Православное вероучение

Е. Ионова

Православие и оккультизм

(окончание)

Заговор или молитва?

Заговоры, используемые колдуньями и знахарками, часто имитируют молитвы. Но к словам молитв или добавляются какие-нибудь бессмысленные слова, или же слова меняются местами, так что смысл исчезает — это тоже известная издревле форма кощунства. Характерными признаками таких лжемолитв являются упоминания ни к селу, ни к городу о море, островах, камнях, часто о Вавилоне, а также ни к чему не приводящие длинные фразы с перечислениями и грамматические неправильности.

К сожалению, люди нецерковные или малоцерковные бывают не в состоянии заметить такие вещи. Но для превращения молитвы в колдовское действие достаточно простого внесения в нее чего-либо, не имеющего отношения к сути молитвы, т. е. к обращению к Богу. Ведь употребляя нечто бессмысленное в молитве, человек тем самым ясно свидетельствует, что верит он не в помощь Божию, а в сами слова или во что-то еще. В настоящее время вследствие распространенного религиозного невежества тексты заговоров получают хождение независимо от «бабок», и даже могут издаваться под видом молитв, почему нужно относиться с большой осторожностью к молитвам неизвестного происхождения.

«Нетрадиционная» медицина

«Если бы врач, придя к больному, вместо того, чтобы употребить медицинские средства, начал петь, назвали ли бы мы его врачом?» — вопрошает Святитель Иоанн Златоуст. В наше время таких мнимых «врачей» стало чрезвычайно много. Начало положили телецелители; теперь же множество самых разнообразных оккультных приемов объединяет странное название «нетрадиционная медицина». Сюда относятся «хилеры» (оперирование без разрезов); «восточная медицина» (использующая языческие культовые действия); кодирование; биоэнергетика; бесконтактный массаж и многое другое.

Вспомним, что болезни, смерть, и вообще, тяжесть и «дебелость» нашего телесного состава и всего вещественного мира, в котором мы живем, — является следствием грехопадения. Плоть, которую мы носим, Святые Отцы называют «благой темницей», поскольку она защищает нас от прямого, открытого общения с бесами и ограничивает наши самоубийственные греховные стремления.

К оккультным действиям относятся все попытки как-то «преодолеть», обойти эти наложенные на нас Богом спасительные ограничения. Есть ключевые слова и выражения, по которым мы можем узнать эту бесовскую прелесть в лавине рекламных объявлений. Это, например, «гармонизация» — обещание достигнуть гармонии с самим собой и с падшим миром — «космосом». «Безболезненные роды» — со странным свойством повышать процент гениальных детей. Помощь от всех болезней, без всяких вредных последствий — в то время как любой метод, имеющий реальную физическую основу, разумеется, не универсален и не совершенен. Избавление за несколько сеансов не только от болезней, но и от любого пристрастия — без покаяния и без борьбы (а там, глядишь, можно будет и закодироваться прямо на «святость»). Обещания вместе со здоровьем снабдить также успехом и благополучием. И, конечно же, «школа бессмертия» — места всех оккультистов всех времен.

Модные системы голодания и сыроядения, диеты, моржевание, обливания, бег (в том числе «медитативный»), разные системы физических и психических упражнений — как правило, включают заклинания и хотя бы простейшие формы идолопоклонства, без которых нужный эффект не достигается. В других случаях (без специально выраженной оккультной составляющей) подобные методики просто приводят человека к зависимости от своеобразного «здорового» образа жизни, в центре которого, как идол, стоит телесное здоровье, душевное равновесие и самоутверждение.

Это, безусловно, есть физическая и психологическая подготовка к прямой оккультной деятельности. Не случайно у людей, достаточно успешно занимающихся «очистительными процедурами», часто появляются «экстрасенсорные» способности: они начинают «ощущать», какой орган у кого болит, видят всякие мнимые энергии и поля. Обольщенный человек легко верит, что его способности связаны с «очищением»; на самом же деле они являются плодом идолопоклонства и полусознательного общения с бесами. Характерным для таких людей является сектантская гордыня, самоуверенность, навязчивое рекламирование своих методов, а также сдвиг системы ценностей в материальную сторону («хорошо» — это когда выводятся шлаки и ядовитые вещества, идут энергии, становится больше сил и т. п.).

На определенном этапе дело доходит до «откровений» и очередных сектантских миссий. Как пример можно привести листовку «На пути к преображению», снабженную ссылками на Блаватскую и Рерихов, а также, разумеется, с цитатой из Священного Писания. «Космос предупреждает»: «по законам Великой Космической Эволюции наступает срок формирования Человечества 6-й Расы, которое будет существовать... в 4-м измерении», ожидается наступление земного рая, ради которого «стоит выполнять все советы и рекомендации Космоса». «Светлые силы» предлагают «землянам» перестать «копошиться в своих сиюминутных делах, решать мелочные задачи», а вместо этого — «самый лучший режим очистки — чередование голодания в течение 5 дней и питания кашами, фруктами и соками в течение 2-х дней».

Для тех, кому нужна еще и «духовность», в конце между прочим рекомендуется следовать заповедям «величайшего из Учителей Человечества — Иисуса Христа» (характерно, что местоимение «его», относящееся ко Христу, написано с маленькой буквы, а «Учителя», в один ряд с которыми Он кощунственно поставлен, — с большой).

Экстрасенсы: внедрение оккультных понятий

Одним из самых плачевных результатов сегодняшнего различия оккультизма является то, что оккультные термины и понятия становятся общепринятым. Прочно вошли в нашу жизнь, например, «научные» объяснения историй о «корректировке формы биополя» и о «перекачке энергии» (то светлой, то темной, то из космоса, то между органами).

Рассмотрим это на примере экстрасенсов и магов-целителей, которые будто бы качают какую-то энергию. Надо отметить, что об этих «энергиях» говорят многие, но подразумевают при этом совершенно разные вещи. Более «традиционные» врачи, занявшиеся рефлексотерапией, обычно имеют в виду какую-то вполне материальную энергию — вроде электричества; мистики полагают, что она имеет «духовные» свойства. «Белые» маги (как, например, А. Сквирский) уверяют, что они прочищают биоэнергетические каналы своих клиентов от «черной» энергии и заполняет их «белой энергией радости и благополучия!»; однако в системах восточной медицины «космические энергии» хотя и двух видов, но равноценны между собой. Поэтому видно, что биоэнергетическая терминология существует только для смешивания понятий и придания научного вида колдовским обрядам.

Надо прямо сказать, что экстрасенсы рабски прикованы к своей деятельности, будучи прельщенными людьми и служителями бесов (иногда сознательно, а иногда не вполне). Поэтому, разумеется, нельзя верить тем объяснениям их методик, которые они сами предлагают (даже вполне искренне). Через экстрасенсов, магов-целителей и просто колдунов падшие духи прельщают множество других людей, легкомысленно отдающих им свое внимание. Получив доступ к душе человека, отступившего таким образом от помощи Божией, бесы наносят ему тяжелейшие поражения, которые, однако, не всегда заметны внешне и прикрываются обманчивым «исцелением». Характерна явная бессмысленность многих подобных иллюзий: например, исчезновение послеоперационного шрама (от чего человек, естественно, здоровее не становится), превращение седых волос в темные и т. п. Часто мнимо ушедшие болезни возвращаются, и к ним присоединяются новые, еще худшие, однако пострадавшие не всегда связывают это с сеансами экстрасенсов.

В свете же нынешних перевернутых понятий, если у человека после такого «лечения» и происходит явное ухудшение здоровья (вплоть до психических травм и внезапной смерти), то это объясняют тем, что «энергии» пошли не туда, куда надо, или слишком сильно, или может быть, маг оказался недостаточно «белым» и забрал энергию себе. Но нужно понимать, что бесам свойственно вредить людям, а исцелять — не свойственно, так что если у кого после сеанса заболела голова, то это вовсе не значит, что у кого-то она должна выздороветь (в том числе и у самого «целителя»). Бесы, конечно, поддерживают иллюзию могущества, здоровья и силы у своих служителей; однако, многие экстрасенсы рано или поздно получают тяжелые физические повреждения (например, паралич). Это не «побочный эффект», а закономерное обличение бесовской деятельности или попустительное наказание Божие для вразумления — если не самого «целителя», то, во всяком случае, его жертв.

Все нынешние колдуны и маги в один голос твердят, что они действуют во имя «добра». Однако «добро» их во всем противно истинному добру— спасению во Христе, которое, как все оккультисты считают, им вовсе не нужно. Не приемлют они и основы спасения — покаяния, не терпят смирения (кроме разве что ложного смирения пациента перед «целителем»). Вера в Христа Спасителя подменяется верой в «резервные» возможности человека, развитие которых будто бы и есть цель и упование людей: смешная цель и тщетное упование! Нравственное убожество и суетность всех этих учений и систем должна бы быть очевидной для тех, кто хоть сколько-нибудь соприкасался с Евангельской истиной, с заповедями Божиими, с учением Святой Христовой Церкви.

О. Серафим Роуз писал (рассматривая это на примере харизматических сект), что оккультные увлечения могут во многих случаях даже усиливать «религиозность»: люди с большим энтузиазмом ходят в церковь, молятся (вместе с медитацией), постятся (с целью укрепиться и очиститься, получить больше сил и возможностей) и т. п. Однако все это несовместимо с истинным покаянием и нелицемерной жизнью в Христовой Церкви. «Тако собираяй себе, а не в Бога богатея» (Лк. 12, 21) — так погибает всякий человек, избравший путь самоутверждения, самообогащения, саморазвития.

Закономерно, что многие современные экстрасенсы приходят к прямому отрицанию Христа Спасителя, предлагая себя вместо Него, как например, известный в нашем городе Мартынов, автор книг «Исповедимый путь» и «Благовест». Лукаво отводя невежественных людей от покаяния и истинной жизни во Христе, эти лжемессии порабощают их бесам, которым служат и сами.

Что касается наличия «резервных» возможностей, то, действительно, кое-какие способности у человека сохранились после грехопадения, и многие из них можно развивать (что тоже не всегда полезно, а увлечение таким развитием есть, как мы уже говорили, начало оккультного пути). Не всегда мы можем точно определить, где проходит граница между природными свойствами и бесовскими наваждениями; но не будем, по крайней мере, спешить верить бесам, будто бы человек по природе обладает способностями читать и внушать мысли, летать по воздуху, проходить сквозь стены, исцелять словом (или на расстоянии по фото), притягивать к себе металлические предметы или двигать предметы силой мысли и прочее тому подобное.

Особенно же богохульным является мнение, будто колдуны и экстрасенсы могут похищать (для «подпитки») Божественную благодать, например, от икон или от верующих людей. Именно такого мнения о благодати держался Симон волхв, считавший, что ее можно получить за деньги; и именно за это богохульство (а не просто за корысть) он был обличен и наказан Апостолом Петром (Деян. 8, 9—23).

Ведь благодать и дар Святого Духа — это не какая-то «энергия» в оккультном смысле слова, а действие Самого Всемогущего и Всеблагого Бога! Присутствием этого нетварного действия, не имеющего ничего общего с любым сотворенным явлением, непостижимого и неподвластного ничьему хотению, — и освящаются иконы и священные предметы, совершаются таинства и возносятся молитвы. (Никакой другой «молитвенной энергии», о которой твердят экстрасенсы, не существует, так как хотя человек и прилагает какие-то усилия, чтобы молиться, но сама молитва есть именно общение с Богом, которое не может определяться ничем тварным, а есть действие милости Божией к падшему человеку.)

Верно то, что несчастные обольщенные бесами экстрасенсы действительно часто думают, что «видят» благодать и подкрепляют ею свои силы. На самом же деле обманчиво «подкрепляют» их бесы, которые и наводят все эти призрачные чувства. Всякое же обращение к благодати Божией в таинствах или при соприкосновении со святынями есть постав-ление себя на суд Божий, приводящее всякий раз к осуждению или оправданию. Для кающихся — к оправданию, для ищущих своих выгод — к осуждению. За осуждением же последует в свое время и наказание, или в этой жизни (если еще возможно отрезвление и исправление), или в будущей, от чего да сохранит нас Господь!

Астрология: вера современного человека

Современный оккультизм особенно любит ссылаться на что-нибудь космическое: «Космический Разум», «космические иерархии», «Законы Космической Эволюции», «космические энергии», «светлые силы», приходящие из космоса и т. п. Обожествление космоса и небесных светил свойственно было и древнему язычеству. Древние церковные писатели (например, Татиан) указывали на то, что демоны внушили людям помещать на небо животных, людей и ложных богов (в названиях созвездий и планет), чтобы укрепить идолопоклонническое им служение. Нынешний же человек, сознание которого обработано научной фантастикой и современным «научным» жаргоном, с упованием смотрит на звезды, надеясь, что кто-нибудь или что-нибудь придет оттуда и разрешит все земные проблемы.

Святые Отцы Церкви всячески предостерегали христиан от смешивания творений (даже самых грандиозных и прекрасных) с их Безначальным Творцом. Например, Святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» поясняет, что хотя небесные тела описывают круги, начало которых невозможно увидеть, но это вовсе не означает безначальности их движения и природы.

Святитель пишет также о полезных для человека небесных знамениях, например, указывающих изменение погоды или время прилива и даже о предсказанных Господом знамениях разрушения вселенной, когда солнце обратится в кровь и луна не даст света своего (Мф. 24, 29). Но затем предостерегает от тех, которые, преступая границы, превращают слова Священного Писания о светилах (Быт. 1, 14) «в защищение науки о днях рождения и говорят, будто жизнь наша зависит от движения небесных тел».

Обличая астрологические заблуждения, Святитель Василий Великий пишет, что сами астрологи считают необходимым точнейшее указание времени рождения ребенка для построения гороскопа, так как во мгновение ока бывает огромная разница между рождением и рождением, так что «родившийся в сию точку времени будет обладателем городов, князем народов, станет изобиловать богатством и властительствовать, а родившийся в другое мгновение времени будет попрошайкою и нищим». Но на самом деле с такой точностью установить время рождения бывает невозможно (тем более, если составлять гороскоп берутся взрослому человеку, родившемуся давным-давно). Кроме того, заключение о характере и судьбе человека выводятся не из свойств звезд, а из свойств тех существ, имена которых приписаны созвездиям. Отсюда ясно, что ссылки на звезды служат только для большей важности: «Для чего же стращаешь нас достоверностию звезд, и стараешься уверить блеяньем овец? Если небо имеет такие свойства нравов, заимствовав их у животных; то и оно само имеет причины, зависимые от скотов. Но если смешно говорить таким образом, то гораздо смешнее усилие придавать достоверность учению от вещей, между которыми ничего нет общего».

Однако кроме неразумия, астрология заключает и великое нечестие. Во-первых, приписывая злотворность звездам (не имеющим собственного разума и воли), она делает Творца звезд источником зла. О подобном же пишет и блаженный Феофилакт Болгарский в толкованиях на Евангелие, поясняя, что бесы часто мучали одержимых на новомесячие, чтобы люди считали луну причиной этого зла, и тем самым хулили Создателя.

В основе астрологических предсказаний событий и свойств человека лежит языческая вера в судьбу или зависимость всего происходящего от некоторых тварных причин (хотя бы и от звезд). Эти верования несовместимы с верой во Всемогущего Бога, содержащего все творение Своим Промыслом: «Не две ли птицы ценятся единым ассарием (мелкая монета)? И ни едина от них не падет на землю без (воли) Отца вашего,» — засвидетельствовал Сам Господь (Мф. 10, 29), показывая, что даже малозначащие для нас вещи находятся в промысле Божием, а тем более — все события жизни человека. Мы можем принимать или отвергать веру во Вседержителя Бога, однако остаемся при этом Его рабами — добрыми или злыми. Можем покоряться воле Божией или противиться ей, но не можем подчинить Творца законам Его твари. «Блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по стихиям мира (сего), а не по Христе», — предупреждает уверовавших Апостол (Кол. 2, 8).

Главное же, что полагая причины порочных и добрых поступков в расположении звезд, астрология отрицает существование свободной воли человека и его собственную ответственность за свои поступки. А это есть отвержение и образа Божия в человеке, и будущего суда, и вообще, смысла бытия всего сотворенного мира.

Итог православного отношения к астрологии подводит преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» (гл. VII): «...мы, происшедши от Творца одаренными свободною волею, бываем господами наших дел. Ибо, если мы все делаем вследствие течения звезд, то по необходимости совершаем то, что делаем; а то, что происходит по необходимости, — ни добродетель, ни порок; если же мы не имеем ни добродетели, ни порока, то не достойны ни похвал, ни наказаний, а также и Бог окажется несправедливым, доставляя одним блага, а другим бедствия. Но Бог даже не будет ни управлять Своими творениями, ни промышлять о них, если все управляется и увлекается необходимостью. Сверх того, и разум будет в нас излишним, ибо мы, не будучи господами никакого дела, излишне обдумываем про себя; но разум дан нам непременно для обсуждения, почему все разумное одарено также и свободною волею».

Упоминает преподобный Иоанн и звезду, указывавшую путь волхвам, поясняя, что это была не обычная (известная астрологам) звезда, а-особое, движимое чудесной силой небесное тело, т. к. двигалась она то с востока на запад, то с севера на юг, то исчезала, то появлялась и остановилась прямо над домом, где находился Младенец Христос. (Святитель Иоанн Златоуст даже полагал, что это был именно Ангел, принявший вид звезды, но и другие Святые Отцы считали Вифлеемскую звезду как бы откровением, данным от Бога языческим мудрецам.)

В наше время принято пытаться обосновывать астрологические прогнозы какими-то полями и энергиями, которыми звезды воздействуют на человека. Однако при этом составители гороскопов, например, по-прежнему отводят по одной двенадцатой года на каждое зодиакальное созвездие, хотя за последние 2000 лет созвездия настолько изменились, что в некоторых из них солнце бывает всего несколько дней, а в иных — полтора месяца.

Искусственным является и предположение, будто вся жизнь человека определяется именно моментом рождения (который вовсе не является началом его существования). А реально существующее влияние луны на многие земные процессы (об котором пишет и Святитель Василий Великий), естественно, не может воздействовать на формирование характера человека, так как луна движется циклически и совершенно одинаково на протяжении жизни каждого из нас. Однако несколько лет назад вошли в моду синусоидальные графики «биоритмов», якобы определяющих чередование подъемов и спадов в физическом, умственном и эмоциональном состоянии данного человека. Никого не смущает, что эти графики не имеют никакой научной основы; зато они рассчитываются с помощью ЭВМ, а этого достаточно для современного суевера.

Также незаметно вошли в обиход «благоприятные» дни, прогноз о которых на ближайший месяц регулярно публикуется в газетах. Некоторые полагали почему-то, что речь идет о магнитных бурях (которые предсказать за месяц невозможно). Но нет — все это относится к числу астрологических откровений. Святитель же Иоанн Златоуст в слове на новый год пишет, что бесовское внушение разделять дни на добрые и худые служит беспечности и погублению людей, которые — смотря по дню — считают труды доброделания то бесполезными, то излишними.

Однако те, кого тянет постигать «тайны бытия», жить по стихиям мира сего, пренебрегая вечной жизнью в Боге, — продолжают поиск всевозможных примет и зависимостей, якобы существующих в мире. Мы же должны верить, что даже и реально влияющие на нас силы (включая и бесовские), содержатся всемогущим промыслом Вседержителя Бога, Которому Одному мы верим и на Которого Одного уповаем.

Святитель Игнатий Брянчанинов в своей работе «О судьбах Божиих» (т. II Собр. соч.) разъясняет, что будущее известно только Самому Богу. Ему известно, куда склонится свободная воля его творений; и это Божественное ведение сокрыто от нас, так как иначе оно ограничивало бы нашу свободу. Бесы же, довольно много зная о мире, а особенно — о грехах, к которым сами же и соблазняют людей, строят предположения и подсказывают их своим служителям. (Многие современные астрологи, например, Глоба с женой, признают, что их гороскопы действенны не по причине хорошего знания звезд, а по причине помощи «космических сил», т. е. бесов).

«Не верь приметам, и не будут сбываться», — писал своим чадам преподобный Амвросий Оптинский. Действительно, бесы стараются подтвердить свои «предсказания», например, болезни или смерти, строя свои козни против людей. Ради нашего неверия Господь может попустить этим бесовским действиям осуществиться. Но конечно, чаще все-таки предсказания не сбываются. Однако люди, склонные к суеверию, не отрезвляются этим, жадно стремясь к «оккультным тайнам».

Заключение

Многие Святые Отцы предупреждали о том, что в последние времена наступит крайнее оскудение людей духовных, истинных сосудов благодати, обладающих даром различения духов. В силу этого христианам будет особенно трудно находить путь спасения и следовать ему.

Мы видим, что современный человек заражен необыкновенными предрассудками, взглядами, которые кажутся ему «научными», «прогрессивными» и просто единственно возможными. В этой атмосфере планируются и отчасти уже осуществляются на практике всевозможные эксперименты над самой человеческой природой, созданной по образу Божию; входят в обиход такие надругательства над ней, как, например, «изменение пола». Развращение с самого малого возраста; воспитание веры в свои силы, презрения к старшим и преклонения перед духом века сего; неумеренное развитие воображения и мечтательности; обучение психическим и психофизическим практикам, переходящим в обычное идолопоклонство и прямое общение с демонами — вот только некоторые из средств, которыми постепенно подготавливается человечество к принятию Антихриста.

Как пишет о. Серафим Роуз, различные ложные идеи и практики зарождаются вне Церкви и постепенно набирают силу в общественном сознании, а затем внедряются в церковную среду, прикрываясь различными фальшивыми предлогами. Мы должны видеть, откуда грозит наибольшая опасность нашей вере и спасению, и позаботиться приобрести необходимое противоядие.

В целом о нашем времени можно сказать, что для него характерно вытеснение грубого материализма и замещение его оккультным мировоззрением, для которого материализм подготовил почву. Что можем мы противопоставить этой волне отступления? Отвечает нам Свт. Игнатий: «отступление попущено Богом, не дерзай остановить его своей немощною рукой; охранися от него сам, и сего для тебя довольно». Преподобный Серафим Саровский учит: «стяжи дух мирен (то есть благодать Божественного Духа), и тысячи вокруг тебя спасутся». Отсюда ясно, почему многие, думая спасти других, повредились сами. В основу своего спасения мы должны положить верность учению Церкви, верность Святым Отцам: для нас, духовно слепых, нет другого средства прозреть для вечной жизни, чем крепко держаться за тех, кто этого прозрения уже достиг.

Только истинная, Православная вера и терпеливое усердие к жизни, сообразной с этой верой, может быть нашей опорой в стремлении сохраниться от действия духа антихристова. И перед внешними мы тоже по возможности должны свидетельствовать, что не принимаем бесовских «чудес» не потому, что не верим в их существование, но потому, что принятие их несовместимо с верой в Единого Истинного Бога. Ведь многие люди не понимают этого по глубокому невежеству, а не по внутреннему упорству; такие могут и отрезвиться, если их вовремя предупредить. В нашей стране множество людей, практически ничего не зная о Церкви, все-таки не хотят быть во вражде с ней и с Самим Христом. Однако здесь нужна большая осторожность, чтобы, пытаясь исцелить человека, пристрастившегося к оккультной практике, не повредиться самому и не погибнуть вместе с ним.

Следует также отсекать все мнимые параллели между оккультными системами и Православным учением: сходство отдельных выражений, совпадение некоторых рекомендаций. Все это — бесовский обман, цель которого — любым путем завладеть вниманием и доверием человека, а также унизить Божественную Истину, поставив ее в один ряд с плодами падшего человеческого разума. Особенно грустно видеть, когда бывшие экстрасенсы и оккультисты смело берутся разоблачать оккультные же учения и практики, не замечая, что пользуются все той же искаженной, ложной терминологией и системой понятий. Неприметно для себя они становятся соучастниками богохульства, то признавая, что экстрасенсы могут похитить благодать от икон или церковных таинств, то уча зависимости в некоторых случаях человеческой судьбы от движения планет, то признавая сходство житий и подвигов Святых с жизнью и деятельностью языческих лжеучителей, то предлагая для борьбы с колдовскими наваждениями приемы, представляющие собой все те же оккультные методики, но в «православной» упаковке.

Это последнее искушение особенно распространено. Надо иметь в виду, что даже пост и молитва, участие в Таинствах и другие спасительные средства могут превратиться в магические талисманы, если мы надеемся на сами эти средства, а не на милость Божию. Так, думая защититься благочестивыми «приемами» от соседки-колдуньи, человек может пасть жертвой бесов. Вообще, всякие колдовские действия могут причинить вред человеку только по попущению Божию, а причиной попущения являются наши грехи, особенно — гордыня. Поэтому единственным действенным средством против козней вражьих является покаяние и смиренное предание себя в руки Божий при посильном следовании заповедям и нормам христианской жизни. Признак отступления от этого пути можно заметить, когда человек старается обзавестись каким-то совершенно особым молитвенным правилом, ищет все новые, «особенно сильные» молитвы или настаивает на несомненном конкретном результате, которого можно достичь определенными благочестивыми делами.

В заключение заметим, что следует всячески удерживаться от любопытства и интереса к оккультным учениям и феноменам. Если и Святые и духоносные Отцы скорбели, когда им приходилось для пользы заблудших читать еретические сочинения, то не нужно думать, будто бы мы, страстные и помраченные, избежим серьезного ущерба, если будем по легкомыслию, для «расширения кругозора», хлебать яд оккультных учений. Есть некоторые общие знания, некоторые признаки, которые могут нам понадобиться в качестве ориентиров, но главным нашим упованием должна быть Божественная помощь, без которой обольщения избежать невозможно. И этой-то единственной защиты лишает нас легкомысленное тщеславие и самонадеянность, руководствуясь которыми мы идем навстречу соблазнам, как будто бы для пользы ближним.


Другие статьи автора: