СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

2-е тайноводственное слово о крещении

Чтение из Послания к римлянам, начинающееся словами: «Неужели не знаете, что все крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?... ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6, 314).

1. Полезны нам ежедневные тайноводства и учения новые, возвещающие о предметах новых, а тем более полезны каждому из вас, обновленному из человека ветхого в человека нового. Потому и предложу вам, по необходимости, продолжение вчерашнего тайноводства, чтобы узнать вам, какое было знаменование совершенного вами во внутреннем притворе.

2. Едва вступив, совлекли вы с себя хитон, и эт было изображением того, что «совлеклись вы ветхого человека с делами его» (Кол. 3, 9). А совлекши с себя хитон, стали вы наги, подражая в этом на кресте обнаженному Христу и сею наготою совлекшему «силы у начальств и властей, властно подвергшему их позору, восторжествовав Собою над ними» (Кол. 2, 15). Поскольку в членах ваших гнездились сопротивные силы, то непозволительно уже стало вам носить оный ветхий хитон, разумею же, конечно, не этот чувственный хитон, но «ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных», в которого да не облекается уже снова душа, единожды его совлекшаяся, но да скажет словами невесты Христовой в Песни Песней: «Совлекохся ризы моея, како облекуся в ню?» Чудное подлинно дело! Обнажены вы были пред взорами всех и не стыдились, потому что действительно уподобились первозданному Адаму, который в раю был наг и не стыдился.

3. Потом по совлечении хитона, помазаны вы были заклинательным елеем от верхних власов на главе до ног и соделались причастниками доброй маслины — Иисуса Христа, потому что отсеченные от маслины дикой, приняты стали к маслине доброй и соделались причастниками тука истинной маслины. Поэтому заклинательный елей был знаменованием причастия тука Христова, истреблением всякого следа сопротивной силы. Ибо как дуновение святых и призвание имени Божия, подобно самому сильному пламени, жжет и прогоняет демонов, так и этот заклинательный елей призыванием Бога и молитвою приобретает такую силу, что не только, сжигая, изглаждает следы греха, но и изгоняет все невидимые силы лукавого.

4. После этого приведены вы были к святой купели Божественного крещения, как Христос со креста несен был к предлежащему гробу. И каждый был вопрошаем: верует ли во имя Отца и Сына и Святого Духа? Произносили вы спасительное исповедание и трижды погружались в воду и снова изникали из воды, этим прознаменуя и давая разуметь тридневное Христово погребение. Ибо как Спаситель наш «три дня и три нощи» совершил во чреве земли (Мф. 12, 40), так и вы первым изникновением из воды изобразили первый день, а погружением — первую ночь Христова пребывания в земле. И как пребывающий в ночи ничего не видит, а кто во дни, тот пребывает во свете, так и вы в погружении, как в ночи, ничего не видели, а при изникновении из воды снова как бы стали пребывать во дни. В тоже самое время и умирали вы и рождались, и спасительная эта вода соделалась для вас и гробом и матерью. И что Соломон сказал об ином, то приличествует вам. Ибо там сказал он: «время раждати, и время умирати» (Еккл. 3, 2); о вас же должно сказать наоборот: время умирать и время рождаться. Одним временем совершилось то и другое, и смерти сопутственным стало ваше рождение.

Святая Гора Афон. Русский Пантелеимонов монастырь.

Святая Гора Афон. Русский Пантелеимонов монастырь.

5.  Новое и необычайное дело! Умираем мы не в самой действительности и погребены бываем не в самой действительности, и, распявшись, не самым делом воскресаем, но уподобление бывает только в образе, а спасение в самой вещи. Христос подлинно был распят, подлинно погребен и подлинно воскрес, и все это даровал нам, чтобы, приобщившись страданий Его уподоблением, на самом деле приобрести нам спасение. Какое преизбычествующее человеколюбие! Христос приял гвозди на пречистые руки и ноги Свои и терпел болезнь, а мне безболезненно и безтрудно за общение в болезни дарует спасение.

6. Никто да не думает, что крещение есть благодать оставления только грехов. Напротив того, точно знаем, что оно, как служит очищением грехов и сообщает дар Святого Духа, так бывает и верным изображением Христовых страданий. Поэтому-то и Павел, недавно взывая, сказал: «Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим. 6, 3. 4). Сказал же он это полагавшим, что хотя крещение сообщает нам отпущение грехов и сыноположение, но не имеет еще общения в истинных страданиях Христовых чрез уподобление.

7. Поэтому да познаем, что все, что ни претерпел Христос, пострадал Он ради нас и нашего ради спасения на самом деле, а не в привидении, и мы делаемся причастниками Его страданий. Павел весьма определенно воскликнул: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6, 5). Прекрасно сказано «снасаждени» (соединены), ибо здесь насаждена истинная виноградная Лоза, и мы приобщением крещения смерти соделались снасажденными с Нею. Со всяким вниманием обрати ум свой на слова Апостола. Не сказал «соединены смертию», но «подобием смерти». Ибо во Христе истинная была смерть, душа Его действительно разлучилась с телом, и погребение было истинное, потому что и тело Его повито было чистою плащаницею, и все, происходившее с Ним, было истинно. Но в нас смерти и страданий одно подобие; спасения же не подобие, а — самая действительность.

Достаточно научившись сему, прошу вас, содержите это в памяти, чтобы мне недостойному сказать о вас: люблю вас, «что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11, 2). Силен же есть Бог, представивший вас, «яко от мертвых живых», даровать вам, да и вы «во обновлении жизни ходите». Ему слава и держава ныне и во веки! Аминь!


Другие статьи автора: