МЕСЯЦЕСЛОВ

В. В. Антонов

Слово о святом благоверном князе
Александре Невском

Вид Федоровского монастыря в Городце, где умер св. Александр Невский.
Вид Федоровского монастыря в Городце, где умер св. Александр Невский.

 

Каждое время имеет свой духовный идеал, воплощенный не в абстрактных понятиях, а в конкретной личности — современной или исторической. В Европе XIX века то был полководец в лице Наполеона, путешественник в лице Ливингстона, ученый в лице Пастера. На этот идеал ориентировалась молодежь, он считался олицетворением лучших мечтаний народа. Без идеала, понятного самому простому человеку, не может жить никакая нация, великая или малая, и не может достойным образом жить отдельный человек.

И наше Отечество всегда стремилось к идеалу. Но в отличие от Запада, где после Средних веков идеал святого и праведника постепенно начал вытесняться светским героем, русский народ веками хранил верность названному идеалу и потому чтимые в стране святые: кроткие отроки Борис и Глеб, мудрый Владимир — Красное солнышко, жертвенный митрополит Гермоген, исполненный утешительной любви к людям Серафим Саровский были теми образцами для подражания, которые формировали душу и сердце народные. В них народ видел пример как нравственного подвига, так и путеводную нить в своей повседневной жизни.

Св. Александр Невский занимал в этом сонме народных гёрбев особое место. Разве мало было на Руси князей-воинов, отважных защитников Отечества, разве мало искусных дипломатов, принесших много пользы стране, разве мало было умелых и справедливых правителей, чьи имена надолго запечатлелись в народной памяти? Были все — и первые, и вторые, и третьи. Но народ в своем почитании запомнил и отобрал одного — может быть, не самого великого в воинском деле (были у нас и более опытные), не самого искусного в дипломатии и не самого удачливого администратора. Однако народ своим сердцем выбрал того, в ком увидел вполне осуществленным свое идеальное представление о защитнике родной земли мечом и словом, о справедливом правителе и христианине на княжеском троне. Слившись вместе, эти представления создали образ благочестивого князя, о котором пришлось вспомнить и в самую тяжкую годину последней войны.

А ведь князь прожил всего 44 года, короткую, по нашим понятиям, жизнь! Многие из нас уверены, что в эти годы еще многое впереди, еще столько предстоит сделать. А у св. Александра Невского в эти годы все уже было позади и его имя вошло в историю. Верно, что в те времена люди жили меньше, но зато насыщенней, хотя не каждый жил так, как благоверный князь — для своего народа и родной Руси, из которой несколько веков спустя выросла великая Россия.

То далекое время кажется нам тяжелым, но не столь уж решающим для судьбы Отечества. Однако, на деле, в XIII веке решалось быть или не быть будущей России. В 1224 году русские потерпели страшное поражение на Калке, а через тринадцать лет, когда юному Александру минуло всего 18, войско Батыя обрушилось на Русь. «От множества воинов земля стонала» — кочевники никому не давали пощады. Через три года от цветущего государства остались лишь воспоминания, уцелел один Новгород. Ни прежде, ни потом не испытывал русский народ такого огромного по размерам бедствия.

С Запада ему тоже грозила беда — германцы продолжают теснить славян, навязывая им также чуждую веру. Опустошенная, раздробленная Русь вот-вот, казалось, падет и прекратит свое историческое бытие, блеснув яркой кометой на европейском горизонте. Но когда монголы готовятся уничтожить южно-русские княжества, приходит первый для русского оружия успех — одержана победа на Неве. «Римляне побеждены и посрамлены», радостно восклицали новгородцы, поняв, что дан первый отпор грозному «Дранг нах Остен». Затем последовало Ледовое побоище, задержавшее на века германское продвижение на Восток и оградившее наше Отечество от порабощения Западом. Не будь этой победы, новгородским и псковским землям была бы уготована участь онемеченной Прибалтики.

Заметим, неутомимо сражаясь, св. Александр Невский вел всякий раз на Западе оборонительную войну, не стремясь к захватам чужих владений. К оружию его заставляет прибегать только необходимость самозащиты. Но взявшись за меч, он уже не останавливается на полпути, не довольствуется частным успехом, а стремится достичь прочных результатов, привести врага в чувство. Так и позднее поступали наши предки. Вспомним войну с Наполеоном, когда, взяв Париж и будучи в Европе главной военной силой, русские вернулись в свои пределы. Или балканскую войну, когда, сломив турок и видя пред собой стены Константинополя, наша армия принесла свободу Болгарии и ушла назад в Россию. Благородство было всегда характерно для каждого великого народа.

Но благородство это всегда на Руси сочеталось с решимостью. Если требовалось взять меч, Александр не колебался, ибо зло и опасность для Отечества можно и нужно порой остановить одною силою. И будучи православным христианином, т. е. признавая кровопролитие за грех, князь все-таки брал этот меч, дабы защитить от ворога своих ближних, зная хорошо, что нет большего нравственного подвига, чем отдать жизнь «за други своея». То была жизнь не только его близких, его Новгорода, но всей страдающей в те годы Руси, и за нее будущий святой шел на бой, потому что любовь к земле предков, своего народа была для него святой и великой.

Ради этой любви и в соответствии с Евангелием князь избрал и другой путь — путь мирный, путь смирения перед страшным врагом с Востока — монголами, ибо не было тогда у опустошенной и разоренной страны возможности противостоять этой силе. И он едет в ставку Батыя, а затем дважды «избави ради христиан»— в далекие монгольские степи. Став посредником между ханом и русским народом, Александр мог крепить свою власть и требовать от народа большего себе повиновения. Подчиняясь сначала необходимости и внешней силе, народ постепенно осознавал благотворность сильной государственной власти и таким образом позорное иго стало для него школой исторического воспитания.

Хотя велики и достославны заслуги князя Александра как защитника Руси от ее врагов, Церковь наша прославила князя и за другое — за его смирение перед Всевышним, кроткое служение ближним, милостивую помощь, оказанную народу в дни многочисленных испытаний и бедствий.

«Был он иеролюбец и мнихолюбец, и нищих любил, а митрополита и епископов чтил и слушал их, как Самого Христа»— пишет летописец. «Как отец заботился он о народе...» Казну князь щедро расточал на выкуп пленных, которых татары толпами уводили в Орду. При помощи митрополита Кирилла он добился у хана разрешения открыть в Орде Сарскую и Подонскую епархию, священники которой окормляли остающихся в плену и обращали в Православие татар. Удалось добиться и другого — отмены службы русских в татарской армии. В краткие передышки между вражескими набегами строил Александр города, храмы; улаживал междуусобицы, которые тяжко отзывались на народе.

«Князь благ в странах, не сбирая богатства и не презря кровь праведнику, сироте и вдовице вправу судя, милостолюбец, и не златолюбец, благ домочадец своим...». В этих летописных словах раскрыта доброта князя, запомнившаяся народу. А как много было в те тяжелые времена на Руси сирот и вдов! Только Церковь, да княжеская власть были им ощутимой поддержкой. Из своей казны, истощенной походами, Александр уделял часть нуждающимся, пресекая одновременно притеснение их и лихоимство.

Будучи верным сыном Православной Церкви, Александр резко отверг притязания папы и римских миссионеров —«в вашем учении не нуждаемся и не примем его», хотя велик был соблазн ценой уступок в вере замириться с немцами и получить от них какую-то помощь для борьбы на Востоке. Выдающийся современник — князь Даниил Галицкий поддался этому соблазну, но, увы, не получил от Запада желанной помощи, ибо не в укреплении Православной Руси заинтересован Запад, как тогда, так и теперь. И этой твердости в православной вере учит нас наш святой покровитель сегодня, когда западные конфессии снова увидели в нашем Отечестве территорию для экспансии.

Какой высокой была семейная жизнь князя, видно из того, что обе его супруги: княгини Александра и Васса, похороненные в Княгининском Успенском монастыре во Владимире, чтутся местно, а младший сын — князь Даниил Московский, родоначальник московских великих князей и царей, причислен клику общерусских святых. Немного было позднее на Руси княжеских семей, где благочестивый образ жизни произвел бы столько святых праведников. Единственно небесной помощи и святым молитвам приписывал благочестивый князь все, что ему удавалось свершить, начиная и завершая все свои дела в храме Божьем.

Почувствовав приближение смерти, князь, по обычаю того времени, просил постричь его в иночество и схиму с именем Алексия. В тот миг, когда он умер, митрополиту Кириллу было видение: перед ним как живой, но в неземном сиянии, появился великий князь. Митрополит понял, что доблестного защитника Отечества не стало, и со слезами произнес: «Зашло солнце земли русской!» Именно так, как общенационального героя, воспринимали уже тогда русские люди Александра Невского, чтобы вскоре почитать его как общенародного святого.

Для вас он также — святой покровитель города и края. Здесь, почти с самого основания города, почивают его святые мощи; здесь стоит лавра его имени, в которой этим летом торжественно праздновался юбилей Невской битвы. Некогда, 12 сентября, день перенесения мощей в Санкт-Петербург, отмечался грандиозным крестным ходом от Исаакиевского собора по Невскому к лавре. Во время его раздавались чудесные звуки акафистного пения:

«Радуйся, о благе народа усердно в житии своем пекийся!
Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения!»

В этих словах в сжатом виде заключается смысл жизни и подвига житейского святого благоверного великого князя Александра Невского.


Другие статьи автора: