СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

еп. Ириней (Орловский)

Против безразличия в вере

Те, кто говорят: «Все равно, к какой религии принадлежать, так как во всех, мол, религиях исповедуется единый Бог», признают, по крайней мере, что человек должен иметь какую-нибудь религию. Есть, однако, люди, которые пошли дальше в своих заблуждениях, которые совсем не придают никакого значения вере, не считают нужным держаться какой-либо религии и утверждают, что дело не в вере, не в религии, что все равно, как ни веруй, лишь бы жил только честно.

Не чувствуется ли уже вам и без опровержений, что это рассуждение в высшей степени неразумно.

Так оно и есть на самом деле. Когда услышите: «Все равно, чему ни веруй», рассуждай так: будь это справедливо, тогда было бы все равно, веровать или не веровать в Бога, почитать ли одного истинного Бога, Творца неба и земли, Вседержителя, или же, подобно язычникам, поклоняться идолам — изделию рук человеческих; если бы было все равно, как ни веровать, и все равно, веровать ли, что душа человеческая бессмертна, или же признавать, что человек только животное высшей породы и что со смертию все для него кончается, что, следовательно, нет ни вечности, ни будущего воздаяния; если бы, далее, было все равно, как ни веровать, то все равно так же было бы признавать ли Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, или же, как безумствуют некоторые богохульно,— только необыкновенно премудрым человеком.

Видите, до какого страшного богохульства можной дойти, согласившись, что все равно, как ни веровать. Думать и говорить так, значит, думать и говорить, что все религии одинаково хороши или худы, одинаково истинны или ложны, что перед Богом истина и ложь безразличны.

Скажите, разве не богохульство это?— Не могут же все религии быть одинаково истинны. Истинною религиею может быть только одна, все же прочие необходимо должны быть ложны. Мы, христиане, веруем, что Иисус Христос есть истинный, посланный Богом Мессия, единородный Сын Божий: иудеи отвергают это. Не может же быть то и другое истинно. Или Христос есть обещанный Искупитель, или нет. Следовательно, правы или мы, или иудеи.

Утверждать, что все религии одинаково хороши, значит говорить, что Бог истины и правды открыл истину и ложь. Не хула ли это на всесвятого Бога?

Если бы все равно было, как ни веровать, то естественно было бы спросить: зачем Бог даровал о Себе откровение людям,— патриархам, пророкам?

Зачем, егда прииде кончина века, послал Сына Своего в мир? Зачем Сын Божий сходил с небес? Зачем Он в течение трех лет учил на земле? Зачем Он для подтверждения истины Своего учения совершал столько чудес? Зачем Он отдал Себя на позорные страдания и крестную смерть? Если бы правы были те, что говорят: «дело не в религии» и прочее, то зачем Спаситель послал свв. апостолов по всему миру с проповедью Евангелия? Зачем они проповедывали везде, несмотря на все препятствия? Зачем они за учение, которое возвещали, шли на смерть? Не благоразумнее ли было оставаться им на родине, не мешать людям жить, одним в иудействе, другим в язычестве? Если бы все религии одинаково были хороши, если бы перед Богом вера ничего не значила, то миллионы мучеников разве не были бы достойными сожаления мечтателями, жертвовавшими своею жизнью за учение веры Христовой? Никто из них не дерзнул бы и подумать: «Не в вере дело, и в язычестве я могу быть честным человеком».

Св. прав. Филарет Милостивый. Свт. Николай Чудотворец. Роспись в соборе св. кн. Владимира в Киеве. Худ. В. М. Васнецов.

Св. прав. Филарет Милостивый. Свт. Николай Чудотворец. Роспись в соборе св. кн. Владимира в Киеве. Худ. В. М. Васнецов.

Противников веры вы, однако, ничем не разубедите — они будут вам твердить все свое: «Не в вере дело, лишь бы жить честно...» Но вы так же еще спросите их: «Что же по-вашему значит жить честно?» Можно ожидать, что вам скажут: честно живет тот, кто не ворует, не убивает, не делает ничего такого, за что обыкновенно привлекают к суду, заключают в тюрьму, наказывают ссылкой и т. п. Но кто скажет по совести, что это действительно значит жить честно. О, далеко нет. Иной ни разу не был привлекаем к суду, не содержался в тюремном заключении, будучи притом самым бесчестным, самым мерзким человеком... Примеров много. Честно ли живет тот, кто живет по своему личному убеждению, делает то, что ему кажется честным и позволительным? Ведь чего только люди не считали честным и позволительным? Древние язычники считали даже позволительным и богоугодным делом умерщвлять пленников и приносить в жертву богам, убивать неспособных к работе болезненных стариков — своих родителей.

Древние финикяне считали истинным, святым делом бросать своих детей в раскаленные объятия идола-бога Молоха и сжигать их.

Каннибал в Южной Австралии считает себя честнейшим человеком, если на своем пиру может угостить приятелей человеческим мясом. Турок не считает нечестным иметь нескольких жен и наложниц.

Нет, честно живет только тот, кто живет так, как Бог повелевает. Но кто же скажет нам, какова воля Божия, что Бог повелевает? Это может сообщить и сообщает единственно только Откровение Божественное и вера в него. В христианской религии Бог открыл Свою волю. Еще в Ветхом завете, на горе Синае, при раскатах грома и сверкающей молнии, Он дал народу израильскому десять заповедей. Христос Спаситель заповеди эти утвердил и расширил. Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков. Я пришел не нарушить, но исполнить» (Мф. 5, 17). Закон любви к Богу и ближнему Он поставил главным законом для своих учеников. Он предоставил также и Своей Церкви давать законы, заповеди, постановления. И только тот живет честно, кто исполняет заповеди Божии и постановления св. Церкви и по ним устрояет свою жизнь. Следовательно, кто не имеет христианской веры, тот не знает, в чем состоит честная жизнь, он не знает, что значит жить честно. Судите после этого сами, как же можно утверждать, что не в вере дело, а в том, чтобы жить честно, когда только посредством веры можно узнать, что значит жить честно и что составляет честную жизнь. Кто хочет жить честно, тот должен иметь веру и жить согласно с верой. То и другое необходимо. Вера и честная жизнь, т. е. жизнь по правилам веры, неотделимы одна от другой. В этом смысле говорит ап. Павел: «Праведный от веры жив будет» (Рим. 1, 17).

Итак, если вы хотите, несомненно, достигнуть вечного спасения, держитесь твердо веры православной; но при этом и живите также по вере, делая добро и избегая зла, как предписывает это святая вера наша. Только, если вы веруете и живете по вере, можете сказать, что ведете истинно честную жизнь, только тогда и достигните вечного спасения.

«Сборник законоучителя». М., 1913

Прп. Антоний. Прп. Сергий. Прп. Феодосий. Св. Алексий. Св. Стефан. Св. Петр.

Прп. Антоний. Прп. Сергий. Прп. Феодосий. Св. Алексий. Св. Стефан. Св. Петр.
Роспись в соборе св. кн. Владимира в Киеве. Худ. В. М. Васнецов.

Крещение киевлян. Роспись в соборе св. кн. Владимира в Киеве. Худ. В. М. Васнецов.

Крещение киевлян. Роспись в соборе св. кн. Владимира в Киеве. Худ. В. М. Васнецов.