СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

17-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
в дополнение учения о Святом Духе

Чтение из Первого послания к Коринфянам: «Одному дается Духом слово мудрости...»
(1 Кор. 12, 8).

1. В предыдущем огласительном слове, по мере сил своих, слуху любви вашей предложили мы малую некую часть свидетельств о Святом Духе; в настоящем же слове, по воле Божией, сколько в состоянии будем, коснемся и оставшихся свидетельств Нового Завета. Как тогда, соразмеряясь с силами слушающих, удержали мы усердие, не насыщаемое словом о Святом Духе, так и теперь скажем опять малую некую часть из оставшегося. Ибо и ныне чистосердечно признаемся, что немощь наша затмевается множеством мест Писания, потому что и сегодня не человеческие умствования употребим в дело, что бесполезно, но припомним только места Божественных Писаний, что всего безопаснее, по слову блаженного апостола, который говорит: «Что и возвещаем не от человеческоймудростиизученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2, 13). Поступим же мы подобно путешественникам или плавателям, которые, имея одну цель длинного пути, хотя и поспешают усердием, однако же, по человеческой немощи, обыкли останавливаться в различных городах или пристанях.

2. Но хотя беседы о Святом Духе и раздельны, однако же Сам Он неразделен, потому что один и тот же. Как в словах об Отце, то предметом было единоначалие, то рассуждали, почему именуется Отцом или Вседержителем, то доказывали, что Он есть Творец всяческих и раздельность огласительных слов не произвела разделения в вере, потому что цель благочестия и была и есть одна; и как в словах об Единородном Сыне Божием излагали мы учение то о Божестве, то о человеке, на многие беседы разделив преподаваемое о Господе нашем Иисусе Христе, возвещая же нераздельную в Него веру; так и теперь, разделив огласительные слова о Святом Духе, возвещаем нераздельную в Него веру, потому что един и тот же есть Дух, Который разделяет дарования «каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 1). Сам же пребывает нераздельным. Ибо не иной есть Утешитель, а иной — Дух Святый, но один и тот же приемлет различные именования, один живой, самостоятельный, глаголющий и действующий, один Освятитель всех, сотворенных Богом чрез Христа разумных существ, и Ангелов и человеков.

3. А чтобы из различных именований Святого Духа никто, по неведению, не заключил, что именуются различные духи, а не один и тот же, и притом единственный, в предостережение твое, Вселенская Церковь во исповедание веры предала тебе веровать во единого Святого Духа, глаголавшего в пророках, из чего можешь познать, что хотя именований много, но Дух Святый только один. И об этих наименованиях скажем теперь, рассмотрев из многих немногие.

4. Именуется Он Духом по недавно чтенному: «одному дается Духом слово мудрости» (1 Кор. 12, 8); именуется и Духом истины, как говорит Спаситель: «Когда же придет Он, Дух истины» (Ин. 16, 13); именуется и Утешителем, как сказал Господь: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (7). А что один и тот же именуется этими различными именованиями, это ясно доказывается следующим: о том, что одно и тоже — Дух Святый и Утешитель, сказано так: «Утешитель же, Дух Святый» (Ин. 14, 26). и о том, что одно и тоже — Утешитель и Дух истины, сказано также: «И иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век, Дух истины» (16); и еще: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины» (Ин. 15, 26). Называется же Духом Божиим, как написано: «и увидел Духа Божия, Который сходил» (Мф. 3, 16); и еще: «Ибо все, водимые Духом Божиим, есть сыны Божий» (Рим. 8, 14). Называется и Духом Отца, как говорит Спаситель: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 20); и также Павел: «сего ради преклоняю колена моя ко Отцу»; и далее: «да даст вам утвердитися Духом Его» (Еф. 3, 1416). Называется и Духом Господним, как сказал Петр: «Что это согласились вы искусить Духа Господня» (Деян. 5, 9)? Называется и Духом Божиим и Христовым, как пишет Павел: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). Называется и Духом Сына Божия, как сказано: «А как вы сыны, то Бог послал Духа Сына Своего» (Гал. 4, 6). Называется и Духом Господним, как сказал Петр, «исследывая, на которое и на какое время указывает сущий в них Дух Христов» (1 Петр. 1, 11); и еще: «по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа» (Фил. 1, 19).

5. Кроме же этих наименований Святого Духа найдешь многие и другие, ибо именуется Духом Святыни, как написано: «по Духу Святыни» (Рим. 1, 4). Именуется и Духом сыноположения, как говорит Павел: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Который взывает: Авва, Отче» (Рим. 8, 15). Именуется и Духом откровения, как написано: «дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф. 1, 17). Именуется еще и Духом обетования, как говорит тот же Павел: «В Нем же вы уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (13). Именуется и Духом благодати, когда, например, говорит еще: «и Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10, 29). Именуется же и многими другими подобными именованиями. Ты ясно слышал в предшествовавшем этому огласительном слове, что в Псалмах называется иногда «благим» (Пс. 142, 10), иногда «владычным» (50, 14), и у Исайи именуется Духом «премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, и страха Божия» (Ис. 11; 23). А всем этим, и прежде и теперь сказанным, подтверждается, что хотя наименования и различны, но един и тот же есть Дух Святый, живый и самостоятельный, всегда соприсущий Отцу и Сыну; не устами и гортанью Отца или Сына изрекаемый или выдыхаемый и в воздухе разливающийся, но ипостасный, Сам глаголющий, и действующий, и домостроительствующий, и освещающий, так что непрерывно, и согласно, и едино есть спасительное домостроительство о нас Отца и Сына и Святого Духа, как об этом сказали мы и прежде. Ибо желательно Мне, чтобы содержали вы в памяти сказанное вам недавно, и ясно знали, что не иной Дух вещал в Законе и Пророках, а иной в Евангелиях и Апостолах, но что один и тот же Дух Святый и в Ветхом и в Новом Завете изглаголал Божественные Писания.

6. Сей Дух Святый снисшел на Святую Деву Марию. Но поскольку рождаемый был Христос Единородный, то и осенила ее сила Вышнего, и снисшел на Нее Дух Святый, и освятил Ее, чтобы могла Она приять в Себя Того, «Им же вся быша». Нет мне нужды во многих словах учить тебя, что рождение это нескверно и пречисто, потому что ты научен уже этому. Гавриил говорит Ей: я — провозвестник, а не содейственник того, что должно быть. Хотя я и Архангел, но знаю свой чин. Благовествую Тебе радость, но, каким образом родишь Ты, не от моей благодати: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1, 35).

7. Сей Дух Святый действовал на Елисавете. Ибо не дев только знает Он, но ведает и живущих в браке, если только брак по закону. «И исполнися Духа Свята Елисавет» (Лук. 1, 41), и пророчествовала, и говорила добрая рабыня сия о Господе своем: «и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (43)? Так ублажала себя Елисавета! Сим же Святым Духом исполнившись, и Захария, отец Иоаннов, пророчествовал, сказуя и о множестве благ, какие уготовляет Единородный, и о том, что Иоанн чрез крещение — Его Предтеча. От этого Святого Духа и праведный Симеон, имея обетование «не увидеть смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лук. 2, 26), «прием Его на руку», ясно свидетельствовал о Нем в храме.

Святая Земля. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Святая Земля. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

8. И Иоанн, «из чрева матери своея» исполненный «Духа Святаго» (Лук. 1, 15), на то был освящен, чтобы крестить Господа, и не подателем быть Духа, но благовествовать о Подателе Духа. Ибо говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною..., Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11). Почему же огнем? Потому что в огненных языках было сошествие Святого Духа. О сем, радуясь, говорит Господь: «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лук. 12, 49).

9. Сей Дух Святый снисшел, когда крестился Господь, чтобы не оставалось сокрытым достоинство крещаемого, как говорит Иоанн: «Но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестивший Духом Святым» (Ин. 1, 33). Но смотри, что говорит Евангелие: «отверзлись небеса» (Мф. 3, 16); «отверзлись» по причине высокого достоинства Сходящего. «И се, сказано, отверзлись Ему небеса и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3, 16), очевидно нисхождением самодвижным. Ибо, по изъяснению некоторых, начатки и преимущественные дары Святого Духа, сообщаемые крещаемым, должны были сообщиться человечеству Спасителя, подающего такую благодать. В виде же голубя снисшел Дух, как говорят иные, может быть, в избежание Христова человечества, чистого, незлобивого, истинного споспешествующего молитвам о рождаемых чадах и об отпущении грехов; и этим как бы гадательно предрекается, что таким явственно для всех явится Христос. Ибо Писание провозглашает и говорит в Песнях о Женихе: «Глаза Его, как голуби при истоках вод» (Песн. песн. 5, 12).

10. По словам некоторых, образ того же представляла отчасти и голубица при Ное. Ибо как при нем чрез древо и воду было людям спасение и начало нового бытия: «Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот свежий масличный лист во рту у него» (Быт. 8, 11), так. говорят, и Дух Святый нисшел на истинного Ноя, сего Творца второму бытию, в единство приводящего произволения всякого рода, которых образ представляли различные свойства бывших в ковчеге животных. По Его пришествии мысленные волки пасутся вместе с агнцами. Церковь Его имеет вместе пасомыми и тельца, и вола, и льва, как и до сего дня видим, что мирские правители руководствуются и поучаются церковными учителями. Поэтому, как изъясняют некоторые, умная голубица снисшла во время крещения в означение того, что один и тот же есть и древом креста спасающий верных, и дарующий спасение смертию Своею к вечеру.

11. Это, может быть, должно было бы объяснить и иначе, но теперь выслушаем изречения Самого Спасителя о Святом Духе. И он говорит: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3, 5). О том же, что благодать эта от Отца, сказует: «Тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13). И о том, что Богу должно кланяться духом, говорит: «Но настает время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4, 23. 24). И еще: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов... и вскоре за сим: посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 28. 31. 32). И еще говорит: «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14, 16. 17). И еще сказует: «Сие сказал Я вам, находясь с вами, Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14, 25. 26). И еще говорит: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 15, 26). И еще говорит Спаситель: «Ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, и Он, пришед, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16, 7. 8). И также далее: «И еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое, потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16, 1215). Теперь прочел я тебе изречение Самого Единородного, чтобы не внимал ты словам человеческим.

12. Общение сего Святого Духа даровал Господь Апостолам. Ибо написано: «Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20, 22. 23). Это вторичное дуновение, потому что первоначальное не было уже действенно по причине произвольных грехов. И сим исполнилось Писание: «поднимется на тебя разрушитель, охраняй твердыни» (Наум. 2, 1). Откуда же «поднимется»? Из ада, ибо так повествует Евангелие, что дунул тогда по воскресении. Но хотя дает теперь благодать, однако же обещает еще более ущедрить и говорит ученикам: «готов Я дать и теперь, но не вмещает еще сосуд. Посему примите пока благодать, сколько можете вместить, но ожидайте и большой благодати. Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49). Теперь примите отчасти, а тогда будете носить на себе все совершенно. Ибо приемлющий часто удерживает только часть данного, а облекающий объемлется отвсюду ризою. Не бойтесь, говорит, оружий и стрел диавольских, ибо будете носить на себе силу Духа Святого». Помните же сказанное недавно, что разделяется не Дух, но благодать, подаваемая Духом.

13. Итак, Иисус вознесся на небо и исполнил обетование, ибо сказал ученикам: «и Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя» (Иоан. 14, 16). Во Иерусалиме пребывали они, ожидая сошествия Святого Духа, «и при наступлении дней Пятидесятницы» (Деян. 2, 1), здесь в этом граде Иерусалиме — наше это преимущество, говорим о благах, не у других открывшихся, но у нас дарованных. Итак, в Пятидесятницу «бяху седяще» (2), и снисшел с небес Утешитель и Освятитель Церкви, правитель душ, кормчий обуреваемых, просветитель заблудших, подвигоположник подвизающихся, и раздаятель венцов победившим.

Святая Гора Афон.

Святая Гора Афон.

14. Снисшел же для того, чтобы облечь силою и крестить Апостолов. Ибо Господь говорит: «Вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 5). Не частная это благодать, но всесовершенная сила, ибо как погружающийся и крестящийся в водах отвсюду окружается водами, так и Духом крещены они были всецело. Но вода омывает внешность, а Дух, ничего не исключая, все крещает до внутренности самой души. И чему дивишься? Возьми пример чувственный, который сам в себе мал и неважен, но полезен для людей простых. Если огонь, входя внутрь грубого железа, целый состав его делает огнем, и холодное раскаляется, черное начинает светиться; и если огонь, будучи веществом и проникая в вещество железа, действует так беспрепятственно, то чему дивишься, если Дух Святый входит во внутренность самой души?

