СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

18-е огласительное слово к просвещаемым,
говоренное без приготовления в Иерусалиме,
на слова: «и во едину, святую, соборную церковь, и в воскресение плоти, и в жизнь вечную»

Чтение из Иезекииля: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей...» (Иез. 37, I).

1. Надежда воскресения — корень всякого доброго дела, потому что чаяние мздовоздаяния укрепляет душу к благому деланию. Всякий делатель готов переносить труды, если предвидит награду за труды, а у трудящихся безмездно вместе с телом падает в силах и душа. Воин, ожидающий наград, готов идти на войну, но никто из воинствующих у царя нерассудительного, не вознаграждающего за труды, не будет готов умереть за него. Так и всякая душа, веруя в воскресение, справедливо оберегает себя, неверующая же в воскресение предает себя на гибель. Верующий, что тело ожидает воскресения, бережет ризу сию и не оскверняет ее блудом, а неверующий в воскресение предается блуду, во зло употребляя тело свое, как бы чуждое. Поэтому вера в воскресение мертвых есть великое извещение и учение святой соборной Церкви; оно велико и весьма необходимо, многими пререкается, но удостоверяет в нем истина. Оспаривают его еллины, не верят ему самаряне, искажают его еретики. Возражения многообразны, но истина единообразна.

2.  Еллины, а вместе и самаряне говорят нам следующее: скончавшийся человек изгиб и сгнил, совершенно разложился в червей, и черви умерли. Такая гнилость и гибель постигли его тело, поэтому, как же оно восстанет? Потерпевших крушение в море, пожрали рыбы, и сами они пожраны. У боровшихся со зверями медведи и львы и самые кости сокрушили и истребили. Плоти мертвецов, поверженных на земле, съели вороны и коршуны и разлетелись по всему миру. Откуда же соберется тело? Птицы, съевшие плоть, могли умереть, иная в Индии, иная в Персии, иная в Готфии. Другие сгорели в огне, и самый пепел их развеян дождем или ветром; откуда же соберется тело?

Святая Земля. Вифлеем. Вертеп. Место Рождества Христова.

Святая Земля. Вифлеем. Вертеп. Место Рождества Христова.

3. Для тебя, человека весьма малого и немощного, далека Индия от Готфии и Испания от Персии, а для Бога, «содержащего всю землю горстию» (Ис. 40, 12), все близко. Поэтому не обвиняй Бога в бессилии, по своей немощи, но обращай больше внимания на Его могущество. Притом солнце, будучи малым делом Божиим, одним приражением лучей согревает весь мир; и воздух, сотворенный Богом, объемлет собою все в мире; ужели же Бог, Создатель и солнца и воздуха, далеко отстоит от мира? Предположи, что смешаны различные семена от плодов (тебе немощному верою, слабые представляю и примеры), и что различные семена эти заключаются в одной у тебя горсти; трудно или легко будет и тебе человеку различить, что у тебя в горсти, и семена каждого из плодов разделить по его свойству и отложить к своему роду? Ужели же ты в состоянии различить, что у тебя в руке, а Господь не возможет различить и восстановить объемлемое дланию Его? Вникни в сказанное, не нечестиво ли отрицать сие?

4. Обрати внимание на самый закон правды и войди в самого себя. Имеешь ты у себя различных служителей и одни хороши, а другие дурны; хороших ты уважаешь, а дурных бьешь. И если ты судья, то добрых хвалишь, а беззаконных наказываешь. Ужели же у тебя, человека смертного, соблюдается справедливость, а у Бога, беспреемственного всех Царя, нет праведного воздаяния? Отрицать сие нечестиво. Ибо рассмотри, что скажу тебе: много убийц ненаказанными умерли на ложе, где же правда Божия? Нередко убийце, совершившему пятьдесят убийств, однажды отсекают голову; где же будет он наказан за сорок девять убийств? Если нет суда и воздаяния не в этом мире, то обвиняешь Бога в несправедливости. Но не дивись тому, что суд отлагается надолго. Всякий подвизающийся увенчивается или посрамляется по окончании подвига, и подвигоположник никогда не увенчивает еще подвизающихся, но ожидает, когда кончат дело все подвижники, чтобы, рассудив после этого, назначить награды и венцы. Так и Бог, поскольку продолжается еще подвиг в этом мире, пока вспомоществует отчасти праведным, совершенно же воздаст им награды впоследствии.

5. Если, по словам твоим, нет воскресения мертвых, за что же осуждаешь раскопателей гробов? Если тело погибло и нет надежды на воскресение, за что терпит наказание раскопатель гробов? Видишь ли, хотя и отрицаешь ты устами, но сознание воскресения пребывает в тебе непоколебимым.

6. Посеченное дерево вновь процветет, ужели же человек, посеченный не процветет? Посеянное и сжатое остается на гумне, а человек, пожатый на ниве мира сего, не останется на гумне? Ветви виноградной лозы и других дерев, совершенно отсеченные и пересаженные, оживают и приносят плоды, а человек, для которого все это создано, пав в землю, не восстанет? По сравнению трудов, что важнее, вновь ли сделать кумир, которого не было, или разбитый отлить снова по прежнему болвану? Ужели же Бог, сотворивый нас из небытия, не может снова воздвигнуть, когда имеем уже бытие и сокрушились? Ты не веришь написанному о воскресении, как язычник? Рассмотри же это в самой природе вещей и рассуди по видимому до сего дня. Пшеница или другой род семян при случае посевается, зерно, упав в землю, умирает, сгнивает и делается уже негодным в пищу. Но сгнившее восстает зеленеющим, упавшее малым восстает прекрасным. Пшеница же сотворена для нас; ибо для нашего употребления, а не для самих себя произошли и пшеница и другие семена. Ужели же для нас сотворенное по смерти оживает, а мы, для которых это сотворено, умерши не восстанем?

7. Теперь, как видим, зимнее время; деревья стоят, как мертвые. Ибо где листья на смоковнице, где грозды у винограда? Но это, мертвое зимой, весною зазеленеет, и когда придет время, как бы самой мертвенности возвращено будет оживотворение. Бог, зная твое неверие, в этом, видимом, совершает ежегодное воскресение чтобы взирая на неодушевленное, уверился ты о существах одушевленных, разумных. Притом нередко мухи и пчелы, задохнувшись в воде, по времени оживают, и есть породы крыс, которые зимою бывая без движения, летом снова восстают. Поскольку понятия твои низки, то такие же представляю тебе и примеры. И Тот, Кто существам неразумным и презренным сверхъестественно дает жизнь, ужели не дарует оной нам, ради которых сотворил и те существа?

8. Но еллины требуют еще явного воскресения мертвых и говорят: «если и оживают сии существа, то они не согнивали совершенно». Еллины хотят ясно видеть такое животное, которое бы совершенно сгнило, и воскресло. Бог знал неверие человеческое и поэтому создал птицу называемую фениксом. Она, как пишет Климент и как повествуют многие, будучи единственною в своем роде и через каждые пятьсот лет прилетая в страну египетскую, указует воскресение, совершающееся не в местах пустынных, где тайна оставалась бы неизвестною, но в открытом городе, чтобы то, чему не верят, сделалось осязательным. Ибо, сделав из ладана, смирны и других благовонных веществ себе гнездо, и по исполнении определенных лет, вошедши в него, феникс явно умирает и согнивает. Потом из согнившей плоти умершего феникса рождается некий червь, который возросши, преобразуется в птицу. Не почитай сего невероятным, ибо видишь, что и порождения пчел образуются из червей, видал также, что из наполненных влагою яиц происходят у птиц перья, кости и жилы. Потом, сказанный выше феникс, оперившись и став совершенным фениксом, каким был прежде, возносится в воздух таким же, каким умер, показав людям самым ясным образом видимое воскресение мертвых. Хотя сей феникс — чудная птица, однако же птица неразумная, и никогда не воспевал он Богу. Летает по воздуху, но не знает, кто — единородный Божий Сын. Ужели же, неразумному животному, не знающему Творца, даровано из мертвых воскресение, а нам, славословящим Бога и соблюдающим повеления Его, не дано воскресение?

9. Но поскольку знамение воскресения, представ ляемое фениксом, отдалено от нас и редко, а все еще не верят еллины, то вот еще доказательство тебе из видимого ежедневно. За сто или за двести лет где были все мы, которые и говорим и слушаем? Разве не знаешь первого начала нашего телесного состава? Не знаешь разве, что рождаемся из чего-то слабого, не имеющего образа, одновидного? И из сего-то одновидного, слабого образуется человек; слабое, став плотию, изменяется в крепость жил, в ясность очей, в обоняние носа, в слух ушей, в речистый язык, в биющееся сердце, в деятельность рук, в быстродвижность ног, и во всякий вид членов. И это слабое делается кораблестроителем, здателем домов, зодчим, художником во всяком искусстве, воином, князем, законодателем, царем. Ужели же Бог, сотворив нас из веществ несовершенных, не может восставить, когда падем? Ужели образовавший тело из веществ самых малоценных не может снова восставить умершее тело? Ужели приведший в бытие и несущее, не восставит существующего, но падшего?

10. Но вот явное доказательство воскресения мертвых, которое каждый месяц бывает засвидетельствовано небом и светилами. Тело луны, дошедшее до совершенного ущерба, так что ни малой части его не бывает видимо, снова восполняется и восстанавляется в преждний свой вид. А для полноты доказательства луна, по истечении известных лет, затмившись и явно превратившись в кровь, снова восприемлет световидное тело свое, потому что устроил это Бог, чтобы ты, человек, состоящий из крови, не оставался неверующим воскресению мертвых, но что видишь в луне, верил тому и о себе. Сими доводами пользуйся против еллинов. Ибо с неприемлющими Писаний сражайся оружием, заимствованным не из Писаний, а только из умозаключений и примеров, потому что неизвестно им, кто Моисей, кто Исаия, что такое Евангелие, кто Павел.

11. Перейдем, наконец, к самарянам, которые, принимая только закон, пророков не принимают. Им покажется нестоющим внимания настоящее чтение из Иезекииля, потому что, как сказал я, не принимают они пророков. Поэтому, чем же убедим и самарян? Обратимся к написанному в Законе. Итак, Бог говорит Моисею: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3, 6),— и, конечно, Бог имеющих бытие и самостоятельность. Ибо, если Авраам, Исаак и Иаков окончили бытие, то значит, что Бог не существующих. А говорил ли когда царь, что — царь воинов, которых у него нет? Указывал ли когда на богатство, которым не обладает? Поэтому Авраам, Исаак и Иаков должны существовать, чтобы Бог был Богом существующих. Ибо не сказал: был их Богом, но «Я есть Бог». А что есть и суд, об этом говорит Авраам Господу: «Судия всей земли поступит ли несправедливо?» (Быт. 18, 25).

12. Но на это возражают еще неразумные самаряне и говорят: «Есть возможность существовать душам Авраама, Исаака и Иакова, но телам воскреснуть невозможно». Но неужели возможно жезлу праведного Моисея стать змием, а телам праведных ожить и воскреснуть невозможно? То, хотя сверхъестественно, но сделалось, а это хотя сообразно с естеством, но не восстановится? А жезл Ааронов, срезанный, омертвевший, без воды (Иов. 14, 29) прозяб, находясь под кровлею, произрастил прозябающее на полях, лежа в сухом месте, произвел в одну ночь произрастающее в местах, орошаемых многие годы, и даже дал плоды. Жезл Ааронов воскрес как бы из мертвых, а сам Аарон не восстанет? Бог сотворил чудо над древом, чтобы Аарону соблюсти первосвященство, а самому Аарону не дарует воскресения? Жена сверхъестественно делается солью, и плоть превращается в соль, а в плоть не восстановится плоть? Столпом соляным сделалась жена Лотова, а жена Авраамова не воскреснет? Какою же силою изменилась рука Моисеева, которая в один час сделалась подобною снегу и опять пришла в прежнее состояние? Конечно, совершилось это Божьим повелением. Ужели же тогда повеление было сильно, а теперь оно не сильно?

13. Из чего же в самом начале сотворен человек, несмысленнейшие из всех людей самаряне? Обратитесь к первой книге Писания, которую и вы принимаете: «И создал Бог человека из праха земного» (Быт. 2, 7). Прах прелагается в плоть, а плоть не восстановится снова в плоть? Можно спросить и вас: из чего составились небеса и земля, и моря? Из чего солнце, луна, звезды? Как птицы и рыбы из вод? Как все животные из земли? Сколько тем тварей приведены из небытия в бытие? Ужели же мы, человеки, имеющие в себе образ Божий, не воскреснем? Подлинно это — полнота неверия, и велико осуждение неверующим! Авраам говорит Господу: «Судия всей земли» (Быт. 18, 25), а изучающие закон не веруют. Написано, что человек из земли, а читающие это не веруют?

14. Итак, это для неверующих, а у нас, верующих, есть свидетельства из пророков. Но поскольку иные и пророками пользуясь, не верят написанному, потому что и тем, что написано хорошо, пользуются худо, и выставляют нам на вид сказанное: «не воскреснут нечестивии на суд» и: «так нисшедший в преисподнюю не выйдет» (Иов. 7, 9); и: «не мертвии восхвалят Тя, Господа» (Пс. 113, 25), то прилично будет и им, коротко и сколько можно теперь, дать такой ответ. Если сказано, что нечестиви не воскреснут на суд, то означается этим, что воскреснут не на суд, а на осуждение, потому что Богу нет нужды в долгом исследовании, но тотчас по воскресении нечестивых последует и их наказание. И если говорит Писание: «не мертвые восхвалят Тя Господа», то значит это, что поскольку срок для покаяния и отпущения грехов дан только в этой жизни, то в продолжение оной и будут восхвалять Тебя покаявшиеся и приявшие отпущение. А умершим во грехах невозможно уже по смерти восхвалять, как облагодетельствованным, но будут они сетовать, потому что приносящим благодарение свойственно хвалить, а мучимым — сетовать. Поэтому праведные восхвалят тогда, а умершие во грехах не будут уже иметь времени для исповедания.

15. А что до сказанного: «так нисшедший в преисподнюю, не выйдет», то рассмотри связь речи. Ибо написано: «не возвратится более в дом свой» (Иов. 7, 9, 10), потому что целый мир прешел, и всякий дом разрушен. Как возвратиться ему в свой дом, когда земля стала уже новая, иная? А возражающим надлежало слышать, что говорит Иов: «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут. Если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел и где он?» (Иов. 14, 710) Иов как бы стыдит, как бы укоряет этими словами, потому что читать должно вопросительно: «где он»? Ужели, говорит, когда дерево падает и вновь восставляется, сам человек, ради которого и дерева созданы, не будет восставлен? А чтобы не подумать тебе, будто я делаю насилие речи, читай следующее. Сказав вопросительно: «человек умирает и распадается; отошел и где он?» продолжает: «когда умрет человек, то будет ли он опять жить» и вслед за этим присовокупляет: «Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» (14). И в другом еще месте говорит: «И Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов. 19, 25). И пророк Исаия говорит: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Ис. 26, 19). Самым же ясным образом сказует чтенный ныне пророк Иезекииль: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших» (Иез. 37, 12). И Даниил говорит: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной; другие — на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2).

16. И многие книги в Писании свидетельствуют о воскресении мертвых. Ибо много есть и иных об этом изречений. Теперь, как бы для одного напоминания скажем кратко о четверодневном воскресении Лазаря; кратко скажем также, по недостатку времени, и о воскрешенном сыне вдовицы. Для одного напоминания пусть будет указано теперь и на дочь архисинагога; пусть будет сказано и о том, что «и камни расселись, и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 51, 52), после того, как «отверзлись гробы», а более всего да будет упомянуто, что воскрес из мертвых Христос. Прошел я молчанием Илию и воскрешенного им сына вдовицы, также Елисея, двукратно воскресившего и при жизни и по своей кончине. Во время жизни свершил он чудо воскрешения душою своею. Но, чтобы чествуемы были не души только праведников, несомненным же соделалось, что и в телах у праведников вложена сила — мертвец, повергнутый на гроб Елисеев, коснувшись мертвого пророческого тела, стал жив: и мертвое тело пророка совершило дело приличное душе. Умершее и лежащее сообщило жизнь умершему и, сообщив жизнь, само по-прежнему осталось мертвым. Для чего же? Для того, чтобы чудо, если бы воскрес Елисей, не было приписано одной душе, и чтобы явно было, что в теле святых, когда и нет в нем души, вложена бывает некая сила, ради той, многие годы обитавшей в нем, праведной души, которой служило оно. И с неверием примем сие, не дадим места глупой мысли, будто этого не было. Ибо если платки и пояса, вне тела бывшие, прикасаясь к телам недужных, восставляли больных, то кольми паче самое тело пророка могло воздвигнуть мертвого?

17. И многое можно было бы сказать об этом, объясняя порознь все чудесное в этих событиях. Но, по причине вашего предшествовавшего утомления, и от продолжительности поста в пяток, и от бдения, да будет пока сказано это вкратце и посеяно в малой мере, чтобы вам, как самой доброй земле, приняв семена, принести плод в большей мере. Припомним же, что и апостолы воскрешали мертвых: Петр в Иоппии — Тавифу; Павел в Троаде — Евтиха, да и все прочие апостолы, хотя и не написаны все чудеса, какие совершены каждым из них. Приведите себе на память все сказанное в Первом послании к коринфянам, что Павел написал именно в ответ говорившим: «как воскреснут мертвые и в каком теле придут» (1 Кор. 15, 35)? А также и это: «Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (16); и то еще, что неверующих назвал он безумными (36), наконец, и все в этом месте изложенное учение о воскресении мертвых, и что написал он к солунянам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Сол. 4, 13), и все за тем последующее, особенно же это: «и мертвые во Христе воскреснут прежде» (16).

18. Преимущественно заметьте, что Павел, едва не перстом указуя, говорит: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). Ибо восстанет это тело, и хотя не останется оно таким же немощным, однако же восстанет оно самое и, облекшись нетлением, претворится, как железо, быв долгое время в огне, само делается огнем, или лучше сказать, как ведает это воскрешающий Господь. Поэтому восстанет это тело, но не останется таким же, а пребудет вечным. Не будет оно иметь нужды ни в подобных снедях для поддержания жизни, ни в лествицах для восхождения, потому что сделается духовным (44), чем-то чудным, таким, что и выразить сего как должно, мы не в состоянии. «Тогда праведницы воссияют, как солнце» (Мф. 13, 43), «луна и яко светлость тверди» (Дан. 12, 3). И Бог, провидя человеческое неверие, дал самым малым червям, что их тела сияют летом светлыми лучами, чтобы видимое уверяло нас в ожидаемом. Ибо, кто дает часть, тот может дать и целое. Кто соделал, что червь сияет светом, тот еще более соделает светлым человека праведного.

19. Поэтому мы восстанем, и тела наши будут у всех вечные, но не у всех подобные. Напротив того, если кто праведен, то приимет тело небесное, чтобы можно было ему достойным образом пребывать с Ангелами. Если же кто грешен, то примет тело вечное, осужденное терпеть наказания за грехи, так что вечно горя в огне, оно никогда не истребится. И Бог справедливо дает это тем и другим, потому ничто не бывает нами сделано без тела. Устами хулим и молимся устами; телом блудодействуем и чистоту соблюдаем телом; рукою похищаем и милостыню подаем рукою же, а подобно и все прочее. А поэтому, так как тело услуживало нам во всем, оно и в будущем разделит одну с нами участь.

20. Поэтому, братия, будем беречь тело, и не станем злоупотреблять им, как чужим для нас. Не будем говорить, подобно еретикам: «чужд для меня этот телесный хитон». Напротив того, станем беречь тело, как собственность, потому что должно нам дать Господу отчет во всем, «что делали, живя на земле» (2 Кор. 5, 10). Не говори: «никто меня не видит», не думай, что нет свидетеля тому, что делается. Хотя часто и нет человека при этом; однако же Творец, свидетель непогрешительный, пребывает «на небеси верен» (Пс. 88, 38) и видит делаемое. Да и греховные скверны остаются в теле. Как после глубокой на теле раны, хотя и бывает она залечена, остается еще рубец, так и грех язвит душу и тело, и следы язв остаются на том и другом, исчезают же только у приемлющих водную баню. Так предшествовавшие язвы души и тела врачует Бог крещением, а от будущих все вообще будем уже предостерегаться, чтобы сей телесный хитон соблюдши чистым, не погубить нам небесного спасения малым блудным и сладострастным, или другим каким греховным делом, но наследовать вечное Божие царство, которого всех вас да сподобит Бог по благости Своей!

21. И это пусть будет сказано в доказательство воскресения мертвых. Изложение же веры, снова повторенное нами, со всяким тщанием да будет и вами произнесено и напечатлено в памяти от слова до слова.

22. А как излагаемое исповедание веры по порядку содержит в себе следующее: И ВО ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ПОКАЯНИЯ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ: И ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ: И В ВОСКРЕСЕНИЕ ПЛОТИ И В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ; о крещении же и покаянии говорено нами в прежних огласительных словах, да и сказанное теперь о воскресении мертвых говорено было на слова: И В ВОСКРЕСЕНИЕ ПЛОТИ; то да скажется и о прочем и пока о словах: И ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ. И хотя о Церкви можно сказать многое, но мы выразимся в немногих словах.

23. Церковь называется соборною, потому что она в целой вселенной, от пределов земли до пределов ее, и потому что во всеобщности и без всякого опущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения, догматы о видимом и невидимом, о небесном и земном; еще потому, что подчиняет благочестию весь человеческий род, и начальников и подначальных, ученых и неученых, наконец, потому что, как повсеместно врачует и исцеляет она всякого рода грехи, совершенные душою и телом, как в ней же приобретается все, именуемое добродетелью, какого бы то ни было рода,— и в делах, и в словах, и во всяком духовном даровании.

Святая Земля. Камень Богоматери, на котором Она

Святая Земля. Камень Богоматери, на котором Она
по преданию стояла во время Вознесения Её Сына.
У собора Спасо-Вознесенского женского монастыря на святой горе Елеон.

24. Церковью (Церковь по греч. «собрание») же называется в подлинном значении сего слова, потому что всех собирает и совокупляет, как говорит Господь в книге Левит: «И собери все общество ко входу скинии собрания» (Лев. 8, 3). Замечательно же, что слово «собери» в первый раз употреблено в Писании в этом настоящем случае, когда Господь поставляет Аарона на первосвященство. И во Второзаконии говорит Бог к Моисею: «Собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня» (Втор. 4, 10). Имя — Церковь упоминает также, когда говорит о скрижалях: «А на них все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания» (Втор. 9, 10), яснее сказать — в день, в который собрались вы, призванные Богом. И Псалмопевец говорит: «Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя» (Пс. 34, 18).

25. Как воспевал прежде Псалмопевец: «В собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева» (Пс. 67, 27). Но после того, как иудеи за злоумышление против Спасителя отринуты от благодати, Спаситель создал из язычников вторую, нашу христианскую, святую Церковь, о которой сказал Петру: «И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16; 18). Пророчествуя же о сих обеих Церквах, Давид ясно сказал, и как о первой, отверженной: «Возненавидел я сборище злонамеренных» (Пс. 25, 5), так и о второй, созидаемой, в том же псалме говорит: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего» (8); и вскоре за этим: «В собраниях благословлю Господа» (12), ибо как скоро отвержена единая в Иудее Церковь, в целой уже вселенной множатся церкви Христовы, о которых говорится в псалмах: «Пойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149, 1). А согласно с этим и Пророк сказал иудеям: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Вседержитель» (Мал. 1, 10); и вскоре после сего: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами» (11). О сей святой соборной Церкви пишет к Тимофею Павел: «чтобы, зная, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).

26. Поскольку же именование церковь (собрание) употребляется различно, как то и о народном множестве на Ефесском зрелище написано: «Сказав это, он распустил собрание» (Деян. 19, 40); и сборища еретиков маркионитов, манихеев и других можно в собственном и подлинном смысле назвать всякому церковью лукавствующих, то поэтому самому исповедание веры осторожно преподает нам ныне: ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ, чтобы ты убегал скверных еретических сборищ, пребывал же всегда в святой соборной Церкви, в которой ты и возрожден. И когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами Господними вертепы свои, и не просто также: где Церковь?,— но: где Церковь соборная? Ибо это есть отличительное имя сей святой, общей всем нам матери, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, ибо написано: «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 25); имеет же образ и подобие вышнего Иерусалима, «который свободен: он — матерь всем нам» (Гал. 4, 26). Она прежде была неплодна, а ныне многочадна.

27. По отвержении Церкви первой, в другой Церкви соборной, как говорит Павел, «Бог поставил, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12, 28) и всякую добродетель всякого рода, разумею же мудрость и разумение, целомудрие и правду, милостыню и человеколюбие, и непреоборимое терпение в гонениях. Она «с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии» (2 Кор. 6, 7), прежде во времена гонений и скорбей святых мучеников украшала преиспещренными венцами терпения, а ныне во времена мира, по благодати Божией, приемлет должную честь от царей, от начальствующих и от людей всякого чина и рода. И цари отдельных народов имеют пределы власти, одна святая соборная Церковь имеет неограничиваемую пределами силу в целой вселенной, потому что по написанному, «утверждает в пределах твоих мир» (Пс. 147, 3). Если бы я вознамерился сказать о ней все, то потребовалось бы более часов на беседование об этом.

28. В сей святой, соборной Церкви и поучаясь, и проводя добрую жизнь, приобретаем Царство небесное и наследуем жизнь вечную, ради которой подъемлем весь труд, чтобы сподобиться ее от Господа. Ибо не маловажная у нас цель, но взыскуется нами жизнь вечная. Почему и в исповедании веры после слов: И В ВОСКРЕСЕНИЕ ПЛОТИ, т. е. воскресение мертвых, о котором уже беседовали, поучаемся веровать И В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, для которой и подвизаемся мы, христиане.

29. Жизнь в подлинном и истинном смысле есть Отец, Который чрез Сына во Святом Духе всем источает небесные дары. Но по человеколюбию Его и нам человекам неложно возвещаются обетования вечной жизни. И не должно сомневаться в возможности сего, потому что веровать надлежит, взирая не на немощь нашу, но на Его могущество. «У Бога вся возможна» (Мф. 19, 26). А что возможно и это, что ожидаем мы жизни вечной, о том говорит Даниил: «И обратившие многих к правде — как звезды, во-веки, навсегда» (Дан. 12, 3). Говорит же и Павел: «и тако всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 17). А всегда быть с Господом означает жизнь вечную. Но яснее всего говорит Спаситель в Евангелии: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46).

30. Много есть доказательств вечной жизни; нам же вожделевающим приобрести сию вечную жизнь, Божественные Писания предлагают и способы к ее приобретению. И о них-то, по продолжительности слова, предложим теперь немногие свидетельства, изыскивать прочие предоставляя рачительным. Иногда сказуется, что вечная жизнь приобретается верою: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3, 36); и еще Сам Господь говорит: «Истинно, истинно, говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную» (Иоан. 5, 24). Иногда,— что приобретается евангельскою проповедью. Ибо говорит Господь: «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную» (Иоан. 4, 36). Иногда же,— что приобретается мученичеством и исповеданием веры во Христа. Ибо сказано: «Ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит её в жизнь вечную» (Иоан. 12, 25). И еще, что приобретается предпочтением Христа имению и сродникам: «И всякий, кто оставит братьев или сестер... наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29); и соблюдением заповедей: «не убивай, не прелюбодействуй» (18), и все прочее, как ответствовал Господь приступившему и сказавшему: «Учитель Благий, что сделать мне, чтобы иметь жизнь вечную?» (16) и еще говорится, что вечная жизнь приобретается удалением от дел худых и, наконец, служением Богу. Ибо говорит Павел: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец— жизнь вечная» (Рим. 6, 22).

31. И много еще есть способов к приобретению вечной жизни, не упомянутых нами по множеству. Ибо человеколюбец Господь не одну и не две только, но много отверз нам дверей для вшествия в жизнь вечную, чтобы сколько зависит сие от Него, всем невозбранно было можно насладиться ею. Это пока кратко сказано нами и о вечной жизни, которая составляет предмет последнего и окончательного учения в исповедании веры. И, о если бы, по благодати Божией, вкусить оной всем нам как учащим, так и слушающим!

32. Наконец, возлюбленные братия, словоучения призывает всех вас уготовить душу к принятию небесных даров. О преданной вам во исповедание святой и апостольской вере, в эти протекшие дни четыредесятницы, по благодати Божией, сказали мы сколько можно было огласительных слов. Не утверждаю, что это одно и обязаны мы были сказать, потому что многое нами опущено и, может быть, гораздо выше понимаемое более совершенными учителями. Но как наступает уже день Святой Пасхи, в который любовь ваша просветится о Христе банею пакибытия, то, если угодно будет Богу, еще будете научены тому, что прилично знать вам, а именно: с каким благочестием и с какою чинностию надлежит вступать призванным; для чего совершается каждое из святых таинственных действий крещения; с каким благоговением и с какою чинностию надлежит от крещения приступить к святому Божию жертвеннику и насладиться совершаемых там духовных, небесных тайн, чтобы по просвещении души вашей словом учения, подробно знать вам величие подаваемых вам от Бога дарований.

33. После же святого и спасительного дня Пасхи, и именно с понедельника в последующие дни седмицы, ежедневно по окончании службы Божией, приходя на сие святое место, если благоизволит Бог, будете слушать иные огласительные слова и в них снова объяснены вам будут причины каждого совершаемого действия, представлены доказательства на это из Ветхого Завета. Сказано же будет сперва о том, что совершается пред самым крещением, а после этого, как Господь очистил вас «банею водною посредством слова» (Еф. 5, 26), как священнодейственно соделались вы общниками в имени Христовом, и как дана вам печать общения Святого Духа. И о совершаемых на жертвеннике тайнах Нового Завета, приявших начало здесь, услышите, что передают о них Божественные Писания, какая их сила, и как надобно приступать к ним, когда и как принимать их. А на конец всего, если соблаговолит Бог, сказано будет, как в последующее время должно вам вести себя достойно благодати, чтобы все вы могли насладиться вечною жизнию.

34. «Впрочем, братия, радуйтесь всегда о Господе, и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 3, 1; 4, 4), «потому что приблизилось избавление ваше» (Лук. 21, 28), и спасения вашего ожидает небесное ангельское воинство. Слышится уже и «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» (Мф. 3, 3). И Пророк взывает: «Жаждущие! идите все к водам» (Ис. 55, 1); и вслед за этим: «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится» (2). И вскоре услышите чтение, в котором изрекается благая весть: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой» (Ис. 60, 1). Об этом Иерусалиме Пророк сказал: «тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная» (Ис. 1, 26), потому что «от Сиона выйдет закон и слава Господня из Иерусалима» (2, 3); отсюда одождило оно целую вселенную. Этому Иерусалиму Пророк говорит о вас: «Возведи очи твои и посмотри вокруг, все они собираются, идут к тебе» (Ис. 60, 4). И он ответствует, говоря: «Кто это летят, как облака и как голуби к голубятням своим» (8)? Они — «облаки», потому что духовны; голуби — потому что простосердечны. И еще: «Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? Возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться — родил сынов своих» (66, 8). Все исполнится и неизглаголанной радости, потому что Господь сказал: «ибо вот Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью» (65,18).

35. Но и теперь желалось бы сказать и о вас: «радуйтесь, небеса, и веселись, земля... ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (Ис. 49, 13). Будет же это по человеколюбию Бога, Который говорит вам: «се отъях яко облак беззакония твоя, и яко примрак грехи твоя» (29, 22). Но и вы, о которых написано: «а рабов Своих назовет иным именем (еже благословится на земли), которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины» (Ис. 65, 15. 16), сподобившись имени верных, скажите с веселием: «Благословен Бог и отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивый нас во Христе всяким духовным благословением» (Еф. 1, 3), «в Котором мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов по богатству благодати Его, какую Он в преизбытке даровал нам» (7, 8) и т. д. И еще: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям оживотворил со Христом» (2, 4, 5). А также подобно сему, восхвалим Господа благ, говоря: «Когда же явилась благодать, и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3, 47). Сам же «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам Духа премудрости и откровения к познанию Его и просветит очи сердца вашего» (Еф. 1, 17, 18), и всегда будет охранять вас в добрых делах, словах и помышлениях. Ему слава, честь и держава Господом нашим Иисусом Христом, со Святым Духом, ныне и все нескончаемые веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: