 9, 8), давая этим знать разумеющим, что во дни явления Ходящий по морю еще прежде сего был Творцом небес. И Господь говорит также: «или ты брение взем от земли создал еси животно, и глаголиваго сего посадил на земли» (Иов. 38, 14)?Потом, вслед за этим: «Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной» (17)?— давая сим разуметь, что Снисшедший по человеколюбию во ад и в начале создал человека из брения.

24. Итак, Христос есть Единородный Сын Божий и Творец мира. Ибо «в мире был и мир чрез Него начал быть». И «пришел к Своим», как учит нас Евангелие (Иоан. 1, 10. 11). Не только же видимого, но и невидимого Творец, по мановению Отца, есть Христос. Ибо, по слову Апостола, «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего и всё Им стоит» (Колос. 1, 16, 17). Если наименуешь и самые веки, то и оных, по мановению Отчему, Творец есть Иисус Христос. Ибо «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1,2). Ему слава, честь и держава со Отцем и со Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: