СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский

3-е тайнодейственное слово о миропомазании

Чтение из 1-го соборного Иоаннова послания, начинающегося словами: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знайте все... и не постыдится пред Ним в пришествие Его» (Иоан. 2; 20—28).

1. Во Христа крестившись и во Христа облекшись (Гал. 3, 27), соделались вы «сообразными» Сыну Божию (Римл. 8, 29), потому что Бог, предопределивший нас «в усыновление» (Еф. 1, 5), соделал «сообразными телу славы» Христовой (Фил. 3, 21). Поэтому, став причастниками Христовыми (Евр. 3, 14), справедливо называетесь помазанниками и о вас сказал Бог: «не прикасайтесь, помазанным Моим» (Пс. 104, 15). Помазанниками же сделались вы, приняв изображающее Святого Духа. И все над вами совершено в образе, потому что вы — образ Христов. Как Христос, омывшись в реке Иордане и сообщив водам благоухание Божества, вышел из вод, и было на Него существенное наитие Духа Святого, потому что подобное почивает на подобном, так надобно и вам, исшедшим из купели священных вод, дано миропомазание, изображающее собою то самое, чем помазан Христос. А это есть Дух Святый, о Котором и блаженный Исаия в пророчестве о Нем сказал от лица Господня: «Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал Меня» (Ис. 61, 1).

2. Ибо Христос не от человека, и не елеем или миром телесным был помазан, но Отец, предопределивший Ему быть Спасителем целого мира, помазал Его Духом Святым, как говорит Петр: «Иисуса, Который от Назарета, помазал Бог Духом Святым» (Деян. 10, 38). И пророк Давид взывал, говоря: «Престол Твой, Боже, во век; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более всех соучастников Твоих» (Пс. 44; 7, 8). И как Христос действительно был распят, и погребен, и воскрес, а вы сподобились в крещении уподобительно быть с ним распятыми и погребенными и воскреснуть, так и в рассуждении миропомазания: Он помазан духовным елеем радости, т. е. Духом Святым, который именуется елеем радости, потому что есть вина духовного радования, а вы, приобщившись Христу и став Его причастниками, помазаны миром.

3. Но смотри, не подумай, что это есть миро простое. Как хлеб Евхаристии, по призвании Святого Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое миро это, по призвании, не простое уже, или, как бы сказал иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его сделавшееся действенным. Им назнаменательно помазуются чело и другие орудия чувств. И тело помазуется видимым миром, а душа освящается Святым и Животворящим Духом.

4. Сперва миропомазано у вас чело, чтобы освободиться вам от того стыда, какой всюду носил с собою первый человек, преступивший закон, и чтобы «откровенным лицем» взирать вам на славу Господню (2 Кор. 3, 18). Потом миропомазаны уши, чтобы приобрести вам уши, способные внимать Божественным тайнам, уши, о которых сказал Исаия: «и приложи ми Господь ухо, еже слышати» (Ис. 50, 4), и Господь Иисус говорил в Евангелии: «имеяй уши слышати, да слышит» (Мф. 11, 15). Потом миропомазаны ноздри, чтобы восприяв на себя Божественное миро, сказать вам: «Ибо мы Христово благоухание
Богу в спасаемых» (2 Кор. 2, 15). После сего миропомазаны перси, чтобы, «облекшись в броню правды, вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6; 11, 14). Ибо как Христос, исшедши по крещении и наитии Святого Духа, поборол сопротивника, так и вы по священном крещении и таинственном помазании, облекшись во всеоружие Святого Духа, противостаньте сопротивной силе и поборайте ее, говоря: «вся могу о укрепляющем мя Христе» (Фил. 4, 13).

5. Сподобившись сего святого миропомазания, именуетесь вы христианами, оправдывая имя свое возрождением. Ибо прежде, нежели сподобились вы сей благодати, не были в подлинном смысле достой ными и сего наименования, но приближались только к тому, чтобы вам быть христианами.

6. Необходимо же вам знать, что в ветхозаветном Писании есть назнаменование сего миропомазания. Ибо Моисей, когда сообщил брату Божие повеление, поставляя его первосвященником, тогда, измыв его водою, помазал елеем (Лев. 8, 612). И от сего именно прообразовательного помазания первосвященник именовался помазанником. Так и Соломона первосвященник, возводя на царство, помазал, измыв сперва в Гионе (3 Цар. 1; 38, 39). Но над ними совершилось это прообразовательно, а над вами совершается не прообразовательно, но в самой действительности, потому что вы действительно помазаны Святым Духом. Начало вашего спасения — Христос, потому что Он в действительности «начаток», а вы «примешение» (целое). Но если «начаток» свят, то святость приидет и на «примешение» (Рим. 11, 16).

7. Храните сие помазание неоскверненным, ибо оно, если пребудет в вас, научит всему, как недавно слышали вы сказанное блаженным Иоанном, который много любомудрствует о сем помазании. Оно свято и есть духовное охранение телу и спасение душе. О нем пророчествуя, со времен древних блаженный Исаия говорил: «и сотворит Господь всем языком: на горе сей (горою же и в других местах именует Церковь, как например, когда говорит (Ис. 2, 2): «и будет в последние дни явлена гора Господня) — испиют вино, испиют радость, помажутся миром» (Ис. 25, 6). И слушай, что для удостоверия твоего говорит он об этом мире, как о таинственном: «и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» (Ис. 25, 7). Поэтому, помазанные этим святым миром, блюдите в себе его неоскверненным и непорочным, преуспевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Христу Иисусу. Ему слава во веки веков! Аминь.


Другие статьи автора: