СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл Архиепископ Иерусалимский

15-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
на слова: «и Грядущего со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца», и об антихристе

Чтение из Даниила: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями (Дан. 7, 9). Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий» (13).

1. Возвещаем Христово пришествие и не одно только; возвещаем и второе пришествие, во многом преимуществующее пред первым. То было доказательством терпения, а сие носит на себе венец Божия Царства. Ибо у Господа нашего Иисуса Христа все, по большей части, сугубо: и два рождения — одно от Бога прежде веков и другое — от Девы при скончании веков; и два снисшествия — одно не явное, как дождь (Пс. 71, 6), и другое явное, будущее. В первое пришествие повит был пеленами в яслях; во второе одевается «светом, как ризою» (Пс. 103, 2). В первое «претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр. 12, 2); во второе грядет дориносимый, славимый воинством ангелов. Поэтому не останавливаемся на первом только пришествии, но ожидаем и второго. И как в первом восклицали: «благословен грядущий во имя Господне» (Мф. 21 ,9), так тоже скажем и во второе, потому что вместе с ангелами, исшедши в сретение Владыке и поклонившись Ему, воскликнем: «Благословен грядый во имя Господне» (Мф. 21, 9)\ Спаситель грядет не для того, чтобы снова быть осужденным, но чтобы судить осудивших. Молчавший прежде во время суда (Мф. 26, 63) в напоминание беззаконным, дерзко поступившим при кресте, скажет: «ты это делал и Я молчал» (Пс. 49, 21). Тогда приходил Он по домостроительству, убедительно уча людей, а во второе пришествие, если и не пожелают, покорятся царству Его по необходимости.

2. И о двух этих пришествиях говорит пророк Малахия. «И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» (Мал. 3, 1)— вот первое пришествие. И еще же о втором пришествии продолжает:

«И Ангел завета, Которого вы желаете, вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится. Ибо Он, как огонь расплавляющий и как щелок очищающий и сядет переплавлять и очищать» (Мал. 3, 13). Вскоре же за этим говорит у Пророка и Сам Спаситель: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно» (5) и т. д. Поэтому, предостерегая нас, говорит Павел: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,— каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается» (I Кор. 3, 12. 13). Наконец, и Павел означает два пришествия, когда пишет и говорит Титу: «Ибо явилась благодать Божия спасительная всем человекам, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 1113). Видишь, что он наименовал и первое, за которое благодарить, и второе, которого ожидаем. Поэтому и в возвещаемом нами ныне исповедании веры так преподано веровать: И В ВОСШЕДШАГО НА НЕБЕСА, И В СЕДЯЩЕГО ОДЕСНУЮ ОТЦА И В ГРЯДУЩЕГО СО СЛАВОЮ СУДИТИ ЖИВЫМ И МЕРТВЫМ, ЕГОЖЕ ЦАРСТВИЮ НЕ БУДЕТ КОНЦА.

3. Поэтому Господь наш Иисус Христос грядет с неба, приидет же со славою при конце мира сего, в последний день, потому что миру сему будет конец, и сей сотворенный мир опять обновится. Поскольку растление, воровство, прелюбодеяние и все роды грехов «разлиялись по земли», и крови с кровьми смешаны в мире (Ос. IV, 2), то, чтобы чудная обитель сия не осталась наполненною беззаконием, мир сей прейдет и явится лучшим. А если хочешь иметь доказательство сказанного, то слушай, что говорит Исаия: «И небеса свернутся, как свиток книжный, и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист со смоковницы» (Ис. 34, 4). И в Евангелии сказано: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе» (Мф. 24,29). Не будем скорбеть, что мы одни умираем. И звезды скончаются, но, вероятно, восстанут снова. Свиет Господь небеса, но не для того, чтобы погубить их, а чтобы снова воздвигнуть в лучшем виде. Слушай, что говорит пророк Давид: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребудешь» (Пс. 101, 26. 27). Иной скажет: вот, ясно говорит, что небеса погибнут. Но выслушай, в каком смысле сказал Пророк «погибнут». Это же явствует из последующего: «И все они, как риза, обветшают, и как одежду Ты переменишь их, и изменятся» (27). Как человеку приписывается погибель по сказанному: «праведник умирает и никто не принимает этого к сердцу» (Ис. 57, 1), а между тем ожидается воскресение; так ожидаем как бы воскресения и небес. «Солнце превратится в тьму и луна — в кровь» (Поил. 2, 31). Да вразумятся же обратившиеся из манихеев и да не боготворят более светил, и да оставят злочестивое мнение, будто бы это солнце, которое померкнет, есть Христос. И еще выслушай, что говорит Господь: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24, 35), потому что создания не одинакового достоинства с Владычным словом.

Святая Земля. Иерусалим. С гравюры XIX века

Святая Земля. Иерусалим. С гравюры XIX века

4. Поэтому прейдет видимое и придет ожидаемое, лучшее видимого. Но никто да не любопытствует о времени. Ибо сказано: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Не смей решительно говорить: это будет тогда-то и не предавайся также беспечному сну. Ибо сказано: «Бодрствуйте, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24, 42. 44). Но поскольку надлежало нам знать признаки кончины и поскольку ожидаем Христа, то, чтобы не умереть нам в обольщении и чтобы не ввел нас в заблуждение лживый антихрист, апостолы, по домостроительству подвигнутые Божественным изволением, приходят к истинному Учителю и говорят: «Скажи нам, когда это будет и какой признак Твоего пришествия и кончины века» (Мф. 24, 3)?Мы ожидаем, что приидешь Ты опять, но сатана преобразуется в ангела света, поэтому предохрани нас от того, чтобы вместо Тебя не поклонились мы иному. И Господь, отверзши Божественные и блаженные уста Свои, говорит: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (4). И вы, слушатели, как бы видя Его теперь умными очами, слышите, и вам глаголет Он тоже самое: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Всех вас призывает слово внимать сказанному. Ибо это есть не повествование о прошедшем, но пророчество о будущем, о том, что несомненно будет. И мы не от себя пророчествуем (потому что недостойны), но износим на среду сказанные и написанные признаки. Сам наблюдай, что уже исполнилось и чему остается еще исполниться и оберегай себя.

5. «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят» (5). Это исполнилось отчасти. Ибо говорили это уже Симон волхв и Менандр и иные некоторые из безбожных ересеначальников; другие же скажут в наше время или и после нас.

6. Второй признак: «также услышите о войнах и о военных слухах» (6). Что же? Идет теперь или нет война у персов с римлянами в Месопотамии? Восстает или нет народ на народ и царство на царство? «И будут глады, моры и землетрясения по местам» (7). Это уже было. И еще: «и ужасные явления и великие знамения с неба» (Лук. 21, 11). «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42).

7. Но мы, церковные, поищем нашего, церковного признака пришествию. Спаситель говорит: «И тогда соблазнятся многие и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга» (10). Если услышишь, что епископы идут против епископов, и клирики против клириков, и миряне против мирян, и дело доходит даже до крови, не смущайся, потому что наперед было это написано. Обращай внимание не на то, что ныне делается, но что написано. Если погибаю я, который тебя учу, то не погибай со мною и ты. Можно слушателю быть лучше учителя и тому, кто пришел последним, сделаться первым; потому что Владыка приемлет и пришедших в единонадесятый час. Если в апостолах нашлось предательство, то чему дивиться, если в епископах находится братоненавистничество? Но признак этот относится не к начальникам только, но и к народу. Ибо сказано: «и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (12). Похвалится ли кто из предстоящих, что имеет нелицемерную приязнь к ближнему? Не бывает ли нередко, что, что уста лобзают, лице улыбается, очи радостны, а сердце строит козни и, изрекая мир, уготовляет зло?

8. Имеешь и следующий признак: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (14). А как видим, весь почти мир исполнен учения о Христе.

9. Что же будет после этого? Сказано далее: «когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, читающий да разумеет» (15). И еще: «тогда если кто скажет вам: вот здесь Христос или там — не верьте» (23). Братоненавистничество дает уже место антихристу. Диавол приготовляет расколы в людях, чтобы удобнее он мог быть принят, когда придет. Но никто из рабов Христовых, и здесь и повсюду сущих, да не приходит ко врагу. Апостол Павел дал ясный признак о нем ниже, когда сказал: «Доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знаменьями и чудесами ложными и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2 Фес. 2, 310). Так говорит Павел; ныне же есть отступление, потому что люди отступили от правой веры, и одни возвещают Сыноотечество, а другие осмеливаются говорить, что Христос приведен в бытие из несущих. И прежде еретики были явные, а ныне наполнена Церковь еретиками скрытными, потому что люди отступили от истины и льстят слуху (2 Тим. 4, 3. 4). Если слово потворствует им, слушают с удовольствием. А если слово об обращении, все отвращаются. Большая часть отступила от правых учений, скорее избирают худое, нежели предпочитают доброе. Это и есть «отступление», поэтому должно ожидать врага, и он начал уже отчасти посылать своих предшественников и готов придти за добычею. Поэтому наблюдай за собою, человек, и охраняй душу. Церковь свидетельствует тебе ныне пред Богом живым и предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли оно будет, не знаем, или после тебя, также не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться.

10. Истинный Христос, Единородный Божий Сын не от земли придет. Если кто придет, творя привидения в пустыне — не выходи. Если скажут: «вот здесь Христос или там», не верь. Не смотри уже долу и в землю. Владыка низойдет с небес и не один, как прежде, но в многочисленном сопровождении, дориносимый тьмами ангелов, и не сокровенно, как дождь на руно, но явно, озарив, как молния. Ибо Сам сказал: «Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). И еще: «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» и т. д. (30. 31).

11. Но как прежде, когда надлежало Ему вочеловечиться и когда ожидали рождения Его от Девы, диавол наперед рассеивал свои клеветы, злонамеренно слагая басни в идолослужении о ложных богах, рождающих и рождаемых от жен, чтобы, как думал он, по предшествовавшей лжи невероятна стала и истина; так, когда наступит время придти истинному Христу в другой раз, сопротивник, воспользовавшись ожиданием людей простодушных и особенно тех, которые из обрезания, изведет некоего человека, волхва, весьма опытного в искусстве обманывать волшебными составами и чародейством, который во власть себе захватит римское царство, ложно наименует себя Христом и этим наименованием обольстит иудеев, ожидающих Помазанника, а тех, которые из язычников, привлечет волшебными мечтаниями.

12. Придет же этот, сказанный выше антихрист, когда исполнятся времена римского царства и приблизится уже конец мира. Вдруг восстанут десять римских царей, царствующих, может быть, в разных местах, но в одно и тоже время, а после них одиннадцатый будет антихрист, который с помощью волшебного искусства захватит себе римскую державу, уничтожит трех прежде него царствовавших, имея уже под своею властью остальных семерых. Сперва, как человек ученый и умный, притворно покажет он скромность, целомудрие и человеколюбие; знамениями и чудесами, ложно произведенными с помощию волшебной прелести, обманув иудеев, как бы ожидаемый Христос, впоследствии запечатлеет это всякого рода бесславными и беззаконными злодеяниями, так что превзойдет всех прежде него бывших неправедных и нечестивых людей, ко всем, особенно же к нам, христианам, имея кровожадное, жестокое, немилосердное, исполненное всякого коварства сердце. Но после того, как три года и шесть месяцев будет предаваться таким дерзостям, истребится во второе славное пришествие с небес Единородного Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса, истинного Христа, Который, убив антихриста духом уст Своих, предаст его геенскому огню.

13. Учим же этому, не своим изобретая умом, но дознав из Божественных и церковных Писаний, особенно же из читанного недавно Даниилова пророчества, как протолковал его и Архангел Гавриил, сказав: «Зверь четвертый — царство четвертое будет на земле отличное от всех царств» (Дан. 7,23). Это же есть царство Римское, как предали нам церковные истолкователи. Поскольку первое знаменитое царство было Ассирийское, а второе царство мидян и персов в совокупности, третье же Македонское, то четвертое царство есть нынешнее Римское. Потом Гавриил, толкуя далее, говорит: «Десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей и после них восстанет иной, отличный от прежних», т. е. превзойдет не только десять царей, но и всех, сколько бы их ни было дотоле. «И уничтожит трех царей» (Дан. 7, 24). Явно, что из числа прежних десяти. Смиряя же трех из этих десяти, конечно, воцарится восьмым. «И против Всевышнего будет возносить слова» (25.), как человек хульный и беззаконный, не от отцев приявший царство, но восхитивший власть волшебством.

14. Кто же это такой? И какою силою действует? Истолкуй нам, Павел. И он говорит: «тот, которого пришествие по действию сатанину будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2, 9). А этим дает разуметь апостол, что сатана воспользуется орудием, действуя чрез него самолично. Ибо зная, что не будет уже ему прощения на суде, не чрез служителей своих, но сам, наконец, явно воздвигнет брань. Во всяких же «знамениях и чудесах ложных», потому что отец лжи производит для обольщения дела лживые, чтобы народ думал будто бы видит воскресшего мертвеца, когда он не воскрешен, и ходящих хромых, когда не совершено исцеления.

15. И еще говорит Павел: «противник и превозносятся паче глаголемого бога или святилища. Паче всякого бога», т. е. антихрист будет ненавидеть идолов. «Якоже ему сести в церкви Божией». В какой же церкви? Разумеет разоренный иудейский храм. Да не будет же того, чтобы разумел этот храм, в котором мы! Но для чего говорим это? Да не подумают, что говорим из лести к себе. Если антихрист придет к иудеям, как Христос, и от иудеев захочет поклонения, то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие к храму, внушая о себе ту мысль, что он от рода Давидова и что ему должно создать храм, сооруженный Соломоном. Придет же он, когда в иудейском храме не останется камня на камне, по определению Спасителя (Мф. 24, 2). Когда падение от ветхости и разрушение, последовавшее или под предлогом созидания вновь, или по другим причинам, истребит все камни, разумею же не внешние стены, но и внутренность храма, где были херувимы, тогда придет антихрист во всяких «знамениях и чудесах ложных», превозносясь над всеми идолами, сперва показывая притворное человеколюбие, а впоследствии обнаружив жестокость, особенно же к святым Божиим. Ибо сказано: «Я видел, как этот рог вел брань со святыми» (Дан. 7, 21); и еще в другом месте: «И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» (Дан. 12, 1). Это будет лютый зверь, великий змий, непреоборимый для людей, готовый пожрать их; о нем многое можем сказать из Божественных Писаний, но пока и этим удовольствуемся для соразмерности с прочим.

16. Поэтому Господь, зная великую силу сопротивника и снисходя к благочестивым, говорит: «Тогда находящиеся в Иудее, да бегут в горы» (Мф. 24, 16). Но если кто сознает в себе, что действительно он тверд и может противоборствовать сатане, то (не теряю надежды на крепость Церкви) да станет таковый и скажет: «кто нас разлучит от любви» Христовы? (Рим. 8, 35) и так далее. Боязливые, приведем себя в безопасность, а благоотважные станем твердо, «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне, и не будет» (Мф. 24, 21). Но благодарение Богу, Который великость скорби ограничит немногими днями! Ибо говорит: «но ради избранных сократятся те дни» (22). Антихрист будет царствовать три только года с половиною. Заимствуем это не из книг апокрифических, но у Даниила. Ибо сказано: «и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан. 7,25). «Время» — один год, в который приходит пока в силу его появление; «времена» — два остальные года беззакония, включаемые в три года, «и полвремени» — шесть месяцев. И еще в другом месте тоже самое говорит Даниил: «и клялся Живущим во веки, что к концу времени и времен и полувремени» (12, 7). В этом же смысле иные принимали, может быть, и следующее: «тысяча двести девяносто дней» (11); и: «блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней» (12). Поэтому должно скрываться и бегать. Ибо, может быть, «не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10, 23).

17. Кто же этот блаженный, который по благочестию будет тогда мучеником за Христа? Ибо выше всех мучеников поставляю мучеников тогдашних. Бывшие доныне мученики боролись с одними людьми. При антихристе же будут вести брань лично с самим сатаною. И прежние цари-гонители убивали только, и не представляли себя воскрешающими мертвых, не показывали мечтательно знамений и чудес; здесь же побуждением на злое будут страх и обольщение, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). Да не придет на мысль кому из тогдашних спросить: «что большего сделал Христос? какою силою творит этот? Если бы не угодно было Богу, то не попустил бы сего». Тебя предостерегает апостол и предсказывает «и за сие пошлет им Бог действие заблуждения» (2 Фес. 2, 11). Говорит же «пошлет» вместо попустит совершиться, и «пошлет» не для того, чтобы оправдались, но «да суд приимут». За что же? За то, что не веровали «истине», т. е. истинному Христу, но благоволили «в неправде» (12), т. е. к антихристу. Попускает же этот Бог и в другие гонения, и тогда попустит не по невозможности воспрепятствовать, но желая, по обычаю, подвижников Своих увенчать подобно Своим пророкам и апостолам, чтобы, потрудившись малое время, наследовали они небесное царство, как говорит Даниил: «Но спасутся в это время из народа Твоего все, которые найдены будут записанными в книге (очевидно, в книге жизни). И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие — на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде,— как звезды во веки, навсегда» (Дан. 12, 1—3).

18. Поэтому будь осторожен, человек. Знаешь признаки антихристовы, не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро. Имеешь ли чадо по плоти, наставь его, и если родил кого оглашением, предостереги и сего, чтобы ложного не принял он за истинное. «Ибо тайна беззакония уже в действии» (2 Фес. 2, 7). Устрашают меня брани народные, устрашают меня церковные расколы; устрашает меня взаимная ненависть братии. О если бы, хотя и сказано это, но дал Бог, чтобы сие не исполнилось над нами! По крайней мере будем осторожны. И этого довольно об антихристе.

19. Будем же ожидать и готовиться к сретению Господа, грядущего с небес на облаках. Тогда возгремят ангельские трубы. Сперва воскреснут мертвые о Христе, благоговейные из живущих тогда восхищены будут на облаках, приняв в награду за труды почесть, которая выше человека, потому что и подвизались выше сил человеческих, как апостол Павел говорит в своем послании: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе и так всегда с Господом будем» (7 Фес. 4, 16. 17).

20. Об этом пришествии Господнем и о скончании мира знал Екклесиаст и говорит: «веселись, юноша, в юности твоей» (Еккл. 11, 9); и затем: «и удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего» (10). «И помяни Создателя твоего, доколе не пришли тяжелые дни, доколе не померкли солнце и свет, и луна и звезды, и помрачатся смотрящие в окно» (дает разуметь силу зрения), «доколе не порвалась серебряная цепочка» (указывает на сочетание звезд, потому что они сребровидны) «и не разорвалась золотая повязка» (дает разуметь этим златовидное солнце, потому что повязка называется от известного цветка, у которого много кругом лучевидных лиственных отростков). «И будет вставать человек по крику петуха, и высоты будут им страшны и на дороге ужасы» (Еккл. 12, 16). Что же узрят? Тогда «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных» (Мф. 24, 30), и восплачутся «каждое племя особо» (Зах. 12, 12). И что же будет в пришествие Господне? «И зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется кипарис» (Еккл. 12, 5). Но, как говорят толковники, цветущий миндаль означает окончание зимы. Ибо тогда тела наши после этой зимы дадут от себя небесный цвет. «И отяжелеет кузнечик» — это окриленная душа, облекаемая телом. «И рассыплется кипарис» — рассеются подобно тернию беззаконники.

21. Видишь, как все предрекают пришествие Господне. Видишь, как знают «глас и птицы». Какой это глас? Посмотрим. «Яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов, и во трубе Божии снидет с небесе». Архангел возгласит и скажет всем: «Восстаньте в сретение Господа». И страшно пришествие Владыки. Давид говорит: «Грядет Бог наш и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий и вокруг Его сильная буря» (Пс. 49, 3). По Писанию, недавно читанному, приидет ко Отцу «как бы Сын Человеческий на облаках небесных» (Дан. 7, 13), и потечет река огненная для испытания человеков. У кого дела золотые, они сделаются более светлыми. А у кого дело подобно тростию и непрочно, оно сгорит огнем. Отец сядет, имея на Себе «одеяние бело, как снег, и волосы головы Его — как чистая волна» (9). Это сказано человекообразно. В каком же смысле? В том, что Он Царь неоскверненных грехами. Ибо говорит: «убелю грехи ваша, яко снег и яко волну» (Ис. 1, 18). А. это — знак прощения грехов, или и безгрешности. Придет же Господь с небес на облаках, как и восшел на облаках. Ибо Сам сказал: «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24, 30).

22. Но какой же признак Его пришествия, которому не отважится подражать сопротивная сила? Сказано: «и тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (30). Истинное же отличительное знамение Христово есть КРЕСТ. Световидное знамение креста предшествует Царю, прежде распятому, конечно для того, чтобы злоумышлявшие и пронзившие Его прежде иудеи, увидев, восплакали «каждое племя особо», говоря: «вот заушенный, Тот, Кому плевали в лицо; Тот, Кого облагали узами; Тот, Кого, распяв, вменили прежде ни во что! Куда убежим от лица гнева Твоего?» — скажут они. Но окруженные ангельскими воинствами никуда убежать не возмогут. Страх врагам — крестное знамение, и радость друзьям, уверовавшим во Христа, или проповедникам Его, или пострадавшим за Него. Кто же тогда будет столько блажен, что окажется другом Христовым? Не презрит рабов Своих сей славный Царь, дориносимый ангелами, единопрестольный со Отцем; и, чтобы избранные Его не смешались с врагами, «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною и соберут избранных Его от четырех ветров» (31). И одного Лота не презрел Он, презрит ли многих праведных? «Приидите, благословенные, Отца Моего» (Мф. 25, 34), скажет Он тем, которых понесут облачные колесницы и соберут ангелы.

23. Но кто-нибудь из предстоящих скажет: «я нищ и, может быть, окажусь тогда немощным на одре; или буду поята и я жена от жернова (Лук. 17, 34. 35), не будем ли мы пренебрежены?» Ободрись, человек. Судия нелицеприятен «и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела» (Ис. 11, 3). Не предпочтет ученых невеждам и богатых бедным. Хотя будешь на поле, возьмут тебя ангелы. Не думай, что возьмет только землевладельцев, оставит же тебя, земледелателя. Хотя ты раб, хотя ты нищ, нимало не сокрушайся. Приявший на Себя «зрак раба» (Фил. 2, 7), не презрит рабов. Если будешь лежать больной на одре, то написано: «будут двое на одной постеле: один возьмется, а другой оставится» (Лук. 17, 34). Если ты, муж или жена, по нужде приставлен к жернову; если имеешь у себя детей и не отходишь от жернова, то не презрит тебя Изводяй «окованные мужеством». Кто Иосифа из рабства и из темницы извел на царство, тот и тебя избавит от скорбей, введя в Царство Небесное. Будь только благонадежен, делай только, подвизайся только усердно. Ничто не погибнет. Всякая молитва твоя, всякое псалмопение записаны; записана всякая милостыня; записан всякий пост; записано и то, если брак сохраняем был честно; записано и воздержание, соблюдаемое для Бога; первые же венцы в сей записи предоставлены девству и чистоте: и ты просияешь, как ангел. Но как с приятностию слушал ты доброе, так с терпением выслушай еще и противное тому. Записана всякая твоя любостяжательность, записан и всякий твой блуд; записаны всякое твое клятвопреступление, всякая хула, всякое чародеяние, воровство, убийство. Все это запишется, наконец, если теперь по крещении станешь делать тоже, потому что прежнее изглаждается.

24. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31), смотри, человек, при скольких свидетелях войдешь ты в судилище. Тогда предстанет весь род человеческий. Сочти же как многочислен род римский; сочти сколько варваров, которые теперь еще живы, и сколько их умерло за сто лет, сочти всех от Адама до сего дня. Великое число это, но и оно еще мало, потому что еще больше ангелов. Они — девяносто девять овец, а человечество — одна сотая овца. О множестве обитателей должно заключать по обширности места. Населяемая земля как бы точка среди этого единого неба. И объемлющее землю небо имеет такое множество обитателей, какова его широта. Небеса же небес населены несравненно большим числом. А если написано: «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли Ему» (Дан. 7, 10), то не потому, что таково именно число, но потому что пророк не мог и сказать большего числа. Итак, на суде тогда Отец всех Бог с совосседящим Иисусом Христом и с соприсущим Духом Святым. Труба ангельская призовет всех нас, носящих с собою дела свои. И это одно не должно ли уже привести нас в содрогание? Кроме мучения немалым, человек, почитай наказанием и это — быть осуждену при стольких свидетелях. Не лучше ли бы согласились мы не раз умереть, нежели подпасть осуждению друзей?

Святая Земля. Иерусалим. Храм Воскресения Христова. С гравюры XIX века

Святая Земля. Иерусалим. Храм Воскресения Христова. С гравюры XIX века

25. Будем поэтому бояться, братия, чтобы не осудил нас Бог, Которому для осуждения не нужны ни исследования, ни обличения. Не говори: «ночью впал я в блуд, или волховал, или делал что-либо другое, и ни одного человека при этом не было». Будешь судим твоею совестию. «И мысли их то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда по благовествованию моему Бог будет судить тайные дела человеков» (Рим. 2, 15. 16). Грозное лице Судии понудит тебя сказать истину, вернее же обличит тебя, если не скажешь, потому что восстанешь ты облеченный или грехами, или праведными делами своими. И об этом объявил Сам Судия. Ибо судить будет Христос. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22), отдал, не Себя лишая власти, но Сам творя суд чрез Сына. Ибо Сын судит по мановению Отца, потому что не иное что, но одно и тоже — и мановения Отчие и мановения Сыновние. Итак, что же говорит Судия о том, что понесешь или не понесешь ты с собою дела свои? «И соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25, 32), потому что Христу должно «поклониться всяко колено небесных, и земных, и преисподних» (Фил. 2, 10). «И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ». Как же разлучает пастырь? Справляясь ли с книгою, что овца, и что — козлище? Или разлучает по одному виду? Овцу не обнаруживает ли волна, а козлища не обнаруживает ли косматый и жесткий волос? Так, если и ты будешь уже чист от грехов, то и дела твои впоследствии уподобятся чистой волне, и риза твоя останется неоскверненного, и будешь говорить всегда: «Я скинула хитон мой, как же мне опять надевать его» (Песн. Песн. 5, 3)?По одеянию твоему известно будет, что ты овца. А если окажешься волосатым, подобно Исаву, который был космат волосом и худ сердцем, за снеди утратил первородство и продал свое достоинство, то поставлен будешь ошуюю. Но да не будет сего, чтобы кто из предстоящих утратил благодать и за худые дела оказался поставленным ошуюю с грешными!

26. Страшен подлинно суд, в страх приводит возвещаемое. Предстоит Царство Небесное и уготован вечный огонь. Поэтому спросит иной: как же избежать нам огня? И как войти в Царство? Сказано: «алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф. 25, 35). Запомните этот путь. Теперь нет нужды в иносказании, докончим только сказанное: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 3536). Если сделаешь это, то со Христом будешь царствовать. А если не сделаешь, то будешь осужден. Поэтому начни же делать это и пребывай в вере, чтобы, собираясь купить елея, не остаться тебе, подобно юродивым девам, вне заключенных дверей. Не полагайся на то одно, что есть у тебя светильник, но соблюдай его горящим. «Да просветится свет ваш» — свет добрых дел — «пред человеки» (Мф. 5, 16), и да не хулится ради тебя Христос. Облекись в одежду нетления, украшаясь добрыми делами. И что, по Божию смотрению, приял ты в свое распоряжение, тем распоряжайся на пользу. Вверено тебе имущество? Распоряжайся им хорошо. Вверено тебе слово учительное? Преподавай его, как должно. В состоянии ты присовокупить души слушающих? Делай это рачительно. Много дверей к доброй распорядительности. Только бы никто из нас не был осужден и отринут, только бы с дерзновением нам встретить вечного Царя Христа, царствующего во веки. Ибо во веки царствует Тот, Кто судит живых и мертвых, Сам умерши за живых и за мертвых. И как говорит Павел, «ибо Христос для того и умер и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 9).

27. И если услышишь когда утверждающего, что царство Христово имеет конец, то возненавидь ересь сию. Это — новая глава змия, недавно возникшая в Галатии. Некто осмелился сказать, что Христос не будет царствовать по кончине мира; осмелился говорить, что исшедшее от Отца Слово, разрешившись опять в Отца, уже не будет. Такую хулу изрыгал он на гибель себе, ибо не внимал тому, что говорит Господь: «Сын пребывает во веки» (Иоан. 8, 35); не внимал тому, что говорит Гавриил: «И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1,33). Вникни в сказанное: еретики учат ныне вопреки Христу. И Гавриил Архангел учил о вечном пребывании Спасителя. Поэтому, кому более поверишь? Не Гавриилу ли? Выслушай предложенное ныне свидетельство Даниилово: «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого денми и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 13. 14). Этого более держись, этому веруй; еретические же учения отринь, потому что о нескончаемом царстве Христовом слышал ты самые ясные свидетельства.

28. Подобно этому свидетельство имеешь в истолковании того Камня, Который без рук отсекся от горы, и есть Христос по плоти. «И царство это не будет передано другому народу» (Дан. 2, 44). И Давид в одном месте говорит: «престол Твой, Боже, во век» (Пс. 44, 7), а в другом: «В начале Ты (Господи) основал землю» (Пс. 101, 26); и потом: «они погибнут, а Ты пребудешь» (27); и далее: «но Ты — тот же, и лета Твоя не кончатся» (Пс. 101, 28). Слова эти Павел толкует о Сыне.

29. И хочешь ли знать, что довело до такого безумия учащих противному? Худо читали они прекрасно написанное у Апостола: «ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (I Кор. 15, 25). И вот говорят, когда положены будут враги под ноги Его, не будет уже Он царствовать. Но говорят это худо и несмысленно. Ибо царствующий, пока не поборол врагов, не тем ли более будет царствовать по преодолении врагов?

30. Осмелились они говорить и это: написано, что «когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему» (28). А это показывает будто, что Сын разрешится в Отца. Поэтому (о, нечестивейшие из всех!) вы — Христовы создания пребудете, а Христос, Которым и вы и все приведено в бытие, утратит бытие? Какая хульная речь! Как же и покорятся Ему всяческая? Как нечто погибающее, или как пребывающее нечто? Притом все прочее, покорившееся Сыну, пребывает, а Сын, покорившийся Отцу, не пребывает? Но Сын покорится не в том смысле, что тогда только начнет повиноваться Отцу (Он и всегда во всем творит «угодная Ему» (Иоан. 8, 29), но в том, что и тогда будет послушен, имея непринужденное послушание, но самопроизвольную благопокорность; потому что Он не раб, который бы покорялся по нужде, но Сын, Который покорствует по произволению и из любви.

31. Допросим же их: какое значение слов: «дондеже (доколе)», или: «даже до»? Ибо, вступив в состязание с еретиками, попытаюсь этим самым словом низложить заблуждение. Поскольку осмелились говорить, будто бы сказанное: «доколе низложит всех врагов Своих под ноги Свои», означает Его конец, осмелились ограничить вечное Христово царство, и словом своим прекратить непрестающую власть, то прочтем подобное место у Апостола: «однако же смерть царствовала от Адама до Моисея» (Рим. 5, 14). Ужели до Моисея только умирали? Не умирали ли иные и после Моисея? Или после закона не стало смерти у людей? Напротив того видишь, что слово «даже» (однакоже) определяет не время; выразил же этим Павел более то, что хотя Моисей муж праведный и чудный, однакоже и на него и на живших после него, тогда как не согрешили они подобно Адаму преслушанием во вкушении от древа, простерся смертный приговор, произнесенный Адаму.

32. Вот еще другое подобное изречение: «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» (2 Кор. 3, 15). Выражение «доныне» значит ли только до Павла? Не значит ли и до сегодня, и до скончания века? Или Павел говорит коринфянам: («Даже и до вас) потому что и до вас достигли благовествованием Христовым... надеемся о возрастании веры вашей ... и далее вас проповедывать Евангелие» (2 Кор. 10, 1416), то ясно видишь, что слово «даже» означает не конец, но предполагает и нечто последующее за тем. Поэтому, как же должно вам понимать это: «Дондеже (доколе) положит врагов»? Как в другом место говорит тот же Павел: «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить ныне» (Евр. 3, 13), т. е. всегда. Как не должно полагать начала «днем Христовым» (Евр. 7, 3), так не позволяй никому говорить и о конце царства Христова. Ибо написано «царство Его — царство вечное» (Дан. 3,100).

33. Имея и другие многие свидетельства Божественных Писаний о нескончаемом во веки царстве Христовом, удовольствуюсь пока сказанными, по причине позднего времени дня. Ты же, слушатель, этому только поклоняйся Царю, избегая всякого еретического заблуждения. Если поможет благодать Божия, то со временем будет вам предложено и остальное учение веры. Бог всяческих да сохранит всех вас памятующими признаки скончания мира и всегда непреоборимыми антихристом. Сказаны тебе признаки грядущего обольщения, указаны знамения истинного Христа, явно нисходящего с небес. Беги с ложного и ожидай истинного. Указан тебе путь, как во время суда стать одесную. Соблюдай предание о Христе, украшаясь делами добрыми, чтобы благодерзновенно представ на суде, наследовать небесное царство. Чрез Христа и со Христом слава Богу со Святым Духом во веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: