СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

Торжество христианского смирения

Святая Мелания старшая, происходившая из знаменитейшего в Риме дома, дочь и вдова сенаторская, оставив свое отечество, странствовала всюду, единственно для украшения святых храмов и утешения страждущего человечества: посещала святых отцов, в Нитрийской горе обитающих, благодетельствовала церквам и обителям, наполняла благотворениями темницы и, наконец, остановившись в Иерусалиме, через тридцать семь лет была совершеннейшим образом страннолюбия Авраама: питала, успокаивала, утешала и напутствовала всех туда приходящих от востока и запада, от севера и юга.

Подвиг по истине достойный, чтобы сопровождать на него с большим благоговением, чем с каким сопровождают военоначальников на поражение супостата идущих! И — святой Мелании была воздана честь эта... Павлин, епископ Ноланский, которого она в своем путешествии посетила первого, это зрелище описывает следующим образом: — «все родственники праведной, то есть все особы, бывшие тогда знаменитейшими в Римской империи, вышли к ней навстречу и сопровождали ее с великолепием, приличным столь великой особе. Дорога Аппиева покрыта была золотыми и блестящими каретами, лошадьми богато убранными и великим числом колесниц всякого рода. Посреди этого пышного шествия ехала одна госпожа, достопочтенная по ее летам, а еще более по ее важному и кроткому виду, сидящая в простой коляске и одетая в простое шерстяное платье. Однако же очи всех обращены были на смиренную Меланию. Никто не смотрел ни на злато, ни на шелк, ни на пурпуровые одежды, которые блистали по всем сторонам, простая одежда помрачала весь этот тщеславный блеск; можно было, на сей раз, видеть в детях ее и родственниках то же презрение к блестящей суетности, которое показывала их мать, оставив и поправ это, дабы сердце чисто и дух сокрушен принесть в жертву Богу. Вельможи и госпожи, которые составляли великолепную свиту, не только не стыдились этого низкого и в очах света презренного состояния, в котором видели святую вдовицу, но еще вменяли себе в честь подходить к ней и прикасаться к ее одеянию, думая, что через смиренное и почтительное уничижение они очищали гордость их богатого и блестящего состояния. Таким образом пышность Римского величия засвидетельствовала, в этом случае, свою преданность убожеству Евангельскому.

Училище благочестия или примеры христианских добродетелей, с. 496.

Спаситель и св. благоверный князь Глеб. Роспись из Владимирского собора в Киеве.

Спаситель и св. благоверный князь Глеб. Роспись из Владимирского собора в Киеве.