МЕСЯЦЕСЛОВ

Ю. Жадовская

Рождество Пресвятой Богородицы

Молитва Божией Матери

 Мира Заступница, Мати всепетая!
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой.

Если постигнут меня испытания.
Скорби, утраты, враги,—
В трудный час жизни, в минуту страдания,
Ты мне, молю, помоги.

Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи;
В Царство небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи.

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое».
(Молитва на Рождество Богородицы).

 В обетованной земле, данной Богом Израильскому народу, в горах, окаймляющих с севера Ездрелонскую долину, находился галилейский город Назарет.

Незадолго до Р. X. в Назарете жила благословенная Богом чета — Иоаким и Анна.

Эта чета происходила из древнего царственного рода Давидова. Иоаким — из колена Иудова; имел родоначальником царя Давида, а Анна была младшая дочь священника Матфана, от племени Ааронова.

Святая чета жила в изобилии — Иоаким был человек богатый и имел много стад. Но не богатство, а высокое благочестие отличало их между другими.      

Вся жизнь супругов была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердной любви к ближним. Они ежегодно отделяли две трети своих доходов, из которых одну жертвовали в храм, а другую раздавали бедным. Ведя жизнь по духу Закона Божия, благочестивые супруги, по-видимому, были вполне счастливы; но неплодство Анны беспокоило и омрачало святые сердца. В то время каждый еврей надеялся через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа, Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роду должен был родиться Христос.

Много и усердно молились супруги, чтобы Бог даровал им детей; но прошло 50 лет их брачной жизни, а неплодство Анны не разрешалось. При всей кротости и преданности воле Божией супруги не могли не огорчаться тем пренебрежением, которое выражали им соотечественники, упрекая их в бесчадии.

В один из великих праздников св. Иоаким пришел в Иерусалимский храм с намерением принести сугубую жертву Господу. Каково же было огорчение праведного мужа, когда некто Рувим, осуждая его, стал презрительно отклонять приношение Иоакима. Этот упрек поразил сердце праведника. Ему представилось, что он, быть может, до такой степени грешен, что гнев небесный справедливо преследует его, наказуя бечадием. Опечаленный и подавленный, Иоаким отправился в дальнюю пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве ко Господу, призывая на себя Его милосердие и омывая горькими слезами свое бесчестие. Между тем слух о происшедшем с Иоакимом достиг благочестивой Анны, остававшейся дома. Узнав подробности, она предалась неутешной скорби, считая себя главною виновницею постигшего их горя. Во все время разлуки с мужем она не осушала слез, не вкушала пищи, и, подобно матери Самуила, в томительной тоске просила Бога: «Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Все в природе рождает и воспитывает, все утешаются детьми, лишь я одна не знак) этого наслаждения. Не могу сравнить себя ни с птицами небесными, ни с зверями лесными: те и другие приносят плод свой Тебе, Господи, лишь я одна остаюсь бесплодною! Да будет рожденное мною принесено в дар Тебе, и да благословится и прославится в нем Твое милосердие»! Едва Анна произнесла эти слова, предстал перед нею Ангел Божий. «Молитва твоя услышана,— сказал ей небесный вестник,— воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Ее благословятся все роды земные, Ею достся спасение всему миру и наречется она «Мариею». (По словам Святых Отцев «Мария» значит «госпожа»).

Печаль св. Анны обратилась в радость, излившуюся в восторженной благодарности Богу. Ангел Божий, после благовестия св. Анне, явился и св. Иоакиму в пустыне и сказал ему: «Бог милостиво принял молитвы твои; жена твоя Анна родит дочь, о которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих: иди в Иерусалим и там, у Золотых ворот, ты найдешь жену свою, которой возвещено то же самое».

Объятые благоговейной радостию, встретились супруги на указанном Ангелом месте и возблагодарили Господа своего.

Вскоре святые Богоотцы увидели над собою совершение этого чудесного обетования: в девятый день декабря православная Церковь празднует зачатие Пресвятой Девы Анною и воспевает: «Анна ныне растить начинает божественный жезл (Богородицу), прозябший таинственный цвет — Христа, всех Зиждителя».

Нельзя не благоговеть пред этим чудным зачатием и не видеть в нем необычайных и великих целей Божественного Промысла. Бог видимо хотел приготовить к вере в будущее, еще более чудное — зачатие и рождение единородного Сына Своего: «таинству — как поет св. Церковь — предтечет таинство». «Дева Мария родилась от бесплодной,— говорит св. Иоанн Дамаскин,— потому чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под Солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему».

По прошествии дней чревоношения благовестив Ангела исполнилось, и св. Анна в 8-й день сентября родила дочь. Явное чудо милости Божией прежде всего обратило очи родителей, полные слез благодарности, к небу. Св. Иоаким благоговейно взывал к Всемогущему Богу: «Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь из бесплодных чресел плод, на радость нам».

Когда настал 15-й день по рождении младенца, то, по обычаю иудейскому, новороженную дочь назвали именем «Мария», данным Ей от Ангела еще прежде зачатия. Св. Младенец был храним и воспитываем со всею нежностью и заботливостью благочестивых родителей и со дня на день видимо укреплялся.

По достижении Мариею двухлетнего возраста св. Иоаким хотел исполнить над благодатною дочерью обет посвящения Ее храму. Но св. Анна, как по чувствам нежной матери, так и из боязни, чтобы дитя не соскучилось по дому и не стало бы искать родителей, упросила супруга отложить посвящение еще на год. В это время в благословенном младенце Деве Марии начали уже развиваться те силы ума и сердца, которые предупредили возраст, и родители стали все чаще внушать Ей, что Она посвящена Богу еще до рождения, и, как Божие дитя, должна разлучиться с ними и быть у Господа в храме; что там Ей будет гораздо лучше, чем у них. И если Она будет любить Бога и следовать закону Его, то Бог сделает для Нее гораздо более, чем отец и мать.

Так св. Иоаким и Анна приготовляли своего младенца, будущую Богоматерь, Пречистую Приснодеву Марию, к посвящению Богу.

«Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы», Москва, 1897 г., стр. 33—44.