15. Но чтобы не осталось непознанным величие таковой нисходящей благодати, возшумела она, как небесная труба. Ибо «внезапно сделался шум, как бы от несущегося сильного ветра» (Деян. 2, 2), означавшему пришествие человекам дарования силою брать царствие Божие (Мф. 11, 12). И очи видели огненные языки, и уши слышали шум. «И наполнился весь дом, где они находились» (2). Сей дом соделался вместилищем духовной воды; ученики сидели внутри его, и весь дом был наполнен. Поэтому всецело крестились они, по обетованию, душою и телом облеклись они в божественное и спасительное одеяние. «И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (2. 3. 4). Прияли в себя огнь, не огнь попаляющий, но огнь спасительный, истребляющий терние грехов, но просветляющий душу. Огнь сей приидет теперь и на вас, попалит и истребит терния грехов ваших, драгоценное же достояние души вашей снова просветит и дарует вам благодать, потому что и тогда даровал ее Апостолам. А в виде огненных языков «почили на них», чтобы сими огненными языками возложены были на главу их новые духовные венцы. Прежде пламенный меч преграждал входы во врата райские, спасительными же огненными языками восстановлена благодать.

16. «И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (2, 4). Петр и Андрей, галилеяне, говорят по-персидски и по-мидийски; Иоанн и прочие апостолы изъясняются на всяком языке с пришедшими от язычников, ибо не ныне только начали к нам отвсюду собираться во множестве чужеземцы, но собирались и тогда. Какой же найдется подобный учитель, который бы научил вдруг не учившихся? Столько лет при помощи грамматики и других наук нужно на то, чтобы обучиться хорошо говорить только по-еллински, и не все говорят одинаково, но ритор успеет, может быть, сказать хорошо, а грамматик не скажет иногда и хорошо, и кто узнал грамматику, тот не знает еще любомудрия. Но Дух Святый научает многим вместе языкам, каких вовсе не знали наученные Им. Подлинно — это великая мудрость! Это Божественная сила! Какое сравнение между долговременным их неведением и между этою всеобъемлющею, многостороннею, необычайною, внезапною силою, говорить на всех языках!

17. Смешение произошло во множестве слушающих, второе смешение вместо первого, ко вреду послужившего в Вавилоне! Ибо при том смешении языков было разделение произволений, потому что мысли были богопротивны, а здесь восстановление и соединение в мыслях, потому что взыскуемое было благочестно; что было причиною отпадения, то стало причиною и возвращения. Поэтому и дивились, говоря: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян. 2, 8)? Нимало не удивительно, если не знаете сего. Ибо и Никодим не знал пришествия Духа, и ему сказано было: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Иоан. 3, 8). Если даже, когда и глас его слышу, не знаю откуда приходит, то могу ли объяснить, что такое Он в Своей ипостаси?

18. «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2, 13). Хотя правду сказали они, но сказали в поругании. Ибо, действительно, новое это было вино, благодать Нового Завета, но это новое вино было из духовного винограда, который многократно уже плодоносил в пророках и прозяб в Новом Завете. Как в чувственном винограде лоза пребывает всегда одною и тою же, но по временам приносит новые плоды, так один и тот же Дух, пребывая тем, что Он есть, и многократно действовав в пророках, явил ныне нечто новое и чудное. Благодать простиралась и на отцов, но здесь она в преизбытке; там приобщались Святого Духа, а здесь всесовершенно крещены Им.

19. Но Петр, который приял в себя Духа Святого и знал Кого приял, говорит: «Мужи израильские, вы, которые читаете Иоиля, но не знаете написанного! «Они не пьяны, как вы думаете» (15). Точно они пьяны, но не как вы предполагаете, а как написано: «насыщаются от тука дома Твоего, из потока сладостей Твоих Ты напояешь их» (Пс. 35, 9). Упоены они трезвенным упоением, которое умерщвляет грех и животворит сердце упоением противным упоению телесному. Ибо то производит забвение и знаемого, а это дарует ведение и незнаемого. Упоены они, испив вина от духовной виноградной Лозы, которая говорит: «Я есть лоза, а вы ветви» (Иоан. 15, 5). Если же не верите мне, то из самого времени уразумейте, что говорю вам, «ибо теперь третий час дня» (Деян. 2, 15). Ибо Тот, Кто, по словам Марка, в третий час распят, и теперь в третий же час ниспослал благодать, и не инакова благодать Распятого и благодать Ниспославшего, но тогда Распятый и Обетовавший исполнил теперь то, что обетовал. А если угодно вам иметь свидетельство, то слушайте: Петр говорит: «Но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего» (16, 17). Словом «излию» дал разуметь обильное даяние. «Ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Иоан. 3. 34. 35). Дал же Ему власть даровать кому хочет и благодать Всесвятого Духа. «Излию от Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать» (Деян. 2. 17. 18). Дух Святый не имеет лицеприятия, потому что ищет не достоинств, но душевного благоговения, и богатые да не надмеваются, и бедные да не уничижаются; да уготовит только себя каждый к принятию небесной благодати.

20. Многое сказано у нас сегодня и, может быть, утомлен уже слух, но гораздо больше того, что остается еще сказать. И действительно, чтобы преподать учение о Святом Духе, потребно было новое, третье, и не одно еще огласительное слово. Но извините меня в том и другом. Поскольку наступает святый праздник Пасхи, то продлилось у нас слово сегодня и не дозволило представить те свидетельства из Нового Завета, какие бы надлежало. Ибо о том, как благодать Святого Духа действовала в Петре и во всех Апостолах, многое остается у нас в книге Апостольских деяний, многое остается также в соборных и в 14-ти Павловых посланиях. Из всего этого попытаемся теперь, как бы с великого луга собрать немного цветов, ради единого напоминания.

21. Силою Святого Духа, по изволению Отца и Сына, «Петр стал с одиннадцатью, возвысив голос свой» (Деян. 2, 14), по сказанному: «возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим!» (Ис. 40, 9), духовными сетями словес уловил «душ около три тысячи» (Деян. 2, 41). Так велика была благодать, действовавшая во всех вместе Апостолах, что из самих распявших Христа иудеев многие уверовали и крестились во имя Христово. «И они постоянно пребывали в учении апостолов и в молитвах» (42). Силою того же опять Святого Духа Петр и Иоанн, восходя во святилище на молитву в час девятый, и именем Иисусовым во исполнение сказанного: «тогда хромой вскочет, как олень» (Ис. 35, 6), исцелив у красных врат сорок лет от чрева матери своей бывшего хромым (Деян. 3; 1, 2), духовною мрежею учения уловили вдруг пять тысяч уверовавших, а оставшихся в заблуждении князей народных и архиереев обличили и сделали это не собственною своею мудростию, потому что были люди некнижные и неученые, но действием Духа. Ибо написано: «Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им» (Деян. 4,8). И столь великая благодать Святого Духа чрез двенадцать Апостолов действовала в уверовавших, что у них «было одно сердце и одна душа» (32), а имение их послужило на общую пользу, потому что владельцы с благоговением приносили цену своих имуществ, «и не было между ними никого нуждающихся» (34). Анания же и Сапфира, решившиеся «солгати Духу Святому» (Деян. 5, 3), потерпели достойное наказание.

22. «Руками же апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян. 5, 12). И столь обильная духовная благодать излилась на Апостолов, что при всей своей кротости были они страшны. «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их, верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (13, 14). А стогны были наполнены недужными «на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись» (15, 16) этою силою Святого Духа.

23. Двенадцать Апостолов за то, что проповедуют Христа, ввергаются архиереями в темницу; ночью Ангел чудесно освобождает их оттуда, и они, приведенные из храма на судилище к архиереям, делают им строгое обличение, когда говорят им о Христе и присовокупляют к сему, что и «Духа Святого Бог дал повинующимся Ему» (32). И хотя Апостолов бьют, идут «они радуясь» (41), не перестают «учить и благовествовать об Иисусе Христе» (42).

24. Но благодать Святого Духа действовала не в двенадцати только Апостолах, а и в первородных чадах сей некогда бесплодной Церкви — разумею же семь диаконов. Ибо, по написанному, избраны были они, как «исполнены Духа Святого и мудрости» (6, 3). Из них начаток мучеников и соответствующий имени своему Стефан, муж, «исполненный веры и силы, совершавший великие чудеса и знамения в народе» (8), и также поборал состязующихся, ибо «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (10). Даже оклеветанный, приведенный в судилище, сиял он лучами ангельского света. Ибо «все сидящие в синедреоне, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела» (15). Когда же в разумной защитительной речи своей обличил «жестоковыйных с необрезанным сердцем и ушами» иудеев, «всегда противящихся Святому Духу», тогда узрел «небеса отверста», увидел «Сына человеча, стоящая одесную Бога» (Деян. 7, 51, 55), и увидел не своею силою, а, как говорит Божественное Писание, «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (55).

25. Сею силою Святого Духа и Филипп некогда в самаринском граде именем Христовым изгонял нечистых духов, вопиявших «с великим воплем» (Деян. 8, 7), исцелял расслабленных и хромых и привел ко Христу великое множество уверовавших, которым Петр и Иоанн, пришедши к ним, молитвою и возложением рук преподали общение Святого Духа. И только Симон волхв справедливо оказался чуждым этого общения. Филипп, вызванный однажды на путь Ангелом Господним ради благоговейного мурина Евнуха, и ясно услышав повеление Самого Духа: «подойди и пристань к сей колеснице» (29), научает сего мурина, крестит его и посылает в Ефиопию Христова проповедника, по написанному: «Ефиопия прострет руки свои к Богу» (Пс. 67, 32), а сам, восхищенный Ангелом, благовествует в следующих на пути городах.

26. Этим Святым Духом исполнен был и Павел по призвании его Господом нашим Иисусом Христом. Свидетелем сказанного нами да предстанет благоговейный Анания, который в Дамаске сказал: «Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа» (Деян. 9, 17). И Дух немедленно воздействовал в Павле, слепоту очей его заменил прозрением, а душе даровал печать благодати, соделал его сосудом и, избранным имя явившегося ему Господа «возвещать пред царями и сынами израилевыми» (15), и бывшего некогда гонителем сотворил проповедником и рабом благим, который «от Иерусалима, даже до Иллирика» исполнил благовествование (Рим. 15, 19), огласил учением царственный Рим, до Испании простер ревность проповедания, совершил тысячи подвигов, творил чудеса и знамения. Но о нем достаточно сего.

27. Силою сего Святого Духа и первоверховный Апостол, имеющий ключи небесного царства, Петр, в Лидде, или нынешнем Диосполе, именем Христовым исцелил расслабленного Энея, а в Иоппии воздвиг из мертвых добродетельную Тавифу. Когда же на горнице, быв в ужасе, увидел «небо отверсто» (Деян. 10, 11), тогда подобным плащанице сходящим сосудом, полным всякого вида и рода животных, ясно научен ни одного человека, хотя бы то был еллин, не называть скверным или нечистым. И когда искали его посланные Корнилием, явственно услышав от Самого Святого Духа: «Вот три человека ищут тебя, встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь, ибо Я послал их» (Деян. 10, 19. 20). Для очевидного же указания, что и верующие из язычников соделываются причастниками благодати Святого Духа, Писание говорит о Корнилии и о бывших с ним, что когда Петр пришел в Кесарию и стал учить о Христе, «когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (44). Почему и пришедшие с Петром от обрезания в удивлении и ужасе говорили, «что дар Святого Духа излился и на язычников» (45).

28. Поскольку же проповедь о Христе начала оказывать действие и в Антиохии, самом знаменитейшем городе Сирии, то споспешником в добром деле послан был отсюда до Антиохии Варнава, «муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян.11, 24). А он, видя многую жатву верующих во Христа, привел с собою в Антиохию из Тарса сподвижника Павла. И поскольку велико стало число собираемых и поучаемых ими в Церкви, то «и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (26). И думаю, что Святый Дух возложил на верующих это, предвозвещенное Господом «имя новое» (Ис. 65, 15). А после того, как излилась от Бога в Антиохии обильнейшая духовная благодать, явились там пророки и учители, в числе их был и Агав. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13, 2). И по возложении на них рук «были посланы Духом Святым» (4). Очевидно же, что Дух, который глаголет и посылает, как сказали мы, и жив, и самостоятелен, и действен.

29. Этот Дух Святый в согласии с Отцом и Сыном постановил новый завет для Церкви вселенской, освободил нас от неудобоносимых бремен закона, разумею постановления о скверном и нечистом, о снедях, о субботах и новомесячиях, о обрезании, о окроплении и жертвах, что быв дано на время, имело «тень будущих благ» (Евр. 10, 1); по наступлении же самой действительности справедливо сокращено. Ибо по случаю вопроса в Антиохии, должно ли обрезываться и соблюдать обычай Моисеев, посланы были Павел и Варнава; и Апостолы, находившиеся здесь в Иерусалиме, письменным посланием освободили целую вселенную от всего подзаконного и преобразовательного. Впрочем не себе присвоили они полномочие в таком деле, но письменно исповедали в своем послании: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (Деян. 15; 28, 29). А, написав это, ясно показывали, что хотя написано это Апостолами— людьми, однакоже есть вселенское постановление Святого Духа, которое приняв Варнава и Павел, утвердили в целой вселенной.

30. Поскольку же до сего простерлось слово, то у любви вашей, лучше же сказать у Духа, обитающего в Павле, испрашиваю извинения, если по моей немощи и по вашему, слушатели, утомлению, не мог я изложить всего. Ибо изображу ли когда, как должно, чудные деяния Павловы, по действию Святого Духа совершенные Павлом во имя Христово в Кипре над волхвом Елимом, в Фригии при исцелении хромого, и в Киликии, в Фригии, в Галатии, в Мисии, в Македонии? Или — совершенное в Филиппах, разумею же проповедь, изгнание именем Христовым пытливого духа, и ночью, по землетрясении, темничному стражу со всем его домом дарованное в крещении спасение? Или — дела Павловы в Фессалонике и проповедь среди Афин в ареопаге? Или — поучения в Коринфе и во всей Ахаии? Или, как должным образом опишу, что Павлом совершено в Ефесе по действию Святого Духа, Которого жившие там, не знав прежде, познали по учению Павлову, а когда на них возложены были руки Павлом и сошел Святой Дух «и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян. 19, 6)? Так велика была духовная благодать в Павле, что не только исцелялись его прикосновением, но даже «платки и опоясания с тела его» (12) врачевали недуги и изгоняли лукавых духов. А наконец, «из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои, сожгли пред всеми» (19).

31. Прохожу молчанием, что было в Троаде с Евтихом, как он, «пошатнувшись сонный, упал вниз с третьего жилья и поднят мертвым» (Деян. 20, 9). Прохожу молчанием и то пророчество пресвитерам ефесским, призванным в Милит, в котором ясно сказал Павел: «Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» (23), причем говоря «по всем городам», выразил тем, что творимые им в каждом городе чудеса совершались действием Святого Духа по мановению Божию во имя глаголющего в Павле Христа. Побуждаемый силою сего Святого Духа тот же Павел спешил в сей святый град Иерусалим. Хотя Агав Духом пророчествовал о всем, что с ним будет, однако же он проповедовал с упованием беседу о Христе. Приведенный же в Кесарию, в судебных заседаниях то пред Феликсом, то пред игемоном Фестом и пред царем Агриппою, Павел имел столько благодати Святого Духа, все препобеждающей мудростию, что сам царь иудейский Агриппа сказал, наконец: «немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деян. 26, 28). Сей Святый Дух даровал Павлу и на острове Мелите, что угрызенный змеею, не потерпел он вреда и совершил различные исцеления недужных. Сей Дух Святый даже и до царственного Рима путеводил сего Христова проповедника, бывшего некогда гонителем, и там он многих иудеев убедил уверовать во Христа, а прекословящим ясно сказал: «Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим чрез пророка Исаию» (Деян. 28, 25).

32. А что исполнены были Духа Святого и Павел, и все подобные ему Апостолы, а после них верующие в Отца и Сына и Святого Духа единосущного, о сем слушай: Павел ясно пишет в Посланиях своих: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы» (1 Кор. 2, 4) и еще: «иже и запечатле нас» (1 Кор. 2, 22); «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8, 11); и также к Тимофею пишет: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (1 Тим. 1, 14).

33. А что Дух Святый и самостоятелен, и жив, и глаголет, и предрекает, об этом и нами многократно говорено было прежде сего, и Павел ясно пишет к Тимофею: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры» (7 Тим. 4,1). Это и видим в расколах, не только до нас бывших, но и в наше время появившихся, так как заблуждение еретиков разнообразно и многовидно. И еще он же говорит: «Которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым» (Еф. 3, 5); и еще: «почему, как говорит Дух Святый» (Евр. 3, 7); и еще: «О сем свидетельствует вам и Дух Святый» (Евр. 10, 15). А также к поборникам правды взывает он, говоря: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие: всякою молитвою и прошением» (Еф. 6, 17. 18); и еще: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными» (Еф. 5, 18. 19); и еще: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13).

34. Всем же сим и еще большим числом мест, нами опущенных, доказывается для разумеющих самостоятельная, освещающая и действенная сила Святого Духа. Ибо не достанет мне времени на изложение, если вознамерюсь приводить остальные свидетельства о Святом Духе из четырнадцати Павловых посланий, в которых такое многостороннее, полное и благочестное учение преподал нам Павел. Да будет же делом силы Самого Святого Духа нам даровать прощение в том, что опущено нами по малочисленности дней, а в вас, слушателей, вложить совершеннейшее ведение опущенного, когда рачительные из вас дознают это с помощью частого чтения Божественных Писаний и из сих настоящих огласительных слов и из произнесенных нами прежде, приобретши твердую веру во единого Бога Отца Вседержителя, и во единого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его Единородного, и в Духе Святого Утешителя. Слово же и именование сие «Дух» в Божественных Писаниях употребляется вообще: ибо говорится об Отце: «Дух есть Бог», как написано в Евангелии от Иоанна (4, 24); и о Сыне: «Дыхание жизни нашей, Помазанник Господень» (Плач. Иер. 4, 20), как говорит пророк Иеремия; и о Духе Святом, как сказано: «Утешитель же Дух Святый» (Иоан. 14, 24). Но благочестно должно соблюдать в уме порядок учения веры и отвергать заблуждение Савеллиево. Возвратимся теперь словом к тому, что нужнее, и что полезнее для вас.

35. Смотри, не приходи к крещающим, как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины. Наше дело — засвидетельствовать, а твое — быть осторожным. Если стоишь в вере — ты блажен. А если впал в неверие,— с сего же дня отринь неверие и удостоверься. Во время крещения, когда приходишь к епископам, или к пресвитерам, или к диаконам (благодать повсюду: и в селах, и в городах, и в простых, и в ученых, и в рабах, и в свободных, потому что благодать Божия не от людей, но Божие чрез людей даяние), приходи к крещающему, но приходи, не обращая внимания на лице видимого тобою человека, напротив того, содержи в памяти сего Святого Духа, о котором теперь слово. Ибо Он готов запечатлеть душу твою и дает печать, которой трепещут демоны, печать небесную и божественную, как и написано: «И уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1, 13).

36. Но Он испытывает душу, «не бросает жемчуга пред свиньями» (Мф. 7, 6). Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое. На великое приходишь испытание, чтобы в этот единый час быть вчисленным в славное воинство. Если погубишь час сей, то зло неисправимо. Если же сподобишься благодати — просветится душа твоя, приимешь силу, какой не имел, приимешь оружия страшные для демонов. И если не бросишь оружия, но сохранишь на душе печать, то демон не приступит, потому что боится и, конечно, «Духом Божиим изгоняются бесы» (Мф. 12, 28).

37. Если уверуешь, не только приимешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека. Но я желал бы тебе быть достойным и пророческого дарования. Ибо приемлешь столько благодати, сколько ты вмещаешь, а не сколько я сказываю. Можно мне сказать мало, а тебе принять больше, потому что вера — обширная купля. Утешитель всегда пребудет твоим хранителем, как о своем воине попечется о тебе, наблюдая вхождения твои и исхождения твои и злоумышляющих. И даст тебе всякие даяния дарований, если не оскорбишь Его грехами; ибо написано: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4, 30). Посему, что значит, возлюбленные, соблюсти благодать? Будьте готовы к принятию благодати и, приняв, не отметайтеся.

38. Сам же Бог всяческих, глаголивший Духом Святым чрез пророков, ниспославший Его здесь на Апостолов в день Пятидесятницы, Сам да ниспослет Его ныне и на вас, Им да соблюдей и нас, оказывая общее благодеяние всем нам, да всегда приносим плоды Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5; 22, 23), о Христе Иисусе Господе нашем. Им и с Ним, а вкупе и со Святым Духом, слава Отцу и ныне и всегда и во веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: