СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

Прилежание и труд, а более молитва все преодолевают

Преподобный Сергий (память 25 сентября), Радонежский чудотворец, в отроческих летах обучался чтению и пению вместе с братьями своими, старшим Стефаном и младшим Петром. Но сколь счастливо они успевали, столько Сергий был неудобопонятен, и отнюдь не мог достигать своих сверстников — за что и от родителей был, как ленивый, укоряем и наказываем от учителя. Нестерпима горесть для благонравного отрока, когда всем сердцем и душею желает снискать просвещение, но какими-либо естественными затруднениями от того удерживается. Но чего не преодолеет прилежание и труд, а более молитва, от усердной души восходящая к Отцу светов?

Возбуждаемый нетерпением получить истинную мудрость, юный Сергий изыскивает благонадежное средство: возстает на молитвы, прибегает к Тому, Иже просвещает всякого человека, грядущего в мир, просит с пролиянием слез, да отверзет его разум разуметь писания и стесняющие его узы да расторгнет. Близ Господь всем призывающим Его: Он скоро открывает Сергию благоприятный случай.

В один день сетующий отрок, послан будучи отцом своим для сыскания коней, и ходя по разным местам, увидел некоторого старца, саном пресвитерским почтенного, благообразного и душевною добротою сияющего, который, стоя под дубом, молился Богу вездесущему. Сергий приблизился к нему и ожидал конца молитвы, не дерзая возмутить его Божественного размышления. Но когда старец престал от молитвы, сам вопросил святого отрока: «чего ищешь, или чего хочешь, чадо?». Сергий, хотя послан был искать коней, но имея всю душу, объятую желанием учения, отвечал старцу: «более всего желает душа моя изучиться грамоте; и я весьма скорблю, что не имею к тому понятия».— Старец, услышав доброе намерение отрока и проникнув сквозь завесу его лица доброту его души, воздвиг очи и руки свои на небо и произнес прилежную молитву, испрашивая юному Сергию просвещение свыше. После того дал ему часть просфоры, повелев ее съесть, и сказал: «сие тебе дается в знамение благодати Божией и разумения Святого Писания».

С того времени дар Божий воздействовал в юном. Сергии, и светом слова Божия просветилась мысль его, что вскоре сделался он первым своего времени наставником и просветителем.

Училище благочестия или примеры христианских добродетелей, с. 453.