СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ
Святый Кирилл, Архиепископ Иерусалимский
Послание к благочестивейшему царю Константину
о явившемся на небесах и виденном в Иерусалиме
знамении креста из лучей света
Боголюбивейшему и благочестивейшему Царю Константина Августу Кирилл, Иерусалимский епископ, желает о Господе радоваться.
1. К боголюбивому твоему царскому величию посылаю из Иерусалима первый этот начаток посланий, приличный для того, чтобы и тебе принять оный, и мне представить не льстивых исполненный слов, но извещающий о боговидении небесного, и не витийственно сложенные уверения содержащий в себе, но событием на самом деле свидетельствующий тебе об истинности предречения в святом Евангелии.
2. Другие нередко из того, что имеют у себя, венчают честную твою главу, принося златокованные, преиспещренные блестящими камнями, венцы. А мы венчаем тебя не тем, что от земли, ибо даруемому землею и конец — земля, но о божественном действии небесного во времена боголюбивого твоего царствования совершившемся в Иерусалиме, со тщанием доводим до сведения твоего благочестия не для того, чтобы теперь только от неведения придти тебе к боговедению (сего ты достиг уже, и других уча своим благочестием), но чтобы утвердиться тебе в том, что уже знаешь, и, прияв прародительское наследие царской власти, а также дознав, что почтен ты свыше еще большими небесными венцами, тем паче воздать и ныне приличное благодарение Всецарю Богу; из того, что Бог чудодейственно творит при тебе, уразумев на самом деле, сколько возлюбленно Им царство твое, большей твердости исполниться тебе в борьбе с врагами.
3. Как при боголюбивейшем, блаженной памяти отце твоем, Константине, по благодати Божией, даровавшей ему, прекрасно взыскавшему благочестия, обретение сокровенных святых мест, обретено и спасительное древо креста; так при тебе, государь, благочестивейший царь, вящшим благоговением к Богу превзошедшем и родительское благочестие не от земли уже, но с небес видимы чудодействия, и знамение победы над смертию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, разумею блаженный крест, явился в Иерусалиме возблиставшим из лучей света.
4. В эти святые дни святой Пятидесятницы, в ноны мая (т. е. 7 числа мая), около третьего часа явился на небе весьма великий крест, составившийся из света над святою Голгофою и протяженный до святой горы Елеонской. Не один или только двое видели его, напротив того, весьма явственно виден он был всему народонаселению города. И не скоро, как подумал бы иной, миновало это видение, но в продолжение многих часов крест очевидным образом зрим был над землею, молниеносным сиянием превзошедши лучи солнечные. Ибо затмился бы преодолеваемый ими, если бы не издавал для зрителей блистаний, озарявших сильнее самого солнца. Поэтому все народонаселение города, объятое страхом и вместе радостию от этого боговидения, тотчас толпами стеклось во святую церковь — и юные, и старцы, и мужи, и жены, люди всякого возраста, даже самые девы, начавшие уже таиться внутри домов, жители города и пришельцы христиане, и из других мест прибывшие язычники,— все единодушно как бы едиными устами прославляли чудодействующего Христа Иисуса, Господа нашего, Сына Божия единородного, на самом деле и опыте уразумев, что благочестивейшее христианское учение состоит «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2, 4), не человеками только возвещается, но Самим Богом свидетельствуется с небес.
5. Поэтому мы, жители Иерусалима, собственными своими очами удостоверившись в необычайности чуда, Всецарю Богу и единородному Сыну Божию воздали и будем воздавать подобающее с благодарением поклонение, совершив и продолжая совершать в святых местах прилежные молитвы и о боголюбивой твоей державе. Поскольку же должно было не молчанию предавать небесные боговидения эти, но благовествовать о них и твоему богодухновенному благочестию, то и потщились мы немедленно исполнить то этим посланием, чтобы на добром основании прежде бывшей в тебе веры наздав познание о том, что вновь явлено выше, восприял ты еще более твердое упование на Господа нашего Иисуса Христа, и вместе, исполнившись всякого обычного тебе мужества, как бы имея споборником Самого Бога, с усердием изнес победное знамение креста, в похвалу похвал вменяя это на небе явленное знамение, образ которого показав людям, еще более прославилось им небо.
6. Чудо это, боголюбивейший Царь, согласно с свидетельствами пророков и с святыми Христовыми словами, находящимися в Евангелии, и ныне совершилось и снова в большом виде совершится. Ибо в Евангелии от Матфея Спаситель, блаженным апостолам даруя ведение будущего, а чрез них беседуя и с преемниками их, весьма ясно предвозвещая, сказал: «и тогда явится знамение Сына человеческого на небеси» (Мф. 24, 30). И ты, по обычаю, взяв в руки сию Божественную книгу, найдешь в ней письменно изложенные предвозвестительные свидетельства об этом чуде. И о них-то умоляю тебя, государь, особенно всего чаще обращать внимательное размышление, ради прочего по порядку там написанного. Ибо предвозвещенное Спасителем нашим требует многого благоговейного размышления, чтобы не потерпеть нам никакого вреда от сопротивной силы.
7. Этот-то начаток словес моих приношу тебе, боголюбивейший Царь; это — первое мое вещание из Иерусалима тебе преискреннему и преблагочестивому вместе с нами чтителю Христа, единородного Сына Божия и Спасителя нашего, по Божественным Писаниям в Иерусалиме соделавшего всемирное спасение (Пс. 73, 12), поправшего здесь смерть, Своею драгоценною кровию загладившего грехи человеков, всем верующим даровавшего и жизнь и нетление, и духовную небесную благодать. И Его силою и благодатию тебя, увеселяемого и хранимого, украшающегося блистательными и великими подвигами благочестия, славящегося царственными отраслями сынов своих, Сам податель всякой благостыни, всех Царь Бог, в течение многих мирных лет да сохраняет со всем домом на похвалу христианам и всеми миру!
8. Здравым, украшенным всякою добродетелию, оказывающим обычную благопопечительность о святых церквах и Римской державе и отличенным вящщими наградами за благочестие, в продолжение многих мирных лет, Бог всяческих со всем домом твоим да дарует нам тебя, боголюбивейший Царь Август, всегда прославляющего Святую и Единосущную Троицу истинного Бога нашего! Ему подобает всякая слава во веки веков! Аминь.
Другие статьи автора:
-
Cлово предогласительное, или предисловие к словам огласительным
№1 ( 1990 г. ) -
1-е огласительное слово к просвещаемым, первоначальное учение приступающим ко крещению
№1 ( 1990 г. ) -
2-е огласительное слово к просвещаемым,
о покаянии и оставлении грехов и о сопротивнике
№1 ( 1990 г. ) -
3-е огласительное слово к просвещаемым,
о крещении
№1 ( 1990 г. ) -
4-е огласительное слово к просвещаемым,
о десяти догматах
№1 ( 1990 г. ) -
5-е огласительное слово к просвещаемым, о вере
№2 ( 1990 г. ) -
6-е огласительное слово к просвещаемым, о единоначалии Божием, на слова: «верую во Единого Бога» и об ересях
№2 ( 1990 г. ) -
7-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Бога Отца»
№2 ( 1990 г. ) -
8-е огласительное слово к просвещаемым, на слово: «Вседержителя»
№2 ( 1990 г. ) -
9-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»
№2 ( 1990 г. ) -
10-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и во Единого Господа Иисуса Христа»
№2 ( 1990 г. ) -
11-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «Сына Божия Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Им же вся быша»
№2 ( 1990 г. ) -
12-е огласительное слово к просвещаемым, на слова «воплотившагося и вочеловечившагося»
№2 ( 1990 г. ) -
13-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «распятого и погребеннаго»
№2 ( 1990 г. ) -
14-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и воскресшего из мертвых в третий день, и восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца»
№2 ( 1990 г. ) -
15-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и Грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца», и об антихристе
№2 ( 1990 г. ) -
16-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и в Духа Святого, Утешителя, глаголавшаго пророки»
№2 ( 1990 г. ) -
17-е огласительное слово к просвещаемым, в дополнение учения о Святом Духе
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
18-е огласительное слово к просвещаемым, на слова: «и во едину, святую, соборную церковь, и в воскресение плоти, и в жизнь вечную»
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
1-е тайноводственное слово к новопросвещенным
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
2-е тайноводственное слово о крещении
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
3-е тайнодейственное слово о миропомазании
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
4-е тайноводственное слово о Теле Христовом и о Крови Христовой
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
5-е тайноводственное слово
№3 ( 02.09.1991 1991 г. ) -
Беседа о расслабленном при купели
№3 ( 02.09.1991 1991 г. )