СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл Архиепископ Иерусалимский

13-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
на слова: «распятого и погребеннаго»

Чтение из Исаии: «Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» и т. д. «Как овца веден был Он на заклание» (Ис. 53, 1. 7).

1. Всякое деяние Христово — похвала Вселенской Церкви, но похвала похвал — крест. И Павел, зная это, говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14). Чудесно было и то, что слепой от рождения прозрел в Силоаме, но что это означает в сравнении со всеми слепотствовавшими во вселенной? Великое и сверхъестественное дело, что воскрес четверодневный Лазарь, но благодать эта простерлась только на одного; что же это значит в сравнении со всеми, которые были мертвы грехами во вселенной? Чудесно и то, что пять хлебов источили пищу тысячам, но что это значит в сравнении с теми, которые в неведении томились гладом в целой вселенной? Чудесно и то, что разрешена жена, которая восемнадцать лет была связана сатаною, но что это значит в сравнении со всеми нами, которые были связаны пленицами грехов наших? Венец крестный просветил слепотствующих в неведении, разрешил всех одержимых грехом и искупил человеков в целом мире.

2. И не дивись, что искуплен целый мир. Ибо умер за него не простой человек, но единородный Божий Сын. Грех и одного человека Адама имел столько силы, что нанес смерть миру. Если же «преступлением одного смерть царствовала» (Рим. 5, 17) в мире, то не более ли правдою Единого воцарится жизнь? И если тогда за древо, с которого вкусили, извергнуты из рая, то не удобнее ли ныне чрез Иисусово древо войти верующим в рай? Если первозданный из земли принес всемирную смерть, то не принесет ли вечную жизнь Создавший человека из земли, когда Сам Он есть жизнь? Если Финеес, возревнова и умертвив студодействующего, прекратил Божий гнев, то Иисус, не другого предав смерти, но Себя принесши в искупительную цену, не утолит ли гнева на человеков?

3. Поэтому не стыдиться будем креста Спасителева, но более хвалиться им. «Ибо слово о кресте для иудеев» — соблазн, язычникам — безумие, нам же — спасение; «для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия» (1 Кор. 1,18); потому что умер за нас, как сказано, не простой человек, но вочеловечившийся Божий Сын, Бог. Притом, если при Моисее агнец удалял Погубляющего (Ис. 12, 23), то не гораздо ли более освободил от грехов «Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Иоан. 1, 29)? Кровь бессловесного агнца подавала спасение, не гораздо ли более спасет кровь Единородного? Если кто не верит силе Распятого, пусть допросит демонов; если кто не верит словам, пусть поверит видимому. Многие распяты были во вселенной, но ни одного не боятся демоны, а распятого за нас Христа, увидев одно только знамение крестное, в ужас приходят демоны; потому что те умерли за собственные грехи, а Он умер за грехи других. Ибо «Он не сделал никакого греха и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2, 22; Ис. 53, 9). Не Петр сказал это, его можно было бы подозревать в пристрастии к Учителю, говорит же это Исаия, который не был при этом плотию, но предузрел духом пришествие во плоти. И что приводит мне теперь во свидетели самого Пилата, который осудил Его, и говорит: «Не нашел Человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его» (Лук. 23, 14). Когда отдает преданного ему Иисуса, умыв руки, произносит: «Невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). Есть и другой свидетель безгрешности Иисусовой, первым вошедший в рай разбойник, который унимает ближнего и говорит: я и ты подлежали суду, «мы достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лук. 23, 41).

4. Итак, Иисус поистине пострадал за всех человеков, ибо крест — не мечта, иначе и искупление было бы мечта, и смерть была бы воображаемая, иначе и спасение было бы баснословно. Если смерть была воображаемая, то справедливы говорившие: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну» (Мф. 27, 63). Итак, страдание истинно, ибо Христос истинно распят, и мы не стыдимся сего; распят, и мы не отрицаем этого, более же хвалюсь, говоря это. А если буду теперь отрицать, то обличит меня эта Голгофа, близ которой все мы находимся, обличит меня крестное древо, розданное отсюда по частям уже целой вселенной. Исповедую крест, потому что знаю воскресение. Если бы Христос остался распятым, то, может быть, не стал бы я исповедывать креста, может быть, утаил бы также и о моем Учителе. Но поскольку за крестом следовало воскресение, то не стыжусь поведать о кресте.

5. Итак, подобно всем, имея плоть, но за подобные нашим грехи, Христос распят. Ибо не за корыстолюбие приведен на смерть, потому что был учителем нестяжательности, и осужден не за вожделение, потому что ясно Сам говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28); осужден не за то, что в опрометчивости нанес кому рану, или удар, потому что и другую ланиту обратил ударившему; осужден не за то, что пренебрег закон, потому что был исполнителем закона; осужден не за то, что злословил пророков, потому что Сам проповедан пророками; осужден не за то, что удержал мзду, потому что Сам услуживал безвозмездно и и бесплатно; осужден, не согрешив ни словом, ни делом, ни помышлением. «Он не сделал никакого греха, и не было льсти во устах Его: будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал» (1 Петр. 2, 2223); исшел на страдание не против воли, но добровольно. Если бы и ныне стал кто отклонять Его и говорить: «Будь милосерд к Себе, Господи», то скажет опять: «отойди от Меня, сатана» (Мф. 1, 22. 23).

6. И хочешь ли убедиться, что Христос добровольно исшел на страдание? Другие, не знающие наперед о своей смерти, умирают невольно. А Он предсказал о страдании: вот «Сын Человеческий будет предан на распятие» (Мф. 26, 2). Но знаешь ли, для чего не убегал смерти Человеколюбец? Для того, чтобы целый мир не погиб во грехах. Се восходим «во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет» и распят (Мф. 20, 18). И еще: «Он восхотел идти во Иерусалим» (Лук. 9, 51 ). И хочешь ли в ясности узнать, что крест Иисусу — слава? Выслушай не мое, но Его слово. Предал Его Иуда, став неблагодарным к Домовладыке, и едва только оставив трапезу, после того, как пил из чаши благословения, за спасительное питие пожелал пролить кровь праведную. «Который ел хлеб Мой, поднял на Меня пяту» (Пс. 40, 10). Едва только руки прияли благословение, как уже за цену предательства готовит он смерть, и обличенный, выслушав сказанное ему: «ты рекл еси» (Мф. 26, 25), снова выходит. И тогда-то сказал Иисус: «Пришел час прославиться Сыну человеческому» (Иоан. 12, 23). Видишь, как крест признал собственною Своею славою! Притом, не стыдится Исаия, претренный пилою, постыдится ли Христос, умирая за мир? «Ныне прославился Сын Человеческий» (Ин. 13, 31 ), не потому что не имел славы прежде (ибо прославлен был славою еще прежде сложения мира), потому что всегда прославляем был как Бог; ныне же прославился, прияв венец терпения. Не по принуждению оставил жизнь, и не насильственную, но вольную приял смерть. Слушай, что говорит: «Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее» (Иоан. 10, 18). По Своей воле уступаю врагам, а если бы не восхотел, то не было бы этого. Итак, по произволению исшел на страдание, радуясь совершению дела, улыбаясь при виде венца, веселясь о спасении человеков, не стыдясь креста, потому что спас вселенную. Ибо страдал и подвизался подвигом терпения не человек малознающий, но вочеловечившийся Бог.

7. На это возражают иудеи, всегда готовые прекословить и косные в вере, почему и говорит чтенный ныне Пророк: «Господи! кто поверил слышанному от нас» (Ис. 53, 1 )? Персы веруют, а евреи не веруют. «Ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис. 52, 15), а поучающиеся сему отринут, чему поучаются. Они-то возражают нам и говорят: «Ужели страждет Господь? И человеческие руки превозмогли Господню силу?» Прочтите «Плач», потому что Иеремия, оплакивая вас, в «Плаче» написал достойное плача; видел он вашу погибель, был зрителем вашего падения, оплакивал тогдашний Иерусалим. Ибо нынешний не будет оплакиваем. Тогдашний Иерусалим распял Христа, а нынешний поклоняется Ему. Итак, Иеремия, оплакивая, говорит: «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень, пойман в ямы их». Не я вымышляю это. Вот Пророк свидетельствует, что Христос Господь «пойман был» человеками. Что же произойдет от сего? — скажи, Пророк. И он говорит: «Тот, о Котором мы говорили: под тенью Его будем жить среди народов» (Плач. 4, 20), т. е. дает разуметь, что благодать жизни водворится не в Израиле, но у язычников.

8.  Поскольку же со стороны иудеев много прекословии, то при ваших молитвах, по благодати Господней, сколько позволит краткость времени, предложим немногие свидетельства о страдании. Ибо все, относящееся ко Христу, есть в Писании, и ничего нет сомнительного, потому что ничего нет не засвидетельствованного. Все написано на пророческих столпах: не на каменных скрижалях, но ясно начертано Духом Святым. Поэтому, когда слышишь, что Евангелие говорит об Иуде, не должен ли выслушать и свидетельства? Слышишь, что прободен копием в ребро, не должен ли доведаться, написано ли это? Слышишь, что распят в саду, не должен ли дознаться, что и это написано? Слышишь, что продан за тридцать сребренников, не должен ли узнать сказавшего об этом Пророка? Слышишь, что напоен отцом, узнай, где и это написано. Слышишь, что тело положено в каменном гробе, и сверху наложен камень: не должен ли на это искать свидетельства у Пророка? Слышишь, что распят с разбойниками, не должен ли знать ли и это? Слышишь, что погребен, не должен ли знать, где именно написано о погребении? Слышишь, что воскрес, не должен ли дознаться, что не в шутку учим тебя этому? Ибо слово наше и проповедь наша «не в убедительных словах человеческой мудрости» (1 Кор. 2, 4), не ухищренные приводятся теперь доводы, которые легко рассыпаются, и слова препобеждаются не словами, которые также оказываются немощными, но «мы проповедуем Христа распятого» (1 Кор. 1, 23) после того, как уже прежде проповедан Он пророками. А ты, выслушав от меня свидетельства, напечатлей это в сердце. И поскольку их много, времени же остается уже мало, то выслушай теперь, сколько будет возможно, немногие главнейшие свидетельства: приняв же их за повод для себя, будь трудолюбив, отыщи и остальные. Пусть рука твоя будет не только простерта для приятия, но и готова на делание. Бог все дарует. «Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит у Бога» (Иак.1,5) — и приимет. Он, по молитвам вашим, и нам глаголющим, да даст слово, а вам слушающим веру!

9.  Итак, поищем свидетельств о страдании Христовом, потому что собрались мы ныне не для умозрительного истолкования Писаний, но более для удостоверений в том, во что уверовали. Прежде слышал уже ты свидетельство о пришествии Иисуса, слышал, что
ходил Он по морю: «Путь Твой в море» (Пс. 76, 20); «и ходит по высотам моря» (Иов. 9, 8). А в другое время выслушал свидетельство и о разных исцелениях. Поэтому, начинаю тем, с чего началось страдание. Пришел и напротив стал предатель Иуда, глаголал «мирная» (Пс. 34, 20), и уготовлял брани. Поэтому говорит о нем Псалмопевец: «Друзья мои и искренние мои отступили от язвы моей» (Пс. 37, 12); и еще: «Слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи» (Пс. 54, 22). «Радуйся, Равви» (Мф. 26, 49), и предал Учителя на смерть, не устыдился Того, Кто напоминал ему: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого» (Лук. 22, 48)? Ибо почти так сказал ему: вспомни имя свое: Иуда значит исповедание, а ты условился, взял сребренники, признайся скорее. «Боже хвалы моея! не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные, говорят со Мною языком лживым, отовсюду окружают Меня словами ненависти» (Пс. 108, 13). А что были при этом некоторые из архиереев, и что пред вратами города наложены узы, об этом слышал ты недавно, если помнишь изъяснение псалма, в котором указано время и место, сказано, что возвратились на «вечер», взалкали «яко псы», и обошли град (Пс. 58, 7).

10. Выслушай и о тридцати сребренниках: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою, если же нет — не давайте» и проч. (Зах. 11, 12). Иная награда следовала Мне от вас за уврачевание слепых и хромых, а иную получаю: вместо благодарности — бесчестие; вместо поклонения — поругание. Смотри, как предузнало об этом Писание: «И отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» (11,12). Какая точность в пророчестве, какое великое, непогрешительное разумение Святого Духа! Не сказал Пророк десять или двадцать, но в точности тридцать, сколько именно было. Скажи же, Пророк, куда поступает эта цена? Удерживает ли ее взявший или возвращает назад, и куда поступает по возвращении? И Пророк говорит: «И взял я тридцать серебряников и бросил их в дом Господень для горшечника» (13). Сличи пророчество с Евангелием; сказано: «Тогда Иуда, раскаявшись, бросил сребренники в храме, вышел» (Мф. 27, 3. 5).

11. Но здесь требуется уже от меня разобрать в подробности кажущееся недоумение. Отвергающие пророков возражают: Пророк говорит: «и бросил их в дом Господень для горшечника; а Евангелие: «и дали их за землю горшечника» (Мф. 27, 10). Итак, выслушай же, как истинны оба свидетельства. Благоговейные подлинно иудеи, тогдашние архиереи, увидев, что Иуда раскаялся и сказал: «Согрешил я, предав Кровь невинную», рассуждают: «что нам до того, смотри сам» (4). Ужели не касается это вас, распинающих Его? Но кто взял и возвратил назад мзду за убийство, тот пусть «смотрит», а вы, убийцы, не смотрите? Потом говорят они между собой: «Не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови» (6). Из ваших же уст осуждение вам. Если цена нечиста, то нечисто и дело. А если, распиная Христа, исполняешь правду, то почему не принимаешь цены? Но вопрос в том, каким образом не разногласят между собою и Евангелие, сказав о «земле горшечника», и пророк, сказав «для горшечника» (в горнило)? Не у плавящих только золото бывает горнило, не одни ковачи имеют у себя горнило, и горшечникам нужно своего рода горнило для земли. Чтобы очистить от мелких камней тонкую, тучную и годную для дела часть земли и отделить от множества сорных веществ, предварительно размягчают землю водою для беспрепятственного выработания приготовляемого. Чему же удивляешься, если Евангелие говорит ясно: «землю горшечника», а Пророк изрек пророчество загадочно, так как пророчества большею частию бывают загадочны.

12. Иисуса связали и ввели во двор архиерейский. Хочешь ли знать и видеть, что и это написано? Исайя говорит: «Горе душе их, ибо сами на себя навлекают зло, говоря: свяжем Праведного, яко непотребен нам есть» (Ис. 3, 910). И подлинно горе душе их. Мы видим это: Исаия претрен был пилою, но народ после того получил уврачевание; Иеремия ввергнут был в ров тинный, но язва иудеев излечена. Грех был меньше, потому что сделан против человека. Когда же иудеи согрешили не против человека, но против вочеловечившегося Бога, тогда «горе душе их». «Свяжем Праведного». Иной скажет: разве не мог разрешить Сам Себя от уз смертных Разрешивший четверодневного Лазаря и от железных уз Разрешивший Петра в темнице? В готовности предстояли Ангелы, говоря: «расторгнем узы их» (Пс. 2, 3), но они удерживаются, потому что Владыке угодно претерпеть это. Еще: приведен на суд пред старейшин. Имеешь уже на это свидетельство: «Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его» (Ис. 3, 14).

13. Но архиерей, вопросив и услышав истину, гневается, и злой служитель злых дает заушение, и светоносное подобно солнцу лице, заушенное беззаконными руками, терпит это. А другие, приходя, плюют на лице Тому, Кто плюновением исцелил слепого от рождения. «Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный?» (Втор. 32, 6), иПророк, удивляясь, говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас» (Ис. 53, 1). Ибо невероятное дело, если терпит это Бог, Сын Божий, Мышца Господня. Но чтобы спасаемые не оставались в неверии, Дух Святый преднаписует от лица Самого Христа, Который (ибо Он, изглаголавший это тогда, Сам пришел впоследствии) говорит: «Я предал хребет Мой бьющим» (Ис. 50, 6). Ибо Пилат, бив, предал Его на распятие (Мк. 15, 15). «И ланиты Мои поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50, 6); как бы так говоря: «предвидев, что будут Меня бить, не уклонил Я ланиты Своей, ибо могли бы соделать учеников готовыми на смерть за истину, если бы убоялся сего Сам». Мною сказано: «Любящий душу свою погубит ее» (Ис. 12, 25). Если бы возлюбил Я жизнь, то как мог бы учить, не делая того, чему учу? Поэтому Он, сущий Бог, прежде Сам терпеливо пострадал за это от людей, чтобы после того мы, люди, не стыдились ради Него терпеть подобное от людей. Видишь, что и это ясно преднаписали пророки. Но как прежде сказал я, многие свидетельства Писаний, по краткости времени, проходим мимо. Ибо, если в подробности разыщем все, то ни одно из дел Христовых не останется не засвидетельствованным.

14. Связанный Иисус от Каиафы пошел к Пилату. Ужели и это написано? «И связавши Его, отведоша в дар царю Иариму» (Ос. 10, 6). На это какой-нибудь тонкого ума слушатель возразит: «не будем пока касаться чего-либо многого в вопросе, но Пилат не был царем, как же поэтому «связавше Его, отведоша в дар царю?» Но пусть таковый прочтет Евангелие: «Пилат слышав», что Он из Галилеи, «посла Его к Ироду» (Лук. 23, 7). А Ирод был тогда царем и находился в Иерусалиме. И заметь точность Пророка, ибо говорит, что послан был в дар: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» (Лук. 23, 12). И Тому, Кто имел умиротворить землю и небо, прилично было прежде всего примирить осудивших Его. Ибо был здесь Сам Господь, «отнимающий ум у глав народа земли» (Иов. 12, 24). Итак, вот тебе точность пророков и истинное свидетельство.

15. Дивись судимому Господу: терпит Он, ведомый и влекомый воинами; Пилат сидит и судит, а Селящий одесную Отца предстоит и судим. Народ, избавленный Им из земли Египетской и многократно избавляемый в других случаях, вопиет против Него: «возьми, возьми, распни Его» (Иоан. 19, 15). За что же распять Его, иудеи? За то ли, что исцелил ваших слепых, сделал, что хромые ваши стали ходить и оказал вам прочие благодеяния? Поэтому Пророк с изумлением говорит о том: «над кем вы глумитесь? Против кого расширяете рот, высовывая язык?» (Ис. 57, 4)? И Сам Господь говорит у пророков: «Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу, возвысил на Меня голос свой, за то Я возненавидел его » (Иер. 12, 8). Не Я отверг их, но они Меня отвергли. Поэтому справедливо говорю: «оставих дом Мой» (7).

16. Судимый молчит, почему Пилат сожалеет и говорит: «Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?» (Мф. 27, 13). Сожалеет не потому, что знает Судимого, но потому, что был приведен в страх сновидением жены, о котором известила она. И Иисус молчит. Так говорит Псалмопевец: «И стал Я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа» (Пс. 37, 15). И еще: «А я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих» (Пс. 37, 14). Об этом слышал ты и прежде, если только помнишь.

17. Но воины, окружив, ругаются над Ним. Господь для них — посмешище, Владыка ими поруган. «Увидевши Меня, кивают головами своими» (Пс. 108, 25). Виден однакоже образ царского сана. Ругаются, но и преклоняют колена, распинают воины, но облекши прежде в порфиру и на главу Его возлагают венец. Ибо, что до того, если венец и терновый? Всякий царь провозглашается воинами; надлежало, чтобы и Иисуса прообразовательно увенчали воины; поэтому-то Писание говорит в Песнях: «Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать» (Песн. Песн. 3, 11). Но и венец был тайною, потому что служил разрешением грехов, отменением приговора.

18. Адаму произнесено осуждение: «проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3, 17, 18). Поэтому Иисус приемлет на Себя терние, чтобы уничтожить осуждение. Для того погребен и в земле, чтобы проклятая земля, вместо проклятия, прияла благословение. Во время греха облеклись в смоковные листья, потому и Иисус концем знамений дал смоковницу. Ибо, готовясь идти на страдание, проклинает смоковницу, но не всякую смоковницу, а только ту одну (т.е. из листьев которой сделано препоясание в раю), в образе ее, говоря ей: «отныне да не вкушает никто от тебя плода во век» (Мк. 11, 14). Осуждение да не уничтожится! И поскольку тогда облеклись в смоковные листья, то приходит во время, когда не было на ней снедного. Кому не известно, что в зимнее время смоковница не приносит плодов, бывает же только покрыта листьями? Ужели же, что знал всякий, того не знал Иисус? Напротив того, Он знал, однакоже приходит, как бы с намерением найти плод, очень зная, что не найдет, но показывая, что смоковница сия образом проклятия служит только по листьям.

19. И поскольку коснулись мы того, что было в раю, то подлинно в удивление приводит меня истинность преобразований. В раю — падение; в вертограде — спасение; от древа — грех, и грех — до древа. По полудни скрылись от ходящего Господа, и по полудни разбойник вводится Господом в рай. Но иной скажет мне: сам вымышляешь? Покажи мне у пророков крестное древо. Если не представишь пророческого свидетельства, то не уверую. Слушай же сказанное у Иеремии и удостоверься. «Аз яко агня незлобивое, ведомое на заколение, не разумех ли?» Читай вопросительно, как я произнес. Ибо как не знать Тому, Кто говорит: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мк. 26, 2)? — «Аз яко агня незлобивое, ведомое на заклание, не разумех ли?» Какое же это агня? Истолковал нам Иоанн Креститель, сказав: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1, 29). «На Мя помыслиша помысл лукавый, глаголюще». Ведущему помыслы, как не знать того, что будет? И что же говорили они? «Приидите и вложим древо в хлеб Его». А если сподобит тебя Господь, то впоследствии узнаешь, что дело Его, по словам Евангелия, представляло образ хлеба. «Положим ядовитое дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых». Жизнь не истребляется, для чего трудитесь напрасно? «Чтобы имя Его более не упоминалось» (Иер. 11, 19). Суетен совет ваш, потому что «доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его» (Пс. 71, 17) в Церкви. А что Жизнь была повешена на древе, Моисей, оплакивая это, говорит: «Жизнь Твоя будет висеть пред Тобою и будешь трепетать ночью и днем и не будешь уверен в жизни Твоей» (Втор. 28, 66), и недавно читано: «Господи кто поверил слышанному от нас?»

20. Этот образ представил Моисей, распиная змия, чтобы угрызенный живым змием, взирая на медного змия и уверовав, обретал спасение. Если же распятый медный змий спасает, то как не спасти распятого воплотившемуся Божию Сыну? Жизнь всегда даруется древом. Ибо оживотворение при Ное — древяным ковчегом; при Моисее же море, узрев образ креста, убоялось ударившего по водам. Столько силы имел жезл Моисеев, ужели же не силен крест Спасителев? Умалчиваю о многих преобразованиях для соразмерности речи. При Моисее древо усладило воды; и из ребра Иисусова вода истекла на древе.

21. Началом знамений при Моисее — кровь и вода; тоже самое и последним из всех знамений Иисусовых. Моисей прежде всего превратил реку в кровь, и Иисус на конец всего источил из ребра воду с кровию, может быть, по причине сказанного, как судившим, так и вопиявшими, или ради верующих и неверующих. Ибо Пилат сказал: «не повинен есмь» (Мф. 27, 24) иумыл руки водою; вопиявшие же говорили: «кровь Его на нас» (25). Поэтому из ребра истекло то и другое: вода, может быть, для судившего, и кровь для вопияших. Можно же разуметь еще и иначе: кровь для иудеев, а вода для христиан. Ибо тем, как злоумышленным — осуждение за кровь, а тебе, верующему,— ныне спасение водою. Ибо ничто не было напрасно. Истолкователи, отцы наши, представили и другую причину. Поскольку по Евангелию есть некая двоякая сила спасительного крещения — одна, даруемая просвещаемым водою, а другая — во время гонений святым мученикам собственною их кровию, то из спасительного ребра истекли кровь и вода, подтверждая тем благодать исповедания Христова при просвещении и во времена мученичества. Есть и другая причина прободению ребра. Поскольку первою виновницею греха соделалась жена, созданная из ребра, то Иисусу, пришедшему даровать прощение вместе мужам и женам, прободено ребро за жен, чтобы им дано было разрешение от грехов.

22. А если войдет кто в исследование, то найдет и другие причины. Впрочем, достаточно было сказать и это как по краткости времени, так и во избежание того, чтобы не пресытился слух внимающих, хотя и невозможно утомится когда-либо, слушая о венчаемом Владыке, особенно же на этой святой Голгофе. Ибо другие слышат только, а мы и видим, и осязаем. Никто да не утомляется! Вооружись на противников за самый крест; веру в крест воздвигни как победный памятник над прекословящими. Ибо, как скоро намереваешься о кресте Христовом состязаться с неверными, сотвори сперва рукою крестное знамение, и прекословящий онемеет. Не стыдись исповедать крест, потому что Ангелы хвалятся, говоря: знаем, кого ищите, Иисуса распятого (Мф. 28, 5). Разве не мог сказать ты, Ангел, знаю, кого ищите, моего Владыку? Напротив того, с дерзновеним говорит: знаю Распятого, потому что крест — венец, а не бесчестие.

23. Возвратимся, наконец, к сказанному, т. е. продолжим доказывать словами пророков. Господь распят, и на это имеешь свидетельства. Видишь место Голгофы. Хвалю восклицания, как соглашающийся. Смотри же не отрекись когда-либо во время гонения. Не в мирное только время веселись о кресте, но во время гонений имей ту же веру. Не будь во время мира другом Иисусовым, а во время браней — врагом. Теперь приемлешь оставление согрешений твоих и дарования духовного царского дара. Когда наступит брань, мужественно подвизайся за Царя твоего. За тебя распят безгрешный Иисус; и ты ли не распнешься за Того, Кто за тебя распят? Не милость оказываешь, потому что сам получил ее прежде; напротив того, воздаешь за милость, возвращая долг Распятому за тебя на Голгофе. А Голгофа толкуется: лобное место. Кто же пророчески наименовал Голгофою место это, на котором претерпел крест истинная Глава — Христос? Так говорит Апостол: «Который есть образ Бога невидимого», и чрез несколько слов: «и Тот есть глава тела Церкви» (Кол. 1, 15. 18). И еще: «Всякому мужу глава Христос» (1 Кор. 11, 3); и еще: «Который есть Глава всякому начальству и власти» (Кол. 2, 10). Глава пострадала на лобном месте. Какое знаменательное пророчественное наименование! Самое имя как будто напоминает тебе, говоря так: не как на простого человека взирая на Распятого; это — «Глава всякого начальства и власти»; распята Глава всякой власти, имеющая главою Отца. Ибо «всякому мужу глава Христос: глава же Христу Бог» (I Кор. 11,3).

24. Итак, за нас распят Христос, Которого судили ночью, когда была зима, и потому разведен был огонь (Иоан. 18, 18). Распят в третьем часу: «от шестаго же часа тма бысть до часа девятаго» (Мф. 27, 45), а с девятого часа опять свет. Не написано ли это? Поищем. Захария говорит: «И будет в день он, не будет свет, но зима и мраз: и будет день един». Была зима, почему и грелся Петр. «И день той знаем будет Господеви» (Зах. 14, 6, 7). Что же разве не знает Господь других дней? Дней много, но «сей день» терпения Господня, «его же сотвори Господь» (Пс. 117, 24). «И день той знаем будет Господеви, и не день и не нощь». Какую загадку говорит Пророк! День тот ни день, ни ночь. Чем же назвать его? Объясняет это Евангелие, рассказывая событие. Не был это день; потому от востока и до запада нигде не сияло солнце, но от шестого часа и до часа девятого среди дня была тьма. Поэтому средину занимала тьма, а «тму нарече Бог нощь» (Быт. 1,5). Поэтому это был ни день, ни ночь, потому что не во все продолжение был свет, чтобы назвать днем, и не во все продолжение тьма, чтобы назвать ночью. Но после девятого часа воссияло солнце. И это предсказывает Пророк. Ибо сказав: «ни день, ни нощь», присовокупил: «и при вечер будет свет» (Зах. 14, 6. 7). Видишь ли точность пророков, видишь ли истину преднаписанного?

25. Но требуешь сказать прямо, в котором часу померкло солнце? В пятом, или восьмом, или девятом? Скажи в точности, Пророк, непокорным иудеям, когда зайдет солнце? Пророк Амос говорит: «И будет в тот день, говорит Господь Бог, произведу закат солнца в полдень (потому что тьма была с шестого часа) и омрачу землю среди светлого дня». Какое же это время, Пророк, и какой день? «И обращу праздники ваши в сетование», потому что совершилось это в дни опресноков, в праздник Пасхи. И за этим говорит Пророк: «и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет как горький день» (Ам. 8, 9. 10); потому что в день опресноков и в праздник жены их били себя в перси и плакали, и апостолы, скрывшись, болезновали. Удивительное подлинно пророчество!

26. Но иной скажет: представь мне другой признак. Какой есть иной точный признак совершившегося? Иисус распят; на Нем были один хитон и одна риза. Воины разделили верхнюю одежду, разодрав на четыре части, но хитон не разодран, потому что раздранный ни на что не был бы годен. И о нем воинами брошен жребий. Одежду делят, а о хитоне бросают жребий. Написано ли сие? Это знают усердные церковные псалмопевцы, подражающие ангельским воинствам, и всегда песнословящие Бога, и сподобляющиеся петь и говорить на этой Голгофе: «Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» (Пс. 21,19).

27. Еще, осужденный Пилатом, носил багряницу; ибо там «одеяша Его хламидою червленою» (Мф. 27, 28). Ужели и это написано? Исайя говорит: «Кто это идет от Едома в червленных ризах от Восора» (Ис. 63, 1 )? Кто Сей в поругание носящий багряницу? Ибо Восор у иудеев имеет подобное этому значение. «Отчего же одеяние Твое красно и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (2)? И Он ответствует и говорит: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному и противоглаголющему» (Ис. 65, 2).

28. Простер руки на кресте, чтобы объять концы вселенной; потому что Голгофа эта есть самая средина земли. Не мое это слово, сказал это Пророк: «устроящий спасение посреди земли» (Пс. 73,12). Простер человеческие руки умосозерцаемыми руками Своими утвердивший небо. И гвоздями пригвождены сии руки, чтобы по пригвождении человечества ко древу, когда оно понесет на небе согрешения человеков и скончается, умер вместе и грех, а мы восстали правде. Ибо единым человеком смерть, и единым человеком жизнь, единым же человеком, Спасителем, умираюшим по собственному изволению. Вспомни сказанное: «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Иоан. 10,18).

29. Это претерпел Он, пришедши для спасения всех, но худым возмездием воздал Ему народ. Иисус говорит: «жажду». Он извел им воду из утесистого камня и у винограда, Им насажденного, просит плодов. Что же виноград? По природе своей происходит он от святых отцов, а по произволению — от содомлян. Ибо «виноград их от виноградной лозы содомской и с полей гоморрских» (Втор. 32, 32). В наполненной и наложенной на трость губе оцет приносит он жаждущему Господу. «И дали Мне в пищу желчь и в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс. 68, 22). Видишь ясность пророческого предречения? А какую желчь в уста Мои? Сказано: «давали Ему пить вино со смирною» (Марк. 15, 23), а смирна имеет вкус желчи и горька. «Сие ли воздаете вы Господу?» (Втор. 32, 6). Это ли приносишь ты, виноград, Владыке? Справедливо наперед оплакивает вас Исаия, говоря: «У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы...» и не будем повторять всего места: и ожидал, что он принесет добрые грозды... жаждал, чтобы дал Мне вино, «а он принес дикие ягоды» (Ис. 5, 1. 2). Посмотри на венец, какой возложен на Меня. Какое же после этого дам определение? «И повелю облакам не проливать на него дождя» (6). Ибо у них отняты облака— пророки, и пророки уже в Церкви, как говорит Павел: «и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (7 Кор. 14, 29); и еще: «И Он поставил одних апостолами, других пророками» (Еф. 4, 11); пророк был и Агав, связавший себе ноги и руки.

30. О распятых же с Ним разбойниках сказано: «и к злодеям причтен» (Ис. 53, 12). Оба они были дотоле беззаконны, а потом один уже не беззаконен. Беззаконный до конца недоступен спасению. Руки пригвождены у него, но язык поражает хулою. Мимоходящие иудеи кивали головами, издеваясь над Распятым и исполняя написанное: «Увидевши Меня, кивают головами своими» (Пс. 105, 25). С ними вместе и этот распятый хулил. Другой же укорял хулившего, и конец жизни был для него началом исправления, предавая душу, приемлет он спасение и, укорив другого хулившего, говорит: «Помяни мя, Господи» (Лук. 23, 42). Мое слово к Тебе: оставь его хульника, помрачены очи ума его, помяни же меня. Не говорю: помяни дела мои; это страшусь. Всякий человек бывает благорасположен к сопутнику, а я иду с Тобою на смерть. Помяни меня, сопутника Твоего. Не говорю же, помяни меня теперь, но «егда приидеши во царствии Твоем» (Лук. 23, 42).

31. Какая же сила озарила тебя, разбойник? Кто научил тебя поклоняться пренебреженному и Распятому с тобою? О, вечный свет, просвещающий омраченных! Поэтому справедливо сказано тебе несомненно надейся, не потому что по делам своим можешь иметь твердое упование, но потому что с тобою — щедродаровитый Царь. Хотя прошение было о том, что приобретается долгим временем, но благодать исполняет эта весьма скоро: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23, 43), потому что, ныне услышав глас Мой, не ожесточил сердца своего (Пс. 94, 7, 8). Скоро произнес Я приговор Адаму, скоро милую тебя. Ему сказано: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17). Ты днесь послушлив стал вере, днесь тебе и спасение. Тот чрез древо пал, а ты чрез древо введен будешь в рай. Не бойся змия, не изринет тебя, потому что пал он с небес. Не говорю тебе: ныне пойдешь в рай, но «ныне со Мною будешь». Смело надейся, не будешь изринут, не бойся пламенного меча: он чтит Владыку. Какая великая и неисповедимая благодать! Не вошел еще верный Авраам, и входит разбойник. Не вошли ни Моисей, ни пророки, и входит беззаконный разбойник. И прежде тебя 1 удивлялся этому Павел, сказав: «а когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5, 20). Не вошли еще понесшие дневный зной, и вошел пришедший в единодесятый час. Никто да не ропщет на Домовладыку; ибо говорит: «Друг, я не обижаю тебя» (Мф. 20, 13). Не имею разве власти «в своем делать, что хочу» (15)? Разбойник желает творить правду, но предваряет его смерть. А Я не дела только жду, но приемлю и веру. Пришел «в цветники ароматные»; «пришел, чтобы пасти в садах» (Песн. Песн. 6, 1, 2).
Обрел Я погибшую овцу, подъемлю ее на рамена Свои; ибо верует, так как сам сказал: «Я заблудился, как овца потерянная» (Пс. 118,176); «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лук. 23,  42).

32. В Песни предвозвестил Я о саде этом невесте Моей, и сказал ей это. «Пришел Я в сад Мой, сестра Моя, невеста» (Песн. Песн. 5, / ). «На том месте, где Он распят, был сад» (Иоан. 19, 41 ). Что же приемлет там? «Набрал мирры Моей» (Песн. Песн. 5, / ), «пия вино есмирнисмено» (вино, смешанное со смирною, горькое), и оцет, и прияв это, сказал: «совершишася» (Иоан. 19, 30). Совершено таинство, исполнено написанное, разрешены грехи. Ибо «Христос, Первосвященник будущих благ, пришел с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, т. е. не такового устроения, и не с кровию козлов и тельцов, но со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче кровь Христа» (Евр. 9, 1114). И еще: «Итак, братие, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, т. е. плоть Свою» (Евр. 10, 1920). И поскольку плото — завеса Его поругана, то поэтому раздралась прообразовательная завеса храма, как написано: «и се завеса церковная раздрася на двое, с вышняго края до нижняго» (Мф. 27, 51 ), так что и малой части не осталось нераздравшеюся. Поскольку Господь сказал: «се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 38), то дом и разрушился.

Святая Земля. Гора Кармиль и город Кайфа. С гравюры XIX века

Святая Земля. Гора Кармиль и город Кайфа. С гравюры XIX века

33. Спаситель претерпел это, «умиротворив чрез Него, кровию креста Его и земное и небесное» (Кол. 1, 20). Ибо мы были врагами Богу по причине греха, и Бог определил, чтобы согрешающий умирал. Поэтому надлежало быть одному из двух: или непреложному в истине Богу всех предать смерти, или человеколюбивому Богу отменить приговор. Примечай же премудрость Божию. Соблюл и истину в приговоре, и действенность в человеколюбии. Христос подъял «грехи наши, Сам вознес телом Своим на древо», да смертию Его, «чтобы мы избавились от грехов, жили для правды» (1 Петр. 2, 24). Не мал был Умирающий за нас, не чувственное овча, не простой человек, не Ангел только, но вочеловечившийся Бог. Не таково было беззаконие грешников, какова правда Умершего за них. Не столько мы согрешили, сколько совершил правды положивший за нас душу, положивший, когда хотел, и паки приявший, когда восхотел. И хочешь ли знать, что не насильственно отложил Он жизнь и предал дух не против воли? Возгласил ко Отцу, говоря: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лук. 23, 46), предаю, чтобы паки приять его. И сказав это, «испусти дух» (Мф. 27, 50); но не на долгое время, потому что вскоре воскрес из мертвых.

34. Померкло солнце ради Солнца правды; распались камни ради мысленного камня; отверзлись гробы и восстали мертвые ради Того, Кто «между мертвыми брошенный» (Пс. 87, 6). «Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах. 9, 11). Поэтому не стыдись Распятого, но и сам с дерзновением скажи: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, и ранами Его мы все исцелились» (Ис. 53, 4. 5); не будем неблагодарными Благодетелю. И еще: «За преступление народа Моего потерпел казнь, Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53, 8. 9). Поэтому Павел ясно говорит: «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию» (I Кор. 15,3.4).

35.Желаем ясно узнать, где погребен? Рукотворенный ли гроб? Возвышается ли над землею по подобию царских гробов? Сделан ли памятник из сложенных камней? И что возложено на оный? Скажите нам, пророки, подробности о гробе, где положен, и где искать нам Его? И они говорят: «Взгляните на скалу, из которой вы иссечены» (Ис. 51, 1 ). «Воззрите и видите» (Сир. 2, 10). Читаем в Евангелии: «во гробе, высеченном в скале» (Мк. 15, 46). И еще что? Какая дверь в гробницу? Другой еще пророк говорит: «Повергли жизнь Мою в яму и закидали Меня камнями» (Плач, 3, 53). Я — «камень краеугольный, избранный, драгоценный» (1 Петр. 2, 6), камень претыкания иудеям и камень спасения верующим, на малое время лежу внутри камня. Итак, в землю всаждено древо жизни, чтобы проклятая земля насладилась благословения, и мертвые были разрешены.

36.            Поэтому не стыдимся исповедывать Распятого; с дерзновением да будет налагаема перстами печать, т. е. крест, на челе и на всем, на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся и когда востаем, бывем в пути и покоимся. Это — великое предохранение, доставляемое бедным даром, немощным без труда, потому что от Бога — благодать сия, знамение верных, страх демонам. На кресте победил их, «властно поверг их позору» (Кол.2, 15). Как скоро видят крест, вспоминают Распятого; страшатся Сокрушившего главы змиевы. Не пренебрегай же сею печатию, потому что дается даром; напротив того, за сие более почти Благодетеля.

37. И если входишь когда в состязание, и не находишь слов для доказательства, то да будет у тебя непоколебимая вера. Более же, сделавшись любоведущим, заграждай уста иудеям пророками, а еллинам их баснословиями. Они поклоняются убитым молниею, а молния, сходя с небес, без суда не сходит. Если не стыдятся они поклоняться богоненавистникам, убитым молниею, то постыдишься ли поклоняться Распятому за тебя Боголюбцу и Божию Сыну? Стыжусь говорить о так называемых у них богах, и оставляю это по краткости времени. Пусть скажут это знающие. Да заградятся же уста и всем еретикам. Если скажет кто, что крест — призрак, то отвратись от него. Ненавидь утверждающих, что Христос распят мечтательно. Если распят мечтательно, а спасение — от Креста, то и спасение — мечта. Если крест — мечта, то мечта и воскресение. «А если Христос не воскрес, вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15, 17). Если крест — мечта, то мечта и вознесение. А если вознесение — мечта, то мечта и второе пришествие; и все уже не состоятельно.

38. Итак, прими сперва несокрушимое основание — Крест и созидай все прочее в вере. Не отрицайся Распятого. Если отречешься, то будешь иметь многих обличителей. Первый обличит тебя Иуда предатель, ибо предавший знал, что Христос архиереямии старцами осужден на смерть. Свидетельствуют тридцать сребренников, свидетельствует Гефсимания, где совершилось предательство. Не говорю о горе Елеонской, на которой молились бывшие там ночью. Свидетельствует луна, светившая ночью; свидетельствует день и померкшее солнце, потому что не имело терпения видеть беззаконие злоумышляющих. Обличит тебя огонь, у которого стоял и грелся Петр. Если отречешься Креста, ожидает тебя вечный огонь. Жестоко слово, которое произношу, но для того и произношу, чтобы тебе не испытать жестокого. Помни об оружиях, с какими наступили на Него в Гефсимании, чтобы не испытать тебе меча вечного. Обличит тебя дом Каиафы, настоящим опустением доказывающий силу Осужденного тогда на нем; противостанет тебе в день суда и сам Каиафа. Противостанут тебе и слуга, заушивший Иисуса, и связавшие и отведшие Его. Противостанут тебе и Ирод, и Пилат, как бы так говоря: для чего отрицаешься при нас Оклеветанного иудеями, о Котором мы знали, что ни в чем не согрешил? Ибо я — Пилат умыл руки тогда. Противостанут тебе лжесвидетели и воины, облекшие Его в багряную одежду и возложившие на Него терновый венец, распявшие Его на Голгофе и метавшие жребий о хитоне. Обличит тебя Симон Киринейский, который нес крест за Иисусом.

39. Обличит тебя от лица звезд померкшее солнце, от земли — есмирнисмено вино (вино, смешанное со смирною, горькое), от тростей — трость, от былий — иссоп, от морских произведений — губка, от деревьев — Крестное древо; обличат, как сказано, воины, пригвоздившие и метавшие жребий об одежде, и тот воин, который копием пронзил Его ребро, и бывшие тогда при Кресте жены, и раздравшаяся тогда завеса церковная, и претор Пилатов, силою тогда Распятого запустевший ныне, и сия Святая Голгофа, возвышающаяся и до сего дня видимая, доныне показывающая, как ради Христа распались тогда камни; и близ находящийся гроб, где был положен, и камень, приложенный к двери, и до сего дня лежащий при гробнице, и Ангелы, бывшие тогда у гроба, и жены, поклонившиеся по Воскресении, и Петр, и Иоанн, притекшие ко гробу, и Фома, вложивший руку в ребро Его и персты — в язвы гвоздиные. Ибо за нас с такою тщательностью осязал он, и чего стал бы доискиваться ты, не бывший тогда при этом, то, по домостроительству, дознал он, бывший при этом.

40. Свидетелями Креста имеешь двенадцать апостолов, и вселенную, и мир верующих в Распятого за человеков. То самое, что здесь ты — ныне, да убедит тебя в силе Распятого. Ибо кто ныне привел тебя? Воины ли какие? Узами ли какими привлечен ты? Осуждение ли какое понудило тебя ныне? Напротив того, спасительный, победный памятник Иисусов — крест собрал всех. Он и персов поработил и скифов укротил; он египтянам, вместо кошек и псов и многообразных заблуждений, даровал Боговедение. Он до сего дня врачует болезни, он до сего дня отгоняет бесов, низлагает чародеяния и обаяния волшебства.

41. Он опять явится с Иисусом с небес, потому что сей победный памятник будет предшествовать Царю, чтобы, увидев, Кто им прободен, и по кресту узнав Поруганного, восплакались покаявшиеся иудеи. И они «восплачутся каждое племя особо» (Зах. 12, 12); ибо тогда покаются, когда не будет уже времени для покаяния. А мы, торжествуя, будем хвалиться Крестом, поклоняясь посланному и распятому за нас Господу, поклоняясь и пославшему Богу Отцу со Святым Духом. Ему слава во веки веков! Аминь.


1 Обращение к слушателю


Другие статьи автора: