ПРОПОВЕДЬ

Архим. Иоанн (Крестьянкин)

Девять заповедей блаженства

(окончание)

Шестая заповедь блаженства: «Блажении чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Вот следующая ступенька к Богу — духовная Лестница к небу. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4, 23). Источник жизни — или жизни святой и непорочной, это плод чистого сердца; или жизни греховной, порочной, это плод нечистоты сердечной. Господь Сердцеведец говорит: «Извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мф. 7, 21, 29). Вот в чем состоит нечистота сердца! В чем надо нам каяться великими слезами, непрестанным плачем и душевным сокрушением, со словами Псалмопевца Давида: «Сердце чисто созижди во мне, Боже!»

Откуда же происходит греховная нечистота сердца, когда мы сотворены по образу и подобию Божию, а Бог чист и пресвят? Она происходит от диавола, который называется чаще всего в Писании духом нечистым, а в церковных молитвах — духом чуждым, скверным и омерзенным. Это он, этот нечистый дух, сделавшись после своего отпадения Бога скверным сосудом всяческой нечистоты, греха, осквернил изначала нечистым своим дыханием сердца первых человеков, и, глубоко заразив нечистотою греха все существо их, душу, тело, передает эту нечистоту как наследственную порчу всему потомству даже до нас. А эта греховная нечистота так велика, так глубоко въелась в человеческое сердце, так трудно избавиться от нее, что даже святые угодники Божии, которые всю жизнь бдели над всеми движениями и помыслами своего сердца, ощущали в себе по временам как бы наплыв или бурю лукавых, скверных и хульных помыслов. И некоторые мужи, взошедшие уже на верх чистоты и святости, стремительно падали в грех нечистоты. Несмотря на частые наши молитвы, на благодать таинств и на поучение наше в слове Божием, на все наказывания, которыми Бог посещает нас за нашу греховную нечистоту, она все еще остается в нас, и будет с нами жить до могилы, и в иных, к стыду человечества, обнаруживается с особенной наглостью и бесстыдством.

Наиболее опасным врагом сердечной чистоты являются помыслы, особенно блудные и хульные, эти независящие от нашей воли, возникающие в нашем сознании те или иные представления, образы, предположения, намерения, желания, воспоминания и т. д. Помыслы бывают разного рода. Духовно опытные учителя внимательной жизни духа различают 4 вида помыслов: одни помыслы прозябают от благодати Божией, насажденной в каждого православного христианина св. Крещением; а иные наносятся падшими духами. «...В помыслах и ощущениях падшего естества добро смешано со злом, а в демонских зло часто прикрывается добром, действуя, впрочем, иногда и открытым злом» (свят. Игнатий Брянчанинов). Мы все почти всегда бываем рабами помыслов. Они врываются в сознание, засоряя его ненужными, пустыми, даже вредными, раздражающими представлениями, картинами, воспоминаниями. А правильный и спокойный ход мышления врываются не идущие к делу и мешающие работе мысли, воспоминания и представления, например, о вчерашней встрече, о неприятном разговоре, о планах, впечатлениях, о газетных сообщениях и т. д. И особенно все это засоряет сознание и сердце, когда человек станет на молитву или придет в храм Божий. Как нарочно, словно из рога изобилия посыпятся в голову всевозможные посторонние мысли, планы будущего, мелкие заботы, тревоги о забытом, иногда раздражение против другого человека, потребность сделать то и то, и ваша молитва начинает не ладиться, она мешает вам, задерживает вас, вы начинаете молиться торопливо, чтобы скорее закончить правило и заняться делом и т. п.

Отчего это все происходит с нами? Конечно, прежде всего от недисциплинированности нашего сознания, от непривычки держать его в пределах назначенной ему работы. Но не только от этого! В наш «просвещенный» XX век, особенно в миру, и особенно среди более образованной части людей даже думать серьезно стесняются, а не только говорят о той внешней посторонней силе бесовской, которая стремится всевозможными способами засорить, осквернить, загрязнить наше сознание, наше сердце с целью поработить нас своей власти, отнять у нас ясность и чистоту мысли и оторвать нас от Бога. И мы нередко, не сознавая и не желая сознавать это, становимся игрушкой этой внешней и злой силы.

Святые Отцы и православная Церковь предлагают вам верный и испытанный веками способ и путь ко очищению сердца и нашего сознания от этого засорения помыслами. А мы вот дожили до седых волос, а даже и не догадываемся о необходимости и возможности борьбы с помыслами. Мы настолько прилепились к нашим земным мудрованиям, телесным заботам, настолько далеки от жизни духовной, что и за зло не считаем это полчище разбойническое помыслов, безжалостно расхищающих то, что получаем от Господа, приступая к таинствам Церкви! Но надо же нам когда-то оторваться от нескончаемого круговорота мирской суетной жизни, подумать о бессмертии души, позаботиться об очищении сердца. Ибо чистое сердце — это та брачная одежда, о которой говорил Господь в своей притче, в которой только мы и можем стать участниками Небесной трапезы и вечной жизни! (Митр. Николай Крутицкий).

Обычно пост — время благодатное для нас, если мы сумеем хоть немного сократить свою суетную многозаботливость о мирском, земном благополучии, если мы хоть какую-то долю своего внимания и сил стараемся уделить нашей бедной, заброшенной голодной и холодной душе. Если мы пытаемся заглянуть в свое сердце и понять, что же происходит с ним, что живет в нем. Вот поэтому, в помощь вам, несмотря на недостаток времени (ибо хочется как можно больше раскрыть перед вашим взором мысленным духовные начала жизни), уделим несколько минут наставлениям и учению св. Отцев о борьбе с помыслами. Постепенно возрастающую силу захвата нашей души помыслами св. Отцы изображают так: в начале появляется так называемый прилог. Этим именем называют всякий простой помысел или представление какого-либо предмета, какую-либо мысль, пришедшую на ум человека. Как таковой прилог называют безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, пока он не вызывает в нас того или иного к себе отношения. Второй момент наступает тогда, когда мы замечаем этот предмет или эту мысль, начинаем присматриваться к ним, или, по выражению св. Отцов, начинаем с ним беседовать, страстно или нестрастно. В этом случае мы не отталкиваем помысла и дозволяем ему остаться в нас, хотя и не принимая его. Это называется сочетанием. Это св. Отцы почитают уже не всегда безгрешным, но оно может быть и похвально в том случае, если это рассматривание помысла совершается богоугодно, т. е. когда мы отвергаем его, усмотрев его греховность. Третий момент бывает тогда, когда к возникающему помыслу мы начинаем относиться сочувственно, склоняемся к нему и готовы последовать ему. Это называется сложением или согласием с помыслами. Но и в этом случае может быть два исхода: а) после временного склонения в сторону помысла мы можем опомниться и, раскаиваясь и исповедуя Богу свой мысленный грех, призвать Бога на помощь, и Господь Бог прощает нам грех, и мы преодолеваем помысел; б) другой же исход, по слову св. Григория Синаита, бывает тогда, «когда кто волею принимает от врага наносимые мысли и, согласуясь и содружаясь с ними, побеждается ими, так что уже не только не противится им, но и решается сделать все по внушению. И если не исполнит своих решений на деле, то не почему-либо другому, как потому, что времени или места не было, или по другой причине, которая не позволяла выполнить намерение. Это уже явный грех!

Четвертый момент тот, когда помысел невольно или принужденно овладевает нашим сердцем, сливается с ним, кабы в одну жизнь, удерживается в нем и разрушает наше доброе устроение. Этот момент называется пленением. Но и в этом случае плененный помыслом ум при помощи Божией может освободиться от него. Бывает, однако, что ум, как бы уносимый бурею и волнами, и увлекаемый к лукавым мыслям, не может уже опомниться и прийти в доброе устроение. Это особенно бывает от суеты и от многих бесполезных бесед.

Наконец, высшая степень овладения нами помыслов именуется страстью. Это бывает тогда, когда долгим временем угнездившийся в душе нашей злой помысел становится как бы нравом и ее постоянной привычкой. В такое состояние человек приходит по собственной воле, и в нем он постоянно обуревается страстными помыслами, влагаемыми врагом и укоренившимися в нем от постоянного упражнения и от мечтательности. Избавиться от этого состояния можно только путем покаяния, в противном случае человек подлежит будущей муке.

Вот видите, как мы должны постоянно, как говорит св. Иоанн Златоуст, всю жизнь сидеть у дверей своего сердца и беречь его от засорения там, что лишает нас общения с Богом. Наша главная беда и заключается в неупорядоченности, беспризорности и запущенности сердца! Господи, прости нам нашу предельную беспечность в деле спасения нашей души!

Мы живем так, будто и умирать не собираемся. Чтобы как-то немного очистить сердце сегодняшним покаянием, давайте разберемся, какими же помыслами мы особенно черним свои души, независимо от возраста, знания и положения. Все мы как один без исключения подвергаемся блудным нечистым помыслам, услаждаемся ими в сердце, подогревая и укореняя их в сердце своем. Засматриваемся на красивые лица с вожделением, любовными помыслами, бесстыдством, кокетством, волокитством, сводничеством, пересыщаемся пищей и питьем, излишним сном, чтением романов, смотрением всяких зрелищ с любовными сценами в театре, кино или по телевизору. Рассматриваем соблазнительные картинки, отвратительные открытки и снимки, вольно обращаемся и играем с другим полом, занимаемся излишним щегольством, употреблением косметических средств, неподобающей, бесстыдно обнажающей вас одеждой или одеждой и прической, неподобающей вашему полу. Увлекаемся болтливостью, непристойными шутками, рассказыванием и слушанием непристойных анекдотов и прочих двусмысленных грязных фраз, намеков, острот и шуток, произвольным похотным разжением. Господи, прости нас, грешных!

Мы не только не сопротивлялись помыслам блудным, не восставали против них тотчас, как диавол подбрасывал их нам, не обращались к Тебе, Господи, с молитвой за помощью, не остерегались как огня, способного в секунду воспламенить нашу склонную на похоть блудную плоть, а с упованием принимали их в сердце, а с упоением принимали их в сердце, услаждались тайно. Или неизбежно при первом же подходящем моменте, если Господь Своей благодатью не отводил, не разрушал эту мерзкую мысленную постройку блудилища, совершали страшные смертные грехи: блуд, прелюбодеяния и всякие противоестественные грехи, о которых страшно не только говорить, но и даже помыслить... Кайтесь Господу! Господи, прости нас, грешных!

Со слезами о блудной нечистоте своего сердца, коей, по слову блаженного Августина, убегают ангелу, узрев которую смежают очи диаволы, кайтесь! В церковных сказаниях есть многочисленные примеры, подтверждающие справедливость слов блаж. Августина. «Некий волхв, один из так называемых чернокнижников, вызвал к себе диавола для некоего служения. Диавол долго не появлялся, а волхв не переставал призывать и умолять его. Наконец диавол явился волхву в образе человеческом и, стоя вдали, закрывал нос свой перстами. Тогда волхв спросил диавола: «Что это значит?», и диавол отвечал ему: «Смрад блудодеяния твоего не допускает, чтобы я приблизился к тебе». «О, блудник окаянный! — восклицает св. Дмитрий Ростовский,— до какого крайнего окаянства ты доходишь, что не только Бог и святые ангелы Его, но и сами нечистые бесы гнушаются нечистотою твоею, и, видя ее, смежают очи, затыкая ноздри от ее смрада!».

Этот же святитель приводит другое повествование, как человек на исповеди рассказывал, что когда он совершил беззаконную плотскую нечистоту, был слышан голос диавола, который как будто стоял за стеной, и страшно загоготал, сказав трижды: «Фе, фе, фе!» (Из бесед св. Дмитрия Ростовского). Горе нам, несчастным грешникам, не имеющим чистоты сердечной, не заботящимся нисколько о ней, валяющимся в тине самовластных страстей! Господи, прости, пощади нас, грешных!

Греховная скверна омывается слезами покаяния, такого покаяния, когда согрешившему сердцу стыдно того, что оно совершило, и больно терять общение со своим Господом, и страшно умереть с нераскаянным грехом. Господи, нам стыдно, больно и страшно, прости нас, грешных! Вот с этой минуты нашего покаяния и надо дать, наконец, Господу решительное обещание всеми способами, какие предлагает нам Церковь, святые отцы и подвижники благочестия, очищать свое сердце. Как врачующее средство безропотно принимать любые скорби и тесноты, посылаемые Божественным Провидением, ибо мы все тяжко духовно больны! «А скорби уничтожают в сердце следы греховного услаждения, исторгают глубоко проникшие тонкие корни греха» (митр. Филарет москов.).

Над приобретением чистоты сердца каждому из нас надо трудиться неустанно и не ослабевать всю жизнь, чтобы, не дай Бог, не умереть в греховной нечистоте сердца, потому что страшно слово Господне: «В чем застану, в том и сужу!».

Седьмая заповедь блаженства: «Блаженни миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Желающие получить вечное блаженство должны быть миротворцами, т. е. во-первых, восстанавливать нарушенный мир, стараться прекращать случившиеся несогласия. Но миротворцем может быть тот, кто стяжал мирное устроение своего сердца. Только тот, кто сам придет в мирное устроение, может и на других изливать мир! И потому нам, христианам, надобно всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир. Чем же нарушается мир сердца? Мир сердца возмущают страсти. И в первую очередь такие, как гнев и ярость. О них мы уже говорили, когда каялись в отсутствии у нас кротости и смирения. Однако следует помнить: чтобы сохранить мир душевный, мы обязаны привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях, лишениях, которые неминуемо бывают со всеми желающими идти по спасительным стезям Христовым.

Если же невозможно, чтобы не возмутиться, то по крайней мере, надо удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: «Смятохся и не глаголах» (Пс. 76, 5). Чтобы сохранить душевный мир, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, по слову премудрого Сираха: «...многие печаль уби, и несть пользы в ней» (Сир. 30, 25).

Для сохранения мира душевного надо всячески избегать осуждения других. Снисхождением и молчанием сохраняется мир душевный. Может быть, некоторым из вас, имеющим горячий темперамент, подобно апостолу Петру, который мгновенно по горячности сердца вынул нож и урезал ухо рабу, пришедшему взять Господа, покажется, что такое устроение похоже на равнодушие. Нет! Равнодушие — это холодность ума и сердца, это проявление крайнего эгоизма, это грех против заповеди любви к ближнему. А истинный, благодатный мир и тишина сердца являются плодом пламенной и чистой любви, венцом всех подвигов и борьбы со страстями. Стяжавшие истинный мир душевный прощают обиды не из равнодушия, а ради Христа! Не возмущаются, терпя клеветы и поношения, потому что стяжали истинное смирение. Ибо другого входа в мирное устроение сердца нет. «Брат мой, если любишь мир сердца, потщися войти в него дверью смирения. Другого входа в него, кроме смирения, нет» (Ст. Никодим Святогорец). У того же старца Никодима Святогорца описана целая система добродетелей для стяжания внутреннего мира: смирение, совестливость, воздержание от страстей, терпение, любовь и другие. А мы, стоящие сегодня здесь на исповеди и приносящие покаяние, что можем сказать Господу? Стремились ли мы этими добродетелями укрепить и сохранить свое сердце от беспорядочного смятения? Нет! Господи, прости нас, грешных!

Мы даже и не подумали об этом, не пытались. Живем как живется, по велению необузданной натуры, по заветам злой силы и еще оправдываемся, что у нас такой характер, такой темперамент, что мы иначе не можем, такие уж мы есть. Мы даже на минуту не задумывались о плачевной участи своей, не остановили своего внимания на словах Апостола, что «без мира никто не узрит Господа» (Евр. 12, 14). Для нас, ведущих беспорядочную жизнь, это ведь страшные слова! Св. Отцы, направляющие и свою жизнь ко спасению, и по великой любви к ближним желая и им спасительного пути, заповедали положить непрестанным подвигом всей жизни хранение мира сердца. Господи! А мы так равнодушны, так беспечны к делу своего спасения! Прости нас, Господи! Помоги нам положить начало духовной жизни. Как страшно звучит это слово, если жизнь уже приблизилась к концу, и столько драгоценного времени прожито беспечно! Господи, прости нас, грешных! Во единодесятый час пришедших к Тебе, не стяжавших добрых плодов прожитых лет, а могущих только принести покаяние.

Умиротворяя себя, мы должны быть миротворцами относительно ближних. Разлад и конфликтность внутри человека, разлад и отчужденность друг от друга, враждебность, подозрительность — все это результаты нарушения грехопадением прародителей Адама и Евы благодатной мирной связи с Богом. Без восстановления этой связи, без примирения с Богом, спасение невозможно. Об этом так говорит апостол Павел: «Благоугодно было Отцу, чтобы посредством возлюбленного Своего Сына примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, земное и небесное» (Кол. 1, 19—20).

И если обратиться к нашему времени, то оно особенно характеризуется отчужденностью людей, потерей сердечной связи, взаимного доверия и искреннего, доброжелательного влечения одного к другому. Даже среди членов одной и той же семьи заметны желания отъединиться, отгородиться перегородками, чтобы иметь свой собственный угол. Это происходит потому, что не создана гармония, внутренний мир у каждого члена семьи с самим собой, внутри себя, чтобы на основе этого внутреннего мира искать и создавать мир и со всеми близкими, и со всеми другими людьми. Только когда во Иисусе Христе восстанавливается мир внутренний в человеческом сердце, тогда восстанавливается связь этого сердца со своими ближними. Эта связь выражается в единстве слова, духа и мысли. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все Говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы были соединены в одном духе и в одних мыслях» (Кор. 1, 1).

Чем же мы нарушаем согласие и мир? Мы упрямы и своенравны, до предела настойчивы в своих мнениях и желаниях. В спорах неуступчивы, даже если понимаем, что неправы, только бы наше слово было последним. Мы тщеславны и славолюбивы, считаем себя умнее, лучше других, ни в чем не имеем намерения уступить, не имеем и признаков скромности, завидуем решительно всему: и богатству, и счастью, и здоровью, и способностям, и успехам в жизни других. Отсюда всячески стараемся принизить чужие заслуги, а то и очернить или оклеветать ближнего. Какое же это миролюбие? Господи, прости нас, грешных!

Следующей причиной нарушения согласия и мира является желание властвовать, поучать других. Кто из нас в своем кругу не болен этим греховным желанием? И к каким раздорам, раздражениям, вплоть до ненависти приводят в наших отношениях эти желания! Теперь никто и никому не хочет подчиниться, уступить, кого-то послушаться... Это касается и детей по отношению к родителям, и подчиненных по отношению к начальству. Везде мы показываем свою строптивость и намеренную гордыню. Господи, прости нас, грешных!

Четвертым врагом мира является своекорыстие, т. е. предпочтение своих выгод выгодам ближних. Кто из нас может сказать, что для сохранения мира, во имя братской любви умеет жертвовать своими удобствами и выгодами? Господи, прости нас, грешных!

Да мы готовы, как говорят в народе, «глотку перегрызть» тому, кто покушается в чем-то утеснить нас.

Если мир как-то нарушен, то братская любовь требует вспыхнувшую искру раздора скорее погасить. Если мы сами подали повод оскорблению чьему-либо, то мы должны спокойно объяснить свое намерение и поступок, который он понял в противоположную сторону. Если же кто в самом деле потерпел от нас оскорбление или вред, то мы обязаны смиренно просить прощения и удовлетворить за вред. А если мы сами оскорблены или обижены другими, то должны быть удобопреклонны к примирению: когда оскорбляющие у нас просят прощения, надо немедленно с готовностью простить, а иногда для обоюдного блага полезно оскорбленному самому искать примирения, когда оскорбивший по жестокости характера не заботится об этом. Поступаем ли мы так в своих взаимоотношениях с ближними? Нет! Господи, прости нас, грешных!

Мы постоянно кого-то обижаем, постоянно «дуемся» на кого-то, сердимся, враждуем без примирения. Посмотрите на себя — постоянно ссорящиеся, враждующие, недоверяющие друг другу. Не ваш ли портрет описал св. Григорий Нисский? «Они встречаются угрюмо и один в другом всегда гнушается: уста их безмолвны, взоры отвращены и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно другому». Стыдно, совестно со стороны посмотреть на себя. Мы даже сами того не замечаем, что постоянно пребываем в несогласиях и ссорах, раздоре и вражде с ближними, делаемся все более холодными, бесчувственными, жестокими, дикими, свирепыми, не человеками и не христианами. Это к нам относится грозное предупреждение апостола: «Если же друг друга угрызаете, и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Смотрите! Когда-нибудь откроются перед нами плоды нашей земной вражды, и мы ужаснемся! Бог хочет миротворцев, а мы ссоримся! Бог хочет созидателей мира, а мы разрушаем его даже там, где он есть своей болтливостью и злонамеренными сплетнями, пересудами с искажением истины. Господи, прости нас, грешных!

Господь совершенно истребляет и уничтожает все противоестественное и чуждое добру. Подобную же деятельность Он заповедует каждому, именующему себя христианином. Каждый из нас должен погашать ненависть, прекращать вражду, мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать в сердце память о злобе и вместо того вводить в него все противоположное: любовь, радость, мир, благость, великодушие, словом, все собрание благ... (Св. Григорий Нисский). «Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем истинному Богу» (Св. Григорий Нисский).

Если же озлобление и немирство проявляются между верующими во Христа, если люди относятся с горечью и недружелюбием друг ко другу по каким-нибудь причинам личным или по узости своих взглядов, то какой позор мы накладываем на имя Христово! Как часто среди неверующих возникают такие разговоры, что, мол, толку, что они в Бога верят, посты соблюдают, из церкви не выходят, а посмотрите как живут: и ссорятся, и осуждают, и клевещут, и враждуют, и даже дерутся между собой, а нас-то и за людей не считают совсем! Господи, прости нас, грешных!

Умири нашу жизнь, Господи, умягчи нашу жестокость, дай нам любовь, побеждающую все восстающее на нас. Пусть послушание этому слову — «ищи мира и стремись к нему», восторжествует над всеми раздорами, которые отравляют жизнь и сердце. «Миротворствуйте в себе и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11).

Восьмая заповедь блаженства. «Блаженни изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное». Под правдою в этой заповеди разумеется вера христианская и жизнь по заповедям Христовым. Значит, блаженни те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрые дела свои, за постоянство и непоколебимость в вере. Но отчего мир гонит истинную веру, благочестие, правду, которые столь благотворны для людей, ибо вносят в человеческое общество единство, взаимную любовь, добрые нравы, мир, тишину, порядок? Оттого, что мир во зле лежит и люди «возлюбили злобу паче благочестия» (Пс. 51, 5).

Спаситель в Нагорной проповеди указал на два пути жизни: широкий, пространный, и узкий, тесный. Широкий, «широкие врата», ведет к погибели, и многие идут этим путем, а узкий путь ведет в «жизнь», т. е. дарует спасение (Мф. 7, 1314). Узкий путь или «тесные врата» требует подвига, постоянной духовной борьбы с грехом и со всеми препятствиями на этом пути. Против этого пути восстает наша плоть, наша испорченная первородным грехом природа, для которой стеснительно попечение о чистоте тела и души. Восстает враг рода человеческого, которому претит забота людей о своем спасении. Восстают и окружающие люди, которым добрая жизнь верующих людей кажется обличением им, укоризною для них.           

Все это восстание, особенно со стороны злонамеренных людей, злобно настроенных против людей инакомыслящих, направлено против самой правды Божией. Всегда злые, развращенные люди ненавидели праведных и гнали и будут ненавидеть и гнать. История помнит многих этих гонителей. Первым из них оказался Каин, убивший Авеля за его благочестие. Злонравный Исав гнал кроткого своего брата Иакова. Дети Иакова гнали брата своего Иосифа и продали его в Египет, чтобы он своим добронравием не был бельмом на их глазах. Кроткого Давида до смерти своей гнал несчастный Саул. Иудеи гнали и били пророков своих, обличающих их беззаконную жизнь, и, наконец, гнали и убили величайшего Праведника, Исполнение закона и пророков, Солнце Правды — Господа нашего Иисуса Христа. После вознесения Спасителя открылся длительный период страшных гонений последователей Иисуса Христа. Все эти гонения происходили и происходят, как указывает Сам Господь, «за правду» (Мф. 5, 10). Не за правду вообще — житейскую, служебную, общественную, а за самую насущную для человека — за правду Христа.

Только эта правда отвечает основным запросам человеческого духа и только она помогает по-настоящему разрешить и все остальные запросы (или правды) человеческой жизни — житейско-семейные, служебно-трудовые и социальные. Гонение за правду выражается в многообразных формах. От невероятно зверских мучений, коим подвергали мучеников христианских за исповедание Христа в первые века христианства, до насмешек, осуждений, оскорблений и пренебрежения к верующим как якобы людям отсталым, несовременным и даже вредным. В основе этой вражды лежит человеконенавистническая неприязнь, и не только к людям; как мы уже говорили, и к самой Правде Божией.

Какие же требования предъявляются нам этой заповедью? Любовь к Правде или Истине. Достаточно ли мы любим Правду Божию? Нашу христианскую веру, жизнь по заповедям Христовым? Нет! Господи, прости нас, грешных!

Если бы мы любили Правду Божию, нашу христианскую веру и жизнь по заповедям Божиим, то дорожили бы каждой минутой своей жизни, употребляли бы их на поучение в законе Божием, на молитву, на доброделание, на искоренение бурных наклонностей нашей природы. А мы растворились в любви к миру и «яже в мире». Настолько растворились, что и отличаемся от прочих, неверующих людей только разве хождением в церковь и соблюдением, с большой натяжкой, кое-каких правил церковных и внешних обрядов. Или своей подчеркнуто особой манерой одеваться — может, кто из вас одевал особого покроя черную одежду, заматывал голову черным до кончика носа, одевая на руки четки — это все не соответствует вашему званию и поэтому нелепо, на посмешище неверующим выглядит. Наденет одежду вызывающей формы — и уже думает, что угождает Богу внешностью своей? Кайтесь Господу! Господи, прости нас, грешных!

Ибо еще книжникам и фарисеям, любившим отличаться от прочих своим внешним, якобы благочестивым видом одежды, Господь сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 5. 27, 28). Господи, прости нас, грешных, за это показное благочестие!

Может, кто из вас не воспитал в своих детях в свое время религиозности, любви к храму, веру в таинства Церкви, а теперь настоял насильно на том, чтобы сын или дочь пришли в храм, насильно причастились или повенчались? И они, чтобы как-то отвязаться от ваших настырных просьб, приступили к таинствам без веры, а может, и с кощунством в душе. А вы еще и порадовались об этом их мнимом «обращении к вере». Кайтесь Господу, ибо через это поругана святыня лично вами! Прости, Господи, нас грешных, так неразумно стремящихся исправить ошибки многих лет своей беспечной жизни, когда мы и сами о Боге не думали, и детям не прививали ничего религиозного.

Может, кто из вас сомневался в истинности Церкви, к которой принадлежите по крещению? Сочувствовали сектантам и оторвавшимся от Церкви, самочиникам, раздирающим хитон Христов. Да еще и других смущали своими суждениями и осуждениями, которые определенно далеки от истины, потому что надо многое знать, многое чувствовать, многое понимать, чтобы иметь право не судить даже, а просто рассуждать о Церкви. Господи, прости нас, грешных! Потерявших всякий страх и в дерзости своей зашедших так далеко, что дерзали судить о судьбах Церкви!

Господи, мы все почти поголовно безграмотные или полуграмотные в вопросах вероучения, правил церковных, церковного устава, ни за что не отвечающие перед Господом кроме как за спасение своей души, не имеющие ни малейшего права, морально постоянно привыкли осуждать священнослужителей и добрались в своем осуждении уже до иерархов церковных и даже до главы Церкви — патриарха. Кайтесь!

Неразумные дети церковные, и по положению своему в церкви, как пасомые, и по разуму, как не имеющие ни малейшего понятия о глубине, трудности и величайшей ответственности перед Богом тех, коим Господь вручил «пасти овцы Своя». Наша святая обязанность от всего сердца помогать им своей молитвой за них, а не кидать камнями осуждения в них. И без вас найдутся толпы людей, желающих побить служителей Христовой Церкви «камнями»! Господи, прости нас, грешных!

Мы ругаем, осуждаем тех, кого и без нас презирает и ненавидит неверующий мир, повторяем грех Хама, не покрывшего наготу своего отца — это в том случае, когда осуждаем священнослужителей за обычные человеческие слабости и недостатки. Причем осуждаем с невероятным пристрастием, как будто священник по природе своей телесной не такой же человек, как и мы все. А подумал ли кто из вас, вот вы, грозные и немилосердные судьи, на какое бесчестие среди мира обрекает себя сейчас человек, принимающий сан священника, ведь для нас же, чтобы в храмах служилась литургия, за которой вы причащаетесь святых Христовых Таин, чтобы крестить, соборовать, отпевать, прощать вам грехи, которые кроме священника никто разрешить вам не может! Вот за это-то хоть благодеяние к вам, исходящее от Бога через лиц, принимающих на себя вместе с рукоположением в сан священнический подвиг добровольного мученичества, оставте злое осуждение!

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Если оскорбление, причиненное слугам земного царя, исполняющим его волю, навлекает великое наказание на оскорбителей царских слуг, то какому наказанию подвергнутся те христиане, которые не только не уважают, но даже оскорбляют служителей Царя Небесного!» Господи, прости нас, грешных!

Помните всегда — где нет уважения к священному сану, там нет уважения к религии. Безнравственные люди всех времен ни о чем так не заботились, как ослабить клеветами и злословием уважение к священному сану. Вот кому мы способствуем, осуждая и злословя служителей Церкви! И воображаем, что ратуем за правду! Господи, прости нашу слепоту и крайнее неразумение!

А может, среди вас есть страшные кощунники, которые прикрывая себя видимым хождением в храм, приступают к Таинствам Церкви и особенно к таинству причащения св. Тела и Крови Господней, будучи тайными сектантами или зараженными всякими философскими измышлениями. Не дерзайте и дальше искушать долготерпение Божие. Помните, Бог поругаем не бывает, смотрите, как бы вам не сгореть от прикосновения к св. Тайнам, которые есть «огнь, недостойных попаляяй». Надо, наконец, прозреть, опомниться, искренно лично покаяться священнику, который после покаяния должен еще молитвенно присоединить вас к Церкви, от Которой таковые давно невидимо отлучены Богом. Если кто из вас лично знаком с такими людьми, избегайте общения с ними как от необычайно легко распространимой заразы.

Из жизни праведника любви, кротко, с любовью относившегося ко всем грешникам, побежавшего в горы за разбойником, чтобы отвратить его от греха, апостола Иоанна Богослова дошло одно повествование. Встретившись в бане с одним еретиком, он поспешно сказал своему ученику: «Бежим отсюда, баня может загореться, ибо в ней находится этот нечистивый грешник!». Зачем тебе, православный христианин, или христианка, любопытствовать о ложных вероучениях и водить дружбу с зараженными сектантством? «Хочешь спастись? — спрашивает Иоанн Златоуст,— пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда. Если ты внутри той ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви. Нет ничего в мире сильнее Ее. Она — твоя надежда, в Ней твое счастье».

Возможно, к счастью, среди нас нет таких тайных сектантов и еретиков, и мы со всей искренностью считаем себя православными, т. е. имеющими правильную, истинную веру во Христа. А так ли это на самом деле? Не заменяем ли мы часто веру суевериями, т. е. суетной, ложной верой? Может, кто из вас, не веруя в благой промысел Божий о нас обращался когда к волшебникам, гадателям, ворожеям? Кайтесь Господу, это великий грех! Сам Бог через св. пророка Иеремию говорит: «Не слушайте волхвующих вам, ни чародеев ваших, ни обаятелей, яко лжу прорицают они тая» (Иерем. 27). По правилам св. Церкви, тех, кто обращается к волшебникам и прочим гадателям и ворожеям надо на шесть лет отлучать от св. Причащения. Кайтесь Господу! Господи, прости нам наше недоверие Тебе!

Может, кто из вас ходил заговаривать болезни к разным гадателям, шептунам и бабкам, да еще оправдывался, что они молитвы какие-нибудь читают и крестят больное место. А разве таинство Соборования, установленное Церковью для исцеления больных, менее помогает по воле Божией через благодать Св. Духа получить исцеление? Почему мы, именующие себя христианами, православными, советуем своим ближним пойти к «бабке» заговорить болезнь, а не советуете скорее приступить к таинству Елеопомазания?! Выходит, верите заговорам больше, чем таинствам Церкви?! Господи, пощади нас, грешных!

Мы истинную веру смешали с суевериями, верим всяким силам, предчувствиям, гаданиям, колдовству. Это все наследие нашего языческого прошлого. Прошла 1000 лет после крещения Руси, а все никак не можем отложить суеверия и быть действительно православными христианами!

Второе, что требует от нас восьмая заповедь блаженства, это мужество и твердость, когда нам нужно свидетельствовать об истине или защищать ее. Может, кто из вас изменил когда Христу, малодушно соглашаясь с теми, кто кощунственно осмеивал святое учение, таинства и обряды Церкви. Кайтесь Господу! Господи, прости нас, грешных!

Может, кто из вас в кругу неверующих людей на работе или в общем коридоре, кухне или во дворе стеснялся своей религиозности из боязни прослыть отсталым, неполноценным человеком, боялся насмешек над собой? Кайтесь Господу! Господи, прости нас, грешных, трусливых и малодушных!

Может, кто из вас в жилище своем стыдился или боялся повесить иконы открыто. И ведь все из-за отсутствия веры в Промысел Божий, охраняющий и направляющий нашу жизнь. А вдруг зайдут неверующие сослуживцы, и на работе будут неприятности! Соседи будут пользоваться в любой момент как самым колким и действенным оружием против нас нашей религиозностью, если иконы увидят, оправдываемся мы. Но ведь если во всем наше поведение будет безупречно, то все это будет заключаться в мужественном перенесении словесных издевательств над собой! Никто не выгонит из квартиры, из родного города или села за веру, так чего же вы боитесь? Господи, прости нас, маловерных и безмерно боязливых!

Может, кто из вас боится носить нательный крест? Боитесь пойти с крестом к врачу или в баню? Просите у милостивого Господа прощения в отсутствии решительности открыто исповедовать Его имя, но никогда не ходите, не оставайтесь без креста! Хоть как-то скрытно, но носите крест! В одной из стихир поется: «Ибо крестом ограждаемы, врагу противляемся, не боящеся того коварства и ловительства». Как же может верующий человек быть без креста на груди?! Господи, прости нас, грешных!

Мы не только неверующих боимся, но даже некоторые из нас стесняются перекреститься перед едой в доме, где все знают, что мы верующие, и никто не будет издеваться или смеяться, но в котором сами хозяева не соблюдают этого правила благочестия. Хоть и иконы висят, а рука, как свинцом налитая, не в состоянии подняться для крестного знамения — стыдно своей религиозности, своего молитвенного отношения ко Господу! Вот какие мы, Господи, неверные Тебе! Прости нас, грешных!

Всегда ли мы с благоговением проходим мимо храма или кладбища? Кайтесь Господу, кто и здесь еще пуще боится положить на себя открыто крестное знамение. Прости нас, Господи, грешных!

Может, кто еще каким образом умудрился отречься от Христа? Обязательно покайтесь в этом при получении разрешительной молитвы. Уж очень страшны слова Господа, сказанные без всяких оговорок всем: «Кто постыдится Меня и Моих словес, того Сын Человеческий постыдется, когда приидет во славе Своей, Отца и Святых Ангелов» (Лк. 9, 26). Кто из нас тогда сможет сослаться на незнание этого грозного предупреждения Господа? Господи, прости нас, грешных, за нашу боязнь, стыд и смущение — это верные признаки нашего маловерия!

Умножь в нас веру и всели в сердце мужество и твердость! Подумать только, чего мы стыдимся?! Самого высокого, самого почетного в мире звания христианина, т. е. того, что я — Христа ученик, человек, всей жизнью служащий Высшей Правде.

И, наконец, в-третьих, мы обязаны терпеливо переносить все гонения за правду, соединяя терпение с твердым упованием на Бога. Как же обязывает закон Христов относиться к гонителям Правды? На неприязнь, враждебность мы обязаны отвечать спокойствием и доброжелательностью. Как же мы относимся хотя бы к тому, кто со своим праздным любопытством, зачастую просто со своею невоспитанностью в общечеловеческом понимании этого слова, приезжают или приходят к нам на экскурсии и мешают нам молиться? Не раздражаемся ли мы на них, а при случае даже зло-презло одергиваем, а если дать нам волю, так мы бы вышвырнули их вон и поколотили при этом изрядно их всех! Ну, и кого же мы таким образом порадуем? Только врага нашего из рода человеческого, который питается всякой злобой, ненавистью и неприязнью. И уж никого не привлечем к вере во Христа. И будут только разносить по свету неверующие люди: «Там, в монастыре, в храмах собрались какие-то отъявленно злые старухи и старики». Если из вас кто допускает какую-нибудь бестактность или злобную выходку против какого бы то ни было человека в храме Божием, кайтесь перед Господом! Господи, прости нас, грешных!

На ложь и клевету мы обязаны отвечать терпением, молчанием, или спокойным серьезным объяснением истины, если хватает знаний и ума, и обстоятельства позволяют высказаться. На злобные выходки христианин отвечает по правилу: «отойди от зла и сотвори благо». Надо твердо помнить, что зло никогда не побеждается злом. Апостол Павел наставляет: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (Рим. 12, 17). Лучше самому пережить боль и унижение, чем причинить их гонителю-обидчику нанесением ему ответного удара. Не надо вступать в пререкания и споры о вере: ни желать, чтобы гром и молния поразили наших гонителей и угнетателей, тех упорных, кощунственных безбожников, кто своим глумлением над верой причиняет нам невероятную боль, а надо молиться за них и жалеть их потому, что это самые несчастные люди на земле. Ибо земная жизнь скоротечна, а вечная жизнь бесконечна. Сейчас они упорно противятся Правде, а некоторые открыто гонят Ее. Но когда закроются их очи земные и откроются очи духовные, тогда страшно будет их прозрение! Разве не жаль этих людей? Разве христианское сердце может желать кому-либо вечной погибели и ада? Если мы способны на желание кому бы то ни было такого неисправимого зла, кайтесь Господу! Прости, Господи, наше отнюдь не христианское отношение к неверующим, страдающим такой страшной болезнью души как неверие людям!

Прими нашу молитву, Господи, за них, наших же русских людей, погибающих в неверии в Тебя, как Бога и Творца мира! Открой им глаза, чтобы спала еще при жизни земной пелена с их глаз, чтобы поняли они, Кого гонят и чью злую волю исполняют. Они не знают, что творят! Господи, прости и их, и нас, тем более, что теперешнее поколение людей — это наши дети и внуки, которых мы не воспитали в вере и любви к Тебе!

Девятая заповедь блаженства. «Блаженни есте, егда поносят вас, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради, радуйтесь и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах». Вот обетование великой награды терпеливцам! Посмотрите на нашу жизнь, как мы все тяжко страдаем под игом душевных скорбей. «Все житие наше на земле болезненно и печали исполнено от клеветы, досаждения, и в многих многовидных бед и скорбей! Беды от врагов, беды от сродников, беды от лжебратии терпяще...». «Немощствует бо тело, изнемогает и дух наш». Так молитвенно взываем мы в акафисте перед иконой Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих радосте». Особенно бывают тяжки душевные муки, когда бывают непоняты наши самые возвышенные духовные устремления, т. е. вот то в нашей жизни, о чем Господь сказал в словах: «...на вы лжуще Мене ради». Вот вы, видя несчастье у своих ближних (детей, мужа, родных) спешите в храм, зная, что только молитвой можно им помочь, а те, за которых вы только что молились со слезами, встречают вас дома потоками брани или гневными взорами, раздраженным тоном речей, надутыми лицами только за то, что на несколько часов оторвались от нескончаемого потока суетных дел по дому. «Как больно и горько сердцу!» Вы живете далеко от храма, вас уже пригнули к земле прожитые годы, и потому страшит расстояние. Но желание побыть в храме, помолиться, подать записочку, отслужить молебен, взять святой воды преодолевают все! И вот спешит, как может, такой человек в храм ночью, по плохой дороге, одолевает невероятные трудности в транспорте. И вот входит в храм такой человек, как ходатай перед Богом о всем селении своем, о тех, кто хотел бы, да уже совсем не в силах дойти, и о тех, кто совсем забыл храм; а его осыпают укорами и насмешками: «Ты еще все таскаешься в церковь, сидела бы дома и молилась, вот помрешь где-нибудь на дороге», или — «видно, мало работать пришлось, что еще в такую даль ноги носят».

Как больно сердцу такое непонимание! Непонимание, как любовь к храму позволяет преодолевать, казалось бы, непреодолимое!

Вы дорожите святынькой, хранящейся в доме: иконкой-благословением, Евангелием, святой водичкой — и какими словами можно передать душевную муку тех, кто однажды придя домой видит полное разорение дорогого уголка, над вашей святыней надругались самые близкие вам люди!

Вы бескорыстно, по чувству жалости и сострадания, ради Христа помогли кому своим трудом, а вас оклеветали, обвинив в корысти, нечестности, заподозрили невесть в какой грязи... Как тяжело перенести такую клевету!

Вы стремитесь чем-то послужить в храме, обители, делаете это все от сердца, с большой любовью, вкладываете в дело все свои таланты, все способности души и физические возможности тела. А вас упорно отказываются понимать, все гонят, поносят и всячески физически толкают, пнут, что-нибудь уронят на вас. Сколько мужества требуется, чтобы не бросить дела, не охладеть, не отчаяться, и, главное, не возненавидеть гонителей! И сколько еще бывает всяких непониманий, ложных представлений, немыслимых обвинений, порождающих невыразимые муки души, те злострадания, кои превышают страдания мученические и превосходят подвиги христианских подвижников первых веков.

Вот мы и подошли к концу нашей исповеди, которую сегодня построили на исполнении заповедей о блаженствах. И, наверное, каждый из вас, кто искренно каялся, понял, что он «пуст и наг» добродетелей духовных. Как будто можно придти в отчаяние. Что же нам, грешникам, делать. Мы же ни на что не способны, Господи! У нас нет ни смирения, ни кротости, ни чистоты сердечной, ни любви, ни плача даже о грехах! А в ответ на такой полный отчаяния вопрос один из подвижников благочестия отвечает: «Если не можешь принести Господу ничего другого, то принеси Ему свой жизненный крест и свои страдания». О пользе для нас страданий говорить можно очень много. А так как сейчас таинство исповеди, т. е. проверка нашей совести, духовная лечебница и баня, смывающая скверну нашего сердца, то нам надо чистосердечно признаться перед Господом, что мы не умеем терпеливо, по-христиански нести обиды, неприятности, несправедливости. Мы все — величайшие ропотники! Кто из нас принимает скорби с радостию, как лекарство очистительное от самого Господа, а в обидчике видит своего небесного друга и целителя? Прости нас, Господи, мы крайне малодушны!

Мы непомерно сетуем, даже до расстройства здоровья, мы оскорбляемся на обидчиков, мы ожесточаемся сердцем и становимся сами нетерпимы по отношению к людям, потому что мы жадно кидаемся на жизнь, на счастье, суетное, пустое, кратковременное, как сон. Ставим его выше всего, выше Церкви, Бога, любви ко Христу, и обрушивающееся несчастье застает нас врасплох, озлобляет и огрубляет нас! Мы проливаем слезы, пот и кровь, здоровье теряем, но, увы, Господи! Пот проливаем с внутренним противлением, злобой, проклятием. Слезы — от обиды, злобы, досады, невозможности отмщения. Кровь (перенесение болезней) — без веры, и потому ничего доброго душа наша не приобретает.

Между тем, то, с каким настроением сердца и души мы переносим страдания, является пробным камнем нашего духовного роста. Мужество пред ними, готовность на них — вот знак «правильной души». Мужественные души инстинктом ищут жертвы страданий и духовно крепнут в испытаниях. «Ибо кратковременное страдание наше производит в безмерном прибытке вечную славу» (2 Кор. 4, 6). И не только страдания, приходящие извне, но всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва, немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас» (С. А. Ельчанинов). Господи, прости нас, слабых духом!

Может, кто из вас, не выдержав тяжестей скорбей, покушались мысленно на свою жизнь, думали о самоубийстве, изыскивали в мыслях своих способы прекратить свои страдания прекращением жизни, думая при этом еще и досадить обидчикам. Господи, прости нас, грешных!

Да и отдельно подходя к разрешительной молитве надо лично покаяться священнику, ибо это страшный грех, приводящий к вечной гибели.

Мы еще как-то терпим то, что сами невнимательной жизнью на себя навлекаем. А ведь там, на небе, только тогда начинается некоторая оценка нам, когда мы что-нибудь невинно терпим, и терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание (Еп. Варлаам). Вот мы, к великому прискорбию, все живем в суете, копошимся в узком понимании происходящего с нами, нам больно в душе от всяких скорбей и бед. Мы все ждем мирного, тихого благополучия земного, приходит скорбь, и мы малодушествуем! А апостол Павел, раскрывая великий смысл страданий христианина, говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил., I, 29). Слышите? «Дано» страдать за Господа, как великая милость, дано веровать и страдать! Как говорит пр. Исаак Сирин: «Более всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Господом скорби за Него, и более всех благоуханий — запах пота их».

Апостолы пишут еще: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и явлении славы Его возрадуйтесь и восторжествуйте» (Петр. 4, 12; 13). Задумывались ли вы над этими словами св. Писания? Нет, Господи, многие из нас впервые сознательно слушают их, несмотря на свои уже седые головы, прости нас, грешных! А ведь это доступно всем нам и находится все в той же книге, Евангелии, которое пылится у нас на полках.

То, к чему мы идем, слишком высоко, а то, что мы здесь оставляем, слишком ничтожно. В этом мире ничтожны все наши добродетели, ничтожно все наше понимание истины. И потому нет на земле высшей красоты, чем страдание правды, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания (Арх. Иосиф III). Вот как мыслят и говорят великие мужественные христианские души! Господи, прости нас, грешных! Как далеки мы от таких понятий жизни христианской!

А спастись каждый из нас желает. По словам Иоанна Златоуста для христианина имеются три условия для спасения: не грешить; согрешив, каяться; кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби. А кто может сказать, что он кается достаточно усердно?

Отсюда путь избавления от страданий за свои грехи есть покаяние. Если же нет достаточного сознания греха, нет силы нести деятельное глубокое покаяние, сила которого должна быть соразмерна степени греха, то надо в смирении принимать посылаемые страдания и благодарить за них как за милость, как за признак заботы о нас Бога. Господи, прости нас, грешных!

Грехов наших неисчислимое количество, понятия наши о духовной жизни, христианском миропонимании чрезвычайно малы. Аптека же с духовными лекарствами против недугов наших греховных неисчерпаемо богата и находится в духовной лечебнице — Матери-Церкви! Можно еще очень долго и много говорить на пользу душевную с вами. Однако, время уже давно истекло. Господи, прими наше покаяние!

Сейчас уже каждый должен явить Тебе, Господи, твердую решимость отречься от греха, возненавидеть грех, переломить жизнь свою. И эту решимость подтвердить клятвой, поцеловав Крест и Евангелие в том, что я обещаю, клянусь исправить свою жизнь. Господи, я искренне хочу так! И молю Тебя, помоги мне сдержать клятву мою! Господи, прими нашу молитву! Господи, мой Господи, я — бездонная пропасть греха, куда ни посмотрю в себя — все худо, что ни припомню — все не так сделано, не правильно сказано, скверно... И намерения, и расположение души моей — одно оскорбление Тебе, моему Создателю, Благодетелю! Пощади меня, Господи Иисусе Христе, Боже наш! Я, как ничтожный человек согрешил, Ты же, как Бог щедрый, помилуй меня! В покаянии прими мя. Дай мне время принести плоды покаяния. Не хочу больше грешить, не хочу оскорблять Тебя, Господи! Допусти меня до причастия Святых Таин, да снизойдет на меня через Них Твоя сила благодатная! Истреби живущий во мне грех. Живи во мне, бессмертный Господи, чтобы ни жизнь, ни смерть не разлучили меня от Тебя! Ими же вси судьбами, как хочешь, как знаешь, только спаси меня, бедного грешника! И благословлю, и прославлю пречистое имя Твое во веки. Аминь.

Некто вопросил великих: «Как спасутся христиане последних веков, ибо нет уже арены открытого мученичества, когда исповедников христовой веры забивали в колоды, бросали в темницы, распинали на крестах, отдавали на растерзание зверям, колесовали, отсекали руки или постепенно все члены тела, прободали копьями, обливали кипящим оловом или маслом, спускали в кипящие котлы, сжигали на сковородах. Ибо никто уже не в состоянии понести тех трудов и подвигов покаяния и очищения своих душ, какие понесли подвижники первых веков христианства, о которых до нас дошли сказания, кажущиеся нашему сознанию почти невероятными?». И получил ответ: «Они будут спасены терпением душевных скорбей! И те, кто понесет эти скорби душевные мужественно и терпеливо, получит венцы большие, чем те, что спал на земле, вкушал пищу раз в неделю, стоял на столпе в молитвенном подвиге всю жизнь».


Другие статьи автора: