СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

12-е огласительное слово к просвещаемым,
без приготовления говоренное в Иерусалиме,
на слова «воплотившагося и вочеловечившагося»

Чтение из Исаии: «И продолжил Господь говорить Ахазу и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего» и проч. «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» и проч. (Ис. 7, 1014).

1. Совоспитанники чистоты и ученики целомудрия исполненными непорочности устами воспрославим рожденного от Девы Бога. Сподобившиеся снести от мяс духовного Овчати, снедим «главу с ногами» (Исх. 12, 9), под именем главы разумею Божество и под именем ног понимаю человечество. Слушатели святых Евангелий, поверим Иоанну Богослову. Ибо, сказав: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1,1), присовокупил: «и Слово стало плотию» (14). И поклоняться простому человеку не преподобно, и именовать только Богом без человечества не благочестно. Если Христос Бог (как и действительно), но не восприял человечества, то чужды мы спасения. Да поклоняемся Ему, как Богу, и да веруем, что Он вочеловечился. Именовать человеком без Божества не полезно; и не исповедывать человечества с Божеством не спасительно. Исповедуем пришествие Царя Врача. Ибо Царь Иисус, приступая к врачеванию, препоясавшись лентионом человечества, уврачевал недужное. Совершенный Учитель младенцев Сам младенчествовал с младенцами, чтобы упремудрить несмысленных. Небесный Хлеб снисшел на землю, чтобы напитать истаевающих гладом.

2. Но иудеи, уничижая пришедшего, и на гибель себе ожидая грядущего, отринули истинного Христа, и в заблуждении своем приемлют ложного. Но и в сем оказывается истинным Спаситель, Который сказал: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан. 5, 43). Хорошо предложил иудеям вопрос: пророк Исаия, который говорит, что Эммануил родится от Девы, истинный ли, или ложный пророк? Если обвинят его как лжеца, то это нимало не удивительно, потому что в обычае у них не только обвинять пророков во лжи, но и побивать камнями. Если же Исаия пророк истинный, то покажите Эммануила. И грядущий, ожидаемый вами, рождается ли, или не рождается от Девы? Если не рождается от Девы, то пророка обвиняете во лжи. А если ожидаете, что грядущий родится от Девы, но почему отвергаете уже Родившегося?

3. Но пусть иудеи предаются заблуждению, потому что сами того желают; Церковь же Божия да прославляется. Ибо приемлет Бога — Слова, истинно вочеловечившагося, не от похоти мужа и жены, как говорят еретики, но, по сказанному в Евангелии, от Девы и Святого Духа, вочеловечившегося не мечтательно, но действительно. И что истинно вочеловечился от Девы, выслушай на это доказательства, терпеливо проведя здесь время, посвящаемое ныне учению. Ибо заблуждение еретиков многосложно. Одни говорили, что вовсе не рожден Он от Девы; другие, что рожден, но не от Девы, а от жены, сожительствующей с мужем; а иные утверждают, что Христос вочеловечившийся не Бог, но некий обоженный человек. Ибо осмелились говорить, что не от вечности сущее Слово вочеловечилось, но некий человек, преуспев, потом увенчан.

4. Но ты помни сказанное вчера о Божестве и веруй, что Он Сам, Единородный Сын Божий, родился еще от Девы; верь евангелисту Иоанну, который говорит: «и Слово стало плотию и обитало с нами» (Иоан. 1, 14). Вечное Слово рождено от Отца прежде всех веков, плоть же восприяло ради нас в недавнее время. Но многие возражают и говорят: какая была столь важная причина, чтобы Богу снизойти до человечества? И свойственно ли сколько-нибудь естеству Божию жить с человеками? Возможно ли Деве родить без мужа? При множестве таких возражений и многообразных пререканий, по благодати Христовой и по молитвам предстоящих, разрешим каждое.

5. И во-первых, пусть будет у нас предложен вопрос: для чего снизошел Иисус? Ты же обращай внимание не на мои слова, потому что можно впасть и в лжеумствования, но если не услышишь о каждом предмете свидетельства Пророков, не верь тому, что говорю. Если из Божественных Писаний не дознаешь о Деве, о месте, о времени и образе рождения, то не принимай свидетельства человеческого. Того, кто пред тобою и учит, можно подозревать, но кто пророчествовал за тысячи или более лет, того станет ли подозревать какой-либо разумный человек? Поэтому, если доискиваешься причины пришествия Христова, обратись к первой книге Писаний. Бог в шесть дней сотворил мир, но мир создан ради человека. Солнце сияет пресветлыми лучами, но оно получило бытие, чтобы светить человеку. И все животные созданы, чтобы нам служить. Травы и деревья сотворены для нашего наслаждения. Все создания прекрасны, но ни одно из них не есть Божий образ, кроме одного только человека. Солнце произведено одним повелением, а человек — руками Божиими. «Сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт. 1, 26). Чествуется и деревянный образ земного царя, сколько более досточтим разумный образ Божий? Но и сие превосходнейшее из созданий, ликующее в раю, изринула оттоле дьявольская зависть. Возрадовался враг, когда пал тот, кому он позавидовал. Ужели хотелось бы тебе, чтобы враг продолжал радоваться? Не осмеливаясь приступить к мужу, по причине его крепости, приступил к слабейшей, к жене, бывшей еще девою. Ибо по изгнании уже из рая «Адам познал Еву, жену свою» (Быт. 4, 1).

6. Вторыми преемниками человеков были Каин и Авель. И Каин — первый человекоубийца. Впоследствии за великое лукавство людей наводнил землю потоп. За беззаконие содомлян снисшел с неба огонь. Со временем избрал Бог израильтян, но и сей народ развратился, и род избранный уязвлен. Ибо Моисей предстоял Богу на горе, а народ вместо Бога поклонялся тельцу. При законодателе Моисее, изрекшем: «Не прелюбодействуй» (Исx. 20, 14), израильтянин в «блудилище» осмелился непотребствовать (Числ. 25, 8). После Моисея посылаемы были Пророки уврачевать Израиля, но врачующие, не преодолевая недуга, оплакивали это, так что один из них говорит: «Не стало милосердия на земле, нет праведных между людьми» (Mux. 7, 2)\ И еще: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13, 3). И еще: «Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились» (Ос. 4, 2). «И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс. 105, 37), птицеволшебствовали, чародействовали, волховали. И еще: «На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике» (Амос. 2, 8).

7. Весьма велика была язва на человечестве; «от ног даже до главы» не было «в нем целости», невозможно было ни «пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания» (Ис. 1, 6). После сего Пророки, сетуя и скорбя, сказали: «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» (Пс. 13, 7)?И еще: «Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над Сыном человеческим, Которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя» (Пс. 79, 18, 19). А иный из Пророков умоляет, говоря: «Господи, приклони небеса Твои и сойди» (Пс. 14, 3, 5); язвы человечества превышают наше врачебное пособие; «разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили» (3 Цар. 19, 10). Зло неисправимо в нас; Тебе нужно быть исправителем.

8. Услышал Господь моление Пророков. Не презрел Отец гибнущего рода нашего, послал врачом с небес Сына Своего Господа. И говорит некто из Пророков: «И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» (Мал. 3, 1 ). Где же Он? В Церкви Своей Господь, где мы метали в Него камнями (Иоан. 8, 59). Потому другой Пророк, слыша это, говорит ему, возвещая спасение Божие: для чего говоришь тихо? Благовествуя спасительное Божие пришествие, для чего глаголешь в скрытом месте? «Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! скажи городам Иудиным» (Ис. 40, 9). Что же изречь им? «Вот Господь Бог грядет с силою» (10). Сам же Господь изрек также: «Ибо вот Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут ко Господу многие народы» (Зах. 2, 10,11). Израильтяне отвергли спасение, содеянное Мною, и вот, приду собрать все народы и языки» (Исх. 66, 18). Ибо «пришел к Своим, и свои Его не приняли» (Иоан. 1, 11). Ты грядешь и что же даруешь народам? «Гряду собрать все народы, и оставлю на них знамение». Вследствие борения Моего на кресте, каждому из воинов Моих даю иметь на челе царское знамение. И другой из Пророков сказал: «наклонил Он небеса и сошел,— и мрак под ногами Его» (Пс. 17, 10). Ибо человеком неведомо было снисшествие с небес.

9.  Потом Соломон, слыша, что сказано сие Давидом, отцем его, и, создав чудный дом Божий, и провидя Грядущего в оный, в удивлении спрашивает: «Поистине, Богу ли жить на земле?» (3 Цар. 8, 27). Да, предваряя его, ответствует Давид в псалме, написанном о Соломоне, в котором сказано: «сойдет как дождь на скошенный луг» (Пс. 71,6); сказано «дождь» — ради небесного, «на скошенный луг» — ради человечества. Ибо дождь, сходящий на скошенный луг, сходит без шума, как и волхвы, по неведению тайны рождения, спрашивают: «Где родившийся Царь иудейский?» (Мф. 2,2). И смущенный Ирод разведывает о Рожденном и говорит: «Где должно родиться Христу» (4)?

10. Кто — Сей сходящий? Давид говорит в той же связи речи: «и будут бояться Тебя, доколе пребудет солнце и луна, в роды родов» (Пс. 71, 5). А другой Пророк сказует еще: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий» (Захар. 9, 9). Царей много, о котором же ты говоришь, Пророк? Укажи нам признак, какого не имеют другие цари. Если скажешь, что царь порфироносен, то достоинство такого одеяния предвосхищено другими. Если скажешь, что дориносим воинами, восседает на златокованых колесницах, то и сие предвосхищено другими. Укажи нам особый признак Царя, пришествие которого возвещаешь. И пророк ответствует и говорит: «Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, Кроткий, сидящий» не на колеснице, но «на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Вот — единственный в своем роде признак грядущего Царя. Единый из царей Иисус восседал на молодом осле, не носившем еще на себе бремени, когда при благохвалениях, как Царь входит в Иерусалим. И что творит сей вошедший Царь? «Ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах. 9, 11).

11. Но можно было и другому восседать на молодом осле. Укажи нам лучше признак, где остановился входящий Царь: укажи признак не вдали от города, чтобы нам не оставаться в неведении; укажи нам вблизи очевидный признак, чтобы и находясь в городе, видеть нам место. И Пророк снова ответствует, говоря: «и станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима» (Зах. 14, 4). Кто же, стоя внутри города, не видит места сего?

12. Имеем два признака, но желаем знать и третий. Скажи, что творит приходящий Господь? И другой Пророк говорит: «Вот Бог ваш. Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочет, как олень, и язык немого будет петь» (Пс. 35, 46). Пусть сказано будет у нас и другое свидетельство. Грядущего именуешь ты, Пророк, Господом, творящим знамения, каковых никогда не бывало. Какой же другой скажешь ясный признак? «Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его» (Пс. 3, 14). Исключительный признак — Господь судится рабами старейшинами, и терпит это!

13. Иудеи, читая это, не внимают, потому что заградили уши сердца, чтобы не слышать. Но мы веруем во Иисуса Христа, во плоти пришедшего и вочеловечившегося, потому что иначе был бы для нас недоступен. Поскольку не могли мы и видеть того и насладиться тем, что Он Сам в Себе, что соделался Он тем, что и мы, чтобы таким образом сподобились мы насладиться Им. Ибо, если не в состоянии мы вполне видеть солнце, сотворенное в четвертый день, то можем ли видеть Творца его Бога? В огне снисшел Господь на гору Синайскую, и народ не мог вынести сего, но сказал Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20, 19). И еще: «Ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живого, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива» (Втор. 5, 26)?Если и сие — слышать глас глаголющего Бога, бывает причиною смерти, то как же не причинит смерти это — видеть Самого Бога? И чему дивишься? Сам Моисей сказал: «Я в страхе и в трепете» (Евр. 12, 21).

14. Итак, чего пожелал бы ты? Того ли, чтобы Пришедший для спасения соделался виною гибели, потому что невыносимо было бы для людей пришествие Его? Или, чтоб соразмерена была благодать? Даниил не вынес явления Ангела, а ты стерпишь лицезрение Владыки ангелов? Явился Гавриил, и Даниил упал на лице. И каков был явившийся, в каком предстал образе? «Лице его, как вид молнии», а не как солнце; «очи его — как горящие светильники», а не как пещь огненная; «глас речей его — как голос множества людей» (Дан. 10, 6), а. некак глас двенадцати легионов Ангелов. Однако же Пророк пал на землю, Ангел приступает к нему и говорит: не бойся, Данииле, встань, ободрись: «слова твои услышаны» (10). И Даниил говорит: «Я встал с трепетом» (11). И при всем этом ничего не отвечал, пока не прикоснулось к нему подобие руки человеческой (10); и когда явившийся преложился «в человеческий облик» (18), тогда Даниил проглаголал. И что же сказал? «Господи мой! От этого видения внутренности мои перевернулись во мне» (16); «ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне» (17). Если явившийся Ангел отнял у Пророка глас и крепость, то явление Бога оставит ли и дыхание? И пока, говорит Писание, «не прикоснулось ко мне подобие образа человеческого», Даниил не осмеливался говорить. Итак, поскольку опытом была доказана немощь наша, Господь воспринял на Себя то, чего требовал человек. И поскольку человек требовал, чтобы слушать от подобообразного ему, то Спаситель воспринял на Себя подобострастное нам, чтобы с большим удобством научены были люди.

15. Выслушай же и другую причину. Христос пришел, чтобы креститься и освятить крещение, пришел, чтобы сотворить чудеса, ходя по водам моря, и поскольку прежде пришествия Его во плоти: «море увидело и побежало, Иордан обратился назад» (Пс. 113, 3), то Господь принял на Себя тело, чтобы море, увидев, удержалось, и Иордан приял Его небоязненно. Вот — одна причина, но есть и другая. Чрез деву Еву вошла смерть, надлежало чрез Деву же, а лучше сказать от Девы явиться Жизни, чтобы как ту обольстил змий, так сей благовествовал Гавриил. Люди, оставив Бога, сделали себе человекообразные изваяния. Потому, когда ложно стали, как Богу поклоняться человекообразному, Бог действительно соделался человеком, чтобы истребить ложь. Диавол, как орудием, воспользовался против нас плотию, и зная сие, Павел говорит: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» и проч. (Рим. 7, 23). Поэтому, каким оружием поборол нас диавол, тем же самым мы спасены. Подобно нам, восприял от нас Господь, чтобы спасти человечество, восприял подобное нам, чтобы оскудевшему дать большую благодать, и чтобы грешное человечество вступило в общение с Богом. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5, 20). Господу надлежало пострадать за нас, но диавол не осмелился бы приступить к Нему, если бы знал Его. «Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (7 Кор. 2, 8). Поэтому тело соделалось приманкою смерти, чтобы змий, понадеявшись поглотить, изблевал и поглощенных уже. Ибо «поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Пс. 25, 8).

16. Ужели Христос вочеловечился напрасно? Ужели учения сии — вымысел и мудрствования человеческие? Не Божественные ли Писания, не предречения ли Пророков — наше спасение? Поэтому соблюдай сей недвижимый залог, и никто не поколеблет тебя. Веруй, что Бог соделался человеком. Но хотя доказано, что вочеловечение было возможно, однако же, если иудеи все еще не веруют, то продолжим к ним еще речь. Что странного возвещаем, говоря о Боге вочеловечившемся, когда и вы утверждаете, что Авраам принимал у себя Господа? Что странного возвещаем, когда Иаков говорит: «Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32, 30). Господь, вкушающий у Авраама, вкушал и у нас. Поэтому, что странного возвещаем мы? Но представляем двух свидетелей, предстоящих Господу на горе Синайской: Моисей был «в расселине скалы» (Исх. 33, 22), и Илия — в расселине также скалы. И они-то, когда с преобразившимся Господом были на горе Фаворе, «они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лук. 9, 31 ). Но что вочеловечение было возможно, сие, как сказал я уже, доказано; собрать же остальные доказательства да будет предоставлено рачительным.

17. Но Слово обещало нам отыскать и время и место пришествия Господня. И должно нам не самим уйти обвиненными во лжи, но паче новопришедших в Церковь отпустить утвержденными в вере. Поэтому исследуем время, когда пришел Господь, потому что пришествие сие было недавно, и оно оспаривается, и потому что «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Итак, Пророк Моисей говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня» (Деян. 7, 37). Слова «как меня» да будут пока оставлены для исследования на своем месте. Но когда приходит сей ожидаемый Пророк? Обратись, говорит Моисей, к написанному мною. Вникни тщательнее в пророчество Иакова, сказанное Иуде: «Иуда! тебя восхвалят братья твои» и далее (не будем повторять всего): «не отойдет скипетр от Иуды и Законодатель от чресл его, доколе не приидет», Кому положено «и Тот надежда» не иудеев, но «народов» (Быт. 49, 8, 10). Итак, Пророк указал признак пришествия Христова — прекращение правительства у иудеев. Если иудеи теперь — не под владычеством римлян, то не пришел еще Христос. Если имеют правителя из Иудина и Давидова рода, то не пришел еще Чаямый. Стыжусь повторять недавние их делопроизводства о так называемых у них ныне патриархах. Какого они рода? Кто у них матерь? Предоставляю сие знающим. Но сей Грядущий, сие Чаяние народов, какой имеет еще признак? Сказано далее: «Он привязывает к виноградной лозе осленка Своего» (11). Видишь того осленка, о котором ясно возвестил Захария (Зах. 9, 9)?

18. Но требуешь еще и другого свидетельства о времени? «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» и через несколько слов: «Ты поразишь их жезлом железным» (Пс. 2, 7, 9). Сказано было много и прежде, что жезлом железным называется римское царство. Припомним о нем еще остальное из сказанного Даниилом. Ибо, описывая и изъясняя Навуходоносору образ изваяния, пересказывает и все о нем видение, и сказует, что камень, без рук отсекшийся от горы и нечеловеческими уготованный руками, возобладает над целою вселенною, и весьма ясно говорит так: «И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу» (Дан. 2, 44).

19. Поищем еще яснейшего указания времен пришествия, потому что человек с трудом уверяется, и если не будут ясно вычислены самые годы, не верит тому, что говорят ему. Поэтому, какое же это время и какой год, когда, по оскудении царей из колена Иудова, воцаряется уже иноплеменник Ирод? Ангел, беседующий с Даниилом (и ты заметь теперь сказуемое), говорит: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан. 9, 25). Шестидесятью девятью седминами лет составляется четыреста восемьдесят три года. Поэтому Ангел сказал, что по прошествии четырехсот восьмидесяти трех лет от сограждения Иерусалима, и по оскудении князей, придет некий иноплеменный царь, при котором родится Христос. Дарий же мидянин соградил Иерусалим в восьмой год своего царствования и в первый год шестьдесят шестой у греков Олимпиады. Олимпиадою же у греков называется состязание, совершаемое чрез четыре года, потому что по четырехлетии солнечными течениями из трех, после каждого года остающихся часов, составляется целый день. Ирод же воцаряется в сто восемьдесят шестую Олимпиаду, в четвертый ее год. А от шестьдесят шестой до сто восемьдесят шестой Олимпиады включительно с небольшим чем-нибудь — сто двадцать Олимпиад. И из ста двадцати Олимпиад составляется четыреста восемьдесят лет; остающиеся же еще три года заключаются, именно, в промежутке от первого до четвертого года. Имеешь теперь указание в Писании, которое говорит: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан. 9, 25).

20. Но как имеешь пока сие указание времени, хотя есть и другие разные толкования о предсказанных Даниилом седминах лет, так выслушай, наконец, и о месте обетования, что говорит Михей: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Mux. 5, 2). Впрочем, что касается до мест, ты, как иерусалимлянин, предварительно знаешь написанное в 131 псалме: «Вот мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима (лес)» (Пс. 131, 6). Ибо за несколько лет место сие покрыто было лесом. Послушай также, что Аввакум говорит Господу: «Внегда приближитися летом, познаешися: внегда прийти времени, явишися» (Авв. 3, 2). Что же это за призрак у тебя, Пророк, грядущего Господа? И он тут же говорит: «посреде двою животну познан будеши», ясно говоря Господу следующее: «пришедши во плоти, ты живешь и умираешь, и по воскресении из мертвых снова живешь». И с какой страны грядет в отношении к Иерусалиму? С востока, или с запада, с севера, или с юга? скажи нам с точностию. И весьма ясно ответствует и говорит: «Бог от Фемана приидет» (3), а Феман толкуется юг; «и Святый из горы Фаран приосененныя чащи» (Авв. 3, 3). Тоже, согласно с сим, сказал Псалмопевец: «нашли его на полях Иарима».

21. Исследуем, наконец, от кого приходит и как приходит Христос? Сие сказует нам Исаия: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил» (Мф. 1, 23). Иудеи, у которых издревле в обычае — противиться истине, возражают на сие и говорят, написано: не дева, но отроковица. А я, вникая в сказанное, и в этом именовании открываю истину. Ибо должно спросить иудеев: насилуемая дева, когда вопиет, взывая о помощи, по растлении своем или прежде растления? Поэтому, если в другом месте говорит Писание: «хотя отроковица и кричала, но некому было спасти ее» (Втор. 22, 21), то не о деве ли говорит оно? Но, чтобы яснее дознать себе, что в Божественном Писании и дева именуется отроковицею, послушай, что книга Царств говорит об Ависаге Сумантянине: «Девица была очень красива» (3 Цар. 1,4). Ибо все согласны в том, что она избрана и приведена к Давиду девою.

22. Но иудеи говорят еще: сие сказано Ахазу об Езекии. Итак, прочтем Писание: «Проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте» (Ис. 7,11). И знамение сие должно быть особенное, необычайное. Ибо, вот знамения: воды из камня, разделенное море, возвратившееся солнце, и тому подобное. Но что намереваюсь сказать, то еще явственнее обличит иудеев. Знаю, что продолжительно слово мое, и слушатели утомлены, но терпеливо выслушайте и продолженное слово, потому что говорится сие ради Христа и не о каком-либо обыкновенном предмете. Итак, поскольку Исаия изрек это в царствование Ахаза; Ахаз же царствовал только шестнадцать лет, и в сии годы изречено ему пророчество, то возражение иудеев опровергает преемствующий царь Езекия, сын Ахазов, тем, что воцарился, будучи двадцати пяти лет. Ибо, как скоро время изречения пророчества заключено в 16-ти годах, то следует, что Езекия рожден Ахазом за девять лет до пророчества. Поэтому, какая была необходимость изрекать пророчество о родившемся уже и родившемся еще до воцарения отца Ахаза? Да и Пророк не сказал, что дева зачала во чреве, но говорит по предведению: «приимет».

23. Но как ясно знаем, что Господь рождается от Девы, так должно показать, из какого рода была Дева. «Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс. 131, 11 ). Иеще: «И продолжу во век семя его, и престол его, как дни неба» (Пс. 88, 30) и вслед за сим: «Однажды Я поклялся святостию Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет тверд, как луна» (Пс. 88, 3638). Видишь, что слово о Христе, а не о Соломоне, потому что престол Соломона не пребыл «как солнце». Если же возразят, что Христос не восседал на деревянном престоле Давидовом, то приведем следующее изречение: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (Мф. 23, 2). Не деревянное седалище означает сказанное, но власть учения, так доискивайся и престола Давидова, не престола деревянного, но самой царской власти, и приими во свидетели отроков, восклицавших: «Осанна Сыну Давидову» (Мф. 21, 9); «благословен царь Израилев» (Иоан. 12, 13). И слепые говорят: «Сыне Давидов, помилуй нас» (Мф. 9, 27). И Гавриил ясно свидетельствует Марии: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лук. 1, 32). И Павел говорит: «Помяни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, по благовествованию моему» (1 Тим. 2, 8). Также в начале Послания к римлянам: «Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим. 1, 3). Поэтому приими Рожденного от Давида, поверив пророчеству, которое говорит: «И будет в тот день: к корню Иесееву, который будет, как знамя для народов, обратятся язычники» (Ис. 11, 10).

24. Но огорчаются сим иудеи, и сие провидел Исаия, говоря: «Будут отданы на сожжение в пищу огню, ибо Младенец родился нам», а не им, «Сын и дадеся нам» (Ис. 9, 5, 6). Заметь же, что прежде Сын Божий, а потом «дан нам (дадеся нам)». И чрез несколько слов Пророк говорит: «и мира Его нет предела» (7). Римлянам есть предел, а царству Сына Божия «нет предела»; персам и мидянам есть пределы, а Сыну «нет предела». Далее за сим Пророк говорит: «на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его» (7). Итак, Святая Дева была от Давида.

25. Пречистому Учителю чистоты подобало произойти из чистого чертога. Ибо, если и священствующий, как должно, пред Иисусом воздерживается от жены, то Сам Иисус мог ли произойти от мужа и жены? Во псалмах сказано: «Но Ты извел Меня из чрева» (Пс. 21, 10). Вникни тщательнее в слова «извел Меня из чрева»; ими означается, что рожден Сын без мужа, исторгнут из чрева и плоти Девы. Ибо — иной образ рождения у рождаемых по чину супружескому.

26. Не стыдится же воспринять плоть от таковых членов Создатель сих членов. И кто же говорит нам сие? Господь глаголет к Иеремии: «Прежде нежели Я образовал Тебя во чреве, Я познал Тебя, и прежде нежели Ты вышел из утробы, Я освятил Тебя» (Иер.1, 5). Поэтому, Кто при создании человеков касается членов их, и не стыдится, Тот ужели бы постыдился создать ради Себя святую плоть, сию завесу Божества? Бог и доныне зиждет во чреве младенцев, как написано у Иова: «Не Ты ли вылил меня, как молоко, и как творог сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» (Иов. 10, 1011). Ничего нет скверного в человеческом составе, если не оскверним его прелюбодеянием и непотребством. Создавший Адама создал и Еву; и муж и жена созданы Божиими руками. Ни один из членов в теле, каким создан был в начале, не имеет в себе скверны. Да умолкнут все еретики, которые винят тело, паче же Самого Творца. А мы приведем себе на память, что говорит Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6, 19)? И еще Пророк предрек от лица Самого Иисуса: «плоть Моя от них» (Ос. 9, 12). И в другом месте написано: «сего ради даст я до времени раждающия» (Mux. 5, 3). Какое же знамение? Пророк говорит на это: «породит, и прочия от братий их обратятся». И каково обручение сей Святой Девы? «И обручу Тебя Себе в верности» (Ос. 2, 20). Подобно этому говорит Елизавета: «И блаженна Уверовавшая, яко совершится сказанное Ей от Господа» (Лук. 1,45).

27. Но не дают нам места и еллины и иудеи и говорят: невозможно было Христу родиться от Девы. Впрочем, еллинам заградим уста их же баснями. Вы говорите, что поверженные камни превратились в людей, почему же утверждаете, что невозможно родить деве? Вы баснословите, что из мозга родилась дочь, почему же называете невозможным родиться сыну из девического чрева? Вы стоите за свою ложь, будто бы Дионис родился из бедра вашего Зевса, почему же отвергаете наше истинное учение? Знаю, что говорю недостойное слуха настоящего собрания, но предлагается сие для того, чтобы тебе при времени укорить еллинов, обращая против них собственные их басни.

28. А тех, которые от обрезания, встречай следующим вопросом: что труднее — родить ли неплодной, престарелой, по прекращении обычного женам, или родить юной деве? Сарра была неплодна, и когда «обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось» (Быт. 18, 11), родила сверхъестественно. Поэтому, если сверхъестественно родить неплодной, то сверхъестественно родить и деве; и ты или отвергай то и другое, или допусти то и другое. Ибо единый Бог и то сотворил и сие устроил; и не осмелишься сказать, что то возможно Богу, а сие невозможно. И еще: в порядке ли естества, чтобы рука человеческая в один час изменилась в иной вид, и опять восстановилась в прежнее состояние? Как же рука Моисеева убелилась как снег, и вдруг потом приняла прежний вид? Скажешь: Бог восхотел и изменил руку. Там Бог, восхотев, может совершить, ужели же не может здесь? То чудо было только для египтян, а сие чудо даровано вселенной. Что гораздо труднее, иудеи: деве ли родить, или жезлу стать живым существом? Вы признаете, что у Моисея прямой жезл, соделавшись змеевидным, стал страшен его повергшему. Кто прежде держал этот жезл, тот «побежал от него», как от змия (Исх. 4, 3), потому что жезл действительно стал змием, и Моисей отбежал, не того убоявшись, что прежде держал, но устрашившись Превратившего это в змия. У жезла были зубы и змеиные глаза. Таким образом, из жезла рождаются глаза, которые видят, а из девического чрева не родится ли младенец, когда угодно сие Богу? Ибо умолчиваю о том, что жезл Ааронов в одну ночь произвел то, что другие дерева производят во многие годы. Кому неизвестно, что жезл, с которого снята кора, если положить его и в реку, никогда не произрастет? Но поскольку Бог не с естественными соображается свойствами, но Сам есть Творец естеств, то неплодный, сухой, лишенный коры жезл прозяб, процвел и принес плод — орехи (Числ. 17, 8). Поэтому Тот, Кто жезлу ради прообразующего Архиерея преестественно даровал плод, не мог ли ради истинного Архиерея даровать Деве, чтобы родила.

29. Прекрасны сии памятники, сохранившиеся в Слове Божием. Но иудеи возражают еще и не убеждаются сказанным о жезле, если не будут убеждены примерами подобного необычайного и сверхъестественного рождения. Поэтому допросим их так: кем рождена в начале Ева? Какая матерь зачала ее безматернюю? Писание говорит, что произошла она из ребра Адамова. Итак, Ева из мужского ребра рождается без матери, а из девического чрева не может младенец родиться без мужа? Женский род обязан был благодарностью мужам, потому что Ева получила бытие от Адама, не матерью будучи зачата, но как бы родившись от одного мужа. Поэтому Мария воздала долг благодарности, родив не от мужа, но одна пренепорочно от Святого Духа Божиею силою.

30. Возьмем в пример нечто и сего большее. Что от тел рождаются тела, сие хотя необычайно, однако же возможно. Но что персть земная соделалась человеком,— сие чудеснее, что смешанное брение принимает на себя вид перепонок и ясности глаза,— сие еще чудеснее, что в однородной персти происходят и твердые кости, и нежный состав легких, и прочие различные члены,— сие весьма чудно; что брение, одушевляясь, самодвижно обходит вселенную, уготовляет себе жилища,— это пречудно, что брение учится, говорит, созидает, царствует,— это пречудно. Итак, из чего же произошел Адам, невежественные иудеи? Не персть ли взяв от земли, создал Бог сие чудное создание? Что же? Брение прелагается в глаз, а дева не может родить сына? Что для тебя более невозможно, то бывает, а что не вне возможности, того не может быть?

31. Будем помнить сие, братия, воспользуемся сими предохранительными орудиями. Не потерпим еретиков, которые о пришествии Христовом учат по-своему. С презрением отвергнем тех, которые утверждают, что рождение Спасителя было от мужа и жены, и осмелились сказать, что Он — от Иосифа и Марии, так как написано: «и принял жену свою» (Мф. 1,24). Вспомним, что Иаков, прежде нежели взял в жену Рахиль, говорил Аавану: «дай жену мою» (Быт. 29, 21). Как Рахиль еще до супружеского состояния, по одному обещанию, называлась женою Иакова, так и Мария именовалась женою Иосифа по одному обручению. И заметь точность, с какою говорит Евангелие: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф» (Лук. 1, 2627). И еще, когда производилась перепись, и Иосиф пошел в Вифлеем записаться, что говорит Писание? — «Пошел также Иосиф из Галилеи записаться с Мариею, обрученною ему женою, Которая была беременна» (Лук. 2, 4, 5). Хотя Она была беременна, однакоже не сказал Евангелист: с женою своею, но с обрученною ему. Ибо «посла Бог Сына Своего»,— говорит Павел,— не от мужа и жены рожденного, но «рождаемого» только «от жены» (Гал. 4, 4), т. е. от Девы. А мы показали уже, что женою называется и дева. Ибо от Девы родился Тот, Кто девственными творит души.

32. Но дивишься ты совершившемуся? Удивлялась сему и Сама Родившая, ибо говорит Гавриилу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» И он повествует: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1, 34, 35). Нескверно и пречисто рождение. Ибо, где дыхание Духа Святого, там отъемлется всякая нечистота. Нескверно плотское рождение Единородного от Девы. Хотя еретики будут возражать против сей истины, но обличит их Дух Святый; вознегодует на них сила Вышнего, осенившая Деву; лицом к лицу противостанет им Гавриил в день суда; посрамят их ясли, принявшие в себя Владыку; будут свидетельствовать и благовествовавшие тогда пастыри и воинство Ангелов, которые восхваляли, песнословили и говорили: «Слава в вышних Богу, и на земли мир: в человеках благоволение» (Лук. 2, 14); будут свидетельствовать и храм, в который принесен был Христос в сороковой день, и принесенные за Него два птенца голубиные, и Симеон, державший Его в объятиях, и бывшая при этом пророчица Анна.

33. Итак, поскольку свидетельствует Бог, сосвидетельствует Дух Святый, и говорит Христос: «За что ищете убить Меня» (Иоан. 7, 19),— Человека, сказавшего вам истину» (8, 40), то да умолкнут еретики, оспаривающие Его человечество. Хотят оспорить Того, Кто говорит: «Осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук. 24, 39). Да поклоняем будет родившийся от Девы Господь; и девы да познают венец своего жития, и чин иночествующих да познает славу чистоты.  И мы  не лишаемся достоинства непорочности. Ибо девять месяцев продолжалось пребывание Спасителя во чреве Девы, и Господь был в мужском возрасте тридцат» трех лет. Поэтому, если славится Дева за девятимесячное продолжение времени, то гораздо паче будем славимы за многолетнее продолжение времени.

34. Все же мы, юноши и девы, и старцы с юными по благодати Божией, потечем поприщем чистоты, не предаваясь в непотребство, но восхваляя имя Христово. Не неизвестна нам слава чистоты, ибо это — ангельский венец, превыше человеческая заслуга будем сберегать тела, которые должны просветиться как солнце. К такой славе предопределенного тела не оскверним ради малого удовольствия. Ибо грех есть нечто малое и кратковременное, а стыд многолетен и вечен. Делатели чистоты суть на земле ходящие ангелы. Девы имеют часть с Девою Мариею. Да не имеют у нас места всякий наряд, всякий вредный взгляд, всякая небрежная поступь, всякая пышная одежда и благовоние, служащее приманкою сластолюбию. Во всех же да будут благовонием молитва благоухания и добрых дел, и святыня тела. Чтобы от Девы Родшийся Господь и о нас, как в непорочности живущих мужах, так и увенчанных женах, сказал: «Вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6, 16). Ему слава во веки веков! Аминь.

Святая Земля. Гора Фавор.

Святая Земля. Гора Фавор.
С гравюры XIX века

Другие статьи автора: