Проповедь

Архиеп. Феофан Полтавский

Покров Пресвятой Богородицы

Возлюбленные о Господе братия!

В ныне прослушанном вами апостольском чтении ап. Павел повествует о себе, что «он был однажды восхищен в рай и слышал неизреченные глаголы, их же не леть есть человеку глаголати» (2 Кор. XII,4). Не один ап. Павел удостоился такой чести! Удостаивались ее и многие из других святых после ап. Павла. Удостоился сей чести в числе их и св. Андрей Христа ради юродивый, с именем которого неразрывно соединено установление празднования ныне празднуемого праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Жил сей святой в X веке. Подвизался трудным подвигом юродства. Претерпевал многие скорби, лишения и озлобления. В один из самых тяжких для себя дней, когда он помышлял даже о смерти, внезапно он восхищен был на небеса. Видел здесь многоразличные обители святых и ангелов Божиих. Наслаждался их блаженством. Удостоился поклониться сначала Честному и животворящему кресту Господню, а потом и самому Господу Иисусу Христу. Был благословлен. Им и утешен. Но не видел только Пречистой Богоматери. И когда недоумевал о сем, то получил вразумление от Ангела: «Ты желаешь поклониться Царице неба и земли, — сказал он ему. — Ее нет здесь, Она не земле и утешает всех страждущих, скорбящих и озлобленных на ней! Ты увидишь Ее там!» Чудное восхищение св. Андрея кончилось. Он снова оказался на земле и здесь действительно удостоился видеть Богоматерь. В один из воскресных дней он был при богослужении во Влахернском храме. И когда возвел очи свои горе, вдруг увидел необычайное зрелище. Увидел Богоматерь с Предтечею и Иоанном Богословом, окруженную множеством святых и ангелов Божиих, со слезами молящуюся пред Сыном Своим за весь род человеческий и простирающую над ним, в знамение невидимого благодатного покрова, священное Свое одеяние «мафорий». В память этого чудесного видения св. Андрею и учрежден празднуемый ныне праздник Покрова Божией Матери. Замечательно, что хотя явление это было в Византии во Влахернском храме Константинополя, праздник этот празднуется только в России. Не празднуется он ни в Византии, ни в других славянских странах. Этим русский народ выразил свою особенную веру и свою особенную любовь к Богоматери и свою веру в благодатный покров Ее над ним. И эта вера и эта любовь русского народа к Богоматери не остались бездейственными и неоправданными. Нет ни одной, более или менее значительной области в обширной земле русской, где бы не было чудотворной иконы Божией Матери. И множество чудес совершается от этих чудотворных икон Ее. Но не только чрез чудотворные иконы проявляет Свою благодатную помощь русскому народу Богоматерь. Нередко Она является Сама непосредственно Своим избранным святым. Так являлась Она и древним святым, так является и новым святым. Величайшим из новых святых, без сомнения, является св. Серафим, Саровский подвижник и чудотворец. Двенадцать раз являлась Богоматерь св. Серафиму в продолжении его жизни. Но особенно замечательным было последнее, бывшее незадолго до кончины преподобного. Чудесное явление это последовало ранним утром в праздник Благовещения. Свидетельницей его, кроме прп. Серафима, была Дивеевская инокиня Евдокия. По приказанию прп. Серафима, инокиня Евдокия пришла к нему накануне праздника Благовещения вечером. Великий старец встретил ее словами: «Радость моя: Я тебя давно ожидал. Какая нам с тобой готовится милость и благодать от Божией Матери в настоящий праздник. Велик этот день будет для нас». «Хотя и недостойна ты, — говорил он ей, — но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь, чтобы видеть тебе эту радость. Будем молиться». И они начали молиться. Молились долго. Наконец, великий старец воскликнул.: «Не убойся, не устрашись! Благодать Божия к нам является!» Поднялся шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Послышалось пение. Дверь в келлию старца открылась сама собою. Воссиял необычайный свет и благоухание наполнило келию. Старец упал на колени и, воздев руки к небу, воскликнул: «Се, Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица грядет к нам!» И действительно, открылось шествие небожителей. Впереди шли два ангела, держа — один в правой руке, а другой в левой — по ветви, украшенной цветами. За ними св. Иоанн Предтеча и св. ап. Иоанн Богослов в белых блестящих одеждах. Далее сама Богоматерь и за Нею двенадцать святых дев. Когда они вошли в келлию, то озарил ее свет светлее солнечного. Инокиня Евдокия, при входе небожителей в келлию, от страха вне себя упала на землю и очнулась только тогда, когда Богоматерь спросила у преподобного: «Кто это у тебя?» Старец ответил: «Это та самая сестра, о которой я просил Тебя, Владычица, быть ей при явлении Твоем». Тогда Богоматерь подошла к Евдокии, и, взяв ее за правую руку, сказала: «Встань, девица, и не бойся нас. Такие же девы, как ты, пришли сюда со Мною!» Объятая великою радостью Евдокия встала и спросила старца: «Где мы? Кто это? Я думала, что я уже не живая». Тогда Богоматерь повелела ей самой подойти ко всем явившимся небожителям и спросить их, как их имена и какая была их жизнь на земле.

Сначала Евдокия подошла к ангелам и спросила их: «Кто вы?» Они отвечали: «Мы ангелы Божий». Потом с тем же вопросом она обратилась к Иоанну Предтече и ап. Иоанну Богослову и они сказали ей свое имя и свою жизнь. Затем Евдокия подошла к св. девам. Это были великомученицы Варвара и Екатерина, первомученица Фекла и великомученица Марина, великомученица Ирина и пр. Евпраксия, великомученицы Пелагия и Дорофея, прп. Макрина и муч. Иустина, великомученица Иулиания и мученица Анисия. Все эти девы на вопросы Евдокии сказывали ей свое имя, свою жизнь и подвиги мученичества за Христа и в заключение прибавили: «Не так нам Бог даровал эту славу, а за страдания и за поношения. И ты пострадаешь!» Между тем Богоматерь продолжала беседовать с прп. Серафимом и что-то долго говорила ему. Но из этой беседы Евдокия могла услышать лишь немногое. И вот что она услышала. «Не оставь дев моих Дивеевских!» — говорила Богоматерь. Старец ответил: «О, Владычица, я собираю их; но сам собою не могу их управить». «Я тебе, любимиче Мой, во всем помогу», — сказала Богоматерь. — Возложи на них послушание, — если исполнят его, то будут с тобою и близ Меня, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих ближних дев Моих; ни места, ни венца такого не будет им. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом». Потом, обратясь к Евдокии, Богоматерь сказала: «Вот посмотри на сих дев Моих и на венцы их: иные из них оставили земное царство и богатство, возжелав царства вечного и небесного, возлюбили нищету самоизвольную, возлюбили Единого Господа и за то, видишь, какой славы и чести сподобились. Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние — тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же». Видение кончилось тем, что Богоматерь сказала прп. Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами», — и благословила его. Простились со старцем и все святые. А Евдокии было сказано: «Это видение дано тебе ради молитв старцев Серафима, Марка, Назария и Пахомия».

Долго не могла прийти в себя после этого видения Евдокия, а когда пришла в себя, то стала просить Великого Старца, чтобы он научил ее, как жить и молиться. И это для того, чтобы не быть лишенной Покрова Богоматери. Св. старец ответил: «Помни и говори всегда в молитве: Господи, как мне будет умереть? Как мне, Господи, на страшный суд прийти? Как мне, Господи, ответ дать за дела мои? Царица небесная, помоги мне». Благословив затем сестру, Преподобный отпустил ее от себя, сказав: «Гряди, чадо, с миром».

Воистину замечательно это явление Богоматери преподобному Серафиму. Если св. Андрей удостоился видеть Богоматерь горе на воздухе, то к преподобному Серафиму Она сама благоволила прийти в его келлию, окруженная сонмом небожителей. Много поучительного говорила Она ему и присутствовавшей при явлении сестре. Но особенно примечательны сказанные Ею последние слова: «Как было прежде, так есть и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние тайно, сердечными скорбями, но мзда их будет такая же».

Слова эти сказаны были непосредственно об иночествующих девах, но в своей мере приложимы и ко всем христианам последнего времени. Скорби есть преимущественный удел спасающихся последнего времени, по предречению и древних отцов. В Древнем Патерике сохранилось следующее сказание: «Святые Отцы, находившегося в Египте Скита, пророчествовали о последнем поколении, говоря: «Что сделали мы?» И отвечая, один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: «мы сотворили заповеди Божий». Еще спросили: «следующие за нами сделают ли что-нибудь?» Он сказал: «они достигнут половины нашего дела». «А после них что?» И сказал Исхирион: «не будут иметь дел совсем люди рода оного, придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении окажутся выше нас и отцев наших» (Гл. XVIII, пргф. 10, — Древний Патерик). Это древнее пророчество святых подвижников сбывается на нас, братия. «Нам дано, — как говорит апостол, — ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Флп. 1, 29). Верно слово: "если мы с Ним умрем, то с Ним и оживем. Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас"» (11 Тим. 11, 11—12). Аминь.


Другие статьи автора: