СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл Архиепископ Иерусалимский

16-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
на слова: «и в Духа Святого, Утешителя, глаголавшаго пророки»

Чтение из Послания к Коринфянам: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных» (I Кор. 12,1 ). Дары различны, но Дух один и тот же...» (4).

1. Поистине потребна нам духовная благодать, чтобы беседовать о Духе Святом, и не только от себя сказать что-либо достойное Духа (это невозможно), но даже безбедно повторить и передать сказанное в Божественных Писаниях. Ибо подлинно великий страх внушает написанное в Евангелии, где Христос ясно сказал: «Если же кто скажет слово на
Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). И часто надлежит бояться, чтобы по неведению или из мнимого благоговения, сказав о Духе что-либо недолжное, не приять на себя осуждения. Судия живых и мертвых, Иисус Христос, изрек, что не будет оставления. Поэтому, если кто падет, то какая у него останется надежда?

2. Поэтому, да будет делом самой благодати Иисуса Христа — подать силы и нам, чтобы сказать без опущения, и вам, чтобы выслушать с разумением, потому что разумение нужно не только предлагающим слово, но и слушающим оное, чтобы слыша одно, не представлять в уме чего-либо другого. Итак, о Святом Духе да будет нами сказано одно только написанное. Если же чего не написано, не будем о том и любопытствовать. Сам Дух Святый изглаголал Писания, Сам о Себе изрек, что было Ему угодно, или что мы можем вместить. Поэтому да будет сказано, что Он изрек, а чего не изрек, о том и говорить не отважимся.

3. Един есть только Дух Святый, Утешитель, как един Бог Отец, и нет другого Отца, и как един Единородный Сын — Божие Слово, и нет у Него брата; так един только Дух Святый, и нет равночестного Ему Духа. Поэтому Дух Святый есть наивеличайшая Сила, Он — Божествен и неисследим, потому что жив, разумен, освящает все творимое Богом чрез Христа. Он просвещает души праведных; Он в пророках, Он и в апостолах в Новом Завете. Да пребудут ненавистными дерзающие отделять силу Святого Духа! Един Бог Отец, Владыка Ветхого и Нового Завета; един Господь Иисус Христос, предреченный пророками в Ветхом и пришедший в Новом Завете; един Святый Дух, чрез пророков проповедавший о Христе, а по пришествии Христовом снисшедший и показавший Христа.

4. Поэтому никто да не отделяет Ветхого Завета от Нового; никто да не говорит, что иной Дух там, а иной — здесь, иначе оскорбит Самого Святого Духа, со Отцем и Сыном чествуемого, и во время святого крещения во Святой Троице совосприемлемого. Ибо единородный Божий Сын ясно изрек апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Упование наше на Отца и Сына и Святого Духа. Не трех возвещаем Богов, да умолкнут маркиониты! Напротив того, со Святым Духом чрез единого Сына возвещаем единого Бога. Нераздельна вера, неразделимо благочестие. Не вносим разделения в Святую Троицу, как делают иные, не допускаем слияния, как Савеллий. Но благочестно ведаем единого Отца, Который послал нам Спасителем Сына, ведаем единого Сына, Который обетовал от Отца послать Утешителя; ведаем Духа Святого Который глаголал в пророках, и в виде огненных языков снисшел на апостолов в Пятидесятницу здесь в Иерусалиме, в горней Апостольской Церкви. Ибо все преимущества у нас. Здесь снисшел с небес Христос; здесь снисшел с небес Дух Святый. И действительно всего приличнее было бы, как о Христе и о Голгофе говорить нам на этой Голгофе, так и о Духе Святом говорить в горней Церкви. Но поскольку в славе Распятого здесь участвует Снисшедший там, то о Снисшедшем там будем говорить здесь, потому что благочестие неразделимо.

5. Намереваемся сказать, наконец, нечто о Святом Духе и не в точности описать Его ипостась (это невозможно), а только показать различные в учении о Нем уклонения некоторых, чтобы и самим нам по неведению не увлечься как в них. Намереваемся обозреть пути заблуждения, чтобы самим идти единым царским путем. Если же в предостережение предложим теперь что-либо сказанное еретиками, то обратится это на главу их и да останемся невредимыми и мы, предлагающие слово, и вы, слушающие.

6. На всё посягающие еретики изострили язык на Святого Духа и осмелились говорить хульное, как написал Ириней в книгах о ересях. Одни отважились именовать себя самим Духом Святым, из них первый Симон, упоминаемый в Апостольских деяниях волхв, когда был отринут, осмелился на подобное учение. А нечестивцы, так называемые гностики, говорили о Духе иное, и еще иное утверждали беззаконные валентиане. Нечестивый Манес осмелился сказать, что сам он — Христом посланный Утешитель. А иные утверждали, что иной Дух в пророках и иной в Новом Завете. Велико их заблуждение, лучше же сказать, велика их хула. Поэтому возненавидь таковых, избегай тех, которые хулят Духа Святого и которым нет оставления грехов. Какое общение с безнадежными тебе, который ныне будешь креститься и в Духа Святого? Если подпадают наказанию, кто в близких связях и ходит вместе с вором, то какую надежду можно иметь оскорбляющему Духа Святого?

7. Ненавистными да будут маркиониты, исключавшие в Новом Завете все ветхозаветные изречения. Ибо Маркион, этот безбожник, который первый стал учить о трех богах, зная, что в Новом Завете приводятся свидетельства пророков о Христе, первый отсек эти свидетельства, взятые из Ветхого Завета, чтобы Царь остался без свидетелей. Ненавистными да будут упомянутые выше гностики (ведцы) только по имени, в действительности же исполненные неведения и отваживающиеся о Святом Духе утверждать то, чего не осмеливаюсь и выговорить.

8. Ненавистными да будут катафриги и виновник зла Монтан и две его пророчицы, Максимилла и Прискилла. Ибо этот, подлинно умоисступленный и неистовый Монтан (а если бы не был неистов, не сказал бы ничего такого) отважился утверждать о себе, будто бы он, столько жалкий, всякой нечистоты и всякого непотребства исполненный человек, есть Дух Святый. Щадя целомудрие присутствующих жен, достаточно будет говорить об этом только намеками. Заняв самое небольшое во Фригии селение Пепузу и ложно наименовав его Иерусалимом, Монтан закалал бедных малых детей у жен, раздоблял их в беззаконную снедь под видом так именуемых у них таинств. Поэтому-то, так как монтанисты, хотя ложно, именовались одинаково с нами христианами, и нас в том же подозревали во время гонений. И этот, исполненный всякого нечестия и бесчеловечия, безответно подлежащий осуждению, отважился именовать себя Духом Святым!

9.  А место Монтаново, как говорилось выше, занял злочестивый Манес, который из всех ересей собрал воедино все худое и, соделавшись окончательным рвом погибели, совокупив вместо учения всех еретиков, составил и распространял новое заблуждение и осмелился утверждать, будто бы он есть тот Утешитель, Которого обетовал послать Христос. Но Спаситель, изрекая обетование, говорил апостолам: «Вы же оставайтесь во граде Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24, 49). Что же теперь? Ужели умершие апостолы двести лет ожидали Манеса, чтобы облечься потом силою? И осмелится ли кто утверждать, что апостолы в то еще время не были исполнены Святого Духа? Написано, что «тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8, 17). Не прежде ли Манеса, не за много ли лет до него было это? Ибо Дух Святый сошел в день Пятидесятницы.

10. За что осужден был Симон волхв? Не за то ли, что пришел к апостолам и сказал: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (19). Он сказал «дайте и мне» не общение Святого Духа, но «власть», чтобы иным продавать непродажное, и чего не приобрел он сам. И сребренники принес он не стяжателям, принес потому, что видел, как приносили цену проданного и полагали к ногам апостольским, но не рассудил, что ногами попирающие богатство, принесенное на пропитание бедных, не за мзду давали власть Святого Духа. Что же апостолы говорят Симону? «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (20). Ты — второй Иуда, потому что надеялся за сребренники купить благодать Духа. Поэтому, если пожелавший за мзду приять власть Симон идет «в погибель», то каково нечестие Манеса, который о себе говорит, что он — Дух Святый? Возненавидим достойных ненависти, будем отвращаться от тех, от кого отвращается Бог. И мы со всяким дерзновением скажем Богу о всех еретиках: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя» (Пс. 138, 21)?Ибо есть и добрая вражда, как написано: «и вражду положу между тобою и между семенем ее» (Быт. 3, 15), потому что приязнь с змием производит вражду на Бога и смерть.

11. Итак, пусть будет сказано это нами об отверженных, наконец, обратимся к Божественным Писаниям, испием «воды из своих сосудов» — святых отцев «и от своих кладенцев источника» (Притч. 5, 15), испием «воды живы» (Иоан. 7, 38), «текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4, 14): «сие сказал Он о Духе, Которого имели приять верующие в Него» (Ин. 7, 39). Ибо смотри, что говорит: «кто верует в Меня», не просто, но «у того, как сказано в Писании» (отсылает тебя к Ветхому Завету) «из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38), не реки чувственные, наполняющие только землю, которая произращает терния и деревья, но реки, просвещающие души. И в другом месте говорит: «Но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (4, 14). Это вода новая, живая и текущая для достойных.

12. И почему же духовную благодать наименовал водою? Потому что водою составляется все, потому что вода имеет в себе растительную и животворную силу, потому что с небес сходит вода дождевая, потому что хотя нисходит в едином виде, но производит разнообразные действия. Один источник орошает целый сад, один и тот же дождь в целом мире, но делается он белым в лилии, червленным в розе, пурпуровым в фиалках и гиацинтах, различным и разноцветным во всяких видах растений. Инаков в финике, инаков в виноградном грозде, и все он во всем, между тем, как сам в себе одновиден, а не инаков сам с собою. Дождь не изменяется и не сходит то таким, то другим, но, применясь к устройству приемлющих его, бывает полезен каждой вещи. Так и Дух Святый, единый, единовидный и нераздельный разделяет благодать каждому, «якоже хощет» (I Кор. 12,11 ). Икак сухое дерево, прияв в себя воду, дает отпрыски, так и грешная душа, чрез покаяние сподобившись Святого Духа, приносит грозды правды. Единовидный Дух, Божиим мановением и о имени Христовом, производит многие добродетели. У одного язык употребляет на слово мудрости; у другого просвещает душу пророчеством; иному дает силу прогонять бесов, а иному сообщает дар истолкования Божественных Писаний. В ином укрепляет целомудрие, иного учит подаянию милостыни; одного учит поститься и подвизаться, другого учит пренебрегать телесным, а иного приготовляет к мученичеству; в других другое производит, но Сам в Себе не различен, как написано: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному — дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (I Кор. 12, 7—11).

13. Но поскольку в Божественных Писаниях многое и различно написано о духе просто, и есть опасность, чтобы иной, по неведению, не стал смешивать мест Писания, не зная, о каком духе что написано, то хорошо сказать теперь в предосторожность, каким именует Писание Святого Духа. Когда Аарон именуется Христом, также Давид, Саул и прочие называются христами, но един есть истинный Христос; так постольку и именование духа дается разным вещам, хорошо узнать, кто есть собственно именуемый Духом Святым. Многое именуется духом. Ибо и Ангел называется духом; душа наша называется духом; и великая добродетель называется духом; и нечистое деяние называется духом; и сопротивный демон называется духом. Поэтому, слыша это, по одинаковости имени, не почти одно за другое. О душе нашей говорит Писание: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою» (Пс. 145, 4). И о той же душе говорит еще: «Образовавший дух человека внутри его» (Зах. 12, 1). Об ангелах же сказано в псалмах: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Пс. 103, 4). И о ветре сказано: «восточным ветром Ты сокрушил фарсийские корабли» (Пс. 47, 8); и «как колеблются от ветра деревья в лесу» (Ис. 7, 2); и «огонь и град, снег и туман, бурный ветер» (Пс. 148, 8). О добром же учении говорит Сам Господь: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6, 63), т. е. они духовны. А Дух Святый не языком изрекается, но имеет в себе жизнь, и подает силу глаголать премудро, и Сам глаголет и беседует.

14. И хочешь ли знать, о чем беседует и глаголет? Филипп, по откровению от ангела, вышел на путь, ведущий в Газу, которым шел евнух, и «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деян. 8, 29). Видишь, Дух глаголет вслух Филиппу. И Иезекииль говорит так: «И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь» (Иез. 11, 5). И еще: «Дух Святый сказал» апостолам, бывшим в Антиохии: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13, 2). Видишь ли, что Дух имеет жизнь, отделяет, призывает со властию? И Павел сказал: «Только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (Деян. 20,23). Ибо сей благий Освятитель Церкви, Помощник, Учитель, Дух Святый, Утешитель, о Котором Спаситель сказал: «Утешитель же Дух Святый научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26); потому что неинаковы, но одни и те же учения и Христовы и Духа Святого. Он и Павлу наперед свидетельствовал о том, что будет с ним, чтобы, имея предведение, тем более благодушествовал. Это же замечено вам по причине сказанного: «глаголы, яже Аз глаголах вам, суть дух», чтобы ты разумел сказанным это не о глаголании уст, но о добром учении.

15. Называется же в Писании, как мы сказали, духом и грех, но в ином и противоположном смысле, как например, когда говорится: «дух блуда ввел их в заблуждение» (Ос. 4, 12). Называется духом и нечистый дух, бес, но с присовокуплением слова «нечистый», потому что в каждом случае прилагается проименование, чтобы показать отличительное свойство духа. Если Писание о душе человеческой употребит слово «дух», то говорит с присовокуплением: «дух человека». Если духом называет ветер, то говорит: «дух бурен»; если же называет грех, говорит «дух блуда», или, если назовет беса, говорит «дух нечистый», чтобы нам в каждом случае знать, о ком идет слово. Не вдруг заключай, что говорится о Духе Святом. Да не будет сего! Именование это «дух» — само по себе неопределенно; все вообще, что не имеет грубого тела, называется духом. Поскольку и демоны не имеют таких тел, то и они называются духами. Но великая есть разность. Когда нечистый демон нападает на человеческую душу (да избавит от сего Господь всякую душу и слушающих и непредстоящих здесь!), то нападает на все, как на овцу кровожадный волк, готовый ее пожрать. Пришествие его бывает самое свирепое, подавляет чувство, омрачает мысль. Нападение его беззаконно, оно есть похищение чужой собственности, потому что демон усиливается чужим телом и чужим орудием располагать как своим собственным. Повергает на землю одержимого им, как принадлежащего падшему с неба, извращает язык, искривляет уста: вместо слов у человека пена, он омрачается; око его отверзто, а душа им не видит; бедный человек прежде смерти терпит смертные содрагания. Демоны подлинно враги человеков, поступающие с ними гнусно и немилосердно.

16. Не таков Дух Святый. Да не будет сего! Напротив того, все направляется Им к благому и спасительному. И, во-первых, пришествие Его кротко, ощущение благоуханно, бремя весьма легко. Пришествие Его предосиявается лучами света и ведения. Приходит Он с сердолюбием искреннего попечителя, потому что приходит спасти, исцелить, научить, вразумить, укрепить, утешить, просветить ум сперва в приявшем Его, а потом чрез Него и в других. И как у человека, который прежде был во тьме, а потом внезапно увидел солнце, просвещается телесный взор, и чего не видел он, видит то ясно, так и у сподобившегося приять Святого Духа просвещается душа, и усматривает он чего не знал и что выше человека. Тело его на земле, а душа созерцает небеса, подобно Исаии видит он Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис. 6,1); подобно Иезекиилю видит Сущаго на Херувимех (Иез. 10, 1); подобно Даниилу видит «тысящи тысящ и тмы тем» (Дан. 7, 10). Человек малый видит и начало мира и конец миру, и все среднее продолжение времен, узнает преемство царей, которого не изучил, потому что с ним пребывает истинный просветитель. Человек заключен внутри стен, но сила ведения его простирается далеко, и видит он совершаемое другими.

17. Не было Петра с Ананиею и Сапфирой, продавшими свое имущество, но с ними присутствовал он духом и говорит: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому» (Деян. 5, 3)} Обвинителя не было, не было и свидетелей! Откуда же Петр узнал сделанное? «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею, не в твоей ли власти находилось? Длячего ты положил это в сердце твоем?» (4). Некнижный Петр по благодати Духа узнал, чего не знали и еллинские мудрецы. Подобное этому усмотришь и в Елисеев. Даром уврачевал он проказу Нееманову, а Гиезий взял награду. Награду за чужие заслуги присвоил себе. Гиезий берет деньги и кладет их в темном месте. Но «тма не помрачится» (Пс. 138, 12) от святых. Елиссей вопрошает его по возвращении. И как Петр спрашивал: «скажи мне, за столько ли вы продали землю?» (Деян. 5, 8), так и он допытывается: «откуду Гиезие?» (4 Цар. 5, 25). Допытывается не потому, что не знал, откуда тот пришел, но потому, что скорбел об этом «откуду». Из тьмы ты пришел, во тьму и пойдешь. Продал ты исцеление прокаженного и наследуешь проказу. Я исполнил повеление Сказавшего мне: «даром получили, даром отдавайте» (Мф. 10, 8), а ты продал благодать. Возьми же себе, что подало случай к этой продаже. Но что еще говорит ему Елиссей? «Разве сердце мое не содействовало тебе (4 Цар. 5, 26)}» Здесь заключен был я телом, но Дух, данный мне от Бога, видел и отдаленное; Он ясно показал мне сделанное и в другом месте. Видишь, как Дух Святый не только отъемлет неведение, но и влагает ведение. Видишь, как просвещает Он души.

18. Исаия жил почти за тысячу лет и видел Сион подобным куще. Город еще стоял, украшался торжищами, облечен был славою, но пророк говорит о нем: «Сион распахан будет, как поле» (Mux. 3, 12), чем предрек исполнившееся ныне при нас. И затем точность пророчества; сказано: «и осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш на огороде» (Ис. 1, 8). И ныне все место занято грядами овощей. Видишь, как Дух Святый просвещает святых. Поэтому, по причине подобного именования, не увлекайся к чему-либо иному, но соблюдай точность.

19. Если сидишь и приходит тебе помысл о чистоте и девстве — это учение Духа. Не бывает ли нередко, что дева бежит от брачного чертога, потому что Дух научил ее девству? Не бывает ли нередко, что человек знаменитый при дворе царском презирает богатство и чины, быв научен тому Духом Святым? Не бывает ли нередко, что юноша, увидев красоту, смежает взор, избегает случаев снова ее видеть, бежит от осквернения? От чего же происходит это? спрашиваешь ты. От того, что Дух Святый обучил душу юноши. Много корыстолюбия в мире, но христиане не любостяжательны. Почему же? По наставлению Духа. Драгоценный подлинно дар — Святый и Благий Дух. Справедливо крестимся во Отца и Сына и Святого Духа. Человек, нося еще на себе тело, борется со многими свирепыми демонами. И нередко того демона, которого многие не сдерживают железными узами, один он подчиняет власти своей молитвенными словами по силе пребывающего в нем Святого Духа. И простое дуновение заклинателя делается огнем для невидимого. Значит, великого имеем мы от Бога Споборника и Покровителя, великого учителя Церкви, великого за нас Заступника. Не убоимся ни демонов, ни диавола. Потому что Защитник наш больше его; отверзем только двери сему Защитнику. Он ходит и ищет достойных, ищет, кому сообщить дары.

20. Называется же Он Утешителем, потому что утешает, ободряет, вспомощствует немощи нашей. «Ибо мы не знаем, о чем молиться как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). Нередко иной бывает оскорблен, несправедливо поруган за Христа; ему предстоит мученичество; отовсюду угрожают истязания, огонь, меч, звери, бездна, но Дух Святый внушает ему, говоря: «надейся», человек, «на Господа» (Пс. 26, 14): постигающее тебя маловажно, а даруемое тебе велико; потрудись краткое время, и вечно будешь с ангелами. «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18). Дух изображает человеку небесное царство, показывает и «рай сладости» (Быт. 2, 15). И мученики, хотя телом, по необходимости, предстоят судиям, но силою духа пребывают уже в раю и презирают видимые жестокости.

21. И хочешь ли знать, что мученики силою Святого Духа совершают свой подвиг? Спаситель говорит ученикам: «Когда же приведут вас в синагоги к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должна говорить» (Лук. 12, 11. 12). Невозможно стать свидетелем о Христе, если не будет кто свидетельствовать Духом Святым. Ибо, если «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (I Кор. 12, 3), то отдаст ли кто жизнь свою за Иисуса, если не будет укреплен Духом Святым?

22. Велик, всемощен и чуден в дарованиях Дух Святый. Сочти, сколько вас теперь, какое здесь число душ. Каждому на пользу действует Он, и, пребывая посреди нас, видит нрав каждого, видит и помысл и совет, и что говорим, и что думаем. Велико подлинно сказанное нами, но и сего еще мало. Ибо вникни ты, чей ум просвещен уже Духом, сколько христиан в целой этой пастве, сколько их во всей Палестине, и от этой области прострись мыслию ко всему Римскому царству, а от него обрати взор на целый мир, на племена персов, на индийские народы, на готов, на савроматов, галлов, испанцев; мавров, ливиян, эфиопов, и на проч. неизвестные нам и по имени племена, потому что многие из них остаются у нас без наименования. И у каждого народа обрати внимание на епископов, пресвитеров, на диаконов, ни монашествующих, на дев и прочих мирян. И представь себе
великого Снабдителя дарований, Который в целом мире дает кому чистому, кому всегдашнее девство, кому милосердие, кому нестяжательность, кому силу изгонять сопротивных духов. Как свет одним своим лучом все озаряет; так и Святой Дух просвещает имеющих очи. Ибо, если кто слепотствуя не бывает сподоблен благодати, то пусть укоряет в этом не Духа, но свое неверие.

23. Видел ты силу Духа в целом мире, не оставайся уже на земле, но войди в горнее. Взойди на первое небо и рассмотри там столь неисчислимые мириады ангелов. А если возможно, взойди помыслами и выше. Посмотри на Архангелов, посмотри на Духов, посмотри на Силы, посмотри на Начала, посмотри на Власти, посмотри на Престолы, посмотри на Господства. Началовождь, им данный от Бога, Учитель и Освятитель всех их — Утешитель. Между человеками и Илия, и Елиссей, и Исаия в Нем имеют нужду. Между ангелами и Михаил и Гавриил в Нем имеют нужду. Ничто сотворенное неравночестно с Ним. Все роды ангелов, все их воинства, в совокупности взятые, не идут и в сравнение со Святым Духом. Всеблагая сила Утешителя затмевает собою все это. Ангелы посылаются на служение, а Дух испытует глубины Божии, как говорит апостол: «Дух все проникает, и глубины Божии, ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем. Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 10. 11).

24. Он проповедовал о Христе в пророках; Он действовал в апостолах; Он до сего дня запечатлевает души в крещении. И Отец дает Сыну, а Сын предает Духу Святому. Не я говорю это, а Сам Господь говорит: «Все Мне предано Отцем Моим» (Мф. 11,27). И о Духе Святом также говорит Он: «Когда же придет Он, Дух истины» и проч. «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16, 13. 14). Отец все дарствует чрез Сына и Духа Святого. Не иные дарования Отца, а иные Сына, и иные Духа Святого. Ибо одно спасение, одна сила, одна вера. Един Бог Отец, един Господь, единородный Его Сын, един Дух Святый, Утешитель. И для нас достаточно знать это; о естестве же или ипостаси не любопытствуй. Если бы написано было, сказали бы мы, а чего не написано, о том не осмелимся говорить. Для спасения нашего достаточно нам знать, что есть Отец и Сын и Святой Дух.

25. Сей Дух снисшел на семьдесят старцев при Моисее. Да не в тягость будет вам, возлюбленные, продолжительность слова. Тот Сам, о Ком у нас слово, да подаст силу каждому, и нам, предлагающим слово, и вам, слушающим. Сей Дух, как сказал я, снисшел на семьдесят старцев при Моисее. Говорю же тебе это с намерением представить тебе доказательство, что Дух все знает и действует, как Ему угодно. Избраны были семьдесят старцев, «и сошел Господь в облаке... и взял от Духа, Который на нем (Моисее) и дал семидесяти мужам старейшинам» (Числ. 11, 25). Не Дух разделился, разделена же благодать по приемлемости и силе приемлющих. Но собралось шестьдесят восемь старцев, и они стали пророчествовать; Елдад же и Модад не пришли в собрание. Поэтому, чтобы соделалось явным, что не Моисей-раздаятель, но что действует Сам Дух, и те, которые призваны, но не пришли, и Елдад и Модад, также пророчествуют.

Изумился Иисус Навин, преемник Моисея, и, пришедши, говорит Моисею: слышал ли, что пророчествуют Елдад и Модад, которых звали, и которые не пришли? «Господин мой, Моисей, запрети им» (28). Не могу запретить им, отвечает Моисей, потому что благодать — небесный дар. Тем паче не могу запретить им, что и сам имею дар по благодати. Но не думаю, чтобы и ты сказал это по зависти. «Не ревнуешь ли ты за меня» (29), что они стали пророчествовать, а ты еще не пророчествуешь? Ожидай времени. «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них» (29)? Пророчески говорит и это: «когда бы Господь послал», значит теперь еще не послал, потому и ты еще не имеешь. Но ужели не имели Авраам, и Исаак, и Иаков, и Иосиф? Ужели не имели все, жившие прежде сего? Явно, что слова: «когда бы Господь послал», означают: даст на всех. Теперь благодать дается отчасти, а тогда будет обильное даяние благодати. А этим Моисей дал разуметь, что совершилось у нас в день Пятидесятницы. И прежде Дух сходил на многих. Ибо написано: «И Иисус, сын Навин, исполнился Духа премудрости, потому что Моисей возложил руки свои на него» (Втор. 34, 9). Видишь, везде, и в Ветхом и в Новом Завете, тот же способ — при Моисее чрез возложение рук подаваем был Дух, и Петр чрез возложение рук дает Духа. И на тебя, когда будешь крещен, низойдет благодать. Но как снизойдет, этого не скажу, потому что не предупреждаю времени.

27. Сей Дух сходил на всех праведников и пророков, разумею Еноса, Еноха, Ноя и прочих, Авраама, Исаака, Иакова. А то, что Иосиф имел в себе Духа Божия, вразумительно было уже и фараону. О Моисее и чудесных его действиях, совершенных Духом, слышал ты многократно. Сего Духа имел и мужественнейший Иов. Его имели и все святые, хотя и не всех имена перечислены нами. Он послан был и при устроении скинии, и исполнил премудрости мудрого Веселеила и других с ним.

28. Силою сего Духа, как видим в книге Судей, судил Гофониил, силен был Гедеон, победил Иефай, вела брань жена Деввора, да и Сампсон, пока поступал праведно и не оскорблял Духа, делал, что выше человека. О Самуиле же и о Давиде имеем ясное свидетельство в книгах Царств, и именно, что Духом Святым они пророчествовали, и были начальниками пророков. И Самуил именовался «прозорливцем». А Давид ясно говорит: «Дух Господень глагола во мне» (2 Цар. 23, 2), и в Псалмах: «и Духа Твоего Святаго не отъими от мене» (Пс. 50, 13); и еще: «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс. 142, 10 ). И как читаем в Паралипоменах, причастники Святого Духа были Азария при царе Асафе (т. е. Асе) (2 Пар. 15, 1); Иозииль при царе Иоасафате (20, 14), и другой еще Азария, побитый камнями (24, 20. 21). Ездра же говорит: «И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлял их» (Неем. 9, 20). А об Илии, взятом на небо, и об Елиссее,— этих духовных мужах и чудотворцах, если и не скажем, явно уже, что были они исполнены Святого Духа.

29. И если кто прочтет все книги и двенадцати и прочих пророков, то найдет много свидетельств о Святом Духе. Ибо Михей от лица Божия говорит: «А я исполнен силы Духа Господня» (Mux. 3, 8); Иоиль взывает: «И будет после того», говорит Господь, «излию от Духа Моего на всякую плоть» и проч. (Иоил. 2, 28); и Аггей говорит: «И Дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф» (Аг. 2, 5. 6 ); а подобно и Захария: «Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я (в Дусе) рабам Моим пророкам» (Зах. 1,6) и т. п.

30. И велегласнейший Исаия говорит: «И почиет на Нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух света и крепости, Дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11, 23), а этим показывает, что Дух един и неразделен, но действия Его различны. И еще: «Вот Отрок ... положу Дух на Него» (Ис. 41, 2); и также: «положу Дух Мой на племя Твое» (44, 3); и еще: «И ныне послал меня Господь Бог и Дух Его» (48, 16); и еще: «и вот завет Мой с ними, говорит Господь, Дух Мой, Который на тебе» (59, 21); и еще: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» (61, 1) и проч.; и еще в проповеди на иудеев: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его» (63, 10); и: «где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего» (11)?И у Иезекииля, если не устал еще слушать меня, имеешь сказанное уже прежде: «И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь» (Иез. 11, 5). Слова же: «нападе на мя» (нисшел на меня) должно принимать в хорошую сторону за выражение любви, как Иаков, обретши Иосифа, «нападе на выю его» (пал на шею его) (Быт. 46, 29), и как в Евангелии любвеобильный отец, увидев сына, возвращающегося из странствия, сжалился над ним, «и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лук. 15, 20). И еще у Иезекииля: «и перенес меня в Халдею к переселенцам, в ведении, Духом Божиим» (Иез. 11, 24). А иное слышал ты и прежде в сказанном о крещении: «и окроплю вас чистою водою» (36, 25) и проч. «И дам вам сердце новое и Дух новый дам вам (26), вложу внутрь вас Дух Мой» (27); и еще: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня Духом» (37, 1 ).

31. Сей Дух умудрил Даниилову душу, чтобы юноше соделаться судиею старцев. Целомудренная Сусанна осуждена, как непотребная, а защитника нет. Кому было исхитить ее у старейшин? Ведут Сусанну на смерть, и она в руках уже исполнителей казни. Но явился помощник: Утешитель, Дух, освящающий всякое разумное существо. Иди, говорит Он Даниилу, иди, юноша, обличи старцев, болезнующих грехами юности. Ибо написано: «возбудил Бог Святый Дух молодого юноши» (Дан 13, 45); и выразимся кратко: по Даниилову приговору, целомудренная спасена. Приводим это для свидетельства, потому что не время теперь толкованию. Знал и Навуходоносор, что в Данииле есть Дух Святый. Ибо говорит: «Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе Дух Святого Бога» (Дан. 4, 6). Одно говорил Навуходоносор истинно, а другое ложно. Что Даниил имел Духа Святого, это сказано истинно. Но не был он князем обаятелей, потому что был не волхв, но умудрял его Дух. Так и прежде этого Даниил истолковал ему видение образа, которого не разумел сам видевший. Ибо говорит: скажи мне видение, которого не разумею я, видевший. Уразумеваешь силу Святого Духа? Видящий не разумеет, а не видевшие знают и истолковывают.

32. И действительно весьма много можно было собрать из Ветхого Завета и обширнее истолковать сказанное о Святом Духе, но время кратко; должно же позаботиться и о том, чтобы предлагаемое соразмерено было с силами слушателей. А потому, удовольствовавшись пока представленным на сей раз из Ветхого Завета, к остальным свидетельствам из Нового Завета, если соблаговолит Бог, обратимся в следующем огласительном слове. Бог же мира «Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа» (Рим. 15, 20), всех вас да сподобит духовных и пренебесных даров. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: