СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

1-е тайноводственное слово к новопросвещенным

Чтение из 1-го Петрова соборного послания, начинающегося словами: «трезвитеся, бодрствуйте» и т. д. до конца послания (1 Петр. 5; 8—14).

1. И прежде с вами, преискренние и вожделенные чада Церкви, желал я побеседовать о сих духовных и небесных таинствах. Но поскольку хорошо знал, что зрение гораздо вернее слуха, то и ожидал настоящего времени, чтобы после сего опыта, нашедши вас более приготовленными к тому, что будет говорено, привести на светлый и благоуханный луг сего сада. Притом же, сподобившись Божественного и животворящего крещения, приобрели вы более удобоприемлемости к Божественным тайнам. Поэтому, когда должно уже предложить трапезу совершеннейших учений, в точности преподадим вам это, чтобы знать вам, какое действие совершилось над вами в оный вечер крещения.

2. Сперва вошли вы в преддверие, в притвор, где совершается крещение, и, став лицом к западу, слышали и получили повеление простереть руку, и отрицались сатаны так, как бы он был перед вами. Надобно же вам знать, что прообразование сего есть в ветхозаветной истории. Ибо, когда фараон, этот лютый и жестокий мучитель, угнетал свободный и благородный народ еврейский, тогда Бог послал Моисея вывести евреев из горького рабства египетского. И кровию агнца помазаны были пороги, чтобы Погубляющий бежал от домов, имеющих на себе знамение крови, и народ еврейский освободился чудесным образом. Но поскольку враг преследовал и освобожденных, и хотя видел, что море чудесно для них разделилось, однакоже шел вперед, по самым следам их, то погряз он внезапно и потоплен в Чермном море.

3. Теперь перейди от ветхозаветного к новозаветному, от преобразования к действительности. Там посылается Богом во Египет Моисей; здесь ниспосылается от Отца в мир Христос. Там Моисей, чтобы извести из Египта угнетенный народ; здесь Христос, чтобы избавить обремененных в мире грехами. Там кровь агнца служила охранением от губителя; здесь кровь «Агнца непорочна Иисуса Христа» (1 Петр. 1, 19) соделалась отгнанием бесов. Тот мучитель до самого моря гнался вслед древнего оного народа, и тебя этот наглый, бесстыдный и злотворный демон преследовал даже до сих спасительных вод. Тот погряз в море, а этот исчезает в спасительной воде.

4. Однако же слышишь повеление с рукою простертою, как бы присутствующему, сказать ему: «отрицаюсь тебя, сатана». Хочу же объяснить тебе, почему стояли вы, обратясь лицом на запад. Это необходимо. Поскольку запад есть место видимой тьмы, а сатана есть тьма, и державу имеет во тьме, то в знамение сего, смотря на запад, отрицаетесь вы оного, темного и примрачного князя. Поэтому, что сказано каждым из вас, когда вы стояли лицом к западу? — Отрицаюсь тебя, сатана, лютый и жестокий мучитель, т. е. не боюсь уже силы твоей, потому что сокрушил ее Христос, приобщившись плоти и крови моей, да в них «упразднит смертию смерть», и я не буду навсегда «повинен работе» (Евр. 2, 15. 16). Отрицаюсь тебя, коварный и злохитренный змий; отрицаюсь тебя, наветник, под притворною дружбою соделавший всякое беззаконие и праотцам нашим внушивший отступничество. Отрицаюсь тебя, сатана, виновник и споспешник всякого порока.

5. Потом второе речение научает тебя сказать: «и всех дел твоих». А дела сатаны — всякий грех, которого и необходимо тебе беречься, подобно тому, как избегший мучителя, без сомнения избегай и оружий его. Поэтому всякий грех по роду своему причисляется к делам диавольским. Сверх того знай, что все, тобою сказанное, особенно в этот страшный час, записывается в книгах Божиих. Почему, как скоро поступишь в чем-либо вопреки сему, осужден будешь, как преступник. Итак, отрекись от дел сатаны, т. е. от всех деяний и помышлений противозаконных.

6. Потом говоришь: «и всея гордыни твоей». А гордыня диавольская есть страсть к зрелищам, конские ристалища, псовая охота и всякая подобная суета, об освобождении от которой молясь, Святый говорит Богу: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты» (Пс. 118, 37). Не будь страстным любителем зрелищ, где увидишь непотребства актеров, производимые с оскорблением и всяким бесстыдством, и неистовые пляски женоподобных мужчин. Не пристращайся ни к тем, которые на псовой охоте предают себя зверям в угождение жалкому чреву, чтобы услужить чреву своему яствами, сами они в подлинном смысле делаются пищею неукротимых зверей, и, если сказать самую правду, за собственного бога своего, т. е. за чрево вступают в единоборство, подвергая опасности жизнь свою. Бегай и конских ристалищ, этого безумного зрелища, ввергающего в пропасть и души. Ибо все это есть гордыня диавольская.

7. Но и выставляемое на идольских празднествах, как-то: мяса или хлебы, или что иное сему подобное и оскверненное призыванием всескверных демонов, причисляется к гордыне диавольской. Ибо как хлеб и вино Евхаристии до святого призывания достопоклоняемой Троицы были простым хлебом и простым вином, а по совершении призывания, хлеб делается телом Христовым, а вино — кровию Христовою, так подобно сему таковые яства гордыни сатанинской, по природе своей будучи простыми яствами, призыванием демонов оскверняются.

8. После сего говоришь: «и всего служения твоего». А служение диаволу есть молитва в идольских капищах и все совершаемое в честь бездушных идолов: возжжение светильников, или каждение при источниках, при реках, как иные, быв обольщены сновидениями, или демонами, приходили к оным, думая найти исцеление от телесных страданий, или что-либо тому подобное. Ты не вмешивайся в это. Птицегадание, ворожба, прорицание, или предохранительные привески, или надписи на дощечках, волшебства или другие злоухищрения и все тому подобное составляет служение диаволу. Поэтому бегай сего. Ибо если подпадешь сему по отречении от сатаны и по сочетании со Христом, то изведаешь в диаволе лютейшего мучителя, который, может быть, прежде заботился о тебе, как о ближнем своем, и послаблял тебе в горьком рабстве, а теперь сильно огорчен тобою. И Христа лишишься, и испытаешь злобу сатаны. Не слышал ли ветхозаветной истории, повествующей нам о Лоте и о дочерях его? Не спасся ли он с дочерями, потому что достиг горы? А жена его «бысть столп слан» (Быт. 19, 26), как вечный памятник свидетельствующий о лукавом ее произволении и обращении вспять. Поэтому будь внимателен к себе и не обращайся вспять, возложив «руку на рало», и потом возвратившись опять к славным житейским деяниям, но беги в гору, к Иисусу Христу, к этому камню, отторгшемуся без рук и наполнившему Собою вселенную.

9. Поэтому, как скоро отрицаешься сатаны, совершенно расторгая всякий с ним договор и древние заветы с адом, отверзается тебе рай Божий, который «насадил Господь Бог на востоке» (Быт. 2, 8), и из которого за преступление изгнан был праотец наш. А в знаменование сего обращают тебя от запада к востоку, к стране света. Тогда повелевают тебе говорить: верую во Отца и Сына и Святого Духа и во едино крещение покаяния, о чем в прежних огласительных словах, как даровала благодать Божия, сказано тебе пространно.

10. Итак, ограждаемый этими словами, будь трезвен, «потому что противник ваш диавол», как недавно читано, «ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). В предшествовавшие этому времена «поглощена будет смерть на веки»; но при святой бане пакибытия, «отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис. 25, 8). Ибо не будешь более плакать, совлекшись ветхого человека, но восторжествуешь, облекшись в ризу спасения, в Иисуса Христа.

11. И это происходило во внешнем притворе. Когда же, по воле Божией, в следующих тайноводствах войдем во Святая Святых, тогда узнаем там совершаемые многознаменательные действия. Богуже Отцу слава, держава, и величие с Сыном и Святым
Духом во веки веков. Аминь.


Другие статьи автора: